На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 11 сентября 1947 г., № 213 (2904). Благородный рыцарь коммунизма I ? €гтгяКря исполняется 70 лет со дня i сара путей сообщения. Наш трзнспорт па- рождения oixnoro шз замечательных деяте­ лей большевистской партии, верного уче­ ника и соратника Ленина— Сталина, пла­ менного борца 31 дело коммунизма — Фе­ ликса- Эдмундовича Дзержинского. Фелтос Эдмундович родился в 1877 году, в Литве, в польской интеллигентной семье.. Семпадцатилетним юпошей, учась в 6 классе Виленской гимназии, оп вступил в марксистский кружок самообразования, а год спустя, в 1895 году — в ряды литов­ ской соппал-лемократип. С тех пор Дзер­ жинский всю свою жизнь отдал ра­ бочему классу и его революционной борьбе. Еще в 1898 году в вятской ссылке Дзержинский писал: «Преде­ лом моей борьбы может быть лишь могила». В тюрьме, в сибирской ссылал, в подпольи и на государственных по- • стах, всегда и везде Дзержпнскип был в первых рядах борцов за револю­ цию. Он был одним из виднейших ор­ ганизаторов пролетарской партии Польши и Литвы. В годы первой рус­ ской революции он был любимым вождем польского революционною пролетариата. Дзержинский был последователь­ ным интернационалистом и сторон­ ником об’единенпя всех националь­ ностей России в одной революционной партии. С первых шагов своей дея­ тельности он боролся с оппортуни­ стами и поднимал польских, литов­ ских и евоейских пролетариев на совместную с русским пролетариатом борьбу против царизма и капитали- стоп ЦавскЕР. власти видели в Дзер­ жинском опасного врага, шесть раз он был арестован, и лет — почти четверть своей жизни — провел в тюрьмах, на ка­ торге и в ссылке, 3 раза совершал смелые побеги. ходился тогда в состоянии полной разрухи, что тормозило развитие народного хозяй­ ства. Дзержинский пе имел пикакого опы­ та хозяйственной работы, но не в его на­ туре было останавливаться перед трудностя­ ми. Со всей своей революционной страстно­ стью и энергией он взялся за новое дело, воодушевлял своим энтузиазмом рабочих и служащих н честных специалистов и бы­ стро добился огромных успехов. В феврале 1924 года Дзержинский зани­ мал пост председателя Высшего Совета На- Каждый ваз. как только ему удавалось вырваться из тюрьмы, он немедленно воз вращался к революционной работе. Ф. Э. Дзержинский. родного Хозяйства (ВСНХ), об’единявший всю советскую промышленность. Наша про­ мышленность не достигла тогда еще и по­ ловины довоенного уровня, к тому же со­ циалистическое строительство промышлен­ ности тормозила подрывная работа презрен­ ных троцкистов. Дзержинский, не прерывая напряженной VI с’езд избрал Дзержинского членом ра6оты „ о г п у _ т тиШ 1 . ЦК партии. В октябре 1917 года Дзержинский вво­ дится в состав Партийного центра по руко­ водству вооруженным восстанием? Товарищ Стали?, возглавлявший Партийный центр, назвал Феликса Дзержинского «Героем Октября». В декабре 1917 (года партия поставила Дзержинского на трудный пост председате- ленностыо. Он работал, не зная едыха. Его энтузиазм и неистощимость заражали всех, с кем он сталкивался. Он показал хо­ зяйственникам пример большевистской оперативности, учил их связывать отдель­ ные практические вопросы с основными вопросами политики партии. Постоянно подчеркивая роль науки и техники в развитии нашего народного хо­ зяйства, Дзержинский призывал коммунн- ля Всероссийской Чрезвычайной комиссии , * К. й i стов овладевать экономическими и техни- по борьбе с контрреволюционным саботажем „ _ - I п о л г п и и Т И Q ГГТТ O U U Ч Ц П П Т П Ч Л О Л Г Т П Ж Г П ’П Л П т г спекуляцией. На посту председателя ческими знаниями, заботился о подготовке молодых хозяйственных и технических кад­ ров. Дзержинский поддерживал в рабочих изобретательность, добивался активного оком рабочего класса, неустанно и зорко участля рпаб° ™ 8 ^ и ю т л и и ц н н Щ>оиз- следим®. за всеми происками врагов. Под I водатаа' 0н тр'* омл от 1 0 МЙстаенникав, ВЧК’а, потом ОГПУ бессменно и самоотвер­ женно работал Дзержинский до последнего дня своей жизни. Он был недреманным его руководством были раскрыты и ликви­ дированы многочисленные контрреволюци­ онные заговоры и (восстания, организован­ ные врагами народа при активной под­ держке иностранных разведок. «Буржуазия не знала более ненавистного имени, чем имя Дзержинского, отражавшего стальной ру­ кой удары врагов пролетарской револю­ ции. Гроза буржуазии — вот чем был Феликс Дзержинский» (Сталин). В борьбе с контрреволюцией Дзержин- чтобы они активно участвовали в рабо­ чих производственных совещаниях. За два с лишним года работы Дзержин­ ского в ВСНХ под руководством партии и товарища Сталина промышленность достиг­ ла довоенного уровня. Создались условия для решения генеральной задачи социали­ стической индустриализации страны. Дзержинский положил немало трудов в укрепление боеспособности Красной Армии. Он лично участвовал в операциях Ера- - ________ в ттпГ10^тлттт,ттпЯ. сной Армии во время гражданской воины: скии черпал силы в неразрывной связи с m m в начале 1919 года вместе с товарищем народом, в поддержке и помощи трудящих- с талиньгм па Колчаковском * фронте и в ся масс. 11920 г. — в качестве начальника тыла Когда окончилась гражданская война,1юго-западного фронта. Будучи председате- партия и правительство выдвинули Фелик- лем ВСНХ, поглощрпный своей основной ра­ са Эдмундовича на пост Народного Комис- ботой по строительству народного хозяй- ства, он делал все, чтобы выше подпять во­ енную промышленность, находившуюся тогда в ведении Революционного военного совета, а перед самой своей смертью запял- ся вопросом оборони Советского Союза. Дзержинский был образцом политиче­ ского деятеля ленинско-сталинского типа, воплощением лучших качеств коммуниста, глубоко принципиальным, дисциплиниро­ ванным, скромным, беззаветно преданным |елу коммунизма, он отличался исключи­ тельной душевной чистотой, личным му­ жеством, правдивостью, благородством. Су­ ровый и беспощадный к врагам со­ циалистической революции, он был необыкновенно чуток и отзывчив к товарищам, к нуждам трудящихся. В нем было исключительно разви­ то чувство партийного долга и ответ­ ственности не только за лично ' ему вверенное дело, но за судьбы всего социалистического государства. Поэ­ тому он брал на себя, я партия пору­ чала ему решение самых тяжелых и ответственных задач. Где нужно было ликвидировать прорыв, принять чрезвычайные ме­ ры, туда партия посылала Дзержин­ ского. Дзержинский) всегда был оли­ цетворением большевистской требо­ вательности к себе и к своим подчи­ ненным, к недостаткам социалисти­ ческого строительства. Он бичевал бюрократизм и волокиту. Но с той же беспощадностью, смелостью и прямо­ той он вскрывал и исправлял недо­ статки в своей собственной работе. Критика и самокритика были прису­ щи революционной натуре Феликса Эдмундовича, никогда не удовлетво­ рявшегося достигнутым и всегда смотревшего вперед. Сталинская йтшггика социалистической индустриализации страны, политика, обес­ печившая победу нашей Родине в годы Великой Отечественной войны, подверглась бешеным нападкам врагов народа из троц­ кистеко-аиновъевского лагеря. Искусно маскируя свою измену, эти впоследствии разоблаченные шпионы я вредители про­ тивопоставляли сталинскому плану свой план, который означал превращение СССР в колонию империализма. Верный соратник Левина и Сталина, Дзержинский с прису­ щей ему страстностью обрушивался на троцкистов и отновьевцев. Человек острого революционного чутья, высокой револю­ ционной бдительности Дзержинский за­ клеймил врагов партии, как пораженцев и капитулянтов. Дзержинский жил интересами партия и для дарт о . -» - 20 июля 1926 года за 3. часа до своей скоропостижной кончины он в страстной речи на пленуме ЦК и ЦВК ВКП(б) отстаи­ вал сталинскую политику и единство пар­ тии от нападок клеветы троцкистеко-Зи­ новьевеких предателей. Товарищ Сталин в те дни писал: «Когда теперь у раскрытого гроба вспо­ минаешь весь пройденный путь Дзержин­ ского тюрьмы, каторги, ссылки. Чрезвы­ чайную комиссию по борьбе с контрреволю­ цией, восстановление разрушенного транс­ порта, строительство молодой социалистиче­ ской промышленности, — хочется одним словом охарактеризовать эту кипучую жизнь: горение. Горение и горячая отвага в борьбе с трудностями». Советский народ преодолел немало труд­ ностей, борется сейчас за завершение строительства социализма и постепенного педехода к коммунизму. Образ рыцаря коммунизма Феликса Дзержинского служит всем нам вдохновляющим примером. С. ДЗЕРЖИНСКАЯ. П у т ь м о л о д о г о в о и н а Па корабль пришло пополнение. Среди многих вновь вступивших па палубу воен­ ного корабля был молодой матрос Николай Пипаев. В первый момент он был озадачен видом корабля, увидев мощные бапгни с огромными орудиями и компактно распо­ ложенными приоор&мп и механизмами. На корабле для молодого матроса все было но­ во. Ему все хотелось узнать, всего до­ стигнуть. Здесь п произошла его первая встреча с ветераном Веливой Отечественной войны, который служит на корабле со дня подня­ тия военпо-морского флага. Главный стар­ шина показал вновь прибывшему матросу боевой пост, на котором он будет испол­ нять обязанности по боевому* расписанию. Тепло встретил новичка личный состав боевого фэечета старшины 2 статьи Аверья­ нова. Пинаева познакомили с кораблем, показзлп, как нужно бегать по трапам, чтибы пе мешать товарищам. Старшина познакомил его с заведыванпем, рассказал расположение на боевом посту приборов и приспособлений. В скором времени кораблю предстоял выход в море. Нужно было немедленно приступить к изучению материальной ча­ сти орудия и боезапаса, затем начать от­ работку действий по боевой иструкции. Матрос Иинаев стал все свободное время находиться на боевом посту, изучая распо­ ложение приборов, разбирая по схеме от­ дельные узлы орудия. Здесь-то и пригоди­ лись приобретенные в Учебном отряде зна­ ния. Па помощь молодому матросу пришли товарищи. Много помогал старшина. Бла­ годаря вниманию и помощи, Пипаев в ко­ роткий срок изучил тактико-технические тайные орудия, отдельные механизмы, при­ способления п приборы. Оп также стал хорошо действовать по боевой инструкции. Особенно много пришлось поработать на станке заряжания. У Пинаева не получа­ лось сразу той ловкости и легкости, с ко­ торой старослужащие матросы досылали заряд и снаряд. II здесь помог старшина. Он об’яснил: «Заряд нужно брать не торо­ пясь, обдумывая каждое движение, но и не мешкая, и держать в строго горизонталь­ ном положении. Затем, когда снаряд будет дослан, дослать заряд». Через некоторое время пытливый матрос усвоил все приемы старослужащих и стал работать не хуже других. Боевой расчет в целом стал давать в минуту столько вы­ стрелов, сколько требовали условия стрельбы. И вот настал день, к которому готовился Николай Ппнаев. Кораблю предстоял выход в море. Среди поставленных задач была | артиллерийская стрельба. Тщательно го- j товил свое заведывание мзтрос Пинаев.! Перрд первой стрельбой он еще раз лрове- | рил свои действия по боевой инструкции, j Корабль находится в море. Все на своих j местах. Орудие старшины Аверьянова г о - ! тово к открытию огня. Часто бьется серд­ це Пинаева. Да и как пе волноваться! Его допустили к первой самостоятельной! стрельбе. Нужно было оправдать доверие, не подвести весь боевой расчет. Но он уве­ рен в себе, и когда после команды: «Цент­ ральная паводка», орудие развернулось, прозвучала команда: «Орудия зарядить», снарядный Пинаев ловко дослал заряд в канал ствола. Залп! Залп! Залп! Следуют команды одна за другой. Снарзды поражают цель. Дробь! Стрельба окончена. Дни напряжен­ ной учебы не пропали даром. При стрельбе орудие не имело ни одного пропуска. Немалая заслуга в этом и Николая Пи- паева. В его карточку взысканий и поощ­ рений старшина 2 статьи Аверьянов впи­ сал первую благодарность за отличное исполнение обязанностей во время стрель­ бы. С тех пор прошло три месяца. Пинаев не один раз принимал участие в стрельбах. Все они получили хорошую оценку. Он стал, как выражаются товарищи, «обстре­ лянным матросом». В карточке взысканий и поощрений матроса Пинаевз теперь трн благодарности. Взысканий он пе имеет. После последней стрельбы к Шгааеву подошел комсомолец Проскурня, член бюро первичной комсомольской организации, за­ говорил с ним о вступлении в ряды лепгш- ско-сталинского комсомола. Пинаев и сам давно хотел вступить в члены ВЛКСМ и к этому готовился. Изучив Устав ВЛКСМ, он подал заявление с просьбой принять его в ряды комсомола. В светлом кубрике собрались комсомоль­ цы. На собрании принимают матроса Пи­ наева в члены ВЛКСМ. Рекомендации он получил у старых комсомольцев Студепи- кина и Проскурня. Выступающие вырази­ ли общее мнение — принять в ряды ком­ сомола матроса Пянаева. Через некоторое время матросу Пи* наезу был вручен комсомольский билет г значок члена ВЛКСМ. Л. НИКОВ. I Электрики на учениях Каждый выход корабля в морс был на­ сыщен учениями. Па этот раз электрикам предстояло сдать задачу по борьбе за жи­ вучесть электромеханического оборудова­ ния корабля. Сдаче этой комплексной задачи пред­ шествовала долгая подготовка, состоящая из теоретических занятий и частных уче­ ний. Па частных учениях мы отрабатыва- ш сноровку действия матросов в различ- 1 ых вариантах выхода из строя и порчи проводки, электромоторов, приборов. Когда чатросы и старшины научились бороться :а живучесть своего боевого поста, точно докладывать о повреждениях и грамотно их исправлять, приступили к сдаче задачи. Корабль в море вел «бой с противни­ ком». От попадапия «авиабомбы» в кормо­ вую часть корабля один из генераторов сбросил нагрузку. Телефонные кабели пе­ ребиты, связь с главным командным пунк­ том прекратилась. Электропровода сети ос­ вещения горят. Все помещения в этом районе заполнены едким дымом. В такой обстановке ориентироваться трудно. Командир боевого поста старший матрос Иванов, услышав вводную, оценил обста­ новку и правильно принял решение. Оп громко и четко подал команду. — Противогазы одеть, боевой пост ос­ мотреть. Матросы одели противогазы и приня­ лись осматривать помещение. Начали по­ ступать один за другим доклады о повреж­ дениях электротехнических средств и кор­ пуса корабля. Старший матрос Иванов по­ сле каждого доклада приказывает испра­ вить повреждение. Матрос Волков по приказанию команди­ ра боевого поста вооружил люстры. Свет дан. Лампочкп еле заметно краснеют в ды­ му. Но и при таком освещении аварийная партия может уже вести борьбу с пожаром и водой. Матрос Обеднык обнаружил обго­ ревшую проводку. Он спокойно, но быстро отсоединяет поврежденный участок сети, заменяет сгоревшие предохранители. В это время матрос Андрейчук асбестовым коври­ ком сбивает пламя с горящих проводов. У матроса Ладокина, стоящего на связи боевого поста с командным пунктом, пов­ режден коммутатор. Связь прервана. Не­ обходимо срочно ее восстановить. Боевые посты не могут правильно фупкциоппро-. вать без руководства командного пупктаГ Ладокин быстро находит выход. Он соеди­ няет командный пункт с боевым постом при помощи полевого телефона. Доклады и распоряжения стали поступать попре- жнему своевременно. На командном пункте от «взрыва» выш­ ли1иэ*#г0Ь* измерительные приборы. Ос­ танавливать генератор нельзя. Матрос Ва­ сильев — опытный электрик, в совершен­ стве знает порученную ему технику. Он ре­ гулирует работу генераторов без приборов. Это требует большого мастерства. Через несколько минут на командный пункт БЧ-V поступает доклад: «Повреж­ денные участки светом обеспечены. В по­ мещениях люстры и гирлянды вооружены, оеврщение дано». Но вот новый «взрыв» в коридоре элек­ тропроводов. Питание падает, на контроль- пом щите гаснут лампочки. Один за дру­ гим поступают доклады: «Генератор сго­ рел». Радиорубка и котельные отделения лишены электроэнергии. Только доложили о генераторе, как слышится другой док­ лад матроса Тоболкина: «Перебита сило­ вая магистраль, в коридоре электропро­ водов — пожар». Кипит работа по ликвидации новых по­ вреждений. Матрос Мухин, отключив обго­ ревшие провода, переводит генератор и часть сети па управление с места. Подано освещение в котельные помещения и ра­ диорубку. Учение закончено. На разборе были отме­ чены грамотные действия личного состава на боевых постах старших матросов То- болкина, Иванова и старшины 1 статьи Чередова. На этом учении личный состав показал, что он умеет правильно и быстро реагиро­ вать, принимать решение и действовать в борьбе за живучесть корабля не только в простых, но и в усложненных условиях. Инженер-лейтенант Г. БОРЩЕВСКИЙ. КОМАНДИР ЭКИПАЖА— ВОСПИТАТЕЛЬ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ Неус танно пгвышать Советский летчик является 'командиров экитлга, на его обязатосгп л^жиг «вос­ питание своих подчиненных, забота о них. Некоторые летчики но понимают своей роли в деле выращивания полноценных авиационных «кадров и подчас ограничи­ вают свою деятельность рамками чисто специальных функций. — Что вы сделала сегодня, как коман­ дир экипажа? — обратился командир под­ разделения капитан Гершов к летчику Бодуэн. — Я присутствовал на занятиях, чи­ тал кни гу, — ответил Бодан. Как видно, этот летчик считает, что ему нужно только присутствовать па запдггпях или летать. Можно привести рях примеров, « о т командиры экипажей по только не зани­ маются воспитанием своих подчиненных, но и пе зпают, кто и какие лица у них р подчиненна Молодой летчик Куриигко на вопрос командира звена, где его подчи­ ненные, ответил, что все на месте: вот пгпургман, радист. Технический состав летчик не считает своими подчиненными. С ними работает инженер, техник звена. Забывай о своих обязанностях, иные летчики пред’являют мало требователь­ ности, недостаточно работают с членами экипажа, а иногда не проявляют собствен­ ной инициативы. Это приводит к незнанию командиром эшпажа своих людей. Сержант Бугров был механиком самоле­ та у старого опытного разведчика летчи­ ка Медтшкова. Бугров обладал хорошими сознаниями, тянулся к учебе. В настоя­ щее время сержант Бугров — слушатель Академии. О наклонностях своего подчи­ ненного летчик Медников не знал и од­ нажды вынужден был краснеть за свое незнание. Сержант Бугров, эксплоупгруя самолет; изучая его детально, .решил усо­ вершенствовать бензосистему и изобрел приспособление автоматического переклю­ чения бензобаков. Проект его получил одобрение, и сержант был премирован. В кругу офицеров майор т. Еремин .раелка® зал ■об изобретателе, не называя его фа­ милии, и спросил, чей это подчиненный. Летчик Медников краснел, когда ему сообщили, что это его подчиненный: Буг­ ров. Этот случай запомнился офицерам и летчику Медникову. Советски! офицер — чуткий, отзывчи­ вый товарищ, волевой командир, способ­ ный личным примером повести за собой подчиненных, воспитывать их преданны­ ми делу партии Левина — Сталина. Лейтенант Сенаторов, ныне командир звена, в недавнем прошлом был командиром экипажа. Он— коммунист, участник Оте­ чественной войны, имеет боевые награды. Будучи командиром экипажа, лейтенант Сенаторов построил свою работу на основе требовательности, изучения подчиненных, заботы о них. Методом работы его был личный пример. Чувствуя себя в общеобразовательной полтхуговке слабым, летчик стал усиленно заниматься, начал посещать вечернюю школу, постоянно совершенствовал и пополнял знания по своей спещшьно- сти. Примеру командира экипажа после­ довали штурман и* стрелок^радист. Они также началу усиленно заниматься по общеобразовательным прецмеггам, а стрелок-радист Дегтярев поступил на кур­ сы по научению иностранного языка, по­ вышая одновременно знания но специаль­ ности. ‘Вскоре он стал лучшим специали­ стом подразделения. Во время работы на материальной ча- 1 сти лейтенант Сенаторов был не простым наблюдателем, а вместе со всем экипажем принимался за работу, стремясь к тому, чтобы его самолет был в образцовой чисто­ те п всегда исправным. Таким путем лет­ чик достиг того, что его машина стала еляя ш ш тов. Сенаторов добился того, что его второй механик ссржапт Пыстогов, стремясь к знаниям и совершенству, стал механиком лучшей в части. Уд много времени воспитанию подчинение и заботе о них. свой уровень знаний амолета, а в настоящее время является [учшим механиком части. Не считаясь с личным временем, командир всегда был в кругу своего экипажа, в любое время его можно было увидеть среди матросов и сержантов. Подчиненные делились с ним своими радостями и мыслями, обращались к нему за помощью, читали письма из до­ му и всегда встречали помощь и участие. К проступкам своих подчиненных летчик был строг, пе упуская ни малейшего слу­ чая парушепня дисциплины. Как командир. Сенаторов в любое время знал, что делают его подчиненные, как они ведут себя в общественных местах. Видя настоящее большевистское отно­ шение к своим обязанностям, командование назначило летчика Сенаторова на долж­ ность командира звена. Некоторые летчики порою не впикают в дела своего экипажа, не изучают людей, не требуют с подчиненных по уставу. Эго приводит к снижению авторитета коман­ дира экипажа. Летчик Махров воспитанием своего под­ чиненного старшего матроса Ячменева . не занимался, а ограничивался лишь дисцип­ линарными взысканиями. Он ни разу не побеседовал с Ячменевым, не знал его ду­ ши. Это привело к тому, что Ячмепев замк- пулся и совгршал один проступок за дру­ гим, и был переведен в другую часть. В этом повинен прежде всего командир экипажа,- не сумевший воспитать своего подчиненного. В своей работе многие летчики забыва­ ют, что у них есть верный помощник — их штурман, офицер, который вместе со своим командиром экипажа обязан крепить дисциплину, помогать командиру в воспи­ тании матросов и сержантов. Отсутствие требовательности к штурману, устранение его от воспитательной работы вредит делу. Так, у штурмана Кучера, например, сложи­ лось мнение, что он только специалист, и ему нет дела до воспитания сержантов и матросов. Большим препятствием в работе всякого командира является бессистемная, нерег- ламептнроваппая работа. Время нужно рас­ пределять строго. Это нетрудно, но тре­ бует своего рода привычки. Неумение пра­ вильно использовать время является при­ чиной того, что летчик не может выбрать момента, чтобы заглянуть к подчиненному, поговорить с ним. Такие летчики заявля­ ют обычно, что у них нехватает времени. Есть и другая черта у некоторых летчи­ ков. Желая быть в глазах подчиненных «хорошими» командирами, некоторые из них боятся кого-либо обидеть, не применя­ ют дисциплинарных прав, за всякую без­ делицу об’являют благодарность. Большим и основным подспорьем в вос­ питании подчиненных служит правильная дисциплинарная практика, а для этого необходимо знать каждого человека, знать его индивидуальные черты и качества. Сержант Пиколаев числилея лучшим и примерным специалистом. Он имеет 22 благодарности за время службы и ни одного взыскания. И вдруг сержант Николаев совершает проступок. Ему прощают, огра­ ничиваясь разговором. Затем следует второе нарушение Николаева. Ясно, что эти проступки пе были случайностями. Чело­ века не знали, но изучили и поэтому не смогли предупредить нарушений. Каждый командир экипажа должен по­ нять, что ему принадлежит важная роль в деле воспитания подчиненных. Выполнение уставов Вооруженных Сил каждым летчи­ ком является вернейшим залогом того, что такой летчик будет настоящим командиром экипажа, настоящим офппером-воспитате- лем, ибо в уставах говорится, что офицер должен повышать свой уровень знаний и добиваться повышения его у своих подчи­ ненных, что офицер должен повседневно ’ заниматься воспитанием подчиненных, вни­ кать в их заботы и нужды, быть для них старшим товарищем, показывать личный пример во всем. Лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ. В море а с*емсую uoi о у. Фого I I . Повиковэ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz