На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

» НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я .,16 свнтпоря 1947 г., № 217 (2538). П о с л е л е т н и х у ч е н и й ЗАКРЕПИТЬ И УМНОЖИТЬ ДОСТИГНУТЫЕ УСПЕХИ Боеаая часть ~ инженер-капитана 2 ранга тов. Тонконогова в период лет­ ней учебы добилась хороших показате­ лей в боевой и политической подготовке. Личный состав ее успешно сдал многие задачи плана боевой подготовки. Отличных результатов в обучении мо­ лодых матросов добились стаошины Ко­ жанов, Перфильев и другие. Правильная методика преподавания, личный пример, передача опыта помогали им подготовить хороших специалистов. Успехи • боевой и политической под­ готовке атой боевой части об’ясняются высокой требовательностью старшин, неуклонным выполнением уставов и на­ ставлений. Ниже мы печатаем выступления старшин и матросов боевой части офи­ цера Тонконогова. Так растут молодые специалисты Боевой пост, которым я командую, по­ полнился молодыми матросами. Па корабле они ознакомились с расположением, с так- тико-техническими данными корабля, а затем были расписаны по боевым постам. К вновь прибывшим матросам требо­ вался наой подход, чем к старослужащим. Для того, чтобы с них спросить, их нуж­ но было сначала научить. Для этого я стал привлекать старослужащих матросов, что дало положительные результаты. За короткий срок старшие матросы Зиничев, Пазиков, Дьяконов сумели подготовить своих воспитанников до уровня штатных специалистов. Процесс овладения корабельной техни­ кой усложнился тем обстоятельством, что по нашим установкам не существовало ни схем, ни чертежей, ни описаний котлов и приборов. И матросам изучать их пришлось самим с помощью рассказов стар­ ших товарищей. Помимо этого, я сам регу­ лярно проводил теоретические занятия с отделением у механизмов, где проверял каждого матроса в отдельности в знании своего заведывания и того механизма, к которому он закреплен по боевой инструк­ ции. Матросы хорошо понимали мои тре­ бования и горячо " взялись за изучение своей специальности. Были и такие ма­ тросы, которые не успевали усваивать пройденный материал. К таким я прикре­ плял более сильных товарищей, которые хо- p?iao разбирались в технике. Например, изучая парораспределение питательного поршневого насоса, занятия мы проводили у вскрытой золотниковой коробки, где опрашивался каждый матрос й отдельно­ сти. Здесь выяснилось, что матрос Горел­ кин плохо усвоил материал. Обнаружив т о , я поручил отличнику учебы матросу Крылову еще несколько раз рассказать парораспределение и показать Горелкипу, как именно работает вспомогательный и главный золотники, а немпого ноздиес сам спросил Горелкина с целью проверки, как им усвоен пройденный материал. При опро­ са Горелкии показал хорошие знания. Бы­ ли у Горелкииа случаи нарушения дис­ циплины, но когда я вызывал его и говорил с ним, подробно раз’яснпв, к чему влечет тот или иной поступок, за Горелкиным больше этого не замечалось. К началу летнего периода обучения я подготовил из молодых матросов хороших специалистов. Они могли обслуживать ме­ ханизмы на походе при любых режимах их работы. Началась боевая учеба в море. Я знал, что тот труд, который был вложен в обу­ чение, оправдается с лихвой. Перед похо­ дам в море я еще раз проверил готовность з юедыванпя у каждого бойца и помог, кому было необходимо, в устранении обнаружен­ ных недостатков. Затем провел несколько занятий по специальности, где матросы еще раз закрепили свои знания. Па учениях в море мы много трениро­ вались и сдавали аварийно-комплексные з-.дачи. За успешное выполнение их мы за­ служили высокие оценки посредников. Не зчбывали мы заниматься и по своей спе­ циальности. На своем боевом посту разби­ рали устройство трубопроводов, механиз­ мов И'систем. Это помогло нам тщательно изучить технику, пенять значение ее и научиться бережно относиться к ней. Матросы учплись умело использовать технику, Срать от нее полную мощность, правильно ухаживать за ней и привыкли даже по едва заметным признакам замечать дефекты и устранять их. Все это дало возможность правильно использовать и умело эксилоатировать технику, а также проплавать кампанию 1947 года без ава­ рий и неломок. За период летней боевой подготовки в нашем отделении выросли такие спепиа- чисты, как матросы Терехов, Горлов. Кры­ лов, Естоев, Кургапов, Назпков, Карташев я другие. Они добились высоких показа- «ч лей в боевой учебе и хорошо освоили свою специальность. Старшина 2 статьи А. ПЕРФИЛЬЕВ. НА СНИМ КЕ (слева направо): инженер-капитан 2 ранга В. Тонконогов, командир отделения котельных машинистов стар шина 2 статьи Г. Кожанов, котельный машинист матрос И. Терехов, командир деления котельных машинистов старшина 2 статьи А. Бабешко, котельный машинист старший матрос К . Карпов. Фото М. Бугакова. от- Дисциплина основа tcnexa Товарищ Сталин учит, что «Успехи в обучении и воспитании войск немыслимы без крепкой дисциплины п строгого воин­ ского порядка, поддержание которых яв­ ляется главнейшей обязанностью всего со­ става армии». Указания товарища Сталина показывают, что воинская дисциплина на всех этапах развития и существования наших Вооружеппых Сил является одним иг> самых главных условий их боевого мо­ гущества. Корабельный устав четко формулирует значение дисциплины на корабле. В нем говорится: «Наилучшее использование в бою оружия н прочих средств корабля воз­ можно лишь при наличии хорошо обучен­ ного и правильно организованного личного состава, воспитанного в духе железной во­ инской дисциплины и являющегося бес­ предельно преданным партии Ленина — Сталина, стойким и беззаветным защитни­ ком социалистической Родины»/ Воинская дисциплина не приходи? сама по себе, она не передается от одною под­ разделения к другому. Воинская дисципли­ на воспитывается долгим и упорным тру­ дом, повседневной protmm* с подчиненными на основе замечательных традиций флота, опыта Отечественной войны, высокой тре­ бовательности, строгого соблюдения уста­ вов п наставлепий. Личный состав пятой боевой части на­ шего корабля твердо усвоил значение ди­ сциплины в деле боевой подготовки, офице­ ры и старшины постоянно борются за при витие матросам высоких моральных ка­ честв и твердой воинской дисциплины. Образцовым показателем в укреплении во­ инской дисциплины являются отделения старшин 2 статьи Кожанова и Перфильева. Л ичный состав этих отделений па «отлич­ но» выполнил все задачи, сдаваемые на учениях в море. Никто нз матросов не имеет дисциплинарных взыскапнй. Одной из о-повных форм и методов укрепления воинской дисциплины в БЧ-5 являлась подготовка молодого командира е тем. что­ бы он стал подлинным воспитателем своих подчиненных. Хороших результатов в поднятии авто­ ритета командира отделения и его ведущей роли добились в подразделении инженер- лейтенанта т. Жмак. Однажды был та­ кой случай. Старшипа 2 статьи Козлов уделял осповное внимание отличному со­ держанию материальной части, при этом совершенно забывал о воспитании подчи­ ненных. В результате в отделении ослабла воинская дисциплина. При оценке работы старшины Козлова па сборах старшин пи- жеиер-лейтенаит т. Жмак выяснил, что старшина Козлов не пользуется дисципли­ нарной практикой, не использует своп пра­ ва из-за боязни «испортить» отношения с иодчиненными. Командиру подразделе­ ния т. Жмак пришлось потребовать от г. Козлова, чтобы он своей властью нака­ зывал провинившихся матросов и поощрял достойных. Это положительно повлияло на укрепление дисциплины в отделении и подняло авторитет самого Козлова. Но авторитет младшего командира* оп­ ределяется не только тем, что он правиль­ но использует свои дисциплинарные права. Для завоевания авторитета командир от­ деления должен постоянно работать с под­ чиненными, уметь хороню организовывать и проводить занятия, заботиться о матро­ сах и помогать им освоить свою специаль­ ность. Так поступают, воспитывая подчи­ ненных, командиры передовых отделений тт. Кожанов и Перфильев. Большую заботу в подготовке команди­ ров проявляет капитап-лейтенант т. Бес- ноясов. Он контролирует' подготовку коман­ дира отделения к занятиям, часто присутст­ вует на занятих в отделении и затем указывает на недостатки в проведении нх. Тов. Беспоясов имеет хороших воспнтате- лей-старшин — командира отделения ко­ тельных машинистов т. Перфильева, командное отделений Пасырова, Шадри­ на. Бабешко. Громадное значение в укреплении авто­ ритета младшего командира является его поведение на вахте у действующих меха­ низмов. Опытный, авторитетный старшина группы машинистов старшина 2 статьи Кожанов ведет себя на вахте спокойно, при любых обстоятельствах он умело организу­ ет работу матросов. • Есть и такие командиры, которые ста­ раются сделать все сами, не доверяя ма­ тросам. Так, командир котельного отделе­ ния старшина 2 статьи Самарин на трени­ ровках с действующими механизмами при условном выводе их из строя личпо сам производит все переключения в то время, как это положено делать матросу, который заведует данным механизмом. Занимаясь, собственно, не своим делом, Самарин упус­ кает управление вахтой, и личный состав остается без руководства, что приводит к большим неприятностям. Вот почему авто­ ритет старшины 2 статьи Самарина ниже, чем других комапдиров отделений, хотя во всех остальных вопросах оп является хо­ рошим спсцпалистом. Большим авторитетом у подчипеппых пользуется тот старшина, который во в:*ои своей арактнческой работе твердо и посто­ янно соблюдает требования уставов, бес­ прекословно выполняет уставы сам и тре­ бует этого от своих подчиненных. Мы были свидетелями такого разговора между стар­ шиной команды машпнпстов-турбнпистов старшипой 2 статьи Молевым и матросом, которому было поручено отремонтировать клапан на магистрали продувания диамет­ ром всего лишь полдюйма. — Вы все перекрыли клапапа на этой магистрали? — спросил своего подчинен­ ного старшина Молсв. — Так точно! — ответил матрос. — II на все повесили таблички «пе открывать»? — Нет, я этого пе сделал, да и зачем это делать, ведь магистраль-то тоненькая? — Перекройте все клапаны, повесьте на них таблички. Сделайте все по уставу и только тогда приступайте к ремонту кла­ пана, — приказал Молов. Приведенный случай одни из характер­ ных в практической деятельности старши­ ны 2 статьи Молева. II в этом, безусловно, залог того, что в текущем году отделение, которым командует Молсв, является в чис­ ле лучших в электромеханической части по эксплоатацни боевой техники и дис­ циплине. Авангардную роль в боевой и политиче­ ской подготовке боевой части занимают коммунисты и комсомольцы. На прошед­ ших учениях в море стоявшие задачи вы­ полнены личным составом БЧ-У с в ы с о к и ­ м и показателями благодаря хорошей рабо­ те партийной и комсомольской организа­ ций. Руководитель партийной организации главный старшина Штепа и комсомольской организации — старший матрас Булатов добились того, что разрешение задач, стоя­ щих перед личным составом БЧ-V, было основой партийно-комсомольской работы. Партийная и комсомольская организации жили интересами личного состава и ссю свою повседневную работу направлялн к тому, чтобы уснешпо разрешитьстоящие задачи перед личным составом БЧ-V. Ни один факт нарушения дисциплины, ни одип случай небрежпого несения вахты и выполнения своих обязанностей, ни одно происшествие с материальной частью не проходило мимо партийного и комсо­ мольского бюро. Па боевом посту, которым руководит старшина 1 статьи Тимохип, дважды срабатывали па походе ограничи­ тели руля, вследствие чего приходилось пе­ реходить на ручное управление. Партий­ ная организация занялась этим вопросом. Коммунисты добились, что материальная часть на боевом посту старшины 1 статьи Тимохина стала работать безотказно. Недисциплинированно вел себя и -неред­ ко допускал дисциплинарные проступки комсомолец машинист-турбинист Костин. Комсомольское бюро занялось этим вопро­ сом и обсудило поведение Костина. Выпол­ няя указания бюро, Костин стал лучше ( относиться к службе, исправил свои ошибки и сейчас не имеет замечаний. Партийная и комсомольская оргаппза- i ции д.".зали задания наиболее опытным матросам и старшинам с целыо оказания | помощи молодым матросам на походе. Так, ' например, при выполнении задачи «мапев- | рирование корабля» коммунисту т. Ком- , ианнец было поручено проверить действия матросов и показать им, как нужно по­ ступать при отработке ходов в момент на­ хождения на вахте у маневровых клапа­ нов, на что необходимо обращать главное внимание. Тов. Компанией успешно выпол­ нил поручение партийного бюро. Такой метод работы коммунистов и ком­ сомолг.цев безусловно дает / хорошие ре­ зультаты. Но путь к мастерству тяжел и требует непрерывного кропотливого труда. Подлинное мастерство достигается пе толь­ ко в плавании в море, но и в повседневной работе в момент стоянки корабля. Повседневная работа старшинского со- Следуя примеру отличников k Занятия по специальности п тренировки» Матросы Карпов, Миняев, Енютин со- на боевых постах, проводимые перед выхо-1 ставляют крепкое ядро отделения. Па них дом на учения, являлись основным средст- ( я опирался в своей работе. Они были на­ вои обучения личного состава нашею от- дежньгмн помощниками при выполнении деления и обеспечили правильную эксплоа- тацию механизмов. Вопрос укрепления дис- поставленных задач. Вокруг этого основно­ го ядра сплачивался и остальной .тнчный циплины в отделении был неразрывно свя- состав. Недостаточно опытные тянулись за зан с боевой подготовкой. Понимая, что отличниками учебы, перенимая нх опыт, успешное проведение летних учений немые,- Своим личным примером отличники учебы лимо без крепкой воинской дисциплины, показывали, насколько необходима диспип- мы вели активную борьбу с нарушителями, лина в повседневной жизни матроса. И не Матрос Котов часто совершал дисцинлн- j было случайным такое явление, что матро- нарные простункн. Были случаи, когда ои сы Карпов, .Миняев и Ешотин при сдаче во время вахты отвлекался посторонними общекорабельных задач также заслужили делами, нарушал распорядок дпя. С Кото- ноощреппя. Следуя примеру отличников боевой подготовки, остальной личный со­ став успешно справлялся со своими обя-. занностямп. вым пришлось много раз оессдовать, н он стал исправляться. Дисциплинированность большинства ма­ тросов отделения сказалась и в подготовке Материальная часть, обслуживаемая от- материальной части к походу. Благодаря делением, на всех учениях работала без- высокой организованности личного соста- отказно. Пе было ни одного случая поло­ ва, механизмы к летним походам были под- мок или скисания механизмов. Это—-высо- готорлены хорошо, а во время плавания ра- кая заслуга всего личного состава отделе- ботали бесперебойно. Ведущую роль в но- ния. стоянном укреплении дисциплины и под- j Летше ц и и держании порядка заняли старшие матфо- Н(,пбходпиые навьШ[ в 9ксплоаицни « и - сы Карпов, * * ‘ Енютин. Миняев, матросы Кузнецов, низмов. Па учениях, которые- проводились в обстановке, приближенной к боевой, лич- Паступпли дни папряженной учебы — | ный состав познавал все, что# потребуется походы, летние боевые учения. Занятия по в бою. специальности и тренировки на боевых по-1 Тс 6а ШПН) стах сменились на самостоятельное обслу- п0 ,с ДИРПИПЛИПН также остается в nen- живание механизмов. Требования, пред*- „ 1ГНЯ. Пе.тьзя сказать, что уже явленные личному составу, значительно | пср ащ) в отделрН1Ш РСТЬ ряд неД0СТ8Т. возросли. Перед отделением встала задача j Е(ш на „ мелкйХ. По если - обеспечить бесперебойную работу всех о т б и т ь все этп мелочп п0_ механизмов,'не допустпть случая си,сания т ейши& бпевой п поли. их. Из всех задач, сдаваемых личным со- „ ставом, самой ответственной была задача т," ,сской ?те6ы- Задачп всрго лпчного обеспечения маневрирования корабля. Она явилась экзаменом знания материальной части л умения использовать ее в боевой обстановке. Отличных результатов доби­ лись при этом старшие матросы Енютин и Кузнецов. За выполнение задачи по манев­ рированию корабля все они получили бла­ годарности. ва в устранении таких недостатков неот­ ложны. Проникнутые духом сознания своего долга перед Родиной, мы будем и впредь от побудки до отбоя жить только по уставу, бороться за укрепление воинской дисцяп- лииы. Старшина 2 статьи Г. КОЖАНОВ. К а к я осваивал технику Когда впервые я прибыл па корабль, пе- | гастролей, как нужно обычайно трудной показалась мне слож­ ная корабельная техника и ее устройство. Сразу же мепя и прибывших со мной то­ варищей познакомили с расположением жилых и с^ужебиых помещений, а затем зачислили в отделение старшины 2 статьи Перфильева. Определив для «меня заведывание, стар­ шина -рассказал правила обращения с ма­ териальной частью и твердо обязал пзу- воепптанию сознательных, предан- ?чать ^ етав корабельной службы, а немпо- става по ных делу партии Ленина — Сталина, сво^й Советской Родине матросов, умелое, пра­ вильное сочетание партийной работы с текущими задачами боевой части, личный пример коммунистов и комсомольцев и высокая воинская дисциплина — вот главные требования, выполняя которые, мы значительно облегчим процесс дости­ жения воинского мастерства. Инженер-капитан 2 ранга В. ТОНКОНОГОВ. го спустя приказал, чтооы я изучил свое клетневать пов- : рожденные магистрали, изучил также ; возможные неисправности в работе меха­ низмов своего затаптывания и кж пх нуж­ но быстро н умело исправлять. Последнее время я уже стал самостоятельно выпол­ нять приказания командира отделения но устранению неисправностей ъ раооте свое­ го заведывания. Однажды бы.т такой случай. Нефтяной пасос стал давать перебои в золотнико- во»ч распределении, вследствие чего стал неравномерно подавать мазут к форсункам. ЗНАНИЕ УСТАВОВ ПОМОГЛО В УЧЕБЕ На учениях в море я понял, что знания уставов и инструкций по своей специаль­ ности нужны, как воздух. Например, в мо­ ре мы сдавали задачу но маневрированию корабля. Здесь я нес самостоятельную вах­ ту иа маневровых клапанах. Вот здесь-то и йеобходимо было хорошо знать свое дело. Не зная экепдоатациокиой инструкции, можно выхватить пар из котлов, и вода попадет в турбины, отчего может полу­ читься авария. На походах в море мы сдавали сложные задачи. Для успешного выполнения их не­ мало потрудились наши старшины. Стар-1 шины 2 статьи Кожанов н Перфильев про­ водили тренировки, проверяли знание уста­ вов и инструкций каждым матросом. С uu- * тересом вникая во все вопросы и постоян- ■ но работая над уставами, я успешно сда­ вал все задачи, которые требовалось ро- | шить на учениях. За время летних учений мне было объявлено несколько благодарно­ стей. Знание инструкций и уставных положе­ ний хорошо помогает в боевой учебе. На­ пример, трудно давалось мне запустить па­ роструйный эжектор. Но я решил добиться успеха, не обращаясь за посторонней по­ мощью. И когда прочитал инструкцию но обслуживанию пароструйного эжектора, все стало понятным. Здесь я понял свои ошиб­ ки и тут л;е запустил эжектор, а сейчас уже свободно его обслуживаю. Сейчас, после большого плавания, мы получили богатый практический опыт в знании своего дела. Этот опыт и приобре­ тенные знания необходимо повседневно за­ креплять «и передавать молодым матросам. Нам нельзя успокаиваться на достпгщ-!ся в ходе боевых учений. Во время летней тых успехах и считать, что мы уже все кампании я научился эксилоатировать ма- сделали, все выполнили. Своим долгом я ‘ т?рнальвую часть ,,,т ра:шых ^ Ж1™ах считаю глубже и тг«вы, наставления и инструкции, постоян- ! 1Г неисправностях, что может получиться но крепить воинскую дисциплину и орга- ' в боссой обстановке. Паучюся я и* тому, низованность. Все это поможет добиться е - 2 КчТ.к нужно при раоотс материалмной части отличных результатов в Осевой учебе, в со- 1 овладеть своей специально- ■бероться за живучесть корпуса, боевого вершепстве стыо. Старший матрос К. КАРПОВ, заоедывашпе и к назначенному сроку, до- ' Командир отделения сразу же отдал при­ ложил ему о результатах. Для оказапня i каз: <(П° окончании похода устранить необходимой помощи он приказал старослу- ^исправность в 'работе иасосл». «Есть!» — ответил я <*гу и четко повторил1прика­ зание. Насос был мною исправлен. За время летней учебы я имею ряд по­ ощрений. Иногда я вспоминаю, каким слож­ ным делом -казалось раньше изучение ма­ териальной части, выполнение уставов и распорядка дня. Теперь я уже сам раз’яс- пяю своим товарищам возникающие сом­ нения в практике пх тработы. Сейчас уже старшина требует -от меня помогать тем матросам, которые не совсем твердо знают материальную часть. Сейчас я взялся за изучение установки в целом, касающейся моей специальности. В свобптное гремя повышаю свой пдейио- иолптпчеекий уровень и готовлюсь к вступлению в ряды надпей большевистской парппт. Много времени я отдаю чтению худо­ жественной литературы. В дальнейшем я ешо больше буду бороться за точное т! етрогоо соблюдение дисциплины, постоян­ ное выполнение уставов и повышенно своего боевого -мастерства, чтобы честно мфавдывать звание моряка-североморца. Матрос И. ТЕРЕХОВ. , жащему матросу Назикову помогать мне освоить эту большую задачу. Я понял, что необходимо напряженно трушться, чтобы стать полноценным спе­ циалистом. Требовалось хорошо изучить заведывание, связать теоретические знания с практическими навыками экешоагпадии механизмов. Но это еще не обеспечивало боевой подготовленности, в чем я убедился сейчас, когда лаял корабль был в. плава- пии и выполнял различные боевые задачи. Па учении мы бы.тти обязаны обеспе­ чить ход кораблю в момент одачи им 'бое­ вых задач. II пссмотря па то, что мне пришлось выполнять задачи, я все же многого не знал, с чем пришлось встретить- , работы, научился пороться за живучесть иолноценлее изучать ус- матСф,» 1 а,льной части при ее иогреждотгпях поота, улнал, к а к нужно заделыгать вро- 1белпу, ка к ставить бугеля на фланцы ма- J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz