На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.

I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 2 сентября 1947 г., ffs 205 (2896) Практика молодых радистов Недавно на корабли прибыла группа молодых матросов-радистов, окончивших теоретический курс обучения. Большинст­ во из них — отличники учебы. Матросы тт. Селедкпн, Громовенко и Гребеньков сдали предварительные экзамены только на «отлично». Сейчас им предстоит на­ пряженно потрудиться, чтобы овладеть практикой корабельной службы, занять свои места в рядах моряков-спепиалистов и успешно эксплоатировать сложную ра­ диоаппаратуру, а также научиться нести службу корабельных нарядов, ходить на шлюпке на веслах и под парусами. Практика для молодых моряков явится первой ступенью к овладению ими в со­ вершенстве своими специальностями, при­ общения их к морю, к твердому воинскому порядку. Поэтому долг офицеров, старшин и матросов кораблер — провести практи­ ку так. чтобы практиканты получили от нее наибольшую пользу, чтобы они приоб­ рели максимум навыков, полюбили бы мо-* ре и морскую службу, Результаты первых дней практики поз- .v-ляют сказать, что она проходит органи­ зованно. Ученики-матросы по приходу на корабли сразу были распределены по груп­ пам, а командиры боевых частей выделили опытных специалистов дли проведе­ ния занятий, которые проводятся непо­ средственно на боевых постах у действую­ щих механизмов. На некоторых кораблях практиканты-матросы уже закреплены дублерами штатных специалистов, что свидетельствует о высокой выучке и быст­ ром росте молодых моряков. Когда спросили матросов Попкова и Лаврентьева, какие они знают боевые по­ сты боевой части и где они расположены, матросы без затруднений ответили пра­ вильно. Кроме того. Лаврентьев рассказал порядок радиообмена между кораблями н береговыми радиостанциями, а также по­ рядок радиообмена военных кораблей с су­ дами Министерства Морского флота СССР. Попков и Лаврентьев рассказали, что они успешно несут радиовахту, которая на ко­ рабле во многом сложнее, чем в обычных классных условиях. Особенно, по их мне­ нию, трудно уловить в эфире позывные. Н( с помощью старшины 1 статьи Попова, старших матросов Старостина и Кевакиче- в,i практиканты добиваются успеха. Чтобы учебная практика дала желавмые результаты, офицерам и гсчялрп & ч кораб­ лей следует положить в «снопу воспита­ тельной работы известное укачание Ми­ нистра Вооруженпых С :л Сонма ССР: «Учить войска тому, что требуется на вой­ не». Этого требует важнейшее дело воспи­ тания для флота высококвалифицирован­ ных кадров, верных защитников священ­ ных рубежей Советской Родины. Капитан-лейтенант И. ПРОНИН. ■ Добилусъ отличных успехов т&. V . Ошибка исправлена упорном тренировкой Позывная команда готовилась к сдаче очередной задачи — подрыву под водой. Старшина 2 статьи Богатырев наспех проверил знание инструкции своими под­ чиненными по производству подрыва. Отве­ ты матросов, по мнению старшины, были убедительны. Богатырев не особенно тро- йовательво отнесся к ответам (подчинен­ ных. -надеясь на их щюжяюю подготовку. Он рассчитывал на то, что совсем недавно команда сдавала подобную задоу, только по подрыву береговых об’ектов, и полу­ чила хорошую опенку командира корабля, значит и при этой задаче будет так же. Достигнутый успех успокоил сгарпнгоу. Гдамя для подготовки еще было, во Бога­ тырев поверхностно рассказал матросам о их действиях при выполнении предстоящей задачи, подробно не останавливаясь на оЬобенностях выполнения подрыва под во­ дой... Поверхностное зндеомстдо матросов с пополнением предстоящей задачи вполне попятно. Богатырев сим такую задачу го- •кяицея сдапить впервые и са* ясно не подставлял - aeftciwur кальдото номера. За помошь» «с старшим т а р н о ю не обра­ тился и пренебрег инструкцией. Пришло время проверки знадай на правше . Здесь и обнаружились слабые знания обя­ занностей и плохая подготовка лодрышой команды. Когда поступило приказание готовиться к подрыву, оказалось, Что нет штерта для крепления подрывных патронов к подры­ ваемому предмету, пришлось за ним посылать матроса. Действия матро­ сов при выполнении обязанностей были вялы и неуверенны. А когда надо было заменить отсутствующий г ‘мер, то никто яе смог этого сделать. Тренировка по взаимозаменяемоеги не нуводилась. Конечно, с такими андвиямн и иидготовкой • сдавать задачу было гельзя. Задача была не принята. CaiM Богатырев не смог по-настоящему подго- тмр.ить команду, а командир БЧ-Ш не подсказал п не 1 гр<хверил знаний старши­ ны. Допущенная ошибка послужила для Богатырева большим уроком. Он правиль­ но воспринял замечания принимающего, который указал ему на слабые знания и плохую подготовку к подрыву под воцой. Старшина сразу же принялся за ис­ правление своей ошибки. Он сам, обстоя­ тельно ознакомившись с инструкцией, со­ брал команду и подробно разобрал ош~Г>- ки, допущенные при сдаче задачи. Знание инструкции помогло Богатыреву указать каждому матросу на неправильные дейст­ вия, об’яснить, как надо было выполнять команды. По не только разбором оппгбок ограни­ чился старшина. Он сразу же приступил к тренировке. Строто придерживаясь инст­ рукции, матросы Плисов, Матепкип, Голо- вненко и другие тренировались на шлюп­ ке по «подходу и отходу от взываемого об’екта. Старшина придирчиво третировал подчиненных. Он »не пропускал ни одной медлительности или неточности действий матросов, требовал четкости в работе. Упорная тренировка сказалась при вы­ полнении другой задачи: бомбометанию и использованию одного из видов траления в ночных условиях. Когда стали сдавать следующие задачи, матросы показали уже твердые знания. Они действовали уверенно и быстро. Оши­ бок не было допущено. Принимающий за­ дачу признал подготовку хорошей и отме­ тил матросов Головпепко, Матенкипа и Плясова. Так поучителен был печальный урок для самого стадкннны Богатырева и его подчиненных. Богатырев правильно понял csoro ошибку, своевременно и по-делово­ му подошел к ее исправлению. Подобных случаев с ним больше не повторялось. Он сдал несколько заоач н каждую с хо­ рошей опенкой. Хироигих успехов добился при последующих сдачах задач старшипа 2 статьи Богатырев только благодаря пра­ вильной оцегаш своих действий: умел ошибиться, умей п исправиться. Лейтенант К. РУДЕНКО. ; .Й • : ■ На совместных учениях кораблей и авиации в море. Фото Н. Новикова, В 1944 году пришли на корабль, рядо­ выми матросы Поясник и Гильмутдинов. С большим желанием ш рвением взялись они за изучение своих обязанностей. Овла­ деть сложной боевой техникой на своих по­ стах — было их первой задачей. Вскоре Поясник и Гильмутдинов овладели специ­ альностью палубных комендоров и стали самостоятельно нести боевую вахту. На следующий год матрос Поясник был специалистом 3 класса, а в феврале 1946 года ему было присвоено воинское звание старшины 2 статьи. Став командиром ору­ дия, Поясник с еще большей энергией взял­ ся за совершенствование своих знаний. Он не только учился сам, но и учил своих подчиненных, показывая им личный при­ мер. Ь результато отделение Пояспика вскоре вышло в число передовых по боевой подготовке. Позднее Поясник стал специалистом 1 класса — старшиной башни. На занятиях его люди показывали пример в боевой уче­ бе все.м артиллеристам нашего корабля. Не­ давно в числе лучших отличников в при­ казе по части, была отмечепа фамилия тов. Поясник и сообщалось, что командо­ вание присвоило ему воинское звааиз стаошяны I статьи. Непрерывно совершенствовал свои зна­ ния и матрос Гильмутдинов. Ему за от- личные успехи в отделении было при­ своено звание старшины 2 статьи. За это время он стал специалистом 1 класса и занял должность старшины подразделения. Находясь ил службе, Гильмутдинов пред’- являет высокие требования к себе и своим подчиненным. За хорошие стрельбы и четкое выполне­ ние своих обязанностей на учениях в море артиллеристы главного калибра, руководи­ мые Гильмутдиновым, заслужили не одну благодарность командования. Получил поощрение и Гильмутдинов. Ему было присвоено воинское звание старшины 1 статьи. Сейчас артиллеристы главного калибр! пашего корабля борются за то, чтобы яз* пять первое место среди кораблей флота, а также выйти на первое место цо боевой и политической подготовке. А. ГРИГОРЬЕВ. I Почему матрос Мохоз считается нерадивым Налет авиации отражен Перед с'смкой корабля с якоря зенитчи­ кам корабля поставили задачу — отра­ зить налет самолетов «противника». . Матросы и старшины готовы были встретить «врага». Орудийные расчеты до- б!Юсовестно готовились к зенитным стрель- бам. Каждый номер не только твердо знал свои обязанности, но и четко их исполнял. Материальная часть была также хорошо подготовлена. Еще раз повторили, что на­ до'делать при неисправностях и задержках, которые могут быть во время стрельбы. Вторд^»оев^яусмена. стоит на боевых постах у пушек, автоматов, эрликонов. Каждый зорко наблюдает за горизонтом в своем секторе. Матросы знают, что палет самолетов бывает внезапным, поэтому от бдительности наблюдения зависит н свое­ временное обнаружение цели п своевремен­ ное открытие огня. Зенитные стрельбы всегда бывают скоротечны. А при скоро* течном бое его исход решает первый залп. зенитных установок большую помощь ока­ зали в обнаружении самолетов подчинен­ ные офицера Гаврилова. Первым обнаружил самолет и доложил старший матрос Плюснин. Затем на командный пункт стали поступать доклады с других боевых постов. Надо отметить, что все доклады были правильны и четки. Управляют стрельбой командиры расче­ тов. И как только самолет с конусом во­ шел в зону огня, старшина 2 статьи Чи­ стяков, а задним старшина 1 статьи Ивапт- ков подали команды своим орудийным рас­ четам. Данные быстро были установлены па прицел п целик, и через мгновение уже иаблюдалчгсь разрывы у конуса. За орудия­ ми сразу же открыли огонь автоматы и эр- ликоны. Конус казался окруженным трас­ сами различных цветов. Больше всего трассы сосредотачивались впереди конуса. Особо метко и грамотно стрелял автомат кандидата в члены ВКП(б) отличника бо­ евой подготовки старшины 2 статьи Лаза­ л а . «Враг» пытается хитрить, он отвлекает внимание от цели с левого борта, посылая пикировщиков справа, со сторопьт солнца. Но зенитчиков не обмануть, их бдитель­ ность пе усыплена. На пределе дистанции расчеты старшины 2 статьи Плетнипина, старшего матроса Остапенко встречают пи­ кировщиков ливнем огня. Цель была поражена. Стрельба зенитчи- Кроме наблюдателей, на боевых постах 1 К011 вел^сь правильно, грамотно и умело. В помощь летчику и авиамеханику О недостатках в организации и контроле подготовки самолетов к вылету Безотказная работа материальной части самолетов, моторов, вооружения и специ­ ального оборудования в воздухе во многом зависит от того, как она готовилась летно- техиическим составом и контролировалась руководящим инженерным составом па земле. Четкое выполнение всех положен­ ных регламентных работ, указаний, бюл­ летеней, инструкций по технической ркенлоатации и наставлений по инженернп- гвиапионной службе является основным за­ логом исправной работы материальной ча­ сти самолетов как на земле, так и в воз­ духе. Отличное знание материальной части, грамотная эксплоатация ее летно-техпиче- ским составом в условиях Заполярья, зна- ппе оборудования кабины летчика до автоматизма — все это даст совершенно возможным iiyj изводить безопасный потет на любом типе самолета. • Послевоенный период характерен тем, что многие офицеры-руковеднтели инже­ нерно-авиационной службы серьезно пере­ строили свою работу в соответствии тре­ бований приказов Министра Вооруженных Сил и с. честью выполняют свой служеб­ ный долг перед Родиной. Такие труженики- новаторы инженерно-авиационной службы, как офицеры тт. Шошмип, Новиков, Куд­ рявцев. Олынванг, Моржаков, Стригин, Гладкой. Сидоров. Понаморенко. Мосунов, Зименков, Гремешкеви1; и Пшецичный, пользуются заслуженной славой и уваже­ нием у всего летно-технического соста­ ва. Они образцово организуют работу тех­ нического состава, грамотно эксплоатируют материальную часть, популяризируют при­ меры хорошего отношения к труду, глубоко вскрывают недостатки, правильно воспи­ тывают механиков и младших специали­ стов. В результате этого их самолеты не знают отказов пи на земле, ни в воздухе. Своевременная и доброкачественная под­ готовка самолетов обеспечивает выполнение плана учебно-боевой подготовки. Поэтому подготовке самолетов к вылету придается большое значение. С целью профилактики отказов материальной ча&тп в полете су­ ществуют осмотры: предполетный, старто­ вый, послеполетный и профилактический, по основные из них — предполетный и послеполетный. it it it Предполетпый осмотр — ответствен­ ный осмотр окончательной готов­ ности самолета к вылету. В нем обязаны принимать участие все члены экипажа. Где осмотр выполняется строго по регламенту, там всегда самолет летает ис­ правно, « наоборот. Что жо летчику необходимо проверять перед вылетом? Он обязан проверить ис­ правность действия управления, исправ­ ность органов приземления* накачку пнев­ матикой колес шасси, степень накачки амортизационных стоек шасси, целость об­ шивки крыльев, фюзеляжа, рулей управле­ нии, снятие чехлоп и струбцин. заправку бензина, масла и т. д. При пробе моторов ладо оЗиатить внимание на показания приборов, контролирующих работу моторов. Примеры добросовестного проведения предполетного осмотра и грамотной эк- сплоатации материальной части показы­ вают летчики офицеры тт. Таран, Евдоки­ мов. Корнеев, Суслов, Мартынов, Икка, Гришкин, Устименко, Чибисов, Коваленко, Гребнев, Овсянников и многие другие. Они не упускают при осмотре ни одной мело­ чи, своевременно дают указания механи­ кам и контролируют их работу. Вместе с тем, есть отдельные летчики, которые пренебрежительно относятся к предполетному осмотру, всецело полагаются и излишне доверяют авиамеханикам. Эю может привести к плоз^у . Здесь необходи­ мо придерживаться известного правила: «Доверяй, но проверяй», иначе можно взлетать на совершенно неисправном или незаряженном самолете. Так, иапример, механик сержант Абрамов при зарядке бен­ зина допустил халатность — не зарядил один из бензобаков горючим, а летчик Бу­ ренков ие произвел контрольный осмотр самолета перед вылетом и решил взлетать, в результате чего отказал мотор. Летчик т. Голодников знает, что необходимо про­ верить масло в системе перед вылетом, однако он этого не сделал, что привело к прекращению выполнения задания. Этого можно было избежать, если бы указанные летчики в точности соблюдали регламент предполетного осмотра и выпол­ няли наставление пэ проксгодсгву долетиз- Командир корабля дал высокую оценку отражению налета самолетов «противни­ ка». Лучшему расчету автомата старшины 2 статьи Лазарева за отличную стрельбу об’явлена благодарность. И зенитчики продолжают готовиться к новым, более сложным задачам, чтобы их выполнить с еще лучшей оценкой. Лейтенант А. АНЕСЕЕВ. Естественно, что отдельные упущения летчика перед вылетом непременно ска­ жутся на работе моторов и поведении са­ молета в воздухе. Если ошибку летчика легко исправить на земле, то в воздухе эта ошибка не прощается, иногда приводит к печальным последствиям и ставит в опасность жизнь экипажа. Поэтому каждо­ му летчику необходимо знать аппаратуру кабины, как говорят, «назубок», быть внимательным и грамотно эксплоатиро- вагь мотор, строго соблюдая режимы. Очень важно и необходимо в полете по­ стоянно обращать внимание на очеред­ ность, выработки горючего из бензобаков, следить по времепн полета, своевременно переключать бензобаки с одной группы на вторую, ориентируясь при этом бензочаса­ ми. Часто допускают оплошпости в воздухе тс летчики, которые но каким-либо причи­ нам имели перерыв в полетах. Таких лет­ чиков надо иметь всегда в виду п больше тренировать в кабине самолета на земле, для чего рекомендуется иметь в каждом подразделении макет специально трениро­ вочного самолета. Есть летчики, которые имеют достаточ­ ную тренировку, но, однако, допускают ха­ латность в воздухе. Летчик МарковскиП вместо сектора подогрева карбюратора да. сектор высотного корректора, что послу­ жило причиной ненормальной работы мо­ тора. Летчик Поповкнн при переключении бензиновой помпы по невнимательности включил Фару. Л ведь эти летчики — опытные. Все дело, .следовательно, в их не­ внимательности, чего никак нельзя про­ щать. * * Послеполетный осмотр — основной вид осмотра и подготовки самолета к очередно­ му вылету. При этом на летчика созла- Перед офицером Богдановым стоял ма­ трос Мохов и оправдывался, почему не от­ дал рапорта. — Виноват, товарищ лейтенант, пе заметил. — В прошлый раз вы тоже*не заметили, до этого вахту пссли плохо, — строго ска­ зал офицер матросу п приказал снять ето с дневальства. Матрос Мохов пришел служить па ко­ рабль три года назад. Срок достаточный для выработки необходимых качеств пол­ ноценного военного моряка, для отличного усвоения специальности. Но матрос Мохов зарекомендовал себя недисциплинирован­ ным, слабо зиающим дело. Специальность любящий свое дело ма­ трос изучает на «отлично» за несколько ме­ сяцев, становясь хорошим знатоком своего дела, полноценным комендиоом. Несмотря па большой срок работы. Мохов путался в самых простых вопросах. Взять, к приме­ ру, маркировку снарядов. Что-что, а марки снарядов заряжающий должен знать без­ укоризненно. Но Мохов до сих пор не мо­ жет отличить фугасного снаряда от броне­ бойного. В бою может случиться, что тот или иной номер расчета выйдет из строя. По расписанию Мохов обязан заменять второ­ го найоДчнка. Но сделать этого он не смо­ жет, .так как плохо знает прицельное уст­ ройство и поворотный механизм. Наводка требует предельной точности действий на­ водчика, чего без зиания техники доетш- иуть нельзя. Период летней учебы — экзамен для артиллеристов. Им предстоит отработать целый ряд ответственных задач. Вот здесь-то и должен показать свои качества каждый комендор. Матрос Мохов получил ряд серьезпых замечаний от командира отделения. Па не­ достатки указывали Мохову и его това- рищи-арткллеристы, которые много пора­ ботали над тем, чтобы еще лучше изучить технику и провести летние плавания с на­ ибольшей пользой. Мохов или уклонялся от занятий, или на занятиях был невни­ мателен. Наступили дни напряженных учений. Любо было смотреть, как товарищи Мохова комендоры матросы Сизявф и Шевцов га^тся большая обязанность: в воздухе и перед посадкой — в особенности он должен следить за исправной работай мотора и специального оборудования. Кроме того, каждый летчик обязан при­ нять участие в послеполетном осмотре, привлекая для этого всех членов экипажа, обнаруженные дефекты и замечания дол­ жен указать механику и потребовать за­ писи в рабочую тетрадь самолета. Механик, в свою очередь, должен также опросить всех членов экипажа о замечаниях по ос­ мотру, щ^г ли жалоб на работу агрегатов и т. п. Механик обязан лично тщательно осмотреть самолет, составить план устра­ нения дефектов, приготовить необходимые запасные части, инструмент. В практике бывает, что при устранении неисправности отдельные механики выпол­ няют работу непоследовательно: делают то, что попадает нм на глаза, а серьезные дефекты остаются незамеченными. Это глубоко ошибочно и опасно для полета. При такой системе работы упускаются дру­ гие дефекты. Необходимо дефекты устра­ нять все, в том числе и более мелкие, но соблюдать последовательность порядка устранения по степени опасности дефекта !ля полета. Отлично организовывают послеполетный •смотр, быстро н качественно устраняют неисправности техники офицеры тт. Без- двериый, Литвинов, Бирюков, Андросов, Ильин, Смыслов, Жуйков, Никитин, Тон- талин, Овсянников и многие другие. ОбразцА послеполетного осмотра пока­ зывают авиамеханики старшины тт. ЗКивасв, Попов. Серагов, Катрич, Киселев. Смирнов и другие. Большую помощь в ос­ мотре самолетов и устранении дефектов оказывают механикам авнамоторнсты работали у своих механизмов. Тут видна и натренированность, и любовь к своему де­ лу, и гордость за свое орудие. Но у Мохова опять не пошло дело н*- лад с товарищами. С первой же «немой», стрельбы в открытом море по цели он по» . казал неуверенность в действиях, слабую, натренированность, вялость, то-есть те ка%- чества, которые совершенно не присущи - заряжающему. Казалось, после этого матрос стал отно­ ситься к учебе несколько прилежнее, но всего... неделю. Через неделею Мохов по- ^ лучил пе только замечапие, но и дисци­ плинарное взыскание за плохое песение дежурной службы. Получилось, что если в учебе дела начали итти лучше, то в дежурной службе сделал промах. Матросы миноносца сейчас у&ленно тренируются на боевых постах. Проходш^^ шая недавно стрельба показала, что расчете есть еще недостатки. Их можно устранить только тогда, когда все номера расчета будут спаяны, будут кропотливо, час за часом добиваться слаженности дей­ ствий. Артиллерийский расчет Тихипа усерд­ но трудится, но матрос Мохов не уважает коллектив и своей нерадивостью резко снижает успехи в боевой и политической подготовке гоцарищей. Нерадивость матроса Мохова поощ­ ряется слабой требовательностью команди­ ра отделения Тихина, который проходит иногда мимо грубейших нарушений воин­ ской дисциплины матросом Моховым. Мало воздействуют на Мохова и ’ комсомольцы расчета, они ограничиваются товарище­ скими разговорами в то время, как пора уже принять к Мохову решительные ме­ ры. А ведь Мохов может работать хорошо, если принимается за гдело с охотой. Раньше им была получена благодарность от командира боевой части за отличное несение боевой вахты. Стало быть, надо усилить воспитательную работу с матро­ сом, добиться, чтобы он осознал свои ошибки и служил честно, как положено советскому воину. Решающая роль при­ надлежит при этом старшине. Старший лейтенант А. НЕГИН. сержанты тт. Шигаев, Дианов, Нессен, Куликов, Пыстогов, Войцеховский, Фир- ссв и многие другие. Особенно отличается грамотной экспло- атацией моторов борттехник офицер Би­ рюков. Обслуживаемые им моторы выраба­ тывают полностью установленный ресурс без единого отказа, дефекта и замены де­ талей. Это достигнуто благодаря хорошей слаженности работы экипажа в воздухе, возглавляемого летчиком т. Таран. Каждый механик самолета после устра­ нения дефектов, не закрывая капотов мото­ ра, обязан предъявить работу для контроля технику звепа, а трудоемкие работы, свя­ занные с заменой деталей или регулиров­ кой, — ппженеру подразделения. Вся ра­ бота 'олжиа контролироваться, причем обя­ зательно должен осуществляться тройной контроль при участии летчика. В этом — залог безотказной работы материальной ча­ сти в воздухе. Далеко ие все механики, техники звепьев эту святую заповедь выполняют. Плохо делают офицеры-руководители ин­ женерно-авиационной службы тт. Роскош­ ный, Михалев, Грошенко, Глнничев и Мельпиков, которые стремятся все сде­ лать сами за подчиненных механиков и мо­ тористов. Они должны организовать рабо­ ту, руководить подчиненными механиками, обязаны все видеть, во-время замечать от­ дельные уиущеиия летчиков и мехаииков п предотвращать выпуск самолетов в воздух с неисправностями. В послеполетном осмот­ ре инженерам-руководителям обязательно положено осматривать самолеты совместно со специалистами и механиками, оказывать помощт» нм в устранении дефектов, кон­ сультировать и практически показывать,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz