На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 сентября 1947 г., W: 219 (2910). П о с л е л е т н и х у ч е н и й НЕУСТАННО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ В УЧЕБНЫХ ПОХОДАХ «Боевая под готовка должна про водиться в условиях максимально го приближения к боевой обста новке и обеспечивать, вне зависи мости от усовершенствования сов ременных боевых средств, д о лж ную натренированность в преодо лении любых трудностей службы на море, закалку твердой воли и физической выносливости всего личного состава корабля». Корабельный устаз, часть I. Ценой напряженной учебы В период летний боевой подготовки мой расчет полностью справился с поставлен ными задачами. Этого удалось достичь кропотливой, повседневной тренировкой. С первых дней тренировок недостатков у нас было много. Личный состав, /только что пришедший на корабль, не мог прак тически обращаться с боевой техникой. Прпшлось в первую очередь отрабатывать каждое действие бойца в отдельности, пос ле чего — слаженность орудийного расчета в целом. Личный состав понял ответственность за выполнение планов учебы, относился серьезно к учебо и уже после первых тренировок стал показывать неплохие ре зультаты. Матросы Кузьмин. Жданов, Лавров. Максимов и Судашев хорошо справлялись со своими обязанностями и при проверке орудийных расчетов заняли первое место на корабле. Ко па этом успокаиваться были -нельзя. После треннровок оиудийного расчета на станке заряжания иритояилось произво дить тренировки иеиос.оодстпснио па ору дни во взаимодействии t наводчиками: В:е делалось так. как это требуется ири практических стрельбах. При совместной тренировке встрети лись новые трудности, выявились новые недостатки. При даче квотных о поврежде нии того или иного механизма не было точного и ясного доклада. Так. паирпмер, замочный Кузьмин плохо знал правила осечек. Приходилось одни и те же вводные отрабатывать по непкодьку раз. Кузьмин быстро исправил свою ошибку, и к пачалу летней кампании мой расчет добился от личных показателей. Матросы Кузьмин, Жданов, Лавров, Максимов. Судашев полу чили благодарности за отличную работу непосредственно на станке заряжания. С выходом в море на первые стрельбы пришлось проверить не только знания лю ден, но и материальную часть, что было обшим делом всего расчета. Матросы стре мились отстрелять без задержек и про пусков, ибо это был день сдачи экзамена, подведения итогов продолжительных и на пряженных тренировок. ...Матросы Кузьмин, Жданов, Лавров, Сахаров и Суховой заканчивали подготов ку оружия к стрельбе, еще раз убежда лись в исправности и готовности механиз мов. Когда был сыгран сигнал боевой тре воги, орудийный расчет быстро занял свои места. По команде «орудпя зарядить» за мочный Кузьмин открывает замок, снаряд ный Жданов, прибойничный Лавров н за рядный Смирнов быстро производят заря жание. Наводчики Сахаров и Суховой точ но выполняют наводку. Первый залп. Снаряды легли рядом с целью. «Молодцы, артиллеристы!», — поздравил нас командир корабля. Похвала \ командира еше выше подняла дух матросов н они работали так, как никто из них до выхода в море не мог ожидать. Молодые артиллеристы показали себя умелыми, сноровистыми моряками. Летняя учеба обогатил.* нас знаниями практики артиллерийского и морского де ла. научила ценить время. и*перь мы бу- Д 1 М еще глубже изучать теорию, чаше тренироваться непосредственно у орудий строго соблюдать все требования, уставы п инструкций, чтобы еше выше поднял свое воинское мастерство. Старшина 1 статьи Н. КОСТЕРИН. С сознапием воинского долга Летние походы были насыщены папря- женпой учебой всего экипажа корабля, в том числе if артиллеристов. Чтобы успешно •Ошибки этой стрельбы были разобраны с личным составом боевой части. Они по служили поучительным уроком для всех. рейить все сложные задачи плана боевой ! Повторная стрельба прошла успешпее, но и политической подготовки, потребовались и она пе могла нас удовлетворить, а, иа- высокая сознательность старшин и матро- оборот, люди поняли, что надо усилить ра- сов, их натренированность, а также уме- 15огу и. в частности, с командирами орудий, нпе исправлять раз Допущенную ошибку, j Особенно плохо стреляло орудие старшп- Копечно, не все нам давалось легко и не ны 2 статьи Епифанова, и виновником был все шло гладко. Некоторым матросам и сам командир орудия. Когда Епифанову старшинам, кто во время теоретической i усложнили обстановку (вышла из строя учебы недооценивал роли тренировок, упу скал ряд «Мелочей», приходилось пере страиваться на ходу, в море, осознавая свои ошибки и ис правляя нх. Так, еще задолго до первого выхода в море мичману тов. Валянскому — опыт ному моряку, хоро шему артиллеристу довелось выслушать горькую правду: при проверке артиллерий ских расчетов глав ного калибра пове ряющий дал неудов летворительную оцен ку w указал ж суще ственные недостат ки. Расчеты не вы держивали темп стрельбы, снарядные действовали медлен но. вяло, нарушали правила безопасно сти. Нрибойничные чук. Жданов пе всегда успевали отойти с линии отката, что также свидетельствова ло об их слабой натренированности, вяло сти в действиях. — Научиться стрелять с полной скоро стрельностью, без единого пропуска, — говорил мичман Валянский. — Натрени ровать расчеты так, чтобы кажды! матрос сознавал ответственность, лежащую на нем лично, за боеспособность всего расчета и работал бы так, как иоложено: быстро, умело, с полным напряжением сил. Комаидиры отделений старшины Доро феев, Костерип, Епифанов и Медведев мно го сделали для изжития указанных недоче тов и выполнения указаний старшины группы и командира боевой части.. Трени ровки проводились по 3— 4 раза в день, дальномерщики использовали для трени ровок в расчетах каждый проходящий по Ш и в у корабль и. не откладывая, сразу же обрабатывали наблюдение. День ото дпя результаты были все лучше и лучше. Старшипа 2 статьи Коротков и матрос Сапдюк добились исключительно высокой точности измерений, а внзировщнки стар шие матросы Иванов и Кондратьев, обучае мые старшиной 2 статьи Никитиным, не получали ни одного памечания от поверя- Капитан-лейтенант Е. Михайлов. * • Баженов, 'Коваль- электроцепь стрель бы), оп растерялся и медлил с принятием решения. хотя он зпал, как па-до в та ких случаях посту пать. Время шло. а командир орудия раз думывал и принял, наконец, неправиль ное решение перейти на ударную стрельбу, для чего надо было полностью заменить стреляющее приспо собление, поставить другие гальваниче ские трубки. Б удь то в бою. орудие Епифа нова продолжитель ное время не вело бы огонь по противнику, ослабив бортевой залп корабля. Прп разборе этой ошибки коман дира орудия выясни лось, что мичман Ва- лянский пе раз гово рил Еиифапову: «При электроцепи стрель- выходе пз строя бы переходите незамедлительно на стрель бу от педали наводчика. Это не вызовет большого перерыва». Но Епифанов нару шил это указание мичмана. Странно, что командир орудия оказался в положении кичливого человека перед своими же ма тросами, которые знали, что ири отказе электроцепи без раздумывания надо пере ходить на стрельбу от педали наводчика, и предлагали это Епифанову. «Пе учите»,— грубо ответил Епифанов матросам Сахаро ву и Грутшшу и, чтобы настоять на своем, приказал выполпять неправильное реше ние. Пришлось настойчиво раз*яснить Епи фанову вредность его практики, чаще тре нировать в устранении задержек. Так, перестраивая работу отдельных командиров орудий, добиваясь слаженности расчетов, обучая матросов на ошибках и промахах отдельных артиллеристов, мы добивались высокой боевой выучки лично го состава. Труд дал свои благожелатель ные результаты нами были сданы почти все задачи с отличными и хорошими оцен ками. — Молодцы, комендоры! — отмечал не раз командир корабля, наблюдая стрельбу главного калибра. Мпогпе матросы и старшипы получили юшнх. Цазалось. что практическая стрель- ; поощрения, а командиру орудпя Костершгу ба будет проведена организованно и с хоро- j ^ш о присвоено очередпое- звание старигн- шимп результатами. Но так не получилось. Первые залпы главного калибра свиде тельствовали о грубых нарушениях инст рукции по приготовлению материальной части к стрельбе. Орудия были согласованы г> разных условиях, отчего получался боль шой разнос залпов, сильный разнобой. Л ведь ответственному за согласовку орудий главстаршине Мозговому представлялась возможность проконтролировать команди ров орудии и согласовать все стволы в од них условиях. Но Мозговой решил стрелять на «авось», доверяясь опытным артиллери стам, которые, слабо подготовили оружие и двели боевую часть. Плохо исполнял свои обязанности при ;ервоП стрельбе телефонист м а т р о с Петуш- :м: Он дважды при передаче исказил команды управляющего огпем. а пент- м.п.пый поет выполнил эти неправильные «•манды. Стрельба Прошла еле-еле на удовлетворительно». ны .1 статьи. Большая заслуга в деле мобилизации личного состава па выполнение задач лет ней учебы принадлежит партийной и ком сомольской организациям. Коммунисты и комсомольцы показывали пример трудолю бия и организованности, были самокритич ны, если что-либо не ладилось но их вине, иомогали другим во-время подмечать непо ладки и устранять их. Секретарь комсо мольской организации старшина 1 статьи Дорофеев сам является отличником боево.1 п политической подготовки. Он помог командиру боевой части подготовить таких отличников, как старшина 1 статьи Ко- етерии. стг.ршипа 2 статьи Никитин. Пе усноканваясь нц достигнутом, артил- .v рнсты краснознаменного корабля продол- жмот совершенствовать свое воинское ма стерство. Капитан-лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. «В основу планирования боевой под готовки ставится принцип, со г ласно котором у каж ды й начальник планирует только те виды под го тов ки , которыми он сам непосред ственно руководит . Он ж е распре деляет и время на тот или иной вид боевой под готовки» . Корабельный устав, часть I. FT1* V IмA'.'.'1* " Техника любит уход Во время боевой подготовки в море мпе •довелось паглядно убедиться в том. что сложная корабельпая техника работает безотказно, если за ней любовно ухажива ют людп. правильно ее экенлоатируют, умело управляют ею. Наша боевая часть успешно сдала поч ти все задачи. Предстояло выполнить по следние упражнений по воздушной стрель бе. Согласовав схему с орудиями, проверив готовность материальной части, мы ожи дали появлеиия цели. — Самолет, правый борт, — доложил наблюдатель. Первый номер зенитпого расчета старший матрос Зубарев быстро поймал самолет в прицел. Все замерли в ожидании первого залпа. — Дать ревун! — скомандовал лейте нант Морозов. Грянул залп, и, к пашему удив лению, сиаряды разорвались далеко ниже конуса. Ввели корректуру, но ре зультаты пе улучшились. В чем дело? Ма трос Слобожан разволновался, но старался как можпо точнее вводить поправки. Сна ряды стали рваться несколько ближе к ко нусу. но все еще далеко. Кончился боеза пас. Мы были в педоумении от такой не ожиданности: готовились к стрельбе хоро шо, а результаты получились плачевные. — Вся боевая часть сдала задачи толь ко на «хорошо» и «отлично», — сказал пам лейтенант Морозов, — а мы, зенитчи ки, подкачали. Надо немедленно выяснить причину'. Ваяв в руки таблицы, мы решили не сколько задач па приборе и выяснили, что прибор неправильно дает угол места цели. Командир отделения старшина 2 статьи Шимко прппял решение вскрыть прибор и исправить его. Сделать это командир пору чил мне и старшему матросу Челнокову. Вынув нз корпуса механизм и осмотрев его, мы пе обнаружили неисправностей. Пришлось решить еще несколько задач. Прибор делал ошибки, причем, ошибки разные. Старшина Шимко высказал пред положение. что возможен отх*од контргай ки на тяге, соединяющей линейку наклон ной дальности с-механизмом. Это предпо ложение подтвердилось. Вскрыв тягу, мы увидели, что коптровая гайка совершенно ослабла, отчего прибор неправильно решал задачи. Исправив механизм, мы снова согласо вали схему с орудиями и решили несколь ко задач: результаты были хорошие. Вско ре мы выполнили все упражнения по стрельбе иа «хорошо» и «отлично». Почему же механизм подвел нас прп первой стрельбе? Ответ прост: мы ослаби ли контроль за техникой, передоверн.тись ей. забыв, что техника без людей, овладев ших ею, мертва. Пз этого случая все мы сделали вывод, ч?о паю настойчиво изу- !ать наведываемые механизмы, проверять их, старательно ухаживать за ними, чтобы заведывапне всегда было в полпой боевой готовности. Над этим мы будем теперь ра ботать. Матрос Ю. ОНИЩЕНКО. В о б р а зц о в ом с о ст о яни и содержит свое заведьгеаняе матрос И. Цветков, Все задачи он выполнил на «хорошо» и «отлично». НА СНИМ КЕ : матрос И. Цвет ков и матро». Л . Ермаков за покраской своего эрликона. Фото М . Бугакова. О т л и ч н а я ст р ел ь б а По кораблю дан сигнал: «Корабль к походу и бою изготовить!» Личный со став разбегается по боевым постам и тщательно готовит материальную часть к артиллерийской стрельбе. Проверяет ся согласовка орудий, правильность ра боты приборов, связь. В это время боль шую работу проделывают старшины 2 статьи Викторов, Сухарев, матросы Модин, Горшков и Розов. Оттого, как бу дут согласованы орудия, во многом за висит успех стрельбы. Орудия л прибо- ры к стрельбе готовы. Старшипы прове ряют у матросов знаппе боевых инст рукций. ...Прозвучал сигнал боевой тревоги. На командный пункт боевой части по ступают доклады о готовности Обопвых постов к бою. Корабль ложится на бое вой курс. С главного командного пункта поступает прпкззание командира кораб ля: «Открыть огонь».^ Управляющий огпем капитан-лейте нант Григорьев четко подает команды: * — По щиту, курсовой, левый борт... Старшины 2 статьи Викторов и Суха рев течно визируют цель. Телефонисты Коряженков и Новоселов громко репе туют команды. С дальномеров поступает дистанция. — Орудия зарядить. Товсь! — про должает командовать управляющий ог пем. На приборах загораются лампочки го товности орудии. Ревун. Раедался залп! Капитан-лейтенант Гриторьев напря женно смотрит на цель. — Падает ориентировочный! — гром ко докладывает матрос Молога. Первый залп упал с небольшим выпо- сом по целику. Управляющий огнем вво дит корректуру я дает еше залп. Накры тие. Затем следует еще несколько накры тий. Хорошо давали дистанцию и отклоне ния дальномерщики старшины 2 статьи Королевич и Малышев. Успешно справи лись с обязанностями Моисеев и Бри- цын. * Дан отбой боевой тревоги. По кора бельной радиотрансляционной сети было об’явлено: «За от.тпчпое проведение артиллерийской стрельбы командир ко рабля оз’ яатнет благодарность личному составу главного калибра». Управляющий артогнем т. Григорьев пагражден депежпой премией. Лейтенант В. АЛАКШИН. Примерный воин I В прошлом году к нам на катер при был комсомолец Владимир Мусорин. Он был не новичок па флоте и уже имел специальность минера. На новом месте он быстро освоил порученное дело, до-, бился от.тичныт показателей в учебе. Матросы увидели в нем примерного вои на. Сейчас Владимир Мусорин — члеп комсомольского бюро и с честыо оправ дывает доверие комсомольцев. Комсомольцы оказывают большую по меть командиру катера в воепптаипи подчиненных. В летиий период учений j личный состав катера сдал все боевые . задачи на «хорошо» и «отлично». 1 Боевой экипаж занял ведущее место в части. Па работе, в учебе п на вахте ком сомолец Мусорип всегда служит приме ром для остальных матросов. Недавно за хорошее знание своей специальности и высокую дисциплинированность т. Му- сорину было присвоено звание старшины 2 статьи. Командир части направил письмо ро дителям Мусорила с благодарностью за хорошее воспитание сына Владимира, который честпо служит нашей любимой Родипе. Авторчтвт, созданный кропотливым трудил I Мать моряка, Мария Ивановна Мусо- рина, прислала ответ комавдиру части. Вот что она пишет: «Ваше письмо я получила и сердечно благодарю за него. Спасибо за вашу заботу о воспитании моего сына Влади мира, который стал настоящим воином и честно слуягпт нашей Ратине. Прошу передать моему сыну, чтобы и впредь он был лучшим матросом вашей части и всегда был готов к выполнению заданий. Пусть он любит свой парод и социали стическое государство, пусть он служит Родипе. пе жалея си#. Я хочу, чтобы Владимир был одним из лучших матро сов вашего корабля. Я уверена, что он выполнит мой наказ. ( ; горячим приветом к вам Мусорина Мария Пваповпа».- Старшина 2 статьп Мусорип * сейчас с каждым днем совершенствует свое мастерство, он продолжает повышать свой идейно-политический уровень — изучает биографию товарища Сталина и отдает все свои силы честному служе нию нашей чРодипе. П. КОНДРАТЬЕВ. О В Р Е Д Е У С Л О В Н О С Т Е Й Прп первой артиллерийской стрельбе в море выявились многие недостатки и даже ошибки, допущенные командирами отделе ний при оОученпи личного состава, по чувствовалась резкая разница в подготов ке орудийных расчетов. Орудие старшины 2 статьи Епифанова стреляло особенно плохо. Матросы нарушали инструкции, действовали медленно, неуверенно. Замоч ный Юфиров растерялся совершенно. Он никак пе мог быстро вставлять трубки, а если даже и вставит, то они сразу же. вылетали обратно. Старшина Епифанов нервничал, кричал на матросов, но от это го дело лучше не шло. Почему же орудие Епифанова плохо стреляло? Оказывается, прп тренировках старшипа мало обращал внимания па строгое выполнение артеллеристами пнет- рукцпйг, снижал напряженность работы, допускал условности. Так, матрос Юфи- рог., тренируясь, никогда не вставлял трубки, он просто открывал п закрывал затвор, считая, что вставить трубку — ерундовое дело. Между прочим, Епифанову неоднократно указывалось па этп ошибки, но оп слабо реагировал на указания и продолжал обучать матросов по-своему. Метод обучения Епифанова — сплош ные условности. Он считал, например, дей ствия со снарядами при тренировках со- дыми матросами, и, дело прошлое, многие из нас думали, что молодежь подведет па походе. Но наши опасения оказались неос новательными. Старшины тт. Дорофеев и Костерин по- комсомольски отнеслись к обучению моло- воршенио лишпей работой и пе только дых артиллеристов. На тренировках у них пе требовал, чтобы матросы подносили снаряды так же ловко и быстро, как при фактической стрельбе, по сам разрешал артиллеристам пе утруждать себя «тяже лой работой». Первая стрельба убедила Епифанова в сто ошибках, и оп вынужден был па ходу чувствовался ритм боя, каждое движение рассчитывалось. Командиры отделепий пе связывали инициативу матросов, наоборот, — поддерживали любой удачпый прием, сокращающий время для изготовления ору дия к выстрелу. Орудийные расчеты старшин Дорофеева перестроиться, чему в значительной сте* и Костерина уже при первой стрельбе по казали хорошую натреннроваппость и слаженпость, высокое мастерство. При бо лее глубоком ознакомлении с процессом пепи помогли ему ‘ комантиры передовых | отделений старшины тт. Дорофеев и Ко- ! стерли. Их отделения пополнились моло- «Задачей боевой под готовки является доведение боевой выучки , знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в области использования оружия , боевой те хн и ки и тактических приемов до та кой степени совершенства, которое обеспечивало бы успешное реше ние поставленных задач в самых разнообразных условиях обстановки». Корабельный устав, часть I. работы этих товарищей выяснилось, что нх успехи основаны на умелой воспита тельной работе. .Дорофеев п Костерин од рсменно с обучением молодых артил- лсристов специальности внимательно сле дили за пх политическим ростом, добива лись, чтобы матросы все делали созна тельно. Такая практика полностью оп равдала себя и показала другим, подобным Ьннфанову, как падо правильно учить людей. В перпод летней учебы мы далеко шаг нули вперед по пути к воинскому мастер ству. Но никакие успехп не могут вскру жить пам головы, цбо недостатки, обнару женные и ипо-иисгвованные нами, пол ностью пе устранены и требуют дальней шей напряженной работы. Опыт летних плаваний учит комантиров отделений п старшпп повседневно заниматься укрепле- 1 шем дисциплины, организованности и по рядка, учиться без условностей, не допу скать нпкагпх формальностей н скидок на пебоевую обстановку. Мичман А. ВАЛЯНСКИЙ. «Корабль — это моя семья, мой дом. Давно полюбил я море, оно тяпет меня к себе\ — говорит старшина 1 статьи Па вел' Муштаков. По специальности он сигнальщик, имеет богатый оиыт, отлично справляется с обя занностями и никогда не подходит к делу поверхностно. Многолетняя практика сигнальщика об легчает ему воспитание и обучение подчи ненных. Рассказать матросам об устройст ве любого механизма он может глубоко и всесторонне. Старшина никогда не прихо дит па заняТия без конспекта, без вопрос ника, без того, чтобы зарапее не ночптать необходимую лптературу. Матросы отделепня Муштакова видят, что старшина не допускает небрежностей в своей работе, и это. заставляет каждого из них равняться на своего командира и воспитателя. Матросы Полонский и Зонов пе отли чались особой активностью па занятиях и тренировках, отвлекались другим делом. Но подобных случаев не наблюдалось, ког- 13 проводил занятия старшина 1 стать# Муштаков. И это не случайно. Когда старшина Муштаков готовится к занятиям, он с осо бой серьезпостью подходит к составлению плана, тщательно продумывает, по каким вопросам он поведет свой рассказ' какие вопросы в ходе занятий задаст слушате лям. Это. решает успех, дает возможпость старшине свою речь сделать предельно яс ной, сжатой и конкретной. Не так -давно Муштакову довелось гото вить личный состав к сдаче зачетов по са- питарной подготовке. Он успешно справил ся с этой задачей и оргапизовапно провел занятия. Каждый боец научился оказывать первую помощь. Недаром Муштакову довольно редко прпходится прибегать к дисциплинарным взысканиям к своим бойцам. Авторитет его, завоеванный трудом и честным выпол нением воинского долга, помогает казвдое его слово сделать законом для подчинен ных, Л. ЕЛИЗАРОВ. По следам наших выступлений «НАВЕСТИ ПОРЯДОК В Лг 194 нашей газеты была напечатана корреспонденция о беспорядках в бере говой базе. Офицер тов. Морев сообщил редакции. , состава базы r je вск что указанные факты подтвердились. За i «.крыты недостат- недобросовестное отношение к служебным обязанностям на лейтенанта интендантской служ ‘ Нюхина наложено дисциплинарное В БЕРЕГОВОЙ БАЗЕ» взыскание. Главстаршнна Червонный пре дупрежден. Статья обсуждалась на собрании личного ки и намечены конкретные мероприятия по улучшению работы по обслуживанию личного состава %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz