На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 2 сентября 1947 г., ffs 205 (2896) Практика молодых радистов Недавно на корабли прибыла группа молодых матросов-радистов, окончивших теоретический курс обучения. Большинст во из них — отличники учебы. Матросы тт. Селедкпн, Громовенко и Гребеньков сдали предварительные экзамены только на «отлично». Сейчас им предстоит на пряженно потрудиться, чтобы овладеть практикой корабельной службы, занять свои места в рядах моряков-спепиалистов и успешно эксплоатировать сложную ра диоаппаратуру, а также научиться нести службу корабельных нарядов, ходить на шлюпке на веслах и под парусами. Практика для молодых моряков явится первой ступенью к овладению ими в со вершенстве своими специальностями, при общения их к морю, к твердому воинскому порядку. Поэтому долг офицеров, старшин и матросов кораблер — провести практи ку так. чтобы практиканты получили от нее наибольшую пользу, чтобы они приоб рели максимум навыков, полюбили бы мо-* ре и морскую службу, Результаты первых дней практики поз- .v-ляют сказать, что она проходит органи зованно. Ученики-матросы по приходу на корабли сразу были распределены по груп пам, а командиры боевых частей выделили опытных специалистов дли проведе ния занятий, которые проводятся непо средственно на боевых постах у действую щих механизмов. На некоторых кораблях практиканты-матросы уже закреплены дублерами штатных специалистов, что свидетельствует о высокой выучке и быст ром росте молодых моряков. Когда спросили матросов Попкова и Лаврентьева, какие они знают боевые по сты боевой части и где они расположены, матросы без затруднений ответили пра вильно. Кроме того. Лаврентьев рассказал порядок радиообмена между кораблями н береговыми радиостанциями, а также по рядок радиообмена военных кораблей с су дами Министерства Морского флота СССР. Попков и Лаврентьев рассказали, что они успешно несут радиовахту, которая на ко рабле во многом сложнее, чем в обычных классных условиях. Особенно, по их мне нию, трудно уловить в эфире позывные. Н( с помощью старшины 1 статьи Попова, старших матросов Старостина и Кевакиче- в,i практиканты добиваются успеха. Чтобы учебная практика дала желавмые результаты, офицерам и гсчялрп & ч кораб лей следует положить в «снопу воспита тельной работы известное укачание Ми нистра Вооруженпых С :л Сонма ССР: «Учить войска тому, что требуется на вой не». Этого требует важнейшее дело воспи тания для флота высококвалифицирован ных кадров, верных защитников священ ных рубежей Советской Родины. Капитан-лейтенант И. ПРОНИН. ■ Добилусъ отличных успехов т&. V . Ошибка исправлена упорном тренировкой Позывная команда готовилась к сдаче очередной задачи — подрыву под водой. Старшина 2 статьи Богатырев наспех проверил знание инструкции своими под чиненными по производству подрыва. Отве ты матросов, по мнению старшины, были убедительны. Богатырев не особенно тро- йовательво отнесся к ответам (подчинен ных. -надеясь на их щюжяюю подготовку. Он рассчитывал на то, что совсем недавно команда сдавала подобную задоу, только по подрыву береговых об’ектов, и полу чила хорошую опенку командира корабля, значит и при этой задаче будет так же. Достигнутый успех успокоил сгарпнгоу. Гдамя для подготовки еще было, во Бога тырев поверхностно рассказал матросам о их действиях при выполнении предстоящей задачи, подробно не останавливаясь на оЬобенностях выполнения подрыва под во дой... Поверхностное зндеомстдо матросов с пополнением предстоящей задачи вполне попятно. Богатырев сим такую задачу го- •кяицея сдапить впервые и са* ясно не подставлял - aeftciwur кальдото номера. За помошь» «с старшим т а р н о ю не обра тился и пренебрег инструкцией. Пришло время проверки знадай на правше . Здесь и обнаружились слабые знания обя занностей и плохая подготовка лодрышой команды. Когда поступило приказание готовиться к подрыву, оказалось, Что нет штерта для крепления подрывных патронов к подры ваемому предмету, пришлось за ним посылать матроса. Действия матро сов при выполнении обязанностей были вялы и неуверенны. А когда надо было заменить отсутствующий г ‘мер, то никто яе смог этого сделать. Тренировка по взаимозаменяемоеги не нуводилась. Конечно, с такими андвиямн и иидготовкой • сдавать задачу было гельзя. Задача была не принята. CaiM Богатырев не смог по-настоящему подго- тмр.ить команду, а командир БЧ-Ш не подсказал п не 1 гр<хверил знаний старши ны. Допущенная ошибка послужила для Богатырева большим уроком. Он правиль но воспринял замечания принимающего, который указал ему на слабые знания и плохую подготовку к подрыву под воцой. Старшина сразу же принялся за ис правление своей ошибки. Он сам, обстоя тельно ознакомившись с инструкцией, со брал команду и подробно разобрал ош~Г>- ки, допущенные при сдаче задачи. Знание инструкции помогло Богатыреву указать каждому матросу на неправильные дейст вия, об’яснить, как надо было выполнять команды. По не только разбором оппгбок ограни чился старшина. Он сразу же приступил к тренировке. Строто придерживаясь инст рукции, матросы Плисов, Матепкип, Голо- вненко и другие тренировались на шлюп ке по «подходу и отходу от взываемого об’екта. Старшина придирчиво третировал подчиненных. Он »не пропускал ни одной медлительности или неточности действий матросов, требовал четкости в работе. Упорная тренировка сказалась при вы полнении другой задачи: бомбометанию и использованию одного из видов траления в ночных условиях. Когда стали сдавать следующие задачи, матросы показали уже твердые знания. Они действовали уверенно и быстро. Оши бок не было допущено. Принимающий за дачу признал подготовку хорошей и отме тил матросов Головпепко, Матенкипа и Плясова. Так поучителен был печальный урок для самого стадкннны Богатырева и его подчиненных. Богатырев правильно понял csoro ошибку, своевременно и по-делово му подошел к ее исправлению. Подобных случаев с ним больше не повторялось. Он сдал несколько заоач н каждую с хо рошей опенкой. Хироигих успехов добился при последующих сдачах задач старшипа 2 статьи Богатырев только благодаря пра вильной оцегаш своих действий: умел ошибиться, умей п исправиться. Лейтенант К. РУДЕНКО. ; .Й • : ■ На совместных учениях кораблей и авиации в море. Фото Н. Новикова, В 1944 году пришли на корабль, рядо выми матросы Поясник и Гильмутдинов. С большим желанием ш рвением взялись они за изучение своих обязанностей. Овла деть сложной боевой техникой на своих по стах — было их первой задачей. Вскоре Поясник и Гильмутдинов овладели специ альностью палубных комендоров и стали самостоятельно нести боевую вахту. На следующий год матрос Поясник был специалистом 3 класса, а в феврале 1946 года ему было присвоено воинское звание старшины 2 статьи. Став командиром ору дия, Поясник с еще большей энергией взял ся за совершенствование своих знаний. Он не только учился сам, но и учил своих подчиненных, показывая им личный при мер. Ь результато отделение Пояспика вскоре вышло в число передовых по боевой подготовке. Позднее Поясник стал специалистом 1 класса — старшиной башни. На занятиях его люди показывали пример в боевой уче бе все.м артиллеристам нашего корабля. Не давно в числе лучших отличников в при казе по части, была отмечепа фамилия тов. Поясник и сообщалось, что командо вание присвоило ему воинское звааиз стаошяны I статьи. Непрерывно совершенствовал свои зна ния и матрос Гильмутдинов. Ему за от- личные успехи в отделении было при своено звание старшины 2 статьи. За это время он стал специалистом 1 класса и занял должность старшины подразделения. Находясь ил службе, Гильмутдинов пред’- являет высокие требования к себе и своим подчиненным. За хорошие стрельбы и четкое выполне ние своих обязанностей на учениях в море артиллеристы главного калибра, руководи мые Гильмутдиновым, заслужили не одну благодарность командования. Получил поощрение и Гильмутдинов. Ему было присвоено воинское звание старшины 1 статьи. Сейчас артиллеристы главного калибр! пашего корабля борются за то, чтобы яз* пять первое место среди кораблей флота, а также выйти на первое место цо боевой и политической подготовке. А. ГРИГОРЬЕВ. I Почему матрос Мохоз считается нерадивым Налет авиации отражен Перед с'смкой корабля с якоря зенитчи кам корабля поставили задачу — отра зить налет самолетов «противника». . Матросы и старшины готовы были встретить «врага». Орудийные расчеты до- б!Юсовестно готовились к зенитным стрель- бам. Каждый номер не только твердо знал свои обязанности, но и четко их исполнял. Материальная часть была также хорошо подготовлена. Еще раз повторили, что на до'делать при неисправностях и задержках, которые могут быть во время стрельбы. Вторд^»оев^яусмена. стоит на боевых постах у пушек, автоматов, эрликонов. Каждый зорко наблюдает за горизонтом в своем секторе. Матросы знают, что палет самолетов бывает внезапным, поэтому от бдительности наблюдения зависит н свое временное обнаружение цели п своевремен ное открытие огня. Зенитные стрельбы всегда бывают скоротечны. А при скоро* течном бое его исход решает первый залп. зенитных установок большую помощь ока зали в обнаружении самолетов подчинен ные офицера Гаврилова. Первым обнаружил самолет и доложил старший матрос Плюснин. Затем на командный пункт стали поступать доклады с других боевых постов. Надо отметить, что все доклады были правильны и четки. Управляют стрельбой командиры расче тов. И как только самолет с конусом во шел в зону огня, старшина 2 статьи Чи стяков, а задним старшина 1 статьи Ивапт- ков подали команды своим орудийным рас четам. Данные быстро были установлены па прицел п целик, и через мгновение уже иаблюдалчгсь разрывы у конуса. За орудия ми сразу же открыли огонь автоматы и эр- ликоны. Конус казался окруженным трас сами различных цветов. Больше всего трассы сосредотачивались впереди конуса. Особо метко и грамотно стрелял автомат кандидата в члены ВКП(б) отличника бо евой подготовки старшины 2 статьи Лаза л а . «Враг» пытается хитрить, он отвлекает внимание от цели с левого борта, посылая пикировщиков справа, со сторопьт солнца. Но зенитчиков не обмануть, их бдитель ность пе усыплена. На пределе дистанции расчеты старшины 2 статьи Плетнипина, старшего матроса Остапенко встречают пи кировщиков ливнем огня. Цель была поражена. Стрельба зенитчи- Кроме наблюдателей, на боевых постах 1 К011 вел^сь правильно, грамотно и умело. В помощь летчику и авиамеханику О недостатках в организации и контроле подготовки самолетов к вылету Безотказная работа материальной части самолетов, моторов, вооружения и специ ального оборудования в воздухе во многом зависит от того, как она готовилась летно- техиическим составом и контролировалась руководящим инженерным составом па земле. Четкое выполнение всех положен ных регламентных работ, указаний, бюл летеней, инструкций по технической ркенлоатации и наставлений по инженернп- гвиапионной службе является основным за логом исправной работы материальной ча сти самолетов как на земле, так и в воз духе. Отличное знание материальной части, грамотная эксплоатация ее летно-техпиче- ским составом в условиях Заполярья, зна- ппе оборудования кабины летчика до автоматизма — все это даст совершенно возможным iiyj изводить безопасный потет на любом типе самолета. • Послевоенный период характерен тем, что многие офицеры-руковеднтели инже нерно-авиационной службы серьезно пере строили свою работу в соответствии тре бований приказов Министра Вооруженных Сил и с. честью выполняют свой служеб ный долг перед Родиной. Такие труженики- новаторы инженерно-авиационной службы, как офицеры тт. Шошмип, Новиков, Куд рявцев. Олынванг, Моржаков, Стригин, Гладкой. Сидоров. Понаморенко. Мосунов, Зименков, Гремешкеви1; и Пшецичный, пользуются заслуженной славой и уваже нием у всего летно-технического соста ва. Они образцово организуют работу тех нического состава, грамотно эксплоатируют материальную часть, популяризируют при меры хорошего отношения к труду, глубоко вскрывают недостатки, правильно воспи тывают механиков и младших специали стов. В результате этого их самолеты не знают отказов пи на земле, ни в воздухе. Своевременная и доброкачественная под готовка самолетов обеспечивает выполнение плана учебно-боевой подготовки. Поэтому подготовке самолетов к вылету придается большое значение. С целью профилактики отказов материальной ча&тп в полете су ществуют осмотры: предполетный, старто вый, послеполетный и профилактический, по основные из них — предполетный и послеполетный. it it it Предполетпый осмотр — ответствен ный осмотр окончательной готов ности самолета к вылету. В нем обязаны принимать участие все члены экипажа. Где осмотр выполняется строго по регламенту, там всегда самолет летает ис правно, « наоборот. Что жо летчику необходимо проверять перед вылетом? Он обязан проверить ис правность действия управления, исправ ность органов приземления* накачку пнев матикой колес шасси, степень накачки амортизационных стоек шасси, целость об шивки крыльев, фюзеляжа, рулей управле нии, снятие чехлоп и струбцин. заправку бензина, масла и т. д. При пробе моторов ладо оЗиатить внимание на показания приборов, контролирующих работу моторов. Примеры добросовестного проведения предполетного осмотра и грамотной эк- сплоатации материальной части показы вают летчики офицеры тт. Таран, Евдоки мов. Корнеев, Суслов, Мартынов, Икка, Гришкин, Устименко, Чибисов, Коваленко, Гребнев, Овсянников и многие другие. Они не упускают при осмотре ни одной мело чи, своевременно дают указания механи кам и контролируют их работу. Вместе с тем, есть отдельные летчики, которые пренебрежительно относятся к предполетному осмотру, всецело полагаются и излишне доверяют авиамеханикам. Эю может привести к плоз^у . Здесь необходи мо придерживаться известного правила: «Доверяй, но проверяй», иначе можно взлетать на совершенно неисправном или незаряженном самолете. Так, иапример, механик сержант Абрамов при зарядке бен зина допустил халатность — не зарядил один из бензобаков горючим, а летчик Бу ренков ие произвел контрольный осмотр самолета перед вылетом и решил взлетать, в результате чего отказал мотор. Летчик т. Голодников знает, что необходимо про верить масло в системе перед вылетом, однако он этого не сделал, что привело к прекращению выполнения задания. Этого можно было избежать, если бы указанные летчики в точности соблюдали регламент предполетного осмотра и выпол няли наставление пэ проксгодсгву долетиз- Командир корабля дал высокую оценку отражению налета самолетов «противни ка». Лучшему расчету автомата старшины 2 статьи Лазарева за отличную стрельбу об’явлена благодарность. И зенитчики продолжают готовиться к новым, более сложным задачам, чтобы их выполнить с еще лучшей оценкой. Лейтенант А. АНЕСЕЕВ. Естественно, что отдельные упущения летчика перед вылетом непременно ска жутся на работе моторов и поведении са молета в воздухе. Если ошибку летчика легко исправить на земле, то в воздухе эта ошибка не прощается, иногда приводит к печальным последствиям и ставит в опасность жизнь экипажа. Поэтому каждо му летчику необходимо знать аппаратуру кабины, как говорят, «назубок», быть внимательным и грамотно эксплоатиро- вагь мотор, строго соблюдая режимы. Очень важно и необходимо в полете по стоянно обращать внимание на очеред ность, выработки горючего из бензобаков, следить по времепн полета, своевременно переключать бензобаки с одной группы на вторую, ориентируясь при этом бензочаса ми. Часто допускают оплошпости в воздухе тс летчики, которые но каким-либо причи нам имели перерыв в полетах. Таких лет чиков надо иметь всегда в виду п больше тренировать в кабине самолета на земле, для чего рекомендуется иметь в каждом подразделении макет специально трениро вочного самолета. Есть летчики, которые имеют достаточ ную тренировку, но, однако, допускают ха латность в воздухе. Летчик МарковскиП вместо сектора подогрева карбюратора да. сектор высотного корректора, что послу жило причиной ненормальной работы мо тора. Летчик Поповкнн при переключении бензиновой помпы по невнимательности включил Фару. Л ведь эти летчики — опытные. Все дело, .следовательно, в их не внимательности, чего никак нельзя про щать. * * Послеполетный осмотр — основной вид осмотра и подготовки самолета к очередно му вылету. При этом на летчика созла- Перед офицером Богдановым стоял ма трос Мохов и оправдывался, почему не от дал рапорта. — Виноват, товарищ лейтенант, пе заметил. — В прошлый раз вы тоже*не заметили, до этого вахту пссли плохо, — строго ска зал офицер матросу п приказал снять ето с дневальства. Матрос Мохов пришел служить па ко рабль три года назад. Срок достаточный для выработки необходимых качеств пол ноценного военного моряка, для отличного усвоения специальности. Но матрос Мохов зарекомендовал себя недисциплинирован ным, слабо зиающим дело. Специальность любящий свое дело ма трос изучает на «отлично» за несколько ме сяцев, становясь хорошим знатоком своего дела, полноценным комендиоом. Несмотря па большой срок работы. Мохов путался в самых простых вопросах. Взять, к приме ру, маркировку снарядов. Что-что, а марки снарядов заряжающий должен знать без укоризненно. Но Мохов до сих пор не мо жет отличить фугасного снаряда от броне бойного. В бою может случиться, что тот или иной номер расчета выйдет из строя. По расписанию Мохов обязан заменять второ го найоДчнка. Но сделать этого он не смо жет, .так как плохо знает прицельное уст ройство и поворотный механизм. Наводка требует предельной точности действий на водчика, чего без зиания техники доетш- иуть нельзя. Период летней учебы — экзамен для артиллеристов. Им предстоит отработать целый ряд ответственных задач. Вот здесь-то и должен показать свои качества каждый комендор. Матрос Мохов получил ряд серьезпых замечаний от командира отделения. Па не достатки указывали Мохову и его това- рищи-арткллеристы, которые много пора ботали над тем, чтобы еще лучше изучить технику и провести летние плавания с на ибольшей пользой. Мохов или уклонялся от занятий, или на занятиях был невни мателен. Наступили дни напряженных учений. Любо было смотреть, как товарищи Мохова комендоры матросы Сизявф и Шевцов га^тся большая обязанность: в воздухе и перед посадкой — в особенности он должен следить за исправной работай мотора и специального оборудования. Кроме того, каждый летчик обязан при нять участие в послеполетном осмотре, привлекая для этого всех членов экипажа, обнаруженные дефекты и замечания дол жен указать механику и потребовать за писи в рабочую тетрадь самолета. Механик, в свою очередь, должен также опросить всех членов экипажа о замечаниях по ос мотру, щ^г ли жалоб на работу агрегатов и т. п. Механик обязан лично тщательно осмотреть самолет, составить план устра нения дефектов, приготовить необходимые запасные части, инструмент. В практике бывает, что при устранении неисправности отдельные механики выпол няют работу непоследовательно: делают то, что попадает нм на глаза, а серьезные дефекты остаются незамеченными. Это глубоко ошибочно и опасно для полета. При такой системе работы упускаются дру гие дефекты. Необходимо дефекты устра нять все, в том числе и более мелкие, но соблюдать последовательность порядка устранения по степени опасности дефекта !ля полета. Отлично организовывают послеполетный •смотр, быстро н качественно устраняют неисправности техники офицеры тт. Без- двериый, Литвинов, Бирюков, Андросов, Ильин, Смыслов, Жуйков, Никитин, Тон- талин, Овсянников и многие другие. ОбразцА послеполетного осмотра пока зывают авиамеханики старшины тт. ЗКивасв, Попов. Серагов, Катрич, Киселев. Смирнов и другие. Большую помощь в ос мотре самолетов и устранении дефектов оказывают механикам авнамоторнсты работали у своих механизмов. Тут видна и натренированность, и любовь к своему де лу, и гордость за свое орудие. Но у Мохова опять не пошло дело н*- лад с товарищами. С первой же «немой», стрельбы в открытом море по цели он по» . казал неуверенность в действиях, слабую, натренированность, вялость, то-есть те ка%- чества, которые совершенно не присущи - заряжающему. Казалось, после этого матрос стал отно ситься к учебе несколько прилежнее, но всего... неделю. Через неделею Мохов по- ^ лучил пе только замечапие, но и дисци плинарное взыскание за плохое песение дежурной службы. Получилось, что если в учебе дела начали итти лучше, то в дежурной службе сделал промах. Матросы миноносца сейчас у&ленно тренируются на боевых постах. Проходш^^ шая недавно стрельба показала, что расчете есть еще недостатки. Их можно устранить только тогда, когда все номера расчета будут спаяны, будут кропотливо, час за часом добиваться слаженности дей ствий. Артиллерийский расчет Тихипа усерд но трудится, но матрос Мохов не уважает коллектив и своей нерадивостью резко снижает успехи в боевой и политической подготовке гоцарищей. Нерадивость матроса Мохова поощ ряется слабой требовательностью команди ра отделения Тихина, который проходит иногда мимо грубейших нарушений воин ской дисциплины матросом Моховым. Мало воздействуют на Мохова и ’ комсомольцы расчета, они ограничиваются товарище скими разговорами в то время, как пора уже принять к Мохову решительные ме ры. А ведь Мохов может работать хорошо, если принимается за гдело с охотой. Раньше им была получена благодарность от командира боевой части за отличное несение боевой вахты. Стало быть, надо усилить воспитательную работу с матро сом, добиться, чтобы он осознал свои ошибки и служил честно, как положено советскому воину. Решающая роль при надлежит при этом старшине. Старший лейтенант А. НЕГИН. сержанты тт. Шигаев, Дианов, Нессен, Куликов, Пыстогов, Войцеховский, Фир- ссв и многие другие. Особенно отличается грамотной экспло- атацией моторов борттехник офицер Би рюков. Обслуживаемые им моторы выраба тывают полностью установленный ресурс без единого отказа, дефекта и замены де талей. Это достигнуто благодаря хорошей слаженности работы экипажа в воздухе, возглавляемого летчиком т. Таран. Каждый механик самолета после устра нения дефектов, не закрывая капотов мото ра, обязан предъявить работу для контроля технику звепа, а трудоемкие работы, свя занные с заменой деталей или регулиров кой, — ппженеру подразделения. Вся ра бота 'олжиа контролироваться, причем обя зательно должен осуществляться тройной контроль при участии летчика. В этом — залог безотказной работы материальной ча сти в воздухе. Далеко ие все механики, техники звепьев эту святую заповедь выполняют. Плохо делают офицеры-руководители ин женерно-авиационной службы тт. Роскош ный, Михалев, Грошенко, Глнничев и Мельпиков, которые стремятся все сде лать сами за подчиненных механиков и мо тористов. Они должны организовать рабо ту, руководить подчиненными механиками, обязаны все видеть, во-время замечать от дельные уиущеиия летчиков и мехаииков п предотвращать выпуск самолетов в воздух с неисправностями. В послеполетном осмот ре инженерам-руководителям обязательно положено осматривать самолеты совместно со специалистами и механиками, оказывать помощт» нм в устранении дефектов, кон сультировать и практически показывать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz