На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
Зас пешу Советскую Родину! г • 1 W 4 Ежедневная газета Северного флота Я 212 (2903). среда ю сентября 1947 г. Год издания 11-Я С е Г О Д Н Я (1 стр .) «На кораблях « » частях. (1 сгр.) •Инжеявр^капкгак-ле&’гешит А. Гель- фаетд — Год ^спустя ; (2 стр .) П . Уральский — Хорошо обучает моле- ды х бывалый датчик Павлов. (2 c ip . ) Кандидат филологических наук А. Не- дэведский — Украинская литература се годня. (3 огр.) v b ? н о ме ре: » -| 1 * ^ Навстречу 25-летию огёфегаз комсоаю* ла «ад флотом. (3 стр.) Книгу в кубрик. «Происхождение гор и -материков*. «На чем Земля держится» (3 стр.) От еэд делегации СССР га вторую сессию Генеральной Ассамблеи организа ции Об ’единеяных наций (4 стр.) После сформирования нового rp ew ^o . го правительства. (4 стр.) Война в Индонезии. (4 сгр.) Честь и достоинство советского моряна Советский военный моряк является бой цом Вооруженны* Сил первого в мире со- гиал^стического государства. Он стоит на граже своей великой Родины, защищает грану, народ, который под руководством •олыпевистской партии открыл, новую эру в истории человечества, построил со- лаляптическое общество и уверенно идет к коммунизму. Велика честь быть в рядах советских Ри.пруженных Сил. носить почетное имя овитгкого воина. Годами и десятилетиями. проГия суровые испытания в борьбе, фор мировался моральный облик военною мо шка флота советского мгударства. Уже на ларе революционного дви- жения русские военный моряки показали и--^лючительный пример организованности и высокой сознательности в борьбе за дело пч>его народа, за дело партии Ленина — Сталина. Славный революционный подвиг матросов броненосца «Потемкин», в 1905 году поднявших знамя борьбы против цар ского самодержавия, неизмеримо поднял ав торитет и достоинство русского матроса. Героические страницы гражданской войны, когда советские моряки показали образны самоотверженности и верности своему на роду, навсегда вошли в историю нашей Родииы, еще более возвеличили гордое имя военного моряка. В Великой Отечественной войне ваш флот, по определению товарища Сталета, до конца выполнил свой долг пе ред Родиной, а советские моряки вписали новые страницы в историю русской мор ской славы. Боевые и революционные традиции на шего флота — это дорогое наследие совет ских военных моряков. Свято хранить и умножать эти традиции — значит высоко держать честь и достоинство своего воин ского зваиня. Вознский долг для советского моряка — превыше всего. А нерушимо выполнять во- инсеей долг можно, лишь отлично владея сверенным оружием и боевой техникой, в совершенстве зная свою специальность, гтрожляя любовь к морю, к флотской служ- •?. Тот матрос, который неутомимо, с при сущим советским людям рвением изучает военное дело, неустанно повышает свои знания, — показывает пример, как надо служить своей Родине и народу, ибо он не на словах, а на деле укрепляет боевое мо гущество флота, повышает мощь своего государства. Именно это и является пер вой, основной и важнейшей обязанностью каждого советского воина, которому наш народ доверил охрану рубежей советской земли, защиту интересов социалистическо го государства. Честь и- достоинство советского военного моряка обязывают его всегда и во всем быть верным воинском присяге, умелым воином, готовым в любую минуту выпол нить приказ своей Родины. Для этого надо много и серьезно учиться военному делу, пе останавливаясь, двигаться вперед, к со вершенствованию своих знаний. Высокая дисциплина и организованность •— основа боевой мощи флота. Нерушимо* выполнение всех требований воинских уставов, приказов командиров — закон жизни советского военного моряка, дело егс чести. Заслуженным уважением пользуется воин, который во всем и всегда руководст вуется уставом, знает его и точно соблю д е т . И, наоборот, малейшее нарушение чиспиплины наносит ущерб его авторитету, вызывает неприязненное чувство, ибо это ооняет честь и достоинство советского вои на, лишает его одного из самых необходи мых качеств советского воина — сильного сознанием своей личной ответственности перед народом за защиту Родины. АЛ ногие из североморцев читали книгу I ’* ’ «Жизнь моряка», изданную в годы войны и пользующуюся большой популяр* ностью среди флотских читателей. Но вряд ли кто подозревает, что человек, ставший образом героя этой книги, жив и здравст вует... . «...Было вто 86 лет назад, в год отме- ны крепостного права. Мальчика Иосифа Юревича, получивше го только что вольную т п<*мопшка Ше>- меты. привезли из далекой Киевской ту* Ж и з н ь, о т д а н н а л ф л о т у Советский воин по уровню своей поли-; берши в Кронштадт и отдали в услужение тической сознательности, по своим мораль- на четырехмаfpwy ii пад>усну ю шхуну ным качествам и идейной убежденности стоит неизмеримо выше, чем солдат или матрос любого другого государства в мире. Социалистическая идеология является источником несокрушимой моральной силы наших воинов. Советский моряк беспредель но предан делу Ленина — Сталина, он во одушевлен самыми благородными и возвы шенными идеями. В годы войны это высо кое совнание наших воинов рождало неза бываемые подвиги героизма и отваги в борьбе за свою Родину, явилось одним из могучих средств достижения победы над врагом. Не менее важное значение имеет политическая сознательность советских военных моряков теперь, в мирный период. Исторические задачи, которые поставил пе ред Вооруженными Силами великий вождь и полководец товарищ Сталин, требуют от военных моряков, высокого идейного и по литического уровня. Советский воин дол жен ясио и отчетливо разбираться в окру жающей обстановке, быть политически гра мотным и культурно развитым человеком. Для советского воина далеко не безразлич но, что происходит за рубежами нашей Ро дены. Зная происходящие события, он должен уметь правильно понимать их о оценивать, правильно ориентироваться в тех или иных условиях. Советскому воину иизкя и дороги интересы своего социали стического государства, он должен всегда быть в курсе того, чем живет наша страна, какие задачи она решает, должен знать по литику большевистской партии исоаетпкаг го правительства. Политическое развитие советского воен ного моряка — важнейшее условие его ус пешной службы. Культурный, политически грамотный воин высоко хранит честь и до стоинство советского моряка, является пе редовым человеком, образцом служения Ро дине. Воспитание этих качеств у советских военных моряков — важнейшая задача по- литорганов и партийных организаций фло та. Вся система политике-«массовой работы на кораблях и в частях должна быть направлена к тому, чтобы воспитывать со ветских воинов в духе беззаветной любви к нашей Родине — великой социалистиче ской державе, в духе советского патрио тизма, в духе готовности, до последнего ды хания служить интересам народа, страны, государства. Чувство гордости за свою по четную роль советского воина — защитни ка могучего социалистическою государства должно владеть каждым советским воином. Сознание великой чести и достоинства со ветского военного моряка является важней шим условием ^спешного решения тех ог ромных задач, которые стоят перед Во- Фуженными Силамп нашего государства. Гочерал-адмирал Чичагов». Поставили его поначалу «на лампы — заливать «минерал» (галс называли в то 'время ке росин) и поддерживать ^гггити. Да еще иной рл£ пошлегг писарь •* бельем в пра чечную и.тп в баталерку з а табаком. Служил он потам вестовым у гардема рина Занольского. чистил ем\ мундир и сапоги, а «между делом» помотал матро сам надраивать тталуоу. Боцман приметил смышленного, подвижного юнгу и, «когда шхуна собралась в дальний вояж», вы просил его себе в помощники. Корабль посетил многие поргы Балтий ского и Северного морей, штормовал в Бискайском заливе, обогнул Европу, шре- оек Средиземное море и лишь через три года -вернулся иа родину. Юнгу было не узнать — он превратился в заправского моряка, быстрее всех матросов бега.т то вантам, твердо держался на реях, ловко ставил паруса. Семнадцать лет проплавал Иосиф на «Чичагове». Умер в походе боцман, он заменил его, д» гак боцманом и остался. Уже не было, кажется, такого порта на земном шаре, где бы не побывала шхуна. Она состарилась, потеряла свой прежний гордый облик и по сравнению с новыми, стальными 'красавцами выглядела совсем убогой. Наступило время расстаться с парусником — и боимана перевели на паровой транспорт. Здесь не было нужды жечь, емдрерал», в каютах горели элек трические лампочки. Летом транспорт ходил между маяками Финского и Ботническою заливов, разво зил паклю, пеньковые концы, брела*, стшил и снимал -вехи. В плавают были •круглый год: замерзал залив — обслу живали маяки в незамерзающей части Балтийского моря. Как-то Юреиича вызвал лейтенант Со рокин. командир транспорта. — Слышал, что адмирал Макаров пост роил корабль, который льды ломает? Так вот приказано списать тебя на «Ермак». Будешь боцманом у Макарова... оКаль с тобой расставаться, но ничего не поде лаешь. НА СНИМ КЕ : (слева направо): И. И. Юремга, североморец-лодводннк, ныне лаборант Военно-Морской академм главный старшина М. Лежнев, слушатели академии Герой Советского Союза капитан 2 ранга С. А. Осипов и Герой Советского Союза калигам 3 ранга В. Карнер. •' Фото Б. Самсонова В Англии, где стоял; ледокол, Юревич пробыл недолго. «Ермак» вывели из дока, и к наму подошли баржи с углем. В тот же вечер он снялся с бочки и лег курсом на север. На одиннадцатый день шаваиия корао.ть пробивал уже себе дорогу во 'ЛЬЧЗЯ.... Однажды, наблюдая за Юревжчем, кото рый вместе с матросами подводил плас тырь на только что полученную пробоину, Макаров сказал: — Боцман наш работает не только' за страх, но и «за совесть. Шел •год 1899-й. Иосиф Иванович вернулся в Хябану и заскуч!ал. Снова потянуло его ка Север. В это время академик Чернышев снаря жал экспедицию иа Шпицберген. Юревич вызвался в поход. На сей раз пробыл, в Арктике более трех лет. Русские ученые впервые определили ^градусные измерения далекого острова, произвели геодезичес кую с’емку. Боцману было уже 58 лет, когда заду мал он поступить яа подводную лодку. На зывалась она «Минога» п делала до один надцати узлов. По тому времени это было рекордом. Бывалый моряк парусного фло та, Юревич управлял теперь мотором. На «Миноге» он встретил первую мировую войну и участвовал в знаменитом Моонд- зундском бою, когда балтийские моряки подорвали у немцев 3 дредноута, уничто жили 11 миноносцев и потопили 5 траль щиков. На «Миноге» же он прорвался в 1918 году сквозь льды из Гельсингфорса в Кронштадт. Это был его последний по ход. Больше он не плавал, но флота не покидал. ...В Ленинграде, в гавани, на тихой Карташихиной улице, у самого взморья живет в большом сером доме старейший русский моряк Иосиф Иванович Юревич. Здесь мы его и застали. Узнав, что мы хотам написать о нем для североморской газеты, старик засуетился и полез в сун дук, стоявший у окна. Он вытащил отту да маленький пожелтевший от времени значок: белый медведь на фоне ладов. — Вот... храню в память о походе в Арктику... Сам Степан Осипович Макаров вручал... Люблю север! Кланяйтесь низко молодцам-североморцам... Юревичу 97 лет, но он бодр, словоохот лив и память его не притупилась. 57 лет проплавал старик на русских кораблях от деревянной щхуны до подводной лодки. 28 лет служил он в Военно-Морской академии. В годы войны Иосиф Иванович не покидал Ленинграда, работал в одном из морских штабов. Правительство награ дило ветерана орденом Трудового Красного Знамени и двумя боевыми медалями. Он часто встречается с молодыми моряками и охотно рассказывает им о своей многолет ней службе на морс. А. ЛАЗАРЕВ. - о ------------------ У К А З Президиума Верховного Совета СССР О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ НАНАЛА МОСКВА — ВОЛГА В озпамсноваппе 800-летия города ! Волга в «кгу 1 ал» пмепц Москвы. Москвы переименовать канал Москва — Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРНИН. Москва, Кремль. G сентября 1917 года. НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДОВ * Торфяная машина заменяет 100 рабочих 0РЕХ0В0-ЗУЕВ0, 8 сентября. (ТАСС), покрытые травой), другая — для уборки На полях Озерецкой Фрезерной разработки торфяной крошки в караваны (большие проводят испытания две опытные машины, i штабеля). изготовленные экспериментальным заводом Всесоюзного научно-исследовательского ин ститута торфяной промышленности. Одна машина предназначена для срезки так на зываемых бровок (берега картовых канав, Бровкорез работает отлично. Оп заменяет около 100 подсобных рабочих. Обе машины рекомендованы для серий ного производства. НА СКВОЗНОЙ ВОДНОЙ ЛИНИИ ЛЕНИНГРАД — МОСКВА ЛЕНИНГРАД, 8 сентября. (ТАСС), j Москву. Грузы направляются по Марин- г, . п скои системе и каналу имени Москвы. Ъпервые за время существования Северо- п - * 1 На постоянной сквозной линии Ленин град — Москва работают хорошо оборудо ванные самоходные баржи. Западного пароходства широко разверну лись перевозки по воде из Ленинграда в ТРЕТЬЯ ГОДОВАЯ НОРМА ТРАКТОРИСТКИ КОВАЛЬ РОВНО, 8 сеитяб-ря. (ТАСС). Первая осуществляет. На обработке полей в ко.т- жешцина-трактористкл Говгшнины А. »хозс имени Красной Армии. Костоиоль- Коваль весной этого года заключила с Ге- [гкого района, она уже выполнила две го- роем Социалистического Труда II Ангелиной . д о й м у нормы. договор на социалистическое с о р е в н о в а н и е . Сейчас T p a irro p n c rK a начала перепашку Свои обязательства А. Коваль успешно земель в колхозе имени Ворошилова. 1Боевой путь кораиля Па П-ском краснознаменном \ миноносце оформлена фотовитрина » боевом пути корабля. Три боль- j игах шита заполнены памятными , ;атами и фотографиями. Двадцать лет назад мипоносецi вступил в строй действующих кораблей. В 1933 году он прибыл па Север и с тех пор находится в составе кораблей Северного флэта. В 1939 году участвовал в боях с белофиннами, активно действовал | в Великую Отечественную войну, за что удостоен ордена Красного Знамени. Высокими правитель- ственными наградами были отме-j чены также многие матросы, старшины и офицеры экипажа i корабля. Памятным остался день 30 июля 1941 года, когда корабль вступил в бон, выпустил первые снаряды по врагу. Этот бой от ражен на фотовитрине. Па другой фотографии показан боевой расчет командира орудия старшины 2 статьи Истомина, сбивший не сколькими очередями^ немецкий бомбартировшпк. Сейчас ^ тов .. Истомин продолжает службу на } этом же корабле в звании ^глав ного старшины. Привлекают внимание фотогра фии: выход миноносца на боевое задание, вручение правитель ственных наград, спуск шлюпок, высадка десапта и другие. (Наш корр.). мастер . парашютного спорта К а н т и Малюга один из пио неров парашютного спорта на Се верном флоте. Он непрерывно со вершенствует свое мастерство, много раз прыгал на сопки Запо лярья. чтобы определить, как луч ше приземлиться, отрабатывал прыжки с парашютом зимой на воду. Он прыгал в ветер, отделял ся от самолета на. сложных фигу рах высшего пилотажа, трениро вался на точность расчета посад- Бдительные часовы В П-ском подразделении лич- j ный состав песет почетную обя занность советского воина — к а - 1 рау.тьную службу.. В Уставе гарнизонной службы сказано, что «несение карауль ной службы является выполие-1 ннем боевой задачи», и воины по нимают это положепие устава, как требование. нести допчульоую службу зорко, бдительно, по всем воинским правилам. М ногим солдатам и сержантам, в том числе солдатам Семенову,• Хабарову, Коноплеву и сержантам Репникову. Шелялину, за отличное несение, караульной службы командованием о<1'явлены благо- • дарности. Младший сержант В. ДСМЧЕНКО. организация корабля послали письмо родителям отличника боевой и политической подготов ки комсомольца Васильева Ва силия Васильевича. На-днях получен ответ. Вот что пишут родители Васильева: «Дорогие товарищи! Получив благодарность за свое го сына Василия от командования корабля и комсомольской органи зации, мы, родители, в свою оче- ки, приземляясь в одном метре от редь, благодарим вас за воспнта- о а г о н ий черты. За всю парашют- ! Ние нашего сына, ную практику у него не было пи| одного случая аварии. , ^ аш Родительский наказ сыну Многие из учеников капитана и будет таков: строго соблю- Малюги являются опытными па- дать дисциплину, повы- раппотистамн. Среди них капитап гаат1, боевую и политическую Сираев, лейтенант Тимашполь- ский, старший лейтенант Краснов. Указания капитана Малюги, его опЫт п выучка помогли им стать высококвалифицированными спе циалистами. В августе месяце 1947 года капитану Малюге присвоено зва- га ка з сычу _ Командование и комсомольская подготовку, быть верным нашим сыном и сыном всего советского народа, готовым в любую минуту встать на защиту нашей матери- Родины. В ответ на - отячнуго учебу сына, мы в сельском хозяйстве показываем образцы в труде, осо бенно в период сенокошения и уборки урожая. С приветом Васильев». Комсомолец Васильев решил добиться еще более высоких по казателей в боевой и политиче ской учебе, выполнить родитель ский наказ. Старшина 2 статьи СЕРГИЕНКОВ. Первое командирское звание Старший матрос Горбов за- помогает комащиру подразделения нимает должность командира от- в налаживании воинской даеци- делениЯ. За период службы иа плнны и порядка, в воспитании и флоте он удостоен нескольких обучении молодых матросов. Лич- правительственяых наград за уча- ние мастера парашютного спорта | стие в боях против пемецко-Фа- СССР. Это высокая оценка его мастерства, обязывающая к еще более высоким достижениям. Старший сержант ЛЕГЕНЬКИЙ шнстских захватчиков. Комсомолец Горбов примерно служит и после окончания вой ны Оп— отличник боевой п поли тической подготовки всячески ный состав с уважением и лю бовью относится к своему млад шему комащиру. Па-янях старшему матросу Горбову присвоено задние стар шины 2 статьи. Матрос КЛОКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz