На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
г НА С Т Р А Ж Е ЗАТТСППГРЙЯ 30 сентября 1947 г., N 2 229 (2928). Отличник боевой и полятаческой подготовки минер корабля Н. старшийа . £ статьи С. Иванов на своем боевом посту в часы учений. Фото М. Бугакова. Советы молодому машинисту Кто прослужил несколько лет на кораб ле в пятой боевой чаете, тот знает, что служба, эта имеет своя особенности. Мате риальная часть требует, как нигде, тща тельного ухода, чтобы в критический мо мент она не подвела. Мне вспоминается случай на одном пз миноносцев, когда машины бьшг приготов лены к походу, но в момент опробования заклинило маневровый клапан. Время не ждало, так как корабль должен был немед ленно выйти па боевое задание. Затратой больших усилий старшему матросу Петро ву удалось повернуть маневровый клапан, а после выполнения боевого задания при вскрытии клапанов оказалось, что в котле после сварочных работ были оставлены о.тектрод и небольшой болтик, которые струей пара по паропроводу были занесе ны под клапана, в результате чего послед ний зак.игнило. Этот случай напомнил еще раз о том, каким бдительным должен быть матрос машинной группы, несмотря на лю бые трудности, и как важна тщательная осмотрительность ири проверке механиз мов, и особенно в период подготовки их к действию. Вспоминается еще подобный случай с масляными насосами. После того, как ма шины были приготовлены к действию, обнаружилась течь масла в туцере мано метровой трубки, которую решено было сразу же заменить, не останавливая насо сов, а просто перекрыв подачу масла па подшипники редуктора, что н было сде лано. По при этом упустили из виду, что масляная система циркуляционного насоса связана с головной системой, что выяви лось в момент появления масляных паров из выпаров циркуляционного насоса. Немедленно была подана смазка к подшип никам. При вскрытии насоса оказалось, что от неправильных действий старшины вахты и стоящего у масляных насосов специалиста подучился натяг белого металла. Достаточ но было еще полмипуты, и подшипники выплавились бы окончательно. Поэтому, переключая ту или иную систему, необхо димо, прежде всего, отлично знать ее и про изводить переключения обдуманно и точно, строго по инструкции. Поучительный случай произошел с моло дым матросом Мурановым. Во время хода корабля неожиданно остановился один масляный насос, подача масла на подшип ники лишни вала прекратилась, что грози ло большой аварией. Матрос Мурзнов на чал запускать поддежурный насос, на что требовалось сравнительно много времени. Муранозу помог старшина вахты Березни- ченко, который успел открыть разобщи тельный клапан, подав, таким образом, смазку на подшипники. Этот случай говорит о том, что каждый матрос должен отлично знать свою спе циальность, а также необходимые меры, которые можно и нужно быстрее предпри нять в случае выхода из строя отдельных механизмов или систем. Бывает несколько вариантов переключений, но какой из них выгодней, должны знать все машинисты. Паше море — суровое море. Машини стам во время сильной качки бывает труд но нести вахту, матросы подвергаются воз действию морской болезни и выходят иног да пз строя в то время, как необходимо м^кепмальное наблюдение за работой меха низмов. Так получилось однажды на корабле Н. во время ходовых испытаний, змхща котель ные машинисты посадили пар в котлах и все механизмы на корабле прекратили работу. Волпа на море была 5 — 6 баллов, и корабль черпал воду при крене бортами. В это время особенно тяжело было тем, кто укачивался, и к тому же, температура в машинном отделении поднялась до 55 градусов. Внимание всего экипажа было обращено на БЧ-Y — кат; скоро они дадут ход кораблю. П упрек машинистам был справедлив, машины — сердце ко рабля u они должны работать бесперебой но, как часы. Это плавание надолго оста лось в памяти у многих машинистов и они никогда больше же допускали ошибок. Каждый матрос должен душой болеть за исправность, состояние своего заведывания, точно выполнять требованье Корабельного устава, все инструкции и наставления. В случае, появления каких-либо неис правностей следует немедленно доложить старшине, а пе укрывать их с тем, чтобы своевременно все исправить и быть уве ренным в безотказном действии машин. Личный состав машинной группы лин кора «Архангельск» приложил много сил на ремонте механизмов перед летней кампа нией 1947 года, п техника работала ис правно: за летний период боевой подготов ки не было ни одной аварии или поломки, успешно сданы задачи боевой подготовки. Но это пе должно успокаивать матросов и старшин. Пужно совершенствовать свое мастерство, учиться владеть техникой так, как ею владели североморцы в период Ве ликой Отечественной войны, осваивать пх опыт, учитывать ошибки с тем, чтобы стать подлинными мастерами своего дела. Старшина 2 статьи М. КИРИЧЕНКО. Обязанность каждого коммуниста Политическое самообразование способствует воспитанию большевистских качеств Член бюро нашей партийной организа ции тов. Волков, правильно понимая обя занность коммуниста, постоянно рабо тает над расширением своего политическо го кругозора. Имея твердые знания по исто рии большевистской партии, он глубоко изучает труда великих вождей нашей пар тии Ленина и Сталина. Сейчас т. Волков работает над книгой Лепппа «Государство и революция». Регулярно читая газеты и политические журналы, тов. Волков всегда в курсе теку щих событий. Постоянная осведомленность во внутренней и международной обстанов ке дает ему возможность быть хорошим агитатором, раз’жжять личнему составу вопросы текущей политики и задачи, по ставленные командованием перед подразде лением. Волков показал себя хорошим группово дом политических занятий. К очередной те ме он готовится самым тщательным обра зом: прочитывает всю ре 1 К 0 мендуемую литературу, продумывает вопросы, которые необходимо осветить в беседе. После этого он составляет обстоятельный конспект. Благодаря этому, на занятия тов. Волке® всегда приходит подготовленным и прово дит их на высоком уровне. Рассказ свой он строит конкретно, просто, доходчиво, прп собеседовании добивается, чтобы каждый слушатель правильно понял поставленные вопросы. Все это дает свои положительные резуль таты. Группа сержантского состава, кото рую ведет тов. Волков, на прошлой ин спекторской проверке получила отличную оценку. Недавно на одном из занятий в его группе присутствовал представитель полит отдела офицер Шейнкман, который отме тил хорошую подготовленность групповода и твердые знания слушателями пройденно го материала. Много работает над повышением своего идейно-теоретического уровня коммунист тов. Пивень. Закончив изучение «Краткого курса истории ВКП(б)», он приступил к работе над трудами товараппа Сталина. На изучение первого тома сочинений товарища Сталина ему потребовалось несколько ме сяцев. Читая эту книгу, тов. Пивень со ставил личные записи, которые помогают ому вспомнить основпые положения п вы сказывания товарища Сталина по различ ным вопросам. Имеются у нас и еще товарищи/ с£|>ьеЗ- но работающие над основами марксизма- ленинизма п повседневно повышающие свой идейно-теоретический уровень. Член партии тов. Попов, например, подавно про читал работу Плеханова «К вопросу о раз витии монистического взгляда на историю» и составил обстоятельный конспект. Ком мунисты тт. Судаков, Холодило® и Хомфин закончили изучение биографии товарища Сталина. Партийное бюро повседневно направляет и контролирует политическую учебу чле нов и кандидатов партии, находя для этого различные формы и методы. Одной из та ких форм являются партийные поручения. По заданию бюро член партии тов. Пивень готовится провести с личным составом бе седу на тему: «Пути завершения строи тельства социализма п постепенного пере хода к коммунизму». Это большая тема потребует от тов. Пивень серьезной работы над многими произведениями Ленина и Сталина. Придавая большое4значение воспитанию личного состава в духе советского патрио тизма, партийное бюро дало задание ком мунисту тов. Болову проводить с личным составом коллективные читки кипгн Вер- шпгоры «Людп с чпетой совестью». При обсуждении этого произведения тов. Болову пришлось рассказать о значении партизан ского движения в деле разгрома фашист ской Германии. К беседе оп обстоятельно подготовился, прочитал книгу товарища Сталина «0 Великой Отечественной воше Советского Союза». Так бюро вовлекает в работу партийной организации членов и (кандидатов ВКП(б), помогая им политически расти, расширять свой кругозор и одновременно активно уча ствовать в воспитании личного состава. Коммунист не может успешно работать с людьми, воспитывать пх, если он * сам теоретически не подготовлен. Есть у нас коммунист тов. Волохов, который над со бой совершенно не работает и в политиче ских вопросах разбирается слабо. Дело до шло до того, что Волохов стал избегать встречи со своими товарищами во внеслу жебное время, опасаясь, чтобы у него не спросили что-либо пз области текущей по литики или истории. Мало работает над собой и члеп партии тов. Павловский. Ясно, что эти товарищи пе подготовлены к тому, чтобы проводить какую-либо работу с лич ным составом. Обязанность партийной организации — требовать, чтобы .каждый коммунист был пастояйщм помощником командира в вос питании личного состава. Оп должен уметь рассказать людям о пашей советской дей ствительности, прививать у них чувство гордости за свое социалистическое государ ство, мобилизовать людей на выполнение любой задачи, поставленной перед подраз делением. Все это требует от коммуниста больших теоретических знаний и постоян ной работы над собой. Младший лейтенант Ц. ТУЛЕВ. СМЕЛЫЙ НАБЕГ РАЗВЕДЧИКОВ Отряд разведчиков морской пехоты бесшумно подходил к вражескому берегу. Огневые средства кораблей были готовы в любую минуту открыть огонь, чтобы оказать поддержку пр* высадке развед чиков на берег. Но неприятельский берег безмолвствовал. Это было в сентябре 1942 гота. Ночью, под покровом темноты высади лись на берет разведчики, вооруженные автоматами, имея при себе приличный запас патронов, взрывчатых веществ и «кармзиной артиллерии» — ручных гранат. Возглавлял группу лейтенант> Полрко. Старшина 1 статьи Виталий Мартынов и старшина 2 статьи Пиколай Лысяк развернули свои отделения цепочкой и, не задерживаясь на месте, повели их в глубь территории врага. Лейтенант По- ярко вел разведчиков к расположению вражеской батареи. Оп хорошо ориенти ровался по карте и был правильно осве домлен о расположении противника. Вскоре дозор заметил несколько чело век. Силуэты были отчетливо видны. Это были немецкие часовые. В темноте можно было уже различить землянки. Лейтенант Неярко привел отряд развед чиков-моряков точно в указанное место. Наступил решительный момент. На фланге завязалась перестрелка. Батарея противника открыла огонь по другой группе моряков, которых вели бывалые, испытанные разведчики стар ший лейтепапт Грачев п старший полит рук Исаев. Немцы пе ожидали паших автоматчиков с тыла. :— Вперед! За Родину! — крикнул своим разведчикам старшина 2 статьи Лысяк. Он бросился вместе с отделением впе ред. Разведчики яростно рвались в бой. Отделения старшины 1 статьи Марты нова и старшины 2 статьи Лысяк ок ружили одну землянку и забросали ее гранатами. В землянке были немцы. От страха фашисты залезли под нзры, пря тались по углам, другие поднимали руки вверх. Здесь матросы захватили немец кого обер-лейтепапта и унтер-офицера, оторопевших от неожиданности. — Взят* пх! — командует лейтенант Поярко. — Есть! — повторил Лысяк. Всего разведчики захватили четырех пленных. — Одного немца, пытавшегося ока зать сопротивление, пришлось уничто жить, — доложил старшина Мартынов. — Остальных не трогать, сохранить «языки», — приказал лейтенант Пояр- ко. — Есть, — ответил Мартынов и вме сте с двумя матросами увел пленных. Лейтенант Поярко приказал саперам взорвать вражеское логово и повел сво их автоматчиков дальше, на соединение с группой Грачева. Издалека доносится перестрелка. Это матросы старшего лей тенанта Грачева уничтожают немецких снайперов, засевших на вершине сопки. На помощь своим товарищам вышли разведчики лейтенанта Поярко. Добрать ся до группы Грачева было нелегко. Путь разведчикам лейтенанта Поярко преградила большая открытая поляна, обстреливавшаяся немцами. Решение быстро созрело у молодого офицера. Оп подозвал к себе старпгпп Мартынова и Лысяк. — Вот здесь, — указывая на мест ность, сказал он, — обойти' лощину справа и ударить по врагу. Фашисты заметили автоматчиков и открыли огонь. Особенно яростно отстре ливался один немецкий снайпер. — Захватить его, взять во что бы то ни стало, — решил лейтенант, и авто матчики начали подбираться к фашист скому головорезу. Вскоре и он был пле нен. Взвились ракеты. Это был сигнал от хода. Отважные разведчики, захватив пленных/ трофеи и документы, возвра щались обратно. Операция была оконче на, задание выполнена блестяще. Темная осенняя ночь уступала дню свое место, когда матросы подходили к месту посадки на корабль. Вскоре ни од ного разведчика уже не было па враже ском берегу, а немецкие батареи все еще «обрабатывали» то место, где про исходил недавно бой. Капитан Т. ЗАХАРОВ. J Стали комендорами Двухдневный семинар ^секретарей комсомольских организаций На-дпях политотделом Н-ского соедине ния был проведен двухдневный семипар секретарей комсомольских организаций ко раблей и подразделений. Па семинаре были разобраны вопросы: «Работа комсомольских организаций по обеспечению примерности комсомольцев в боевой подготовке в период летних учений в море», «Практика работы •комсомольских организаций по пцейно-по- литическому воспитанию молодежи». Секретари комсомольских организапий тт. Еостеев, Коваленко и ряд других обме нялись опытом работы. Па семинаре выступили офицеры тт. Ви ноградов и Воспитанный. &нн дали анализ состоянию воинской дисциплины на ко раблях в идейно-политического воспитания молодежи и поставили перед комсомоль скими организациям и их руководителями задачи по дальнейшему укреплению дис циплины и повышению авангардной ролл с тем, чтобы встретить 30-ю годовщину Ок тябрьской революции с еще лучшими по казателями в боевой и политической подго товке. Для участников семинара была прочита на лекция майором Шаляпиным «0 меж дународном положении». Семинар прошел на высоком идейно-по литическом уровне. Секретари обменялись опытом и получили хорошую закалку для дальнейшей практической работы. (Наш корр.). Когда матросов Пономарева и Чернонога первый раз ознакомили с кораблем и его боевыми постами, они растерянно прого ворили: «Неужели это все нужно знать?». — Да, нужно, — ответил им командир орудпя старшина 2 статьи Гусев.— Что бы быть хорошим моряком, падо отлич но знать устройство и боевые средства корабля, а особенно технику своего заве дывания. И молодые матросы взялись за учебу. Даже в часы отдыха они приходили к орудию, старались до каждого винтика изучить его. Старания молодых матросов, а также помощь опытных моряков тт. Шишка- нова и Кузьмина позволили Пономареву и Чернопогу сдать экзамен на ««отлич но». Их допустили к исполнению обя занностей основных номеров у орудия. Они стали комендорами. Летняя боевая учеба явилась для них настоящей школой. Во время стрельб- Пономарев и Черноног действовали быст ро и умело, а за отличную сдачу аварий но»комплексной задачи командир орудия об’явил им благодарность. Матросы Пономарев и Черноног стали не только хорошими комендорами, но и грамотными матросами. К 30-й годовщине Октября Пономарев й Черноног идут с большими успехами в боевой и политической подготовке. — Отличная учеба — наш подарок Родине, — говорят молодые комендоры. Матрос А. БОЙЦОВ. Трудовые успехи комсомольца Маклакова П е р в ы е ш а г и С помощью бывалых воинов В дни Великой Отечественной войны стрелки^радисты нашего подразделения были падежными помощниками командира экипажа в выполнении боевых заданий командования. Опи обеспечивали свои са молеты отличной связью, стойко отражали атаки самолетов противника. Стрелки-ра дисты тт. Бадюк, Асеев, Устянский много раз ходили в торпедные атаки, имеют на своем счету сбитые самолеты в?>ага. После окончания войпы тт. Устянский, Тимошепко, Емец остались на сверхсроч е н ) службу. Сейчас они являются передо виками в учебно-боевой подготовке и пе редают свой богатый опыт молодым. Используя помощь старших товарищей, молодые стрелки-радисты тт. Воробьев и Пронин быстро овладели специальностью и сейчас являются отличниками учебно боевой подготовки. И. ВОЛКОВ. Недавно на наш -корабль прибыли для дальнейшего освоения специальности юнги Николай Маркелов и Александр Комаров ский. По окончании Учебного отряда они пришли на .-корабль впервые. — Ожидал я с петерпопием тот депь,— говорит юнга Комаровский, — когда увижу боевой корабль, когда буду паравне с ма тросами изучать технику, ходить в похо ды. Это время настало. Командир отделения радиотелеграфистов старший матрос Шишкин внимательно на блюдал за юнгами, беседовал с ними. И юнги сосредоточенно слушают своего коман дира отделения. Он говорит медленно, каж дое слово хорошо запоминается. — Во время войны, — рассказывает т. Шишкин, — корабль совершил аесяткн боевых походов. Ходили и в хорошую по году и в штормовую. Ненастная погода не была -преградой для наших матросов. Они умело боролись со стихией, уверенно несли вахту на своем боевом посту. Старший матрос Шишкин рассказал юн гам подробно о конвоировании транспортов, о поисках подводиых лодок противника в Баренцевом морс и о других боевых опера циях. В своем рассказе он особенно напом нил молодым о суровости моря, о трудно стях походной жизни. Уже на следующий депь после прибытия юпгп были ознаолмлепы с кораблем. Стар ший матрос Шишкин показал пм располо жение жилых помещений, кают офицерско го состава., боевых постов. 1>с для молодых моряков было новостью: они внимательно рассматривали оружие, якорь, бомбометы, штурвал. В этот же день они увидели ап паратуру своей специальности — радиопе редатчики, приемпнкп, генераторы. — Настанет время, когда мы с тобой будем самостоятельно работать иа этой сложной технике, — говорит юнга Марке лов своему товарищу. г — Копсчно, будем, — отвечает Кома ровский. — Но здссь аппаратура много сложпео той, которую мы изучали, придет ся много поработать. — Пугаться пе нужно, — об’яоняет им старший матрос Швпгош, — научитесь быстро. Для этого требуется настойчивость в учебе, ие нужно оставлять неясных вопросов и, главное, быть дисциплиниро ванным. Без днецнплипы цели добиться нельзя. С юнгами начались занятия по специ альности. Па первых занятиях они ознако мились с тактико-техническими данными С первых дней службы комсомолец Маклаков показал себя трудолюбивым и старательным. Он близко соприкасался с работой комсомольской организации, посе щал ее собрания и вскоре был принят в члены ленинского комсомола. Работая в качестве столяра в комсо мольско-молодежной бригаде, Маклаков добился со своими товарищами ежемесяч- радиоприемников, затем радиопередатчиков Со временем начали изучать запуск и оста новку радиоаппаратуры. Опи следили за каждым движением руководителя занятии запоминали последовательность действии при запуске и остановке приемников. Чтобы убедиться, как юнгами усваивается преподаваемый материал, Шишкин прове ряет их иа практике. — Юнга Комаровский, изготовьте прием- пик для открытия радиовахты на волне помер... — Есть, — отвечает юнга и приступает к выполнению приказания. Проверив правильность положения ру чек приемника, он включает рубильник для подачи питания на мотор-генератор, затем запускает его п дает пптание на приемник. Пока разогреваются лампы, юнга настраивает приемник на заданную волну. Чтобы пе ошибиться, Комаровский проделал всю работу песпсша п, окончив се, доложил Шишкину: — Приемник включен. Настройка прп- емпика: волна номер... Тов. Шишкин дает новое приказание привести аппаратуру в исходное положе ние. Комаровский, повторяв приказание, приводит аппаратуру в исходное положе ние и о результате докладывает. Таким же способом проверяются знания у юнга Мар келова. Он неточно настроил приемник. Шишкин указал па ошибку п показал, как ного'выполнения норм на 200 процентов. Готовясь к 25-летию шефства комсомола над флотом, он поднял производительность труда еще выше. В июле и августе Макла ков вместе со своими товарищами Ворош- нпным и Хныкпным добились выполнения порм на 300 процентов. Секретарь комсомольской организации старший матрос Г. СОРОКИН. нужно произвести точную настройку. При следующей проверке у кшгп Маркелова ошибки пе было. Для проведения занятий по устройству корабля назначен боцман старшина 2 статьи Черсмиспп. Он интересно провел занятие па тему: «Устройство верхней палубы». Сейчас юнги изучают правила радиооб мена, тренируются в четкости передачи сигналов, в приеме без искажений текстов из эфира. К занятиям относятся серьезно. Даже в свободное время занимаются повто рением пройденного материала, задают друг другу вопросы и отвечают на них. Юнгам даны все возможности для дости жения их ближайшей цели— изучить тех нику и правила ведения радиосвязи, чтобы стать на самостоятельную вахту. Они сча стливы тем,- что перед ними открыта дорога в превдасное будущее: они станут верными защитниками Родины, будут гор до продолжать дело уходящих в долго срочный отпуск старых товарищей. Вскоре юпгп побывают в море па своем корабле. Они ознакомятся с просторами моря, .кото рое волнует и привлекает их, начнут при выкать к походной жизни, продолжая ос ваивать свои специальности. Экипаж корабля желает молодым моря кам счастливого плавания, стать настоя щими советскими моряками. Старшина 2 статьи С. ПЕТРОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz