На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

9 14 сентября 1947 г., N°. 216 (2907). „ Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Евгений Бандуренко С П А С И Б О Я братьев угетцаг И в этот час Поднял свой тост за мать, что здесь сидела: •— Спасибо ей, Что малолетних нас Без батьки в люди вывести сумела. Но перебила мать: •— Постой, сынок, Скажи тому спасибо, Кто помог Нам всем дсбиться счастья и свободы, Кого отцом прозвали все народы* — Горжусь, — • Признался я своей жене, — Что но сидела в комнате понуро, Что побывала тоже на войне, Бойцом прошла сквозь огненные бури. Жена ответила: — Любимый мой, Хвала тому, Чей образ дорогой Всегда с простертою вперед рукою В боях жестоких был передо мною. Я кршиие-дочери хотел сказать, Что счастью светлому пора настала, Да спохватился, — Разве ей понять — Одни слова Малютке годовалой.- Я на портрет вождя ей указал, Где он ребенка на руках держал, Чтоб и ее уста Сказать могли бы Родному Сталину свое спасибо. Перевел с украинского Юрий ТРУСОВ. ПОДЛИННЫЕ ХОЗЯЕВА СВОЕГО ЗА ЧЕЦЫВАНИЯ д/гросскив чтения ,к произошла жизнь? Откуда бе- >ут о бос начало псе то бесчис- w iiiiu c животные и растения. с которыми мы постоянно встре­ чаемся в лесах, на :ялях тт лугах? Как во'лгикают рыбы, насекомые и»те мельчай- ние, видимые только а микроскоп жилые существа, микробы, которые всюду нас окружают? Каждый из нас задает себе этот вопрос и стре»мптся пшучить на него от­ вет. Прои хождение жизни на земле В отделении старшего матроса В. Бога­ тырь оружие содержится в образцовом порядке. НА СНИМКЕ: В. Б о га ты р ь и матрос И. Гвоздков за осмотром автома­ та. Фото М. Бугакова. НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШХОЛАХ ПАРТИЙНОГО АКТИВА Начался учебный год в школах партий­ ного актива флота. За два года рабо­ ты школы, призванные сыграть болй- - шую роль в политическом образовании в ъоспитатии флотских партийных кадров приобрели авторитет и солидный опыт, ^предшествующие выпуски дали сотни пар- Я к й н м х и комсомольских активистов, во- ^Труженных необходимым минимумом идейно-теоретических знании и ценным опытом практики руководства массами. Не­ удивительно поэтому, что всюду наблю­ дается огромная тяга в школы партийного актива. Желающих учиться много. Так, на 1 0 0 мест в шяоле одного подразделения ВВС было подано более 170 заявлении. Возросшие требования к цодготовке пар­ тийного актива обязывали политотделы, на­ чальников школ, партийные и комсомоль­ ские организации тщательно подготовить- чтщкни, майор Большаков), по основным ;адачам нятилетнего плана восстановле­ н а и развития народного хозяйства СССР (капитан Обухов), лекции по географии (капитаны Жабин, Круглов, лейтенант Поляков) были прочнтаиы хорошо. Особенно следует остановиться на пер­ вом занятии школы партийного актива Н-ского соединения. Па этом занятии для четырех вечерних отделений были прочи­ таны лекции: «Борьба за создание социал- демократической рабочей партии в России» — лектор пропагандист капитан Кротов и «Основные задачи пятилетнего плана» — лектор пропагандист Каснерик. Обе лекции не уд/влетворили слушателей. В чем недостатки лекции тов. Кротова? Тов. Кротов неумело пересказывал «Крат-- кий курс истории ВКН(б)» и не раз’яснял слушателям отдельные положения Краткого ся к новому учебному году. В большинстве курса, не освещал на конкретном мзтериа- школ хорошо подошли к подоору слушате­ лей. Школы укомплектованы лучшими ак­ тивистами, которые энергично взялись за учебу. На первых занятиях во (всех школах налицо высокая посещаемость, организо­ ванность и порядок. Всюду изданы приказы командиров соединении, регламентирующие работу слушателей, их время для само­ стоятельной работы и т. д. Также хорошо разрешен вопрос обеспечения слушате­ лей тетрадями, ручками, карандашами. Правда, есть и исключения. Например, в школе, где начальником т. Кузьмин, на за­ нятии у слушателей не было ни бумаги, ни . карандашей. В школе, / где начальником старший лейтенант Ханов, уже на первом занятии отсутствовало несколько слуша­ телей, которые уехали в длительную ко­ мандировку. Видимо их не следовало и ьключать в состав школы. Организационная сторопа учебы имеет большое значение, и она в большинстве школ разрешена хороню. По гораздо боль­ шее значение имеет идейиое содержание занятий. В школах, где начальниками тт. Хапов, Шушурин, Беспалько, Бугаев, Кузьмин. Жида, лекции на нервом занятии прошли на высоком идейном уровне. Политотделы приобрели опытных лекторов н поработа­ ли с низки. Хорошо провел лекцию «Борь­ ба за создание социал-демократической рабочей партии в России» опытный ироиа- гавдист майор Твардовский. Лектор доход­ чиво и убедительно довел до слушателей материал, сосредоточил их вшгмаиие на основных положениях «Краткого курса истории ВКП(б)», помог выделить главное для записей, проил.тюстрир:вал лекцию живыми примерами. Содержательную лек­ цию па эту же тему прочитали и лекторы подполковник Гаврилов, майор Паршеиков. П т. Твардовский, и т. Гаврилов, п т. Пар- шенко® хорошо и обстоятельно осветили в лекциях начало революционной деятельно­ сти тчжзршца Сталина, показали его роль в создании социал-демократической органи­ зации в Закавказье: II ранее, и особеппо сейчас, в связи с выходом в свет п^вых томов полного собрания сочяпенпй товарища Сталина и его краткой биогра­ фии-, огромные массы советских людей и в том числе слушатели школ проявляют исключительны й интерес к деятельности тилзрища Сталина в деле создапня нашей партии. ле основные вопросы изучаемой темы. Лектор неправильно распределил материал по времени. Он очень много рассказывал об отмене креиостпого права и о развитии капитализма в России. На это у него ушел первый час занятий. Таким образом, боль­ шую часть времени лектор посвятил пока­ зу исторической обстановки и политико- экономического положения страны. На са­ мое главное — на рассказ о величествен­ ных идеях марксизма-ленинизма, на об’яс- ненпе идейной борьбы марксистов с народ­ никами у лектора осталось мало времени. Такие положения, как «переход от пропа­ ганды к агитации», «соединение социализ­ ма с рабочим движением», были преподаны в виде формул без раз’яснення.* Точно так же не было развито положение о марксист­ ском взгляде на роль личности в истории. Лектор не объяснил отдельные слова из (екции: «рантье», «кадеты», «община» л т. д. Лекция не была доходчивой. Сидя, не отрываясь от конспекта, бесстрастным голосом читал лектор свои записи. Не удовлетворила слушателей и лекция тов. Каснерика. Она была недоходчивой для данной аудитории. Лектор нз раз яснил та­ кие термины, как «расширенное воспроиз­ водство», «технический прогресс» и т. д. Лекция читалась сухо и в быстром тем­ пе, никто из слушателей не успевал что- либо записать. Н т. Каснерик и т. Кротов не выделяли в лекции главное. Обоими лекторами пе были использованы нагляд­ ные пособия, хотя по пятилетнему плану есть целый альбом прекрасно исполненных плакатов, а по истории партии тоже имеет­ ся ценное наглядное пособие. И последнее — о культуре лектора. Этой культуры не чувствовалось в лекции в пятилетием пла­ не. Лектор, читая лекцию, быстро -ходил, поворачивался в разные стороны, а пноТда становился спиной к слушателям. Почему в этой школе были прочитаны лекции, не удовлетворившие слушателей? Все дело в том, что лекции предварительно не обсуждались в политотделе и не утвер­ ждались, а были выпущены необработан­ ными, то-есть в этом политотделе не была организована работа с преподавателями. 11аши школы имеют нрекрасный опыт ра­ боты с преподавателями. Там, где работа была правильна иэставлена, там добились хороших успехов в деле идейно-теоретиче­ ской подготовки партийного и комсо­ мольского активов. Есть все основания :читать, что в этом учебном году во всех лколах работа с преподавателями будет Повседневно мы наблюдаем, что живые существа всегда происходят только от себе подобных живых существ. По было ли так всегда, вечно? — Нет, — отвечает наука, — и сама наша планета Земля н<» является вечной. Следовательно, н населяющий ее земной мир должен был иметь какое-то свое на­ чало. Изучая ископаемы* остатки тех жи­ вотных и растений, которые обитали из Земле в давно прошедшие времена, многие миллионы лет тому (назад, мы можем убе­ диться в том, что жизой мир нашей пла­ неты не всегда был таким, каким он прет- ставляетея нам сейчас. В предшествующие эпосш существования 3*млц ее населяли иные животные и растения, и чем дальше мы уходим в глубь веков, чем более древ­ ние остатки д а изучаем, тем все более простое, менее разнообразное, менее сложно устроенное население Земли представляет­ ся нашему мысленному взору. Великий английский ученый Чарльз Дарвин с полной определенностью доказал, что современные нам растения и живот­ ные, в том числе и человек, произошли от более низко организованных, менее сложно устроенных живых существ, когда-то на­ селявших Землю. Эти животные существа, в свою очередь, берут начало от еще более просто устроенных организмов, живших раньше их. Так постепенно, спускаясь со ступеньки на ступеньку, мы придем к пачалу жизни, к тем наштростейшим жи­ вым существам, которые явились «родона­ чальниками всего живого на Земле. Но к а к же «оанпклн живые существа? В прошлом веке, примерно сто лет на­ зад, решение этого ©опроса представлялось весьма простым. В то время считали, что мельчайшие организмы, бактерии могут сами собой возникать из безжизненных материалов, самозарождаться. Возьмем ка- кой-вабупь растительный отвар или мяс­ ной бульон. Сразу же после его изготовле­ ния мы не найдем © нем живых микроор­ ганизмов, так как ©се они убиты кипяче­ нием. Но стоит только некоторое время постоять этому бульону в теплом месте, как в нем появятся многочисленные бак­ терии и другие микробы. Считалось, что они здесь самозарождаются пз растворен­ ных в бульоне веществ. Однако французский ученый Луи Пастер своими точными опытами опроверг это мнение. Он доказал, что ири храпении бульонов и настоев в них (незаметно для нас) попадают пз воздуха зароиышп мик­ робов, которые здесь быстро вачинаюг рр- стд п размножаться. Тут ист никакдо самозарождения, и всегда все, даже агп- простейигпе известные нам сейчас живые существа родятся только от себе подобных. Тем не менее, мы в настоящее вр^мя пе сомневаемся, что наша земная жизи-» за­ родилась у нас на Земле из безжизненпой материи. Но она возникла не сразу, как это пытались доказать сторонники самоза­ рождения. Даже наипростейшие живы* су­ щества устроены так сложно, что они не могут внезапно возникать из разлагаю­ щихся жидкостей и настоев. Они могли и должны были возникнуть в нервы* на­ чальные периоды существования Земли путем последовательных я весьма длитель­ ных превращений тех веществ, пз которых построены живые существа. Эти вещества сейчас мы находим почти исключительно только в организмам. По­ этому они и получили название органиче­ ских. Чем они ♦тличаютея от веществ ос­ тальной безжизненной природы? Прежде всего тем, что в основе их лежит элямсн углерод. В угле, саже, графите этот эле­ мент находится почти в чистом, свободном состоянии. В органических веществах он соединен с другими элементами — с водо­ родом п кислородом, с азотом, серой, фос­ фором и т. д. Различные органические вещества представляют собой различные соединения этих элементов. Но в основе их всегда лежит элемент углерод. Судьбу это­ го элемента мы и должны проследить, что­ бы узнать историю возникновения ж и з н и . При 1 .»«!у 1 ни спектроскопа астрономы установили присутствие углерода в атмо­ сфере даже самых горячих звезд, темпера­ тура П'мм*рхн 0 ‘:ти которых достигает двад­ цати пяти тысяч градусов. При этой чу­ довищной температуре углерод не может соединяться с другими элементами. Он находится здесь в виде разрозненных мельчайших частичек — атомов. Но уже в атмосфере Солнца, где господствует тем­ пература в 6.000 градусов,. углерод на­ чинает соединяться с водородом. Такого же рода соедипеппя, так называемые уг­ леводороты, недавно удалось обнаружить и в холодной атмосфере больных планет Юпитера и Сатурна. Точно так же и при формировании на­ шей планеты Землп в ее атмосфере в о з ­ н и к л и углеводороды. В центре нашего Зем­ ного шара находится гигантское металли­ ческое ядро радиусом в 3.400 километров. В основном это ядро состоит пз железа и других тяжелых металлов. Но здесь при­ сутствует также и углерод в виде так на­ зываемых карбидов, соединений углерода с железом. В настоящее время его ядро оде­ то мощной оболочкой горных пород. Но при формирования Земли эта оболочка была меиее прочной, и карбиды нейтраль­ ного ядра могли вырываться, извергаться на земную поверхность, где они приходили во взаимодействие с водой. Как показал еще нага великий химик Дмитрий Иванович Менделеев, при таком взаимодействии и образуются углеводороды. Углеводороды таят в себе громадные химические возможности. Пснольэуя их как исходный материал, мы можем в на­ ших д.чбораториях искусственно пригото­ вить, синтезировать почти все те органи­ ческие вещества, ив которых построены тела животных и растений. Из углеводо­ родов и воды химик может создать жиры и сахар, нежнейшие краски и тончайшие ароматы цветов. Используя еше азот ам­ миака, он может построить если Не самые белки, то подобпые им вещества. В настоящее время удалось показать, что указанное вьппе превращение углево­ дородов в разнообразные органические со­ единения может иропехатигь в очень про­ стых условиях, при простом храпении ©оь ных растворов углеводородов и их производ­ ных. Такого же рота химические превра­ щения должны были происходить п в теп­ лых водах первичного океанз, который омывал безжпзнекивую еще тог та Землю. Метленно, но неуклонно вступали они между собой во все новые и новые хими­ ческие взаимодействия. Нх частицы уве­ личивались и усложнялись. Появлялись органически© вещества все более сложно­ го состава и строения, со все более слож­ ными п удивительными свойствами. Так постепенно в течение многих и мно­ гих тысячелетий сформировался тот мате­ риал, те сложнейшие органические вещест­ ва, в частности белковые вещества, из ко­ торых в настоящее время построены орга­ низмы. Однако это был ещ& только мате­ риал. Для того, чтобы стать живьгм суще­ ством, этот материал должен был приобре­ сти необходимое строение, определенную организацию. Кае; же возникла сгнойственная живым существам организация? Сравнительно но­ вее уменьшалось, а потому первичные ор­ ганизмы должны были пли погибнуть, или выработать в себе в процессе развития ка­ кой-то способ строить органические ве­ щества пз материалов неорганической при­ роды — нз углекнелот.ы и воды. Н вот мы видим, что некоторым живым существам это действительно удалось. В процессе пэс- -|МШ,ЫХ 1101 1™ с“ мпелск' т“ здователымго развитая ага выработал.. давно удалось показать, что белковые ве­ щества при смешивании их водных раство­ ров могут выделяться в виде мелких. называемых коа-церватов. Мы можем полу­ чить коацерваты искусственным путем, смешивая, например, растворы яичного белка иол желатины с гуммиарабиком. Изучая эгп образования, можно устано­ вить, что, несмотря на свое жидкое состоя­ ние, коацерватные каиельки обладают не­ которым внутренним строением, некоторой организацией, еще очень простой и весьма неустойчивой. По благодаря этой органи­ зации они способны улавливать из окру­ жающего раствора различные вещества. В результате этого.каждая коаперватная ка­ пелька при благоприятных условиях мо­ жет увеличиваться в об’еме и весе, т. е. она может расти. Такого рода капельки должны были) воз­ никнуть и © первичном океане Земли. Ведь они образуются при простом смешива­ нии белковых веществ. Попытаемся мыс­ ленно проследить за дальнейшей судьбой этих впервые возникших коацерватных капелек. Прежде всего обратим внимание на то, что они плавали не просто в воде, а в рзстворе разнообразных органических веществ. Они улавливали эти вещества и таким образом роелп. Но скорость роста отдельных капелек была не одинакова. Она зависела от внутреннего строения каждой капельки, а разные капельки обладали различной организацией. Оцнп из них вби­ рали в себя органические вещества окру­ жающего раствора быстро, тогда как дру­ гие медленно. По эгп неудачники не могли существовать долго. Вскоре они распада­ лись, а заключенные в них органические вещества вновь переходили в окружающий раствор и поглощались более совершенны­ ми по своему строению панельками. Эти последние, напротив, быстро разрастались и размножались. Так возник естественный отбор наиболее совершенных но своему* строению капе­ лек. Неудачные формы организации сами собой уничтожались, исчезали с липа Зем­ ли. В водах первичного океана сохраня­ лись только такие коацерваты, внутреннее строение которых из поколения о поколе­ ние делалось все совершеннее, все бо­ лее приспособленным к быстрому поглоще­ нию оргаииче^кпх веществ, к их усвое­ нию, к быстрому росту и размножению. Но чем дальше шел этот процесс, чем меньше оставалось органических веществ в водах океана, тем строжо и строже ста­ новился естественный отбор. Между ка­ пельками возникла прямая борьба за су­ ществование. Более просто устроенные, ме­ нее афиспособленные капельки в этой борьбе рано или позтао погибали. Расти и размножаться дальше могли только та­ кие образования, которые в результате поелеювательных превращений приобрели очень сложное, но «месте с тем и очень совершенное внутреннее строение. Но это уже не были простые коаперватны* ка­ тод.»кп , это были первичные организмы, простейшие живые существа. Их строение было значительно совершен­ нее коаперватиых капелек, но все же оно было несравненно проще даже самых про­ стых нз известных нам в настоящее время живых существ. Естественный отбор, о котором мы говорили выше, продолжался п с появлением жизни. Проходили годы, века, тысячелетия, и строение живых су­ ществ все более п более улучшалось и приспособлялось к тем условиям сущест­ вования, в которых им приходилось жить. Они делались все 5олоо и более организо­ ванными. Вначале питанием для них служили только органические вещества. Но с тече­ нием времени количество этих веществ В лекциях было показало, пап т:а заре 1поставлена правильно, как учит В. П. создания нашей партии зародилось идейное : Ленин. «Во всякой школе, — писал В. И. содружество Сталина. дзух вождей — Л.тиша п Лекштгг го куреу «~лртнГ;;п? строп- тольство и лартивно-п; ппнч'ская работа - ВС СССР» (лекторы подполковник Пиль- | Лепил, — самое важное — идеино -поли- I тичоскос направление лекций. Чем опре- I д мяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов». - * П одполковник А. НРЫЛ03. В т^ходе. Фото М. Бугакова. в себе способность поглощать энергию сол­ нечного луча, за счет этой энергии разла­ гать углекислоту и из ее углерода строить в своем теле органические вещества. Та­ ким образом и возникли простейшие расте­ ния — сине-зеленые водоросли, остатки которых мы можем сейчас обнаружить в древнейших отложениях • земной коры. Другие живьге существа сохранили прежнюю форму питапия, но для того, чтобы не погибнуть, ови стали поедать водоросли, используя те органические ве­ щества, которые ' в ппх образовывались. Так возник в своем первоначальном виде мир животных. • «На заре» жизни, в начале так назы­ ваемой эозойской эры, н растения, я жи­ вотные представляли собой мельчайшие, ошоклсточные живы* существа. Большим событием в истории последовательного развития природы было возникновение многоклеточных оргапнзмов — обвине­ ние отдельных клеток в сообщества. Жи­ вые организмы стали делаться все сложнее и разнообразнее. В течение эозойской эры, которая насчитывает многие и многие мил­ лионы лет, население Земли изменилось до неузнаваемости. Мощные водоросли з а - ' селили воды морей и океанов, в их за­ рослях появились многочисленные медузы, моллюски, пглокожие и морские черви; жизнь вступила в повую палеозойскую эру, которая длилась более 300 миллионов лет. В начале этой эры единственной ареной жизни было еще только море, где разви­ вались разнообразные водоросли и много­ численные морские животные, в ч а с т н о с ­ ти рыбы. Однако во второй половине пале­ озоя растения и животные начинают быст­ ро заселять сушу. В болотистых лесах ка­ менноугольного периода вырастают ги­ гантские хвощи, древовидные папоротники и плауны. Несколько позднее появляются хвойные деревья и цикадовые пальмы. Все многочисленнее и разнообразнее делается и животное население суши. Появляются* • сперва земноводные, а затем и пресмыка­ ющиеся. Последующая за палеозоем, так назы­ ваемая мезозойская эра, длившаяся также ^многие миллионы лет, явилась периодом расцвета пресмыкающихся. Гигантские динозавры и игуанодонты владел^ сушей. В 'Морях плавали плезиозавры и ихтиозав­ ры, а в воздухе летали безобразные птеро­ дактили. К концу мезозойской эры путем после­ довательного развития пресмыкающихся возникли птицы и млекопитающие. Их царством явилась последняя кайнозойская эра, которая продолжается л сейчас. Э та эра делится на третичный и четвертичный периоды. Лишь в последнем, четвертичном ее периоде появится на земле человек и создался . весь тот мир живых существ, который мы наблюдаем сейчас. Тайну развития жизни и возникновения человека раскрыл великий ученый Чарльз Дарвин. Он доказал, что в^е живые су­ щества родственны между собой и произо­ шли они в результате длительного разви­ тия — эволюции. Дарвин установил, что человек является .высшей, наиболее раз­ витой формой среди млекопитающих жи­ вотных и что произошел он от ооезьяпы. Каким же образом паши лредкц — ис­ копаемые человекообразные обезьяны — превратились в людей? Энгельс в своем замечательном произведении «Роль трута в процессе превращения обезьяны в чело­ века» обстоятельно показал, что это прев­ ращение происходило под непосредствен­ ным воздействием труда. Процесс такого превращения был очень длительным ■ сложным, оп продолжался миллион с лиш­ ним лет. В процессе постепенного очело­ вечения обезьяньих предков наиболее важ­ ным моментом было развитие вертикал ной походки. Под вшяиисм своего образа жизни обезьяны начали отвыкать от по­ мощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку. «Этим был сделан решающий шаг для перехода от сбсзьгны и человеку» (Энгель^). Освобожденные пт необходимос­ ти учл'тгсзать в перетвпженип на зечл* Р 5 ки наших предков постепенно приспосо­ бились держать .различны? предметы — палки, кпг'ин, чтобы .защищаться ими о? врагов п добывать пищу. Так наши предки в эпоху перехода от обезьяны к чел ноку постепеигю научились приспосабливать свои руки к первым, самым простым тру­ довым операциям, которые с течением вре­ мени все более усложнялись. «Процесс труда начинается только при изготовления • орудий», — пишет Эпгод’ с. С тех пот,, как. наш че.товгкоофя.’иый прелок сдал «животным, делающим орудия», в мире появился человек. Таким обоячом труд создал челнока и явгс-.ся необходимым условием его сущеетвозюия. Под тоэгГст- впем трута происходил весь сложггый и длительный T J jw w пчеловеческия wiowwr ны и создглия челогсческого общества. ‘ Академик А. И. ОПАРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz