На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 11 сентября 1947 г., № 213 (2904). Благородный рыцарь коммунизма I ? €гтгяКря исполняется 70 лет со дня i сара путей сообщения. Наш трзнспорт па- рождения oixnoro шз замечательных деяте лей большевистской партии, верного уче ника и соратника Ленина— Сталина, пла менного борца 31 дело коммунизма — Фе ликса- Эдмундовича Дзержинского. Фелтос Эдмундович родился в 1877 году, в Литве, в польской интеллигентной семье.. Семпадцатилетним юпошей, учась в 6 классе Виленской гимназии, оп вступил в марксистский кружок самообразования, а год спустя, в 1895 году — в ряды литов ской соппал-лемократип. С тех пор Дзер жинский всю свою жизнь отдал ра бочему классу и его революционной борьбе. Еще в 1898 году в вятской ссылке Дзержинский писал: «Преде лом моей борьбы может быть лишь могила». В тюрьме, в сибирской ссылал, в подпольи и на государственных по- • стах, всегда и везде Дзержпнскип был в первых рядах борцов за револю цию. Он был одним из виднейших ор ганизаторов пролетарской партии Польши и Литвы. В годы первой рус ской революции он был любимым вождем польского революционною пролетариата. Дзержинский был последователь ным интернационалистом и сторон ником об’единенпя всех националь ностей России в одной революционной партии. С первых шагов своей дея тельности он боролся с оппортуни стами и поднимал польских, литов ских и евоейских пролетариев на совместную с русским пролетариатом борьбу против царизма и капитали- стоп ЦавскЕР. власти видели в Дзер жинском опасного врага, шесть раз он был арестован, и лет — почти четверть своей жизни — провел в тюрьмах, на ка торге и в ссылке, 3 раза совершал смелые побеги. ходился тогда в состоянии полной разрухи, что тормозило развитие народного хозяй ства. Дзержинский пе имел пикакого опы та хозяйственной работы, но не в его на туре было останавливаться перед трудностя ми. Со всей своей революционной страстно стью и энергией он взялся за новое дело, воодушевлял своим энтузиазмом рабочих и служащих н честных специалистов и бы стро добился огромных успехов. В феврале 1924 года Дзержинский зани мал пост председателя Высшего Совета На- Каждый ваз. как только ему удавалось вырваться из тюрьмы, он немедленно воз вращался к революционной работе. Ф. Э. Дзержинский. родного Хозяйства (ВСНХ), об’единявший всю советскую промышленность. Наша про мышленность не достигла тогда еще и по ловины довоенного уровня, к тому же со циалистическое строительство промышлен ности тормозила подрывная работа презрен ных троцкистов. Дзержинский, не прерывая напряженной VI с’езд избрал Дзержинского членом ра6оты „ о г п у _ т тиШ 1 . ЦК партии. В октябре 1917 года Дзержинский вво дится в состав Партийного центра по руко водству вооруженным восстанием? Товарищ Стали?, возглавлявший Партийный центр, назвал Феликса Дзержинского «Героем Октября». В декабре 1917 (года партия поставила Дзержинского на трудный пост председате- ленностыо. Он работал, не зная едыха. Его энтузиазм и неистощимость заражали всех, с кем он сталкивался. Он показал хо зяйственникам пример большевистской оперативности, учил их связывать отдель ные практические вопросы с основными вопросами политики партии. Постоянно подчеркивая роль науки и техники в развитии нашего народного хо зяйства, Дзержинский призывал коммунн- ля Всероссийской Чрезвычайной комиссии , * К. й i стов овладевать экономическими и техни- по борьбе с контрреволюционным саботажем „ _ - I п о л г п и и Т И Q ГГТТ O U U Ч Ц П П Т П Ч Л О Л Г Т П Ж Г П ’П Л П т г спекуляцией. На посту председателя ческими знаниями, заботился о подготовке молодых хозяйственных и технических кад ров. Дзержинский поддерживал в рабочих изобретательность, добивался активного оком рабочего класса, неустанно и зорко участля рпаб° ™ 8 ^ и ю т л и и ц н н Щ>оиз- следим®. за всеми происками врагов. Под I водатаа' 0н тр'* омл от 1 0 МЙстаенникав, ВЧК’а, потом ОГПУ бессменно и самоотвер женно работал Дзержинский до последнего дня своей жизни. Он был недреманным его руководством были раскрыты и ликви дированы многочисленные контрреволюци онные заговоры и (восстания, организован ные врагами народа при активной под держке иностранных разведок. «Буржуазия не знала более ненавистного имени, чем имя Дзержинского, отражавшего стальной ру кой удары врагов пролетарской револю ции. Гроза буржуазии — вот чем был Феликс Дзержинский» (Сталин). В борьбе с контрреволюцией Дзержин- чтобы они активно участвовали в рабо чих производственных совещаниях. За два с лишним года работы Дзержин ского в ВСНХ под руководством партии и товарища Сталина промышленность достиг ла довоенного уровня. Создались условия для решения генеральной задачи социали стической индустриализации страны. Дзержинский положил немало трудов в укрепление боеспособности Красной Армии. Он лично участвовал в операциях Ера- - ________ в ттпГ10^тлттт,ттпЯ. сной Армии во время гражданской воины: скии черпал силы в неразрывной связи с m m в начале 1919 года вместе с товарищем народом, в поддержке и помощи трудящих- с талиньгм па Колчаковском * фронте и в ся масс. 11920 г. — в качестве начальника тыла Когда окончилась гражданская война,1юго-западного фронта. Будучи председате- партия и правительство выдвинули Фелик- лем ВСНХ, поглощрпный своей основной ра са Эдмундовича на пост Народного Комис- ботой по строительству народного хозяй- ства, он делал все, чтобы выше подпять во енную промышленность, находившуюся тогда в ведении Революционного военного совета, а перед самой своей смертью запял- ся вопросом оборони Советского Союза. Дзержинский был образцом политиче ского деятеля ленинско-сталинского типа, воплощением лучших качеств коммуниста, глубоко принципиальным, дисциплиниро ванным, скромным, беззаветно преданным |елу коммунизма, он отличался исключи тельной душевной чистотой, личным му жеством, правдивостью, благородством. Су ровый и беспощадный к врагам со циалистической революции, он был необыкновенно чуток и отзывчив к товарищам, к нуждам трудящихся. В нем было исключительно разви то чувство партийного долга и ответ ственности не только за лично ' ему вверенное дело, но за судьбы всего социалистического государства. Поэ тому он брал на себя, я партия пору чала ему решение самых тяжелых и ответственных задач. Где нужно было ликвидировать прорыв, принять чрезвычайные ме ры, туда партия посылала Дзержин ского. Дзержинский) всегда был оли цетворением большевистской требо вательности к себе и к своим подчи ненным, к недостаткам социалисти ческого строительства. Он бичевал бюрократизм и волокиту. Но с той же беспощадностью, смелостью и прямо той он вскрывал и исправлял недо статки в своей собственной работе. Критика и самокритика были прису щи революционной натуре Феликса Эдмундовича, никогда не удовлетво рявшегося достигнутым и всегда смотревшего вперед. Сталинская йтшггика социалистической индустриализации страны, политика, обес печившая победу нашей Родине в годы Великой Отечественной войны, подверглась бешеным нападкам врагов народа из троц кистеко-аиновъевского лагеря. Искусно маскируя свою измену, эти впоследствии разоблаченные шпионы я вредители про тивопоставляли сталинскому плану свой план, который означал превращение СССР в колонию империализма. Верный соратник Левина и Сталина, Дзержинский с прису щей ему страстностью обрушивался на троцкистов и отновьевцев. Человек острого революционного чутья, высокой револю ционной бдительности Дзержинский за клеймил врагов партии, как пораженцев и капитулянтов. Дзержинский жил интересами партия и для дарт о . -» - 20 июля 1926 года за 3. часа до своей скоропостижной кончины он в страстной речи на пленуме ЦК и ЦВК ВКП(б) отстаи вал сталинскую политику и единство пар тии от нападок клеветы троцкистеко-Зи новьевеких предателей. Товарищ Сталин в те дни писал: «Когда теперь у раскрытого гроба вспо минаешь весь пройденный путь Дзержин ского тюрьмы, каторги, ссылки. Чрезвы чайную комиссию по борьбе с контрреволю цией, восстановление разрушенного транс порта, строительство молодой социалистиче ской промышленности, — хочется одним словом охарактеризовать эту кипучую жизнь: горение. Горение и горячая отвага в борьбе с трудностями». Советский народ преодолел немало труд ностей, борется сейчас за завершение строительства социализма и постепенного педехода к коммунизму. Образ рыцаря коммунизма Феликса Дзержинского служит всем нам вдохновляющим примером. С. ДЗЕРЖИНСКАЯ. П у т ь м о л о д о г о в о и н а Па корабль пришло пополнение. Среди многих вновь вступивших па палубу воен ного корабля был молодой матрос Николай Пипаев. В первый момент он был озадачен видом корабля, увидев мощные бапгни с огромными орудиями и компактно распо ложенными приоор&мп и механизмами. На корабле для молодого матроса все было но во. Ему все хотелось узнать, всего до стигнуть. Здесь п произошла его первая встреча с ветераном Веливой Отечественной войны, который служит на корабле со дня подня тия военпо-морского флага. Главный стар шина показал вновь прибывшему матросу боевой пост, на котором он будет испол нять обязанности по боевому* расписанию. Тепло встретил новичка личный состав боевого фэечета старшины 2 статьи Аверья нова. Пинаева познакомили с кораблем, показзлп, как нужно бегать по трапам, чтибы пе мешать товарищам. Старшина познакомил его с заведыванпем, рассказал расположение на боевом посту приборов и приспособлений. В скором времени кораблю предстоял выход в море. Нужно было немедленно приступить к изучению материальной ча сти орудия и боезапаса, затем начать от работку действий по боевой иструкции. Матрос Иинаев стал все свободное время находиться на боевом посту, изучая распо ложение приборов, разбирая по схеме от дельные узлы орудия. Здесь-то и пригоди лись приобретенные в Учебном отряде зна ния. Па помощь молодому матросу пришли товарищи. Много помогал старшина. Бла годаря вниманию и помощи, Пипаев в ко роткий срок изучил тактико-технические тайные орудия, отдельные механизмы, при способления п приборы. Оп также стал хорошо действовать по боевой инструкции. Особенно много пришлось поработать на станке заряжания. У Пинаева не получа лось сразу той ловкости и легкости, с ко торой старослужащие матросы досылали заряд и снаряд. II здесь помог старшина. Он об’яснил: «Заряд нужно брать не торо пясь, обдумывая каждое движение, но и не мешкая, и держать в строго горизонталь ном положении. Затем, когда снаряд будет дослан, дослать заряд». Через некоторое время пытливый матрос усвоил все приемы старослужащих и стал работать не хуже других. Боевой расчет в целом стал давать в минуту столько вы стрелов, сколько требовали условия стрельбы. И вот настал день, к которому готовился Николай Ппнаев. Кораблю предстоял выход в море. Среди поставленных задач была | артиллерийская стрельба. Тщательно го- j товил свое заведывание мзтрос Пинаев.! Перрд первой стрельбой он еще раз лрове- | рил свои действия по боевой инструкции, j Корабль находится в море. Все на своих j местах. Орудие старшины Аверьянова г о - ! тово к открытию огня. Часто бьется серд це Пинаева. Да и как пе волноваться! Его допустили к первой самостоятельной! стрельбе. Нужно было оправдать доверие, не подвести весь боевой расчет. Но он уве рен в себе, и когда после команды: «Цент ральная паводка», орудие развернулось, прозвучала команда: «Орудия зарядить», снарядный Пинаев ловко дослал заряд в канал ствола. Залп! Залп! Залп! Следуют команды одна за другой. Снарзды поражают цель. Дробь! Стрельба окончена. Дни напряжен ной учебы не пропали даром. При стрельбе орудие не имело ни одного пропуска. Немалая заслуга в этом и Николая Пи- паева. В его карточку взысканий и поощ рений старшина 2 статьи Аверьянов впи сал первую благодарность за отличное исполнение обязанностей во время стрель бы. С тех пор прошло три месяца. Пинаев не один раз принимал участие в стрельбах. Все они получили хорошую оценку. Он стал, как выражаются товарищи, «обстре лянным матросом». В карточке взысканий и поощрений матроса Пинаевз теперь трн благодарности. Взысканий он пе имеет. После последней стрельбы к Шгааеву подошел комсомолец Проскурня, член бюро первичной комсомольской организации, за говорил с ним о вступлении в ряды лепгш- ско-сталинского комсомола. Пинаев и сам давно хотел вступить в члены ВЛКСМ и к этому готовился. Изучив Устав ВЛКСМ, он подал заявление с просьбой принять его в ряды комсомола. В светлом кубрике собрались комсомоль цы. На собрании принимают матроса Пи наева в члены ВЛКСМ. Рекомендации он получил у старых комсомольцев Студепи- кина и Проскурня. Выступающие вырази ли общее мнение — принять в ряды ком сомола матроса Пянаева. Через некоторое время матросу Пи* наезу был вручен комсомольский билет г значок члена ВЛКСМ. Л. НИКОВ. I Электрики на учениях Каждый выход корабля в морс был на сыщен учениями. Па этот раз электрикам предстояло сдать задачу по борьбе за жи вучесть электромеханического оборудова ния корабля. Сдаче этой комплексной задачи пред шествовала долгая подготовка, состоящая из теоретических занятий и частных уче ний. Па частных учениях мы отрабатыва- ш сноровку действия матросов в различ- 1 ых вариантах выхода из строя и порчи проводки, электромоторов, приборов. Когда чатросы и старшины научились бороться :а живучесть своего боевого поста, точно докладывать о повреждениях и грамотно их исправлять, приступили к сдаче задачи. Корабль в море вел «бой с противни ком». От попадапия «авиабомбы» в кормо вую часть корабля один из генераторов сбросил нагрузку. Телефонные кабели пе ребиты, связь с главным командным пунк том прекратилась. Электропровода сети ос вещения горят. Все помещения в этом районе заполнены едким дымом. В такой обстановке ориентироваться трудно. Командир боевого поста старший матрос Иванов, услышав вводную, оценил обста новку и правильно принял решение. Оп громко и четко подал команду. — Противогазы одеть, боевой пост ос мотреть. Матросы одели противогазы и приня лись осматривать помещение. Начали по ступать один за другим доклады о повреж дениях электротехнических средств и кор пуса корабля. Старший матрос Иванов по сле каждого доклада приказывает испра вить повреждение. Матрос Волков по приказанию команди ра боевого поста вооружил люстры. Свет дан. Лампочкп еле заметно краснеют в ды му. Но и при таком освещении аварийная партия может уже вести борьбу с пожаром и водой. Матрос Обеднык обнаружил обго ревшую проводку. Он спокойно, но быстро отсоединяет поврежденный участок сети, заменяет сгоревшие предохранители. В это время матрос Андрейчук асбестовым коври ком сбивает пламя с горящих проводов. У матроса Ладокина, стоящего на связи боевого поста с командным пунктом, пов режден коммутатор. Связь прервана. Не обходимо срочно ее восстановить. Боевые посты не могут правильно фупкциоппро-. вать без руководства командного пупктаГ Ладокин быстро находит выход. Он соеди няет командный пункт с боевым постом при помощи полевого телефона. Доклады и распоряжения стали поступать попре- жнему своевременно. На командном пункте от «взрыва» выш ли1иэ*#г0Ь* измерительные приборы. Ос танавливать генератор нельзя. Матрос Ва сильев — опытный электрик, в совершен стве знает порученную ему технику. Он ре гулирует работу генераторов без приборов. Это требует большого мастерства. Через несколько минут на командный пункт БЧ-V поступает доклад: «Повреж денные участки светом обеспечены. В по мещениях люстры и гирлянды вооружены, оеврщение дано». Но вот новый «взрыв» в коридоре элек тропроводов. Питание падает, на контроль- пом щите гаснут лампочки. Один за дру гим поступают доклады: «Генератор сго рел». Радиорубка и котельные отделения лишены электроэнергии. Только доложили о генераторе, как слышится другой док лад матроса Тоболкина: «Перебита сило вая магистраль, в коридоре электропро водов — пожар». Кипит работа по ликвидации новых по вреждений. Матрос Мухин, отключив обго ревшие провода, переводит генератор и часть сети па управление с места. Подано освещение в котельные помещения и ра диорубку. Учение закончено. На разборе были отме чены грамотные действия личного состава на боевых постах старших матросов То- болкина, Иванова и старшины 1 статьи Чередова. На этом учении личный состав показал, что он умеет правильно и быстро реагиро вать, принимать решение и действовать в борьбе за живучесть корабля не только в простых, но и в усложненных условиях. Инженер-лейтенант Г. БОРЩЕВСКИЙ. КОМАНДИР ЭКИПАЖА— ВОСПИТАТЕЛЬ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ Неус танно пгвышать Советский летчик является 'командиров экитлга, на его обязатосгп л^жиг «вос питание своих подчиненных, забота о них. Некоторые летчики но понимают своей роли в деле выращивания полноценных авиационных «кадров и подчас ограничи вают свою деятельность рамками чисто специальных функций. — Что вы сделала сегодня, как коман дир экипажа? — обратился командир под разделения капитан Гершов к летчику Бодуэн. — Я присутствовал на занятиях, чи тал кни гу, — ответил Бодан. Как видно, этот летчик считает, что ему нужно только присутствовать па запдггпях или летать. Можно привести рях примеров, « о т командиры экипажей по только не зани маются воспитанием своих подчиненных, но и пе зпают, кто и какие лица у них р подчиненна Молодой летчик Куриигко на вопрос командира звена, где его подчи ненные, ответил, что все на месте: вот пгпургман, радист. Технический состав летчик не считает своими подчиненными. С ними работает инженер, техник звена. Забывай о своих обязанностях, иные летчики пред’являют мало требователь ности, недостаточно работают с членами экипажа, а иногда не проявляют собствен ной инициативы. Это приводит к незнанию командиром эшпажа своих людей. Сержант Бугров был механиком самоле та у старого опытного разведчика летчи ка Медтшкова. Бугров обладал хорошими сознаниями, тянулся к учебе. В настоя щее время сержант Бугров — слушатель Академии. О наклонностях своего подчи ненного летчик Медников не знал и од нажды вынужден был краснеть за свое незнание. Сержант Бугров, эксплоупгруя самолет; изучая его детально, .решил усо вершенствовать бензосистему и изобрел приспособление автоматического переклю чения бензобаков. Проект его получил одобрение, и сержант был премирован. В кругу офицеров майор т. Еремин .раелка® зал ■об изобретателе, не называя его фа милии, и спросил, чей это подчиненный. Летчик Медников краснел, когда ему сообщили, что это его подчиненный: Буг ров. Этот случай запомнился офицерам и летчику Медникову. Советски! офицер — чуткий, отзывчи вый товарищ, волевой командир, способ ный личным примером повести за собой подчиненных, воспитывать их преданны ми делу партии Левина — Сталина. Лейтенант Сенаторов, ныне командир звена, в недавнем прошлом был командиром экипажа. Он— коммунист, участник Оте чественной войны, имеет боевые награды. Будучи командиром экипажа, лейтенант Сенаторов построил свою работу на основе требовательности, изучения подчиненных, заботы о них. Методом работы его был личный пример. Чувствуя себя в общеобразовательной полтхуговке слабым, летчик стал усиленно заниматься, начал посещать вечернюю школу, постоянно совершенствовал и пополнял знания по своей спещшьно- сти. Примеру командира экипажа после довали штурман и* стрелок^радист. Они также началу усиленно заниматься по общеобразовательным прецмеггам, а стрелок-радист Дегтярев поступил на кур сы по научению иностранного языка, по вышая одновременно знания но специаль ности. ‘Вскоре он стал лучшим специали стом подразделения. Во время работы на материальной ча- 1 сти лейтенант Сенаторов был не простым наблюдателем, а вместе со всем экипажем принимался за работу, стремясь к тому, чтобы его самолет был в образцовой чисто те п всегда исправным. Таким путем лет чик достиг того, что его машина стала еляя ш ш тов. Сенаторов добился того, что его второй механик ссржапт Пыстогов, стремясь к знаниям и совершенству, стал механиком лучшей в части. Уд много времени воспитанию подчинение и заботе о них. свой уровень знаний амолета, а в настоящее время является [учшим механиком части. Не считаясь с личным временем, командир всегда был в кругу своего экипажа, в любое время его можно было увидеть среди матросов и сержантов. Подчиненные делились с ним своими радостями и мыслями, обращались к нему за помощью, читали письма из до му и всегда встречали помощь и участие. К проступкам своих подчиненных летчик был строг, пе упуская ни малейшего слу чая парушепня дисциплины. Как командир. Сенаторов в любое время знал, что делают его подчиненные, как они ведут себя в общественных местах. Видя настоящее большевистское отно шение к своим обязанностям, командование назначило летчика Сенаторова на долж ность командира звена. Некоторые летчики порою не впикают в дела своего экипажа, не изучают людей, не требуют с подчиненных по уставу. Эго приводит к снижению авторитета коман дира экипажа. Летчик Махров воспитанием своего под чиненного старшего матроса Ячменева . не занимался, а ограничивался лишь дисцип линарными взысканиями. Он ни разу не побеседовал с Ячменевым, не знал его ду ши. Это привело к тому, что Ячмепев замк- пулся и совгршал один проступок за дру гим, и был переведен в другую часть. В этом повинен прежде всего командир экипажа,- не сумевший воспитать своего подчиненного. В своей работе многие летчики забыва ют, что у них есть верный помощник — их штурман, офицер, который вместе со своим командиром экипажа обязан крепить дисциплину, помогать командиру в воспи тании матросов и сержантов. Отсутствие требовательности к штурману, устранение его от воспитательной работы вредит делу. Так, у штурмана Кучера, например, сложи лось мнение, что он только специалист, и ему нет дела до воспитания сержантов и матросов. Большим препятствием в работе всякого командира является бессистемная, нерег- ламептнроваппая работа. Время нужно рас пределять строго. Это нетрудно, но тре бует своего рода привычки. Неумение пра вильно использовать время является при чиной того, что летчик не может выбрать момента, чтобы заглянуть к подчиненному, поговорить с ним. Такие летчики заявля ют обычно, что у них нехватает времени. Есть и другая черта у некоторых летчи ков. Желая быть в глазах подчиненных «хорошими» командирами, некоторые из них боятся кого-либо обидеть, не применя ют дисциплинарных прав, за всякую без делицу об’являют благодарность. Большим и основным подспорьем в вос питании подчиненных служит правильная дисциплинарная практика, а для этого необходимо знать каждого человека, знать его индивидуальные черты и качества. Сержант Пиколаев числилея лучшим и примерным специалистом. Он имеет 22 благодарности за время службы и ни одного взыскания. И вдруг сержант Николаев совершает проступок. Ему прощают, огра ничиваясь разговором. Затем следует второе нарушение Николаева. Ясно, что эти проступки пе были случайностями. Чело века не знали, но изучили и поэтому не смогли предупредить нарушений. Каждый командир экипажа должен по нять, что ему принадлежит важная роль в деле воспитания подчиненных. Выполнение уставов Вооруженных Сил каждым летчи ком является вернейшим залогом того, что такой летчик будет настоящим командиром экипажа, настоящим офппером-воспитате- лем, ибо в уставах говорится, что офицер должен повышать свой уровень знаний и добиваться повышения его у своих подчи ненных, что офицер должен повседневно ’ заниматься воспитанием подчиненных, вни кать в их заботы и нужды, быть для них старшим товарищем, показывать личный пример во всем. Лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ. В море а с*емсую uoi о у. Фого I I . Повиковэ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz