На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
9 14 сентября 1947 г., N°. 216 (2907). „ Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Евгений Бандуренко С П А С И Б О Я братьев угетцаг И в этот час Поднял свой тост за мать, что здесь сидела: •— Спасибо ей, Что малолетних нас Без батьки в люди вывести сумела. Но перебила мать: •— Постой, сынок, Скажи тому спасибо, Кто помог Нам всем дсбиться счастья и свободы, Кого отцом прозвали все народы* — Горжусь, — • Признался я своей жене, — Что но сидела в комнате понуро, Что побывала тоже на войне, Бойцом прошла сквозь огненные бури. Жена ответила: — Любимый мой, Хвала тому, Чей образ дорогой Всегда с простертою вперед рукою В боях жестоких был передо мною. Я кршиие-дочери хотел сказать, Что счастью светлому пора настала, Да спохватился, — Разве ей понять — Одни слова Малютке годовалой.- Я на портрет вождя ей указал, Где он ребенка на руках держал, Чтоб и ее уста Сказать могли бы Родному Сталину свое спасибо. Перевел с украинского Юрий ТРУСОВ. ПОДЛИННЫЕ ХОЗЯЕВА СВОЕГО ЗА ЧЕЦЫВАНИЯ д/гросскив чтения ,к произошла жизнь? Откуда бе- >ут о бос начало псе то бесчис- w iiiiu c животные и растения. с которыми мы постоянно встре чаемся в лесах, на :ялях тт лугах? Как во'лгикают рыбы, насекомые и»те мельчай- ние, видимые только а микроскоп жилые существа, микробы, которые всюду нас окружают? Каждый из нас задает себе этот вопрос и стре»мптся пшучить на него от вет. Прои хождение жизни на земле В отделении старшего матроса В. Бога тырь оружие содержится в образцовом порядке. НА СНИМКЕ: В. Б о га ты р ь и матрос И. Гвоздков за осмотром автома та. Фото М. Бугакова. НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШХОЛАХ ПАРТИЙНОГО АКТИВА Начался учебный год в школах партий ного актива флота. За два года рабо ты школы, призванные сыграть болй- - шую роль в политическом образовании в ъоспитатии флотских партийных кадров приобрели авторитет и солидный опыт, ^предшествующие выпуски дали сотни пар- Я к й н м х и комсомольских активистов, во- ^Труженных необходимым минимумом идейно-теоретических знании и ценным опытом практики руководства массами. Не удивительно поэтому, что всюду наблю дается огромная тяга в школы партийного актива. Желающих учиться много. Так, на 1 0 0 мест в шяоле одного подразделения ВВС было подано более 170 заявлении. Возросшие требования к цодготовке пар тийного актива обязывали политотделы, на чальников школ, партийные и комсомоль ские организации тщательно подготовить- чтщкни, майор Большаков), по основным ;адачам нятилетнего плана восстановле н а и развития народного хозяйства СССР (капитан Обухов), лекции по географии (капитаны Жабин, Круглов, лейтенант Поляков) были прочнтаиы хорошо. Особенно следует остановиться на пер вом занятии школы партийного актива Н-ского соединения. Па этом занятии для четырех вечерних отделений были прочи таны лекции: «Борьба за создание социал- демократической рабочей партии в России» — лектор пропагандист капитан Кротов и «Основные задачи пятилетнего плана» — лектор пропагандист Каснерик. Обе лекции не уд/влетворили слушателей. В чем недостатки лекции тов. Кротова? Тов. Кротов неумело пересказывал «Крат-- кий курс истории ВКН(б)» и не раз’яснял слушателям отдельные положения Краткого ся к новому учебному году. В большинстве курса, не освещал на конкретном мзтериа- школ хорошо подошли к подоору слушате лей. Школы укомплектованы лучшими ак тивистами, которые энергично взялись за учебу. На первых занятиях во (всех школах налицо высокая посещаемость, организо ванность и порядок. Всюду изданы приказы командиров соединении, регламентирующие работу слушателей, их время для само стоятельной работы и т. д. Также хорошо разрешен вопрос обеспечения слушате лей тетрадями, ручками, карандашами. Правда, есть и исключения. Например, в школе, где начальником т. Кузьмин, на за нятии у слушателей не было ни бумаги, ни . карандашей. В школе, / где начальником старший лейтенант Ханов, уже на первом занятии отсутствовало несколько слуша телей, которые уехали в длительную ко мандировку. Видимо их не следовало и ьключать в состав школы. Организационная сторопа учебы имеет большое значение, и она в большинстве школ разрешена хороню. По гораздо боль шее значение имеет идейиое содержание занятий. В школах, где начальниками тт. Хапов, Шушурин, Беспалько, Бугаев, Кузьмин. Жида, лекции на нервом занятии прошли на высоком идейном уровне. Политотделы приобрели опытных лекторов н поработа ли с низки. Хорошо провел лекцию «Борь ба за создание социал-демократической рабочей партии в России» опытный ироиа- гавдист майор Твардовский. Лектор доход чиво и убедительно довел до слушателей материал, сосредоточил их вшгмаиие на основных положениях «Краткого курса истории ВКП(б)», помог выделить главное для записей, проил.тюстрир:вал лекцию живыми примерами. Содержательную лек цию па эту же тему прочитали и лекторы подполковник Гаврилов, майор Паршеиков. П т. Твардовский, и т. Гаврилов, п т. Пар- шенко® хорошо и обстоятельно осветили в лекциях начало революционной деятельно сти тчжзршца Сталина, показали его роль в создании социал-демократической органи зации в Закавказье: II ранее, и особеппо сейчас, в связи с выходом в свет п^вых томов полного собрания сочяпенпй товарища Сталина и его краткой биогра фии-, огромные массы советских людей и в том числе слушатели школ проявляют исключительны й интерес к деятельности тилзрища Сталина в деле создапня нашей партии. ле основные вопросы изучаемой темы. Лектор неправильно распределил материал по времени. Он очень много рассказывал об отмене креиостпого права и о развитии капитализма в России. На это у него ушел первый час занятий. Таким образом, боль шую часть времени лектор посвятил пока зу исторической обстановки и политико- экономического положения страны. На са мое главное — на рассказ о величествен ных идеях марксизма-ленинизма, на об’яс- ненпе идейной борьбы марксистов с народ никами у лектора осталось мало времени. Такие положения, как «переход от пропа ганды к агитации», «соединение социализ ма с рабочим движением», были преподаны в виде формул без раз’яснення.* Точно так же не было развито положение о марксист ском взгляде на роль личности в истории. Лектор не объяснил отдельные слова из (екции: «рантье», «кадеты», «община» л т. д. Лекция не была доходчивой. Сидя, не отрываясь от конспекта, бесстрастным голосом читал лектор свои записи. Не удовлетворила слушателей и лекция тов. Каснерика. Она была недоходчивой для данной аудитории. Лектор нз раз яснил та кие термины, как «расширенное воспроиз водство», «технический прогресс» и т. д. Лекция читалась сухо и в быстром тем пе, никто из слушателей не успевал что- либо записать. Н т. Каснерик и т. Кротов не выделяли в лекции главное. Обоими лекторами пе были использованы нагляд ные пособия, хотя по пятилетнему плану есть целый альбом прекрасно исполненных плакатов, а по истории партии тоже имеет ся ценное наглядное пособие. И последнее — о культуре лектора. Этой культуры не чувствовалось в лекции в пятилетием пла не. Лектор, читая лекцию, быстро -ходил, поворачивался в разные стороны, а пноТда становился спиной к слушателям. Почему в этой школе были прочитаны лекции, не удовлетворившие слушателей? Все дело в том, что лекции предварительно не обсуждались в политотделе и не утвер ждались, а были выпущены необработан ными, то-есть в этом политотделе не была организована работа с преподавателями. 11аши школы имеют нрекрасный опыт ра боты с преподавателями. Там, где работа была правильна иэставлена, там добились хороших успехов в деле идейно-теоретиче ской подготовки партийного и комсо мольского активов. Есть все основания :читать, что в этом учебном году во всех лколах работа с преподавателями будет Повседневно мы наблюдаем, что живые существа всегда происходят только от себе подобных живых существ. По было ли так всегда, вечно? — Нет, — отвечает наука, — и сама наша планета Земля н<» является вечной. Следовательно, н населяющий ее земной мир должен был иметь какое-то свое на чало. Изучая ископаемы* остатки тех жи вотных и растений, которые обитали из Земле в давно прошедшие времена, многие миллионы лет тому (назад, мы можем убе диться в том, что жизой мир нашей пла неты не всегда был таким, каким он прет- ставляетея нам сейчас. В предшествующие эпосш существования 3*млц ее населяли иные животные и растения, и чем дальше мы уходим в глубь веков, чем более древ ние остатки д а изучаем, тем все более простое, менее разнообразное, менее сложно устроенное население Земли представляет ся нашему мысленному взору. Великий английский ученый Чарльз Дарвин с полной определенностью доказал, что современные нам растения и живот ные, в том числе и человек, произошли от более низко организованных, менее сложно устроенных живых существ, когда-то на селявших Землю. Эти животные существа, в свою очередь, берут начало от еще более просто устроенных организмов, живших раньше их. Так постепенно, спускаясь со ступеньки на ступеньку, мы придем к пачалу жизни, к тем наштростейшим жи вым существам, которые явились «родона чальниками всего живого на Земле. Но к а к же «оанпклн живые существа? В прошлом веке, примерно сто лет на зад, решение этого ©опроса представлялось весьма простым. В то время считали, что мельчайшие организмы, бактерии могут сами собой возникать из безжизненных материалов, самозарождаться. Возьмем ка- кой-вабупь растительный отвар или мяс ной бульон. Сразу же после его изготовле ния мы не найдем © нем живых микроор ганизмов, так как ©се они убиты кипяче нием. Но стоит только некоторое время постоять этому бульону в теплом месте, как в нем появятся многочисленные бак терии и другие микробы. Считалось, что они здесь самозарождаются пз растворен ных в бульоне веществ. Однако французский ученый Луи Пастер своими точными опытами опроверг это мнение. Он доказал, что ири храпении бульонов и настоев в них (незаметно для нас) попадают пз воздуха зароиышп мик робов, которые здесь быстро вачинаюг рр- стд п размножаться. Тут ист никакдо самозарождения, и всегда все, даже агп- простейигпе известные нам сейчас живые существа родятся только от себе подобных. Тем не менее, мы в настоящее вр^мя пе сомневаемся, что наша земная жизи-» за родилась у нас на Земле из безжизненпой материи. Но она возникла не сразу, как это пытались доказать сторонники самоза рождения. Даже наипростейшие живы* су щества устроены так сложно, что они не могут внезапно возникать из разлагаю щихся жидкостей и настоев. Они могли и должны были возникнуть в нервы* на чальные периоды существования Земли путем последовательных я весьма длитель ных превращений тех веществ, пз которых построены живые существа. Эти вещества сейчас мы находим почти исключительно только в организмам. По этому они и получили название органиче ских. Чем они ♦тличаютея от веществ ос тальной безжизненной природы? Прежде всего тем, что в основе их лежит элямсн углерод. В угле, саже, графите этот эле мент находится почти в чистом, свободном состоянии. В органических веществах он соединен с другими элементами — с водо родом п кислородом, с азотом, серой, фос фором и т. д. Различные органические вещества представляют собой различные соединения этих элементов. Но в основе их всегда лежит элемент углерод. Судьбу это го элемента мы и должны проследить, что бы узнать историю возникновения ж и з н и . При 1 .»«!у 1 ни спектроскопа астрономы установили присутствие углерода в атмо сфере даже самых горячих звезд, темпера тура П'мм*рхн 0 ‘:ти которых достигает двад цати пяти тысяч градусов. При этой чу довищной температуре углерод не может соединяться с другими элементами. Он находится здесь в виде разрозненных мельчайших частичек — атомов. Но уже в атмосфере Солнца, где господствует тем пература в 6.000 градусов,. углерод на чинает соединяться с водородом. Такого же рода соедипеппя, так называемые уг леводороты, недавно удалось обнаружить и в холодной атмосфере больных планет Юпитера и Сатурна. Точно так же и при формировании на шей планеты Землп в ее атмосфере в о з н и к л и углеводороды. В центре нашего Зем ного шара находится гигантское металли ческое ядро радиусом в 3.400 километров. В основном это ядро состоит пз железа и других тяжелых металлов. Но здесь при сутствует также и углерод в виде так на зываемых карбидов, соединений углерода с железом. В настоящее время его ядро оде то мощной оболочкой горных пород. Но при формирования Земли эта оболочка была меиее прочной, и карбиды нейтраль ного ядра могли вырываться, извергаться на земную поверхность, где они приходили во взаимодействие с водой. Как показал еще нага великий химик Дмитрий Иванович Менделеев, при таком взаимодействии и образуются углеводороды. Углеводороды таят в себе громадные химические возможности. Пснольэуя их как исходный материал, мы можем в на ших д.чбораториях искусственно пригото вить, синтезировать почти все те органи ческие вещества, ив которых построены тела животных и растений. Из углеводо родов и воды химик может создать жиры и сахар, нежнейшие краски и тончайшие ароматы цветов. Используя еше азот ам миака, он может построить если Не самые белки, то подобпые им вещества. В настоящее время удалось показать, что указанное вьппе превращение углево дородов в разнообразные органические со единения может иропехатигь в очень про стых условиях, при простом храпении ©оь ных растворов углеводородов и их производ ных. Такого же рота химические превра щения должны были происходить п в теп лых водах первичного океанз, который омывал безжпзнекивую еще тог та Землю. Метленно, но неуклонно вступали они между собой во все новые и новые хими ческие взаимодействия. Нх частицы уве личивались и усложнялись. Появлялись органически© вещества все более сложно го состава и строения, со все более слож ными п удивительными свойствами. Так постепенно в течение многих и мно гих тысячелетий сформировался тот мате риал, те сложнейшие органические вещест ва, в частности белковые вещества, из ко торых в настоящее время построены орга низмы. Однако это был ещ& только мате риал. Для того, чтобы стать живьгм суще ством, этот материал должен был приобре сти необходимое строение, определенную организацию. Кае; же возникла сгнойственная живым существам организация? Сравнительно но вее уменьшалось, а потому первичные ор ганизмы должны были пли погибнуть, или выработать в себе в процессе развития ка кой-то способ строить органические ве щества пз материалов неорганической при роды — нз углекнелот.ы и воды. Н вот мы видим, что некоторым живым существам это действительно удалось. В процессе пэс- -|МШ,ЫХ 1101 1™ с“ мпелск' т“ здователымго развитая ага выработал.. давно удалось показать, что белковые ве щества при смешивании их водных раство ров могут выделяться в виде мелких. называемых коа-церватов. Мы можем полу чить коацерваты искусственным путем, смешивая, например, растворы яичного белка иол желатины с гуммиарабиком. Изучая эгп образования, можно устано вить, что, несмотря на свое жидкое состоя ние, коацерватные каиельки обладают не которым внутренним строением, некоторой организацией, еще очень простой и весьма неустойчивой. По благодаря этой органи зации они способны улавливать из окру жающего раствора различные вещества. В результате этого.каждая коаперватная ка пелька при благоприятных условиях мо жет увеличиваться в об’еме и весе, т. е. она может расти. Такого рода капельки должны были) воз никнуть и © первичном океане Земли. Ведь они образуются при простом смешива нии белковых веществ. Попытаемся мыс ленно проследить за дальнейшей судьбой этих впервые возникших коацерватных капелек. Прежде всего обратим внимание на то, что они плавали не просто в воде, а в рзстворе разнообразных органических веществ. Они улавливали эти вещества и таким образом роелп. Но скорость роста отдельных капелек была не одинакова. Она зависела от внутреннего строения каждой капельки, а разные капельки обладали различной организацией. Оцнп из них вби рали в себя органические вещества окру жающего раствора быстро, тогда как дру гие медленно. По эгп неудачники не могли существовать долго. Вскоре они распада лись, а заключенные в них органические вещества вновь переходили в окружающий раствор и поглощались более совершенны ми по своему строению панельками. Эти последние, напротив, быстро разрастались и размножались. Так возник естественный отбор наиболее совершенных но своему* строению капе лек. Неудачные формы организации сами собой уничтожались, исчезали с липа Зем ли. В водах первичного океана сохраня лись только такие коацерваты, внутреннее строение которых из поколения о поколе ние делалось все совершеннее, все бо лее приспособленным к быстрому поглоще нию оргаииче^кпх веществ, к их усвое нию, к быстрому росту и размножению. Но чем дальше шел этот процесс, чем меньше оставалось органических веществ в водах океана, тем строжо и строже ста новился естественный отбор. Между ка пельками возникла прямая борьба за су ществование. Более просто устроенные, ме нее афиспособленные капельки в этой борьбе рано или позтао погибали. Расти и размножаться дальше могли только та кие образования, которые в результате поелеювательных превращений приобрели очень сложное, но «месте с тем и очень совершенное внутреннее строение. Но это уже не были простые коаперватны* ка тод.»кп , это были первичные организмы, простейшие живые существа. Их строение было значительно совершен нее коаперватиых капелек, но все же оно было несравненно проще даже самых про стых нз известных нам в настоящее время живых существ. Естественный отбор, о котором мы говорили выше, продолжался п с появлением жизни. Проходили годы, века, тысячелетия, и строение живых су ществ все более п более улучшалось и приспособлялось к тем условиям сущест вования, в которых им приходилось жить. Они делались все 5олоо и более организо ванными. Вначале питанием для них служили только органические вещества. Но с тече нием времени количество этих веществ В лекциях было показало, пап т:а заре 1поставлена правильно, как учит В. П. создания нашей партии зародилось идейное : Ленин. «Во всякой школе, — писал В. И. содружество Сталина. дзух вождей — Л.тиша п Лекштгг го куреу «~лртнГ;;п? строп- тольство и лартивно-п; ппнч'ская работа - ВС СССР» (лекторы подполковник Пиль- | Лепил, — самое важное — идеино -поли- I тичоскос направление лекций. Чем опре- I д мяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов». - * П одполковник А. НРЫЛ03. В т^ходе. Фото М. Бугакова. в себе способность поглощать энергию сол нечного луча, за счет этой энергии разла гать углекислоту и из ее углерода строить в своем теле органические вещества. Та ким образом и возникли простейшие расте ния — сине-зеленые водоросли, остатки которых мы можем сейчас обнаружить в древнейших отложениях • земной коры. Другие живьге существа сохранили прежнюю форму питапия, но для того, чтобы не погибнуть, ови стали поедать водоросли, используя те органические ве щества, которые ' в ппх образовывались. Так возник в своем первоначальном виде мир животных. • «На заре» жизни, в начале так назы ваемой эозойской эры, н растения, я жи вотные представляли собой мельчайшие, ошоклсточные живы* существа. Большим событием в истории последовательного развития природы было возникновение многоклеточных оргапнзмов — обвине ние отдельных клеток в сообщества. Жи вые организмы стали делаться все сложнее и разнообразнее. В течение эозойской эры, которая насчитывает многие и многие мил лионы лет, население Земли изменилось до неузнаваемости. Мощные водоросли з а - ' селили воды морей и океанов, в их за рослях появились многочисленные медузы, моллюски, пглокожие и морские черви; жизнь вступила в повую палеозойскую эру, которая длилась более 300 миллионов лет. В начале этой эры единственной ареной жизни было еще только море, где разви вались разнообразные водоросли и много численные морские животные, в ч а с т н о с ти рыбы. Однако во второй половине пале озоя растения и животные начинают быст ро заселять сушу. В болотистых лесах ка менноугольного периода вырастают ги гантские хвощи, древовидные папоротники и плауны. Несколько позднее появляются хвойные деревья и цикадовые пальмы. Все многочисленнее и разнообразнее делается и животное население суши. Появляются* • сперва земноводные, а затем и пресмыка ющиеся. Последующая за палеозоем, так назы ваемая мезозойская эра, длившаяся также ^многие миллионы лет, явилась периодом расцвета пресмыкающихся. Гигантские динозавры и игуанодонты владел^ сушей. В 'Морях плавали плезиозавры и ихтиозав ры, а в воздухе летали безобразные птеро дактили. К концу мезозойской эры путем после довательного развития пресмыкающихся возникли птицы и млекопитающие. Их царством явилась последняя кайнозойская эра, которая продолжается л сейчас. Э та эра делится на третичный и четвертичный периоды. Лишь в последнем, четвертичном ее периоде появится на земле человек и создался . весь тот мир живых существ, который мы наблюдаем сейчас. Тайну развития жизни и возникновения человека раскрыл великий ученый Чарльз Дарвин. Он доказал, что в^е живые су щества родственны между собой и произо шли они в результате длительного разви тия — эволюции. Дарвин установил, что человек является .высшей, наиболее раз витой формой среди млекопитающих жи вотных и что произошел он от ооезьяпы. Каким же образом паши лредкц — ис копаемые человекообразные обезьяны — превратились в людей? Энгельс в своем замечательном произведении «Роль трута в процессе превращения обезьяны в чело века» обстоятельно показал, что это прев ращение происходило под непосредствен ным воздействием труда. Процесс такого превращения был очень длительным ■ сложным, оп продолжался миллион с лиш ним лет. В процессе постепенного очело вечения обезьяньих предков наиболее важ ным моментом было развитие вертикал ной походки. Под вшяиисм своего образа жизни обезьяны начали отвыкать от по мощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку. «Этим был сделан решающий шаг для перехода от сбсзьгны и человеку» (Энгель^). Освобожденные пт необходимос ти учл'тгсзать в перетвпженип на зечл* Р 5 ки наших предков постепенно приспосо бились держать .различны? предметы — палки, кпг'ин, чтобы .защищаться ими о? врагов п добывать пищу. Так наши предки в эпоху перехода от обезьяны к чел ноку постепеигю научились приспосабливать свои руки к первым, самым простым тру довым операциям, которые с течением вре мени все более усложнялись. «Процесс труда начинается только при изготовления • орудий», — пишет Эпгод’ с. С тех пот,, как. наш че.товгкоофя.’иый прелок сдал «животным, делающим орудия», в мире появился человек. Таким обоячом труд создал челнока и явгс-.ся необходимым условием его сущеетвозюия. Под тоэгГст- впем трута происходил весь сложггый и длительный T J jw w пчеловеческия wiowwr ны и создглия челогсческого общества. ‘ Академик А. И. ОПАРИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz