На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 25 октября Т947 г., I * 251 (2942). Офицер воспитывает старшин Старший инженер-лейтенант Денис Гри­ горьевич Новиков служит на подводной лодке командиром пятой боевой части. Лодка з этом году заняла ведущее место в подоапаеленпи по бое©ой и политической подготовке Почти все торпедные стрельбы проведены отлично или хорошо, выполнены успешно артиллерийские в другие задачи по курсу боевой подготовки. На лодке за время летних плаваний не было ни ава­ рии, ни скисаний механизмов. Экипаж ее крепко спаянный. дружный, дисциплини­ рованный. готовый в любое время на любое дело. Многие командиры боевых частей других . подводных лодок частенько гово­ рят: — Люди у вас чудесные, с такими все можно сделать. — Да люди v нас хорошие, можно ра­ ботать, — скромно ответят кто-нибудь из офицрр>в экипажа. Ведь неудобно же гово­ рить о своих заслугах, о своем большом кропотливом труде по воспитанию и обуче­ нию личного состава. Офицеры подводной лодки сумели поста­ вить старшин на свое место, отвели ям в повседневной службе ту роль, которую они должны играть. П резулмат не замедлил сказаться: экипаж выполнил план боевой подготовки, значительно повысил свое воинское мастерство, шапнул далеко вперед по пути к военной зрелости. Это можно сказать и о тех матросах, которые служат на лодке 4— 5 лет, и о тех, которые стали членами экипажа корабля меньше года на­ зад. И* рнно па молодых матросах и можно увидеть огромный рост всего экипажа за прошедший год. В ряце походов молодое моря!ки. самостоятельно стоявшие вахту у механизмов. показали глубокое звание де­ ла, инщиативность, смекалку. Заслуга в этом, копечно, принадлежит и старши­ нам, которые непосредственно обу­ чали новичков, и офицерам, непрерыв­ но направлявшим работу старшин, строго контролировавшим учебу мо­ лодых, непосредственно помогавшим им освоить свою специальность. А что на лодке хорошие, знающие свое дело, требовательные старшины, так это целиком заслуга офицеров, и в частности офицера Нооитюва. боевая часть ' .которого передо­ вая и наиболее околоченная на корабле. Ка® же Новикову удалось воачитать такие замечательные кадры стартпии, как сумел он поставить их на то место. кот<лрое им отводят Корабрльный я Диспиллииар- ный уставы? Многими путями, болмшим кропотливым ттршом добился этого Деииг Григорьевич Новиков. Crapsпипа группы электриков Пазычев совершил проступок: нагрубил офицеру Новикову. Командир боевой части xoinc’m ънал характер старшины Пазычева. ценил его как прекрасного специалиста. юотпрый к своим служебным обязанностям относил­ ся исключительно серьезно, четко выоол- пял весь уклад корабельной жизни. Это дало щ\ш) Новикову предполагать. что старппшга сумеет сам оценить свой посы­ пок и обязательно явится с повишой. Так оно и получилось на' самом деле. Через несколько часев после случивше­ гося Пазычев робко постучал в дверь каю­ ты командира боевой части. — Вощите, — услышал оп спокошыГ голос Новикова. Пазьгчев вошел и остано­ вился на почтительном расстоянии от командира. Прошло несколько томительных минут молчания. Новн-ков знал, зачем при- шел старшина, но понимал, что дать wry возможность отделаться осунгсм извинением пельоя. Это было бы слишком малой ц«н^ для покушения совершенного проступка — Итожите меня, товарищ комантгг?, я не дзмал, что так получится. Больше никогда этого не повторится, — тихо про говорил старпгина. Офицер пристально посмотрел на Пазы- чева, глаза их встретились. Но Пазычгв не выдержал долгого, сердитого и укоряющего г. глядд своего командира, которого оп глу­ боко увалял, как старшего товарища, бо­ лее опытного специалиста, офицера. Он опустил глаза. — Разве вы виноваты только передо мной. Ваш проступок лег позорным пят­ ном на весь экипаж корабля. Пдите и по­ думайте основательно, как вы будете иску­ пать свою вину перед своими товарищами, — резко проговорил офицер Новиков. С тяжелым чувством ушел старшина Пазычев от командира. Это было чувство чувствовал зз собой вину. А к тому же командир сам создал такую обстановку. Обычно он с теплой улыбкой приглашал старшин садиться и тут же спрашивал: — Ну, рассказывайте, как дела, как служба, кто отличился. И старшины наперебой делились успе­ хами, пеудачами, выкладывали самые со­ кровенные свои мысли. На этот раз ничего подобного не произошло. Командир как бы умышленно отгородил старшин от себя барьером. И они тяготились такой обста­ новкой. По больше всех тяготился стар­ шина Пазычев. Комапдир встал и официальным тоном сказал: — Я собрал вас, чтобы обсудить пове­ дение старшины Пазычева, узнать, как вы расцениваете его поступок. Новиков рас­ сказал, в чем заключается проступок стар­ шины Пазычева. Каждый из старшин высказал свое мнение, дал оценку проступку Пазы- чева, и все они говорили о том, что кос­ венно виноваты в недостойном поведении своего товарища. Старшина Пазьгчев тоже выступил и дал слово коммуниста, что ни­ чего подобного никогда не повторится. Но этим дело Пазычева пе кончилось. Командир боевой части связался с секре­ тарем партийного бюро и попросил его ра­ зобрать поступок коммуниста Пазычева па расширенном заседании партийного бю­ ро с приглашением всех старшин лодки. Секретарь партийного бюро так и сделал. Коммунист Пазычев получил строгое взы­ скание. П лишь после этого между стар­ шиной и офицером произошла беседа. С тех пор прошло, более трех месяцев. За этот срок старшина команды электри­ ков старшина 2 статьи Пазычев вернул утраченный авторитет, оправдал доверие комащнра и снова, как и раньше, поль­ зуется уважением всего экипажа корабля. Он образцово правит службу, хорошо учит подчиненных, в своей деятельности точно придерживается требований уставов, ин­ струкций, наставлешгй. Офицер Новиков пе выпускает его из поля зррния, часто с ним беседует не только на служебные, нп и на другие темы. Командир боевой ча­ сти нашел верный путь к cepxnv подчи­ ненного. А это в воспитательной работе главное. Старший инженер-лейтенант Новиков дп малейших подробностей знает биографии своих старшин, положительные и отрица­ тельные качества их характеров, что они из себя представляют, как специалисты. Об этом он может говорить часами. Такое знание подчиненных старшин во многом облегчает ему работу. Оп зпает, с кого мо­ жно потребовать выполнения уставэв Ч)ез самым различным вопросам. И оба остают­ ся довольны этими беседами, ибо они во многом содействуют повышению организа­ ции боевой учебы, укреплению воинской дисциплины в боевой части Одной из хороших форм воспитательной работы со старшинами и матросами явля­ ются недельные сборы по подведению ито­ гов боевой и политической подготовки, которые практикует офицер Новиков. 11а этих сборах выступают старшины, дают оценку действиям матросов на боевых по­ стах, отмечают их успехи и недостатки в боевой учебе и обслуживании механизмов. Командир боевой части делает обычно за­ ключение, в котором оценивает деятель­ ность всей боевой части, отмечает успехи старшин в обучении и воспитапни подчи­ ненных, ставит задачи на следующую не­ делю. Старшины прилагают все силы, что­ бы заслужить похвалу командира боевой части на очередном подврдснпп и то го в . Командир же это делает всегда и делает пе ради того, чтобы только похвалить старшину за хорошую работу, а прежде всего затем, чтобы укрепить авторитет старшин среди подчиненных. А ведь по- Управляющий огнем старший лейтенант хвала старшины офицером в присутствии Леонов приказал прожекторной группе про- всего личного состава боевой части неиз- извести поиск цели. Отделение прожекто­ меримо повышает его авторитет. 'рпстов, возглавляемое старшим матросом Поднятию авторитета старшин офицер Зайцевым, подготовило материальную чаегь Новиков придает исключительное значение. к ^ою* ^ атРОС Холин запустил мотор, затем Командир установки к-андядат в члены ВКП(б) старший матрос И. Смнщук на учениях эсо упражнения по стрельбе вьшол «ил иа «отлична*- — достойный подарок к 30-н годовщине Великого Октября. НА СНИМКЕ: старший матрос И. Смнщук в часьи учений. Фото М. Бугакова. РЕЗУЛЬТАТ НАТРЕНИРОВАННОСТИ Если кто-либо из старшин допустил за не­ делю упущение по службе, ко::андир бое­ вой части не говорит об этом в присутст­ вии подчиненных, старшины. В таких слу­ чаях он беседует со старшиной отдельпо и очень часто в присутствии других стар­ шин. Никогда он не действурт и чер^з го­ лову старшин. Старшины ведают уволь- нйнпем, разрешают с помощью командира все нужды подчиненных, устанавливают в командах и отделениях очередность отпу­ сков, осуществляют широко дисциплинар­ ную практику. Все это создало им прочный авторитет ергдп подчиненных, старшины чувствуют себя полноправными начальни­ ками. Многое значит и дисциплинарная тактика. В боевой части у офицера Ho­ rnкова семь старшин. Все вместе они име- >т 133 поощрения. Это, однако, не значит, дали напряжение на прожектор. Все готово. Старшпй матрос Зайцев дал команду: «От­ крыть луч!». Струя ослепительного света блеснула пад морем. Матросы Гайдуков п Ерышев произвели поиск цели. Через несколько минут на фоне моря показались контуры цели. Прожектористы на протяжении всей стрельбы четко работали на боевых меха­ низмах. За отличные действия отделение прожектористов старшего матроса Зайцева получило благодарность от командира. Тем времрнем командиры орудийных расчетов готовились открыть огонь. На­ водчикам был отчетливо виден «против­ ник», по которому нужно было сосррдото­ чить всю мощь огня, сковать его действия, а затем уничтожить. Грянули первые залпы. Орудийный рас- что дисциплинарная практика офицера чет старшего матроса Гуметока действовал [■игкова одностороння. Нет. Командир j хладнокровно и быстро. Отлично справля- части придирчив п пр.шшиш.ален, со т д т в обямшостми Когда старшина 2 статьи Бородкин заку­ рил в неположенном месте, Новиков не посчитался с тем, что у него 15 поощре­ ний. и наложил строгое взыскание. В сво­ ей дисциплинарной практике Повиков ис­ ходит из того, что там, где можпо ограни­ читься замечанием, матросу, старшине сле­ дует дать выговор. И это, конечно, пра­ вильный подход к делу. У старшины грсдаарительных раз’яснений и кому надо еще растолковывать отдельные положения о°лыпой жизненный опыт, он лучше ма- устава. Мичман . Матвею — старшина j тР°сов зпает службу, требования уставов команды трюмных служит на флоте более J и* следовательно^^ не__должеп ^ десяти лет, свррхсрочппк. Он прекрасный специалист и воспитатель. Но одно время Матвеев ослабил требовательность к под­ чиненным. перестал контролировать их ра­ боту, равнодушно отпосился к упущениям по службе. Результат всето этого пе за­ медлил сказаться. Командир боевой части, проверяя заведывание мичмана, все чаще п чаше обнаруживал непорядки, а однаж­ ды обнаружил грязь на механизмах. С другим старшиной, скажем Пенашкиным, Л 1 бы обстоятельно побеседовал, отечески г азал на недостатки, потребовал бы иг устрапить. Ио советовать бывало­ му мичмапу, который недостатки замечает хуже любого офипера. Новиков пе стал. JXi понимал, что это излишне. Когда Тго- _j.:p предупреждения офицер снова обна- *кил в зав°дывании трюмных непорядок, 7;- рептил поговорить с мичманом более серьезно: — Вас тяготит служба? — спросил он Матв'мта. Мичман, не ожидавший такого вопроса, смутился — Пет, почему же. Я ведь сверхсроч­ ник, — ответил он. — Вот потому, что вы сверхсрочник, ваше заведывание должно быть образцо­ вым, а оно выглядпт куда хуже, чем за­ плыва пия других стари га . Потрудитесь птзестн порядок. —* официальным тоном приказал командир боевой части. Мичмапу, копечно, не поправился та- нарушений установленного порядка. К то­ му же такая дисциплинарная практика учит самих старшин строже относиться к поступкам подчиненных, замечать допу­ скаемые нарушения распорядка дня, ин­ струкций и наставлений по обслуживанию техники, не давать подчиненным чобла- жек. Старшины так именно и понимают своего командира. к Офицер Новиков отечески заботится о старшинах и этим подает им пример, как падо относиться к подчиненным. Старши­ па команды мотористов старшина 1 статьи Быков — лучший из лучших в боевой ча­ сти. Офицер Новиков всегда ставит его в пример другим. Педавно Быкову предоста­ вили новую квартиру. А еще ранее он по­ лучил за безупречную службу кратко­ срочный отпуск. Но использовать его старшине не удавалось, потому чго лодка находилась в море. На этот раз также предполагался выход в море. Тем не менее командир части лично ходатайствовал перед командиром корабля о предоставле­ нии Быкову отпуска. Авторитет завоеван знанием своего дела, честным отношением к службе. Командир пятой боевой части считается отличным специалистом, примерным офицером пс только на этой лодке, но и во всем подраз­ делении кораблей. Поэтому его и уважают старшины, поэтому и веско его каждое слово. Па подводной лодке П., конечно, не замковый старший матрос Филатов. Он комсомолец. Во время стрельбы показывал личный при­ еме?) исполнительности и точности в дейст­ виях. Установщик прицела старший матрос Попошгн точно устанавливал прицел. Исключительное мастерство показал на­ водчик матрос Сосунов. Ему пришлось во время стрельбы действовать иа двух ме­ ханизмах — на левом и правом. Хорошо овладев специальностью, наводчик матрос с большой скорострельностью. Двенадцать снарядов комендоры орудийного расчета Гуменюка выпустили по морскому «про­ тивнику». Материальная часть действова­ ла безупречно. Высокое боевое мастерство показали ма­ тросы и других орудийных расчетов. Умело командовал подчиненными командир ору­ дийного расчета матрос Сударев. Все это явилось результатом системати­ ческой учебы, глубокого и всестороннего изучения сложной боевой техники. Отме­ чая действия командиров на боевых постах у механизмов, следует отметить замкового старшего матроса Аксенова. Артиллерийские стрельбы в ночных ус­ ловиях прошли бы еще лучше, если бы не подвел комапдир орудийного расчета стар­ ший матрос Мешков. Его орудие сделало несколько пропусков. После третьего залпа орудие Мепгкова не выстрелило. Произошла осечка. Это слу­ чилось потому, что не сработала трубка. Мешков перед стрельбами как следует не проверил все трубки и клеммы проводника. Заменили трубку, но и после этого получи­ лась осечка. Так орудие Мешкова больше не могло вести огня. Все это явилось ре­ зультатом зазнайства старшего матроса Мешкова, его пренебрежительного отноше­ ния к боевой технике. Случай со старшим матросом Мешковым паглядно подтверждает и звр с тны с положе­ ния, что необходимо вдумчиво относиться к каждому занятию, тем более к такому важному мероприятию, как стрельбы в ночных условиях. Опыт проведенных стрельб в ночных условиях показывает, что стрелять можно Сосунов с успехом справлялся за двоих. п ' _ _____________ и ночью с таким же успехом, как и днем. Высокую боевую выучку в орудиино^ „ ____ К _____________ ______ ______ расчрте Гумгнюка показал также бойничный изтрос Смирнов. Залпы следо­ вали один за другим. Орудие вело огопь ___Нужно больше тренироваться, глубже изу- при- _ _ чать артиллерийское деле. Старшина 1 статьи А. ГАНЕНКО. И З У Ч А Ю Т Б О Е В УЮ Т Е Х Н И Н У На-шгх в нашей части гтрлвптилпсь техническая конференция. В е? рдоге приняли участие летчики в техники П-т» ьым выступил опытный механик гвардии старшпй сержант Контамицкж. Ни pact мал j об эюсплоатапия ламиы АПЛ > лгмнцд условиях. После доклада стали поступать вопросы, на которые товарищ Контамнрав п гвардия сержант т. Колчанов давали подробны** отпеты. С докладом о запуске моторов тимой в ы ^ В ступил старший техник-лейтенант Г ^рага^Р менее, который по схемам об’яспнл прогрей моторов, рассказал, почему при проб" мп- торов при низкой температуре надо подби­ рать особые режимы. Конференция помогла летчикам я тех- • никам разобраться во многих опжлых во­ просах зимней экеп.тоатащти материалыной час^и. Гвардии сержант ФИНКЕЛЫ11ТЕЙН. ★ * * Состоялась техническая конференция по зкеплоатации самолетного вооружения в зимнее время. На конференцию собрались техники, механики, мастерз по вооруже нию, чтобы поделиться опытом зимней эксплоатадгии вооружения самолртов. До- кладчик гвардии капитан т. Архаров оха­ рактеризовал особенности экс плозтаIT*I! стрелкового и бомбардировочного вооруже­ ния самолетов при низкой температуре, привел много примеров из своего опыта. Докладчик отметил работу механиков гвардии старшего сержанта Югова, гвардии сержанта Каруна, которые в ходе подго­ товки материальной части к зиме временно занимали должности старших техников и с задачами, поставленными перед ндеи, справились успешно. Затем выступали участники Отече­ ственной войны гвардии старшие сержанты Потапо® и Попов, которые имеют боль­ шой опыт зкеплоатации вооружения са­ молетов в условиях Заполярья. Молодые вооруженны выслушали с большим внима­ нием советы бывалых воинов. С заключительным словом выступил инженер по вооружению офицер т. Стритип. Он дал указания по зимней аксплоаташтп и призвал летчиков и техников беречь ору­ жие, содержать его всегда в полной боевой готовности. Старший матрос А. НОРОЛЬКОВ. Задание выполнено досрочно пой разговор, но. всссторонпе обдумав его, он пришр.т к выводу, что командир боевой ьаигс-то исключительные старшины, а части прав, что иного разговора ему и ожи такио же’ на *РУГИХ к°Ра л,гх* ю т \ досады, недовольства собой, своим поводе- *дать было нельзя, потому что оп воин • па ли™ь в Т01М’ 4X0 °^ицеРы 3*есь нет13Ме нием и всей службой. Выход из положенпя опытный, а пе молодой старшина, который Рпмо 5ольше Работают 170 воспитанию и Пазычев находил один: приложить все си- 1 пе зпает, что ему пр^припять, чтобы под- • °^уч'СТШК) стаРпшн’ * пваются того, что- держивать в отделении должную дпеппплп- пу, добиться заботливого ухода за матери­ альной частью. Матвеев энергично стал на­ водить порядок в команде п в короткий срок устранил пепорядки, на которые ему ука­ зывал офпцер. Наладились у пего и взаи­ моотношения с командиром боевой части. Они часто непринужденно беседуют по лы, знания, умение, но оправдать доверие командира, вернуть так быстро потерян­ ный авторитет, который наживался года­ ми. Па другой день офицер Новиков собрал старшин боевой части. Они пришли все сразу, доложили и, получив разрешение, молча расселись, словно каждый из hex бы они стали им верными помощниками в решепии задач боевой подготовки и укре­ плении воинской д и сц и п лины . И добились в этом больших успехов. Старшины на лодке заняли нужное им место. Вот от то­ го па корабле и значительные успехи в боевой подготовке. Старший лейтенант А. НИКУЛИН. Перед бригадой мастера тов. Дмитриева встала задача— в исключительно короткий срок собрать дизель-генератоф. Эта работа была поручена матросу Кулику. Прежде чем пристунить к делу, матрос Кулик про­ извел детальный осмотр механизма. Пред­ стояло протереть клапана, подогнать под­ шипники, отрегулировать систему подачи топлива и собрать весь дизель-генпратор. По мере поступления деталей) из проточ- никла новая трудность: отказал плунжер­ ный топливный насосик. Взяв черте* ди­ зеля, Кулик внимательно изучил устрой­ ство насосика, затем, сравнив чертеж с ме­ ханизмом, матрос сразу понял заде>ржкгу — у насосика был погнут шток. На пятый день напряженной работы дизель-генератор был собран. Испытания, производившиеся в присутствии предста­ вителей завода, показали отличные ре­ ки Кулик подгонял их и устанавливал на j зультаты: механизм бесперебойно прорабо- место. Огромную трудность в работе пред­ ставила шабровка подшипников, но уме­ лый специалист успешно справился с этим сложным заданием. Когда вся работа была выполнена, воз- тал в течение 3 часов, выдержав данную на него нагрузку. Порученную работу ма­ трос Кулик выполнил на восемь ч а с» раньше срока. К. НИКОЛАЕВ. По инициативе комсомольцев В летний период личный состав Н-ского подразделения много потрудился, чтобы полностью подготовить жилые помещения к зиме. Предстояло отремонтировать казар­ мы. камбузы, банно-прачечный комбинат п другие помещения. Начали мы с заготовки материалов. Каждое отделение старалось оборудовать свой кубрик как можно лучше. Особо большой ремонт требовался по камбузу. Необходимо было перебрать и настлать палубу, произвести побелку, по­ краску и т. д. Для ремонта камбуза была выделена бригада, которую возглавлял комсомолец старший матрос Боков. Члены этой бригз- ды комсомольцы Морев, Клыков, Дашшш и другие добросовестно отнеслись к пору­ ченному делу. В настоящее время ремонт жилых и бытовых помещений завершен. Старший матрос В. РУСИНОВ. Встретим зим./ во всеоружии Сбслушивание турбомеханизмов зимой Д к н е с е н и ю в а х т ы Все это способствовало быстрому усвое- о п у щ е н ы Молодые матросы горячо взялись за изу- | урочное время. Вечером они шли на иод- обеспечивали работу электромоторов в пе­ чение специальности и устройства лодки. : водную лодку и с помощью опытных спе- рПОд бомбежки и в часы длительного пре- Активную помощь в учебе новичкам оказа- j циалистов Шумова и Семенова изучали на 5 ыва1ПИЯ под; Водой. практике водоотливные средства, главные электромоторы, дизеля, тщательно осваи­ вали системы всплытия и погружения. Старшины Шумов и Семенов рассказы­ вали о боевых походах в годы Отечествен­ ной войны, о торпедных ударах по врагу п делились опытом, как советские морякл Наступающий зимний период характерен многими особенностями обслуживания и сохранения главных и вспомогательных турбомеханизмов. Резкие похолодания мо­ гут пагубно отразиться на материальной части, ес.ти мы своевременно не проведем ряд мероприятий, обеспечивающих безава­ рийную работу и исправное состояние ме­ ханизмов. Из опыта эксплоатадии машинных ус­ тановок можпо привести примеры, когда не принималось во внимание резко наступив­ шее похолодание, что вызывало отказ или выход из строя того или иного механизма. Характерен такой случай. Во время за­ пуска машинной установки матрос, несший вахту у ковденсатного насоса, получил приказание ввести в действие насос. Сде­ лав все указанные в инструкции приго­ товления, матрос дал пар, но насос не pa- j вечают требованиям, олнажо степень их вязкости значительно возрастает с пони­ жением температуры. Такое масло, посту­ пая на шейку вала, не будет полностью омывать ее, что может привести к пожогу хо закрытый раструб естественной венти­ ляции. Турбо-конденсатный насос, нахо­ дившийся непосредственно под раструбом, подвергся воздействию холодного воздуха. При запуске переохлажденный насос, по­ лучив большое количество пара, начал бы­ стро расширяться и заклинился. Из этого ясно, что отклонение от инструкции может дать нежелательные последствия. При наступлении холодов, запуская ме­ ханизмы, следует особенно тщательно обо­ гревать их, систематически проворачивать. Бремя обогрева нужно увеличить в полтора — два раза, в особенности, если механизм долго не был в действии. Убедившись в от­ сутствии заеданий, можно медленно наби­ рать нужное число оборотов. Следует остановиться на режиме смазки механизмов. Турбинные масла вполне от- лп старшины 2 статьи Шумов и Семенов. Готовясь к встрече всенародного празд­ ника — 3 ^-летия советской власти, моло­ дые матросы дали слово досрочно и на «отлично» сдать зачеты по программе. Матросы Королев, Орлов, Лапин и Пав­ лов часто оставались на занятиях во впе- ботад. Запорный клапан был открыт пол­ ностью, давление пара превышало уста­ новленное, но насос продолжал оставаться без движения. Тогда по инициативе стар­ шины комапды были отделены друт от дру­ га и расхожены вручную паровая п гид- „ равличрская части. После сборки насос ра- нпю изучаемых предметов. Молодые на- б т т В1тотае но1И1алШ0. тросы Королев, Орлов, Лапш и Павлов в Раг6щ)яя т 1ШШШПШЫЙ ш . чссть 30-летия светской власти па «от- ЖПЧИКЗМИП1 (« 'ЯГЛ11Л его так; в Ночь, лично» сдали задачи и сейчас допущены предшествующую запуску, было резкое к несению вахты. Мичман Ф. ЦИБИН. похолодание со свежим ветром, который проникал в машинное отделение чпрез пло- стонов и различных систем. Пар обогре­ вает арматуру, предупреждает появление льда, иноща забивающего магистрали. С наступлением сильных морозов следует пе­ риодически, пе менее двух раз в педелю, осматривать через горловину внутренние полости турбины. При появлении отпотева­ ния необходимо сейчас же провентилиро­ вать турбину. Последнее достигается вводом шланга от переносного вентилятора в горловину тур­ бины. Вентиляцию надо продолжать до полного устранения отпотевания. Сейчас заблаговременно нужно принять меры к отеплению машинного отделения, плотно подотнать к своим местам раструбы, проверить состояние люков и дверей, при­ вести в порядок паровые грелки. Следует помнить, чго во врамя аильных морозов ни в коем случае нельзя допускать темпера­ туру малинного отделения ниже 2 граду­ сов тепла. Во время морозов большую опасность представляет вода, находящаяся в плоско­ стях турбин, магистралях и трубопрово­ дах. Замерзая, она будет рвать магистраль. Удаление воды ив трюмов и различных пу­ стот— первое мероприятие во время моро- подпгипника. Поэтому рекомендуется за I зов. Полезно вести график т°мплоат\^)ы 2 — 3 часа до запуска начать обогрев масла машинного отделения, записывая темпера- через систему змеевиков. Обогрев желатель- j туру 3 раза в день. График следует зано- но продолжать до тех пор, пока масло не достанет 15— 18 градусов тепла. В про­ цессе работы машин не нужно чрезмерно переохлаждать масло. Не лшипим будет использование обогре­ ва клшкетов, приемных п отливных кинг- сить в журнал мапгинпого отделения. Своевременное выполнение всех профи­ лактических работ исключит возмолотость аварий и порчи мехамзмох ъ условиях зимней зкеплоатации. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz