На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

\ НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 20 сентября 1947 г., № 221 (291SV П«о Орудия главного калибра перед залпом. ПИСЬМА ИЗ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ Чему научились План летней боевой подготовки был об­ ширен и разнообразен. Чтобы его выпол­ нять своевременно и с высоким качеством, необходимо было прежде всего подготовить старшин команд п отделений, научить их твердо зпать свои обязанности, привить навыки в воспитании и обучении личного состава. Старшина команды машинистов-турби- ннстов старшина 2 статьи Кириченко <— культурный и грамотный моряк. Он хоро­ шо организовал учебу подчиненных. В сво­ ей практической работе Кириченко старал­ ся привить матросам любовь к технике, стремление пунктуально выполнять ин­ струкции н наставления. Тов. Кириченко весьма требовательный к себе и подчинен­ ным. Проводя тренировки по ликвидации повреждений технических средств и по борьбе за живучесть, он стремился при­ близить эти учения к действительной бое­ вой обстановке, к учениям готовил ими­ тационные средства, что давало возмож­ ность успешно прививать личному составу практические навыки в устранении по­ вреждений и неисправностей. Подчиненные старшины Киричепко матросы Березниченко, Хрусталев, Сезрю- • ■кс.в, Бобров в совершенстве овладели своей специальностью. Они в турбинном отде­ лении могут обслуживать любой механизм. '“Команда т. Кириченко получила по всем видам боевой подготовки высокую оценку. : Метод обучения подчиненных специаль­ ности у Кириченко весьма поучительный. Поступает он так. Весь личный состав машинной группы выстраивает у действу­ ющих механизмов; вызывает одного из матросов и приказывает ему рассказать инструкцию по приготовлению механизмов к запуску. В то же время другой матрос практически выполняет все, что записано в инструкции. Такой метод дает возмож­ ность каждому матросу наглядно убедиться, в какой последовательности изготовляется механизм к запуску. Таким путем т. Ки­ риченко пропускает каждого матроса, по­ вторяя тренировки по несколько раз. Старшина Кириченко сочетает свою строевую работу с выполнением партийных поручений. Являясь заместителем секрета­ ря партийной организации боевой части, он организовал работу так, что каждый коммунист имел специальное задание побе­ седовать с молодыми матросами — комсо­ мольцами и коммунистами о выполнении поставленных задач. Серьезных успехов в боевой подготовке добился и старшина отделения котельных машинистов старшина 2 статьи Чекулаев. Отделение т. Чекулаева по боевой подготов­ ке за летний период учебы в море заняло одно из первых мест в боевой части. В этом сказалась упорная и кропотливая ра­ бота самого старшины отделения по обуче­ нию и воспитанию подчиненных. За три года— 20 поощрений В 1944 году на один из торпедпых катеров Волжской флотилии прибыл на должность минера молодой матро<? Доро­ феев, окончивший школу ВМС. Здесь он впервые получает морские навыки, при­ выкает к флотской службе. Матрос Дорофеев полюбил свою спе­ циальность и отлично изучил ее. Видя его усердие и прилежность, командир ка­ тера лейтенант Трегуб назначил молото­ го комсомольца на должность команди­ ра отделения. Одновременно ему было присвоено воинское звание старший матрос. И Дорофеев оправдал довериь своего командира. В одну яз боевых операций сигналь­ щики обнаружили мину неизвестного типа. Для о тваж ива ния мины коман­ дир катера нослл подрывную команду, яозглаг.лгемую Дорофеевым. Мик*ры бы­ стро изучили ьбстзновку. В течение ко­ роткого ввемени они удалили пять галь- ваноударттых колпаков. В эго время До- рофегг. обнаружил еще два таких кол­ пака. о»пп из которых был п»мят. Ма­ лейше? неосторожное движение могло вызвать взрыв. Самоотверженно работавшие минеры обезвредили мину. Приказ был чьшолнен рапыпе срока. Находившийся па катере флагманский минер об'явил нм благодар­ ность. _ В августе 1945 года Дорофеева наз­ начили на наш корабль, где он столкнул­ ся с новой, не знакомой ему техникой. Используя каждую минуту учебного вре­ меня, он полностью отдался изучению сложной техники. Проходит месяц, вто­ рой. Дорофеев освоил свою е.иециаль- чался по кораблю свет. i ность. Проходит еще месяц, и он стаио- Такая учеба дала возможность подток- вится командиром отделения. Все свои вить грамотных специалистов, умеющих знания я опыт Дорофеев отдаст воспита- бороться за живучесть и непотопляемость ! пию молодых матросов, корабля в любой обстановке. i За образцовое командование отделени- В период летней кампании мы имели и | #ем Дорофееву в конце 1945 года при- ряд крупных недостатков. В большинстве j! сваивается очередное воинское звание они относятся к первым дням учебы в мо- !| старшины 2 статьи, ре. Во время тренировок наши старшины, !| Успехи первых месяцев службы на не имея достаточного опыта в обучении ! корабле не вскружили голову старшине, подчиненных, допускали много условно- !| С каждым днем он совершенствует свое стей, борьба за непотопляемость корабля ! воинское мастерство, добивается зпачп- была отработана слабо, некоторые матро- ,| тельного перевыполнения всем отделе- сы, особенно молодые, действовали вяло, ■ ннем установленных нормативов по пе- неуверенпо. Все эти недостатки в процессе ; резарядке бомбометов и другим вицам дальнейшей учебы были изжиты. Старши- | боевой подготовки. Дорофеев по праву ны научились правильно обучать своих j стяжал славу лучшего специалиста и подчиненных, приобрели большой опыт ; воспитателя молодых матросов подраэде- управлять сложной техникой и командовать ления. людьми. Вот что говорит Дорофеев о своем ме- Летняя кампания явилась большой шко- j; т °Де обучения: лон для всего личного состава пятой j Обучая матросов предварительному боевой части. Матросы и старшины значн- i приготовлению бомб, я медленно продс- Нет чувства партийной ответственностп О работе коммунистов хозяйственного подразделения но находить время для работы над сс'о*. для организации и проведения пллнт 1 гчс- воопитательной работы с личным соста- Подраэделеяне офицера Неповинного при- | звано обслуживать хозяйственные нужды I своей чагти. Личный состав его — кладов- 8 щики, повара, с а п ож н и к и , писаря, эяспе- I диторы. Размещены ОНИ вместе, в одном | кубрике, по службу несут в разных местах: j; одни на складе, другие в штабе, третьи па !; камбузе. Большинство из них им°ет дело с |: материальными ценностями п штабной i документацией, песет ответственность за вом. Но повинны не только тт. Г.тутц?нко, лин, Липков и Баженов. Многое нужно об’яснить отсутствием контроля за дея­ тельностью этих товарищей со стороны секретаря партийной органлзацпи. Ком­ мунисты стоят па учете в партлр- Фото М. Б>тга 1 Кова. После летних учений старшины в походах тельно повысили свою боевую выучку, выросло число отличников боевой и поли­ тической подготовки, многие матросы и этом особое внимание обращаю на точ- Старшина 2 статьи Чекулаев — молодой затемненных условиях, для чего выклго- j старшина отделения. К исполнению обязан­ ностей старшины он приступил перед выхо­ дом в морс и с первого дня своей работы понял, что без укрепления воинской дисци­ плины не добьешься успехов в обучении матросов. С этого и начал свою работу т. Чекулаев. За короткий период времени оч сумел значительно поднять воинскую дисциплину в отделении, научить матросов твердо знать и пунктуально выполнять ин­ струкции по уходу, эксплоатации и запу­ ску механизмов. В отделении продолжи­ тельное время пет дисциплинарных про­ ступков , Обучая личный состав тому, что необходимо в бою, оп воспитал отличных мастеров своего дела матросов тт. Машкова, Зозуля, Шадрина, Ананьева, Копейкина. Все они являются отличниками боевой и поли­ тической подготовки, за безаварийную ра­ боту по обслуживанию механизмов в похо­ да имеют по несколько поощрений каждый, а сам старшина Чекулаев получил кратко­ срочный отпуск. Ему присвоено воинское звание старшины 2 статьи. Можно было привести еще ряд старшин, как главный старшина Абакумов, старшины 1 статьи Чередов, Иванов, старшины 2 статьи Солод, Лукьянов и другие, которые своим упор­ ным -трудом и умелым обучением подчинен­ ных добились высоких результатов в бое­ вой подготовке своих отделений и групп, сами всегда служат примером высокой тре­ бовательности. Отрабатывая задачи боевой подготовки, мы стремились приблизить тренировки по борьбе за живучесть технических средств и боевых постов к действительным боевым условиям, в которых придется бороться личному составу во время боя. Офице­ ры и старшины проявили много изо­ бретательности и инициативы по изготов­ лению имитационных средств для прак­ тического обучения своих подчиненных. Так, к примеру, для тренировок трюмных команд в борьбе с водой был изготовлен специальный ящик с разными отверстиями и подведенной системой подачи воды. В этом ящике личный состав тренировался устранять неисправности и повреждения, возможные быть в бою. Офицер Дубовов и старшина 1 статьи Чередов при трениров­ ках электриков создавали фактическое возгорзппе электропроводов. Таким путем мы добились, что нзш личный состав нау­ чился смело и грамотно решать аварийные задачи. Выполняя комплексно-аварийные задачи по борьбе за живучесть и непотопляемость корабля, мы старалпсь давать вводные с таким условием, чтобы личный состав действовал, как в бою. К примеру, был от­ веден один пз отсеков, который затапли­ вался водой. Там проводились тренировки легких водолазов, создавались фактические «пожары» (зажигались шашки). Решение этих задач, -как правило, проводилось в I; сохранение государственного имущества, j ганизации, где секретарем офицер Смирнов, военной негосударственной тайны, за орга­ низацию питания и бытового обслуживания личного состава части. Эта категория военнослужащих требует особого внимания. С ними должна повсед- ji невно проводиться большая политико-воспи- ! тательная работа. Первостепенная роль в !: этом принадлежит партийной и комсомоль- I ской организапиям. Одпако коммунисты по- i литической работы с личным составом г здесь почти, никакой не ведут. В кубрике отсутствует какая-либо Ha­ ll глядная агитация, пет ни одного лозунга, j! призывающего матросов бдительно п7*Сти : службу, свято хранить военную и государ­ ственную тайлу, беречь пародпое имущест­ во. А ведь такие лозунги здесь особо необ- ; ходимо иметь. Они всегда будут папомн- I натг» каждому военнослужащему о его во- : иноком долге. Никак пе отражепа жизпь п у самого падразделения: не^ ни степной га- Г зеты, ни Доски отличников. Когда матросы уходят па работы, в куб- ;; рике остается дневальный да старшина I ТОВ. Глущенко. j •— Трудно с таким народом, — жа- 5 луется он.— Если что нужно провести, нп- кого пе соберешь. На политические заня- тия и т о пе все собираются. Вечерами тоже j! ничего не проведешь: одни приходят, дру- 1 гие уходят. Так рассуждает член партии Глушен- I; ко. Как старшина и, тем более, как комму- нист, он обязан учить и воспитывать своих ;| подчиненных. Но на это он пе находит вре- лываю все операции. Затем треоую от ма- j тросов повторить мон движения. При старшины за грамотное обслуживание ме­ ханизмов в походе и обеспечение безава- : рийного плавания кораблю получили по несколько поощрений от командира кораб­ ля, некоторым матросам были предоставле­ ны внеочередные краткосрочные отпуска, а в целом боевая часть выполнила план боевой подготовки полностью и с высокой оценкой, заняв первое место среди боевых частей. Необходимо отметить, что успешному решению задач боевой подготовки в летний период во многом способствовала хорошо организованная работа партийной и ком­ сомольской организации. На партийных со­ браниях, заседаниях бюро ставились во­ просы, как лучше обеспечить выполнение плана боевой подготовки. Коммунисты и комсомольцы показали пример образцового выполнения своего воинского долга, орга­ низованности и дисциплины на боевых постах. В этом большая заслуга секретаря партийной организации офицера Михайло­ ва и секретаря комсомольской организа­ ции старшего матроса Нелюбила. Пятая боевая часть успешно закончила летнюю кампанию, но мы не успокаиваем­ ся на этом, а продолжаем боевую учебу всего личного состава с таким расчетом, чтобы встретить 30-ю годовщину Великой- Октябрьской революции с еще лучшими успехами в боевой и политической подго­ товке, поднять организацию и дисциплину в подразделениях, повысить идейно-поли- тическнй уровень моряков, культуру эксплоатации механизмов. Пад этим и ра­ ботает сейчас весь личный состав нашей боевой части. Инженер-капитан 2 ранга Н. КАПЛАН. ность и безукоризненность их действий. Добившись этого; приступаю к отработке дийствий каждого номера на быстроту. Таким методом мне за короткое время удалось обучить матросов Санпикова и Зуева. В мае текущего года ДороФеев полу­ чил очерёдное воинское звание стар­ шины 1 статьп. Много и пастойчиво работает старшина над повышением своего культурного уровня, следит за идейно-политпческнм ростом комсомольцев. На корабле Дорофеев стал кандидатом в члены ВКП(б), готовится к'вступле­ нию в члены партии. Он изучает труды классиков марксизма-ленинизма, оказы­ вает активную помощь комсомольской организации: проводит литературные конференции, организует изучение краткой биографии товарища Сталина. За три года службы на флоте коммунист Дорофеев имеет 20 поощрений. Матрос W АКИМОВ. ■j мени. Оп так «занят», что и сам нигде не учится. Раньше он занимался в кружке по : изучению истории ВКП(б), но откровенно :• признался, что уже больше месяпа его пе || посещает. Газеты чптает перегулярно. — Нам один экземпляр газеты дают. — !■ говорит оп. — Возьмет ее кто-нибудь, вот и •! ищи потом! Па отсутствие газет жалуются и другие ; матросы. Они говорят о том, что не всегда |' имеют возможность почитать газеты, j узнать, чем живет наша страна, что проис- ходит в капиталистических государствах. : Эти жалобы вполне законны, но по ним меры не принимаются. В подраттении имеются коммунисты : матросы Филин и Линков, старший сержант : Баженов. Они также ссылаются на «заня­ тость» н поэтому нище не учатся, пикаких партийных поручеинй не имеют, с людьми не работают. Чем же, па самом деле, об’ясняется такая бездеятельность коммунистов этого подраз­ деления? Во-первых, их безответственным отношением к своим партийным обязанно­ стям. При любых условиях можио и нуж- Он ими и должен руководить, направлять их работу, следить за их политическим ро­ стом, давать партийные поручения и контролировать их выполнение. К сожалению, ничего этого тов. Смпрпов пе делает. В подразделении он бывает ред­ ко и с коммунистами, как правило, даже не беседует. Да и как оп может дават:» коммунистам задания, когда сам не имеет плана работы и не знает, что же будет проводить в ближайшее время. Большим упущением в-партийной работе является слабое руководство комсомоль­ ской организацией. Секретарь комсомоль­ ской организации сержант Грустнев несет службу в нескольких километрах от под­ разделения. Там он и живет. Комсомольцы ие помпят, когда секретарь приходил к ним. Раньше офицер Юефин с комсомоль­ цами проводил занятия по Уставу ВЛКСМ, но когда он ушел в отпуск, партийная ор­ ганизация не подобрала другого руководи­ теля кружка. В результате занятия давно уже не проводятся. Партийная и комсомольская организации не помогают командиру подразделения в деле укрепления воинской дисциплины. Члены ВЛКСМ Металев и Коновалов нару­ шают воинскую дисциплину, но их про­ ступки остаются без внимания со сторо­ ны комсомольской организации. Секретарь иартийпой организации тов. Смирнов так­ же проходит мимо этих фактов и не тре­ бует, чтобы комсомольцы, нарушившие во­ инскую дисциплину, держали ответ перед комсомольской организацией. Партийная работа в хозяйственном под­ разделении имеет свои особенности. Здесь труднее собирать весь личный состав, но тем большую настойчивость должны про­ являть коммунисты. Работать нужно с не­ сколькими, а иногда и с одним матросом, но обязательно иа всех оказывать свое пар­ тийное влияние. Наглядная агитация, вы­ пуск стенной газеты, показ отличников — все это должно широко использоваться в целях учебы и воспитания матросов. Секретарь партийной организации тов.мы .»** Смпрпов песет ответственность за полити­ ческую учебу и воспитание коммунистов этого подразделения. Он обязан направлять работу каждого in них, повседневно давать им зздаппя и проверять их выполнение, следить за идейным ростом коммунистов п их примерностью в работе. При этих усло­ виях партийная организация сможет бы­ стро устрапить имеющиеся недостатки и стать действительным помощником комап- дира в решении поставленных перед ним задач. Старший лейтенант В. КОЛОКОЛОВ. Номсомольцы—деятельные помощники руководителя политзанятий За примерную службу Старший матрос Рябков, матросы Те­ рентьев, Новоселов и Белов показывают хороший прпмер в дисциплине и учебе, борются за укреплепие организованности и порядка на корабле. Они в совершенстве овладели своими специальностями. За проявленное усердие и отличие в борьбе за укрепление боеспособности ко­ рабля командир Н-ского соединения на- днях предоставил Рябкову, Терентьеву, Новоселову п Белову внеочередные кратко­ срочные отпуска. (Наш корр.). Путь и воинскому мастерству Много раз сержант Теряев ходил с от­ делением в атаку, уверенно и смело шел сквозь огонь и воду, защищая и отвоевы­ вая каждый метр советской земли. Когда закончилась война, Теряев пришел па флот. Это было на третьем году его служ­ бы. • Трудно было Теряеву осваивать слож­ ную технику на корабле, но вскоре он привык и полюбил специальность электри­ ка. * " Боевая учеба по электроделу была свя­ зана с практической работой, что дало возможность Теряеву быстро освоить спе­ циальность. Первым воспитателем молодо­ го электрика был опытный моряк старший матрос Скрябин, который помогал Теряеву в учебе словом и делом. У аккумуляторов старший матрос Скрябин рассказывал Те­ ряеву об нх устройстве, назначении и ра­ боте. — Особое внимание прп эксплоатации аккумуляторных батарей обращайте на то, чтобы они всегда были долиты, чисто про- тгрты и смазаны вазелином, — говорил Скрябин. — А что произойдет, если аккумулято­ ры пе долить? — интересовался Теряев, стараясь вникнуть в дело поглубже. — Если не будете доливать их во-время, — отвечал Скрябин, — сильно уменьшит­ ся емкость аккумуляторов, может покоро­ бить плоскости, а при большой зарядной силе тока может произойти сильное нагре­ вание и взрыв. Так, изучая свою специальность, Теряев стал электриком. Скрябин больше доверял ему самостоя­ тельную работу. Он видел, что Теряев в1^- ме силами старается освоить специаль­ ность, что его воспитанник неплохо усвоил устройство зарядно-распределительного щи­ та, научился понимать показания прибо­ ров и другое. Через четыре месяца учебы Теряев уже вполне самостоятельно пес вахту. В аккумуляторной сильно пахнет кисло­ той. Теряев подходит к двери, рядом с ко­ торой . укреплен выключатель. Включив свет, он приступает к работе. Заглянув к нему, моторист спрашивает: — Все готово к запуску? — Так точно — отвечает электрик. Через несколько секунд застучал ди­ зель. Теряев стоял у распределительной доски и внимательно следил за показания­ ми приборов. Вот их стрелки энергично задвигались: ток поступил на щит. Теряев включает рубильники и реостаты, регули­ рует напряжение до нужных величин. Так каждый новый день дает Теряеву новые знания, новые приемы работы, vBepenno идет по пути к воин­ скому мастерству. Еще в годы войны командование удо­ стоило т. Теряева четырьмя боевыми на­ градами, а сейчас, в дни мирной учебы, оп заслужил благодарности от коман­ дира части. Н. ГОРШКОВ. Член ВЛКСМ старший матрос Мишуев— отличник боевой и политической подготов­ ки, имеет ряд благодарностей командира БЧ-V. Он с первых дней службы активно включился в общественную жизнь на ко­ рабле. Его всегда можно видеть среди ма­ тросов то с газетой, то с книгой. С большим интересом матросы слушали беседы, чит­ ки, проводимые старшим матросом Мпшуе- вым. Как отличник боевой и политической подготовки, оп недавно назначен помощни­ ком политгрупповода.^ Серьезно и вдумчиво отнесся Мишуев к этому поручению. Па помощь ему пришла комсомольская организация корабля. Сек­ ретарь комсомольской организации старши­ на 2 статьи Казаков посоветовал, как ра­ ботать, с чего начать. С первых дней работы Мишусв обратил внимание на то, что матросы не ведут конспектов. Одни не знали, как конспекти­ ровать, другие считали составление кон­ спекта лишним делом/ Тогда он рассказал матросам, что конспекты облегчают усвое­ ние материала, дают возможность навести справку, показал, как падо составлять конспект. После этого матросы начали вс- стп записи, а Мпшуев своевременно по­ правлял, подсказывал; К каждому ззпятшо Мпшуев глубоко п вдумчиво готовится, используя первоисточ­ ники, художественную литературу. Нака­ нуне занятий по изучению биографии товарища Сталина оп провел содержатель­ ную беседу' на эту тему. Комсомолец Морохпп в часы массовой ра­ боты регулярно организует с матросами читки биографии товарища Сталина, про­ водит беседы у карты. Комсомолец Процен- кэ по поручению комсомольской организа­ ции написал хропологическую таблицу «Важные даты и события в жизни И. В. Сталина». Большое вниманпе комсомольцы уделя­ ют отстающим па политзанятиях. Матросы Филиппов и Свиридов отставали на полит- з шятиях. Тогда к ним прикрепили грамот­ ных комсомольцев — отличников боевой и политической подготовки. В результате ин­ дивидуальной помощи матросы Филиппов и Свиридов улучшили качество учебы, за­ метно стали исправляться. Теперь тт. Фи- линнов и Свиридов — отличники боевой и политической подготовки. На этом корабле вопросы политических занятий систематически обсуждаются па заседаниях комсомольского бюро и на соб­ раниях членов ВЛКСМ. Комсомольцы дея­ тельно помогают по.тнтгрупповоду в прове­ дении политических занятий. Лейтенант П. КОЗЛОВ. Хороший агитатор В перерывах между занятиями, в свобод­ ное время матросы нашего подразделения любят послушать своего агитатора комсо­ мольца старшего матроса Пономарева. Ког­ да он появляется с газетой, к нему сразу оэращаются матросы с просьбой почи­ тать что-нибудь интересное. В ходе читки завязывается беседа. Комсомолец Пономарев помогает матросам разбираться в текущей политике и не оставляет неяс­ ным ни отип заданный ему вопрос. Если он что-ли5о не знает, то просит обождать. , После этого обращается за консультапией 1 к заместителю командира по политической части и па следующий день приходит с яс­ ным ответом. Сейчас тов. Пономарев много проводит с матросами бесед о шефстве комсомола над Военно-Морским Флотом, рассказывает о том, как ленинско-сталинский комсомол участвовал в создапии Военно-Морских сил Советского государства, как комсо­ мольцы-моряки несут почетпую службу во флоте, охраняя водные рубежи нашей Ро­ дины. Матрсс Ю. ИЛЕ. Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz