На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
\ НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 20 сентября 1947 г., № 221 (291SV П«о Орудия главного калибра перед залпом. ПИСЬМА ИЗ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ Чему научились План летней боевой подготовки был об ширен и разнообразен. Чтобы его выпол нять своевременно и с высоким качеством, необходимо было прежде всего подготовить старшин команд п отделений, научить их твердо зпать свои обязанности, привить навыки в воспитании и обучении личного состава. Старшина команды машинистов-турби- ннстов старшина 2 статьи Кириченко <— культурный и грамотный моряк. Он хоро шо организовал учебу подчиненных. В сво ей практической работе Кириченко старал ся привить матросам любовь к технике, стремление пунктуально выполнять ин струкции н наставления. Тов. Кириченко весьма требовательный к себе и подчинен ным. Проводя тренировки по ликвидации повреждений технических средств и по борьбе за живучесть, он стремился при близить эти учения к действительной бое вой обстановке, к учениям готовил ими тационные средства, что давало возмож ность успешно прививать личному составу практические навыки в устранении по вреждений и неисправностей. Подчиненные старшины Киричепко матросы Березниченко, Хрусталев, Сезрю- • ■кс.в, Бобров в совершенстве овладели своей специальностью. Они в турбинном отде лении могут обслуживать любой механизм. '“Команда т. Кириченко получила по всем видам боевой подготовки высокую оценку. : Метод обучения подчиненных специаль ности у Кириченко весьма поучительный. Поступает он так. Весь личный состав машинной группы выстраивает у действу ющих механизмов; вызывает одного из матросов и приказывает ему рассказать инструкцию по приготовлению механизмов к запуску. В то же время другой матрос практически выполняет все, что записано в инструкции. Такой метод дает возмож ность каждому матросу наглядно убедиться, в какой последовательности изготовляется механизм к запуску. Таким путем т. Ки риченко пропускает каждого матроса, по вторяя тренировки по несколько раз. Старшина Кириченко сочетает свою строевую работу с выполнением партийных поручений. Являясь заместителем секрета ря партийной организации боевой части, он организовал работу так, что каждый коммунист имел специальное задание побе седовать с молодыми матросами — комсо мольцами и коммунистами о выполнении поставленных задач. Серьезных успехов в боевой подготовке добился и старшина отделения котельных машинистов старшина 2 статьи Чекулаев. Отделение т. Чекулаева по боевой подготов ке за летний период учебы в море заняло одно из первых мест в боевой части. В этом сказалась упорная и кропотливая ра бота самого старшины отделения по обуче нию и воспитанию подчиненных. За три года— 20 поощрений В 1944 году на один из торпедпых катеров Волжской флотилии прибыл на должность минера молодой матро<? Доро феев, окончивший школу ВМС. Здесь он впервые получает морские навыки, при выкает к флотской службе. Матрос Дорофеев полюбил свою спе циальность и отлично изучил ее. Видя его усердие и прилежность, командир ка тера лейтенант Трегуб назначил молото го комсомольца на должность команди ра отделения. Одновременно ему было присвоено воинское звание старший матрос. И Дорофеев оправдал довериь своего командира. В одну яз боевых операций сигналь щики обнаружили мину неизвестного типа. Для о тваж ива ния мины коман дир катера нослл подрывную команду, яозглаг.лгемую Дорофеевым. Мик*ры бы стро изучили ьбстзновку. В течение ко роткого ввемени они удалили пять галь- ваноударттых колпаков. В эго время До- рофегг. обнаружил еще два таких кол пака. о»пп из которых был п»мят. Ма лейше? неосторожное движение могло вызвать взрыв. Самоотверженно работавшие минеры обезвредили мину. Приказ был чьшолнен рапыпе срока. Находившийся па катере флагманский минер об'явил нм благодар ность. _ В августе 1945 года Дорофеева наз начили на наш корабль, где он столкнул ся с новой, не знакомой ему техникой. Используя каждую минуту учебного вре меня, он полностью отдался изучению сложной техники. Проходит месяц, вто рой. Дорофеев освоил свою е.иециаль- чался по кораблю свет. i ность. Проходит еще месяц, и он стаио- Такая учеба дала возможность подток- вится командиром отделения. Все свои вить грамотных специалистов, умеющих знания я опыт Дорофеев отдаст воспита- бороться за живучесть и непотопляемость ! пию молодых матросов, корабля в любой обстановке. i За образцовое командование отделени- В период летней кампании мы имели и | #ем Дорофееву в конце 1945 года при- ряд крупных недостатков. В большинстве j! сваивается очередное воинское звание они относятся к первым дням учебы в мо- !| старшины 2 статьи, ре. Во время тренировок наши старшины, !| Успехи первых месяцев службы на не имея достаточного опыта в обучении ! корабле не вскружили голову старшине, подчиненных, допускали много условно- !| С каждым днем он совершенствует свое стей, борьба за непотопляемость корабля ! воинское мастерство, добивается зпачп- была отработана слабо, некоторые матро- ,| тельного перевыполнения всем отделе- сы, особенно молодые, действовали вяло, ■ ннем установленных нормативов по пе- неуверенпо. Все эти недостатки в процессе ; резарядке бомбометов и другим вицам дальнейшей учебы были изжиты. Старши- | боевой подготовки. Дорофеев по праву ны научились правильно обучать своих j стяжал славу лучшего специалиста и подчиненных, приобрели большой опыт ; воспитателя молодых матросов подраэде- управлять сложной техникой и командовать ления. людьми. Вот что говорит Дорофеев о своем ме- Летняя кампания явилась большой шко- j; т °Де обучения: лон для всего личного состава пятой j Обучая матросов предварительному боевой части. Матросы и старшины значн- i приготовлению бомб, я медленно продс- Нет чувства партийной ответственностп О работе коммунистов хозяйственного подразделения но находить время для работы над сс'о*. для организации и проведения пллнт 1 гчс- воопитательной работы с личным соста- Подраэделеяне офицера Неповинного при- | звано обслуживать хозяйственные нужды I своей чагти. Личный состав его — кладов- 8 щики, повара, с а п ож н и к и , писаря, эяспе- I диторы. Размещены ОНИ вместе, в одном | кубрике, по службу несут в разных местах: j; одни на складе, другие в штабе, третьи па !; камбузе. Большинство из них им°ет дело с |: материальными ценностями п штабной i документацией, песет ответственность за вом. Но повинны не только тт. Г.тутц?нко, лин, Липков и Баженов. Многое нужно об’яснить отсутствием контроля за дея тельностью этих товарищей со стороны секретаря партийной органлзацпи. Ком мунисты стоят па учете в партлр- Фото М. Б>тга 1 Кова. После летних учений старшины в походах тельно повысили свою боевую выучку, выросло число отличников боевой и поли тической подготовки, многие матросы и этом особое внимание обращаю на точ- Старшина 2 статьи Чекулаев — молодой затемненных условиях, для чего выклго- j старшина отделения. К исполнению обязан ностей старшины он приступил перед выхо дом в морс и с первого дня своей работы понял, что без укрепления воинской дисци плины не добьешься успехов в обучении матросов. С этого и начал свою работу т. Чекулаев. За короткий период времени оч сумел значительно поднять воинскую дисциплину в отделении, научить матросов твердо знать и пунктуально выполнять ин струкции по уходу, эксплоатации и запу ску механизмов. В отделении продолжи тельное время пет дисциплинарных про ступков , Обучая личный состав тому, что необходимо в бою, оп воспитал отличных мастеров своего дела матросов тт. Машкова, Зозуля, Шадрина, Ананьева, Копейкина. Все они являются отличниками боевой и поли тической подготовки, за безаварийную ра боту по обслуживанию механизмов в похо да имеют по несколько поощрений каждый, а сам старшина Чекулаев получил кратко срочный отпуск. Ему присвоено воинское звание старшины 2 статьи. Можно было привести еще ряд старшин, как главный старшина Абакумов, старшины 1 статьи Чередов, Иванов, старшины 2 статьи Солод, Лукьянов и другие, которые своим упор ным -трудом и умелым обучением подчинен ных добились высоких результатов в бое вой подготовке своих отделений и групп, сами всегда служат примером высокой тре бовательности. Отрабатывая задачи боевой подготовки, мы стремились приблизить тренировки по борьбе за живучесть технических средств и боевых постов к действительным боевым условиям, в которых придется бороться личному составу во время боя. Офице ры и старшины проявили много изо бретательности и инициативы по изготов лению имитационных средств для прак тического обучения своих подчиненных. Так, к примеру, для тренировок трюмных команд в борьбе с водой был изготовлен специальный ящик с разными отверстиями и подведенной системой подачи воды. В этом ящике личный состав тренировался устранять неисправности и повреждения, возможные быть в бою. Офицер Дубовов и старшина 1 статьи Чередов при трениров ках электриков создавали фактическое возгорзппе электропроводов. Таким путем мы добились, что нзш личный состав нау чился смело и грамотно решать аварийные задачи. Выполняя комплексно-аварийные задачи по борьбе за живучесть и непотопляемость корабля, мы старалпсь давать вводные с таким условием, чтобы личный состав действовал, как в бою. К примеру, был от веден один пз отсеков, который затапли вался водой. Там проводились тренировки легких водолазов, создавались фактические «пожары» (зажигались шашки). Решение этих задач, -как правило, проводилось в I; сохранение государственного имущества, j ганизации, где секретарем офицер Смирнов, военной негосударственной тайны, за орга низацию питания и бытового обслуживания личного состава части. Эта категория военнослужащих требует особого внимания. С ними должна повсед- ji невно проводиться большая политико-воспи- ! тательная работа. Первостепенная роль в !: этом принадлежит партийной и комсомоль- I ской организапиям. Одпако коммунисты по- i литической работы с личным составом г здесь почти, никакой не ведут. В кубрике отсутствует какая-либо Ha ll глядная агитация, пет ни одного лозунга, j! призывающего матросов бдительно п7*Сти : службу, свято хранить военную и государ ственную тайлу, беречь пародпое имущест во. А ведь такие лозунги здесь особо необ- ; ходимо иметь. Они всегда будут папомн- I натг» каждому военнослужащему о его во- : иноком долге. Никак пе отражепа жизпь п у самого падразделения: не^ ни степной га- Г зеты, ни Доски отличников. Когда матросы уходят па работы, в куб- ;; рике остается дневальный да старшина I ТОВ. Глущенко. j •— Трудно с таким народом, — жа- 5 луется он.— Если что нужно провести, нп- кого пе соберешь. На политические заня- тия и т о пе все собираются. Вечерами тоже j! ничего не проведешь: одни приходят, дру- 1 гие уходят. Так рассуждает член партии Глушен- I; ко. Как старшина и, тем более, как комму- нист, он обязан учить и воспитывать своих ;| подчиненных. Но на это он пе находит вре- лываю все операции. Затем треоую от ма- j тросов повторить мон движения. При старшины за грамотное обслуживание ме ханизмов в походе и обеспечение безава- : рийного плавания кораблю получили по несколько поощрений от командира кораб ля, некоторым матросам были предоставле ны внеочередные краткосрочные отпуска, а в целом боевая часть выполнила план боевой подготовки полностью и с высокой оценкой, заняв первое место среди боевых частей. Необходимо отметить, что успешному решению задач боевой подготовки в летний период во многом способствовала хорошо организованная работа партийной и ком сомольской организации. На партийных со браниях, заседаниях бюро ставились во просы, как лучше обеспечить выполнение плана боевой подготовки. Коммунисты и комсомольцы показали пример образцового выполнения своего воинского долга, орга низованности и дисциплины на боевых постах. В этом большая заслуга секретаря партийной организации офицера Михайло ва и секретаря комсомольской организа ции старшего матроса Нелюбила. Пятая боевая часть успешно закончила летнюю кампанию, но мы не успокаиваем ся на этом, а продолжаем боевую учебу всего личного состава с таким расчетом, чтобы встретить 30-ю годовщину Великой- Октябрьской революции с еще лучшими успехами в боевой и политической подго товке, поднять организацию и дисциплину в подразделениях, повысить идейно-поли- тическнй уровень моряков, культуру эксплоатации механизмов. Пад этим и ра ботает сейчас весь личный состав нашей боевой части. Инженер-капитан 2 ранга Н. КАПЛАН. ность и безукоризненность их действий. Добившись этого; приступаю к отработке дийствий каждого номера на быстроту. Таким методом мне за короткое время удалось обучить матросов Санпикова и Зуева. В мае текущего года ДороФеев полу чил очерёдное воинское звание стар шины 1 статьп. Много и пастойчиво работает старшина над повышением своего культурного уровня, следит за идейно-политпческнм ростом комсомольцев. На корабле Дорофеев стал кандидатом в члены ВКП(б), готовится к'вступле нию в члены партии. Он изучает труды классиков марксизма-ленинизма, оказы вает активную помощь комсомольской организации: проводит литературные конференции, организует изучение краткой биографии товарища Сталина. За три года службы на флоте коммунист Дорофеев имеет 20 поощрений. Матрос W АКИМОВ. ■j мени. Оп так «занят», что и сам нигде не учится. Раньше он занимался в кружке по : изучению истории ВКП(б), но откровенно :• признался, что уже больше месяпа его пе || посещает. Газеты чптает перегулярно. — Нам один экземпляр газеты дают. — !■ говорит оп. — Возьмет ее кто-нибудь, вот и •! ищи потом! Па отсутствие газет жалуются и другие ; матросы. Они говорят о том, что не всегда |' имеют возможность почитать газеты, j узнать, чем живет наша страна, что проис- ходит в капиталистических государствах. : Эти жалобы вполне законны, но по ним меры не принимаются. В подраттении имеются коммунисты : матросы Филин и Линков, старший сержант : Баженов. Они также ссылаются на «заня тость» н поэтому нище не учатся, пикаких партийных поручеинй не имеют, с людьми не работают. Чем же, па самом деле, об’ясняется такая бездеятельность коммунистов этого подраз деления? Во-первых, их безответственным отношением к своим партийным обязанно стям. При любых условиях можио и нуж- Он ими и должен руководить, направлять их работу, следить за их политическим ро стом, давать партийные поручения и контролировать их выполнение. К сожалению, ничего этого тов. Смпрпов пе делает. В подразделении он бывает ред ко и с коммунистами, как правило, даже не беседует. Да и как оп может дават:» коммунистам задания, когда сам не имеет плана работы и не знает, что же будет проводить в ближайшее время. Большим упущением в-партийной работе является слабое руководство комсомоль ской организацией. Секретарь комсомоль ской организации сержант Грустнев несет службу в нескольких километрах от под разделения. Там он и живет. Комсомольцы ие помпят, когда секретарь приходил к ним. Раньше офицер Юефин с комсомоль цами проводил занятия по Уставу ВЛКСМ, но когда он ушел в отпуск, партийная ор ганизация не подобрала другого руководи теля кружка. В результате занятия давно уже не проводятся. Партийная и комсомольская организации не помогают командиру подразделения в деле укрепления воинской дисциплины. Члены ВЛКСМ Металев и Коновалов нару шают воинскую дисциплину, но их про ступки остаются без внимания со сторо ны комсомольской организации. Секретарь иартийпой организации тов. Смирнов так же проходит мимо этих фактов и не тре бует, чтобы комсомольцы, нарушившие во инскую дисциплину, держали ответ перед комсомольской организацией. Партийная работа в хозяйственном под разделении имеет свои особенности. Здесь труднее собирать весь личный состав, но тем большую настойчивость должны про являть коммунисты. Работать нужно с не сколькими, а иногда и с одним матросом, но обязательно иа всех оказывать свое пар тийное влияние. Наглядная агитация, вы пуск стенной газеты, показ отличников — все это должно широко использоваться в целях учебы и воспитания матросов. Секретарь партийной организации тов.мы .»** Смпрпов песет ответственность за полити ческую учебу и воспитание коммунистов этого подразделения. Он обязан направлять работу каждого in них, повседневно давать им зздаппя и проверять их выполнение, следить за идейным ростом коммунистов п их примерностью в работе. При этих усло виях партийная организация сможет бы стро устрапить имеющиеся недостатки и стать действительным помощником комап- дира в решении поставленных перед ним задач. Старший лейтенант В. КОЛОКОЛОВ. Номсомольцы—деятельные помощники руководителя политзанятий За примерную службу Старший матрос Рябков, матросы Те рентьев, Новоселов и Белов показывают хороший прпмер в дисциплине и учебе, борются за укреплепие организованности и порядка на корабле. Они в совершенстве овладели своими специальностями. За проявленное усердие и отличие в борьбе за укрепление боеспособности ко рабля командир Н-ского соединения на- днях предоставил Рябкову, Терентьеву, Новоселову п Белову внеочередные кратко срочные отпуска. (Наш корр.). Путь и воинскому мастерству Много раз сержант Теряев ходил с от делением в атаку, уверенно и смело шел сквозь огонь и воду, защищая и отвоевы вая каждый метр советской земли. Когда закончилась война, Теряев пришел па флот. Это было на третьем году его служ бы. • Трудно было Теряеву осваивать слож ную технику на корабле, но вскоре он привык и полюбил специальность электри ка. * " Боевая учеба по электроделу была свя зана с практической работой, что дало возможность Теряеву быстро освоить спе циальность. Первым воспитателем молодо го электрика был опытный моряк старший матрос Скрябин, который помогал Теряеву в учебе словом и делом. У аккумуляторов старший матрос Скрябин рассказывал Те ряеву об нх устройстве, назначении и ра боте. — Особое внимание прп эксплоатации аккумуляторных батарей обращайте на то, чтобы они всегда были долиты, чисто про- тгрты и смазаны вазелином, — говорил Скрябин. — А что произойдет, если аккумулято ры пе долить? — интересовался Теряев, стараясь вникнуть в дело поглубже. — Если не будете доливать их во-время, — отвечал Скрябин, — сильно уменьшит ся емкость аккумуляторов, может покоро бить плоскости, а при большой зарядной силе тока может произойти сильное нагре вание и взрыв. Так, изучая свою специальность, Теряев стал электриком. Скрябин больше доверял ему самостоя тельную работу. Он видел, что Теряев в1^- ме силами старается освоить специаль ность, что его воспитанник неплохо усвоил устройство зарядно-распределительного щи та, научился понимать показания прибо ров и другое. Через четыре месяца учебы Теряев уже вполне самостоятельно пес вахту. В аккумуляторной сильно пахнет кисло той. Теряев подходит к двери, рядом с ко торой . укреплен выключатель. Включив свет, он приступает к работе. Заглянув к нему, моторист спрашивает: — Все готово к запуску? — Так точно — отвечает электрик. Через несколько секунд застучал ди зель. Теряев стоял у распределительной доски и внимательно следил за показания ми приборов. Вот их стрелки энергично задвигались: ток поступил на щит. Теряев включает рубильники и реостаты, регули рует напряжение до нужных величин. Так каждый новый день дает Теряеву новые знания, новые приемы работы, vBepenno идет по пути к воин скому мастерству. Еще в годы войны командование удо стоило т. Теряева четырьмя боевыми на градами, а сейчас, в дни мирной учебы, оп заслужил благодарности от коман дира части. Н. ГОРШКОВ. Член ВЛКСМ старший матрос Мишуев— отличник боевой и политической подготов ки, имеет ряд благодарностей командира БЧ-V. Он с первых дней службы активно включился в общественную жизнь на ко рабле. Его всегда можно видеть среди ма тросов то с газетой, то с книгой. С большим интересом матросы слушали беседы, чит ки, проводимые старшим матросом Мпшуе- вым. Как отличник боевой и политической подготовки, оп недавно назначен помощни ком политгрупповода.^ Серьезно и вдумчиво отнесся Мишуев к этому поручению. Па помощь ему пришла комсомольская организация корабля. Сек ретарь комсомольской организации старши на 2 статьи Казаков посоветовал, как ра ботать, с чего начать. С первых дней работы Мишусв обратил внимание на то, что матросы не ведут конспектов. Одни не знали, как конспекти ровать, другие считали составление кон спекта лишним делом/ Тогда он рассказал матросам, что конспекты облегчают усвое ние материала, дают возможность навести справку, показал, как падо составлять конспект. После этого матросы начали вс- стп записи, а Мпшуев своевременно по правлял, подсказывал; К каждому ззпятшо Мпшуев глубоко п вдумчиво готовится, используя первоисточ ники, художественную литературу. Нака нуне занятий по изучению биографии товарища Сталина оп провел содержатель ную беседу' на эту тему. Комсомолец Морохпп в часы массовой ра боты регулярно организует с матросами читки биографии товарища Сталина, про водит беседы у карты. Комсомолец Процен- кэ по поручению комсомольской организа ции написал хропологическую таблицу «Важные даты и события в жизни И. В. Сталина». Большое вниманпе комсомольцы уделя ют отстающим па политзанятиях. Матросы Филиппов и Свиридов отставали на полит- з шятиях. Тогда к ним прикрепили грамот ных комсомольцев — отличников боевой и политической подготовки. В результате ин дивидуальной помощи матросы Филиппов и Свиридов улучшили качество учебы, за метно стали исправляться. Теперь тт. Фи- линнов и Свиридов — отличники боевой и политической подготовки. На этом корабле вопросы политических занятий систематически обсуждаются па заседаниях комсомольского бюро и на соб раниях членов ВЛКСМ. Комсомольцы дея тельно помогают по.тнтгрупповоду в прове дении политических занятий. Лейтенант П. КОЗЛОВ. Хороший агитатор В перерывах между занятиями, в свобод ное время матросы нашего подразделения любят послушать своего агитатора комсо мольца старшего матроса Пономарева. Ког да он появляется с газетой, к нему сразу оэращаются матросы с просьбой почи тать что-нибудь интересное. В ходе читки завязывается беседа. Комсомолец Пономарев помогает матросам разбираться в текущей политике и не оставляет неяс ным ни отип заданный ему вопрос. Если он что-ли5о не знает, то просит обождать. , После этого обращается за консультапией 1 к заместителю командира по политической части и па следующий день приходит с яс ным ответом. Сейчас тов. Пономарев много проводит с матросами бесед о шефстве комсомола над Военно-Морским Флотом, рассказывает о том, как ленинско-сталинский комсомол участвовал в создапии Военно-Морских сил Советского государства, как комсо мольцы-моряки несут почетпую службу во флоте, охраняя водные рубежи нашей Ро дины. Матрсс Ю. ИЛЕ. Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz