На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
НА С Т Р А ЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я 2 5 'сентября 1947 г., К : 225 (201G). i Ш гЩ $ ■NXv • v.y •* Ww: .о Важное дело для обеспечения мореплавания Поддерживать карты и лоции на уровне современности Гидрографическая служба па морях ста- вателей, которые крайне заинтересованы в вит своей основной целью дать необходи- получении точной величины дальности ви- мые пособия штурмаиу для обеспечения димости огня не только в яспую погоду. • . -.-.v Летчик офицер Т. Соболев умело обу чает молодых авиаторов, повседневно пе редает им свой большой боевой ошгг. Его подчиненные успешно сдают все учебные задачи. Фото М. Бугакова. i Письмо другу на крейсер „Молотов" Член ВЛКСМ старшина 2 статьи По летаев начал свою службу на крейсере «Молотов». На нем он участвовал в боях за Севастополь и Одессу. В жаркие дни боев за Советское Заполярье тов. Полетаев прибыл на Северный флот, но своих боевых товарищей^черноморцев не забыл. И вот Полетаев узнал, что крейсер посетил товарищ Сталин. На сним- , ке — вождь народа среди матросов, старшин и офицеров крейсера «Моло тов». Много знакомых лиц увидел стар шина. «Вот мой лучший друг Нико лай Попов, — говорит Полетаев. — Сейчас он уже мичман, имеет боевые заслуги. Надо будет его поздравить». И тут же в кубрике, в кругу товарищей написал письмо другу-черноморцу. «Здравствуй, дорогой Николай! Сйешу поздравить лично тебя и всех товарищей с большим^событием в вашей боевой жизни. Я узнал из газет, что наш родной корабль посетил товарищ Сталин. Если бы ты знал, с какой гор достью и радостью я и мои товарищи встретили эту весть и как я жалею, что меня не было среди вас. Я часто вспоминаю свой любимый корабль и, конечно, никогда в жизни его нельзя забыть, ведь на этом корабле мы с тобой получили nei>- | вое боевое морское крещение. Мы зна ли тогда, что нас послала Родина, ве ликий Сталин. Жарко досталось немцам от нашего крейсера «Молотов». П вот теперь какая большая радость — сам товарищ Сталин посетил наш корабль. Как хочется мне от всей души по благодарить товарища Сталина за его внимание и заботу о нас, о Военно- Морском Флоте. Твой друг Константин Полетаев». Полетаев зачитал письмо товарищам и отослал адресату. Молодые матросы еще долго не рас ходились. Они слушали Полетаева, ко торый рассказывал им о боевых делах крейсера «Молотов» в дни Великой Оте чественной войны. Лейтенант П. КОЗЛОВ. безопасного кораблевождения. Одним из многих видов деятельности, которыми за нимается гидрография, является работа по сбору навигационно-гидрографических све дений, корректурных материалов па морях с последующим их об’явленпем морепла вателям посредством оповещении, извеще ний, изданий дополнений к лоциям и кар там. Широко и полно охватить быстро взме* яяющуюся навигационно - гидрографиче скую обстановку па морях при использо вании только специалистов гидрографиче ской службы невозможно, и здесь необхо дима повседневная помощь штурманов. На штурманов возлягается не только использование материалов для корабле вождения, преподнесенных гидрографиче ской службой, от них требуется расшире ние этих материалов, допотне-ние и обнов ление. Только при этом условии возможно полно осветить все изменения навигациоп- но-гидрографической обстановки и дать ее мореплавателю. Выход корабля в море не может являться для штурмана только средством повы шения своего теоретического и практиче ского ч)пыта и навыков. Наряду с этими задачами штурман пра плавании должен непрерывно /заниматься сбором навигаци онных и гидрографических сведений по своему маршруту: моменты открытия и скрытия огней, маяков, знаков, прекра щение действия радиомаяка при удалении от него и т. д. Обнаруженные новые, ни где не показанные навигационные опас ности или изменения в гидрографической обстановке и прочие материалы для кор ректуры карт, лоций, наставлений для плаваний, составленных извещений море плавателям — все это должно входить в комплекс работы штурмана на переходе. До сих пор вопрос исследования дально сти видимости огней в ночное время, зна ков в дневное время еще полностью не разрешен для широкого практического внедрения. А для выполнения этой исклю чительно важной раблты мало иметь ла бораторные опыты, необходим большой материал наблюдений за огнями и знака ми, полученный от мореплавателей с мо рей. Вопрос исследования дальности види мости огней в зависимости от метеорологи ческой обстановки и тактико-технических данных огней очень обширен, и для его разрешения необходима помощь морепла- как это предусмотрено во всех навигаци онных пособиях — необходимоЩнать, как опа изменяется в зависимости от состоя ния погоды, времени суток. Метеорологические факторы сильно иска жают направление действия звуковых средств навигационного ограждения, а по тому при плавании в сложных метеороло гических условиях могут дезориентировать штурмана и привести к аварии. Несмотря на наличие пособий, даюшпх возможность правильно и целеустремленно собирать и классифицировать навигацион но-гидрографические сведения на нашем театре, некоторые командиры кораблей и штурманы к этой важнейшей повседневной работе относятся небрежно. Например, одно из соединений, проведя со всем офицерским составом выход в море с целью изучения своего театра, имея за дание собрать сведения навигационно-гид рографического порядка для военно-гидро графического и географического описания нашего театра, корректурный материал для карт и лоций, к делу отнеслось без ответственно: в картографическо-коррек торское отделение был подан материал, который полностью оказался заимствован ным из лоции,* только иначе распланиро ван. Такое отношение к сбору навигационно гидрографических сведений, которые идут для корректуры карт, лоций и прочих штурманских пособий, недопустимо, оно показывает,' что еще не все штурманы, командиры кораблей понялп огромную важность этого дела. Для того, чтобы дать ценный и полный материал для корректуры карт, лоций, со ставления навигационпо-гидрографическо- го описания, штурманы должны постоянно поддерживать на уровне современности имеющиеся у них карты и лоции. В про тивном случае, штурманы будут занимать ся сбором того материала для корректуры и описания, который уже есть. Мало того, несвоевременное и небрежное нанесение сение исправлений в лоцию или пособие может привести к аварии корабля. Нель- по извещениям мореплавателям ведут не брежно и грязно. Недопустимый случай в отношении ве дения корректуры карт и пособий произо шел недавно в подразделении, где штурманом капитан-лейтенант тов. Бене диктов. Корректура карт, лоций и пособий здесь была доверена матросам-рулевым, которые ее запустили, делали неграмотно, грязно и от случая к случаю. При провер ке знания правил ведения корректуры оказалось, что они совершенно не подго товлены. Самоустранение штурманов от своих прямых обязанностей в деле ведения корректуры карт, лоций и пособий не дол жно иметь место, ибо поддержание на уровне современности всех навигацион ных пособий, карт, лоций является одним из основных условий успешного и безопас ного плавания кораблей. Уместно сказать несколько слов о за рисовке таких приметных мест, а также подходов к бухтам, заливам, якорным стоянкам и прочих пунктов, участков на вигационно-гидрографического порядка, которые являются замечательным дополне нием, если не основой, к лоциям, картам. Это можно сказать только про те зарисов ки, которые выполняются специалистами. По это совершенно не значит, что штур ману, плохо владеющему карандашом при зарисовках, совершенно не следует ими заниматься. Уместно напомнить по этому поводу слова старейшего штурмана контр- адмирала тов. П. Димитриева, который в своих воспоминаниях «Плавание по дуге большого круга» писал, что «... искусство лоцмана и штурмана ... очень индивиду ально. Нагляднее всего это сказывается в зарисовках. Свою, пусть плохонькую, сделанную наспех, вы всегда поймете луч ше, чем чужую, хотя она и будет выпол нена умелыми зарисовпгпками. Нужно побольше зарисовывать самому и завести целый альбом, с помощью которого, допол няя карты и лоции, восстановить в слу чае нужды навигационные особенности прошлых плаваний». Все расширяющаяся плановая экспедици онная работа гидрографической службы на М у ж е с т в о навигационной обстановки на карту, вне- морях в послевоенный период и ^ одновре- «ошгп л п тр н Я KOIIWin ПЛИ ТТОРОбИР unnum’r TTTTvnuaTiauiT СППЯПip il WPPT менный сбор штурмапамн кораблей всех классов навигационно - гидрографических зя допускать к выполнению корректуры I корректурных сведений позволяет в корот- карт, л^ций и штурманских пособий лип, j кий срок в наших лоциях и картах устра- не знакомых не только с правилами веде- цить неточности, неконкретные выраже ния корректуры карт, лоций и пособий, uo I ния, приблизив текст в лоциях, иособиях, которые не умеют читать карту, пользо- j оттиски карт к уровню современности, ваться лоциями, пособиями, а корректуру 1 Я. ЛИПСКИЙ. Наш командир Как дисциплинированного, хорошо знаю щего свою специальность, матроса Бекетова командование направило на учебу. Бекетов успешно закончил учебу. Бму было присвоено звание старшииы 2 статьи, I к он прибыл вновь на корабль командиром I отделения. Став командиром, Бекетов показал себя волевым, требовательным начальником, знающим свое дело, сумел добиться высо кой дисциплины, хорошей учебы и работы подчиненных. В отделение Бекетова прибыл молодой матрос Голубев. Не прошло и месяца, как младший комавдир Бекетов 'сумел обучить «хвичка. Вскоре командир БЧ-IV разрешил матроса Голубева поставить на сахостоя-^ тельную вахту, и он неплохо . справляется со своими обязанностями. Старший матрос Н. МОХОВ. 1 Побудка на корабле. Лауреаты Сталинских премий К о н с т а н т и н Симо н о в Константин Михайлович Симонов — один из популярнейших советских писате лей — не так давно работал токарем на заводах Москвы и Саратова. В 1938 году оп только окончил литературный институт при Союзе советских писателей н твердо ступил на путь художественного творче ства, по уже в довоенные годы многие со ветские читатели узнали яркий и смелый талант К. Симонова, проявившийся в его поэмах, повестях и пьесах. В первые же годы литературного труда Симонова военная тема становится главной, определяющей его творчество. В образах прославленных русских полководцев, в в исторических битвах русского народа за честь п независимость священной земли русской искал Симонов проявления тех бо гатейших черт русского национального ха рактера, законными наследниками н про должателями которых явились воины стра ны социализма. Так возникает эпическая поэма ««Тедовое побоище» п яркий образ русские военного гения, созданный в поэ ме «Суворов». В 1940 году появляется его пьеса о под виге простого советского бойца-танкиста Луконина «Парень пз нашего города». Опа была первым произведением К. Симонова, удостоенным Сталинской премии. 15 годы Великой Отечественной войны ocooemio пышно расцветает талант К. Си монова. В осажденной Одессе, в фроптовых землянках Заполярья, на Балтике п в блин дажах Сталинграда встречали советскпе солдаты я матросы своего поэта — воен ного корреспопдепта столичных газет. Он умел находить теплые топа, яркие краски п задушевные слова для того, чтобы соз дать образ героя-вонпа, чтобы поведать ми ру и его горечь временных неудач, п пла менную любовь к Родине, и испепеляющую ценависть к врагу, п, пад всем этим, прек расное величественное чувство советской национальной гордости: «Нас пули с тобою пока еще милуют, Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За русскую землю, где я родился». Огромной популярностью в годы войны пользовались лирические стихи Констан тина Симонова и особенно его «Жди меня!». Это стихотворение читали матросы, уходя в десант, переписывали в миллионах эк земпляров, посылали в тыл женам и не вестам. Простота и яркость образов, зло бодневность темы — все это делало его стихи доступными пониманию и близкими сердцу читателя-воипа. Достаточно вспом нить, что исключительное по силе стихот ворение «Убей его» было одним из дейст венных средств воспитания у советских людей чувства ненависти к врагу. Военный подвиг советского народа, его могучий патриотизм, героизм на фронте и в тылу далп художнику изобилие мате риала для творчества. Из-под его пера вы ходит драма «Русские люди». Она ставится десятками советских театров, переводится на многие языки мира. Воспитательное значение пьесы было очень велико. Под свежим впечатлением великих со бытии Константин Симонов создает «1ш» н ночи»— одну из первых повестей) о героях- победителях сталинградской обороны. Эго рассказ о мужестве воинов Сталинграда, о силе духа советских людей, выстоявших под натиском врага. Ограничиваясь показом «дней и почей» одного батальона, Симонов вводит читате ля в узкий и темный блипдаж под полу разрушенным зданием, где разместился батальон капитана Сабурова, и показыва ет страшную по своему напряжению опт- ву. Сабуров руководит боем на решающем участке фронта. Клочок земли, защища емый батальоном, ограниченный. Сабуров не знал, что было южнее и что север нее, хотя, судя по канонаде, кругом шел бой, но одно он твердо знал и еще тверже чувствовал — аго три дома, разло манные окна, разбитое квартиры, он, сто солдаты, убитые и живые, женщина с тремя детьми в подвале, — все это вме сте взятое была Россия, п он, Сабуров, за щищал ее. Если он умрет или сдастся, то этот кусочек перестанет быть Россией и станет немецкой землей, а этого он не мог себе представить. Симонов раскрывает типичные черты советских солдат и офицеров. Эти черты проявляются в разговорах, фронтовом бы ту, в эпизодах фронтовой ж и з н и . Герои произведения — капитан Сабуров, генерал Проценко, полковник Ремизов, комиссар Ванин, лейтенант Масленников, подполков ник Бабченко, военфельдшер Аня Кли менко, старший сержант Конюков, офице ры и бойцы — реальные образы наших людей — членов единой семьи, об’единен- ной боевым содружеством. Борясь за дол,', крышу, буквально за. каждый метр территории, наши бойцы ве рили в конечную по^ду над немецким фашизмом н пе теряли этой веры в самых тяжелых условиях. Все естество героев повести подчинено одному: стоять на смерть, не дать врагу пройти, во что бы то ни стало выжить. По выжить — это значило: упорно, хладнокровно, мужест венно и храбро бороться с врагом. Родники мужества п храбрости, величие идеалов героев повести К. Симонов рас- Фото М. Бугакова. крывает просто и правдиво. Каждый за щитник города знал, с каким волнением миллионы советских людей следили за битвой на Волге, ведь они представляли собой «упрямую силу, имя которой было «сталинградцы», причем, весь героиче- | спий смысл этого слова в стране, кругом, понялп гораздо раньше, чем они сами у себя в Сталинграде». Герои,повести хоро шо понимают всю остроту положения, всю опасность, честно и самоотверженно вы полняют свой долг перед Отечеством. Именно поэтому онп выстояли, сберегли плацдарм, чтобы потом отсюда начать на ступление на немецкую землю. Патриотизм социалистического человека проявляется не в громких речах об Оте честве, а в подвигах. Свои подвиги герои повести совершают скромно, «ак что-то будничное. Каждый боец, будучи проник нут чувством личной ответственности за судьбу страны, стремился с честью и славой выполнить сталинский приказ. Победа Сталинградской битвы — прояв-% ленпе стратегического предвидения П. В. Сталина. Могущественным фактором победы был сталинский стиль руководст ва нашпх командиров. С этой точки зрения интересен раздел о посещении батальона Сабурова командиром дивизии генералом Проценко. К. Симонов раскрывает здесь личные качества генерала п стиль его командования. Основной герой повести Сабуров — талантливый командир, для которого подвит стал нормой поведения. Его пат риотическая решимость еше более креп нет от усвоения того, «что значит Сталин град, еслп, песмотря иа то, что это всего только точка на огромной карте, — все города, все люди, которые в нпх живут, последние два месяца живут именно этой тонкой, Сталинградом». Читатель вместе с Сабуровым чувствует, «какое огромное было все, что творилось вокруг п в чем оп принимал участие». В первые дни Веянсой Отечествен ной войны вместе со всем советским на родом комсомолец Сергей Пантюхов ус лышал голос родного Сталина: «Вели кий Ленин, создавший паше государство, говорил, что основным качеством совет ских людей должно быть храбрость, от вага, незнание страда в борьбе, готов ность биться вместе с народом против врагов нашей Родины». С затаенным дыханием Сергей Пантюхов слушал ве ликого вождя. Как и многие советские патриоты, летчик Сергей Пантюхов вырабатывал в себе это большевистское качество в учебе, а потом в боях с врагом. Пантю хов стремился овладеть летным мастер ством, и его твердогть в достижении по ставленной цели создала ему авторитет славного воина-комсомольца. Небольшого роста, веселый, жизнера достный — таким знают боевые това рищи Сергея Паптгохова. Особеппо це нят его те, с кем оп пе раз делил тяго ты боевой жизни. Молодой летчик в сво ей работе брал пример со старших опыт ных товарищей, учился у них. Он пере нимал опыт своего командира прослав ленного штурмовика Героя Советского Союза майора Гуляева и вскоре стал сам учителем и неоднократно водил группу «илов» на конвои и об’екты противника. На его боевом счету не один десяток вражеских солдат и офицеров, ушедших вместе с пото пленными судами на дно морское. 45-й боевой вылет Сергея Пантюхова состоялся 25 сентября 1944 года. Этот день ничем пе отличался от других септ тябрьских дней Заполярья. Небо было закрыто облаками, которые медленно плыли над аэродромом, временами про ходили сплошные заряды дождя. После зарядов появлялись разрывы, в которых проглядывало солнце. Летный состав занимался учебно-боевой подготовкой, технический состав — подготовкой ма териальной части. Штурмовой Краснознаменной части пришел приказ нанести бомбо-штурмо- вой удар ио морским целям. В эту груп пу самолетов вошел и Пантюхов. Бук вально через несколько минут летный состав и материальная часть были гото вы для выполнения боевого задания с полной зарядкой необходимого смерто носного груза. Группа подошла к цели и обрушилась на конвой. Сергей Пантюхов пикировал на корабль, шедший в сер^ине конвоя. Сильный огонь противника не поколе бал воли советского летчика. Оп держал цель в припеле. Нажав на кнопку сбра сывателя, Пантюхов почувствовал, что самолет сильно дрогнул: вражеский сна ряд попал в кабину самолета, осколки снаряда поразили правую руку летчика, она беспомощно повисла. Израненное ли цо заливала кровь. Превозмогая боль, ничего не видя, летчик левой рукой пп- стинктивно вывел пз пикирования маши- ну. . В кабине запахло гарью. Зажав штур вал коленями, летчик потянулся здо ровой рукой протереть лицо и тут же почувствовал ожег пальцев: горела кур тка. Истекая кровью, летчик сде лал усилия для того, чтобы спа сти себя и спасти машину. Превозмо гая боль, он снимает с себя куртку и выбрасывает ее в море. От сильного кровотечения Пантюхов на мгновенье потерял сознание, в голове все кру жилось, были минуты, когда ему каза лось, что пет больше сил вести само лет, но мужество победило. Кровь за пеклась па лице, ее поминутно левой рукой приходилось стирать с глаз. По сле выхода из атаки Пантюхов вынуж ден был вести самолет по приборам. Прошло около часа нечеловеческих мучений, выдержки, упорства, силы, во ли, но самолет шел к родному аэродро му. Летчику удалось определить по зем ным ориентирам свое место. Боевая стойкость, высокое летное мастерство помогли летчику Пантюхову привести самолет на аэродром и благо получно произвести посадку. Его встре чали боевые друзья. Многие пз нпх са ми не раз смотрели смерти в лицо, ио взглянув на раненного товарища, неволь но спрашивали друг друга: «Как он мог выдержать?». На это сам летчик отве тить уж не мог, его подхватили на ру ки, положили в машину и отправили в госпиталь. В листовке, выпущенной политотде лом, о мужественном подвиге летчика Пантюхова писалось: «Доблестный, отважный воин! Подви гом твоим гордится семья североморских летчиков. Так воюют преданные сьпты Родины... Товарищи летчики! Пусть под виг Пантюхова зовет вас к новым побе дам и окончательному разгрому врага!». Патриотический под’ем всего летного состава вызвал поступок, достойный комсомольца. О мужестве Сергея Пантю хова узнали п шефы-новосибирцы. Они подарили ему золотые^асы, а ЦК ВЛКСМ наградил его Почетной грамотой. Сейчас Сергей Пантюхов служит в своей дважды Краснознаменной штур мовой авиачасти, его грудь укрзшают два ордена Красного Знамени и две ме дали. Историю о Сергее Пантюхове знает каждый матрос, сержант и офицер, его подвит зовет весь личный состав части на высокие дела, на сбережение и при умножение традиций боевой славы ча сти. Лейтенант Н. ШИРЯЕВ. . Восстановили связь Командование приказало провести но вую линию связи. На взвод старшего лей тенанта Габова и главстаршины Жукова была возложена эта задача. Работа была трудная, но каждый матрос ясно понимал значение задания, и все работали, не покладая рук. Личный состав сделал все, чтобы скорее Даже после длительного, тяжелого от ступления к Сталинграду, после несколь зких ранений, капитан Сабуров сохраняет уверенность и бодрость обстрелянного офи цера в том, что отсюда должно начаться наступление на Берлин. Так думал не только оп. «— Ох, и далеко же их гнать, •— ... сказал молодой связист, пуская дым колеч ком и глядя в потолок. — Далеко, — до бавил он с выражением полной увереннос ти, что это именно так и будет. Видимо, его огорчало только расстояние до граяп- цы». Капитан Сабуров, как и его боевые друзья, в минуты наибольшего напряжения мечтал о том, 1 как онп будут изгонять врага с родной земли, каждый из них ду мал «не о том, как он шел сюда, а как раз о том, как ему придется итти назад, и было в его певеселом раздумье то особен ное упорство, свойственное русскому чело веку, которое не позволяло ни ему, ни его товарищам ни единого раза за всю войну допустить возможность, что не будет это го «назад». Таких воинов не . имела и не имеет ни одна страна в мпре. Это люди повой психологии, люди, рожденные Великим Октябрем. Как логическое развитие и высшая точка творчества Константина Симонова, появилась пьеса «Русский вопрос», в ко торой он с присущей ему наблюдатель ностью и остротой подметил характерные черты послевоенной Америки, вскрыл звериное нутро империалистической пе чати, живущей по закону буржуазной мо рали: все продается п все покупается. Он разоблачил буржуазную ложь о «свободе слова» в «демократической» Америке. В лице газетпых магнатов и пройдох Мак ферсона и Гульда перед нами предста ет американская реакция с се бешеной злобой ко всему подлнппо демократическо му н. прежде всего, к Советскому Союзу. закончить работу. Приказ был выполнен в срок. Хорошо работали старшие матросы Хе- тов. Тимофеев, Мамонтов, Носорев, Брату- гкн, матросы Нагматулин, Хабаров, Ха- риков. которые с честью выполнили при каз командования. А. БРАТИГУНИН. 4 Советскую страну Макферсоны с по мощью своего излюбленного способа — подкупа, клеветы, провокаций — пытают ся обвинить в экспансии, захватах, угро зе миру п демократии. Они стараются за этой грязной шумихой о борьбе против коммунизма скрыть свои подлинно им периалистические вожделения и планы. Начиная войну ради мирового влады чества, вооружая Германию, Гитлер тоже старался убедить мир в том, что он хочет только одного — уничтожить коммунизм. Макферсоны и Гульды хотят бросить сред него американца в кровавую авантюру, вот для чего эти мастера гклеветы стара ются убедить мир в том, что «руские хо тят войны». О пьесе «Русский вопрос» сам автор сказал: «Мне думается, что суть моей пьесы не только в той истории, которая в ней рассказывается, — псторпп очередной клеветы на Советский Союз, но еще п в том, что 'капитализм вообще уродует лю дей, ломает пх жизнь, превращает чест ных людей в негодяев, а людей, не желаю щих стать негодяями, пытается стереть с лица земли». Пьеса показывает, какими гнусными мерами пользуются американские поли тиканы и дельцы для того, чтобы очер нить, исказить подлинные дела СССР, его великий вклад в дело культуры, цивили зации мира. Пьеса, наконец, показывает, как настроены передовые американцы, граждане, для которых дороги демократи ческие традиции, дорого дело мира. За эту талантливую, политически ост рую и злободневную пьесу Константин Симонов удостоен Сталинской премии в 1947 году. Константин Михайлович Симонов не только поэт п писатель-патриот, он и активный общественный деятель — де путат Верховного Совета СССР. Осенью 1946 года оп избран заместителем гене рального секретаря Союза советских пи сателей. Капитан Г. КАРЕВ. --7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz