На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
/ 2 НА- С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 13 сентября 1947 г., № 213 (2906). В боевой учебе предела нет Л у ч ш и е н^а к-ю^р а*6*л е Лучший Орудийный расчет корабля Н., которым командует старшина 2 статьи Д. Бибилейшвидн^ Все задачи по стрельбе 9Т0Т расчет выполнял с оценками «хорошо» й«отлично», за что получил благодарность командира корабля. НА СНИМКЕ — орудийный расчет: старшие матросы В. Королев и Р. Урсегов, матросы В. Перепелица и Р. Хабибулин, старшина 2 статьи Д . Бибилейшмили, старший матрос П. Фатьянов, матросы П. Пересыпкии, А. Пехтерев, К . Иванченко и А. Хрусталев. Фото М. Бугакова. Он достойно служит Родине В чем была ошибка старшины Долго ire мог заснуть в эту ночь стар- < nim'i матрос Налатов. Неудача, постигшая его в прошедший день, заставила до мело чи продумать всю работу с отделением. Хотелось понять, в чем же была ошибка. А дело было так. С утра на корабль прп- была комиссия. Матросы и старшины жда ли ее, зная, что комиссия будет строгая, придирчивая. Волновались, конечно. На юте у обреза только и разговору было, что о предстоящей проверке. — Волнуюсь немного,— говорил коман дир отделения сигнальщиков Пятанов Па- латову. — Кажется, все в порядке, а вот волнуюсь. Ведь смотри: вдруг одни, два человека получат плохую оценку, и ко рабль наш не только первое место пе зай мет, а и на среднее пе вытянет. Палатов, не отвечая, подумал про себя: «Пу мы-то, торпедисты, не получим плохую оценку. Кажется, все знаем. Правда, после ухода старого командира занимались сла бовато, но прежний багаж еще есть, па нем выедем». Инспектирующие прибыли. Как и ожи дали матросы, поверяющие были стро ги. — Боевая тревога! — дал вводную по веряющий. — Торпедная атака! Ап параты на правый борт! Тут-то и понял Палатов, что мно гое и многое они упустили во время тренировок. Леерные стойки срубали вяло, третий номер матрос Игонин терялся, сует ливо открывал клапаны, па вопросы пове ряющего отвечал невпопад. Матрос Прос куряков до того растерялся, что начал пу тать комзнды и приказания, передаваемые с командного пункта, доклады с поста. Да и сам Палатов, являясь одновременно и командиром поста и первым номером, дей ствовал нечетко, растерянно, на один из вопросов ответил совершенно слабо. — Расчет подготовлен плохо, — сказал поверяющий офицер. — Мало тренируе тесь, товарищ командир отделения, — в . упор посмотрев на Палатова, добавил он. Палатов готов был провалиться сквозь землю. Рядом стояли товарищи и в глазах каждого ош читал ^ р е к . На другой день командир собрал расчет и заявил: — Слабую оценку мы получили потому, что тренировками последнее время не зани мались. Решили, что «вывезут» старые знания. С сегодняшнего дпя требую, чтобы каждый из вас напряг все силы, по пятоо, которое вы наложили вчера на себя, долж но быть смыто нашей отличной работой. Больше такого допускать нельзя. Матросы, тоже много думавшие о вчера шней неудаче, твердо решили в будущем : этого не допускать. Учеба началась В ясный солнечный день проводились учения. Сигнальщики далеко могли заме тить «щютнвника». Проходит полчаса. Вот уже дистанция позволяет открыть огонь. Артиллерийский «бой» начался. Расчет Палатова застыл у аппаратов. Вот-вот может последовать приказание о торпедной атаке. Так и есть. — Торпедная атака! Аппараты па ле вый борт! — командует командир корабля. Но в этот момент корабли «противни ка^ резко отворачивают и, отстреливаясь из кормовых орудий, на полном ходу ухо дят к горизонту. Торпедная атака отстав- лгна. Палатов видел, что работы с расчетом еше очень много. Правда, сдвиги есть. По ело инспекторской пров *рм 1 командир уси- леипо тренировал расчет, используя для этого не только часы учебы, по и свобод ное время, по недостатки еше пе из житы. Тут и неуверенные действия матроса Пгошша, и слабые, не уставные доклады на мостпк второ го номера, излишняя и ненужная суетли вость дублсрсв-практикантов. Корабль вышел в море. Напряженность ; занятпй усилилась. Терять нельзя ни ми нуты. После отбоя боевой тревоги Палатов собрал расчет и начал тренировку. Снача ла оп коротко указал на недостатки в дей ствиях каждого номера, затем об’явил го товность и начал тщательно присматри ваться к действиям матросов. Вот он заметил, что матрос Проскуряков после команды *залп» замедляет, на ка- кие-то доли секунды дернуть за спусковой рычаг. Командир приостановил тренировку и строго внушил Проскурякову, что за медление. приведет к безрезультатной ата ке, особенно, если она производится на встречных курсах с противником, при большом ходе. Расчеты командира корабля будут нарушены. > — При торпедной атаке, — дополнил Палатов, — секунда, доля секунды решают Бее. Дал залп чуть раньше — мимо, чуть позднее — опять мимо. Надо давать немед ленно по команде. Проскуряков внимательно выслушал командира и, выполнив несколько раз команду, больше не допускал отставания в спуске рычага. Во время следующей тренировки Пала- тов обратил внимание на доклады и репе- тование приказаний. Он сам сел на место наводчика Проскурякова, четко, по-уставно му отрепетовал несколько команд с мости ка, громко и коротко доложил на мостик и потребовал от наводчика все проделать так же. У Проскурякова вышло так же/ ' как и раньше. — Слабо, — сказал Палатов и при казал повторить снова, затем еще и еще, до тех пор, пока наводчик перестал пу тать доклады. Практические тренировки чередовались с теоретическими занятиями, которые часто проводил и командир боевой частв Ъгаршина машинной группы ст арш ин а 2 статьи Кириченко — отличник боевой и политической подготовки Фото Б. Быкова. лейтенант т. Богданов. К лейтеяанту Па латов обращался довольно часто, да и офи цер не выпускал из вида боевой пост Па латова. Но одно дело обеспечить атаку. А если свой корабль окажется поврежденным в бою? Борьба за живучесть корабля, поста— важнейшая задача личного состава. На одной из тренировок Палатов об’явил: — Пожар на боевом посту! Этот впд учебы показал явный пробел в подготовке расчета. Особенно растерялся матрос Игонин. Он не знал, что ему делать при пожаре в ра сположении боевого поста, не звал даже нумерации пожарных рожков. Слабо дей ствовали и другие номера. — Так вы пожар не потушите,— сказал присутствовавший па учении офицер Бог данов и приказал настойчиво тренировать расчет. Палатов стал проводить тренировки, как указал командир боевой части. Время шло. Расчет уже стал не тем, ка ким был раньше. Матросы не терялись при вводных, их теоретические знания по высились. Труд не пропал д а р о м Ответственный день настал. С утра ста ло известно, что сегодня торпедные стрель бы. 1*есь расчет собрался у аппарата. Про смотрен был каждый винт, каждый клапан, еще раз проверено приготовление торпеды. Все было в порядке. Но Палатов еще и еШе раз осматривал оружие, проверяя рычаги, механизмы наводки. И лишь когда оконча тельно убедился, что аппарат не подведет, разрешил матросам отдохнуть. Начались учения. ^ — Слева по носу, курсовой... дистан ция... неизвестный корабль. Вахтенный офицер не отрывает от глаз бинокля. Силуэт ;растет в окулярах, и те перь уже ясно видно, что это корабль «про тивника». Резкая трель боевой тревоги. Вместе со всеми расчет Палатова зани мает места на боевом посту. Быстро оде ты телефоны, открыты запирающиеся кла паны, проверены готовность труб, враще ние аппарата на оба борта. Все в порядке. ланыпе нормативного срока передал Па латов доклад на мостик о готовности поста к бою. Сегодняшняя атака сложна. Нужно вы брать момент, чтобы поразить корабль «противника». Это один.из ответственных этапов торпдаых стрельб. Вот почему вни мание всех напряжено до предела. Корабль делает резкий поворот и, пройдя полмили, снова круто ворочает на левый борт. Так повторяется несколько раз. «Про тивник» уже близко. т — Торпедные аппараты, товсь! — слы шится с мостика. х П почти сразу: — Вторая пли! — Торпеда вышла! — немедлепно до ложили торпедисты. Пенистый пузырчатый след торпеды был виден несколько кабельтовой. Она пошла наперерез кораблю «противника». ...Прошло песколько дней. Принимаю щие стрельбу офицеры сообщили, что стрельба выполнена с высокой оценкой. Торпедисты во главе с Палаговым были довольны. Затраченное время не прошло даром, оно дало желаемые результаты. Старший лейтенант А. НЕГИН. Десять лет служит в авиации гварши старший сержант Николай ДеШкин. «Как сейчас, помнятся, — говорит оп, — пер вые шаги и знакомство с авиационной тех никой». На первых порах Дешкину доверяли самое простое дело: протирку езмолета, наблюдение за чистотой вспомогательного эксплоатацпонного оборудования. Эту ра боту он вьпголпял с большим желанием. Не было такого дня, чтобы Дешкин пе по бывал у боевых машип, не поинтересовал ся бы работой авиамехаников. Внимательно присматриваясь к делу, Дешкин старался понять и освоить все, что видел на практике и слышал на за нятиях по изучению материальной части. В копце рабочего дня он шел к самолету и с помощью механика изучал авиамотор, специальное оборудование. . Вскоре Николаи Дешкин завоевал ува жение личного состава и был назначен вторым механиком. Это еще больше вооду шевило его. На зачетах по материальной части он показал хорошие знапия, за что получил первую благодарность от ктман- дйра подразделения. По это пе успокоило трудолюбивого специалиста, оя продолжал совершенствовать свои знания, обращался за советом и помощью к старшим меха никам. Дешкина часто можно было видеть в кругу опытных специалистов. Молодой механик интересовался устройством новых приборов, расспрашивал о работе агрега тов, перенимал опыт эксплоатации тех ники. Приобретенные знания тов. Дешкин умело использовал в своей практической работе. Его самолет всегда находился в исправном состоянии. В горячие дпи войны требовалось пе- устаино работать иа своем боевом посту, и старший сержант Дешкип, самостоятельно обслуживая самолет, не считался с пере грузкой. Дни и ночи проводил оп у са молета. Когда появлялся летчик, он неиз менно докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к полету готов!». Летчик, принимая рапорт, всегда был уверен d том, что опытный механик не подведет его. Возвратившись с боевого за дания, летчик крепко пожимал руку старшему сержанту Дешкину и говорил: — Замечаний по работе самолета и мотора не имею. За отличное обслуживание и подготов ку самолета к боевым вылетам коман дование наградило механика Дешкина ор деном Красной Звезды и д*умя медалями. Любовное отношение к делу, неустанная учеба и постоянное совершенствование знаний помогли старшему сержанту стать одним из лучших механиков авиачасти. Приобретенный опыт за многолетнюю службу гвардии старший сержант Дешкин охотно передает своим товарищам Часто помогают друт другу в работе и делятся между собою его боевые друзья — гвардии старшины Татарников, Блимак и старший сержант Королев. Помогать товарищам словом и делом — установившееся правило механика само лета Николая Дешкина. «Прежде всего — взаимная выручка, — говорит он своим сослуживцам. — Сегодня помогу я вам, а завтра мне эта помощь будет нужна!». Так служит, показывая хороший при мер в^ем остальным воинам части, дистги- плинированный, исполнительный и требо вательный к себе механик самолета Ни колай Дешкин. Достойно относится к нему весь экипаж гвардии лейтенанта Бооичен- ко. Высоко ценит его работу инженер т. Моржаков. Везде и. всюду ставит он старшего сержанта Дешкина в пример другим механикам самолетов. ✓ Заслуженный авиационный специалист Нпколай Дешкин не захотел расставаться со своей боевой частью, с друзьями п товари щами, которые помогли ему освоить по четную специальность. На десять лег на сверхсрочную службу остался он, чтобы крепить боевую мощь родного флота. Гвардии капитан Т. ЗАХАРОВ. К чему приводит незнание правил Заюлго до выполнение стрелкового упт- ражвеяия наше подразделение начал* тренировки и теоретическую подготовку. Были изучены приемы и правила стрель бы. выполняемое упражнение, проведен целый ряд практических тренировок. Пастал день стрельб. Магросы и стар шины один за дзругим уверенно вызоднли на огневой рубеж и, строго выполняя команду, прицеливались и посылали пу ли в мишень. В целом подразделение вы полнило упражнение на «хорошо». Отлич ных результатов в стрельбе добились старшпе матросы Соболев, Бирюков, Фе дотов, матрос Снопов и другие. Из трех возможных опп иоразилп мишень тремя пулями. f Совершенно другое получилось у матро са Дятлова. Он невнимательно, с холод ком отнесся и к теоретической подго товке, и к практическим тренировкам. На огневом рубеже Дятлов растерялся: за был постаигпть правильный прицел, в результате чего все пули прешли мимо, ц ел . \ Руководивший стрельбой офицер тов. Матвеев разрешил Дятлову повторить уп ражнение. Матрос опять допустил грубую ошибку: по команде «оружие к бою готовь» он не поставил затвор на боевой взвпт и и<* наложил палец па спусковой крючок, а проделал все это второпях пос ле команды «огонь!». Произошел «случай ный» выстрел, и пуля пошла мимо мише ни. Почти таким же образом он произвел и следующие выстрелы. В результате уп ражнение Дятлов и? выполнил. Урок Дятлова показал нам еще раз, что значит во-время усвоить правила обращения г. личным оружием — оружие^ которое нам вверила Родина. Уметь владеть этим оружием в совершенстве — дело чести каждого военного моряка. Матрос А. ЗУДОВ. Морская Па последней тренировке старшина 2 статьи Василий Артамонов немного нервничал. Он стоял у торпрдного аппарата и внимательно наблюдал, как матросы Ка занцев, Максимов, Метельский готовили 1 >рнеду к выстрелу. За Казанцева и Мак симова старшина был уверен: они знали дело, но Метельский вызывал сомнение. Молодой матрос Боровиков, хотя и входил в расчет, но считался дублером Казакова и но тревоге просто помогал по указаниям старшины. Артамонов не очень волновался за Боровикова, но ошибки четвертого но мера матроса Метельского заставили стар шину нервничать. — Что вы делаете? — обратился Арта монов к Метелъскому, когда он потянулся к пробке керосинового баллона, не поста вив предварительно стопор на гребпые вин ты. M m j . gc задумался. — Расскажите порядок приготовления торпеды к выстрелу. Метельский взял контрольный листок, в котором был указан порядок приготовле ния торпеды, по старшина передал листок Боровикову. — Рассказывайте по памяти, а вы, Бо ровиков, следите и что он пропустит, бу дете добавлять. Метельский понимал, почем" старшина так строг: тренировки закончились, пришло время па практике показать свои знапия. А при практической стрельбе надо действо вать сноровисто, как в бою, ибо секунда промедления может сорвать торпедную агаку. зрелость — Прежде всего надо поставить стопор на гребные винты,— отвечал Метельский, обдумывая каждое слово. — Убедиться в том. что запирающий клапан закрыг. При каждом правильном ответе старшина утвердительно кивал головой, а наиболее важные вопросы заставлял об’яснять под робнее. Когда Метельский что-либо не до говаривал, его дополнял Боровиков. После тренировки старшина Артамонов сделал разбор и предупредил матросов, что выход в море, явится боевым экзамепом для всего экипажа корабля и что торпедисты должны показать высокую выучку с ор ганизованность. — Мы — все комсомольцы, — говорил старшина,— И я напоминаю вам о комсо мольском долге, потому что всякий про мах, любая даже незначительная ошибка при выстреле торпеды будет равносильна ошибке и промаху при боевом выстреле. А это не к лицу комсомольцам. Матросы созпавалп ответствеппость, ле жащую па каждом пз пих, п после разбора собрались в кубрике, чтобы поговорить. Матрос Казаппев — старший специалист, опытаый торпедист— высказал свои заме чании матросу Метельскому и предложил ему позаниматься у аппарата дополнитель но. Метельский охотно согласился. Присое динился к ним и матрос Боровиков. — Морс — лучшая школа, — сказал Казанцев. — Оно научит ценить и время, и тренировки, и теоретические занятия. В правдивости этих слов Метельск убедился при первой боевой тревоге. Ко рабль сильно раскачивало, дул порывистый ветер. Торпедисты делали обычное дело: снимали с аппаратов чехлы, вытягивали из трубы кормовую часть торпеды и вы полняли все строго по контрольному ли стку. Но работа шла несколько медленнее, чем это было во время стоянки корабля на якоре. Матрос Метельский сразу ощутил разницу в условии работы, качка не дава ла спокойно заниматься приготовлением торпеды, так что приходилось одной рукой держаться за аппарат, детали не лежали на месте и зазевайся на секунду — что- нибудь скатится за борт, даже безкозыр- ка, поминутно подхватываемая порывами ветра, требовала к себе внпмапия. «Вот по чему,— думал Метельский,— надо на-зубок зпать свою специальность: здесь некоща размышлять». Он с некоторой завистью смотрел на Казанцева и Максимова, рабо тающих так ж? свободно и быстро, как это было при тренировках. Не совсем уверенно чувствовал себя и матрос Боровиков. На корабль он пришел недавно, после окончания школы. Учился он отлично и успешно сдал экзамен стар- шин“ Артамопову, вызвав этим уважение к себе. В море потребовалось и другое — уметь применять знания на практике, че му в значительной степепи препятствовали новые условия, с трудностями которых Боровиков встретился впервые в жизни. Ода ко и Метельский, и Боровиков вели себя достойно, и старшина Артамонов, умеющий понимать людей с пх первых шагов на корабле, решил: «Привыкнут — не подведут». Старшина 2 статьи Артамонов, | приняв командование боевым постом, сразу ознако мился с каждым подчиненным, приступил к сколачиванию крепкого, здорового кол лектива, к воспитанию чувства товарище ства. В короткий срок оп добился того, что матросы его отделения показывали хоро ший пример, не делали проступков, строго выполняли распорядок дпя. Ни один эле мент воспитательной работы пе оставался забытым Артамоновым. Особенно важное значение старшина придавал политическому образованию под чиненных. На личном опыте оп много ра^ убеждался в том, что звания отличника боевой и политической подготовки легче добивается тот матрос, который имеет ши рокий политический кругозор, высокую сознательность, кто обдумывает каждый свой шаг, взвешивает свои действия, заду мываясь над тем, как они отразятся на боеспособность корабля. Ясно, что тажим матросом становится тот, кто непрерывно повышает свой идейно-политический уро вень. Артамонов следил за подготовкой подчиненных к изучаемой теме, знал оцеп- ки каждого, своевременно помотал отстаю- •:гом. поощрял лучших и добился успеха. Sro успех был твердым. Выдалась темная ночь. По Сигналу боевой тревоги торпедисты выбежали из кубрика и, напрягая зрение, устремились к торпедным аппаратам. Сняв чехлы, матрос Казаков занял свое место наводчика, одел телефон. Максимов занял пост прицельного наводчика. — Прострелять аппараты! — скоман довал старшина Артамопов. Метельский потянул рычаг. — Быстрее! Аппараты разворачивались направо, на лево, слышалось постукивание передачи, щелчки. — Приготовить торпеду к выстрелу! — Вот тут матросу Метельскому не мог по мочь контрольный листок, так как в тем ноте сливались даже большие детали, а наиболее мелкие приходилось брать на- ощутгь. Старшина не стоял в стороне, он сам выполнял особо важное л трудоемкое, но предупредил Метельского, что в сле дующий раз ему придется работать ночью одному. Метельский не сводил глаз с рук старшины. Матрос Боровиков помогал за ряжать баллоны керосином, маслом, а за тем подошел к Казанцеву, чтобы запом нить все в точности и потом, ночью, повторить, если старшина разрешит. — Обязанности выполнил! — доклады вают номера расчета. Старшина доложил на мостик: «Боевой пост к бою готов!». Наступили напряженные ответственные минуты. Где-то в стороне, в темноте на ходится цель, которую, несмотря на качку, надо поразить. — Торпедная атака, аппарат, правый борт, цель... Наводка центральная... У аппаратов ни звука. Матрос Казаков совмещает стрелки, Метельский сосредото- чеп настолько, будто кроме голоса комап- днра боевой части с мостика и кпопкп электрического управления аппаратами для него ничего вокруг пе существовало. — Аппараты товсь! Казаков снял / с предохранителя и сжимает в руке боевую рукоятку, другой рукой уточняя паводку. Ревун... Аппараты вздрогнули, тяжелое тело тор педы с шумом ударилось о воду. Точность действий торпедистов, безуко- ризненпая подготовка техники в сочетании с правильными расчетами сделали свое де ло: торпеда прошла под кораблем-целью и всплыла. Труд торпедистов был заслужен- no оценеп: весь расчет получил благодар ность, а старшина Артамонов и матрос Казаков — внеочередные увольнения. Многое дал поход торпедистам, а самое главное — это морскую зрелость. Люди поняли, что подлинное мастерство склады вается пз многих элементов теории и практики, что пельзя отрывать одно от другого. Малейшая несерьезность при тре нировке, забывчивость самых второоте- пенпых пункте® инструкции или пренебре жительное отношение к чему-либо на по ходе неизбежно скажется, а дорабатывать в море слабые места куда труднее, чем у стенки. В этом убедился матрос Метель- ский. Он говорит: «Все, что мне раньше казалось легким и простым для усвоения, на самом деле требует кропотливой работы. И сто раз прав старшина, заставляя пас учиться, учиться и учиться». Расчет торпедистов старшины 2 статьи Артамонова прошел в морс настоящую шко.ту. Но старшина не успокаивается иа достигнутом успехе. Оп продолжает учить людей, углублять их специальные и поли тические знания и в этом — залог даль нейшего совершенствования боевого мастер ства передовой па корабле комсомольской группы торпедистов. Капитан И. БЕРЕЗКИН. * J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz