На страже Заполярья. 1947 год. Сентябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 6 сентября 1947 г., № 208 (2899)» К а ж д ы й с н а р я д — в цел ь Изо дня в день артиллеристы кораблей совершенствуют свои теоретические мания и практические навыки. Кропотливая учеба, постоянные тренировки дают плодотворные результаты. Выполнением каждой новой артиллерийской задачи комендоры показывают все лучшие и лучшие образцы артиллерийского мастерства. Сегодня мы рассказываем о подготовке к выполнению и проведению артил- черийских стрельб на кораблях. ★ ★ ★ ОГОНЬ ВЕДУТ ЗЕНИТЧИКИ Результат хорошей подготовки Недавно в подразделении офицера тов. Чечко проводились зенитн<*-артиллерцй- ские стрельбы. Управляющими огнем прицельной на водки были назначены командиры ору дий. Успех стрельбы во многом зависел от того, насколько грамотны командиры ору дий в подготовке исходны! данных для первых залпов, насколько правильно и точно вводится корректура в ходе стрель бы на снаряды, отклонившееся от цели. Успешное выполнение стрельб также за висело от степени подготовки и слажен- постп действий орудийных расчетов. В стрельбе принимали участие старши ны тт. Ломакин, Рассужов, Береснев, Фро лов и старший матрос Пелушкин. Одваки хороших результатов удалось добиться только главному старшине Ломакину и старшине 1 статьи Рассудову, • Главный старшина Ломакин сумел в ус ложненной обстановке принимать правиль ные решения, быстро вносить корректуры. Первый и второй залпы дали отклонение влево, так как самолет резко изменил курсовой параметр вправо. Ломакин мгно венно взел поправку на величину отклоне ния и последующими залпами накрыл цель. В орудийном расчете Ломакина умело действовали наводчики старшие матросы Ш илин п Архипов. « Горизонтальный наводчик Архипов при изменении установки на целике быстро вьшравгл точку наводки и все время плавно держал цель в перекрестии при цельной трубы. Старший матрос наводчик Шилин, также действовал безукоризненпо. Шилин — участник Отечественной войны, имеет большой опыт артиллериста-зенитг чика, научился работать и действовать за * любого номера на орудии. много работает с молодыми матросами, учит их артиллерийскому мастерству. Также отличился на стрельбах расчет старшины 1 статьи Рассудова. * Он до стрельбы тщательно подготовил орудие и точно определил данные для первого зал па, в результате стрельба была выполнена успешно, снаряды ложились близко у цели. В расчете точную наводку обеспечивали матросы Еремин н Боголюбов. Матрос Еремин в совершенстве овладел специаль ностью вертикального наводчика. Он всегда тщательно и аккуратно перед каж дой стрельбой готовит свои механизмы. В этом же орудийном расчете перед стрель бой заболел замочный матрос Волосатов, его заменил командир ногреба боезапаса старший матрос Борисенко. Он отлично справился с обязанностями замочного. Стрельба, проведенная старшим матро сом Полушкиным, вскрыла ряд существен ных недостатков. Из шести залпов, сде ланных орудием Полушкина, только пос ледний залп накрыл цель. Ошибка заключалась в том, что при согласовке орудия прицельное приспособле ние по горизонтали было выверено не точно, и первые залпы дали отклонение влево. Необходимо было после первых же выстрелов ввести корректуру по направ лению, но Полушкип ее своевременно пе ввел, а ввел после 4 залпа. Это и сказа лось на весь исход стрельбы. I Несвоевременное введение корректуры при этой стрельбе многому научило стар шего матроса Полушкина. Во время сле дующей стрельбы Полушкин заботливо от несся к подготовке материальной части н прицельной линии. Вторая стрельба бы ла выполнена с хорошими результатами: все семь залпов точно легли у цели. Хуже всех стрелял старшина 2 статьи Фролов. В прошлом Фролов провел успеш но несколько стрельб, исключительно на стойчиво и умело готовил каждого бойца, Из заряжающих следует отмстить стар- добился хорошей слаженности в работе шего матроса Присяжнюк. 5 лет служит орудийного расчета и заслужил репутацию он на флоте и в процессе службы одина- знающего дело командира, ково хорошо освоил несколько специально- Однако на этот раз, понадеявшись па стей. Сейчас он артиллерийский электрик, свои прошлые успехи, Фролов слабо пот но при стрельбе всегда готов стать готовился к стрельбе, и когда первый залп к орудию и действовать за любой отклонился влево, он ввел поправку на номер. В этой стрельбе он действовал целик вправо значительно больше, чем в качестве заряжающего и заряжание было нужно. Баждый день у комендоров корабля Н. насыщен напряженной боевой подготовкой. Результаты ее наглядно показывают, что личный состав подразделения артиллерис тов, где командиром офицер тов. Томилов, умело применяют свои теоретические зна ния, приобретенные в предыдущий период учебы. Матросы, старшины и офицеры пра вильно понимают задачи летнего периода боевой подготовки и требования, пред’яв- ляемые к артиллеристам. Готовясь к выполнению артиллерийской стрельбы, как правило, личный состав тщательно подготовляет материальную часть орудий, приборы управления огнем, повторяет инструкции, проводит трениров ки, анализирует недостатки прошлых стрельб. В результате артиллеристы до биваются все лучших результатов при выполнении новых задач. Так, благодаря тщательной подготовка, последняя стрельба была выполнена с высокой оценкой. Этой стрельбе предшествовала тщательная под готовка. Офицеры тт. Баранов и Ларионов тщательно подготовили материальную часть, была проверена жидкость в проти вооткатном приспособлении, проверены прицельные ливни, обтюрация замка, приборы управления огнем. Не остались в стороне партийная и комсомольская организации. Коммунисты и комсомольцы пришли на помощь. Ком мунисты Гильмутдинов/ Бибилейшвпллп, Барыгин и другие провели беседы в ору дийных расчетах, раз’яснили задачи, на помнили об ошибках прошлых стрельб. Комсомольцы Логинов, Я к им о в ск зй оформили «Боевые листки», где «светили дополнительно задачу и ход подготовки каждого боевого поста. В результате хоро шо проведенной подготовки задача была выполнена с высокой оценкой. Хорошие знания и натренированность показали наводчики тт. Ларькан, Лагутин, Захаров, Завьялов и Петров. Они точно, I уверенно и быстро наводили орудия па цель. Четко работали снарядные. матросы Лашцев, Попов и Гусев. Заряжающие матросы Журавлев и Рыжаков быстро н правильно заряжали орудие. Хорошо так же работали прибойничий Акбаров и Сте- рин. В результате хорошей подготовки дап- пых для первого залпа управляющим огнем п правильного последующего управления огнем, третий залп накрыл цель. Все по следующие залпы также леглп по цели. Наблюдателями отмечено восемь накрытий. Командир корабля дал высокую оценку выполнению стрельб. Сейчас артиллеристы продолжают ^ со вершенствовать свои теоретические знания и практические навыки. Капитан Ф. СОЛОВЬЕВ. Не повторять прошлых ошибок обеспечивал бесперебойно, без единой за держки. Расчет Ломакина постоянно со вершенствует свои знания и навыки. Главный старшина Ломакин — ветеран Великой Отечественной войны. Он в со вершенстве изучил артиллерийские уста новки, приобрел большой оныт по подго товке данных для ведения стрельбы, на учился правильно оценивать обстановку и своевременно реагировать на ее измене ния. За годы своей службы Ломакин под готовил немало знающих свое дело зенит чиков — мастеров меткого артиллерийско го огня. В походах в море, на учениях, в пере рывах между боевыми стрельбами Ломакин Только поэтому стрельба и получила н и зк ую оценку, а расчет действовал четко и команды орудийные номера выполняли так, как они подавались. Проведенная прицельная стрельба еще раз убедительно показала, что успех приходит там, где кропотливо и повсе дневно готовят и расчеты и технику, где командиры орудий- непрерывно учатся, растут. И наоборот, там, где командиры орудий недостаточно серьезно относятся к своему делу, надеются на своп старые здания, там всегда можно ожидать неудачу. Лейтенант Н. МАКАРЦЕВ. Наши артиллеристы провели уже це лый ряд ответственных стрельб. Как же мы этого достигли? Во-первых, кал известно, в стрельбе много зависит от подготовки материальной части орудий и пх приборов, тщательной заблаговременной проверки всех механиз мов. С этим делом у нас обстоит благопо лучно. Во-вторых, надо обязательно учиты вать недостатки работы командира орудия и расчета в целом при каждой стрельбе. О ликвидации недочетов в стрельбах и мерах по их устранению мне и хочется рассказать в этой статье. Во время одной из ответственных артил лерийских стрельб наводчик матрос Ско роход после выстрела медлил ставить ору дие на угол заряжания. Это приводило к замедлению общего темпа стрельбы, нали чию задержек, а значит и снижению об щей оценки стрельбы. После стрельбы командир орудия стар шина 2 статьи Кодасов собрал весь боевой пост и при всех указал наводчику на его упущение. Это безусловно сильно подей ствовало на Скорохода. После разбора на каждой тренировке командир с особой тщательностью следил за действиями на водчика, усиленно тренируя его быстроте постановки орудия на угол заряжания пос ле выстрела. Сам Скороход также приложил старания и со всей энергией изживал свой недоста ток. Дело пошло на лад. На последующей стрельбе наводка выполнялась им безуко ризненно и без замечаний. Стрельба про шла успешно и получила высокую оценку. Вот что значит во-время заметить и ликвидировать недостаток в работе матроса. Второй пример. Горизонтальный навод чик матрос Петров при стрельбе неточно производил наводку, делал вынос по це лику. Топпедный катер в походе. Фото М. Бугаковэ. Н л5-летию шефства комсомола над флотом Нерушимое содружество комсомола и флота История развития советских Воепно- Морскпх сил неразрывно связана с ленин ско-сталинским комсомолом. По инициативе В. И. Ленина и И. В. Сталина в 1922 году началось воз рождение пашего флота. Эту ответствен ную и почетную задачу всемерно помогал выполнять комсомол. В феврале 1922 тог да он послал на флот свой первый отряд— 2000 человек. На кораблях п в чагтях стрельб расчетом. Расчет орудия старшины 2 статьи ком сомольца Коиасова сейчас один из лучших в подразделении. Тут сплоченный расчет. Макросы проявляют замечательную наход чивость. Недавно во время стрельбы ирн послед них залпах от нагара не стали экстрак- тироваться стреляные запальные трубки. Обязанность замкового временно выполнял старшина 2 статьи Копасов,. Он не расте рялся. Умело и ловко Копасов одной рукой открывал замок, а второй выдергивал трубку из запального отверстия. Скоро стрельность нарушена не была. Стрельба получила хорошую оценку. На скорострельность мы обращали самое серьезное внимание, так как морской ар тиллерийский бой скоротечен. Поэтому мы пред’являли к каждому номеру расчета требование — не нарушать, хотя бы и на секувду, темпа стрельбы. Этого мы уже достигли. Не обошлось, конечно, без труд ностей, но сейчас нашп орудия дают столь ко выстрелов в минуту, сколько допу скают правила стрельбы я матчасть. Мичман Г. БАРЫГИН. Осмотрительность экипажа в воздухе и на земле Одно пз авиадионяьгх наставлении го ворит, что летчику необходимо- приучить себя в мирное время своевременно за мечать противника, лишив его этим воз можности нвнюсть внезапно; предотвра тить столкновения с препятствиями в полете и во время руления — задачи осмотрительности. Для нас, летчиков, эти слова наставления являются законом. Однако необходимо затопить, что сейчас, именно в мирное время, часть молодых летчиков не придает должного значения осмотрительности. Так, на разборе полетов н подразделении капитана Гершова вы лечилось, что в экипажах молодых лег ликов Бодуэна, Глазырина, Куфишко воздух экипажем ие просматривается, об обнаруженных в вомухе самолетах, на воде — о кораблях летчику предки и стрелки-радисты не докладывают. По добное иренебрежение осмотрительностью недопустимо, ибо опо неминуемо приведет к печальным для экипажа последствиям. Обратимся к опыту Отечественной -вой ны. Летчик Аминев в октябре 1944 года возвращался с боевого задания. Считая себя вне опасности, хотя самолет был еще лад вражеской территорией, экипаж пре небрег осмотрительностью п в результате был подвергнут внезапной атаке двух истребителей противника, которые были обнаружены Аминевым лишь по трассам противника. Тот же летчик, выполняя боевое зада ние на разведку, сбил вражеский само- ко экипаж обнаружил самолеты против ника на дальней дистанции, своевременно «высоту' полета, экипаж благополучно возвратился на свою базу, с честью выполни^ задание. Во время войны мы приучали себя к осмотрительности с момента, когда эки паж садился в самолет еще па стоянке, и заканчивали просмотр воздуха, лишь выйдя из кабины самолета. Каждый члею экипажа имел свой сектор наблюдения п строго за него отвечал. Летчики, прене брегавшие этим золотым правилом, иногда на своем собственном аэродроме имели случаи столкновения. Так, например, в марте 1945 года один летчик на самолете- истребителе производил полеты по кругу* При выполнении очередного полета после второго разворота неожиданно стало падать давление масла. Летчик увлекся приборной доской, пренебрег осмотрительностью и на четвертом развороте задел консолью •крыла другой летевший ниже его само лет. Осмотрительность должна быть но толь ко в воздухе, но и на земле, ибо она предупреждает возможность аварии и по ломок при исправной материа.тьпой части. Заруливание самолета, руление, вырулива ние— все производится па скорости,и каж дое нетерное движение_самолета может стоить поломки самолета. При хорошей осмотрительности летчик гарантирует без аварийность полетов и, наоборот, ирене- лет непосредственно у конвоя противника. Корабли врага вызвали истребителей, пы- брежение осмотрительностью такой гаран- ааясь навести их на наш самолет. Одна-1 тпи не дает. тельности молодым летчикам при полетах на полигоне во время производства бом бометания. Не имея опыта в заходах на цель, летчики норою режут друг дру/у курс. Штурман визирует на цель, произ водит боковую наводку, летчик занят вы- Пз'менкв' держнванием заданного режима полета и выполняет команды штурмана. Таким об разом, в стороны передней сферы осмот рительность отсутствует. Стрелка же имеют возможности наблюдать за возду хом, по обеспечивают лишь заднюю сферу. Поэтому необходимо приучить се бя совмещать одновременно боковую на водку с просматриванием воэнуха на бое вом курсе. Вначале это покажется труд ным и только систематическая тренировка поможет добиться успеха. Необходимо заметить, что под просматри ванием воодуха некоторые летчики пони мают частые повороты головы в разные стороны. Однако это неверно. Просмат ривание должно иметь систему в зависи мости от сферы наблюдения того или иного члена экипажа. Наблюдение за вод- пой поверхностью также должно быть систематизировано. Летом в жаркую по году обычно на море с и л ь н а я дымка. Тог, кто смотрит лишь бы смотреть, многое может ие увидеть. Так, например, в июле 1944 года нашим дальним разведчиком был обн*)ужен конвой противника. Стоя ла жаркая погода, в море была плотная дымка. Два летчика, посланные на раз ведку, противника обнаружить не могли. И лишь третий, опытный разведчик лей тенант Бугаков правильно выбрал метод просмотра водной поверхности ® обнару жил противника, ио которому затем был •нанесен мощный торпежгый удар. Герой Советского Союза капитан Вер бицкий учпл молодых разведчиков видеть ! так, как будто глаза у тебя есть и сза- | На разборе боевого учения я обратил внимание Петрова на это упущение. Ука зать на ошибку мало, я рассказал о послед ствии ее и предупредил Петрову о недопу стимости такого халатного отношения к выполнению своих обязанностей. Потраченный труд даром не пропал. Петров понял свою ошибку и вину перед : стали создаваться флотские комсомоль- товарищами. Все свободное время посвя- скио организации. 16 октября 1922 года ти.т дополнительным тренировкам и уже на У Всероссийский с’езд комсомола припял следующей стрельбе но своим действиям шефство пал Военна-Морскпм флотом, замечаний не имел. | «Этот момент, — писал М. В. Фрунзе, I I * Так мы работали с каждым номером, не — безусловно сыграл в жизни флота ко- накапливая ошибок, ликвидируем пх лоссальную роль. Только с этого времени сразу, ибо от работы одного человека за- стала возможна массовая, живая созидй- частую зависит общая оценка выполнения тельная работа. Тысячи комсомольского пополнения, образовавшие ядро нового флота, заложили этот фундамент, на основе которого стала возможной вся дальнейшая творческая деятельность». В целях ознакомления широких масс рабоче-крестьянской молодежи с Красным флотом, его ролью в революционном движе нии, задачами в общей системе Вооружен ных Сил республики, бытом и условиями службы моряков, учебным делом на фло те и строительством флота в ближайший период комсомол провел в период с 15 по 22 января 1923 года «неделю Красного флота». В городах и селах, на фабриках и заводах состоялись митинги и собрания. Молодые рабочие отчисляли от 2 до 5 про центов заработной платы в пользу флота. Рязанские комсомольцы собрали 1500 пу дов хлеба. Многие комсомольцы стремились попасть на службу па боевые корабли. В 1923 году Центральный Комитет ком сомола провел добровольную вербовку 3000 комсомольцев в школы Военно-Мор ского флота. Эта вербовка дала флоту стойких, надежных, политически созна тельных моряков. В течение 25 лет шефства ленинско- сталинский комсомол оказывал флоту по стоянную помощь, давал ему самое пеппое п дорогое — люден, молодых, энергичных матросов, старший и офицеров. Достаточно сказать, что комсомольцы заполнили Во енно-Морские училиша п школы й 1923 году па 53,5, в 1924 году — на 75, в 1925 году — на 62, в 1927 году — иа 64 процента. Личный состав Балтийского флота в 1924 году иа 50 процентов состо ял пз комсомольцев. Всего к началу 1924 года флот получил по путевкам комсомола около 9000 человек. Комсомольцы внесли иа флот дисциплинированность, организо ванность, комсомольскую спайку, энергию, жажду быстрее овладеть морской техникой. Многие из посланцев комсомола стали ныне адмиралами и крупными командира ми. Командующий Северным флотом вице- адмирал Платонов, контр-адмирал Румян цев, вице-адмирал Владимирский н многие другие пришли на флот ио путевке комсог мола. Под руководством большевистской пар тии Советский флот За годы сталинских пятилеток быстро возрождался. Наряду с восстановлением старых кораблей, строи лись мощные новейшие корабли всех клас сов, созданные ио последнему слову техни ки, вооруженные современным оружием. Комоомольцы-моряки успешно осваивали это могучее оружие войпы на море и, как показала Великая Отечественная война, молодежь, воспитанная большевистской партией, проявила чудеса героизма, храбро сти п воинского мастерства. Наш народ никогда не забудет бон за Одессу, Севастополь, Сталинград и Ленин град. Навечно прославлена севастопольская Необходимо уделить внимание осмотри-, ди. «Если ты видишь все, — говорил он, — а теоя ннкто — ты настоящий лет чик». В возтузе трудно со средних, а тес* более дальних дистанций определигЬ при надлежность самолета, особенно истреби телей. При полетах в группе, когда су ществует прикрытие истребителями, так же тяжело определить прорвавшегося к группе 'Противника. Паипт с-трежл тогда пользовались таким методом: каждый имел свой зрительный и опневой сектор и В '1 с врачя слети.?- за истребителями, подсчитывая к \ . Если оказываюсь само- • летов больше, чем пх было в прикрытии, i значит явпо присутствие противника. \ Необходимо приучить себя к обяза- | тельному просмотру воздуха, который был бы ужо выработанным рефлексом в слу чае выхода из облаков или из зарядов. Эта необходимость продиктована опытом Отечественной войны. Летчик Сумнин возвращался с задания и над своей 'территорией решил пробить облачность. Пробив облачность, он шел, не осматриваясь, уопокоясь, что нахо дится над своей землей. Однако вскоре после этого Сумнин увидел вокруг само лета трассы истребителей противника. Каждый командир экипажа должен на вести строгую дисциплину в отношении осмотрительности с тем, чтобы все члены экипажа видели все и своевременно об подводники — Стариков, Фисаповпч, ком сомольцы С и в к о в , Торцев и многие другие. Североморская гвардейская лодка под командованием т. Старикова в период Оте чественной войны панесла огромный урон врагу. Центральный Комитет ВЛКСМ наг радил ее переходящим Красным знаменем ЦК комсомола с падппсью: «Лучшей под водной лодке за боевые успехи в борьбе с немецкими захватчиками». П в дни Отечественной щшпы комсомол заботился о новседпевпом укреплении Во енно-Морского флота. В огромном потоке средств, собранных по почину фррапонта Головатого на строительство танков, пу шек, самолетов, значительную долю сост вили взносы на строительство боев кораблей. Пншшаторамн постройки кате ров па добровольно внесенные средства трудящихся были учащиеся ремесленных и железнодорожных училищ и школ фаб рично-заводского обучения Москвы, Мо сковской области, Татарской АССР. В дe^ кабре 1942 года взносы иа постройку тор педных катеров составляли 2 миллиона 400 тысяч рублей, а уже 22 анваря 1943 года па одном из судостроительных заво дов состоялась торжествеииая передзча личному составу действующего флота трех •* новых катеров, построенных па эти сред ства. Значительно возрос приток средств на постройку кораблей в 1944. году'. В связи с победоносным наступлением Советской Армии и флота и освобождением от немец ких захватчиков Донбасса, Крыма, Украи ны, Белоруссии, Прибалтийских республик и Молдавской ССР, в знак признательно сти и любви к своим освободителям — Советской Армии и Военио-Морскому флоту — трудящиеся освобожденных районов вносили крупные суммы. По \шпциатпвс комсомола и молодежи трудящиеся Изма ильской области собрали па строительство кораблей 20 миллионов рублей. По хо датайству трудящихся, кораблям, постро енным иа пх средства, присваивались имена Героев Советского Союза Сафонова, Фпльченко, Красносельского, Одинцова, Калюжного и других. Делегаты-комсомольцы „ выезжали на действующие флоты и передавали в торже ственной обстановке новые корабли, при зывали моряков беепощадио громить вра га. Северный флот посетила делегация комсомольцев и молодежи Ярославской об ласти для торжественной передачи подвод ной лодки «Ярославский комсомолец». Де легаты Анфиса Щукина, Антонина Малы шева, Александра Соболева и Михаил Зы,- бин были радушно встречены моряками. Тепло распрощавшись с воинамп-северо- морцами, делегаты вернулись к себе и на многочисленных митингах и собраниях рассказывали о встрече с моряками. Спус тя три месяпа экипаж подводной лодки «Ярославский комсомолец» сообщил ше фам о своем первом боевом успехе — лод ка торпедировала три немецких транспор та. Так укреплялась дружба моряков с ком сомольцами городов и сел. Эта дружба ра стет и в послевоенное время, следуя уста новившимся традициям. Комсомол и те перь пополняет флот лучшей частью со ветской молодежи. Курсанты Военно-Мор ских училищ, воспитанники нахимовских училищ, Учебных отрядов, школ юнгов, как правило, поступают в эти учеб ные заведения но путевкам комсомола. 25-летие шефства комсомола над флотом комсомольцы и молодые моряки отметят еще большим повышением качества боевой и политической подготовки, укреплением воинской дисциплины и организованности в своих рядах. Готовясь к этой знамена- «ж обнаруженном докладывали летчику. Для ,межд^ чле" j батарея комсомольца Воробьева. Только за тельной дате, комсомольские организации расскажут молодежи о роли комсомола в нами экипажа сектора обзора и каждому i один докабрьскпП день 1943 года ее вои,- из них нести строгую ответственность ны выдержали 18 фашистских атак. Пеу- так, чтобы «приучить себя в мирное вре- ПЯдаомой славой покрыли себя в борьбе с мя замечать противника, лишив его этпм возможности напасть впезапно». Лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ. немецкими захватчиками североморцы — воспитанники лепииского комсомола — дважды Герой Советского Союза Сафонов, строительстве Военно-Морского флота, о боевых традициях и героических дела? моряков-комсомольцев в боях за нашу Со ветскую Родипу. Майор И. РУДНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz