На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

/ 2 НА- С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 13 сентября 1947 г., № 213 (2906). В боевой учебе предела нет Л у ч ш и е н^а к-ю^р а*6*л е Лучший Орудийный расчет корабля Н., которым командует старшина 2 статьи Д. Бибилейшвидн^ Все задачи по стрельбе 9Т0Т расчет выполнял с оценками «хорошо» й«отлично», за что получил благодарность командира корабля. НА СНИМКЕ — орудийный расчет: старшие матросы В. Королев и Р. Урсегов, матросы В. Перепелица и Р. Хабибулин, старшина 2 статьи Д . Бибилейшмили, старший матрос П. Фатьянов, матросы П. Пересыпкии, А. Пехтерев, К . Иванченко и А. Хрусталев. Фото М. Бугакова. Он достойно служит Родине В чем была ошибка старшины Долго ire мог заснуть в эту ночь стар- < nim'i матрос Налатов. Неудача, постигшая его в прошедший день, заставила до мело­ чи продумать всю работу с отделением. Хотелось понять, в чем же была ошибка. А дело было так. С утра на корабль прп- была комиссия. Матросы и старшины жда­ ли ее, зная, что комиссия будет строгая, придирчивая. Волновались, конечно. На юте у обреза только и разговору было, что о предстоящей проверке. — Волнуюсь немного,— говорил коман­ дир отделения сигнальщиков Пятанов Па- латову. — Кажется, все в порядке, а вот волнуюсь. Ведь смотри: вдруг одни, два человека получат плохую оценку, и ко­ рабль наш не только первое место пе зай­ мет, а и на среднее пе вытянет. Палатов, не отвечая, подумал про себя: «Пу мы-то, торпедисты, не получим плохую оценку. Кажется, все знаем. Правда, после ухода старого командира занимались сла­ бовато, но прежний багаж еще есть, па нем выедем». Инспектирующие прибыли. Как и ожи­ дали матросы, поверяющие были стро­ ги. — Боевая тревога! — дал вводную по­ веряющий. — Торпедная атака! Ап­ параты на правый борт! Тут-то и понял Палатов, что мно­ гое и многое они упустили во время тренировок. Леерные стойки срубали вяло, третий номер матрос Игонин терялся, сует­ ливо открывал клапаны, па вопросы пове­ ряющего отвечал невпопад. Матрос Прос­ куряков до того растерялся, что начал пу­ тать комзнды и приказания, передаваемые с командного пункта, доклады с поста. Да и сам Палатов, являясь одновременно и командиром поста и первым номером, дей­ ствовал нечетко, растерянно, на один из вопросов ответил совершенно слабо. — Расчет подготовлен плохо, — сказал поверяющий офицер. — Мало тренируе­ тесь, товарищ командир отделения, — в . упор посмотрев на Палатова, добавил он. Палатов готов был провалиться сквозь землю. Рядом стояли товарищи и в глазах каждого ош читал ^ р е к . На другой день командир собрал расчет и заявил: — Слабую оценку мы получили потому, что тренировками последнее время не зани­ мались. Решили, что «вывезут» старые знания. С сегодняшнего дпя требую, чтобы каждый из вас напряг все силы, по пятоо, которое вы наложили вчера на себя, долж­ но быть смыто нашей отличной работой. Больше такого допускать нельзя. Матросы, тоже много думавшие о вчера­ шней неудаче, твердо решили в будущем : этого не допускать. Учеба началась В ясный солнечный день проводились учения. Сигнальщики далеко могли заме­ тить «щютнвника». Проходит полчаса. Вот уже дистанция позволяет открыть огонь. Артиллерийский «бой» начался. Расчет Палатова застыл у аппаратов. Вот-вот может последовать приказание о торпедной атаке. Так и есть. — Торпедная атака! Аппараты па ле­ вый борт! — командует командир корабля. Но в этот момент корабли «противни­ ка^ резко отворачивают и, отстреливаясь из кормовых орудий, на полном ходу ухо­ дят к горизонту. Торпедная атака отстав- лгна. Палатов видел, что работы с расчетом еше очень много. Правда, сдвиги есть. По­ ело инспекторской пров *рм 1 командир уси- леипо тренировал расчет, используя для этого не только часы учебы, по и свобод­ ное время, по недостатки еше пе из­ житы. Тут и неуверенные действия матроса Пгошша, и слабые, не­ уставные доклады на мостпк второ­ го номера, излишняя и ненужная суетли­ вость дублсрсв-практикантов. Корабль вышел в море. Напряженность ; занятпй усилилась. Терять нельзя ни ми­ нуты. После отбоя боевой тревоги Палатов собрал расчет и начал тренировку. Снача­ ла оп коротко указал на недостатки в дей­ ствиях каждого номера, затем об’явил го­ товность и начал тщательно присматри­ ваться к действиям матросов. Вот он заметил, что матрос Проскуряков после команды *залп» замедляет, на ка- кие-то доли секунды дернуть за спусковой рычаг. Командир приостановил тренировку и строго внушил Проскурякову, что за­ медление. приведет к безрезультатной ата­ ке, особенно, если она производится на встречных курсах с противником, при большом ходе. Расчеты командира корабля будут нарушены. > — При торпедной атаке, — дополнил Палатов, — секунда, доля секунды решают Бее. Дал залп чуть раньше — мимо, чуть позднее — опять мимо. Надо давать немед­ ленно по команде. Проскуряков внимательно выслушал командира и, выполнив несколько раз команду, больше не допускал отставания в спуске рычага. Во время следующей тренировки Пала- тов обратил внимание на доклады и репе- тование приказаний. Он сам сел на место наводчика Проскурякова, четко, по-уставно­ му отрепетовал несколько команд с мости­ ка, громко и коротко доложил на мостик и потребовал от наводчика все проделать так же. У Проскурякова вышло так же/ ' как и раньше. — Слабо, — сказал Палатов и при­ казал повторить снова, затем еще и еще, до тех пор, пока наводчик перестал пу­ тать доклады. Практические тренировки чередовались с теоретическими занятиями, которые часто проводил и командир боевой частв Ъгаршина машинной группы ст арш ин а 2 статьи Кириченко — отличник боевой и политической подготовки Фото Б. Быкова. лейтенант т. Богданов. К лейтеяанту Па­ латов обращался довольно часто, да и офи­ цер не выпускал из вида боевой пост Па­ латова. Но одно дело обеспечить атаку. А если свой корабль окажется поврежденным в бою? Борьба за живучесть корабля, поста— важнейшая задача личного состава. На одной из тренировок Палатов об’явил: — Пожар на боевом посту! Этот впд учебы показал явный пробел в подготовке расчета. Особенно растерялся матрос Игонин. Он не знал, что ему делать при пожаре в ра­ сположении боевого поста, не звал даже нумерации пожарных рожков. Слабо дей­ ствовали и другие номера. — Так вы пожар не потушите,— сказал присутствовавший па учении офицер Бог­ данов и приказал настойчиво тренировать расчет. Палатов стал проводить тренировки, как указал командир боевой части. Время шло. Расчет уже стал не тем, ка­ ким был раньше. Матросы не терялись при вводных, их теоретические знания по­ высились. Труд не пропал д а р о м Ответственный день настал. С утра ста­ ло известно, что сегодня торпедные стрель­ бы. 1*есь расчет собрался у аппарата. Про­ смотрен был каждый винт, каждый клапан, еще раз проверено приготовление торпеды. Все было в порядке. Но Палатов еще и еШе раз осматривал оружие, проверяя рычаги, механизмы наводки. И лишь когда оконча­ тельно убедился, что аппарат не подведет, разрешил матросам отдохнуть. Начались учения. ^ — Слева по носу, курсовой... дистан­ ция... неизвестный корабль. Вахтенный офицер не отрывает от глаз бинокля. Силуэт ;растет в окулярах, и те­ перь уже ясно видно, что это корабль «про­ тивника». Резкая трель боевой тревоги. Вместе со всеми расчет Палатова зани­ мает места на боевом посту. Быстро оде­ ты телефоны, открыты запирающиеся кла­ паны, проверены готовность труб, враще­ ние аппарата на оба борта. Все в порядке. ланыпе нормативного срока передал Па­ латов доклад на мостик о готовности поста к бою. Сегодняшняя атака сложна. Нужно вы­ брать момент, чтобы поразить корабль «противника». Это один.из ответственных этапов торпдаых стрельб. Вот почему вни­ мание всех напряжено до предела. Корабль делает резкий поворот и, пройдя полмили, снова круто ворочает на левый борт. Так повторяется несколько раз. «Про­ тивник» уже близко. т — Торпедные аппараты, товсь! — слы­ шится с мостика. х П почти сразу: — Вторая пли! — Торпеда вышла! — немедлепно до­ ложили торпедисты. Пенистый пузырчатый след торпеды был виден несколько кабельтовой. Она пошла наперерез кораблю «противника». ...Прошло песколько дней. Принимаю­ щие стрельбу офицеры сообщили, что стрельба выполнена с высокой оценкой. Торпедисты во главе с Палаговым были довольны. Затраченное время не прошло даром, оно дало желаемые результаты. Старший лейтенант А. НЕГИН. Десять лет служит в авиации гварши старший сержант Николай ДеШкин. «Как сейчас, помнятся, — говорит оп, — пер­ вые шаги и знакомство с авиационной тех­ никой». На первых порах Дешкину доверяли самое простое дело: протирку езмолета, наблюдение за чистотой вспомогательного эксплоатацпонного оборудования. Эту ра­ боту он вьпголпял с большим желанием. Не было такого дня, чтобы Дешкин пе по­ бывал у боевых машип, не поинтересовал­ ся бы работой авиамехаников. Внимательно присматриваясь к делу, Дешкин старался понять и освоить все, что видел на практике и слышал на за­ нятиях по изучению материальной части. В копце рабочего дня он шел к самолету и с помощью механика изучал авиамотор, специальное оборудование. . Вскоре Николаи Дешкин завоевал ува­ жение личного состава и был назначен вторым механиком. Это еще больше вооду­ шевило его. На зачетах по материальной части он показал хорошие знапия, за что получил первую благодарность от ктман- дйра подразделения. По это пе успокоило трудолюбивого специалиста, оя продолжал совершенствовать свои знания, обращался за советом и помощью к старшим меха­ никам. Дешкина часто можно было видеть в кругу опытных специалистов. Молодой механик интересовался устройством новых приборов, расспрашивал о работе агрега­ тов, перенимал опыт эксплоатации тех­ ники. Приобретенные знания тов. Дешкин умело использовал в своей практической работе. Его самолет всегда находился в исправном состоянии. В горячие дпи войны требовалось пе- устаино работать иа своем боевом посту, и старший сержант Дешкип, самостоятельно обслуживая самолет, не считался с пере­ грузкой. Дни и ночи проводил оп у са­ молета. Когда появлялся летчик, он неиз­ менно докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к полету готов!». Летчик, принимая рапорт, всегда был уверен d том, что опытный механик не подведет его. Возвратившись с боевого за­ дания, летчик крепко пожимал руку старшему сержанту Дешкину и говорил: — Замечаний по работе самолета и мотора не имею. За отличное обслуживание и подготов­ ку самолета к боевым вылетам коман­ дование наградило механика Дешкина ор­ деном Красной Звезды и д*умя медалями. Любовное отношение к делу, неустанная учеба и постоянное совершенствование знаний помогли старшему сержанту стать одним из лучших механиков авиачасти. Приобретенный опыт за многолетнюю службу гвардии старший сержант Дешкин охотно передает своим товарищам Часто помогают друт другу в работе и делятся между собою его боевые друзья — гвардии старшины Татарников, Блимак и старший сержант Королев. Помогать товарищам словом и делом — установившееся правило механика само­ лета Николая Дешкина. «Прежде всего — взаимная выручка, — говорит он своим сослуживцам. — Сегодня помогу я вам, а завтра мне эта помощь будет нужна!». Так служит, показывая хороший при­ мер в^ем остальным воинам части, дистги- плинированный, исполнительный и требо­ вательный к себе механик самолета Ни­ колай Дешкин. Достойно относится к нему весь экипаж гвардии лейтенанта Бооичен- ко. Высоко ценит его работу инженер т. Моржаков. Везде и. всюду ставит он старшего сержанта Дешкина в пример другим механикам самолетов. ✓ Заслуженный авиационный специалист Нпколай Дешкин не захотел расставаться со своей боевой частью, с друзьями п товари­ щами, которые помогли ему освоить по­ четную специальность. На десять лег на сверхсрочную службу остался он, чтобы крепить боевую мощь родного флота. Гвардии капитан Т. ЗАХАРОВ. К чему приводит незнание правил Заюлго до выполнение стрелкового упт- ражвеяия наше подразделение начал* тренировки и теоретическую подготовку. Были изучены приемы и правила стрель­ бы. выполняемое упражнение, проведен целый ряд практических тренировок. Пастал день стрельб. Магросы и стар­ шины один за дзругим уверенно вызоднли на огневой рубеж и, строго выполняя команду, прицеливались и посылали пу­ ли в мишень. В целом подразделение вы­ полнило упражнение на «хорошо». Отлич­ ных результатов в стрельбе добились старшпе матросы Соболев, Бирюков, Фе­ дотов, матрос Снопов и другие. Из трех возможных опп иоразилп мишень тремя пулями. f Совершенно другое получилось у матро­ са Дятлова. Он невнимательно, с холод­ ком отнесся и к теоретической подго­ товке, и к практическим тренировкам. На огневом рубеже Дятлов растерялся: за­ был постаигпть правильный прицел, в результате чего все пули прешли мимо, ц ел . \ Руководивший стрельбой офицер тов. Матвеев разрешил Дятлову повторить уп­ ражнение. Матрос опять допустил грубую ошибку: по команде «оружие к бою готовь» он не поставил затвор на боевой взвпт и и<* наложил палец па спусковой крючок, а проделал все это второпях пос­ ле команды «огонь!». Произошел «случай­ ный» выстрел, и пуля пошла мимо мише­ ни. Почти таким же образом он произвел и следующие выстрелы. В результате уп­ ражнение Дятлов и? выполнил. Урок Дятлова показал нам еще раз, что значит во-время усвоить правила обращения г. личным оружием — оружие^ которое нам вверила Родина. Уметь владеть этим оружием в совершенстве — дело чести каждого военного моряка. Матрос А. ЗУДОВ. Морская Па последней тренировке старшина 2 статьи Василий Артамонов немного нервничал. Он стоял у торпрдного аппарата и внимательно наблюдал, как матросы Ка­ занцев, Максимов, Метельский готовили 1 >рнеду к выстрелу. За Казанцева и Мак­ симова старшина был уверен: они знали дело, но Метельский вызывал сомнение. Молодой матрос Боровиков, хотя и входил в расчет, но считался дублером Казакова и но тревоге просто помогал по указаниям старшины. Артамонов не очень волновался за Боровикова, но ошибки четвертого но­ мера матроса Метельского заставили стар­ шину нервничать. — Что вы делаете? — обратился Арта­ монов к Метелъскому, когда он потянулся к пробке керосинового баллона, не поста­ вив предварительно стопор на гребпые вин­ ты. M m j . gc задумался. — Расскажите порядок приготовления торпеды к выстрелу. Метельский взял контрольный листок, в котором был указан порядок приготовле­ ния торпеды, по старшина передал листок Боровикову. — Рассказывайте по памяти, а вы, Бо­ ровиков, следите и что он пропустит, бу­ дете добавлять. Метельский понимал, почем" старшина так строг: тренировки закончились, пришло время па практике показать свои знапия. А при практической стрельбе надо действо­ вать сноровисто, как в бою, ибо секунда промедления может сорвать торпедную агаку. зрелость — Прежде всего надо поставить стопор на гребные винты,— отвечал Метельский, обдумывая каждое слово. — Убедиться в том. что запирающий клапан закрыг. При каждом правильном ответе старшина утвердительно кивал головой, а наиболее важные вопросы заставлял об’яснять под­ робнее. Когда Метельский что-либо не до­ говаривал, его дополнял Боровиков. После тренировки старшина Артамонов сделал разбор и предупредил матросов, что выход в море, явится боевым экзамепом для всего экипажа корабля и что торпедисты должны показать высокую выучку с ор­ ганизованность. — Мы — все комсомольцы, — говорил старшина,— И я напоминаю вам о комсо­ мольском долге, потому что всякий про­ мах, любая даже незначительная ошибка при выстреле торпеды будет равносильна ошибке и промаху при боевом выстреле. А это не к лицу комсомольцам. Матросы созпавалп ответствеппость, ле­ жащую па каждом пз пих, п после разбора собрались в кубрике, чтобы поговорить. Матрос Казаппев — старший специалист, опытаый торпедист— высказал свои заме­ чании матросу Метельскому и предложил ему позаниматься у аппарата дополнитель­ но. Метельский охотно согласился. Присое­ динился к ним и матрос Боровиков. — Морс — лучшая школа, — сказал Казанцев. — Оно научит ценить и время, и тренировки, и теоретические занятия. В правдивости этих слов Метельск убедился при первой боевой тревоге. Ко­ рабль сильно раскачивало, дул порывистый ветер. Торпедисты делали обычное дело: снимали с аппаратов чехлы, вытягивали из трубы кормовую часть торпеды и вы­ полняли все строго по контрольному ли­ стку. Но работа шла несколько медленнее, чем это было во время стоянки корабля на якоре. Матрос Метельский сразу ощутил разницу в условии работы, качка не дава­ ла спокойно заниматься приготовлением торпеды, так что приходилось одной рукой держаться за аппарат, детали не лежали на месте и зазевайся на секунду — что- нибудь скатится за борт, даже безкозыр- ка, поминутно подхватываемая порывами ветра, требовала к себе внпмапия. «Вот по­ чему,— думал Метельский,— надо на-зубок зпать свою специальность: здесь некоща размышлять». Он с некоторой завистью смотрел на Казанцева и Максимова, рабо­ тающих так ж? свободно и быстро, как это было при тренировках. Не совсем уверенно чувствовал себя и матрос Боровиков. На корабль он пришел недавно, после окончания школы. Учился он отлично и успешно сдал экзамен стар- шин“ Артамопову, вызвав этим уважение к себе. В море потребовалось и другое — уметь применять знания на практике, че­ му в значительной степепи препятствовали новые условия, с трудностями которых Боровиков встретился впервые в жизни. Ода ко и Метельский, и Боровиков вели себя достойно, и старшина Артамонов, умеющий понимать людей с пх первых шагов на корабле, решил: «Привыкнут — не подведут». Старшина 2 статьи Артамонов, | приняв командование боевым постом, сразу ознако­ мился с каждым подчиненным, приступил к сколачиванию крепкого, здорового кол­ лектива, к воспитанию чувства товарище­ ства. В короткий срок оп добился того, что матросы его отделения показывали хоро­ ший пример, не делали проступков, строго выполняли распорядок дпя. Ни один эле­ мент воспитательной работы пе оставался забытым Артамоновым. Особенно важное значение старшина придавал политическому образованию под­ чиненных. На личном опыте оп много ра^ убеждался в том, что звания отличника боевой и политической подготовки легче добивается тот матрос, который имеет ши­ рокий политический кругозор, высокую сознательность, кто обдумывает каждый свой шаг, взвешивает свои действия, заду­ мываясь над тем, как они отразятся на боеспособность корабля. Ясно, что тажим матросом становится тот, кто непрерывно повышает свой идейно-политический уро­ вень. Артамонов следил за подготовкой подчиненных к изучаемой теме, знал оцеп- ки каждого, своевременно помотал отстаю- •:гом. поощрял лучших и добился успеха. Sro успех был твердым. Выдалась темная ночь. По Сигналу боевой тревоги торпедисты выбежали из кубрика и, напрягая зрение, устремились к торпедным аппаратам. Сняв чехлы, матрос Казаков занял свое место наводчика, одел телефон. Максимов занял пост прицельного наводчика. — Прострелять аппараты! — скоман­ довал старшина Артамопов. Метельский потянул рычаг. — Быстрее! Аппараты разворачивались направо, на­ лево, слышалось постукивание передачи, щелчки. — Приготовить торпеду к выстрелу! — Вот тут матросу Метельскому не мог по­ мочь контрольный листок, так как в тем­ ноте сливались даже большие детали, а наиболее мелкие приходилось брать на- ощутгь. Старшина не стоял в стороне, он сам выполнял особо важное л трудоемкое, но предупредил Метельского, что в сле­ дующий раз ему придется работать ночью одному. Метельский не сводил глаз с рук старшины. Матрос Боровиков помогал за­ ряжать баллоны керосином, маслом, а за­ тем подошел к Казанцеву, чтобы запом­ нить все в точности и потом, ночью, повторить, если старшина разрешит. — Обязанности выполнил! — доклады­ вают номера расчета. Старшина доложил на мостик: «Боевой пост к бою готов!». Наступили напряженные ответственные минуты. Где-то в стороне, в темноте на­ ходится цель, которую, несмотря на качку, надо поразить. — Торпедная атака, аппарат, правый борт, цель... Наводка центральная... У аппаратов ни звука. Матрос Казаков совмещает стрелки, Метельский сосредото- чеп настолько, будто кроме голоса комап- днра боевой части с мостика и кпопкп электрического управления аппаратами для него ничего вокруг пе существовало. — Аппараты товсь! Казаков снял / с предохранителя и сжимает в руке боевую рукоятку, другой рукой уточняя паводку. Ревун... Аппараты вздрогнули, тяжелое тело тор­ педы с шумом ударилось о воду. Точность действий торпедистов, безуко- ризненпая подготовка техники в сочетании с правильными расчетами сделали свое де­ ло: торпеда прошла под кораблем-целью и всплыла. Труд торпедистов был заслужен- no оценеп: весь расчет получил благодар­ ность, а старшина Артамонов и матрос Казаков — внеочередные увольнения. Многое дал поход торпедистам, а самое главное — это морскую зрелость. Люди поняли, что подлинное мастерство склады­ вается пз многих элементов теории и практики, что пельзя отрывать одно от другого. Малейшая несерьезность при тре­ нировке, забывчивость самых второоте- пенпых пункте® инструкции или пренебре­ жительное отношение к чему-либо на по­ ходе неизбежно скажется, а дорабатывать в море слабые места куда труднее, чем у стенки. В этом убедился матрос Метель- ский. Он говорит: «Все, что мне раньше казалось легким и простым для усвоения, на самом деле требует кропотливой работы. И сто раз прав старшина, заставляя пас учиться, учиться и учиться». Расчет торпедистов старшины 2 статьи Артамонова прошел в морс настоящую шко.ту. Но старшина не успокаивается иа достигнутом успехе. Оп продолжает учить людей, углублять их специальные и поли­ тические знания и в этом — залог даль­ нейшего совершенствования боевого мастер­ ства передовой па корабле комсомольской группы торпедистов. Капитан И. БЕРЕЗКИН. * J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz