На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 сентября 1947 г., К : 214 (29G3). Учить тому, что требуется в бою Тренировки на боевом посту воспитывают На боевых постах, непосредственно у механизмов обеспечивается решение той или иной задачи. От действий матросов, от их знаний специальности и натрениро­ ванности зависит успех не только отде­ ления или группы, но и всего экипажа ко­ рабля. Ясно поэтому, какая большая от­ ветственность ложится на командира от­ деления за воспитание и обучение созна­ тельных, всесторонне развитых матросов, глубоко знающих технику, натренирован­ ных мастеров своего дела. Чем объяснить, нанвимер. что некоторые матросы, расписанные в аварийные пар­ тии, в походе не справлялись с обязанно­ стями, допускали грубые ошибки? Только тем, что люди с прохладней работали во время аварийных учений до выхода в море. Иные придерживаются мнения: «Подпорку мы всегда сумеем поставить, надо больше сидеть у котла». В необоснованности тако­ го мнения легко убеждается сам матрос, когда дело касается его, как аварийного специалиста, и когда он тщетно бьется не­ сколько минут над постановкой подпор. Решающее значение в борьбе за живу­ честь имеет Фактор времени. Действия аварийных групп должны быть четкими, уверенными, энергичными, а для этого каждому матросу необходимо знать, как свои пять пальцев: ; а) расположение отсеков на корабле; \ • б) расположение и наличие противопо­ жарных средств; ч в) водоотливные средства; г) системы трубопроводов; д) средства связи; 1 е) наличие и расположение аварийного материала и имущества. В первую же очередь надо добиться от личного состава знания инструкций и своих обязанностей, чтобы матрос не бегал напрасно по отсеку и не хватался в спешке за вещи, которые ему совершенно не нуж ­ ны , а работал бы хладнокровно, но быстро. Когда командир отделения добьется этого, тогда ему будет легво отработать слажен­ ность действий в целом на боевом посту. В моей практике был такой случай. По- лучйв вводную: «Пожар на кормовом мо- сгике», ав<*ршшая группа быстро изгото­ вилась к действию. Я был уверен, что за­ дачу сдадим успешно, так как считал ее сравнительно легкой для матросов, кото­ рых я обучал и, следовательно, знал каж­ дого Но матрос Левагин заставил меня разочароваться в этом. По команде «ту­ шить пожара Левагин вбежал па мостик с расплавленным шлангом и вдруг засуетил­ ся, начал растерянно осматриваться. Ока­ залось. что оп забыл павг >нуть на шланг пипку и только на мостике спохватился. Работа всей аварийной группы была сведе- | на на-нет матросом Левагиным, который па j тренировках считал мелочью навертывание • пипки на шланг, а я не помог ему своевре- • менно осознать ошибку. Пришлось срочно ; исправлять положение, увеличить число j тренировок, и с к л ю ч и т ь всякие условности, j и результаты оказались иными: задачу мы | сдали на «хорошо». : Для успешной подготовки личного со­ става аварийных партий от команд: оа от­ деления и в особенности от старшииы группы требуется продумывание каждого занятия, каждой детали, а затем составле- ; ние плана или конспекта. Работа над пла­ ном заставляет руководителя занятий про­ думывать не только материал и порядок изложения его, но строго учесть каждую минуту времени, заполнить ее полезной нагрузкой. Неподготовленность руководите­ ля к занятию отрицательно сказывается как на усвоении матросами темы, так и на дисциплине, снижает авторитет коман­ дира отделения, старшины. При составле­ нии плапа следует учитывать это (вернее, предвидеть) и являться на боевой пост с уверенностью, что все время занятий матросы будут заняты делом. В необходимости проведения занятий по заранее продуманному плану я убедился опять-таки на личном опыте. Понадеясь на свои знания и практические навыки в устранении одного несложного поврежде­ ния, я решил не затрачивать время на со­ ставление плана, а заняться чем-нибудь другим, более, как мне казалось, серьезным. Это было ошибкой, потому что на следую­ щий день тренировка на боевом посту была мною, по сути, сорвана. Об’яснив, как за­ делывается та или иная пробоина, я наугад давал вводные. TI dh заделывании «про­ боин» матросы больше простаивали, так как недоставало инструмента, не оказа­ лось требуемого количества клиньев, под­ пор. Вооружение переносной пожарной/ мо­ топомпы также пришлось отставить, пото­ му что в ее баке не оказалось бензина. Ясно, что подобные занятая не могут удовлетворить ни матросов, ни самого ру­ ководителя. Всякая неточность при тре­ нировке расхолаживает матросов, наводит нх на мысль, будто борьба за живучесть не такое уж трудное и важное дело, как это «доказывает» командир отделения. Поэто­ му на аварийном учении недопустимы ус­ ловности, а избежать их можно только тщательной подготовкой, продумыванием не только своих действий, но и действий матросов. А этому помогает план или кон­ спект. Медленные действия, вялые и нечет­ кие доклады снижают напряженность и гемп учения, снижают его качество. Так было однажды во время боевой тррвоги. Обходя боевой пост, я заметил, что матрос Коротков стоит у входного лю­ ка в нижнее помещение и кого-то ожидает. Бремя пристунить к делу, а Коротков не может опустить крышку люка, ему должен был помочь матрос Глобин. Прошла мину­ та. пока, наконец, матрос Глобин соизволил явиться. Кочанлир» отделения БЧ-2 корабля Н. старший матро: Костеев. Являясь /сек­ ретарем комсомольской организации, он во есем показывает личный пример, за что награжден Почетной грамотой Ц К ВЛКСМ. Фото Б. Быкова. умение и сноровку — Почему так долго? — спросил Ко­ ротков. — А куда спешить, не горит ведь, — последовал ответ Глобина. Крышка люка медленно опустилась. Иду дальше. В умывальнике темно, но че­ рез неплотно привернутую крышку иллю­ минатора прорывается струя света. А ма­ трос Кузнецов доложил, что иллюминато­ ры задраены по-боевому. Пришлось потре­ бовать устранения недостатков и заставить матроса Глобина пробежать от кубрика до входного люка и энергично опустить крышку, а матроса Кузнецова — по-бое- вому задраить все иллюминаторы, то-есть начать учение сначала. Сделал я это, чтобы предупредить подобные недочеты в будущем, и это оправдало себя: следующая тренировка прошла организованнее н при­ несла большую пользу, так как матросы точно выполняли все инструкции, делали так, как их учат старшие. Большое значение имеет умение исполь­ зовать для учений иммитацнонные средст­ ва, которые приближают учение к боевым условиям. Например, поставить щит на «пробоину» в борту и установить подпоры для матросов Левагина, Короткова и Бо­ ровского казалось простым делом. Много раз на тренировках приходилось выпол­ нять им эту работу. Но вот на боевой пост пришли офицеры принимать очередную аварийную задачу. Настроение у матросов, как всегда в подобных случаях, приподня­ тое. Все готово, все в порядке, задача ясна. Но на этот раз офицеры решили са­ ми давать вводные. — Пробоина в рефрижераторном отделе­ нии на левом борту! Прибежали в указанное помещение. Лу­ чи электрических фонарей прорезали тьму и что же оказалось? Из железного ящика, к которому подведен железный шланг, че­ рез отверстие бьет сильной струей настоя­ щая забортная вода. Приступили обычным путем, как и на тренировках, заделывать «пробоину». Но не так просто оказалось ликвидировать течь воды, как это казалось раньше, ког­ да щнт ставили на сухой борт и спокойно расклинивали подпору. Окаченные с ног до головы холодной забортной водой, в полутьме Левагин, Коротков и Боровский боролись с настоя­ щей водой, как в бою. Колючие струи со­ леной воды под большим давлением бьют в глаза, щит не удержать, давлением воды сбивает клинья, инструмент затопило. Но вот подпору расклинили, а вода из- под щита бьет топкими струйками. Нужны пакля, конопатки и т. д. Так выглядело это учение. Многое поняли на этот раз ма­ тросы. Ничего просто и легко не дается. Нужно тренироваться не условно, а факти­ чески, с применением иммитапионных средств. Лопнувшие паровые магистрали, трубо­ провод, пробоины — все должно имми- тироваться. Такая возможность на каждом корабле есть, падо только приготовить все это своими силами у себя на посту. Условность — вредное и опасное попу­ стительство, его надо избегать, а все де­ лать так, как это может случиться в бою. Сейчас, завершив летнюю кампанию бо­ евой подготовки, мы обогатились новым опытом, знаниями теории и практики. На­ до все это умело использовать в повседнев­ ных тренировках на боевых постах, чтобы непрерывно повышать воинское мастерство специалистов аварийных групп. Гламый старшина Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. Присяга воина нерушима Вступая в ряды Вооруженных Сил на­ шей страны,- каждый гражданин СССР принимает военную присягу — дает тор­ жественную клятву на верность Народу, Родине и Правительству. Эта клятва яв­ ляется законом всей ж и з н и и деятельности военнослужащего. В военной присяге в сжатой и ясной форме определен мораль- ный облик советского воина, выражены те высокие требования, какие народ пред’яв- ляет к вооруженным защитникам социали­ стического государства. Быть верным при­ сяге, всегда и во всем руководствоваться ею— патриотический долг каждого военно­ служащего. Военная присяга зародилась в годы гражданской войны. Вначале не было еди­ ного текста присяги. Готовясь вступить в самоотверженную борьбу с врагами моло­ дой Советской республики, бойцы револю­ ционных пол и отрядов стремились ознаменовать это событие торжественным революционным обещанием. Перед лицом своей воинской части и всего народа они клялись сражаться мужественно и храбро и во что бы то нп стало отстоять великие завоевания Октябрьской социалистической революции. 22 апреля 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Со­ ветов впервые утвердил официальный текст торжественного обещания. В 1922 году был опубликован за подписью М. И. Калинина декрет ВЦИК «О приведении к присяге всей Красной Армии и Красного Полковник П. СОИН. • Флота». Устанавливался один общий день принятия торжественного обещания — 1 мая. Присяга принималась в строю, кол,- лектнвно, во время парада. 3 января 1939 года Президиум Вер­ ховного Совета СССР, в соответствии с новой Конституцией Союза Советских Со­ циалистических Республик, утвердил но­ вый текст военной присяги Рабоче-Кресть­ янской Красной Армии и иовос Положение о порядке присяги. Этот текст присяги с некоторыми изме­ нениями, внесенными Указом Презгдиума Верховпого Совета СССР от 28 августа 1940 года, действовал до последнего вре­ мени. Причем, в Военно-Морских силах был принят свой текст присяги. 10 июня атого года Президиум Верхов­ ного Совета СССР, в связи с об’единенпем оуководства всеми сухопутными, военно- чоздупгнычи и военно-морскими силами в Министерство Сооруженных Сил СССР, утвердил единый текст военной присяги для военнослужащих Вооружеппых Сил СССР и Положение о порядке принятия присяги. Молодые солдаты и матросы принимают военную присягу только после прохожде­ ния начальной подготовки и усвоения ими основных обязанностей солдата (матроса), значения военной присяги, знамени части и воинской дисциплины, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в часть. День принятия военной присяги являет­ ся нерабочим для данной части и прово­ дится, как праздничный день. В назначен­ ное время часть при знамени и с оркест­ ром выстраивается в пешем строю в кара­ ульной форме. Принимающие присягу на­ ходятся в первых рядах. Командир части коротко разъясняет молодым солдатам (мат­ росам) значение военной присяги и той по­ четной и ответственной обязанности, кото­ рая возлагается на военнослужащих, при­ нявших присягу, а также значение статей 132 н 133 Конституции СССР. После это­ го командир части подает команду «воль­ но» и отдает командирам подразделений распоряжение приступить к принятию мо­ лодыми солдатами (матросами) военной присяги. Командиры рот (батарей, эскадронов и других подразделений) поочередно вызы­ вают из строя принимающих присягу сол,- дат (матроса) своего подразделения. Каж­ дый принимающий присягу читает вслух перед строем подразделения текст военной присяги и собственноручно расписывается в специальном списке. Индивидуально припимая присягу, каждый военнослужа­ щий с особой силой чувствует свою лич­ ную ответственность за защиту Родины. После того как все солдаты примут присягу, командир части поздравляет мо­ лодых солдат (матросов) с принятием воен- ной присяги, а вссь личный состав час­ 13 море на учения вышли торпедные катера. Фото Г. Иванникова Дежурная служба- организатор порядка Исправно несут дежурную службу гвар­ дии сержанты Лукьянов п Климов. Во вре­ мя нх дежурства на стоянках еамолетоь образцовый порядок. Эти товарищи не чуждаются черновой раЬоты, они помога­ ют техническому составу подносить бал­ лоны сжатого воздуха, чтобы своевремен­ но запустить моторы и обеспечить вылет самолетов на выполпение учебно-боевого задапия. Строго следят они за псправг.о- стыо п постоянной готовностью противопо­ жарного инвентаря. За образцовую служ­ бу Лукьяног 1 Климов имеют благодарное гъ от командира части. Совершенно обратное можно п*.1лю,»ат :> на дежурстве сержантов Скотников* и Мол­ чанова. Они плохо следят ла иорядкем на стоянке, пе выполняют элементарных тре­ бований инструкции. Были случаи, когда сержант Скотштков дежурил без нарукайного знака, уклонялся от обязанностей дежурного, за что был снят с дежурства и получил изыскание. Младший сержант Молчанов также пе выполняет своих обязанностей, в резуль­ тате чего личный состав с запозданием преступает к работе. Гвардии сержант Г. ШОРИН. Полеты в условиях полярной ночи Когда мы говорим о сложности ночных полетов, мы подразумеваем темную ночь, ибо в светлую ночь правила самолетовож­ дения почти яе отличаются от дневных. Однако на высоте свыше 2000 метров и в светлою ночь по.теты усложняются и становятся по трудности выполнения приближенными к полетам в темное время. Прежде чем (вылететь самостоятельно ночью, надо тщательно изучить район по­ летов, обращая внимание на наиболее ха­ рактерные ориентиры, которые вагоны для нормального надета. На» нашем районе та­ кими ориентирами буд 1 ут озера, массивы леса, населенные пункты, береговая чер­ та. Самое главное в их изучении — запо­ минание напамять их точной конфигу­ рации. Следующим «этаном в общей подго­ товке является изучение среаств техни­ ческого обеспечения самолетовождения. Изучав нх детально, можно приступать б полетам. Однако не всякий летчик и штурман сразу научится работать с картой, бортжурналом, навигационным оборудовани­ ем в темноте. Эту своего рода привычку на­ до вырабатывать при полетах по кругу п только после этого приступать к марш­ рутным полетам. При иолегагх по кругу (они покзжутся штурману на первый взгляд лненужфэгми ) штурман приучает свое зрение к работе ночью, тренирует себя в умении распознавать местность, безошибочно определять иргиаэродромные ориеттары, учится работать с радионави­ гационным оборудованием на практике. Большую пользу приносят полеты по кругу для отработки слаженности экипа­ жа и взаимопонимания, что особенно не­ обходимо при полетах ночью, когда каж­ дый член экипажа обязан быгь в любую минуту готокызч к правильным действиям в случае отказа внутренней связи, по­ тери ориентировки, неисправности мате­ риальной части, вынужденной посадки. Когда эти важные вопросы будут от- ваботапы. можно пе сомневаться, что пал маршрутных полетах летчик п штур­ ман справятся с любыми трудностями и неожиданностями. И, наоборот, кто пре­ небрегает этой подготовкой, тот может растеряться и принять неправильное ре­ шение даже при самых незначительных осложнениях обстановки. В чем же труд­ ность самолетовождения ночью? Во-первых в темную ночь ограничена визуальная ориентировка. Конфигурация береговой черты при выпавшем снеге над нашим незамерзающим морем выделяется ясно, но в осешее время воаа н берег неовеаько сливаются, и очертания берега несколько искажаются. Визуальная ориентировка над сушей (вследствие наличия большо­ го количества озер, похожих в темное время друг на друга ) ограничивается распознаванием только больших озер. Площадные ориентиры также иска­ жаются, что требует точного веде­ ния расчетов. Световых ориентиров, не включая технических средств, в нашем районе очень мало, что затрудняет веде­ ние ориентировки. Глазомерное определе­ ние расстояний до световых ориентиров никогда почта невозможво (при больших углах визирования) и поэтому также требует точность расчетов. Так, при полете по маршруту штурман Павлов определил впереди себя световой ориентир. Прикинув на-глаз расстояние до него, он рассчитал, что лететь надо 10 ми­ нут. В действительности же на полег до этого ориентира потребовалось 22 мину­ ты. Ввиду трудности глазомерного опреде­ ления расстояний до световых ориентиров большую важность приобретает точность прокладки пути по маршрутному компа­ су. Для того, чтобы линия пути соответ­ ствовала заданной, необходимо знать ве­ тер. В нашем районе часты случаи, когда ветер меняется каждые 2— 3 часа, а осо­ бенно это за:метно про под’еме на высоту пли при снижении. Это требует измерения ветра в полете не менее одного раза каж­ дые полчаса, а в случае изменения высо­ ты полета необходимо сразу же промерить ветер. Для контроля пути ночью приходят на помощь радионавигационные средства. Но в нашем районе значителен ночной эф­ фект и часты магнитные бури, что тре­ бует умелого пользования радиосредства­ ми. При полете по маршруту в море на боевое задание штурман Пронин пользо­ вался радиосрецствамп. Он решил опреде­ лить свое место и не мог, так как была разность воздействия ночного эффекта на разных курсовых у глад и радиостанции. Тогда он решил определиться на радио­ маяк по .тучу молчания и получил свое место в сочетании- луч молчания — ис­ тинный курс самолета Метеообстановка в нашем районе крайне изменчива. Известно, что тьри полетзх ночью попадание в облачность происхо­ дит неожиданно для экипажа. Поэтому, чтобы выбрать безввасный профиль поле­ та, надо тщательно изучить мвтеообста- новку по синоптической карте, • а также хорошо узнаггь вертикальные разрезы об­ лачности. Попадание в облачность опре­ деляется чаще всего по аэ^овавигшион- ным огням самолета. Выход из облаков иногда происходит до потери высоты, тс-есть облачность обрывается на высоте полета, и тогда самолет, не теряя высоты, продолжает -лететь в нормальных усло­ виях, что также определяется по навига­ ционным огням. Периодическое освещение самолет» про­ жектором (впереди себя) непрактично, ибо большая скорость самолета _не позво­ ляет упредить попадание в оолачность таким методом. Для того, чтобы иметь представление о действительной высоте облачности, можно наблюдать за лучами наземных прожекторов. Контроль пути астроориенгяроякой при маршрутных полетах ночью наиболее то­ чен, но этот вид ориентировки требует быстрых и сложных расчетов. Чтобы имч щ пользоваться, надо чаще тренироваться на земле, ночью с секстаном и картой, определять место по паре звезд (по луне и полярной звезде). Интенсивное полярное сияние увеличи­ вает освещенность земной поверхности, что упрощает ведение визуальной ориен­ тировки. При работе с картой © полете желательно не пользоваться ярким ма- оинным освещением, имея специальный карандаш с подсветкой, так как свет слепит глаза и проходит много времени, прежде чем можно что-либо вновь раз­ глядеть в темноте. С включенным же ос­ вещением в штурманской кабине очень трудно наблюдать за воздухом и землей. Успех самолетовождения в предстоящих полетах ночью полностью зависит от то­ го, как летчик и ш гурман используют оставшееся светлое время для тренировок,* изучения района полетов и т. д. Сейчас не должно пропадать ни одной минуты рабочего времени, каждое занятие должно давать максимальную пользу. Лейтенант Л. ВАСИЛЬЕВ. ти — с новыми полноправными солдатами. Оркестр исполняет Государственный гимп СССР. Затем воинская часть проходит тор­ жественным маршем. А ♦ <Г К чему же обязывает военнослужащего наша военная присяга? Принимая присягу, советский воин кля­ нется быть честным и храбрым. Честность, правдивость — неот’емлемые качества советского человека. Ложь и об­ ман — пережиток буржуазного общества, где отношения людей основаны на экспло^- атации и угиетении человека человеком. В нашей стране ликвидированы экспло- ататорские классы. Все граждане Советско­ го Союза, независимо от нх общественного положения, социального происхождения н национальности, являются равноправными. Это узаконено великой Сталинской Консти­ туцией-. Советские люди сами являются хозяевами своего государства, сами управ­ ляют своей судьбой. Советская власть — самая справедливая власть в мире. Для честных людей, до конца преданных наро­ ду, у нас открыты все пути. Честный, самоотверженный труд на благо общества является единственным источником лично­ го благополучия каждого советского граж­ данина, источником могущества нашего государства. На этом зиждется наше соци­ алистическое общество. Большевистская честность и правди­ вость определяют моральный облик нашего народа. На протяжении многих лет боль­ шевистская партия воспитывает у трудя- j щихся эти благородные качества. Быть та- 1 кнми же правдивыми и честными, каким I Пыл Ленин, учит пас товарищ Сталин. Товарищ Сталин, наш мудрый вождь и учитель, сам являет собой ярчайший при­ мер честности и верности своему долгу. Честное, добросовестное отношение каждо­ го солдата к своим служебным обязанно­ стям укрепляет боеспособность Вооружен­ ных Сил. Нечестность же играет на руку врагам. В боевой обстановке не только яв­ ная ложь, но и малейшая неточность мо­ жет повлечь за собой тяжелые последст­ вия. В наших рядах не должио быть места этому гнусному пережитку капитализма. Военная присяга зовет нас всегда и во всем быть честными, правдивыми, не до­ пускать никакой фальши, очковтиратель­ ства и замазывания недочетов. Храбрость, бесстрашие в бою всегда бы­ ли присущи нашему народу. Русские сол­ даты исстари славились своим мужеством. Наивысшего расцвета эти качества воина достигли при советской власти. Советские Вооруженные вилы на протяжении реей своей истории вели только справедливые войны за защиту самого передового в мире общественного и государственного строя, за торжество великих идей Ленина — Сталина. Эти благородные, возвышенные цели порождают в Советской Армии массо­ вый героизм. В своем историческом выступлении по радио 3 июля 1941 года товарищ Сталин указывал: «Великий Ленин, создавший наше государство, говорил, что основным качеством советских людей должно быть храбрость, отвага, незнание страха в борь­ бе, готовность биться вместе о пародом против врагов нашей Родины». В жестокой борьбе против немецко-фашистских за­ хватчиков и японских империалистов со- i ветские воины псказалп перед всем миром i изумительные образцы стойкости и отваги. Они не теряли самообладания, не падали духом, когда вынуждены были отходить. Героическая зашита Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда — сим­ вол непревзойденней стойкости советских воинов. Немеркнущей славой покрыли свои знамена советские войска и тогда, когда они почти безостановочно гнали вра­ га на запад от Сталинграда до Берлина. Сколько мужества проявили советские солдаты в этих битвах! В Сталинграде есть дом, который носит имя бесстрашного воина гвардии сержанта Павлова. В этом доме гвардии сержант Паь..*в со своим от­ делением занимал оборону. Дом был окру­ жен немцами. Но горстка храбрецов и не подумала сложить оружие. Борьба длилась многие дни. Маленький гарнизон Павлова стойко отражал яростные атаки врага. Норой казалось, что выше человеческих сил выдержать удар, который обрушивал­ ся на наших воинов с воздуха и с земли. Но непреклонна воля советского человека, решившего во что бы то ни стало отстоять свою Родину. И отделение гвардии сержан­ та Павлова вышло победителем из этой неравной борьбы. Сколько подобных примеров знает Вели­ кая Отечественная война! Вспомним слав­ ный подвиг капитана Гастелло, обрушив­ шего свой горящий самолет на колонну врага, чтобы нанести немцам наибольший урон. Вспомним героический поступок гвардии рядового Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру враже­ ского дота и этим обеспечившего успех своему подразделению! Бессмертные подви­ ги этих героев были повторепы песколькн- \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz