На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
» НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я .,16 свнтпоря 1947 г., № 217 (2538). П о с л е л е т н и х у ч е н и й ЗАКРЕПИТЬ И УМНОЖИТЬ ДОСТИГНУТЫЕ УСПЕХИ Боеаая часть ~ инженер-капитана 2 ранга тов. Тонконогова в период лет ней учебы добилась хороших показате лей в боевой и политической подготовке. Личный состав ее успешно сдал многие задачи плана боевой подготовки. Отличных результатов в обучении мо лодых матросов добились стаошины Ко жанов, Перфильев и другие. Правильная методика преподавания, личный пример, передача опыта помогали им подготовить хороших специалистов. Успехи • боевой и политической под готовке атой боевой части об’ясняются высокой требовательностью старшин, неуклонным выполнением уставов и на ставлений. Ниже мы печатаем выступления старшин и матросов боевой части офи цера Тонконогова. Так растут молодые специалисты Боевой пост, которым я командую, по полнился молодыми матросами. Па корабле они ознакомились с расположением, с так- тико-техническими данными корабля, а затем были расписаны по боевым постам. К вновь прибывшим матросам требо вался наой подход, чем к старослужащим. Для того, чтобы с них спросить, их нуж но было сначала научить. Для этого я стал привлекать старослужащих матросов, что дало положительные результаты. За короткий срок старшие матросы Зиничев, Пазиков, Дьяконов сумели подготовить своих воспитанников до уровня штатных специалистов. Процесс овладения корабельной техни кой усложнился тем обстоятельством, что по нашим установкам не существовало ни схем, ни чертежей, ни описаний котлов и приборов. И матросам изучать их пришлось самим с помощью рассказов стар ших товарищей. Помимо этого, я сам регу лярно проводил теоретические занятия с отделением у механизмов, где проверял каждого матроса в отдельности в знании своего заведывания и того механизма, к которому он закреплен по боевой инструк ции. Матросы хорошо понимали мои тре бования и горячо " взялись за изучение своей специальности. Были и такие ма тросы, которые не успевали усваивать пройденный материал. К таким я прикре плял более сильных товарищей, которые хо- p?iao разбирались в технике. Например, изучая парораспределение питательного поршневого насоса, занятия мы проводили у вскрытой золотниковой коробки, где опрашивался каждый матрос й отдельно сти. Здесь выяснилось, что матрос Горел кин плохо усвоил материал. Обнаружив т о , я поручил отличнику учебы матросу Крылову еще несколько раз рассказать парораспределение и показать Горелкипу, как именно работает вспомогательный и главный золотники, а немпого ноздиес сам спросил Горелкина с целью проверки, как им усвоен пройденный материал. При опро са Горелкии показал хорошие знания. Бы ли у Горелкииа случаи нарушения дис циплины, но когда я вызывал его и говорил с ним, подробно раз’яснпв, к чему влечет тот или иной поступок, за Горелкиным больше этого не замечалось. К началу летнего периода обучения я подготовил из молодых матросов хороших специалистов. Они могли обслуживать ме ханизмы на походе при любых режимах их работы. Началась боевая учеба в море. Я знал, что тот труд, который был вложен в обу чение, оправдается с лихвой. Перед похо дам в море я еще раз проверил готовность з юедыванпя у каждого бойца и помог, кому было необходимо, в устранении обнаружен ных недостатков. Затем провел несколько занятий по специальности, где матросы еще раз закрепили свои знания. Па учениях в море мы много трениро вались и сдавали аварийно-комплексные з-.дачи. За успешное выполнение их мы за служили высокие оценки посредников. Не зчбывали мы заниматься и по своей спе циальности. На своем боевом посту разби рали устройство трубопроводов, механиз мов И'систем. Это помогло нам тщательно изучить технику, пенять значение ее и научиться бережно относиться к ней. Матросы учплись умело использовать технику, Срать от нее полную мощность, правильно ухаживать за ней и привыкли даже по едва заметным признакам замечать дефекты и устранять их. Все это дало возможность правильно использовать и умело эксилоатировать технику, а также проплавать кампанию 1947 года без ава рий и неломок. За период летней боевой подготовки в нашем отделении выросли такие спепиа- чисты, как матросы Терехов, Горлов. Кры лов, Естоев, Кургапов, Назпков, Карташев я другие. Они добились высоких показа- «ч лей в боевой учебе и хорошо освоили свою специальность. Старшина 2 статьи А. ПЕРФИЛЬЕВ. НА СНИМ КЕ (слева направо): инженер-капитан 2 ранга В. Тонконогов, командир отделения котельных машинистов стар шина 2 статьи Г. Кожанов, котельный машинист матрос И. Терехов, командир деления котельных машинистов старшина 2 статьи А. Бабешко, котельный машинист старший матрос К . Карпов. Фото М. Бугакова. от- Дисциплина основа tcnexa Товарищ Сталин учит, что «Успехи в обучении и воспитании войск немыслимы без крепкой дисциплины п строгого воин ского порядка, поддержание которых яв ляется главнейшей обязанностью всего со става армии». Указания товарища Сталина показывают, что воинская дисциплина на всех этапах развития и существования наших Вооружеппых Сил является одним иг> самых главных условий их боевого мо гущества. Корабельный устав четко формулирует значение дисциплины на корабле. В нем говорится: «Наилучшее использование в бою оружия н прочих средств корабля воз можно лишь при наличии хорошо обучен ного и правильно организованного личного состава, воспитанного в духе железной во инской дисциплины и являющегося бес предельно преданным партии Ленина — Сталина, стойким и беззаветным защитни ком социалистической Родины»/ Воинская дисциплина не приходи? сама по себе, она не передается от одною под разделения к другому. Воинская дисципли на воспитывается долгим и упорным тру дом, повседневной protmm* с подчиненными на основе замечательных традиций флота, опыта Отечественной войны, высокой тре бовательности, строгого соблюдения уста вов п наставлепий. Личный состав пятой боевой части на шего корабля твердо усвоил значение ди сциплины в деле боевой подготовки, офице ры и старшины постоянно борются за при витие матросам высоких моральных ка честв и твердой воинской дисциплины. Образцовым показателем в укреплении во инской дисциплины являются отделения старшин 2 статьи Кожанова и Перфильева. Л ичный состав этих отделений па «отлич но» выполнил все задачи, сдаваемые на учениях в море. Никто нз матросов не имеет дисциплинарных взыскапнй. Одной из о-повных форм и методов укрепления воинской дисциплины в БЧ-5 являлась подготовка молодого командира е тем. что бы он стал подлинным воспитателем своих подчиненных. Хороших результатов в поднятии авто ритета командира отделения и его ведущей роли добились в подразделении инженер- лейтенанта т. Жмак. Однажды был та кой случай. Старшипа 2 статьи Козлов уделял осповное внимание отличному со держанию материальной части, при этом совершенно забывал о воспитании подчи ненных. В результате в отделении ослабла воинская дисциплина. При оценке работы старшины Козлова па сборах старшин пи- жеиер-лейтенаит т. Жмак выяснил, что старшина Козлов не пользуется дисципли нарной практикой, не использует своп пра ва из-за боязни «испортить» отношения с иодчиненными. Командиру подразделе ния т. Жмак пришлось потребовать от г. Козлова, чтобы он своей властью нака зывал провинившихся матросов и поощрял достойных. Это положительно повлияло на укрепление дисциплины в отделении и подняло авторитет самого Козлова. Но авторитет младшего командира* оп ределяется не только тем, что он правиль но использует свои дисциплинарные права. Для завоевания авторитета командир от деления должен постоянно работать с под чиненными, уметь хороню организовывать и проводить занятия, заботиться о матро сах и помогать им освоить свою специаль ность. Так поступают, воспитывая подчи ненных, командиры передовых отделений тт. Кожанов и Перфильев. Большую заботу в подготовке команди ров проявляет капитап-лейтенант т. Бес- ноясов. Он контролирует' подготовку коман дира отделения к занятиям, часто присутст вует на занятих в отделении и затем указывает на недостатки в проведении нх. Тов. Беспоясов имеет хороших воспнтате- лей-старшин — командира отделения ко тельных машинистов т. Перфильева, командное отделений Пасырова, Шадри на. Бабешко. Громадное значение в укреплении авто ритета младшего командира является его поведение на вахте у действующих меха низмов. Опытный, авторитетный старшина группы машинистов старшина 2 статьи Кожанов ведет себя на вахте спокойно, при любых обстоятельствах он умело организу ет работу матросов. • Есть и такие командиры, которые ста раются сделать все сами, не доверяя ма тросам. Так, командир котельного отделе ния старшина 2 статьи Самарин на трени ровках с действующими механизмами при условном выводе их из строя личпо сам производит все переключения в то время, как это положено делать матросу, который заведует данным механизмом. Занимаясь, собственно, не своим делом, Самарин упус кает управление вахтой, и личный состав остается без руководства, что приводит к большим неприятностям. Вот почему авто ритет старшины 2 статьи Самарина ниже, чем других комапдиров отделений, хотя во всех остальных вопросах оп является хо рошим спсцпалистом. Большим авторитетом у подчипеппых пользуется тот старшина, который во в:*ои своей арактнческой работе твердо и посто янно соблюдает требования уставов, бес прекословно выполняет уставы сам и тре бует этого от своих подчиненных. Мы были свидетелями такого разговора между стар шиной команды машпнпстов-турбнпистов старшипой 2 статьи Молевым и матросом, которому было поручено отремонтировать клапан на магистрали продувания диамет ром всего лишь полдюйма. — Вы все перекрыли клапапа на этой магистрали? — спросил своего подчинен ного старшина Молсв. — Так точно! — ответил матрос. — II на все повесили таблички «пе открывать»? — Нет, я этого пе сделал, да и зачем это делать, ведь магистраль-то тоненькая? — Перекройте все клапаны, повесьте на них таблички. Сделайте все по уставу и только тогда приступайте к ремонту кла пана, — приказал Молов. Приведенный случай одни из характер ных в практической деятельности старши ны 2 статьи Молева. II в этом, безусловно, залог того, что в текущем году отделение, которым командует Молсв, является в чис ле лучших в электромеханической части по эксплоатацни боевой техники и дис циплине. Авангардную роль в боевой и политиче ской подготовке боевой части занимают коммунисты и комсомольцы. На прошед ших учениях в море стоявшие задачи вы полнены личным составом БЧ-У с в ы с о к и м и показателями благодаря хорошей рабо те партийной и комсомольской организа ций. Руководитель партийной организации главный старшина Штепа и комсомольской организации — старший матрас Булатов добились того, что разрешение задач, стоя щих перед личным составом БЧ-V, было основой партийно-комсомольской работы. Партийная и комсомольская организации жили интересами личного состава и ссю свою повседневную работу направлялн к тому, чтобы уснешпо разрешитьстоящие задачи перед личным составом БЧ-V. Ни один факт нарушения дисциплины, ни одип случай небрежпого несения вахты и выполнения своих обязанностей, ни одно происшествие с материальной частью не проходило мимо партийного и комсо мольского бюро. Па боевом посту, которым руководит старшина 1 статьи Тимохип, дважды срабатывали па походе ограничи тели руля, вследствие чего приходилось пе реходить на ручное управление. Партий ная организация занялась этим вопросом. Коммунисты добились, что материальная часть на боевом посту старшины 1 статьи Тимохина стала работать безотказно. Недисциплинированно вел себя и -неред ко допускал дисциплинарные проступки комсомолец машинист-турбинист Костин. Комсомольское бюро занялось этим вопро сом и обсудило поведение Костина. Выпол няя указания бюро, Костин стал лучше ( относиться к службе, исправил свои ошибки и сейчас не имеет замечаний. Партийная и комсомольская оргаппза- i ции д.".зали задания наиболее опытным матросам и старшинам с целыо оказания | помощи молодым матросам на походе. Так, ' например, при выполнении задачи «мапев- | рирование корабля» коммунисту т. Ком- , ианнец было поручено проверить действия матросов и показать им, как нужно по ступать при отработке ходов в момент на хождения на вахте у маневровых клапа нов, на что необходимо обращать главное внимание. Тов. Компанией успешно выпол нил поручение партийного бюро. Такой метод работы коммунистов и ком сомолг.цев безусловно дает / хорошие ре зультаты. Но путь к мастерству тяжел и требует непрерывного кропотливого труда. Подлинное мастерство достигается пе толь ко в плавании в море, но и в повседневной работе в момент стоянки корабля. Повседневная работа старшинского со- Следуя примеру отличников k Занятия по специальности п тренировки» Матросы Карпов, Миняев, Енютин со- на боевых постах, проводимые перед выхо-1 ставляют крепкое ядро отделения. Па них дом на учения, являлись основным средст- ( я опирался в своей работе. Они были на вои обучения личного состава нашею от- дежньгмн помощниками при выполнении деления и обеспечили правильную эксплоа- тацию механизмов. Вопрос укрепления дис- поставленных задач. Вокруг этого основно го ядра сплачивался и остальной .тнчный циплины в отделении был неразрывно свя- состав. Недостаточно опытные тянулись за зан с боевой подготовкой. Понимая, что отличниками учебы, перенимая нх опыт, успешное проведение летних учений немые,- Своим личным примером отличники учебы лимо без крепкой воинской дисциплины, показывали, насколько необходима диспип- мы вели активную борьбу с нарушителями, лина в повседневной жизни матроса. И не Матрос Котов часто совершал дисцинлн- j было случайным такое явление, что матро- нарные простункн. Были случаи, когда ои сы Карпов, .Миняев и Ешотин при сдаче во время вахты отвлекался посторонними общекорабельных задач также заслужили делами, нарушал распорядок дпя. С Кото- ноощреппя. Следуя примеру отличников боевой подготовки, остальной личный со став успешно справлялся со своими обя-. занностямп. вым пришлось много раз оессдовать, н он стал исправляться. Дисциплинированность большинства ма тросов отделения сказалась и в подготовке Материальная часть, обслуживаемая от- материальной части к походу. Благодаря делением, на всех учениях работала без- высокой организованности личного соста- отказно. Пе было ни одного случая поло ва, механизмы к летним походам были под- мок или скисания механизмов. Это—-высо- готорлены хорошо, а во время плавания ра- кая заслуга всего личного состава отделе- ботали бесперебойно. Ведущую роль в но- ния. стоянном укреплении дисциплины и под- j Летше ц и и держании порядка заняли старшие матфо- Н(,пбходпиые навьШ[ в 9ксплоаицни « и - сы Карпов, * * ‘ Енютин. Миняев, матросы Кузнецов, низмов. Па учениях, которые- проводились в обстановке, приближенной к боевой, лич- Паступпли дни папряженной учебы — | ный состав познавал все, что# потребуется походы, летние боевые учения. Занятия по в бою. специальности и тренировки на боевых по-1 Тс 6а ШПН) стах сменились на самостоятельное обслу- п0 ,с ДИРПИПЛИПН также остается в nen- живание механизмов. Требования, пред*- „ 1ГНЯ. Пе.тьзя сказать, что уже явленные личному составу, значительно | пср ащ) в отделрН1Ш РСТЬ ряд неД0СТ8Т. возросли. Перед отделением встала задача j Е(ш на „ мелкйХ. По если - обеспечить бесперебойную работу всех о т б и т ь все этп мелочп п0_ механизмов,'не допустпть случая си,сания т ейши& бпевой п поли. их. Из всех задач, сдаваемых личным со- „ ставом, самой ответственной была задача т," ,сской ?те6ы- Задачп всрго лпчного обеспечения маневрирования корабля. Она явилась экзаменом знания материальной части л умения использовать ее в боевой обстановке. Отличных результатов доби лись при этом старшие матросы Енютин и Кузнецов. За выполнение задачи по манев рированию корабля все они получили бла годарности. ва в устранении таких недостатков неот ложны. Проникнутые духом сознания своего долга перед Родиной, мы будем и впредь от побудки до отбоя жить только по уставу, бороться за укрепление воинской дисцяп- лииы. Старшина 2 статьи Г. КОЖАНОВ. К а к я осваивал технику Когда впервые я прибыл па корабль, пе- | гастролей, как нужно обычайно трудной показалась мне слож ная корабельная техника и ее устройство. Сразу же мепя и прибывших со мной то варищей познакомили с расположением жилых и с^ужебиых помещений, а затем зачислили в отделение старшины 2 статьи Перфильева. Определив для «меня заведывание, стар шина -рассказал правила обращения с ма териальной частью и твердо обязал пзу- воепптанию сознательных, предан- ?чать ^ етав корабельной службы, а немпо- става по ных делу партии Ленина — Сталина, сво^й Советской Родине матросов, умелое, пра вильное сочетание партийной работы с текущими задачами боевой части, личный пример коммунистов и комсомольцев и высокая воинская дисциплина — вот главные требования, выполняя которые, мы значительно облегчим процесс дости жения воинского мастерства. Инженер-капитан 2 ранга В. ТОНКОНОГОВ. го спустя приказал, чтооы я изучил свое клетневать пов- : рожденные магистрали, изучил также ; возможные неисправности в работе меха низмов своего затаптывания и кж пх нуж но быстро н умело исправлять. Последнее время я уже стал самостоятельно выпол нять приказания командира отделения но устранению неисправностей ъ раооте свое го заведывания. Однажды бы.т такой случай. Нефтяной пасос стал давать перебои в золотнико- во»ч распределении, вследствие чего стал неравномерно подавать мазут к форсункам. ЗНАНИЕ УСТАВОВ ПОМОГЛО В УЧЕБЕ На учениях в море я понял, что знания уставов и инструкций по своей специаль ности нужны, как воздух. Например, в мо ре мы сдавали задачу но маневрированию корабля. Здесь я нес самостоятельную вах ту иа маневровых клапанах. Вот здесь-то и йеобходимо было хорошо знать свое дело. Не зная экепдоатациокиой инструкции, можно выхватить пар из котлов, и вода попадет в турбины, отчего может полу читься авария. На походах в море мы сдавали сложные задачи. Для успешного выполнения их не мало потрудились наши старшины. Стар-1 шины 2 статьи Кожанов н Перфильев про водили тренировки, проверяли знание уста вов и инструкций каждым матросом. С uu- * тересом вникая во все вопросы и постоян- ■ но работая над уставами, я успешно сда вал все задачи, которые требовалось ро- | шить на учениях. За время летних учений мне было объявлено несколько благодарно стей. Знание инструкций и уставных положе ний хорошо помогает в боевой учебе. На пример, трудно давалось мне запустить па роструйный эжектор. Но я решил добиться успеха, не обращаясь за посторонней по мощью. И когда прочитал инструкцию но обслуживанию пароструйного эжектора, все стало понятным. Здесь я понял свои ошиб ки и тут л;е запустил эжектор, а сейчас уже свободно его обслуживаю. Сейчас, после большого плавания, мы получили богатый практический опыт в знании своего дела. Этот опыт и приобре тенные знания необходимо повседневно за креплять «и передавать молодым матросам. Нам нельзя успокаиваться на достпгщ-!ся в ходе боевых учений. Во время летней тых успехах и считать, что мы уже все кампании я научился эксилоатировать ма- сделали, все выполнили. Своим долгом я ‘ т?рнальвую часть ,,,т ра:шых ^ Ж1™ах считаю глубже и тг«вы, наставления и инструкции, постоян- ! 1Г неисправностях, что может получиться но крепить воинскую дисциплину и орга- ' в боссой обстановке. Паучюся я и* тому, низованность. Все это поможет добиться е - 2 КчТ.к нужно при раоотс материалмной части отличных результатов в Осевой учебе, в со- 1 овладеть своей специально- ■бероться за живучесть корпуса, боевого вершепстве стыо. Старший матрос К. КАРПОВ, заоедывашпе и к назначенному сроку, до- ' Командир отделения сразу же отдал при ложил ему о результатах. Для оказапня i каз: <(П° окончании похода устранить необходимой помощи он приказал старослу- ^исправность в 'работе иасосл». «Есть!» — ответил я <*гу и четко повторил1прика зание. Насос был мною исправлен. За время летней учебы я имею ряд по ощрений. Иногда я вспоминаю, каким слож ным делом -казалось раньше изучение ма териальной части, выполнение уставов и распорядка дня. Теперь я уже сам раз’яс- пяю своим товарищам возникающие сом нения в практике пх тработы. Сейчас уже старшина требует -от меня помогать тем матросам, которые не совсем твердо знают материальную часть. Сейчас я взялся за изучение установки в целом, касающейся моей специальности. В свобптное гремя повышаю свой пдейио- иолптпчеекий уровень и готовлюсь к вступлению в ряды надпей большевистской парппт. Много времени я отдаю чтению худо жественной литературы. В дальнейшем я ешо больше буду бороться за точное т! етрогоо соблюдение дисциплины, постоян ное выполнение уставов и повышенно своего боевого -мастерства, чтобы честно мфавдывать звание моряка-североморца. Матрос И. ТЕРЕХОВ. , жащему матросу Назикову помогать мне освоить эту большую задачу. Я понял, что необходимо напряженно трушться, чтобы стать полноценным спе циалистом. Требовалось хорошо изучить заведывание, связать теоретические знания с практическими навыками экешоагпадии механизмов. Но это еще не обеспечивало боевой подготовленности, в чем я убедился сейчас, когда лаял корабль был в. плава- пии и выполнял различные боевые задачи. Па учении мы бы.тти обязаны обеспе чить ход кораблю в момент одачи им 'бое вых задач. II пссмотря па то, что мне пришлось выполнять задачи, я все же многого не знал, с чем пришлось встретить- , работы, научился пороться за живучесть иолноценлее изучать ус- матСф,» 1 а,льной части при ее иогреждотгпях поота, улнал, к а к нужно заделыгать вро- 1белпу, ка к ставить бугеля на фланцы ма- J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz