На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

18 сентября 1947 г., N 2 219J2910 ). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Когда учеба предоставлена самотеку... Юбилейный фильм о Ленинграде Состав парчиПной организации корабля II. за последние два года претерпел боль тип изменении. Сейчас абсолютное боль* шинство коммунистов корабля — это лю­ ди, вступившие в ряды ВКП(б) после Ве­ ликой Отечественной воины. Несмотря на таквй исключительно моло­ дой состав партийной организации, все члены и кандидаты партии изучают марксистско-ленинскую теорию и историю партии самостоятельно. Ни кружка ио Изучению «Краткого курса истории ВКП(б)», ни политшколы На корабле нет. Как же, фактически, учатся коммуни­ сты, какие успехи имеют они в своем по­ литическом развитии? Секретарь партийной • организации тов. Паунпчев решительно утверждает, что коммунисты систематически работают над собой. Мы попросили назвать тех товари­ щей, которые, по его мнению, имеют наи­ большие успехи в политической учебе. Он назвал членов партии старшину 2 статьи Юрьева, старшину I статьи Савичева, главстаршину Ческидова и кандидатов — старших матросов Карабанова и Никонова. Со всеми мы подолгу беседовали. Как же f i самом деле выглядит самостоятельная еба этих товарищей? Сверхсрочник т. Юрьев служит на ко­ рабле с 1941 года. Он участвовал во всех его боевых операциях. Среди личного со­ става пользуется большим авторитетом, как одни из наиболее развитых коммуни­ стов. — Я читаю каждый день, система­ тически. Все свободное, время отдаю книге, -г - заявляет оп и перечисляет це" лый ряд книг — «Войну и мир» Толстого, «Былое и думы» Герцена, «Молодую гвар­ дию» Фадеева и другие, прочитанные нм за последнее время. Юрьев закончил партийную школу сое­ динения. Таи он изучил «Краткий ' курс истории ВКП(б)». «Законспектировал все 12 глав». — е законной гордостью под- ркивает он. Цель нашей беседы — установить, как РПчнродолжает сейчас работать пад изуче­ нием основ марксизма-ленинизма. II тут выясняется, что с окончанием партийной школы закончилась и политическая учеба Юрьева. Ни одного произведения Ленина и Сталипа он после окончания партийной школы не прочел. Партийную школу закончили также тт. Саиичев и Карабинов. Как и Юрьев, они много читают художествепной литературы, по. как и Юрьев, они сейчас не работают над классическими произведениями марк­ сизма-ленинизма. В чем же дело? Чем это объяснить? Ответы товарищей, стоят того, чтобы их привести здесь полностью. Юрьев; — Я успешно закончил партий­ ную школу, но после этого политическую литературу читал мало. Газеты получаю аккуратное читаю чгх от корки до корки. Но создаю, что этого недостаточно. Как ви­ дно, я не чувствовал ответственности за то. что перестал -повышать свои политические знания, а парторганизация об этой ответ­ ственности не напомнила мне. Карабанов: — Беда и том, что пет ника­ кой системы и плана самостоятельных за­ нятий. Пока учился в партийной школе, я знал, что мне нужно готовиться к заняти­ ям. Пока учился— был контроль, была си­ стема. Кончил партийную школу — и все * кончилось. Предоставили меня самому се­ бе, считают, что я занимаюсь самостоя­ тельно, но на самом деле эго не учеба. К ниги читаю бессистемно. Личного плана не имею. Савичев: — Партийную школу окончил в апреле этого года. После этого ни одного произведения Ленина и Сталина не изучил. Читаю художественную литературу — Пушкина, Тургенева, Горького, но чувст­ вую, что отстаю в своем политическом раз­ витии. Виноват я сам, но хочу сказать, что причиной является и отсутствие внимания со стороны партийной организация. Одио время у нас был кружок но изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Я счи­ таю, что мне да ц другим молодым комму­ нистам в кружке заниматься бь^ли бы лег­ че, чем самостоятельно. Мысли, высказанные товарищами Чос- кидовым и Никоновым, мало чем | 0 тлича- j лись от этих. Обшей у всех была одно мысль, что отсутствие систематической по­ мощи и контроля является одной из важ­ ных причин того, что коммунисты учатся плохо, но.титическую литературу читают мало, без системы и плапа. Как уже было сказано, абсолютное боль­ шинство состава партийной организации — это члены партии с 1945. 1946, 1947 годов. Если, кроме того, иметь в виду, что общеобразовательный уровень их — 5— 6— 7 классов, то ясным станет, что им труднб самостоятельно изучать историю большевистской нартпи. Руководи­ тель партийной организации тов. Паушгчев считает, что все члены и кандидаты партии учатся. Это не соответствует действительности. Оптимизм секретаря, как видно из сказанного выше, пе разделяется самими коммунистами. Они более критически оцепивают свои успехи, более объективно, более правдиво рисуют фактическое состояние марксистско- ленинской учебы в организации. Пн один из коммунистов не ссылается на отсутствие времени для учебы. Это пе случайно. Свободного времени в силу ряда специфических условий, в которых нахо­ дится сейчас корабль, действительно мно­ го у коммунистов данной партийной оога-' низации. Это значит, что у тов. Иауничева имеются все условия для того, чтобы орга­ низовать самостоятельную учебу коммуни­ стов, контролировать се по существу, то-есть проводить собеседования, консуль­ тации для отдельных товарищей. К сожа­ лению. тов. Пауничев пустил это дело на самотек, самоустранился от вопросов марксистско-ленинского образования чле­ нов я кандидатов партии. — Люди все взрослые, самостоятельные, — как бы оправдывая свою позицию, говорит тов. Пауничев. Руководителю партийной организации невдомек, что и взрослые люди нуждаются в контроле и помощи, что такая его пози­ ция — позиция невмешательства в отно­ шении политического образования комму­ нистов решительно осуждена Центральным комитетом партии в постановлеппи от 26 июля прошлого года. Невозможно добиться •енсхов в политическим воспитании комму­ нистов, если оно предоставлено самотеку, если партийная организация не осущест­ вляет повседневного контроля над тем, как коммунисты повышают свой идейно- политический уровень. Майор С. ЛЬВОВ. В дпн 30-летия Октября па экранах мно­ гих городов нашей Родины будет демонст­ рироваться новый документальный фильм о Ленинграде. Он отразит путь города от 1917 до 1947 года. Горячие дни наступили в Ленинградской студии кинохроники. Пз всех фнльмохра- нплищ Советского Союза — из Новосибир­ ска и Москвы, из ппститута Маикса — Энгельса — Ленина, из Центрального ар­ хива Министерства Внутренних Дел — сю­ да ежедневно поступают сотни коробок с пленкой. Это — драгоценные документы, на которых запечапена история города Ленина. Монтирующий фильм режиссер Кармен и его ассистенты но монтажу уже просмотрели десятки тысяч метров пленки. С маленького экрана просмотрового зала глядит сама история. Один кадр сменяется другим. Вождь революции Владимир Ильич Ленин... Суровые лица питерских красно­ гвардейцев, отправляющихся на фропт... Посланцы красного Петрограда — рабочие «двадцатипятитысячники» на полях стра­ ны... Из широко распахнутых ворот цеха выходит первенец советского тракторостро­ ения — маленький трактор «Путиловец»... Иосиф Виссарионович Сталин и Сергей Миронович Киров на Беломорско-Балтий- ском канале.... А. А. Жданов выступает па конференции ленинградских большевиков... Бот, нарушая привычную тишину полупу­ стого зала, воет сирена, слышны визги и взрывы бомб, грохот разрывов. Мы видим, как обрушивается Многоэтажное здание... Многочисленные кадры показывают доб­ лесть п мужество лепипградцев, грудью отстоявших колыбель революции от не­ мецко-фашистских захватчиков С’емочная группа оператора работает на улицах Ленинграда, в цехах предприятий, в музеях.ц вузах, в домах культуры и на стадионах. Она запечатле­ вает горячие трудовые будни, борьбу ле­ нинградцев за скорейшее восстановление народного хозяйства страны и своего род­ ного города. С особенной любовЬю сни­ маются памятные места, связанные с пре­ быванием в Петрограде и его окрестностях великих вождей социалистической револю­ ции В. П. Ленина и П. В. Сталина. Но с’емки ведутся не только в Ленин­ граде. Сделанные в цехах его заводов тур­ бины вращаются па Днепрогэсе и в Стали- негорске — в десятках городов страны, мощные моторы приводят в движение про- катпые станы «Занорожстали» и заводов Урала, линотипы, станки и текстильные* машины работают па сотнях предприя­ тий, корабли бороздят моря п океаны. Па всех этих машинах стоит марка «Сделано я Ленинграде». Операторы студий кино­ хроники многих республик и областей снимают сейчас сотни кадров, стремясь возможно полнее раскрыть большую тему, выраженпую двумя словами: «Ленинград — страпс». Над повой картиной работает большой коллектив. Его возглавляют режиссер Р. Кармен и главный оператор Е. Учитель. Музыку пишет Дмитрий Шостакович, текст несен — Александр Прокофьев. Б. СТАЛЬБАУМ. Фото М. Бугакова. Учителя ЧТО Л ВИ Д Е Л В РОДНОМ КОЛХОЗЕ Рассказ o j пуск ник а До войны я .работал в своем родном колхозе «Переможец», Харьковской об­ ласти. Этот ко.тхоз был передовым в районе. Оп m +л хорошие постройки, бо­ гатый инвентарь. Четыре колхозные фермы насчитывали много голов крупного и мелкого рогатого ско­ та, десятки голов свиней, сотпи кур. В колхозе был выстроен за­ мечательный клуб на 400 мест и про­ сторная светлая начальная школа. Бла­ гоустройниыв дама колхозников утопали в .имени фруктовых садов. Колхозники иола'чали яэлбпяне продуктов с колхоз­ ных полей и бы.ти настолько обеспече- ны всем, что пекоторые, как, например, Шевченко Ф. И., Ботвин С., отказались от своих приусадебных участков. Если до коллективизации с нашей деревне не только автомобиль, патефон, но даже велосипед «для крестьянина были в ди­ ковину, то перед войной 75 процентов колхозников имели велосипеды я пате­ фоны. а колхоз приобрел* свою автома­ шину. В 1941 году было намечено по­ строить свою электростанцию и радио­ узел. Таким я оставил свой волне, уходя во флот. Война изменила все планы. Колхоз «Переможец» был «купирован немцами. Долго бесчинствовали гитле­ ровское баи.шты г. оюем полтхо». Вновь •мне 'пришлось «побывать в нем лишь в 1944 году. После немецкого нашествия колхоз нельзя было узнать. Пе видно было колхозных построек, конных дворов и ферм. .Вместо благоустроенных домов коляикшико® стояли обгорелые печные трубы да жалкие, наскоро сде­ ланные лачуги. На месте, где стояла моя четырехкомнатная изба, был жал­ кий курень, в котором жила старушка- мать. — Мама! Что с вами сделали пем- цы! — воскликнул я, пораженный кар­ тиной этого варварского опустошения. ’ — Все. сынок, w e разграбили и со­ жгли проклятые. Не пощадили не толь­ ко колхоз, но и людей. — Не скоро восстановить все это, — подумал я, собираясь через юроткюе время обратно на Север. Второй ]>аз мне пришлось побывать дома в июле— августе этого года. Измене­ ния, происшедшие за два с половиной года, были огромные. Вместо печных труб стояли новые, еще пахнущие свежим деревом избы. На месте разрушенного немцами конного двора стоял новый, сделанный нз глины большой конный двор с побеленными стенами. Вместо сожженных немцами колхозных постро­ ек красовались новые строения. Вместо вырубленных и поломанных са­ дов колхозники посадили новые деревья. А ла полях, где в 1944 году росли од­ ни сорняки, спела густая, как стена, тппештпа и стояли тысячи снопов сжа­ той ржи. Я пошел в поле. Первым; повстречал* ся мне 58-летний Степан Ботвин. Я стал его расспрашивать о жизни. — Дела идут хорошо,— отвечал сн.— Трудновато было я прошлом году. За­ суха была. По, как видишь,, мы все-та­ ки немала сделали. Почти заняв# по­ строили весь колхоз. После, этого угро­ жая будем жить яаславу. Такого уро­ жая, Федор Павлович, не было да вой­ ны лет десять. Фермы, разрушенные' помпами, опять завели. Короф, свиней н птицы стало почти столько же, как п до войны. В этом пам много помогли го­ сударство и товарищ Сталин. Большое ему спасибо. Большую заботу проявил оп к нам. Я собственными глазами видел, на­ сколько правильно было все то, что го­ ворил старик. Колхоз возрождался. Лю­ ди стали жить несравненно лучше, чем три года назад. Почти все имеют коров. Я беседовал с •колхозниками > Малнч Андреем, Штанко Полиной, Цехмнстро и другими. Пз бесед с ними мгае стало ясно, что очень большое влияние на де­ ла колхозников, на их трудовой под’ем оказало постановление февральского Пле­ нума ЦК ВКП(б). Колхозники дали товарищу Сталину обещание вырастить хороший урожаи, дать стране как мосжио больше хлеба. — Мы свое обещание выполнили, — заявили мне люди. — Как обещали со­ брать 150 пудов озимой пшеницы с гектара, так и получили. Возвращаясь поздно* в село, я догнал Артема Андреевича Малнч, который си­ дел на возу. — Куда? — спросил я. — Домой, — отвечал он.— Везу аванс И Артем Андреевич рассказал, что толь­ ко авансом колхозники получили по полтора килограмма зерна на трудодень. Позже я беседовал с членами правле­ ния колхоза, пнтересовался, сколько ду­ мают дать хлеба па трудодень. —- Килограмма 3— 4 дадим, — уве­ ренно ответили мне. Мне пришлось проехать почти всю Харьковскую область. Везде я видел ог­ ромный энтузиазм колхозников. Люди работают день п ночь, не счптая?ь ни с чем, думая только о том, как лучше выполнить обещание, данное вождю. День и ночь по дорогам Украины мож­ но видеть автомашины н конные под­ воды, груженные зерном, которые дви­ жутся к ссыпным пункта’ » и элеваторам. Железнодорожные эшелоны едва успе­ вают вывозить * хлеб. Все (виденное создало у меня глубо­ кую уверенность, что урожай в 1947 году к о л х о з н и к и вырастили очень хоро­ ший и продовольственные затруднения в этом году в значительной мере будут ликвидированы. Главный старшина Ф. СТСЛЕНКО. Лауреаты Сталинских премий i НДРЖИ МА ЛЫШК О I ) Уже накануне соПытий Великой Отече­ ственной войны лилий Малышко — автор к тому времени уже. нискольких поэтиче­ ских сборников («Батькивщина», «3 кни­ ги Життя», «Жайворонкн» и другие) — заставил говорить о ^ебе литературную критику, как о большом п интересном поэ­ те. Мужественная сдержанность, свойствен­ ная лучшим стихам Малышко придала им какую-го особую суровую романтичность. Подлинная нежность поэта заключена именно в ней, в .‘той мужественной сдер­ жанности, а не в той сентиментальности, которая порой врывалась и стихи Малыш­ ко веянием, чуждым его поэтическому та­ ланту. Поэт стремился создать в своих стихах образ нового человека — скромного и в то же время безгранично отважного, сердечного и в то лее время жизнерддостно- весслого. Движеппем, шумом, звоном наполнены стихи Малышко. Чувство динамической на­ шей эпохи сильно в его поэзии. Картины грозы и бури наиболее любимы поэтом, и в его стихах так часто рвется ветер и свер­ кает молния. Герои Мальппко неотделимы от окружающей их природы! Стихи поэта наполнены запахом украинских степей, чебреца п чернозема. Порой, кажется, рпдншь, читая стихи, эту скибу черной, отвороченной плугом земли, ощущаешь се сырг,й, пропитанный перегноем корепьев запах! Подлинно лиричен и в то же время всег­ да нрзникиут мыслью, философской идеей. песенный, близкий к народному творчеству стих Малышко. Критика подметила уже в ранних стихах Малышко любовь поэта к свежему, «нестертому» слову. Лучшие его образы всегда точны, а поэтические дета­ ли — конкретны. Как и другой украин­ ский поэт (тоже награжденный Сталин­ ской премией) Леонид Первомайский, Ан­ дрей Малышка— воспитанник и поэт-комсо­ мола — младшего, второго его поколения. Если Леонид Первомайский начинал свою жизнь в комсомоле и в литературе, овеян­ ный непосредственным дыханием граждан­ ской войны, то Андрей Малышко вступил в литературу уже в годы первых сталин­ ских пятилеток. Сознанием этого молодою поколения — поколении строителей и пропитано все мироощущение Андрея Ма­ лышко в его довоенных книгах. Все годы Великой Отечественной войны 'тц-лей Малышко провел па фронтах и за это время еще более выросла п возмужала его поэзия. За эти годы он вышел и первый ряд украинской советской поэзии, и сейчас его имя по праву называется в этом ряду вместе с Тычиной, Рыльским, Бажа­ ном, Первомайским, Сосюрой, хотя он са­ мый молодой среди них — и пе возрасту, и но времени начала литературной деятель­ ности. Сейчас, при присуждении Сталинских премий за 1946 год, Андрею Малышко да­ на премия второй степени за его книгу стихов «Лирика» и за поэму «Прометей». Книга «Лирика» вышла в 1916 гиду в Москве, в издательстве «Советский писа­ тель», в переводах па русский язык. В этой книге представлены лучшие произве­ дения из шести довоенных поэтических сборников Малышко, стихи из книги «Бит­ ва», вышедшей в 1943 году, и новые сти­ хи 1944— 1915 гг. «Читатель найдет в книге, — пишет в «Правде» Всеволод Вишневский, характе­ ризуя широту тематики довоенных стихов Малышко, — н лирические песни мирных дней, и призывы услышать клекоты надви- 1 аю 1 нейся бури, и просторы Украины, я зо­ лотые ее поля, людей п урожаи, и и дори­ ческие тризны, и дни, и битвы запорожцев, и лирические признания поэта о своей С»н- ографнп, и письма дружбы Днепру, Тбили­ си и Дону, и мысли об Англии, откуда старый Маркс смотрит иа Восток, и пате­ тику гимна великому Шевченко, п гемы Ивапа Франко». Очень значительны представленные в сборнике стихи Малышко военных лет. В пих чувствуется оригинальный, неповто­ римый, собственный голос поэта того поко- лепия, что, выращенное Октябрем, вынес­ ло па своих плечах в Отечественную вой­ ну бремя великих боев и великих тхидов, отстояло завоевания отцов, завоевания Ок­ тября. Малышко любил военную тему и в стихах первых лет своего творчества, в них громыхали тачанки, ржалп боевые ко­ ни, сверкали к.тппкп, но* тогда эго было благородной, но псе же воспринятой тради­ цией, почерпнутой из книг, пз фольклора. с пз рассказов старших. Несколько гьзже эта тема оплодотворилась копкрегпыми со­ бытиями, участником и свидетелем кото­ рых оказался сам ноэт, и раньше всего событиями освободительною похода и За­ падную Украину в 1939 году. В дни Великой Отечественной воины весомой н зримой пришла в поэзию Ма­ лышко военная тематика. Защита пору­ ганной Родины, освобождение ее земли и великая победа пад врагом — как все эго1 лично пережито, продумано и нрочувство- вано поэтом! Вошедшая в отмеченный Сталинской премией сборник «Лирика» поэма «Украи­ на моя», перевод которой на русский язык является плодом работы двух поэтов — Б. Турганова и М. Зенкевича. — одно из лучших творений украинской советской | поэзии четырехлетия Великой Отсчествсн- пой войны. По силе сыновией“ любви к Ро-| дине, по пепреклопной своей решимости победить врага эта поэма стоит рядом с такими произведениями нашей поэзии военных лет. как «Слово про рпдиу ма- тир» — Рыльского, «Клятва» — Бажана, | «Земля» — Первомайского: Я дышать буду, падать, бороться, покуда не сгину, — А к какому сегодня еще мне иттн рубежу? Твоей муки и горя возьму я себе половину, В непокорном, неистовом сердце своем положу. П пойду, как Микула, под пошей согнусь, потемнею, Весь иссохпу от жажды и, может, в пути упаду, По я знаю — увижу: цветы расцветут, пламенея. Вновь в твоем, Украина, зеленом и вечном саду! В одном пз наиболее гневных и темпе­ раментных стихотворений книги — «Во мне душа твоя жива» — поэт говорит взволнованно и проникновенно о чувствах советского (воина, самоотверженно бо- ртвшегоея за каждую пядь родной земли. Всем, кто склонился на мечи, Всем, кто расстреляй был в ночи, Всем, кто убит в моем краю, — Свою печаль я огдаю. Ее разбивши на куски Так, чтобы поровну тоски II гнева каждому из пас Досталось на отмщенья час. За меру — меру! Кровь — за кровь! В стихотворении военных лет ноэт ви­ дит сквозь кровавую пелену боев гряду­ щий расцвет своей родной земли: Мы, истребив своих врагов. В родимом поле на весну Поднимем плугом целину. Вставай, палимая огнем. Мужающая с каждым днем, Ты, что не хочешь умирать, Что будешь жить, — родная мать, Мать Украина!.. Заключительные в сборппке «Лирика» стихи говорят об этом уже наступившем расцвете родной Украины, о солдатских поездах, которые возвращаются па Роди­ ну. и о блиндажах у Днепра, которые рас­ пахиваются плугами. «И уже пе встрево­ жат тебя на рассвете ни зарницы пожаров, ни боя раскаты». Снова будут расти бес- иечальиые дети и раскатится песни со­ ловьиной хор! За этр в'*дь отдали свои жизни сотни и тысячи боевых товарищей! Торжественный «реквием» этим павшим бойцам, полный оптимистического утверждения правоты великого дела, сложил Андрей Малышко в поэме «Прометей». Герой этой поэмы — израненный боец- разведчик — подобран колхозниками па захваченной врагом территории. Его спря­ тали и заботливо .выхаживают новые друзья. Но во время одпой из облав немцам удается обнаружить советского бойца. Его уводят на сельскую плогаадь для опознания в нем «чужака». ВА4 колхозники, однако, заявляют, что оп «наш». Эта картина оп­ роса советских людей — одпа пз наиболее сильных в поэме. f Порайонные ответами, взбешенпые един­ ством советских людей немцы угрожают угнать все село в Германию. Не желая, чтобы свои родные, советские люди подвер­ глись из-за него истязаниям, боец заяв­ ляет: «Стреляйте! Разведчик я. Солдат». Поэт отыскал напряженные ситуации для разрешепВя такой большой проблемы, как новые взаимоотношения человека и коллек­ тива. которые могли сложиться в социали­ стическом обществе. Прячась еще и крестьянской «стотоле», рапепый боец слушал чтение шевченков­ ского «Кобзаря >. Его поразил о фаз Проме­ тея. и он сам явил пример з т й прометеев­ ской стойкости н решимости, и тогда на сельской площади при опросе колхозников, и йотом, когда его приковали к дубу, чтобы сжечь вместе с деревом, он гиЗнет с ве­ рой в правоту' н торжество дела, которому он отдал свою молодую жизнь. Вечно живыми останутся в сознании чи­ тателей книги Андрея Малышко и этот обобщенный, символический оораз Проме- гея iiaiihix дней, и нее другие, конкретные образы советских Людей — героев его сти­ хов и поэм — героев (Отечественной вой­ ны, имя которым — легион. Кандидат филологических наук А. НЕДЗВЕДСКИЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz