На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
НА С Т Р А Ж К З А П О Л Я Р Ь Я 4 апреля 1941 f . # ? • (907В) - С отчетно-выборных комсомольских собраний В БЮРО ИЗБРАНЫ ЛУЧШИЕ ОПЫТНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (Младший сержант Петров более двух лет является секретарем комсомольской орга низации подразделения. За это время он накопил большой опыт массовой работы, заслужил авторитет товарищей. Добившись высоких показателей в боевой и политиче ской подготовке, тов. Петров передает свои знания бойцам, помогает отдающим под тянуться до уровня передовиков. Он так же добросовестно выполняет обязанности заместителя руководителя политзанятий. На стчетаю-выборном комсомольском собрании опытный организатор, пример ный воин Петров вновь избран секретарем комсомольской организации. Младший сержант А. КНЯЗЕВ. ЕДИНОДУШНО Члены ВЛКСМ Денисов, Озеров я Сила- ков отлично изучили ввернную им боевую технику, показывают пример в поведении. Недавно им присвоено очередное воинское звание «таллий сержант». Сержант Мартеасьяно© — один ив луч ших младших командиров. В совершенстве овладев радиотехникой, он умело передает свои знания подчиненным. Тов. Мартемья- нов — активный общественник. Являясь членом бюро ВЛКСМ и помощником руко водителя политзанятий, он с честью вы полняет все поручения и обязанности. На состоявшемся отчетно-выборном со брании комсомольской организации эта то варищи единодушно избраны в состав но вого бюро. Младший сержант К. АПАТОВ. ПРИМЕРНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ На отчетно-выборно?* собрании комсо мольской организации, где секретарем офицер Иванов, комсомольцы ставши в пример другим члена ВЛКСМ т. Пушкина. Когда стали выдвигать кандидатуры в списки для тайного голосования, фамилия Пушкина была названа одной из первых. Он избран в состав нового бюро. Старший матрос С. ПРЕСНУХИН. Большая активность Чисто прибранное помещение. Развеша ны лозунги, плакаты, диаграммы. Сюда собрались комсомольцы на отчетно-выбор- ное собрание. С отчетным докладом выступил секре тарь комсомольской организации тов. Ма каров. Он рассказал, как комсомольская организация помогала командованию в вы полнении боевых задач, отметил лучших комсомольцев Беляева, Мордвинова, Но вака, Серегпчееа, Быкова, Пащевко, Доро- шина и других, которые добросовестно вы полняли все поручения. В развернувшихся прениях были подвергнуты критике недостаточная забота бюро о молодых комсомольцах, несерьезное отношение комсомольцев Носкова и Сави нову к своему служебному долгу. — Бюро не с полной энергией проводи ло массово-политическую работу с моло дежью, — сказал то®. Шинкович. — В подразделении редко проводились громкие четки художественных прошведеннй, нет кружка самодеятельности. В шиле бюро избраны отличники боевой п политической подготовки — кандидат в члены ВКП(б) Пащенко, комсомольцы Те рентьев, Воеводин и другие. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. Марксистско-ленинская учеба офицеров Советский офицер является офицером армии новогочтипа — армии социалисти ческого государства. Os не только военный специалист, а боевой и политический ру ководитель части, корабля. Ему поручено воспитание и обучение советских воинов. 8 а их идейное воспитание, боевую выучку советский офицер несет ответственность перед Родиной. Советская Родина, партия и правитель ство, советский народ облекли ваш офи церский состав великим доверием и созда ли для его успешной деятельности все не обходимые условия. Чтобы на деле оправ дать ©то высокое доверие Родины, весь офицерский состав должен быть во всех отношениях высокоидейным, передовым, сознательным отрядом советской интел лигенции, каждый советский офицер дол жен быть глубоко убежденным борцом за светлое будущее человечества — за ком мунизм. Советскому офицеру, воспитанному большевистской партией и Советским госу дарством, чуждо пренебрежительное отно шение к своему военному, политическому и культурному росту. Одной из характер ных черт офицера Советских Вооруженных Сил является стремление в постоянному совершенствованию своих военных и по литических адаииЗ, как необходимому ус ловию . успешного выполнения воинского долпа перед Родиной. Для советского офицера интересы Ро дины, интересы народа превыше всего. Он все делает для того, чтобы еще больше возвеличивать ваше социалистическое го сударство, государство мира и прогресса, он не покладая рук трудится над укрепле нием боевой мощи Советской Армии и Военно-Морского Флота — верной гаран тии обеспечения мирного созидательного труда советского народа, обеспечения го сударственных интересов Советского Сою за. Для того', чтобы советский офицер был в состоянии успешно выполнить постав ленные Министром Вооруженных Сил СССР задачи перед Советской Армией и Военно-Морским Флотом, он должен всегда и везде оставаться на высоте своего поло- ения, правильно понимать политику на шей партии и проводить ее в жизнь, вос питывать подчиненных. Для этого необ ходимо повседневно, упорно и настойчиво изучать марксистско-ленинскую теорию, никогда не останавливаться на достигну том, иметь большевистское чувство нового. Для постоянной и плодотворной работы офицерского состава над повышением сво их политических знаний у нас созданы большие возможности. В каждой воинской части, на каждом корабле имеются бога тые библиотеки с достаточным количест вом марксистско-ленинской литературы и учебных пособий к вей, а в крупных гар низонах имеются хорошо оборудованные парткабинеты, где проводятся консульта ции, лекции и доклады. По установленно му распорядку дня в распоряжение офи церского состава выделяются три вечера в неделю для теоретической учебы. Установлен порядок марксистско-ленин ской подготовки офицеров. Для глубокого изучения марксистско-ленинской теории определен испытанный метод большевист ской партии — метод самостоятельной работы над кщгой. Классно-групповые за нятия, которые проводятся два раза в ме сяц, имеют целью закрепить и углубить знания, полученные методом самостоятель ной учебы каждого офицера. Однако в среде офицерского состава имеются отдельные люди, которые фор мально, беззаботно относятся к своему по литическому росту, систематически не учатся, а продолжают жить старым бага жом. Все они, как правило,. эту бездея тельность пытаются прикрыть об’ектив- ными причинами: «перегруженностью», в работе и «отсутствием времени». Несостоятельность, выставляемых ими аргументов ясна сама собой. Подобные ссылки лишь показывают вх, как людей, не умеющих организовать свое служебное и свободное время. Майор тов. Галышев не менее других загружен служебными делами, но он всег да находит время для систематической ра боты над повышением своего идейно-поли тического уровня. Он с большой тщатель ностью готовится к каждому классно-ipyn- повому занятию ж в выступлениях пока зывает глубокие знания марксистско- ленинской теория. Офицера Гальппева можно очень часто видеть, когда он до позднего времени работает над книгой. То же можно сказать о молодом офицере старшем лейтенанте тов. Ломове. Он систе матически и глубоко изучает историю партии и вопросы текущей политики. По изученным им главам «Краткого курса истории ВКЩб)», отдельным трудам Ленина и Сталина, политическим докла дам деятелей нашей партии и правитель ства у него имеются конспекты. Офицер Ломов свободно ориентируется в происхо дящих событиях внутри нашей страны и за ее рубежом, правильно понимает их и отсюда делает необходимые выводы для своей практической работы. — Изучение марксистско-ленинской теории, — говорит офицер Ломоз, — стало моей повседневной потребностью. Получен- лые знания помогают мне в работе. Вот почему повышение военных п политиче ских знаний я считаю свопм прямым служебным долгом. И это неоспоримо. Тов. Домов является дисциплинированным, примерным офице ром, все задания по службе исполняет ак куратно, точно и в еров. Повышению политических знаний офи цера Ломова способствует чтение художе ственной литературы. Он только за январь и февраль прочитал такие произведения, как «Дело Артамоновых» — Горького, «Воскресенье» — Толстого, «Угрюм-река» — Шишкова, «Дни и ночи» — Симонова и другие. Ломов — молодой офицер. Кропотливая работа над изучением марксистско-ленин ской теории сказалась на его политиче ской активности. Он участвует в партий ной работе, добросовестно выполняет каж дое партийное поручение. Совершенно иное положение у тех офи церов, которые не работают над собой. Старший лейтенант Смирнов находится в одинаковых условиях с тов. Ломовым, од нако над собой работает очень мало, на классно-групповые занятия является ред ко, а если присутствует на них, то без необходимой подготовки. Поэтому не слу чайно офицер Смирнов и в практической деятельности не проявляет должного чув ства ответственности за выполнение пору ченного дела: он допустил недостойный проступок при исполнении служебных обя занностей. Этого не случится с офицерами, которые правильно понимают требования больше вистской партии по вопросам идейного воспитания. «Нужно призвать, как аксиому, — го ворит товарищ Сталин, — что чем выше политический уровень и марксистско- ленинская сознательность работников лю бой отрасли тоударственной и'партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты рабо ты, и наоборот,— чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская созна тельность работников, тем вероятнее сры вы и провалы в работе, тем вероятнее из мельчание п вырождение самих работни ков в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение». Сейчас, в послевоенной мирной обста новке, когда советский народ занят вы полнением великого плана сталинской пя тилетки, а перед Вооруженными Силами поставлены задачи бдительной охраны мирного труда и обеспечения государст венных интересов нашей Родины, от со ветских воинов требуется высокое пош- мание своего долга, отличное знание воен ного дела, крепкая дисциплина. В этих условиях к офицеру — воспитателю под чиненных пред’являются большие требова ния.. Майор И. ВОЛГИН. НА’ СНИМКЕ : передовой расчет торпедистов Н-ского соединения. Справа —* командир расчета старшина 2 статьи Удовиченко. ф ото А Попова П о у с т а в у / Художественная литература и кинофильмы к политическим занятиям На политических занятиях с матроса ми, солдатами, старшинами и сержантами началось изучение биографии И. В. Сталина. В помощь руководителям и слушателям ipynn политических заня тий рекомендуется следующая художест венная литература и кинофильмы: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Ленин, Сталин в творчестве народов СССР». ' Под редакцией А. М. Горького, Воениздат, 1938 г. Джамбул — «Песня о Сталине». Гос литиздат, 1946 г. Толстой А. — «Хлеб» (Оборона Цари цына). Повесть. Гослитиздат, 1938 г. Симонов К. — Стихотворение «Суровая годовщина» в книге «Лирика». «Молодая гвардия», 1942 г. Вирта Н. — «Сталинградская битва» (сценарий). Журнал «Знамя» ЭД 5, 1947 год. Стальский С. — «Песня о товарище Сталине», в книге «Стихи и песни». Исаковский М. — «Песня о Сталине» в книге «Стихи и песни». Суркев А. — «Вождь» (стихи), в кни ге «Я пою победу». Издательство «Совет ский писатель», 1946 г. Яковлев А. С. — «0 великом п простом человеке». Детиздат, 1945 г. Стаханов А. — «Рассказ о моей жиз ни». Соцэкгиз, 1937 г. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ «Ленин в Октябре», «Ленпн в 1918 г.», «Человек с ружьем», «Клятва», «Оборона Царицына», «Великий перелом», «Парад Победы», «Выборгская сторона». В борьбе за укрепление воинской дисциплины Одной из важнейших вадач, стоящих ггеред .личным составом корабля, является дальнейшее укрепление воинской дисци плины. Это хорошо поняла редколле гия стенной газеты корабля Н. «На глу бине» (редактор тов. Орищенко). Из номе ра в номер пропагандируя воинские уста вы, она помотает командованию в укре плении воинской дисциплины. В № 6 в передовой «Строго соблю дать -советскую воинскую дисципли ну», коротко раз’яспив значение Дисци плинарного устава, газета указывает: «Как человек не может существовать без воздуха, так и экипаж корабля не мо жет жить без крепкой дисциплины и вы сокой организованности». «(Большинство личного состава, — го ворится в передовой, — правильно пони мает свой долг и несет службу так, как это предписывают уставы. Но находятся среди нас л такие, как Миронов и Сорокин, которые нарушают Корабельный устав, несут службу невнимательно, что приво дит к плохим последствиям. Каждый ма трос должен помнить и не забывать, что на поле боя за малейшее ослабление дис циплины приходится расплачиваться кровью людей». В другом номере «йа глубине! сообща ет читателям, что такие товарищ, и к Тельный, Прилепин, Митине®, добились отличных показателей в боевой и полити ческой: подготовке, показывают образцы соблюдения воинской дисциплины, за что приказом командования они удостоены званил отличников учебы. Передовые и заметки газеты отли чаются живым языком и конкоетностью. Стенная газета деятельный помощник командира Каждая заметка бьет в цель. Например, в передовой «Моральный облик советского воина» указывается: «Главным моральным качеством совет ского воина являются его любовь и предан ность Родине, советскому народу, прави териалов, следит за тем, чтобы матросы исправляли свои ошибки. В одном из сво их номеров стенная газета подвергла рез кой критике матроса Веретина, который допускал грубые нарушения воинской дисциплины. Спустя некоторое время га- V % Редколлегия стенгазеты сНа глубине» за работой. НА СНИМКЕ (слева на. право»): старшина 1 статьи А . Харитонов, матрос Г. Горячев, старшина 2 статы пГмштинев, старший матрос А. Скворцов, старшина 2 статьи П. Орищенко (редак ' Фото А. Попова. тельству, партии и великому Сталину, вы сокое знание своей специальности, созна тельная дисциплина, высокий идейно-по литический уровень». Стенная газета «На глубине» не^ толь ко критикует нерадивых бойцов, но и до бивается действенности помещенных ма- зета сообщила, что матрос Веретнн значи тельно исправился и стал одним из при мерных моряков. Как-то матрос Денисов, пользуясь до верием своего друга отличника боевой и политической подготовки матроса Горяче ва. вскрыл письмо, которое было написа но Горячеву от его любимой девушки из Ленинграда. Вскрыв письмо, Денисов на- лпсал ленинградской девушке ответ, обли вая грязью Горячева, указывая, что он, мол, «трус, паникер и нытик» и что «Вам не следует дружить с иим». Этот поступок — нетоварищеское отношение Денисова к своему другу Горячеву—был вскоре разоблачен стенгазетой. «На глу бине» выступила со специальной статьей 0 дружбе и товариществе, в которой, рас сказав о поступке, о нечестности Денисо ва, строго осудила его. На выступление газеты быстро реаги ровала комсомольская организация. Раз бирая поступок Денисова, комсомольское бюро, а затем собрание привлекли его к союзной ответственности. . (Идейная направленность, широкое участие военкоровского актива на стра ницах стенгазеты, хорошее внешнее оформление, привлекающее читателя,—вот чем отличается стенная газета «На глу бине». Она повседневно помогает (командо ванию в борьбе за дальнейшее укрепление воинской дисциплины. В этом заслуга всей * редакционной коллегии, которая работает дружно, коллективно. Редколле гия и ее редактор тов. Орищенко сумели привлечь к работе много военкоровского актива. На ее страницах часто можно ви деть выступления главных старшин Сви ридова, Тельного, Бочарникова, старшины 1 статьи Харитонова, старшего матроса Скворцова, матроса Староверова и многих других. 1 Стенная газета «На глубине» стоит на правильном пути. Быть впредь надежным помощником командования в укреплении воинской дисциплины — долг и обязан ность стенной газеты и ёе редколлегии. Капитан-лейтенант Г. ТОПОР. УтрО. В служебное помещение входят летчики, техники, авиационные специа листы. Они идут мимо остекленной комна ты дежурного по части, мимо часового, охраняющего боевые знамена, свернутые и укрытые чехлами. Дежурный лейтенант Гребеножко встречает взглядом каждого офицера, старшину, t сержанта, следит, чтобы все они были одеты строго по фор ме. 9 часов. Время начинать занятия. Тов. Гребеножко дает продолжительный зво нок. Офицеры расходятся по кабинетам, наступает тишина, только из-за дверей ближних кабинетов доносятся голоса руко водителей занятий. Помошник дежурного (он же дежурный по внутренним караулам) техник-лейте- нант Голов смотрит на часы. Вот прошло уже 55 минут, как младший сержант Башлыков заступил на пост часовым. Го товится очередная смена. Сержант Саблин застегивает на все пуговицы шпнель, под тягивает ремень. Внешний вид карауль ного образцовый. Смена производится во время. В помещение входит незнакомый дежур ному офицер. Посетитель показывает удостоверение личности, называет цель своего прихода. Только после этого дежурный разрешает прибывшему пройти по своему назначе нию. , Оставив за себя помощника, лейтенант Гребеножко обходит помещение. Его встречают дежурные по подразделениям. Вот докладывает младший техннк-лейте- нанг Панария. После начала занятий он проверил свое помещение, дал указание сделать приборку. Ко времени прихода де журного по части указание тов. Панарина зыполнено: пол подметен, урны для мусо- !>а очищены, всюду наведен порядок. У Гребеножко замечаний нет, он идет в дру- ix>e подразделение, а офицер Панарии ос ведомляется по телефону, сделана ли при борка в помещении, где живу!* авиацион ные специалисты срочной службы. Младпгвй техшгк-лейтенант Панарин — исполнительный, требовательный офицер, его указания выполняются дежурной службой в точности, без промедления. Согласно инструкции дежурному, Пана рин ночью проверил несение дневальном службы. Приняв доклад от младшего сер жанта Наставшева, он прошел по всей ка зарме, осмотрел, все ли матросы на своих местах, так как накануне люди увольня лись из подразделения, правильно ли сло жено обмундирование. Он проходит вдоль длинного, хорошо выровненного ряп к которым прикреплены таблички по фор ме, установленной Уставом внугроалл: службы. Весь личный состав оказался в подразделении. Дежурный проверяет кни гу увольнения, увольнительные знаки. Убедившись в исправном несении наряда дневальным Наставшевым, офицер Пана рин все же напоминает: — На случай пожара немедленно сооб щайте мне. Номер телефона пожарной команды знаге? — Так точно. — При всех тревожных сигналах немед ленно высылайте ко мне посыльного. — Есть. Об этом дежурный по подразделению говорил дневальным на разводе, но он на поминает, так как были случаи, когда иные дневальные в осложнившейся обста новке терялись и забывали обеспечить дежурного надежной связью через по сыльного. Днем, когда дневальный доложил об окончании приборки, младший техник- лейтенант Панарин вновь пришел в казар му. В помещении оказались только лица суточного наряда. Дневальный доложил, что личный состав находится на работах п занятиях. В казарме нет ни oihoto специалиста, который должен быть на работе, на заня тии, — люди находятся там, где им сле дует быть по распорядку дня. За этим сле дит дневальный. Сделав несколько мелких замечаний по уборке, тов. Панарин воз вращается в дежурную комнату. Строго выполняет инструкцию и де журный по части лейтенант Гребеножко. Он также проверил ночью несение служ бы дневальными, обошел все помещения, где размещены матросы и сержанты. Ког да время увольнения истекло, дежурный пришел в казарму, где живут стрелки-ра дисты. Дневальный сержант Грешнин до ложил, что пз увольнения все явились своевременно и без замечаний, о чем ёсть соответствуюnine отметки в книге увольне ния. Уходя, тов. Гребеножко предупредил еше раз дневального о строгом соблюдении всех противопожарных правил. Таким образом дежурный по части лей тенант Гребеножко сумел обеспечить бди тельное несение службы внутренним на рядом, организовал точное выполне ние распорядка дня. Это об’ясняется, прежде всего, знанием своих обязанностей самим дежурным, его требовательностью, хорошей подготовкой к дежурству, что сви детельствует о высокой сознательности офицера, о его стремлении все время под держивать в части воинский порядок. «Следуйте во всем и везде уставу, выпол няйте его и вы никогда не ошибетесь»,— горорпт внутреннему наряду тов. Гребе- пожко. П люди выполняют это трсЗование офицера неуклонно. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Дружный, боевой коллектив Тщательно готовится к проведению за нятий по специальности командир отделе ния радистов старшина 2 статьп Волод- кин. При обучении матросов он использует наглядные пособия, чертежи, схемы. Все это значительно помогает старшине гото вить квалифицированных специалистов радиодела. Занятия по специальности в отделении проходят всегда организованно. Прилежно относятся к боевой учебе старшие матросы Резвый, Старцев, матрос Тулубенскнй и /ругие. На проводимых тренировках по приему наслух и передаче на ключе радисты пе ревыполняют нормативы и борются за то, чтобы не иметь перебоев в работе. Перед началом занятий старшина отде ления всегда внимательно проверяет ма- термальную часть и немедленно устраняет все, что может отрицательно влиять на ее работу. Первым заместителем командира отделе-' нпя является старший матрос Резвый. Богатый опыт радиста и высокие знания по техническому устройству и эксплоата- цни аппаратуры он умело передает мало- шытным матросам. Большую помощь в совершенствовании практических знаний старший'матрос Рез вый оказал юнге Терехову, который освоил радиоаппаратуру дальней связи и сейчас успешно несет вахту. За отличное содержание техники и вос питание радистов старший матрос Резвый недавно получил денежную премию, а его воспитанник юнга Терехов за успехи в боевой п политической учебе— вторую бла годарность в этом году. Радисты отделения старшины 2 статьи Володкина не удовлетворяются приоЗре- тспными знаниями. Они продолжают все глубже и глубже изучать радиотехнику. Сейчас их отделение тщательно изучает организацию службы боевой части. — Сбита главная антенна! — дает вводную старшина отделения на боевой пост. Приняв ее, командир поста старший ма трос Резвый вместе с матросом Тулубен- екям быстро выскакивают пз радиорубки на верхнюю палубу н ставят аварийную антенну’, подвешивая ее на леера прожек торного мостпка и площадку второго ору дия. Не прошло н одной минуты, как радиосвязь снова была восстановлена. Проверив выполнение задачи, старшина отделения убеждается в правильности ре шения вводной, дает положительную оцен ку раооте радистов боевого поста. Вскоре после первой вводной поступила вторая, но уже на боевой пост старшего матроса Королева:’ — Не работает передатчик! Командир боевого поста Королев прове ряет накал ламп вольтметром и, убедив шись в неисправности одной лампы, немедленно заменяет ее. Приемник снова работает на полную мощность. Правильно сделали! — говорит Вз- лодкин. Капитан Т. ЗАХАРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz