На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 сентября 1947 г., W: 219 (2910). П о с л е л е т н и х у ч е н и й НЕУСТАННО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ В УЧЕБНЫХ ПОХОДАХ «Боевая под готовка должна про­ водиться в условиях максимально­ го приближения к боевой обста­ новке и обеспечивать, вне зависи­ мости от усовершенствования сов­ ременных боевых средств, д о лж ­ ную натренированность в преодо­ лении любых трудностей службы на море, закалку твердой воли и физической выносливости всего личного состава корабля». Корабельный устаз, часть I. Ценой напряженной учебы В период летний боевой подготовки мой расчет полностью справился с поставлен­ ными задачами. Этого удалось достичь кропотливой, повседневной тренировкой. С первых дней тренировок недостатков у нас было много. Личный состав, /только что пришедший на корабль, не мог прак­ тически обращаться с боевой техникой. Прпшлось в первую очередь отрабатывать каждое действие бойца в отдельности, пос­ ле чего — слаженность орудийного расчета в целом. Личный состав понял ответственность за выполнение планов учебы, относился серьезно к учебо и уже после первых тренировок стал показывать неплохие ре­ зультаты. Матросы Кузьмин. Жданов, Лавров. Максимов и Судашев хорошо справлялись со своими обязанностями и при проверке орудийных расчетов заняли первое место на корабле. Ко па этом успокаиваться были -нельзя. После треннровок оиудийного расчета на станке заряжания иритояилось произво­ дить тренировки иеиос.оодстпснио па ору дни во взаимодействии t наводчиками: В:е делалось так. как это требуется ири практических стрельбах. При совместной тренировке встрети­ лись новые трудности, выявились новые недостатки. При даче квотных о поврежде­ нии того или иного механизма не было точного и ясного доклада. Так. паирпмер, замочный Кузьмин плохо знал правила осечек. Приходилось одни и те же вводные отрабатывать по непкодьку раз. Кузьмин быстро исправил свою ошибку, и к пачалу летней кампании мой расчет добился от­ личных показателей. Матросы Кузьмин, Жданов, Лавров, Максимов. Судашев полу­ чили благодарности за отличную работу непосредственно на станке заряжания. С выходом в море на первые стрельбы пришлось проверить не только знания лю­ ден, но и материальную часть, что было обшим делом всего расчета. Матросы стре­ мились отстрелять без задержек и про­ пусков, ибо это был день сдачи экзамена, подведения итогов продолжительных и на­ пряженных тренировок. ...Матросы Кузьмин, Жданов, Лавров, Сахаров и Суховой заканчивали подготов­ ку оружия к стрельбе, еще раз убежда­ лись в исправности и готовности механиз­ мов. Когда был сыгран сигнал боевой тре­ воги, орудийный расчет быстро занял свои места. По команде «орудпя зарядить» за­ мочный Кузьмин открывает замок, снаряд­ ный Жданов, прибойничный Лавров н за­ рядный Смирнов быстро производят заря­ жание. Наводчики Сахаров и Суховой точ­ но выполняют наводку. Первый залп. Снаряды легли рядом с целью. «Молодцы, артиллеристы!», — поздравил нас командир корабля. Похвала \ командира еше выше подняла дух матросов н они работали так, как никто из них до выхода в море не мог ожидать. Молодые артиллеристы показали себя умелыми, сноровистыми моряками. Летняя учеба обогатил.* нас знаниями практики артиллерийского и морского де­ ла. научила ценить время. и*перь мы бу- Д 1 М еще глубже изучать теорию, чаше тренироваться непосредственно у орудий строго соблюдать все требования, уставы п инструкций, чтобы еше выше поднял свое воинское мастерство. Старшина 1 статьи Н. КОСТЕРИН. С сознапием воинского долга Летние походы были насыщены папря- женпой учебой всего экипажа корабля, в том числе if артиллеристов. Чтобы успешно •Ошибки этой стрельбы были разобраны с личным составом боевой части. Они по­ служили поучительным уроком для всех. рейить все сложные задачи плана боевой ! Повторная стрельба прошла успешпее, но и политической подготовки, потребовались и она пе могла нас удовлетворить, а, иа- высокая сознательность старшин и матро- оборот, люди поняли, что надо усилить ра- сов, их натренированность, а также уме- 15огу и. в частности, с командирами орудий, нпе исправлять раз Допущенную ошибку, j Особенно плохо стреляло орудие старшп- Копечно, не все нам давалось легко и не ны 2 статьи Епифанова, и виновником был все шло гладко. Некоторым матросам и сам командир орудия. Когда Епифанову старшинам, кто во время теоретической i усложнили обстановку (вышла из строя учебы недооценивал роли тренировок, упу­ скал ряд «Мелочей», приходилось пере­ страиваться на ходу, в море, осознавая свои ошибки и ис­ правляя нх. Так, еще задолго до первого выхода в море мичману тов. Валянскому — опыт­ ному моряку, хоро­ шему артиллеристу довелось выслушать горькую правду: при проверке артиллерий­ ских расчетов глав­ ного калибра пове­ ряющий дал неудов­ летворительную оцен­ ку w указал ж суще­ ственные недостат­ ки. Расчеты не вы­ держивали темп стрельбы, снарядные действовали медлен­ но. вяло, нарушали правила безопасно­ сти. Нрибойничные чук. Жданов пе всегда успевали отойти с линии отката, что также свидетельствова­ ло об их слабой натренированности, вяло­ сти в действиях. — Научиться стрелять с полной скоро­ стрельностью, без единого пропуска, — говорил мичман Валянский. — Натрени­ ровать расчеты так, чтобы кажды! матрос сознавал ответственность, лежащую на нем лично, за боеспособность всего расчета и работал бы так, как иоложено: быстро, умело, с полным напряжением сил. Комаидиры отделений старшины Доро­ феев, Костерип, Епифанов и Медведев мно­ го сделали для изжития указанных недоче­ тов и выполнения указаний старшины группы и командира боевой части.. Трени­ ровки проводились по 3— 4 раза в день, дальномерщики использовали для трени­ ровок в расчетах каждый проходящий по Ш и в у корабль и. не откладывая, сразу же обрабатывали наблюдение. День ото дпя результаты были все лучше и лучше. Старшипа 2 статьи Коротков и матрос Сапдюк добились исключительно высокой точности измерений, а внзировщнки стар­ шие матросы Иванов и Кондратьев, обучае­ мые старшиной 2 статьи Никитиным, не получали ни одного памечания от поверя- Капитан-лейтенант Е. Михайлов. * • Баженов, 'Коваль- электроцепь стрель­ бы), оп растерялся и медлил с принятием решения. хотя он зпал, как па-до в та­ ких случаях посту­ пать. Время шло. а командир орудия раз­ думывал и принял, наконец, неправиль­ ное решение перейти на ударную стрельбу, для чего надо было полностью заменить стреляющее приспо­ собление, поставить другие гальваниче­ ские трубки. Б удь то в бою. орудие Епифа­ нова продолжитель­ ное время не вело бы огонь по противнику, ослабив бортевой залп корабля. Прп разборе этой ошибки коман­ дира орудия выясни­ лось, что мичман Ва- лянский пе раз гово­ рил Еиифапову: «При электроцепи стрель- выходе пз строя бы переходите незамедлительно на стрель­ бу от педали наводчика. Это не вызовет большого перерыва». Но Епифанов нару­ шил это указание мичмана. Странно, что командир орудия оказался в положении кичливого человека перед своими же ма­ тросами, которые знали, что ири отказе электроцепи без раздумывания надо пере­ ходить на стрельбу от педали наводчика, и предлагали это Епифанову. «Пе учите»,— грубо ответил Епифанов матросам Сахаро­ ву и Грутшшу и, чтобы настоять на своем, приказал выполпять неправильное реше­ ние. Пришлось настойчиво раз*яснить Епи­ фанову вредность его практики, чаще тре­ нировать в устранении задержек. Так, перестраивая работу отдельных командиров орудий, добиваясь слаженности расчетов, обучая матросов на ошибках и промахах отдельных артиллеристов, мы добивались высокой боевой выучки лично­ го состава. Труд дал свои благожелатель­ ные результаты нами были сданы почти все задачи с отличными и хорошими оцен­ ками. — Молодцы, комендоры! — отмечал не раз командир корабля, наблюдая стрельбу главного калибра. Мпогпе матросы и старшипы получили юшнх. Цазалось. что практическая стрель- ; поощрения, а командиру орудпя Костершгу ба будет проведена организованно и с хоро- j ^ш о присвоено очередпое- звание старигн- шимп результатами. Но так не получилось. Первые залпы главного калибра свиде­ тельствовали о грубых нарушениях инст­ рукции по приготовлению материальной части к стрельбе. Орудия были согласованы г> разных условиях, отчего получался боль­ шой разнос залпов, сильный разнобой. Л ведь ответственному за согласовку орудий главстаршине Мозговому представлялась возможность проконтролировать команди­ ров орудии и согласовать все стволы в од­ них условиях. Но Мозговой решил стрелять на «авось», доверяясь опытным артиллери­ стам, которые, слабо подготовили оружие и двели боевую часть. Плохо исполнял свои обязанности при ;ервоП стрельбе телефонист м а т р о с Петуш- :м: Он дважды при передаче исказил команды управляющего огпем. а пент- м.п.пый поет выполнил эти неправильные «•манды. Стрельба Прошла еле-еле на удовлетворительно». ны .1 статьи. Большая заслуга в деле мобилизации личного состава па выполнение задач лет­ ней учебы принадлежит партийной и ком­ сомольской организациям. Коммунисты и комсомольцы показывали пример трудолю­ бия и организованности, были самокритич­ ны, если что-либо не ладилось но их вине, иомогали другим во-время подмечать непо­ ладки и устранять их. Секретарь комсо­ мольской организации старшина 1 статьи Дорофеев сам является отличником боево.1 п политической подготовки. Он помог командиру боевой части подготовить таких отличников, как старшина 1 статьи Ко- етерии. стг.ршипа 2 статьи Никитин. Пе усноканваясь нц достигнутом, артил- .v рнсты краснознаменного корабля продол- жмот совершенствовать свое воинское ма­ стерство. Капитан-лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. «В основу планирования боевой под готовки ставится принцип, со г ­ ласно котором у каж ды й начальник планирует только те виды под го ­ тов ки , которыми он сам непосред­ ственно руководит . Он ж е распре­ деляет и время на тот или иной вид боевой под готовки» . Корабельный устав, часть I. FT1* V IмA'.'.'1* " Техника любит уход Во время боевой подготовки в море мпе •довелось паглядно убедиться в том. что сложная корабельпая техника работает безотказно, если за ней любовно ухажива­ ют людп. правильно ее экенлоатируют, умело управляют ею. Наша боевая часть успешно сдала поч­ ти все задачи. Предстояло выполнить по­ следние упражнений по воздушной стрель­ бе. Согласовав схему с орудиями, проверив готовность материальной части, мы ожи­ дали появлеиия цели. — Самолет, правый борт, — доложил наблюдатель. Первый номер зенитпого расчета старший матрос Зубарев быстро поймал самолет в прицел. Все замерли в ожидании первого залпа. — Дать ревун! — скомандовал лейте­ нант Морозов. Грянул залп, и, к пашему удив­ лению, сиаряды разорвались далеко ниже конуса. Ввели корректуру, но ре­ зультаты пе улучшились. В чем дело? Ма­ трос Слобожан разволновался, но старался как можпо точнее вводить поправки. Сна­ ряды стали рваться несколько ближе к ко­ нусу. но все еще далеко. Кончился боеза­ пас. Мы были в педоумении от такой не­ ожиданности: готовились к стрельбе хоро­ шо, а результаты получились плачевные. — Вся боевая часть сдала задачи толь­ ко на «хорошо» и «отлично», — сказал пам лейтенант Морозов, — а мы, зенитчи­ ки, подкачали. Надо немедленно выяснить причину'. Ваяв в руки таблицы, мы решили не­ сколько задач па приборе и выяснили, что прибор неправильно дает угол места цели. Командир отделения старшина 2 статьи Шимко прппял решение вскрыть прибор и исправить его. Сделать это командир пору­ чил мне и старшему матросу Челнокову. Вынув нз корпуса механизм и осмотрев его, мы пе обнаружили неисправностей. Пришлось решить еще несколько задач. Прибор делал ошибки, причем, ошибки разные. Старшина Шимко высказал пред­ положение. что возможен отх*од контргай­ ки на тяге, соединяющей линейку наклон­ ной дальности с-механизмом. Это предпо­ ложение подтвердилось. Вскрыв тягу, мы увидели, что коптровая гайка совершенно ослабла, отчего прибор неправильно решал задачи. Исправив механизм, мы снова согласо­ вали схему с орудиями и решили несколь­ ко задач: результаты были хорошие. Вско­ ре мы выполнили все упражнения по стрельбе иа «хорошо» и «отлично». Почему же механизм подвел нас прп первой стрельбе? Ответ прост: мы ослаби­ ли контроль за техникой, передоверн.тись ей. забыв, что техника без людей, овладев­ ших ею, мертва. Пз этого случая все мы сделали вывод, ч?о паю настойчиво изу- !ать наведываемые механизмы, проверять их, старательно ухаживать за ними, чтобы заведывапне всегда было в полпой боевой готовности. Над этим мы будем теперь ра­ ботать. Матрос Ю. ОНИЩЕНКО. В о б р а зц о в ом с о ст о яни и содержит свое заведьгеаняе матрос И. Цветков, Все задачи он выполнил на «хорошо» и «отлично». НА СНИМ КЕ : матрос И. Цвет­ ков и матро». Л . Ермаков за покраской своего эрликона. Фото М . Бугакова. О т л и ч н а я ст р ел ь б а По кораблю дан сигнал: «Корабль к походу и бою изготовить!» Личный со­ став разбегается по боевым постам и тщательно готовит материальную часть к артиллерийской стрельбе. Проверяет­ ся согласовка орудий, правильность ра­ боты приборов, связь. В это время боль­ шую работу проделывают старшины 2 статьи Викторов, Сухарев, матросы Модин, Горшков и Розов. Оттого, как бу­ дут согласованы орудия, во многом за­ висит успех стрельбы. Орудия л прибо- ры к стрельбе готовы. Старшипы прове­ ряют у матросов знаппе боевых инст­ рукций. ...Прозвучал сигнал боевой тревоги. На командный пункт боевой части по­ ступают доклады о готовности Обопвых постов к бою. Корабль ложится на бое­ вой курс. С главного командного пункта поступает прпкззание командира кораб­ ля: «Открыть огонь».^ Управляющий огпем капитан-лейте­ нант Григорьев четко подает команды: * — По щиту, курсовой, левый борт... Старшины 2 статьи Викторов и Суха­ рев течно визируют цель. Телефонисты Коряженков и Новоселов громко репе­ туют команды. С дальномеров поступает дистанция. — Орудия зарядить. Товсь! — про­ должает командовать управляющий ог­ пем. На приборах загораются лампочки го­ товности орудии. Ревун. Раедался залп! Капитан-лейтенант Гриторьев напря­ женно смотрит на цель. — Падает ориентировочный! — гром­ ко докладывает матрос Молога. Первый залп упал с небольшим выпо- сом по целику. Управляющий огнем вво­ дит корректуру я дает еше залп. Накры­ тие. Затем следует еще несколько накры­ тий. Хорошо давали дистанцию и отклоне­ ния дальномерщики старшины 2 статьи Королевич и Малышев. Успешно справи­ лись с обязанностями Моисеев и Бри- цын. * Дан отбой боевой тревоги. По кора­ бельной радиотрансляционной сети было об’явлено: «За от.тпчпое проведение артиллерийской стрельбы командир ко­ рабля оз’ яатнет благодарность личному составу главного калибра». Управляющий артогнем т. Григорьев пагражден депежпой премией. Лейтенант В. АЛАКШИН. Примерный воин I В прошлом году к нам на катер при­ был комсомолец Владимир Мусорин. Он был не новичок па флоте и уже имел специальность минера. На новом месте он быстро освоил порученное дело, до-, бился от.тичныт показателей в учебе. Матросы увидели в нем примерного вои­ на. Сейчас Владимир Мусорин — члеп комсомольского бюро и с честыо оправ­ дывает доверие комсомольцев. Комсомольцы оказывают большую по­ меть командиру катера в воепптаипи подчиненных. В летиий период учений j личный состав катера сдал все боевые . задачи на «хорошо» и «отлично». 1 Боевой экипаж занял ведущее место в части. Па работе, в учебе п на вахте ком­ сомолец Мусорип всегда служит приме­ ром для остальных матросов. Недавно за хорошее знание своей специальности и высокую дисциплинированность т. Му- сорину было присвоено звание старшины 2 статьи. Командир части направил письмо ро­ дителям Мусорила с благодарностью за хорошее воспитание сына Владимира, который честпо служит нашей любимой Родипе. Авторчтвт, созданный кропотливым трудил I Мать моряка, Мария Ивановна Мусо- рина, прислала ответ комавдиру части. Вот что она пишет: «Ваше письмо я получила и сердечно благодарю за него. Спасибо за вашу заботу о воспитании моего сына Влади­ мира, который стал настоящим воином и честно слуягпт нашей Ратине. Прошу передать моему сыну, чтобы и впредь он был лучшим матросом вашей части и всегда был готов к выполнению заданий. Пусть он любит свой парод и социали­ стическое государство, пусть он служит Родипе. пе жалея си#. Я хочу, чтобы Владимир был одним из лучших матро­ сов вашего корабля. Я уверена, что он выполнит мой наказ. ( ; горячим приветом к вам Мусорина Мария Пваповпа».- Старшина 2 статьп Мусорип * сейчас с каждым днем совершенствует свое мастерство, он продолжает повышать свой идейно-политический уровень — изучает биографию товарища Сталина и отдает все свои силы честному служе­ нию нашей чРодипе. П. КОНДРАТЬЕВ. О В Р Е Д Е У С Л О В Н О С Т Е Й Прп первой артиллерийской стрельбе в море выявились многие недостатки и даже ошибки, допущенные командирами отделе­ ний при оОученпи личного состава, по­ чувствовалась резкая разница в подготов­ ке орудийных расчетов. Орудие старшины 2 статьи Епифанова стреляло особенно плохо. Матросы нарушали инструкции, действовали медленно, неуверенно. Замоч­ ный Юфиров растерялся совершенно. Он никак пе мог быстро вставлять трубки, а если даже и вставит, то они сразу же. вылетали обратно. Старшина Епифанов нервничал, кричал на матросов, но от это­ го дело лучше не шло. Почему же орудие Епифанова плохо стреляло? Оказывается, прп тренировках старшипа мало обращал внимания па строгое выполнение артеллеристами пнет- рукцпйг, снижал напряженность работы, допускал условности. Так, матрос Юфи- рог., тренируясь, никогда не вставлял трубки, он просто открывал п закрывал затвор, считая, что вставить трубку — ерундовое дело. Между прочим, Епифанову неоднократно указывалось па этп ошибки, но оп слабо реагировал на указания и продолжал обучать матросов по-своему. Метод обучения Епифанова — сплош­ ные условности. Он считал, например, дей­ ствия со снарядами при тренировках со- дыми матросами, и, дело прошлое, многие из нас думали, что молодежь подведет па походе. Но наши опасения оказались неос­ новательными. Старшины тт. Дорофеев и Костерин по- комсомольски отнеслись к обучению моло- воршенио лишпей работой и пе только дых артиллеристов. На тренировках у них пе требовал, чтобы матросы подносили снаряды так же ловко и быстро, как при фактической стрельбе, по сам разрешал артиллеристам пе утруждать себя «тяже­ лой работой». Первая стрельба убедила Епифанова в сто ошибках, и оп вынужден был па ходу чувствовался ритм боя, каждое движение рассчитывалось. Командиры отделепий пе связывали инициативу матросов, наоборот, — поддерживали любой удачпый прием, сокращающий время для изготовления ору­ дия к выстрелу. Орудийные расчеты старшин Дорофеева перестроиться, чему в значительной сте* и Костерина уже при первой стрельбе по­ казали хорошую натреннроваппость и слаженпость, высокое мастерство. При бо­ лее глубоком ознакомлении с процессом пепи помогли ему ‘ комантиры передовых | отделений старшины тт. Дорофеев и Ко- ! стерли. Их отделения пополнились моло- «Задачей боевой под готовки является доведение боевой выучки , знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в области использования оружия , боевой те хн и ки и тактических приемов до та­ кой степени совершенства, которое обеспечивало бы успешное реше­ ние поставленных задач в самых разнообразных условиях обстановки». Корабельный устав, часть I. работы этих товарищей выяснилось, что нх успехи основаны на умелой воспита­ тельной работе. .Дорофеев п Костерин од рсменно с обучением молодых артил- лсристов специальности внимательно сле­ дили за пх политическим ростом, добива­ лись, чтобы матросы все делали созна­ тельно. Такая практика полностью оп­ равдала себя и показала другим, подобным Ьннфанову, как падо правильно учить людей. В перпод летней учебы мы далеко шаг­ нули вперед по пути к воинскому мастер­ ству. Но никакие успехп не могут вскру­ жить пам головы, цбо недостатки, обнару­ женные и ипо-иисгвованные нами, пол­ ностью пе устранены и требуют дальней­ шей напряженной работы. Опыт летних плаваний учит комантиров отделений п старшпп повседневно заниматься укрепле- 1 шем дисциплины, организованности и по­ рядка, учиться без условностей, не допу­ скать нпкагпх формальностей н скидок на пебоевую обстановку. Мичман А. ВАЛЯНСКИЙ. «Корабль — это моя семья, мой дом. Давно полюбил я море, оно тяпет меня к себе\ — говорит старшина 1 статьи Па­ вел' Муштаков. По специальности он сигнальщик, имеет богатый оиыт, отлично справляется с обя­ занностями и никогда не подходит к делу поверхностно. Многолетняя практика сигнальщика об­ легчает ему воспитание и обучение подчи­ ненных. Рассказать матросам об устройст­ ве любого механизма он может глубоко и всесторонне. Старшина никогда не прихо­ дит па заняТия без конспекта, без вопрос­ ника, без того, чтобы зарапее не ночптать необходимую лптературу. Матросы отделепня Муштакова видят, что старшина не допускает небрежностей в своей работе, и это. заставляет каждого из них равняться на своего командира и воспитателя. Матросы Полонский и Зонов пе отли­ чались особой активностью па занятиях и тренировках, отвлекались другим делом. Но подобных случаев не наблюдалось, ког- 13 проводил занятия старшина 1 стать# Муштаков. И это не случайно. Когда старшина Муштаков готовится к занятиям, он с осо­ бой серьезпостью подходит к составлению плана, тщательно продумывает, по каким вопросам он поведет свой рассказ' какие вопросы в ходе занятий задаст слушате­ лям. Это. решает успех, дает возможпость старшине свою речь сделать предельно яс­ ной, сжатой и конкретной. Не так -давно Муштакову довелось гото­ вить личный состав к сдаче зачетов по са- питарной подготовке. Он успешно справил­ ся с этой задачей и оргапизовапно провел занятия. Каждый боец научился оказывать первую помощь. Недаром Муштакову довольно редко прпходится прибегать к дисциплинарным взысканиям к своим бойцам. Авторитет его, завоеванный трудом и честным выпол­ нением воинского долга, помогает казвдое его слово сделать законом для подчинен­ ных, Л. ЕЛИЗАРОВ. По следам наших выступлений «НАВЕСТИ ПОРЯДОК В Лг 194 нашей газеты была напечатана корреспонденция о беспорядках в бере­ говой базе. Офицер тов. Морев сообщил редакции. , состава базы r je вск что указанные факты подтвердились. За i «.крыты недостат- недобросовестное отношение к служебным обязанностям на лейтенанта интендантской служ ‘ Нюхина наложено дисциплинарное В БЕРЕГОВОЙ БАЗЕ» взыскание. Главстаршнна Червонный пре­ дупрежден. Статья обсуждалась на собрании личного ки и намечены конкретные мероприятия по улучшению работы по обслуживанию личного состава %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz