На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

НА С Т Р А Ж К З А П О Л Я Р Ь Я 4 апреля 1941 f . # ? • (907В) - С отчетно-выборных комсомольских собраний В БЮРО ИЗБРАНЫ ЛУЧШИЕ ОПЫТНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (Младший сержант Петров более двух лет является секретарем комсомольской орга­ низации подразделения. За это время он накопил большой опыт массовой работы, заслужил авторитет товарищей. Добившись высоких показателей в боевой и политиче­ ской подготовке, тов. Петров передает свои знания бойцам, помогает отдающим под­ тянуться до уровня передовиков. Он так же добросовестно выполняет обязанности заместителя руководителя политзанятий. На стчетаю-выборном комсомольском собрании опытный организатор, пример­ ный воин Петров вновь избран секретарем комсомольской организации. Младший сержант А. КНЯЗЕВ. ЕДИНОДУШНО Члены ВЛКСМ Денисов, Озеров я Сила- ков отлично изучили ввернную им боевую технику, показывают пример в поведении. Недавно им присвоено очередное воинское звание «таллий сержант». Сержант Мартеасьяно© — один ив луч­ ших младших командиров. В совершенстве овладев радиотехникой, он умело передает свои знания подчиненным. Тов. Мартемья- нов — активный общественник. Являясь членом бюро ВЛКСМ и помощником руко­ водителя политзанятий, он с честью вы­ полняет все поручения и обязанности. На состоявшемся отчетно-выборном со­ брании комсомольской организации эта то­ варищи единодушно избраны в состав но­ вого бюро. Младший сержант К. АПАТОВ. ПРИМЕРНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ На отчетно-выборно?* собрании комсо­ мольской организации, где секретарем офицер Иванов, комсомольцы ставши в пример другим члена ВЛКСМ т. Пушкина. Когда стали выдвигать кандидатуры в списки для тайного голосования, фамилия Пушкина была названа одной из первых. Он избран в состав нового бюро. Старший матрос С. ПРЕСНУХИН. Большая активность Чисто прибранное помещение. Развеша­ ны лозунги, плакаты, диаграммы. Сюда собрались комсомольцы на отчетно-выбор- ное собрание. С отчетным докладом выступил секре­ тарь комсомольской организации тов. Ма­ каров. Он рассказал, как комсомольская организация помогала командованию в вы­ полнении боевых задач, отметил лучших комсомольцев Беляева, Мордвинова, Но­ вака, Серегпчееа, Быкова, Пащевко, Доро- шина и других, которые добросовестно вы­ полняли все поручения. В развернувшихся прениях были подвергнуты критике недостаточная забота бюро о молодых комсомольцах, несерьезное отношение комсомольцев Носкова и Сави­ нову к своему служебному долгу. — Бюро не с полной энергией проводи­ ло массово-политическую работу с моло­ дежью, — сказал то®. Шинкович. — В подразделении редко проводились громкие четки художественных прошведеннй, нет кружка самодеятельности. В шиле бюро избраны отличники боевой п политической подготовки — кандидат в члены ВКП(б) Пащенко, комсомольцы Те­ рентьев, Воеводин и другие. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. Марксистско-ленинская учеба офицеров Советский офицер является офицером армии новогочтипа — армии социалисти­ ческого государства. Os не только военный специалист, а боевой и политический ру­ ководитель части, корабля. Ему поручено воспитание и обучение советских воинов. 8 а их идейное воспитание, боевую выучку советский офицер несет ответственность перед Родиной. Советская Родина, партия и правитель­ ство, советский народ облекли ваш офи­ церский состав великим доверием и созда­ ли для его успешной деятельности все не­ обходимые условия. Чтобы на деле оправ­ дать ©то высокое доверие Родины, весь офицерский состав должен быть во всех отношениях высокоидейным, передовым, сознательным отрядом советской интел­ лигенции, каждый советский офицер дол­ жен быть глубоко убежденным борцом за светлое будущее человечества — за ком­ мунизм. Советскому офицеру, воспитанному большевистской партией и Советским госу­ дарством, чуждо пренебрежительное отно­ шение к своему военному, политическому и культурному росту. Одной из характер­ ных черт офицера Советских Вооруженных Сил является стремление в постоянному совершенствованию своих военных и по­ литических адаииЗ, как необходимому ус­ ловию . успешного выполнения воинского долпа перед Родиной. Для советского офицера интересы Ро­ дины, интересы народа превыше всего. Он все делает для того, чтобы еще больше возвеличивать ваше социалистическое го­ сударство, государство мира и прогресса, он не покладая рук трудится над укрепле­ нием боевой мощи Советской Армии и Военно-Морского Флота — верной гаран­ тии обеспечения мирного созидательного труда советского народа, обеспечения го­ сударственных интересов Советского Сою­ за. Для того', чтобы советский офицер был в состоянии успешно выполнить постав­ ленные Министром Вооруженных Сил СССР задачи перед Советской Армией и Военно-Морским Флотом, он должен всегда и везде оставаться на высоте своего поло- ения, правильно понимать политику на­ шей партии и проводить ее в жизнь, вос­ питывать подчиненных. Для этого необ­ ходимо повседневно, упорно и настойчиво изучать марксистско-ленинскую теорию, никогда не останавливаться на достигну­ том, иметь большевистское чувство нового. Для постоянной и плодотворной работы офицерского состава над повышением сво­ их политических знаний у нас созданы большие возможности. В каждой воинской части, на каждом корабле имеются бога­ тые библиотеки с достаточным количест­ вом марксистско-ленинской литературы и учебных пособий к вей, а в крупных гар­ низонах имеются хорошо оборудованные парткабинеты, где проводятся консульта­ ции, лекции и доклады. По установленно­ му распорядку дня в распоряжение офи­ церского состава выделяются три вечера в неделю для теоретической учебы. Установлен порядок марксистско-ленин­ ской подготовки офицеров. Для глубокого изучения марксистско-ленинской теории определен испытанный метод большевист­ ской партии — метод самостоятельной работы над кщгой. Классно-групповые за­ нятия, которые проводятся два раза в ме­ сяц, имеют целью закрепить и углубить знания, полученные методом самостоятель­ ной учебы каждого офицера. Однако в среде офицерского состава имеются отдельные люди, которые фор­ мально, беззаботно относятся к своему по­ литическому росту, систематически не учатся, а продолжают жить старым бага­ жом. Все они, как правило,. эту бездея­ тельность пытаются прикрыть об’ектив- ными причинами: «перегруженностью», в работе и «отсутствием времени». Несостоятельность, выставляемых ими аргументов ясна сама собой. Подобные ссылки лишь показывают вх, как людей, не умеющих организовать свое служебное и свободное время. Майор тов. Галышев не менее других загружен служебными делами, но он всег­ да находит время для систематической ра­ боты над повышением своего идейно-поли­ тического уровня. Он с большой тщатель­ ностью готовится к каждому классно-ipyn- повому занятию ж в выступлениях пока­ зывает глубокие знания марксистско- ленинской теория. Офицера Гальппева можно очень часто видеть, когда он до позднего времени работает над книгой. То же можно сказать о молодом офицере старшем лейтенанте тов. Ломове. Он систе­ матически и глубоко изучает историю партии и вопросы текущей политики. По изученным им главам «Краткого курса истории ВКЩб)», отдельным трудам Ленина и Сталина, политическим докла­ дам деятелей нашей партии и правитель­ ства у него имеются конспекты. Офицер Ломов свободно ориентируется в происхо­ дящих событиях внутри нашей страны и за ее рубежом, правильно понимает их и отсюда делает необходимые выводы для своей практической работы. — Изучение марксистско-ленинской теории, — говорит офицер Ломоз, — стало моей повседневной потребностью. Получен- лые знания помогают мне в работе. Вот почему повышение военных п политиче­ ских знаний я считаю свопм прямым служебным долгом. И это неоспоримо. Тов. Домов является дисциплинированным, примерным офице­ ром, все задания по службе исполняет ак­ куратно, точно и в еров. Повышению политических знаний офи­ цера Ломова способствует чтение художе­ ственной литературы. Он только за январь и февраль прочитал такие произведения, как «Дело Артамоновых» — Горького, «Воскресенье» — Толстого, «Угрюм-река» — Шишкова, «Дни и ночи» — Симонова и другие. Ломов — молодой офицер. Кропотливая работа над изучением марксистско-ленин­ ской теории сказалась на его политиче­ ской активности. Он участвует в партий­ ной работе, добросовестно выполняет каж­ дое партийное поручение. Совершенно иное положение у тех офи­ церов, которые не работают над собой. Старший лейтенант Смирнов находится в одинаковых условиях с тов. Ломовым, од­ нако над собой работает очень мало, на классно-групповые занятия является ред­ ко, а если присутствует на них, то без необходимой подготовки. Поэтому не слу­ чайно офицер Смирнов и в практической деятельности не проявляет должного чув­ ства ответственности за выполнение пору­ ченного дела: он допустил недостойный проступок при исполнении служебных обя­ занностей. Этого не случится с офицерами, которые правильно понимают требования больше­ вистской партии по вопросам идейного воспитания. «Нужно призвать, как аксиому, — го­ ворит товарищ Сталин, — что чем выше политический уровень и марксистско- ленинская сознательность работников лю­ бой отрасли тоударственной и'партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты рабо­ ты, и наоборот,— чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская созна­ тельность работников, тем вероятнее сры­ вы и провалы в работе, тем вероятнее из­ мельчание п вырождение самих работни­ ков в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение». Сейчас, в послевоенной мирной обста­ новке, когда советский народ занят вы­ полнением великого плана сталинской пя­ тилетки, а перед Вооруженными Силами поставлены задачи бдительной охраны мирного труда и обеспечения государст­ венных интересов нашей Родины, от со­ ветских воинов требуется высокое пош- мание своего долга, отличное знание воен­ ного дела, крепкая дисциплина. В этих условиях к офицеру — воспитателю под­ чиненных пред’являются большие требова­ ния.. Майор И. ВОЛГИН. НА’ СНИМКЕ : передовой расчет торпедистов Н-ского соединения. Справа —* командир расчета старшина 2 статьи Удовиченко. ф ото А Попова П о у с т а в у / Художественная литература и кинофильмы к политическим занятиям На политических занятиях с матроса­ ми, солдатами, старшинами и сержантами началось изучение биографии И. В. Сталина. В помощь руководителям и слушателям ipynn политических заня­ тий рекомендуется следующая художест­ венная литература и кинофильмы: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Ленин, Сталин в творчестве народов СССР». ' Под редакцией А. М. Горького, Воениздат, 1938 г. Джамбул — «Песня о Сталине». Гос­ литиздат, 1946 г. Толстой А. — «Хлеб» (Оборона Цари­ цына). Повесть. Гослитиздат, 1938 г. Симонов К. — Стихотворение «Суровая годовщина» в книге «Лирика». «Молодая гвардия», 1942 г. Вирта Н. — «Сталинградская битва» (сценарий). Журнал «Знамя» ЭД 5, 1947 год. Стальский С. — «Песня о товарище Сталине», в книге «Стихи и песни». Исаковский М. — «Песня о Сталине» в книге «Стихи и песни». Суркев А. — «Вождь» (стихи), в кни­ ге «Я пою победу». Издательство «Совет­ ский писатель», 1946 г. Яковлев А. С. — «0 великом п простом человеке». Детиздат, 1945 г. Стаханов А. — «Рассказ о моей жиз­ ни». Соцэкгиз, 1937 г. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ «Ленин в Октябре», «Ленпн в 1918 г.», «Человек с ружьем», «Клятва», «Оборона Царицына», «Великий перелом», «Парад Победы», «Выборгская сторона». В борьбе за укрепление воинской дисциплины Одной из важнейших вадач, стоящих ггеред .личным составом корабля, является дальнейшее укрепление воинской дисци­ плины. Это хорошо поняла редколле­ гия стенной газеты корабля Н. «На глу­ бине» (редактор тов. Орищенко). Из номе­ ра в номер пропагандируя воинские уста­ вы, она помотает командованию в укре­ плении воинской дисциплины. В № 6 в передовой «Строго соблю­ дать -советскую воинскую дисципли­ ну», коротко раз’яспив значение Дисци­ плинарного устава, газета указывает: «Как человек не может существовать без воздуха, так и экипаж корабля не мо­ жет жить без крепкой дисциплины и вы­ сокой организованности». «(Большинство личного состава, — го­ ворится в передовой, — правильно пони­ мает свой долг и несет службу так, как это предписывают уставы. Но находятся среди нас л такие, как Миронов и Сорокин, которые нарушают Корабельный устав, несут службу невнимательно, что приво­ дит к плохим последствиям. Каждый ма­ трос должен помнить и не забывать, что на поле боя за малейшее ослабление дис­ циплины приходится расплачиваться кровью людей». В другом номере «йа глубине! сообща­ ет читателям, что такие товарищ, и к Тельный, Прилепин, Митине®, добились отличных показателей в боевой и полити­ ческой: подготовке, показывают образцы соблюдения воинской дисциплины, за что приказом командования они удостоены званил отличников учебы. Передовые и заметки газеты отли­ чаются живым языком и конкоетностью. Стенная газета деятельный помощник командира Каждая заметка бьет в цель. Например, в передовой «Моральный облик советского воина» указывается: «Главным моральным качеством совет­ ского воина являются его любовь и предан­ ность Родине, советскому народу, прави­ териалов, следит за тем, чтобы матросы исправляли свои ошибки. В одном из сво­ их номеров стенная газета подвергла рез­ кой критике матроса Веретина, который допускал грубые нарушения воинской дисциплины. Спустя некоторое время га- V % Редколлегия стенгазеты сНа глубине» за работой. НА СНИМКЕ (слева на. право»): старшина 1 статьи А . Харитонов, матрос Г. Горячев, старшина 2 статы пГмштинев, старший матрос А. Скворцов, старшина 2 статьи П. Орищенко (редак ' Фото А. Попова. тельству, партии и великому Сталину, вы­ сокое знание своей специальности, созна­ тельная дисциплина, высокий идейно-по­ литический уровень». Стенная газета «На глубине» не^ толь­ ко критикует нерадивых бойцов, но и до­ бивается действенности помещенных ма- зета сообщила, что матрос Веретнн значи­ тельно исправился и стал одним из при­ мерных моряков. Как-то матрос Денисов, пользуясь до­ верием своего друга отличника боевой и политической подготовки матроса Горяче­ ва. вскрыл письмо, которое было написа­ но Горячеву от его любимой девушки из Ленинграда. Вскрыв письмо, Денисов на- лпсал ленинградской девушке ответ, обли­ вая грязью Горячева, указывая, что он, мол, «трус, паникер и нытик» и что «Вам не следует дружить с иим». Этот поступок — нетоварищеское отношение Денисова к своему другу Горячеву—был вскоре разоблачен стенгазетой. «На глу­ бине» выступила со специальной статьей 0 дружбе и товариществе, в которой, рас­ сказав о поступке, о нечестности Денисо­ ва, строго осудила его. На выступление газеты быстро реаги­ ровала комсомольская организация. Раз­ бирая поступок Денисова, комсомольское бюро, а затем собрание привлекли его к союзной ответственности. . (Идейная направленность, широкое участие военкоровского актива на стра­ ницах стенгазеты, хорошее внешнее оформление, привлекающее читателя,—вот чем отличается стенная газета «На глу­ бине». Она повседневно помогает (командо­ ванию в борьбе за дальнейшее укрепление воинской дисциплины. В этом заслуга всей * редакционной коллегии, которая работает дружно, коллективно. Редколле­ гия и ее редактор тов. Орищенко сумели привлечь к работе много военкоровского актива. На ее страницах часто можно ви­ деть выступления главных старшин Сви­ ридова, Тельного, Бочарникова, старшины 1 статьи Харитонова, старшего матроса Скворцова, матроса Староверова и многих других. 1 Стенная газета «На глубине» стоит на правильном пути. Быть впредь надежным помощником командования в укреплении воинской дисциплины — долг и обязан­ ность стенной газеты и ёе редколлегии. Капитан-лейтенант Г. ТОПОР. УтрО. В служебное помещение входят летчики, техники, авиационные специа­ листы. Они идут мимо остекленной комна­ ты дежурного по части, мимо часового, охраняющего боевые знамена, свернутые и укрытые чехлами. Дежурный лейтенант Гребеножко встречает взглядом каждого офицера, старшину, t сержанта, следит, чтобы все они были одеты строго по фор­ ме. 9 часов. Время начинать занятия. Тов. Гребеножко дает продолжительный зво­ нок. Офицеры расходятся по кабинетам, наступает тишина, только из-за дверей ближних кабинетов доносятся голоса руко­ водителей занятий. Помошник дежурного (он же дежурный по внутренним караулам) техник-лейте- нант Голов смотрит на часы. Вот прошло уже 55 минут, как младший сержант Башлыков заступил на пост часовым. Го­ товится очередная смена. Сержант Саблин застегивает на все пуговицы шпнель, под­ тягивает ремень. Внешний вид карауль­ ного образцовый. Смена производится во­ время. В помещение входит незнакомый дежур­ ному офицер. Посетитель показывает удостоверение личности, называет цель своего прихода. Только после этого дежурный разрешает прибывшему пройти по своему назначе­ нию. , Оставив за себя помощника, лейтенант Гребеножко обходит помещение. Его встречают дежурные по подразделениям. Вот докладывает младший техннк-лейте- нанг Панария. После начала занятий он проверил свое помещение, дал указание сделать приборку. Ко времени прихода де­ журного по части указание тов. Панарина зыполнено: пол подметен, урны для мусо- !>а очищены, всюду наведен порядок. У Гребеножко замечаний нет, он идет в дру- ix>e подразделение, а офицер Панарии ос­ ведомляется по телефону, сделана ли при­ борка в помещении, где живу!* авиацион­ ные специалисты срочной службы. Младпгвй техшгк-лейтенант Панарин — исполнительный, требовательный офицер, его указания выполняются дежурной службой в точности, без промедления. Согласно инструкции дежурному, Пана­ рин ночью проверил несение дневальном службы. Приняв доклад от младшего сер­ жанта Наставшева, он прошел по всей ка­ зарме, осмотрел, все ли матросы на своих местах, так как накануне люди увольня­ лись из подразделения, правильно ли сло­ жено обмундирование. Он проходит вдоль длинного, хорошо выровненного ряп к которым прикреплены таблички по фор­ ме, установленной Уставом внугроалл: службы. Весь личный состав оказался в подразделении. Дежурный проверяет кни­ гу увольнения, увольнительные знаки. Убедившись в исправном несении наряда дневальным Наставшевым, офицер Пана­ рин все же напоминает: — На случай пожара немедленно сооб­ щайте мне. Номер телефона пожарной команды знаге? — Так точно. — При всех тревожных сигналах немед­ ленно высылайте ко мне посыльного. — Есть. Об этом дежурный по подразделению говорил дневальным на разводе, но он на­ поминает, так как были случаи, когда иные дневальные в осложнившейся обста­ новке терялись и забывали обеспечить дежурного надежной связью через по­ сыльного. Днем, когда дневальный доложил об окончании приборки, младший техник- лейтенант Панарин вновь пришел в казар­ му. В помещении оказались только лица суточного наряда. Дневальный доложил, что личный состав находится на работах п занятиях. В казарме нет ни oihoto специалиста, который должен быть на работе, на заня­ тии, — люди находятся там, где им сле­ дует быть по распорядку дня. За этим сле­ дит дневальный. Сделав несколько мелких замечаний по уборке, тов. Панарин воз­ вращается в дежурную комнату. Строго выполняет инструкцию и де­ журный по части лейтенант Гребеножко. Он также проверил ночью несение служ­ бы дневальными, обошел все помещения, где размещены матросы и сержанты. Ког­ да время увольнения истекло, дежурный пришел в казарму, где живут стрелки-ра­ дисты. Дневальный сержант Грешнин до­ ложил, что пз увольнения все явились своевременно и без замечаний, о чем ёсть соответствуюnine отметки в книге увольне­ ния. Уходя, тов. Гребеножко предупредил еше раз дневального о строгом соблюдении всех противопожарных правил. Таким образом дежурный по части лей­ тенант Гребеножко сумел обеспечить бди­ тельное несение службы внутренним на­ рядом, организовал точное выполне­ ние распорядка дня. Это об’ясняется, прежде всего, знанием своих обязанностей самим дежурным, его требовательностью, хорошей подготовкой к дежурству, что сви­ детельствует о высокой сознательности офицера, о его стремлении все время под­ держивать в части воинский порядок. «Следуйте во всем и везде уставу, выпол­ няйте его и вы никогда не ошибетесь»,— горорпт внутреннему наряду тов. Гребе- пожко. П люди выполняют это трсЗование офицера неуклонно. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Дружный, боевой коллектив Тщательно готовится к проведению за­ нятий по специальности командир отделе­ ния радистов старшина 2 статьп Волод- кин. При обучении матросов он использует наглядные пособия, чертежи, схемы. Все это значительно помогает старшине гото­ вить квалифицированных специалистов радиодела. Занятия по специальности в отделении проходят всегда организованно. Прилежно относятся к боевой учебе старшие матросы Резвый, Старцев, матрос Тулубенскнй и /ругие. На проводимых тренировках по приему наслух и передаче на ключе радисты пе­ ревыполняют нормативы и борются за то, чтобы не иметь перебоев в работе. Перед началом занятий старшина отде­ ления всегда внимательно проверяет ма- термальную часть и немедленно устраняет все, что может отрицательно влиять на ее работу. Первым заместителем командира отделе-' нпя является старший матрос Резвый. Богатый опыт радиста и высокие знания по техническому устройству и эксплоата- цни аппаратуры он умело передает мало- шытным матросам. Большую помощь в совершенствовании практических знаний старший'матрос Рез­ вый оказал юнге Терехову, который освоил радиоаппаратуру дальней связи и сейчас успешно несет вахту. За отличное содержание техники и вос­ питание радистов старший матрос Резвый недавно получил денежную премию, а его воспитанник юнга Терехов за успехи в боевой п политической учебе— вторую бла­ годарность в этом году. Радисты отделения старшины 2 статьи Володкина не удовлетворяются приоЗре- тспными знаниями. Они продолжают все глубже и глубже изучать радиотехнику. Сейчас их отделение тщательно изучает организацию службы боевой части. — Сбита главная антенна! — дает вводную старшина отделения на боевой пост. Приняв ее, командир поста старший ма­ трос Резвый вместе с матросом Тулубен- екям быстро выскакивают пз радиорубки на верхнюю палубу н ставят аварийную антенну’, подвешивая ее на леера прожек­ торного мостпка и площадку второго ору­ дия. Не прошло н одной минуты, как радиосвязь снова была восстановлена. Проверив выполнение задачи, старшина отделения убеждается в правильности ре­ шения вводной, дает положительную оцен­ ку раооте радистов боевого поста. Вскоре после первой вводной поступила вторая, но уже на боевой пост старшего матроса Королева:’ — Не работает передатчик! Командир боевого поста Королев прове­ ряет накал ламп вольтметром и, убедив­ шись в неисправности одной лампы, немедленно заменяет ее. Приемник снова работает на полную мощность. Правильно сделали! — говорит Вз- лодкин. Капитан Т. ЗАХАРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz