На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 сентября 1947 г., К : 214 (29G3). Учить тому, что требуется в бою Тренировки на боевом посту воспитывают На боевых постах, непосредственно у механизмов обеспечивается решение той или иной задачи. От действий матросов, от их знаний специальности и натрениро ванности зависит успех не только отде ления или группы, но и всего экипажа ко рабля. Ясно поэтому, какая большая от ветственность ложится на командира от деления за воспитание и обучение созна тельных, всесторонне развитых матросов, глубоко знающих технику, натренирован ных мастеров своего дела. Чем объяснить, нанвимер. что некоторые матросы, расписанные в аварийные пар тии, в походе не справлялись с обязанно стями, допускали грубые ошибки? Только тем, что люди с прохладней работали во время аварийных учений до выхода в море. Иные придерживаются мнения: «Подпорку мы всегда сумеем поставить, надо больше сидеть у котла». В необоснованности тако го мнения легко убеждается сам матрос, когда дело касается его, как аварийного специалиста, и когда он тщетно бьется не сколько минут над постановкой подпор. Решающее значение в борьбе за живу честь имеет Фактор времени. Действия аварийных групп должны быть четкими, уверенными, энергичными, а для этого каждому матросу необходимо знать, как свои пять пальцев: ; а) расположение отсеков на корабле; \ • б) расположение и наличие противопо жарных средств; ч в) водоотливные средства; г) системы трубопроводов; д) средства связи; 1 е) наличие и расположение аварийного материала и имущества. В первую же очередь надо добиться от личного состава знания инструкций и своих обязанностей, чтобы матрос не бегал напрасно по отсеку и не хватался в спешке за вещи, которые ему совершенно не нуж ны , а работал бы хладнокровно, но быстро. Когда командир отделения добьется этого, тогда ему будет легво отработать слажен ность действий в целом на боевом посту. В моей практике был такой случай. По- лучйв вводную: «Пожар на кормовом мо- сгике», ав<*ршшая группа быстро изгото вилась к действию. Я был уверен, что за дачу сдадим успешно, так как считал ее сравнительно легкой для матросов, кото рых я обучал и, следовательно, знал каж дого Но матрос Левагин заставил меня разочароваться в этом. По команде «ту шить пожара Левагин вбежал па мостик с расплавленным шлангом и вдруг засуетил ся, начал растерянно осматриваться. Ока залось. что оп забыл павг >нуть на шланг пипку и только на мостике спохватился. Работа всей аварийной группы была сведе- | на на-нет матросом Левагиным, который па j тренировках считал мелочью навертывание • пипки на шланг, а я не помог ему своевре- • менно осознать ошибку. Пришлось срочно ; исправлять положение, увеличить число j тренировок, и с к л ю ч и т ь всякие условности, j и результаты оказались иными: задачу мы | сдали на «хорошо». : Для успешной подготовки личного со става аварийных партий от команд: оа от деления и в особенности от старшииы группы требуется продумывание каждого занятия, каждой детали, а затем составле- ; ние плана или конспекта. Работа над пла ном заставляет руководителя занятий про думывать не только материал и порядок изложения его, но строго учесть каждую минуту времени, заполнить ее полезной нагрузкой. Неподготовленность руководите ля к занятию отрицательно сказывается как на усвоении матросами темы, так и на дисциплине, снижает авторитет коман дира отделения, старшины. При составле нии плапа следует учитывать это (вернее, предвидеть) и являться на боевой пост с уверенностью, что все время занятий матросы будут заняты делом. В необходимости проведения занятий по заранее продуманному плану я убедился опять-таки на личном опыте. Понадеясь на свои знания и практические навыки в устранении одного несложного поврежде ния, я решил не затрачивать время на со ставление плана, а заняться чем-нибудь другим, более, как мне казалось, серьезным. Это было ошибкой, потому что на следую щий день тренировка на боевом посту была мною, по сути, сорвана. Об’яснив, как за делывается та или иная пробоина, я наугад давал вводные. TI dh заделывании «про боин» матросы больше простаивали, так как недоставало инструмента, не оказа лось требуемого количества клиньев, под пор. Вооружение переносной пожарной/ мо топомпы также пришлось отставить, пото му что в ее баке не оказалось бензина. Ясно, что подобные занятая не могут удовлетворить ни матросов, ни самого ру ководителя. Всякая неточность при тре нировке расхолаживает матросов, наводит нх на мысль, будто борьба за живучесть не такое уж трудное и важное дело, как это «доказывает» командир отделения. Поэто му на аварийном учении недопустимы ус ловности, а избежать их можно только тщательной подготовкой, продумыванием не только своих действий, но и действий матросов. А этому помогает план или кон спект. Медленные действия, вялые и нечет кие доклады снижают напряженность и гемп учения, снижают его качество. Так было однажды во время боевой тррвоги. Обходя боевой пост, я заметил, что матрос Коротков стоит у входного лю ка в нижнее помещение и кого-то ожидает. Бремя пристунить к делу, а Коротков не может опустить крышку люка, ему должен был помочь матрос Глобин. Прошла мину та. пока, наконец, матрос Глобин соизволил явиться. Кочанлир» отделения БЧ-2 корабля Н. старший матро: Костеев. Являясь /сек ретарем комсомольской организации, он во есем показывает личный пример, за что награжден Почетной грамотой Ц К ВЛКСМ. Фото Б. Быкова. умение и сноровку — Почему так долго? — спросил Ко ротков. — А куда спешить, не горит ведь, — последовал ответ Глобина. Крышка люка медленно опустилась. Иду дальше. В умывальнике темно, но че рез неплотно привернутую крышку иллю минатора прорывается струя света. А ма трос Кузнецов доложил, что иллюминато ры задраены по-боевому. Пришлось потре бовать устранения недостатков и заставить матроса Глобина пробежать от кубрика до входного люка и энергично опустить крышку, а матроса Кузнецова — по-бое- вому задраить все иллюминаторы, то-есть начать учение сначала. Сделал я это, чтобы предупредить подобные недочеты в будущем, и это оправдало себя: следующая тренировка прошла организованнее н при несла большую пользу, так как матросы точно выполняли все инструкции, делали так, как их учат старшие. Большое значение имеет умение исполь зовать для учений иммитацнонные средст ва, которые приближают учение к боевым условиям. Например, поставить щит на «пробоину» в борту и установить подпоры для матросов Левагина, Короткова и Бо ровского казалось простым делом. Много раз на тренировках приходилось выпол нять им эту работу. Но вот на боевой пост пришли офицеры принимать очередную аварийную задачу. Настроение у матросов, как всегда в подобных случаях, приподня тое. Все готово, все в порядке, задача ясна. Но на этот раз офицеры решили са ми давать вводные. — Пробоина в рефрижераторном отделе нии на левом борту! Прибежали в указанное помещение. Лу чи электрических фонарей прорезали тьму и что же оказалось? Из железного ящика, к которому подведен железный шланг, че рез отверстие бьет сильной струей настоя щая забортная вода. Приступили обычным путем, как и на тренировках, заделывать «пробоину». Но не так просто оказалось ликвидировать течь воды, как это казалось раньше, ког да щнт ставили на сухой борт и спокойно расклинивали подпору. Окаченные с ног до головы холодной забортной водой, в полутьме Левагин, Коротков и Боровский боролись с настоя щей водой, как в бою. Колючие струи со леной воды под большим давлением бьют в глаза, щит не удержать, давлением воды сбивает клинья, инструмент затопило. Но вот подпору расклинили, а вода из- под щита бьет топкими струйками. Нужны пакля, конопатки и т. д. Так выглядело это учение. Многое поняли на этот раз ма тросы. Ничего просто и легко не дается. Нужно тренироваться не условно, а факти чески, с применением иммитапионных средств. Лопнувшие паровые магистрали, трубо провод, пробоины — все должно имми- тироваться. Такая возможность на каждом корабле есть, падо только приготовить все это своими силами у себя на посту. Условность — вредное и опасное попу стительство, его надо избегать, а все де лать так, как это может случиться в бою. Сейчас, завершив летнюю кампанию бо евой подготовки, мы обогатились новым опытом, знаниями теории и практики. На до все это умело использовать в повседнев ных тренировках на боевых постах, чтобы непрерывно повышать воинское мастерство специалистов аварийных групп. Гламый старшина Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. Присяга воина нерушима Вступая в ряды Вооруженных Сил на шей страны,- каждый гражданин СССР принимает военную присягу — дает тор жественную клятву на верность Народу, Родине и Правительству. Эта клятва яв ляется законом всей ж и з н и и деятельности военнослужащего. В военной присяге в сжатой и ясной форме определен мораль- ный облик советского воина, выражены те высокие требования, какие народ пред’яв- ляет к вооруженным защитникам социали стического государства. Быть верным при сяге, всегда и во всем руководствоваться ею— патриотический долг каждого военно служащего. Военная присяга зародилась в годы гражданской войны. Вначале не было еди ного текста присяги. Готовясь вступить в самоотверженную борьбу с врагами моло дой Советской республики, бойцы револю ционных пол и отрядов стремились ознаменовать это событие торжественным революционным обещанием. Перед лицом своей воинской части и всего народа они клялись сражаться мужественно и храбро и во что бы то нп стало отстоять великие завоевания Октябрьской социалистической революции. 22 апреля 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Со ветов впервые утвердил официальный текст торжественного обещания. В 1922 году был опубликован за подписью М. И. Калинина декрет ВЦИК «О приведении к присяге всей Красной Армии и Красного Полковник П. СОИН. • Флота». Устанавливался один общий день принятия торжественного обещания — 1 мая. Присяга принималась в строю, кол,- лектнвно, во время парада. 3 января 1939 года Президиум Вер ховного Совета СССР, в соответствии с новой Конституцией Союза Советских Со циалистических Республик, утвердил но вый текст военной присяги Рабоче-Кресть янской Красной Армии и иовос Положение о порядке присяги. Этот текст присяги с некоторыми изме нениями, внесенными Указом Презгдиума Верховпого Совета СССР от 28 августа 1940 года, действовал до последнего вре мени. Причем, в Военно-Морских силах был принят свой текст присяги. 10 июня атого года Президиум Верхов ного Совета СССР, в связи с об’единенпем оуководства всеми сухопутными, военно- чоздупгнычи и военно-морскими силами в Министерство Сооруженных Сил СССР, утвердил единый текст военной присяги для военнослужащих Вооружеппых Сил СССР и Положение о порядке принятия присяги. Молодые солдаты и матросы принимают военную присягу только после прохожде ния начальной подготовки и усвоения ими основных обязанностей солдата (матроса), значения военной присяги, знамени части и воинской дисциплины, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в часть. День принятия военной присяги являет ся нерабочим для данной части и прово дится, как праздничный день. В назначен ное время часть при знамени и с оркест ром выстраивается в пешем строю в кара ульной форме. Принимающие присягу на ходятся в первых рядах. Командир части коротко разъясняет молодым солдатам (мат росам) значение военной присяги и той по четной и ответственной обязанности, кото рая возлагается на военнослужащих, при нявших присягу, а также значение статей 132 н 133 Конституции СССР. После это го командир части подает команду «воль но» и отдает командирам подразделений распоряжение приступить к принятию мо лодыми солдатами (матросами) военной присяги. Командиры рот (батарей, эскадронов и других подразделений) поочередно вызы вают из строя принимающих присягу сол,- дат (матроса) своего подразделения. Каж дый принимающий присягу читает вслух перед строем подразделения текст военной присяги и собственноручно расписывается в специальном списке. Индивидуально припимая присягу, каждый военнослужа щий с особой силой чувствует свою лич ную ответственность за защиту Родины. После того как все солдаты примут присягу, командир части поздравляет мо лодых солдат (матросов) с принятием воен- ной присяги, а вссь личный состав час 13 море на учения вышли торпедные катера. Фото Г. Иванникова Дежурная служба- организатор порядка Исправно несут дежурную службу гвар дии сержанты Лукьянов п Климов. Во вре мя нх дежурства на стоянках еамолетоь образцовый порядок. Эти товарищи не чуждаются черновой раЬоты, они помога ют техническому составу подносить бал лоны сжатого воздуха, чтобы своевремен но запустить моторы и обеспечить вылет самолетов на выполпение учебно-боевого задапия. Строго следят они за псправг.о- стыо п постоянной готовностью противопо жарного инвентаря. За образцовую служ бу Лукьяног 1 Климов имеют благодарное гъ от командира части. Совершенно обратное можно п*.1лю,»ат :> на дежурстве сержантов Скотников* и Мол чанова. Они плохо следят ла иорядкем на стоянке, пе выполняют элементарных тре бований инструкции. Были случаи, когда сержант Скотштков дежурил без нарукайного знака, уклонялся от обязанностей дежурного, за что был снят с дежурства и получил изыскание. Младший сержант Молчанов также пе выполняет своих обязанностей, в резуль тате чего личный состав с запозданием преступает к работе. Гвардии сержант Г. ШОРИН. Полеты в условиях полярной ночи Когда мы говорим о сложности ночных полетов, мы подразумеваем темную ночь, ибо в светлую ночь правила самолетовож дения почти яе отличаются от дневных. Однако на высоте свыше 2000 метров и в светлою ночь по.теты усложняются и становятся по трудности выполнения приближенными к полетам в темное время. Прежде чем (вылететь самостоятельно ночью, надо тщательно изучить район по летов, обращая внимание на наиболее ха рактерные ориентиры, которые вагоны для нормального надета. На» нашем районе та кими ориентирами буд 1 ут озера, массивы леса, населенные пункты, береговая чер та. Самое главное в их изучении — запо минание напамять их точной конфигу рации. Следующим «этаном в общей подго товке является изучение среаств техни ческого обеспечения самолетовождения. Изучав нх детально, можно приступать б полетам. Однако не всякий летчик и штурман сразу научится работать с картой, бортжурналом, навигационным оборудовани ем в темноте. Эту своего рода привычку на до вырабатывать при полетах по кругу п только после этого приступать к марш рутным полетам. При иолегагх по кругу (они покзжутся штурману на первый взгляд лненужфэгми ) штурман приучает свое зрение к работе ночью, тренирует себя в умении распознавать местность, безошибочно определять иргиаэродромные ориеттары, учится работать с радионави гационным оборудованием на практике. Большую пользу приносят полеты по кругу для отработки слаженности экипа жа и взаимопонимания, что особенно не обходимо при полетах ночью, когда каж дый член экипажа обязан быгь в любую минуту готокызч к правильным действиям в случае отказа внутренней связи, по тери ориентировки, неисправности мате риальной части, вынужденной посадки. Когда эти важные вопросы будут от- ваботапы. можно пе сомневаться, что пал маршрутных полетах летчик п штур ман справятся с любыми трудностями и неожиданностями. И, наоборот, кто пре небрегает этой подготовкой, тот может растеряться и принять неправильное ре шение даже при самых незначительных осложнениях обстановки. В чем же труд ность самолетовождения ночью? Во-первых в темную ночь ограничена визуальная ориентировка. Конфигурация береговой черты при выпавшем снеге над нашим незамерзающим морем выделяется ясно, но в осешее время воаа н берег неовеаько сливаются, и очертания берега несколько искажаются. Визуальная ориентировка над сушей (вследствие наличия большо го количества озер, похожих в темное время друг на друга ) ограничивается распознаванием только больших озер. Площадные ориентиры также иска жаются, что требует точного веде ния расчетов. Световых ориентиров, не включая технических средств, в нашем районе очень мало, что затрудняет веде ние ориентировки. Глазомерное определе ние расстояний до световых ориентиров никогда почта невозможво (при больших углах визирования) и поэтому также требует точность расчетов. Так, при полете по маршруту штурман Павлов определил впереди себя световой ориентир. Прикинув на-глаз расстояние до него, он рассчитал, что лететь надо 10 ми нут. В действительности же на полег до этого ориентира потребовалось 22 мину ты. Ввиду трудности глазомерного опреде ления расстояний до световых ориентиров большую важность приобретает точность прокладки пути по маршрутному компа су. Для того, чтобы линия пути соответ ствовала заданной, необходимо знать ве тер. В нашем районе часты случаи, когда ветер меняется каждые 2— 3 часа, а осо бенно это за:метно про под’еме на высоту пли при снижении. Это требует измерения ветра в полете не менее одного раза каж дые полчаса, а в случае изменения высо ты полета необходимо сразу же промерить ветер. Для контроля пути ночью приходят на помощь радионавигационные средства. Но в нашем районе значителен ночной эф фект и часты магнитные бури, что тре бует умелого пользования радиосредства ми. При полете по маршруту в море на боевое задание штурман Пронин пользо вался радиосрецствамп. Он решил опреде лить свое место и не мог, так как была разность воздействия ночного эффекта на разных курсовых у глад и радиостанции. Тогда он решил определиться на радио маяк по .тучу молчания и получил свое место в сочетании- луч молчания — ис тинный курс самолета Метеообстановка в нашем районе крайне изменчива. Известно, что тьри полетзх ночью попадание в облачность происхо дит неожиданно для экипажа. Поэтому, чтобы выбрать безввасный профиль поле та, надо тщательно изучить мвтеообста- новку по синоптической карте, • а также хорошо узнаггь вертикальные разрезы об лачности. Попадание в облачность опре деляется чаще всего по аэ^овавигшион- ным огням самолета. Выход из облаков иногда происходит до потери высоты, тс-есть облачность обрывается на высоте полета, и тогда самолет, не теряя высоты, продолжает -лететь в нормальных усло виях, что также определяется по навига ционным огням. Периодическое освещение самолет» про жектором (впереди себя) непрактично, ибо большая скорость самолета _не позво ляет упредить попадание в оолачность таким методом. Для того, чтобы иметь представление о действительной высоте облачности, можно наблюдать за лучами наземных прожекторов. Контроль пути астроориенгяроякой при маршрутных полетах ночью наиболее то чен, но этот вид ориентировки требует быстрых и сложных расчетов. Чтобы имч щ пользоваться, надо чаще тренироваться на земле, ночью с секстаном и картой, определять место по паре звезд (по луне и полярной звезде). Интенсивное полярное сияние увеличи вает освещенность земной поверхности, что упрощает ведение визуальной ориен тировки. При работе с картой © полете желательно не пользоваться ярким ма- оинным освещением, имея специальный карандаш с подсветкой, так как свет слепит глаза и проходит много времени, прежде чем можно что-либо вновь раз глядеть в темноте. С включенным же ос вещением в штурманской кабине очень трудно наблюдать за воздухом и землей. Успех самолетовождения в предстоящих полетах ночью полностью зависит от то го, как летчик и ш гурман используют оставшееся светлое время для тренировок,* изучения района полетов и т. д. Сейчас не должно пропадать ни одной минуты рабочего времени, каждое занятие должно давать максимальную пользу. Лейтенант Л. ВАСИЛЬЕВ. ти — с новыми полноправными солдатами. Оркестр исполняет Государственный гимп СССР. Затем воинская часть проходит тор жественным маршем. А ♦ <Г К чему же обязывает военнослужащего наша военная присяга? Принимая присягу, советский воин кля нется быть честным и храбрым. Честность, правдивость — неот’емлемые качества советского человека. Ложь и об ман — пережиток буржуазного общества, где отношения людей основаны на экспло^- атации и угиетении человека человеком. В нашей стране ликвидированы экспло- ататорские классы. Все граждане Советско го Союза, независимо от нх общественного положения, социального происхождения н национальности, являются равноправными. Это узаконено великой Сталинской Консти туцией-. Советские люди сами являются хозяевами своего государства, сами управ ляют своей судьбой. Советская власть — самая справедливая власть в мире. Для честных людей, до конца преданных наро ду, у нас открыты все пути. Честный, самоотверженный труд на благо общества является единственным источником лично го благополучия каждого советского граж данина, источником могущества нашего государства. На этом зиждется наше соци алистическое общество. Большевистская честность и правди вость определяют моральный облик нашего народа. На протяжении многих лет боль шевистская партия воспитывает у трудя- j щихся эти благородные качества. Быть та- 1 кнми же правдивыми и честными, каким I Пыл Ленин, учит пас товарищ Сталин. Товарищ Сталин, наш мудрый вождь и учитель, сам являет собой ярчайший при мер честности и верности своему долгу. Честное, добросовестное отношение каждо го солдата к своим служебным обязанно стям укрепляет боеспособность Вооружен ных Сил. Нечестность же играет на руку врагам. В боевой обстановке не только яв ная ложь, но и малейшая неточность мо жет повлечь за собой тяжелые последст вия. В наших рядах не должио быть места этому гнусному пережитку капитализма. Военная присяга зовет нас всегда и во всем быть честными, правдивыми, не до пускать никакой фальши, очковтиратель ства и замазывания недочетов. Храбрость, бесстрашие в бою всегда бы ли присущи нашему народу. Русские сол даты исстари славились своим мужеством. Наивысшего расцвета эти качества воина достигли при советской власти. Советские Вооруженные вилы на протяжении реей своей истории вели только справедливые войны за защиту самого передового в мире общественного и государственного строя, за торжество великих идей Ленина — Сталина. Эти благородные, возвышенные цели порождают в Советской Армии массо вый героизм. В своем историческом выступлении по радио 3 июля 1941 года товарищ Сталин указывал: «Великий Ленин, создавший наше государство, говорил, что основным качеством советских людей должно быть храбрость, отвага, незнание страха в борь бе, готовность биться вместе о пародом против врагов нашей Родины». В жестокой борьбе против немецко-фашистских за хватчиков и японских империалистов со- i ветские воины псказалп перед всем миром i изумительные образцы стойкости и отваги. Они не теряли самообладания, не падали духом, когда вынуждены были отходить. Героическая зашита Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда — сим вол непревзойденней стойкости советских воинов. Немеркнущей славой покрыли свои знамена советские войска и тогда, когда они почти безостановочно гнали вра га на запад от Сталинграда до Берлина. Сколько мужества проявили советские солдаты в этих битвах! В Сталинграде есть дом, который носит имя бесстрашного воина гвардии сержанта Павлова. В этом доме гвардии сержант Паь..*в со своим от делением занимал оборону. Дом был окру жен немцами. Но горстка храбрецов и не подумала сложить оружие. Борьба длилась многие дни. Маленький гарнизон Павлова стойко отражал яростные атаки врага. Норой казалось, что выше человеческих сил выдержать удар, который обрушивал ся на наших воинов с воздуха и с земли. Но непреклонна воля советского человека, решившего во что бы то ни стало отстоять свою Родину. И отделение гвардии сержан та Павлова вышло победителем из этой неравной борьбы. Сколько подобных примеров знает Вели кая Отечественная война! Вспомним слав ный подвиг капитана Гастелло, обрушив шего свой горящий самолет на колонну врага, чтобы нанести немцам наибольший урон. Вспомним героический поступок гвардии рядового Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру враже ского дота и этим обеспечившего успех своему подразделению! Бессмертные подви ги этих героев были повторепы песколькн- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz