На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 23 сентября 1947 г., ГГ: ПИСЬМА ИЗ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ После летних учений Чему научились электрики Перед электриками стояли задачи — обеспечить безаварийное плавание и бес­ перебойную работу приборов и электроме­ ханизмов корабля, а также научиться бы­ стро находить неисправности и в трудных условиях боевой обстановки исправлять их. Занятия по специальности с личным со­ ставом ежедневно проводили старшины команд: старшина 1 статьи Иванов, стар­ шина 2 статья Данилов и другие. Каждый из них имел подробный- план на неделю для проведен^ занятий с матросами. За сутки до занятий старшины составляли план-конспект, по которому проводили за­ нятия с личным составом. Но в практике обучения молодых матро­ сов старшины допускали серьезные ошиб­ ки. Нагфимер, каждый матрос изучал только узкую специальность, касающуюся обслуживания лично своего поста, а окру­ жающие механизмы других постов остава­ лись неосвоенными или поверхностно пройденными путем краткого рассказа без тгенировок и работы на них. Однажды у нас был такой случай. На учениях в море остановился агрегат раз­ магничивающего устройства. Старшина приказа л матросу Коренькову пустить аг­ регат. Матрос повторил приказание стар­ шины, но, не имея практики запуска, вместо пускового реостата крутил ма­ ховик регулировочного реостата, в резуль­ тате чего агрегат не был пущен. Почему произошло это? Ответ ясный. Молодой ма­ трос Кореньков никогда не тренировался у агрегата, а на занятиях плохо слушал. 1 Этот случай был подробно разобран с личным составом всей группы, после чего были проведены дополнительные за­ нятия с молодыми матросами. Па помощь молодежи пришли старослужащие. Напри­ мер, старший матрос Чукалин помог матро­ су Коренькову хорошо изучить палубную и маппгнную вентиляции. Оказана помощь в изучении электромеханизмов также стар­ шим матросом Васильевым молодому матро­ су Обиднову. Проверка усвоения знаний специально­ сти матросами проводилась путем обхода и осмотра заведываниЙ. Здесь же давались подробные указания каждому матросу. Старпшны — руководители занятий также изменили свой метод обучения подчинен­ ных. Теперь каждое занятие проводилось непосредственно у агрегатов, где разбира­ лись подробно' все его детали, об’яснялось назначение и взаимодействие частей. Под Старшина 1 статьи В. Чередов. наблюдением старшин молодые матросы пускали и останавливали изучаемый агре­ гат. Это дало хороший результат в приоб­ ретении практического навыка и улучшило качество занятий, что, в свою очередь, обеспечивало правильную эксплоатацию ме­ ханизмов па учениях в период летней кампании. \ Был и такой случай на учении по борьбе за живучесть технических средств. Про­ пало питание па агрегате размагничиваю­ щего устройства, требовалось немедленно подать питание боевым сросткам с аварий­ ной магистрали. Выполнение этой задачи было поручено матросам Снеткову и Поля­ кову, но они работали слабо, медленно прокладывали провода, неумело, приключа­ ли их. В течение 10 минут агрегат был без электрического питания. Иа разборе боево- вого учения мною были отмечены все не­ достатки, как, например, несвоевременный подбор инструмента, отсутствие резиновых перчаток, плохая подготовка боевых срост­ ков при обеспечении боевого поста, и дру­ гое. Мои указания подействовали на матро­ сов Снеткова и Полякова. В дальнейшем они резко улучшили отношение к службе, сократили время при вооружении боевых сростков. В конце летней учебы они уже 1 гмелп поощрения за отличные действия на боевом посту. Боевая учеба по подготовке электриков в момент тушения горящей проводки вна­ чале проводилась у нас почти условно. Ма­ тросы имели лишь теоретические знания, а многие из них никогда не видели, как горят провода. Затем было внесено пред­ ложение организовать тренировочный от­ сек. Это предложение сделало свое дело: боевые тренировки стали проходить живо, интересно и приближенно к боевой обста­ новке. Однажды по тревоге, когда «загоре­ лись» провода в кубрике, я подал коман­ ду: «Провода обесточить, пожар ту­ шить!». Матросы быстро бросились испол­ нять свои обязанности по боевой инструк­ ции. На этом занятии отлично действовал матрос Завьялов — энергично обесточил провода азбестовым ковриком, пе давая ! распространяться «пожару». Успешно | справился с выполнением поставленной за- ! дачи также матрос Гуляков, который свое- | временно открыл воду и, ловко используя ! струю из шланга, затушил «пожар». Мно­ гие старшины, присутствующие на заня­ тиях, дали хорошие отзывы об умелой орга­ низации проведенных занятий и действиях матросов-электриков. Проверяющий помощ­ ник флагманского механика дал высокую оценку этой тренировке. Электрики дей­ ствовали так, как это требуется в боевой обстановке. После каждого учеппя и тренировок на боевых постах мы проводили разборы уче- # ний, где активное фастие принимали командиры групп, старшины команд. Здесь отмечались ошибки, недостатки в учебе и точно выяснялись причины допущенных матросами неточностей. Особое внимание мы обращали на осмотр, уход и сбережение механизмов. После за­ пятой матросы старательно осматривали технику. Все это способствовало ус­ пешному выполнению основной задачи без­ аварийного плавания в летней кампании. За период летпей учебы электрики про­ шли большую школу в совершенствовании своих знаний. Все занятия они старались проводить приближенно к боевой обстанов­ ке. Список отличников пополнился моло­ дыми матросами Кореньковым, Волковым, Бешановым, а тт. Дорогову, Волкову, Жу- рину, Полякову, Еобылину присвоены зва­ ния старппга 2 статьи. Старшина 1 статьи В. ЧЕРЕДОВ. С ЧЕГО Я НАЧАЛ СВОЮ РАБО ТУ Заступая на должйость старшины отде­ ления котельных машинистов, я сразу потребовал от подчиненных твердого зна­ ния и строгого выполнения инструкции по запуску и обслуживанию механизмов. Пер­ воначально мне трудно было добиться это­ го, так как в отделении состояние воинской дисциплины было на низком уровне. При­ шлось много поработать, чтобы укрепить воинскую дисциплину, добиться созна­ тельного выполнения матросами своих обя­ занностей. Это предрешило успехи, кото­ рых мое отделение добилось за период лет- пси боевой учебы в море. Были у мепя такие случаи. Матрос Сту- паков, работая на притирке клапанй» с магистрали свежего пара, к работе отно­ сился халатно, выполнял ее небрежно, по окончании работы часто оставлял меха­ низмы незакрытыми, ленился сделать приборку, ключи оставлял разбросанными. Примерно такое же положение было и с матросом Дрожжиным. Иначе поступал старший матрос Шад- рип, отличник боевой и политической под­ готовки. К работе относился добросовестно. Стремился сделать как можно лучше и бы­ стрее. Па его боевом посту всегда был по­ рядок, чистота. Запасные части аккуратно уложены на установленном месте, протер­ ты и слегка смазаны. Подводя итоги учебы и работы за неде­ лю, я подробно остановился на этих двух щпмсрах, показал матросам, как надо слу­ жить Родине. Крепко поругал тех матро­ сов, которые недобросовестно относились к своим служебным обязанностям, поставил в пример лучших матросов Свинина, Маш­ кова, молодого матроса Копейкина. Такая беседа подействовала на матросов Дрожжи- па и Ступакова, п они изменили свое отно­ шение к службе. Укрепляя дисциплину, я стал отрабаты­ вать задачи боевой и политической учебы, подготовки личного состава к выходу в мо­ ре. Отработку этпх задач я начал с изуче­ ния инструкции по запуску и эксплоатации механизмов. Старшина 2 статьи В. Чекулаев. Проверив устное знание инструкции у матроса Копейкппа и убедившись, что оп ее знает хорошо, я приказал приготовить котел к разжигу. Сам же проверял его дей­ ствия, делая себе пометки, в чем он оши­ бался, и по окончании тренировок прово­ дил со всем отделением разбор ошибок ма­ троса Копейкина. На практических приме­ рах матросы убеждались, насколько важно соблюдать инструкции. В такой последова­ тельности я проверил всех подчиненных u добился цели: матросы уверенно работали у действующих механизмов. Это давалб мпе уверенность, что мои подчиненные обеспечат безаварийную работу техники на походах. На учениях в море мы отрабатывали задачи по переходу с основных (главных) механизмов на запасные, боролись за жи­ вучесть технических средств. Решать эти задачи можно успешно только тогда, если матросы хорошо знают свои обязанности, умеют практически применить инструк­ цию, ибо здесь имеешь дело с действую­ щими механизмами, и каждая малейшая оплошность может привести к тяжелым последствиям. Поэтому я уделял исключи­ тельно большое внимание контролю за дей­ ствиями подчиненных. Матрос Машков стоял вахту у питания котлов водой. Я дал ему вводную: .«Закли­ нило действующий насос». Матрос Машков, хорошо зная инструкцию, быстро решил эту вводную. В такой последовательности я учил каждого матроса пунктуальному выполнению инструкции., Допущенные ошибки детально изучались со всем лич­ ным составом отделения. Выходы в море показали хорошую выуч­ ку подчиненных. За всю летнюю кампанию мы не имели ни единого скисания меха­ низмов, пар всегда держался точно на мар­ ке. За период летней учебы личный состав отделения научился действовать в темно­ те, чему способствовали тренировки и уче- 1 шя, которые мы проводили ранее по при­ готовлению, и запуску механизмов при вы­ ключенном освещении. Такие занятия при­ вели к тому, что личный состав при вне­ запном осложнении обстановки пе терялся, а уверенно стоял ходовую вахту и обеспе­ чивал заданный ход кораблю. Приведу пример. Мое отделение стояло ходовую вахту, когда па корабле сдава­ лась комплексно-аварийная задача. От «взрыва» торпеды па корабле погас свет (специально был выключен). Решая ввод­ ные по борьбе за живучесть корабля, в темноте котельные машинисты точно под- i держивали заданное давление пара в кот- ; лах. За период летней камианип матросы значительно повысили свои специальные знания, научились грамотно эксплоатиро- вать механизмы. В отделении выросло чи­ сло отличников боевой п политической подготовки. Старшие матросы Качалов, Машков, Шадрин, молодой матрос Зазуля, пришедший па корабль перед самым вы­ ходом в море, получили по нескольку благодарностей за отличное песспие ходо­ вой ва!хты, а отделение заняло первое ме­ сто в БЧ-У по боевой подготовке. Старшина 2 статьи В. ЧЕКУЛАЕВ. Боевое мастерство артиллеристов Еще до начала артиллерийских стрельб личный состав орудийных расчетов уси­ ленно тренировался на боевых постах. Командиры орудийных расчетов тт. Самой- ленко и Митрофанов учили подчиненных точной наводке, скорострельности и мет­ кости огня. Тренировки были насыщены практическими вводными, которые помогли матросам лучше подготовиться к стрель­ бам. Настал день стрельб. По сигналу боевой тревоги матросы заняли свои места у ору­ дий. Быстро они изготовили мате­ риальную часть к бою, а командиры ору­ дийных расчетов доложили на главный командный пункт о готовности к открытию огня. — Самолет!.. Грянули выстрелы. Данные для наводки аккуратно поступали с главного команд­ ного пункта. От каждого померз орудийно­ го расчета требовались быстрота и точ­ ность в наводке орудия па цель и своевре­ менное открытие огня. Помогая друг дру­ гу, работал орудийный расчет старшего матроса Митрофанова. Наводчик матрос Крупиков совмещал данные азимута, ма­ трос Барботько готовил данные угла воз­ вышения, матрос Скворцов устанавливал взрыватель, трубочные Маслов и Хайбулов обеспечивали быструю подачу снарядов. И как только поступила команда «огонь», заряжающий матрос Простаков быстро за­ рядил орудие и первым произвел выстрел. Исправив свои ошибки, допущенные па прошедших стрельбах, где возникла за­ держка, и орудие дало*пропускн в стрель­ бе, Простаков в этот рал хорошо подготовил материальную часть к бою. А когда был сделан первый выстрел, он быстро прове­ рил, стала лп па место рукоятка, п убе­ дившись, что все в порядке, продолжал умело заряжать пушку. Еще самолет был в зоне обстрела, еще другие орудийные расчеты вели огонь, а орудие старшего матроса Митрофанова за­ кончило стрельбу. Все снаряды ра­ зорвались близко у цели. Орудийный рас­ чет старшего матроса Митрофанова сдал курсовую задачу с оценкой «хорошо». Не­ плохих успехов добился в стрельбе также орудийный расчет старшего матроса Са- мойлеико. Однако в ходе стрельбы в других ору­ дийных расчетах были недостатки. Так. в орудийном расчете старшего матроса Сер­ геева слабо работал заряжающий матрос Хрыстюк. Орудие сделало пропуск, потому что заряжающий матрос Хрыстюк поторо­ пился и перекосил снаряд. Пока устраняли задержку^ самолет вышел из зоны огня. Этот урок еще раз учит тому, что не следует успокаиваться на достигнутых успехах, что необходимо неустанно изо дня в день совершенствовать свое боевое мастерство. Если на предыдущих стрель­ бах Хрыстюк действовал умело, обеспечил хорошую стрельбу, то на этпх стрельбах, видимо, решил, что у пего все в порядке и ему незачем больше тренироваться, что привело к плохим результатам. Халат­ ность, поспешность одного человека подве­ ла орудийный расчет старшего матроса Сергеева. Артиллерийские стрельбы по конусу по­ казали возросшее боевое мастерство комап- диров-зеннтчиков. В успешном проведеппп стрельб по ко­ нусу сыграли большую роль практические тренировки на боевых постах п та помощь, которую оказывали матросам-зенптчикам партийная и комсомольская организации. Авангардпая роль в проведении стрельб принадлежала коммунистам и .комсомоль­ цам. Успешно выполнили курсовую задачу кандидат в члены ВКП(б) старший матрос Кац, члены ВЛКСМ тт. Самойленко, Лупь- янчнков и другие. Повседневно повышая свою специаль­ ность, комендоры-зенитчики добьются еще -лучших успехов в воспитании своих под­ чиненных. Старшина 1 статьи Г. АЛЕКСАНДРОВ. ОНИ ОТКРЫЛИ ПОБЕДНЫЙ СЧЕТ 13 сентября 1941 года торпедные ка­ тера Северного флота потопили немецкий сторожевой корабль и круппый транс­ порт противника,'— так отмечалось в ве­ чернем сообщеппи Советского информ­ бюро. Эту замечательную победу обес­ печили торпедные катера командиров Шабалина и Светлова. В бою их личный состав проявил исключительную наход­ чивость, мужество и дерзость. Пзш-и ка­ тера нанесли удар с той стороны, отку­ да не ожидал противник. Не раз приходилось катерникам встре­ чаться лицом к лицу с врагом и вести бои с катерами противника. С каждым днем умножался их боевой счет. Но командир катера все время мечтал о большой цели. Торпрдпые катера получи.ти прн- .каз выйти в море. Хотя все уже было готово к предстоящему сражению, коман­ дир катера Светлов еще раз спросил у механика Запкипа: — Ну как работают моторы? — Все в порядке. Можпо иттп в ата­ ку, — ответил Заикин. — Заводить моторы! — приказал командир отряда. Торпедные катера устремились ту­ да, где должеп был пройти фашистский транспорт. Мощные моторы работали безотказно. Белая пепа клубилась за бортом, когда катера приближались к намеченной цели. Вдали мелькнула явкая вспышка, п у прибрежных скал что-то глухо завор­ чало. Это начала бить береговая батарея врага. — Не ппаче, как пас нащупывают,— заметил боцман Я годжинский . — Пе беспокойтесь, сейчас опреде­ лим, — ответил командир, всматриваясь в направление выстрелов. — Они нас по «усам» быот, а мы «усы» спрячем. Батарея дала еще три залпа и умолкла. — Прямо по носу, вижу пять корзб- лей противника! — доложил сигналь­ щик Ордынский. — Они еще далеко,— спокойно сказал командир и тут же созрел у него смелый план: выйти на боевой курс так, чтобы силуэты кораблей были ясно вид­ ны на фоне неба. А затем — пропус­ тить, охранение и, дождавшись большой цели, атаковать ее впезаптю и без вся­ кого шума. Три катера противника шли впереди, а за ними следом двигался крупный транспорт и сторожевой корабль. Вна­ чале, казалось, что опи нарисовапы ту­ шью на розовой полоске зари, но сейме уже хорошо были видны их силуэты. Большая цель, о которой все время мечтал командир катера Светлов, мед- ленпо подходила на визир. Уже высчи­ тай угол упреждения. Светлов замкнул контакт левой торпеды и оттянул руч­ ку. Катер дрогнул я склонился на пра­ вый борт. У кормы вражеского судна сверкнуло темнокрасное пламя, высоко вметпулся столб воды. Взрыв огромной силы подбросил корму фашистского ко­ рабля. Вторая торпеда довершила дело. Корабль окутался дымом. — Получайте гады! — крикнул тор­ педист старшина 2 статьи Козин. Новый сокрушительный удар. Торпе­ да Шабалина удалила по второму кораб­ лю. Взрыв — и белое облако. Охотники па ходу изменили курс и открыли огонь по советским смельчакам, по было уже поздно. Сторожевой корабль и транспорт горе.тп и быстро погружа­ лись в темные суровые волны. Покончив с кораблями противника, ка­ тер Светлова на полном ходу прорвался к базе. Но в это время фашистские охот­ ники снова бросились наперерез побе­ дителю. Они били трассирующими сна­ рядами. — Огонь’ — скомандовал Светлов, и пулеметчик гозов, стал осыпать метки­ ми пулеметными очередями фашистских пиратов. Вот в двух метрах <гг борта взметнул­ ся большой всплеск. Но пулеметчик. Розов был невозмутим и сыпал очередь за очередью. Охотник начал отставать и вскбре вместе с другими преследовате­ лями паправп.тся к тонущим кораблям. Но где же кагор Шабалина? Может быть... Надо было послушать, не идет ли. И командир отряда, приложив ухо к палубе, тихо сказал: — Слышу катер Шабалина! И снова вперед в свои воды. А катер, о котором так беспокоились друзья, выпустив свои торпеды в цель, стал отрываться от огня противника. Командиру катера Шабалину уда­ лось выйти из зоны огня. Тогда он уме­ лым маневром обошел врага и направил­ ся в базу... Катера-победители сошлись вместе близко от родной гавани. Их встретили восторженно. Они первыми открыли победный счет торпедных катеров Север­ ного флота. О работе групп записей Па пашем корабле еще до пачала стрельб были создапы группы записей, куда во­ шли грамотные старшииы и матросы. С п ен и проводились специальные запятая по умению быстро и правильпо производить записи прп стрельбе. Несмотря па это, при первой же стрельбе они допустили петоч- пости. По записям старшины 1 статьп Пваш- кова, матросов Новикова, Просыпаева, Вол­ кова п старшин 2 статьи Федорова, Мо- лярова, Соколова к других нельзя было полностью анализировать стрельбу. В их записях пе было указано, в какое время проводилась стрельба, ее результаты, кто и как стрелял п каг. работала материаль­ ная часть. Это говорит о том, что у боль­ шинства матросов и старшип не было опы­ та в производстве записей в боевых усло­ виях, опп не успсвалн, путались и пре­ кращали записи до окончаипя стрельбы. Следует отмстить матроса Лсопых, кото­ рый толково, правильно и ясно записывал все комапды управляющего огпем ц ре­ зультаты проведенных стрельб. После тщательного разбора ошибок н поточностей в работе групп записей поло­ жение улучшилось. Па ежедневных трепп- ровках матросы и старшииы добились хо­ роших результатов и научились без оши­ бок оценивать стрельбы. Па очередных стрельбах точно произво­ дили записи за работой орудий старшина 2 статьи Чистяков, старший матрос Оста­ пенко, матрос Карпов п другие. Старшины Федоров, Моляров и Соколов также в со­ вершенстве овладели этим делом. Необходимо указать на слабую подго­ товку третьей группы записей при оценке стрельбы по конусу. Эта группа пе даст возможности полностью оценить стрельбы, так как все залпы оцениваются словами «перелет», «недалет», «цель», без требуемой оценки каждого произведенно­ го залпа п без анализа и учета времени. Группы записей должны помочь управ­ ляющему огнем лучше проанализировать ход всей стрельбы и выявить все недоче­ ты прп стрельбе. Лейтенант А. АЛЕКСЕЕВ. З а отличное несение вахты — благодарность Корабль находился в морс. Внезапно прозвучал сигнал боевой тревоги, и вместо ходовой вахты в котельное отделение при­ шла боевая смепа. Старшиной вахты за­ ступил старший матрос Деев, а па пита­ ние главных котлов был поставлен моло­ дой матрос Воробьев. До этого оп уже мно­ го раз нес самостоятельную вахту п всегда хорошо справлялся с обязанностями. Корабль шел полным ходом и, выполняя задачу по преследованию «противника», от­ бивал одну за другой атаки самолетов. Матрос Воробьев зорко следил за работой питательного насоса и заметил, что насос начал капризничать, а затем неожиданно остановился. Медлить было нельзя. Воро­ бьев кинулся к механизму п увидел, что у насоса раз’единплся паровой п гидравличе­ ский шток. Малейшее замешательство, и вода могла уйти из главных котлов, а это стоило бы больших неприятностей. Доложив в случившемся старшине вах­ ты старшему матросу Дсеву, Воробьев стремительно бросился бежать во второе котельное отделение. Там оп. запустил второй питательный насос и дал своевре­ менно питание на котлы. Для этого ему потребовалось 2,5 минуты. Смекалистый матрос Воробьев не растерялся в трудную минуту и умело выполнил свою задачу. Корабль не потерял ход нп на одну минуту и, успешно завершив маневр, вер­ нулся в свою базу. За отличное несение вахты командир боевой части об'явил ма­ тросу Воробьеву благодарность. Старший матрос П. ЛЕВИН. Старшина 2 стать» А. Косоротов, успешно выполняя все задачи по боевой подготовке, регулярно проводит с матросами своего отделения строевые занятия. НА СНИМ КЕ : занятия по строевой подготовке. Фото В. Монина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz