На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

г НА С Т Р А Ж Е ЗАТТСППГРЙЯ 30 сентября 1947 г., N 2 229 (2928). Отличник боевой и полятаческой подготовки минер корабля Н. старшийа . £ статьи С. Иванов на своем боевом посту в часы учений. Фото М. Бугакова. Советы молодому машинисту Кто прослужил несколько лет на кораб­ ле в пятой боевой чаете, тот знает, что служба, эта имеет своя особенности. Мате­ риальная часть требует, как нигде, тща­ тельного ухода, чтобы в критический мо­ мент она не подвела. Мне вспоминается случай на одном пз миноносцев, когда машины бьшг приготов­ лены к походу, но в момент опробования заклинило маневровый клапан. Время не ждало, так как корабль должен был немед­ ленно выйти па боевое задание. Затратой больших усилий старшему матросу Петро­ ву удалось повернуть маневровый клапан, а после выполнения боевого задания при вскрытии клапанов оказалось, что в котле после сварочных работ были оставлены о.тектрод и небольшой болтик, которые струей пара по паропроводу были занесе­ ны под клапана, в результате чего послед­ ний зак.игнило. Этот случай напомнил еще раз о том, каким бдительным должен быть матрос машинной группы, несмотря на лю­ бые трудности, и как важна тщательная осмотрительность ири проверке механиз­ мов, и особенно в период подготовки их к действию. Вспоминается еще подобный случай с масляными насосами. После того, как ма­ шины были приготовлены к действию, обнаружилась течь масла в туцере мано­ метровой трубки, которую решено было сразу же заменить, не останавливая насо­ сов, а просто перекрыв подачу масла па подшипники редуктора, что н было сде­ лано. По при этом упустили из виду, что масляная система циркуляционного насоса связана с головной системой, что выяви­ лось в момент появления масляных паров из выпаров циркуляционного насоса. Немедленно была подана смазка к подшип­ никам. При вскрытии насоса оказалось, что от неправильных действий старшины вахты и стоящего у масляных насосов специалиста подучился натяг белого металла. Достаточ­ но было еще полмипуты, и подшипники выплавились бы окончательно. Поэтому, переключая ту или иную систему, необхо­ димо, прежде всего, отлично знать ее и про­ изводить переключения обдуманно и точно, строго по инструкции. Поучительный случай произошел с моло­ дым матросом Мурановым. Во время хода корабля неожиданно остановился один масляный насос, подача масла на подшип­ ники лишни вала прекратилась, что грози­ ло большой аварией. Матрос Мурзнов на­ чал запускать поддежурный насос, на что требовалось сравнительно много времени. Муранозу помог старшина вахты Березни- ченко, который успел открыть разобщи­ тельный клапан, подав, таким образом, смазку на подшипники. Этот случай говорит о том, что каждый матрос должен отлично знать свою спе­ циальность, а также необходимые меры, которые можно и нужно быстрее предпри­ нять в случае выхода из строя отдельных механизмов или систем. Бывает несколько вариантов переключений, но какой из них выгодней, должны знать все машинисты. Паше море — суровое море. Машини­ стам во время сильной качки бывает труд­ но нести вахту, матросы подвергаются воз­ действию морской болезни и выходят иног­ да пз строя в то время, как необходимо м^кепмальное наблюдение за работой меха­ низмов. Так получилось однажды на корабле Н. во время ходовых испытаний, змхща котель­ ные машинисты посадили пар в котлах и все механизмы на корабле прекратили работу. Волпа на море была 5 — 6 баллов, и корабль черпал воду при крене бортами. В это время особенно тяжело было тем, кто укачивался, и к тому же, температура в машинном отделении поднялась до 55 градусов. Внимание всего экипажа было обращено на БЧ-Y — кат; скоро они дадут ход кораблю. П упрек машинистам был справедлив, машины — сердце ко­ рабля u они должны работать бесперебой­ но, как часы. Это плавание надолго оста­ лось в памяти у многих машинистов и они никогда больше же допускали ошибок. Каждый матрос должен душой болеть за исправность, состояние своего заведывания, точно выполнять требованье Корабельного устава, все инструкции и наставления. В случае, появления каких-либо неис­ правностей следует немедленно доложить старшине, а пе укрывать их с тем, чтобы своевременно все исправить и быть уве­ ренным в безотказном действии машин. Личный состав машинной группы лин­ кора «Архангельск» приложил много сил на ремонте механизмов перед летней кампа­ нией 1947 года, п техника работала ис­ правно: за летний период боевой подготов­ ки не было ни одной аварии или поломки, успешно сданы задачи боевой подготовки. Но это пе должно успокаивать матросов и старшин. Пужно совершенствовать свое мастерство, учиться владеть техникой так, как ею владели североморцы в период Ве­ ликой Отечественной войны, осваивать пх опыт, учитывать ошибки с тем, чтобы стать подлинными мастерами своего дела. Старшина 2 статьи М. КИРИЧЕНКО. Обязанность каждого коммуниста Политическое самообразование способствует воспитанию большевистских качеств Член бюро нашей партийной организа­ ции тов. Волков, правильно понимая обя­ занность коммуниста, постоянно рабо­ тает над расширением своего политическо­ го кругозора. Имея твердые знания по исто­ рии большевистской партии, он глубоко изучает труда великих вождей нашей пар­ тии Ленина и Сталина. Сейчас т. Волков работает над книгой Лепппа «Государство и революция». Регулярно читая газеты и политические журналы, тов. Волков всегда в курсе теку­ щих событий. Постоянная осведомленность во внутренней и международной обстанов­ ке дает ему возможность быть хорошим агитатором, раз’жжять личнему составу вопросы текущей политики и задачи, по­ ставленные командованием перед подразде­ лением. Волков показал себя хорошим группово­ дом политических занятий. К очередной те­ ме он готовится самым тщательным обра­ зом: прочитывает всю ре 1 К 0 мендуемую литературу, продумывает вопросы, которые необходимо осветить в беседе. После этого он составляет обстоятельный конспект. Благодаря этому, на занятия тов. Волке® всегда приходит подготовленным и прово­ дит их на высоком уровне. Рассказ свой он строит конкретно, просто, доходчиво, прп собеседовании добивается, чтобы каждый слушатель правильно понял поставленные вопросы. Все это дает свои положительные резуль­ таты. Группа сержантского состава, кото­ рую ведет тов. Волков, на прошлой ин­ спекторской проверке получила отличную оценку. Недавно на одном из занятий в его группе присутствовал представитель полит­ отдела офицер Шейнкман, который отме­ тил хорошую подготовленность групповода и твердые знания слушателями пройденно­ го материала. Много работает над повышением своего идейно-теоретического уровня коммунист тов. Пивень. Закончив изучение «Краткого курса истории ВКП(б)», он приступил к работе над трудами товараппа Сталина. На изучение первого тома сочинений товарища Сталина ему потребовалось несколько ме­ сяцев. Читая эту книгу, тов. Пивень со­ ставил личные записи, которые помогают ому вспомнить основпые положения п вы­ сказывания товарища Сталина по различ­ ным вопросам. Имеются у нас и еще товарищи/ с£|>ьеЗ- но работающие над основами марксизма- ленинизма п повседневно повышающие свой идейно-теоретический уровень. Член партии тов. Попов, например, подавно про­ читал работу Плеханова «К вопросу о раз­ витии монистического взгляда на историю» и составил обстоятельный конспект. Ком­ мунисты тт. Судаков, Холодило® и Хомфин закончили изучение биографии товарища Сталина. Партийное бюро повседневно направляет и контролирует политическую учебу чле­ нов и кандидатов партии, находя для этого различные формы и методы. Одной из та­ ких форм являются партийные поручения. По заданию бюро член партии тов. Пивень готовится провести с личным составом бе­ седу на тему: «Пути завершения строи­ тельства социализма п постепенного пере­ хода к коммунизму». Это большая тема потребует от тов. Пивень серьезной работы над многими произведениями Ленина и Сталина. Придавая большое4значение воспитанию личного состава в духе советского патрио­ тизма, партийное бюро дало задание ком­ мунисту тов. Болову проводить с личным составом коллективные читки кипгн Вер- шпгоры «Людп с чпетой совестью». При обсуждении этого произведения тов. Болову пришлось рассказать о значении партизан­ ского движения в деле разгрома фашист­ ской Германии. К беседе оп обстоятельно подготовился, прочитал книгу товарища Сталина «0 Великой Отечественной воше Советского Союза». Так бюро вовлекает в работу партийной организации членов и (кандидатов ВКП(б), помогая им политически расти, расширять свой кругозор и одновременно активно уча­ ствовать в воспитании личного состава. Коммунист не может успешно работать с людьми, воспитывать пх, если он * сам теоретически не подготовлен. Есть у нас коммунист тов. Волохов, который над со­ бой совершенно не работает и в политиче­ ских вопросах разбирается слабо. Дело до­ шло до того, что Волохов стал избегать встречи со своими товарищами во внеслу­ жебное время, опасаясь, чтобы у него не спросили что-либо пз области текущей по­ литики или истории. Мало работает над собой и члеп партии тов. Павловский. Ясно, что эти товарищи пе подготовлены к тому, чтобы проводить какую-либо работу с лич­ ным составом. Обязанность партийной организации — требовать, чтобы .каждый коммунист был пастояйщм помощником командира в вос­ питании личного состава. Оп должен уметь рассказать людям о пашей советской дей­ ствительности, прививать у них чувство гордости за свое социалистическое государ­ ство, мобилизовать людей на выполнение любой задачи, поставленной перед подраз­ делением. Все это требует от коммуниста больших теоретических знаний и постоян­ ной работы над собой. Младший лейтенант Ц. ТУЛЕВ. СМЕЛЫЙ НАБЕГ РАЗВЕДЧИКОВ Отряд разведчиков морской пехоты бесшумно подходил к вражескому берегу. Огневые средства кораблей были готовы в любую минуту открыть огонь, чтобы оказать поддержку пр* высадке развед­ чиков на берег. Но неприятельский берег безмолвствовал. Это было в сентябре 1942 гота. Ночью, под покровом темноты высади­ лись на берет разведчики, вооруженные автоматами, имея при себе приличный запас патронов, взрывчатых веществ и «кармзиной артиллерии» — ручных гранат. Возглавлял группу лейтенант> Полрко. Старшина 1 статьи Виталий Мартынов и старшина 2 статьи Пиколай Лысяк развернули свои отделения цепочкой и, не задерживаясь на месте, повели их в глубь территории врага. Лейтенант По- ярко вел разведчиков к расположению вражеской батареи. Оп хорошо ориенти­ ровался по карте и был правильно осве­ домлен о расположении противника. Вскоре дозор заметил несколько чело­ век. Силуэты были отчетливо видны. Это были немецкие часовые. В темноте можно было уже различить землянки. Лейтенант Неярко привел отряд развед­ чиков-моряков точно в указанное место. Наступил решительный момент. На фланге завязалась перестрелка. Батарея противника открыла огонь по другой группе моряков, которых вели бывалые, испытанные разведчики стар­ ший лейтепапт Грачев п старший полит­ рук Исаев. Немцы пе ожидали паших автоматчиков с тыла. :— Вперед! За Родину! — крикнул своим разведчикам старшина 2 статьи Лысяк. Он бросился вместе с отделением впе­ ред. Разведчики яростно рвались в бой. Отделения старшины 1 статьи Марты­ нова и старшины 2 статьи Лысяк ок­ ружили одну землянку и забросали ее гранатами. В землянке были немцы. От страха фашисты залезли под нзры, пря­ тались по углам, другие поднимали руки вверх. Здесь матросы захватили немец­ кого обер-лейтепапта и унтер-офицера, оторопевших от неожиданности. — Взят* пх! — командует лейтенант Поярко. — Есть! — повторил Лысяк. Всего разведчики захватили четырех пленных. — Одного немца, пытавшегося ока­ зать сопротивление, пришлось уничто­ жить, — доложил старшина Мартынов. — Остальных не трогать, сохранить «языки», — приказал лейтенант Пояр- ко. — Есть, — ответил Мартынов и вме­ сте с двумя матросами увел пленных. Лейтенант Поярко приказал саперам взорвать вражеское логово и повел сво­ их автоматчиков дальше, на соединение с группой Грачева. Издалека доносится перестрелка. Это матросы старшего лей­ тенанта Грачева уничтожают немецких снайперов, засевших на вершине сопки. На помощь своим товарищам вышли разведчики лейтенанта Поярко. Добрать­ ся до группы Грачева было нелегко. Путь разведчикам лейтенанта Поярко преградила большая открытая поляна, обстреливавшаяся немцами. Решение быстро созрело у молодого офицера. Оп подозвал к себе старпгпп Мартынова и Лысяк. — Вот здесь, — указывая на мест­ ность, сказал он, — обойти' лощину справа и ударить по врагу. Фашисты заметили автоматчиков и открыли огонь. Особенно яростно отстре­ ливался один немецкий снайпер. — Захватить его, взять во что бы то ни стало, — решил лейтенант, и авто­ матчики начали подбираться к фашист­ скому головорезу. Вскоре и он был пле­ нен. Взвились ракеты. Это был сигнал от­ хода. Отважные разведчики, захватив пленных/ трофеи и документы, возвра­ щались обратно. Операция была оконче­ на, задание выполнена блестяще. Темная осенняя ночь уступала дню свое место, когда матросы подходили к месту посадки на корабль. Вскоре ни од­ ного разведчика уже не было па враже­ ском берегу, а немецкие батареи все еще «обрабатывали» то место, где про­ исходил недавно бой. Капитан Т. ЗАХАРОВ. J Стали комендорами Двухдневный семинар ^секретарей комсомольских организаций На-дпях политотделом Н-ского соедине­ ния был проведен двухдневный семипар секретарей комсомольских организаций ко­ раблей и подразделений. Па семинаре были разобраны вопросы: «Работа комсомольских организаций по обеспечению примерности комсомольцев в боевой подготовке в период летних учений в море», «Практика работы •комсомольских организаций по пцейно-по- литическому воспитанию молодежи». Секретари комсомольских организапий тт. Еостеев, Коваленко и ряд других обме­ нялись опытом работы. Па семинаре выступили офицеры тт. Ви­ ноградов и Воспитанный. &нн дали анализ состоянию воинской дисциплины на ко­ раблях в идейно-политического воспитания молодежи и поставили перед комсомоль­ скими организациям и их руководителями задачи по дальнейшему укреплению дис­ циплины и повышению авангардной ролл с тем, чтобы встретить 30-ю годовщину Ок­ тябрьской революции с еще лучшими по­ казателями в боевой и политической подго­ товке. Для участников семинара была прочита­ на лекция майором Шаляпиным «0 меж­ дународном положении». Семинар прошел на высоком идейно-по­ литическом уровне. Секретари обменялись опытом и получили хорошую закалку для дальнейшей практической работы. (Наш корр.). Когда матросов Пономарева и Чернонога первый раз ознакомили с кораблем и его боевыми постами, они растерянно прого­ ворили: «Неужели это все нужно знать?». — Да, нужно, — ответил им командир орудпя старшина 2 статьи Гусев.— Что­ бы быть хорошим моряком, падо отлич­ но знать устройство и боевые средства корабля, а особенно технику своего заве­ дывания. И молодые матросы взялись за учебу. Даже в часы отдыха они приходили к орудию, старались до каждого винтика изучить его. Старания молодых матросов, а также помощь опытных моряков тт. Шишка- нова и Кузьмина позволили Пономареву и Чернопогу сдать экзамен на ««отлич­ но». Их допустили к исполнению обя­ занностей основных номеров у орудия. Они стали комендорами. Летняя боевая учеба явилась для них настоящей школой. Во время стрельб- Пономарев и Черноног действовали быст­ ро и умело, а за отличную сдачу аварий­ но»комплексной задачи командир орудия об’явил им благодарность. Матросы Пономарев и Черноног стали не только хорошими комендорами, но и грамотными матросами. К 30-й годовщине Октября Пономарев й Черноног идут с большими успехами в боевой и политической подготовке. — Отличная учеба — наш подарок Родине, — говорят молодые комендоры. Матрос А. БОЙЦОВ. Трудовые успехи комсомольца Маклакова П е р в ы е ш а г и С помощью бывалых воинов В дни Великой Отечественной войны стрелки^радисты нашего подразделения были падежными помощниками командира экипажа в выполнении боевых заданий командования. Опи обеспечивали свои са­ молеты отличной связью, стойко отражали атаки самолетов противника. Стрелки-ра­ дисты тт. Бадюк, Асеев, Устянский много раз ходили в торпедные атаки, имеют на своем счету сбитые самолеты в?>ага. После окончания войпы тт. Устянский, Тимошепко, Емец остались на сверхсроч­ е н ) службу. Сейчас они являются передо­ виками в учебно-боевой подготовке и пе­ редают свой богатый опыт молодым. Используя помощь старших товарищей, молодые стрелки-радисты тт. Воробьев и Пронин быстро овладели специальностью и сейчас являются отличниками учебно­ боевой подготовки. И. ВОЛКОВ. Недавно на наш -корабль прибыли для дальнейшего освоения специальности юнги Николай Маркелов и Александр Комаров­ ский. По окончании Учебного отряда они пришли на .-корабль впервые. — Ожидал я с петерпопием тот депь,— говорит юнга Комаровский, — когда увижу боевой корабль, когда буду паравне с ма­ тросами изучать технику, ходить в похо­ ды. Это время настало. Командир отделения радиотелеграфистов старший матрос Шишкин внимательно на­ блюдал за юнгами, беседовал с ними. И юнги сосредоточенно слушают своего коман­ дира отделения. Он говорит медленно, каж­ дое слово хорошо запоминается. — Во время войны, — рассказывает т. Шишкин, — корабль совершил аесяткн боевых походов. Ходили и в хорошую по­ году и в штормовую. Ненастная погода не была -преградой для наших матросов. Они умело боролись со стихией, уверенно несли вахту на своем боевом посту. Старший матрос Шишкин рассказал юн­ гам подробно о конвоировании транспортов, о поисках подводиых лодок противника в Баренцевом морс и о других боевых опера­ циях. В своем рассказе он особенно напом­ нил молодым о суровости моря, о трудно­ стях походной жизни. Уже на следующий депь после прибытия юпгп были ознаолмлепы с кораблем. Стар­ ший матрос Шишкин показал пм располо­ жение жилых помещений, кают офицерско­ го состава., боевых постов. 1>с для молодых моряков было новостью: они внимательно рассматривали оружие, якорь, бомбометы, штурвал. В этот же день они увидели ап­ паратуру своей специальности — радиопе­ редатчики, приемпнкп, генераторы. — Настанет время, когда мы с тобой будем самостоятельно работать иа этой сложной технике, — говорит юнга Марке­ лов своему товарищу. г — Копсчно, будем, — отвечает Кома­ ровский. — Но здссь аппаратура много сложпео той, которую мы изучали, придет­ ся много поработать. — Пугаться пе нужно, — об’яоняет им старший матрос Швпгош, — научитесь быстро. Для этого требуется настойчивость в учебе, ие нужно оставлять неясных вопросов и, главное, быть дисциплиниро­ ванным. Без днецнплипы цели добиться нельзя. С юнгами начались занятия по специ­ альности. Па первых занятиях они ознако­ мились с тактико-техническими данными С первых дней службы комсомолец Маклаков показал себя трудолюбивым и старательным. Он близко соприкасался с работой комсомольской организации, посе­ щал ее собрания и вскоре был принят в члены ленинского комсомола. Работая в качестве столяра в комсо­ мольско-молодежной бригаде, Маклаков добился со своими товарищами ежемесяч- радиоприемников, затем радиопередатчиков Со временем начали изучать запуск и оста­ новку радиоаппаратуры. Опи следили за каждым движением руководителя занятии запоминали последовательность действии при запуске и остановке приемников. Чтобы убедиться, как юнгами усваивается преподаваемый материал, Шишкин прове­ ряет их иа практике. — Юнга Комаровский, изготовьте прием- пик для открытия радиовахты на волне помер... — Есть, — отвечает юнга и приступает к выполнению приказания. Проверив правильность положения ру­ чек приемника, он включает рубильник для подачи питания на мотор-генератор, затем запускает его п дает пптание на приемник. Пока разогреваются лампы, юнга настраивает приемник на заданную волну. Чтобы пе ошибиться, Комаровский проделал всю работу песпсша п, окончив се, доложил Шишкину: — Приемник включен. Настройка прп- емпика: волна номер... Тов. Шишкин дает новое приказание привести аппаратуру в исходное положе­ ние. Комаровский, повторяв приказание, приводит аппаратуру в исходное положе­ ние и о результате докладывает. Таким же способом проверяются знания у юнга Мар­ келова. Он неточно настроил приемник. Шишкин указал па ошибку п показал, как ного'выполнения норм на 200 процентов. Готовясь к 25-летию шефства комсомола над флотом, он поднял производительность труда еще выше. В июле и августе Макла­ ков вместе со своими товарищами Ворош- нпным и Хныкпным добились выполнения порм на 300 процентов. Секретарь комсомольской организации старший матрос Г. СОРОКИН. нужно произвести точную настройку. При следующей проверке у кшгп Маркелова ошибки пе было. Для проведения занятий по устройству корабля назначен боцман старшина 2 статьи Черсмиспп. Он интересно провел занятие па тему: «Устройство верхней палубы». Сейчас юнги изучают правила радиооб­ мена, тренируются в четкости передачи сигналов, в приеме без искажений текстов из эфира. К занятиям относятся серьезно. Даже в свободное время занимаются повто­ рением пройденного материала, задают друг другу вопросы и отвечают на них. Юнгам даны все возможности для дости­ жения их ближайшей цели— изучить тех­ нику и правила ведения радиосвязи, чтобы стать на самостоятельную вахту. Они сча­ стливы тем,- что перед ними открыта дорога в превдасное будущее: они станут верными защитниками Родины, будут гор­ до продолжать дело уходящих в долго­ срочный отпуск старых товарищей. Вскоре юпгп побывают в море па своем корабле. Они ознакомятся с просторами моря, .кото­ рое волнует и привлекает их, начнут при­ выкать к походной жизни, продолжая ос­ ваивать свои специальности. Экипаж корабля желает молодым моря­ кам счастливого плавания, стать настоя­ щими советскими моряками. Старшина 2 статьи С. ПЕТРОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz