На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 25 октября Т947 г., I * 251 (2942). Офицер воспитывает старшин Старший инженер-лейтенант Денис Гри горьевич Новиков служит на подводной лодке командиром пятой боевой части. Лодка з этом году заняла ведущее место в подоапаеленпи по бое©ой и политической подготовке Почти все торпедные стрельбы проведены отлично или хорошо, выполнены успешно артиллерийские в другие задачи по курсу боевой подготовки. На лодке за время летних плаваний не было ни ава рии, ни скисаний механизмов. Экипаж ее крепко спаянный. дружный, дисциплини рованный. готовый в любое время на любое дело. Многие командиры боевых частей других . подводных лодок частенько гово рят: — Люди у вас чудесные, с такими все можно сделать. — Да люди v нас хорошие, можно ра ботать, — скромно ответят кто-нибудь из офицрр>в экипажа. Ведь неудобно же гово рить о своих заслугах, о своем большом кропотливом труде по воспитанию и обуче нию личного состава. Офицеры подводной лодки сумели поста вить старшин на свое место, отвели ям в повседневной службе ту роль, которую они должны играть. П резулмат не замедлил сказаться: экипаж выполнил план боевой подготовки, значительно повысил свое воинское мастерство, шапнул далеко вперед по пути к военной зрелости. Это можно сказать и о тех матросах, которые служат на лодке 4— 5 лет, и о тех, которые стали членами экипажа корабля меньше года на зад. И* рнно па молодых матросах и можно увидеть огромный рост всего экипажа за прошедший год. В ряце походов молодое моря!ки. самостоятельно стоявшие вахту у механизмов. показали глубокое звание де ла, инщиативность, смекалку. Заслуга в этом, копечно, принадлежит и старши нам, которые непосредственно обу чали новичков, и офицерам, непрерыв но направлявшим работу старшин, строго контролировавшим учебу мо лодых, непосредственно помогавшим им освоить свою специальность. А что на лодке хорошие, знающие свое дело, требовательные старшины, так это целиком заслуга офицеров, и в частности офицера Нооитюва. боевая часть ' .которого передо вая и наиболее околоченная на корабле. Ка® же Новикову удалось воачитать такие замечательные кадры стартпии, как сумел он поставить их на то место. кот<лрое им отводят Корабрльный я Диспиллииар- ный уставы? Многими путями, болмшим кропотливым ттршом добился этого Деииг Григорьевич Новиков. Crapsпипа группы электриков Пазычев совершил проступок: нагрубил офицеру Новикову. Командир боевой части xoinc’m ънал характер старшины Пазычева. ценил его как прекрасного специалиста. юотпрый к своим служебным обязанностям относил ся исключительно серьезно, четко выоол- пял весь уклад корабельной жизни. Это дало щ\ш) Новикову предполагать. что старппшга сумеет сам оценить свой посы пок и обязательно явится с повишой. Так оно и получилось на' самом деле. Через несколько часев после случивше гося Пазычев робко постучал в дверь каю ты командира боевой части. — Вощите, — услышал оп спокошыГ голос Новикова. Пазьгчев вошел и остано вился на почтительном расстоянии от командира. Прошло несколько томительных минут молчания. Новн-ков знал, зачем при- шел старшина, но понимал, что дать wry возможность отделаться осунгсм извинением пельоя. Это было бы слишком малой ц«н^ для покушения совершенного проступка — Итожите меня, товарищ комантгг?, я не дзмал, что так получится. Больше никогда этого не повторится, — тихо про говорил старпгина. Офицер пристально посмотрел на Пазы- чева, глаза их встретились. Но Пазычгв не выдержал долгого, сердитого и укоряющего г. глядд своего командира, которого оп глу боко увалял, как старшего товарища, бо лее опытного специалиста, офицера. Он опустил глаза. — Разве вы виноваты только передо мной. Ваш проступок лег позорным пят ном на весь экипаж корабля. Пдите и по думайте основательно, как вы будете иску пать свою вину перед своими товарищами, — резко проговорил офицер Новиков. С тяжелым чувством ушел старшина Пазычев от командира. Это было чувство чувствовал зз собой вину. А к тому же командир сам создал такую обстановку. Обычно он с теплой улыбкой приглашал старшин садиться и тут же спрашивал: — Ну, рассказывайте, как дела, как служба, кто отличился. И старшины наперебой делились успе хами, пеудачами, выкладывали самые со кровенные свои мысли. На этот раз ничего подобного не произошло. Командир как бы умышленно отгородил старшин от себя барьером. И они тяготились такой обста новкой. По больше всех тяготился стар шина Пазычев. Комапдир встал и официальным тоном сказал: — Я собрал вас, чтобы обсудить пове дение старшины Пазычева, узнать, как вы расцениваете его поступок. Новиков рас сказал, в чем заключается проступок стар шины Пазычева. Каждый из старшин высказал свое мнение, дал оценку проступку Пазы- чева, и все они говорили о том, что кос венно виноваты в недостойном поведении своего товарища. Старшина Пазьгчев тоже выступил и дал слово коммуниста, что ни чего подобного никогда не повторится. Но этим дело Пазычева пе кончилось. Командир боевой части связался с секре тарем партийного бюро и попросил его ра зобрать поступок коммуниста Пазычева па расширенном заседании партийного бю ро с приглашением всех старшин лодки. Секретарь партийного бюро так и сделал. Коммунист Пазычев получил строгое взы скание. П лишь после этого между стар шиной и офицером произошла беседа. С тех пор прошло, более трех месяцев. За этот срок старшина команды электри ков старшина 2 статьи Пазычев вернул утраченный авторитет, оправдал доверие комащнра и снова, как и раньше, поль зуется уважением всего экипажа корабля. Он образцово правит службу, хорошо учит подчиненных, в своей деятельности точно придерживается требований уставов, ин струкций, наставлешгй. Офицер Новиков пе выпускает его из поля зррния, часто с ним беседует не только на служебные, нп и на другие темы. Командир боевой ча сти нашел верный путь к cepxnv подчи ненного. А это в воспитательной работе главное. Старший инженер-лейтенант Новиков дп малейших подробностей знает биографии своих старшин, положительные и отрица тельные качества их характеров, что они из себя представляют, как специалисты. Об этом он может говорить часами. Такое знание подчиненных старшин во многом облегчает ему работу. Оп зпает, с кого мо жно потребовать выполнения уставэв Ч)ез самым различным вопросам. И оба остают ся довольны этими беседами, ибо они во многом содействуют повышению организа ции боевой учебы, укреплению воинской дисциплины в боевой части Одной из хороших форм воспитательной работы со старшинами и матросами явля ются недельные сборы по подведению ито гов боевой и политической подготовки, которые практикует офицер Новиков. 11а этих сборах выступают старшины, дают оценку действиям матросов на боевых по стах, отмечают их успехи и недостатки в боевой учебе и обслуживании механизмов. Командир боевой части делает обычно за ключение, в котором оценивает деятель ность всей боевой части, отмечает успехи старшин в обучении и воспитапни подчи ненных, ставит задачи на следующую не делю. Старшины прилагают все силы, что бы заслужить похвалу командира боевой части на очередном подврдснпп и то го в . Командир же это делает всегда и делает пе ради того, чтобы только похвалить старшину за хорошую работу, а прежде всего затем, чтобы укрепить авторитет старшин среди подчиненных. А ведь по- Управляющий огнем старший лейтенант хвала старшины офицером в присутствии Леонов приказал прожекторной группе про- всего личного состава боевой части неиз- извести поиск цели. Отделение прожекто меримо повышает его авторитет. 'рпстов, возглавляемое старшим матросом Поднятию авторитета старшин офицер Зайцевым, подготовило материальную чаегь Новиков придает исключительное значение. к ^ою* ^ атРОС Холин запустил мотор, затем Командир установки к-андядат в члены ВКП(б) старший матрос И. Смнщук на учениях эсо упражнения по стрельбе вьшол «ил иа «отлична*- — достойный подарок к 30-н годовщине Великого Октября. НА СНИМКЕ: старший матрос И. Смнщук в часьи учений. Фото М. Бугакова. РЕЗУЛЬТАТ НАТРЕНИРОВАННОСТИ Если кто-либо из старшин допустил за не делю упущение по службе, ко::андир бое вой части не говорит об этом в присутст вии подчиненных, старшины. В таких слу чаях он беседует со старшиной отдельпо и очень часто в присутствии других стар шин. Никогда он не действурт и чер^з го лову старшин. Старшины ведают уволь- нйнпем, разрешают с помощью командира все нужды подчиненных, устанавливают в командах и отделениях очередность отпу сков, осуществляют широко дисциплинар ную практику. Все это создало им прочный авторитет ергдп подчиненных, старшины чувствуют себя полноправными начальни ками. Многое значит и дисциплинарная тактика. В боевой части у офицера Ho rnкова семь старшин. Все вместе они име- >т 133 поощрения. Это, однако, не значит, дали напряжение на прожектор. Все готово. Старшпй матрос Зайцев дал команду: «От крыть луч!». Струя ослепительного света блеснула пад морем. Матросы Гайдуков п Ерышев произвели поиск цели. Через несколько минут на фоне моря показались контуры цели. Прожектористы на протяжении всей стрельбы четко работали на боевых меха низмах. За отличные действия отделение прожектористов старшего матроса Зайцева получило благодарность от командира. Тем времрнем командиры орудийных расчетов готовились открыть огонь. На водчикам был отчетливо виден «против ник», по которому нужно было сосррдото чить всю мощь огня, сковать его действия, а затем уничтожить. Грянули первые залпы. Орудийный рас- что дисциплинарная практика офицера чет старшего матроса Гуметока действовал [■игкова одностороння. Нет. Командир j хладнокровно и быстро. Отлично справля- части придирчив п пр.шшиш.ален, со т д т в обямшостми Когда старшина 2 статьи Бородкин заку рил в неположенном месте, Новиков не посчитался с тем, что у него 15 поощре ний. и наложил строгое взыскание. В сво ей дисциплинарной практике Повиков ис ходит из того, что там, где можпо ограни читься замечанием, матросу, старшине сле дует дать выговор. И это, конечно, пра вильный подход к делу. У старшины грсдаарительных раз’яснений и кому надо еще растолковывать отдельные положения о°лыпой жизненный опыт, он лучше ма- устава. Мичман . Матвею — старшина j тР°сов зпает службу, требования уставов команды трюмных служит на флоте более J и* следовательно^^ не__должеп ^ десяти лет, свррхсрочппк. Он прекрасный специалист и воспитатель. Но одно время Матвеев ослабил требовательность к под чиненным. перестал контролировать их ра боту, равнодушно отпосился к упущениям по службе. Результат всето этого пе за медлил сказаться. Командир боевой части, проверяя заведывание мичмана, все чаще п чаше обнаруживал непорядки, а однаж ды обнаружил грязь на механизмах. С другим старшиной, скажем Пенашкиным, Л 1 бы обстоятельно побеседовал, отечески г азал на недостатки, потребовал бы иг устрапить. Ио советовать бывало му мичмапу, который недостатки замечает хуже любого офипера. Новиков пе стал. JXi понимал, что это излишне. Когда Тго- _j.:p предупреждения офицер снова обна- *кил в зав°дывании трюмных непорядок, 7;- рептил поговорить с мичманом более серьезно: — Вас тяготит служба? — спросил он Матв'мта. Мичман, не ожидавший такого вопроса, смутился — Пет, почему же. Я ведь сверхсроч ник, — ответил он. — Вот потому, что вы сверхсрочник, ваше заведывание должно быть образцо вым, а оно выглядпт куда хуже, чем за плыва пия других стари га . Потрудитесь птзестн порядок. —* официальным тоном приказал командир боевой части. Мичмапу, копечно, не поправился та- нарушений установленного порядка. К то му же такая дисциплинарная практика учит самих старшин строже относиться к поступкам подчиненных, замечать допу скаемые нарушения распорядка дня, ин струкций и наставлений по обслуживанию техники, не давать подчиненным чобла- жек. Старшины так именно и понимают своего командира. к Офицер Новиков отечески заботится о старшинах и этим подает им пример, как падо относиться к подчиненным. Старши па команды мотористов старшина 1 статьи Быков — лучший из лучших в боевой ча сти. Офицер Новиков всегда ставит его в пример другим. Педавно Быкову предоста вили новую квартиру. А еще ранее он по лучил за безупречную службу кратко срочный отпуск. Но использовать его старшине не удавалось, потому чго лодка находилась в море. На этот раз также предполагался выход в море. Тем не менее командир части лично ходатайствовал перед командиром корабля о предоставле нии Быкову отпуска. Авторитет завоеван знанием своего дела, честным отношением к службе. Командир пятой боевой части считается отличным специалистом, примерным офицером пс только на этой лодке, но и во всем подраз делении кораблей. Поэтому его и уважают старшины, поэтому и веско его каждое слово. Па подводной лодке П., конечно, не замковый старший матрос Филатов. Он комсомолец. Во время стрельбы показывал личный при еме?) исполнительности и точности в дейст виях. Установщик прицела старший матрос Попошгн точно устанавливал прицел. Исключительное мастерство показал на водчик матрос Сосунов. Ему пришлось во время стрельбы действовать иа двух ме ханизмах — на левом и правом. Хорошо овладев специальностью, наводчик матрос с большой скорострельностью. Двенадцать снарядов комендоры орудийного расчета Гуменюка выпустили по морскому «про тивнику». Материальная часть действова ла безупречно. Высокое боевое мастерство показали ма тросы и других орудийных расчетов. Умело командовал подчиненными командир ору дийного расчета матрос Сударев. Все это явилось результатом системати ческой учебы, глубокого и всестороннего изучения сложной боевой техники. Отме чая действия командиров на боевых постах у механизмов, следует отметить замкового старшего матроса Аксенова. Артиллерийские стрельбы в ночных ус ловиях прошли бы еще лучше, если бы не подвел комапдир орудийного расчета стар ший матрос Мешков. Его орудие сделало несколько пропусков. После третьего залпа орудие Мепгкова не выстрелило. Произошла осечка. Это слу чилось потому, что не сработала трубка. Мешков перед стрельбами как следует не проверил все трубки и клеммы проводника. Заменили трубку, но и после этого получи лась осечка. Так орудие Мешкова больше не могло вести огня. Все это явилось ре зультатом зазнайства старшего матроса Мешкова, его пренебрежительного отноше ния к боевой технике. Случай со старшим матросом Мешковым паглядно подтверждает и звр с тны с положе ния, что необходимо вдумчиво относиться к каждому занятию, тем более к такому важному мероприятию, как стрельбы в ночных условиях. Опыт проведенных стрельб в ночных условиях показывает, что стрелять можно Сосунов с успехом справлялся за двоих. п ' _ _____________ и ночью с таким же успехом, как и днем. Высокую боевую выучку в орудиино^ „ ____ К _____________ ______ ______ расчрте Гумгнюка показал также бойничный изтрос Смирнов. Залпы следо вали один за другим. Орудие вело огопь ___Нужно больше тренироваться, глубже изу- при- _ _ чать артиллерийское деле. Старшина 1 статьи А. ГАНЕНКО. И З У Ч А Ю Т Б О Е В УЮ Т Е Х Н И Н У На-шгх в нашей части гтрлвптилпсь техническая конференция. В е? рдоге приняли участие летчики в техники П-т» ьым выступил опытный механик гвардии старшпй сержант Контамицкж. Ни pact мал j об эюсплоатапия ламиы АПЛ > лгмнцд условиях. После доклада стали поступать вопросы, на которые товарищ Контамнрав п гвардия сержант т. Колчанов давали подробны** отпеты. С докладом о запуске моторов тимой в ы ^ В ступил старший техник-лейтенант Г ^рага^Р менее, который по схемам об’яспнл прогрей моторов, рассказал, почему при проб" мп- торов при низкой температуре надо подби рать особые режимы. Конференция помогла летчикам я тех- • никам разобраться во многих опжлых во просах зимней экеп.тоатащти материалыной час^и. Гвардии сержант ФИНКЕЛЫ11ТЕЙН. ★ * * Состоялась техническая конференция по зкеплоатации самолетного вооружения в зимнее время. На конференцию собрались техники, механики, мастерз по вооруже нию, чтобы поделиться опытом зимней эксплоатадгии вооружения самолртов. До- кладчик гвардии капитан т. Архаров оха рактеризовал особенности экс плозтаIT*I! стрелкового и бомбардировочного вооруже ния самолетов при низкой температуре, привел много примеров из своего опыта. Докладчик отметил работу механиков гвардии старшего сержанта Югова, гвардии сержанта Каруна, которые в ходе подго товки материальной части к зиме временно занимали должности старших техников и с задачами, поставленными перед ндеи, справились успешно. Затем выступали участники Отече ственной войны гвардии старшие сержанты Потапо® и Попов, которые имеют боль шой опыт зкеплоатации вооружения са молетов в условиях Заполярья. Молодые вооруженны выслушали с большим внима нием советы бывалых воинов. С заключительным словом выступил инженер по вооружению офицер т. Стритип. Он дал указания по зимней аксплоаташтп и призвал летчиков и техников беречь ору жие, содержать его всегда в полной боевой готовности. Старший матрос А. НОРОЛЬКОВ. Задание выполнено досрочно пой разговор, но. всссторонпе обдумав его, он пришр.т к выводу, что командир боевой ьаигс-то исключительные старшины, а части прав, что иного разговора ему и ожи такио же’ на *РУГИХ к°Ра л,гх* ю т \ досады, недовольства собой, своим поводе- *дать было нельзя, потому что оп воин • па ли™ь в Т01М’ 4X0 °^ицеРы 3*есь нет13Ме нием и всей службой. Выход из положенпя опытный, а пе молодой старшина, который Рпмо 5ольше Работают 170 воспитанию и Пазычев находил один: приложить все си- 1 пе зпает, что ему пр^припять, чтобы под- • °^уч'СТШК) стаРпшн’ * пваются того, что- держивать в отделении должную дпеппплп- пу, добиться заботливого ухода за матери альной частью. Матвеев энергично стал на водить порядок в команде п в короткий срок устранил пепорядки, на которые ему ука зывал офпцер. Наладились у пего и взаи моотношения с командиром боевой части. Они часто непринужденно беседуют по лы, знания, умение, но оправдать доверие командира, вернуть так быстро потерян ный авторитет, который наживался года ми. Па другой день офицер Новиков собрал старшин боевой части. Они пришли все сразу, доложили и, получив разрешение, молча расселись, словно каждый из hex бы они стали им верными помощниками в решепии задач боевой подготовки и укре плении воинской д и сц и п лины . И добились в этом больших успехов. Старшины на лодке заняли нужное им место. Вот от то го па корабле и значительные успехи в боевой подготовке. Старший лейтенант А. НИКУЛИН. Перед бригадой мастера тов. Дмитриева встала задача— в исключительно короткий срок собрать дизель-генератоф. Эта работа была поручена матросу Кулику. Прежде чем пристунить к делу, матрос Кулик про извел детальный осмотр механизма. Пред стояло протереть клапана, подогнать под шипники, отрегулировать систему подачи топлива и собрать весь дизель-генпратор. По мере поступления деталей) из проточ- никла новая трудность: отказал плунжер ный топливный насосик. Взяв черте* ди зеля, Кулик внимательно изучил устрой ство насосика, затем, сравнив чертеж с ме ханизмом, матрос сразу понял заде>ржкгу — у насосика был погнут шток. На пятый день напряженной работы дизель-генератор был собран. Испытания, производившиеся в присутствии предста вителей завода, показали отличные ре ки Кулик подгонял их и устанавливал на j зультаты: механизм бесперебойно прорабо- место. Огромную трудность в работе пред ставила шабровка подшипников, но уме лый специалист успешно справился с этим сложным заданием. Когда вся работа была выполнена, воз- тал в течение 3 часов, выдержав данную на него нагрузку. Порученную работу ма трос Кулик выполнил на восемь ч а с» раньше срока. К. НИКОЛАЕВ. По инициативе комсомольцев В летний период личный состав Н-ского подразделения много потрудился, чтобы полностью подготовить жилые помещения к зиме. Предстояло отремонтировать казар мы. камбузы, банно-прачечный комбинат п другие помещения. Начали мы с заготовки материалов. Каждое отделение старалось оборудовать свой кубрик как можно лучше. Особо большой ремонт требовался по камбузу. Необходимо было перебрать и настлать палубу, произвести побелку, по краску и т. д. Для ремонта камбуза была выделена бригада, которую возглавлял комсомолец старший матрос Боков. Члены этой бригз- ды комсомольцы Морев, Клыков, Дашшш и другие добросовестно отнеслись к пору ченному делу. В настоящее время ремонт жилых и бытовых помещений завершен. Старший матрос В. РУСИНОВ. Встретим зим./ во всеоружии Сбслушивание турбомеханизмов зимой Д к н е с е н и ю в а х т ы Все это способствовало быстрому усвое- о п у щ е н ы Молодые матросы горячо взялись за изу- | урочное время. Вечером они шли на иод- обеспечивали работу электромоторов в пе чение специальности и устройства лодки. : водную лодку и с помощью опытных спе- рПОд бомбежки и в часы длительного пре- Активную помощь в учебе новичкам оказа- j циалистов Шумова и Семенова изучали на 5 ыва1ПИЯ под; Водой. практике водоотливные средства, главные электромоторы, дизеля, тщательно осваи вали системы всплытия и погружения. Старшины Шумов и Семенов рассказы вали о боевых походах в годы Отечествен ной войны, о торпедных ударах по врагу п делились опытом, как советские морякл Наступающий зимний период характерен многими особенностями обслуживания и сохранения главных и вспомогательных турбомеханизмов. Резкие похолодания мо гут пагубно отразиться на материальной части, ес.ти мы своевременно не проведем ряд мероприятий, обеспечивающих безава рийную работу и исправное состояние ме ханизмов. Из опыта эксплоатадии машинных ус тановок можпо привести примеры, когда не принималось во внимание резко наступив шее похолодание, что вызывало отказ или выход из строя того или иного механизма. Характерен такой случай. Во время за пуска машинной установки матрос, несший вахту у ковденсатного насоса, получил приказание ввести в действие насос. Сде лав все указанные в инструкции приго товления, матрос дал пар, но насос не pa- j вечают требованиям, олнажо степень их вязкости значительно возрастает с пони жением температуры. Такое масло, посту пая на шейку вала, не будет полностью омывать ее, что может привести к пожогу хо закрытый раструб естественной венти ляции. Турбо-конденсатный насос, нахо дившийся непосредственно под раструбом, подвергся воздействию холодного воздуха. При запуске переохлажденный насос, по лучив большое количество пара, начал бы стро расширяться и заклинился. Из этого ясно, что отклонение от инструкции может дать нежелательные последствия. При наступлении холодов, запуская ме ханизмы, следует особенно тщательно обо гревать их, систематически проворачивать. Бремя обогрева нужно увеличить в полтора — два раза, в особенности, если механизм долго не был в действии. Убедившись в от сутствии заеданий, можно медленно наби рать нужное число оборотов. Следует остановиться на режиме смазки механизмов. Турбинные масла вполне от- лп старшины 2 статьи Шумов и Семенов. Готовясь к встрече всенародного празд ника — 3 ^-летия советской власти, моло дые матросы дали слово досрочно и на «отлично» сдать зачеты по программе. Матросы Королев, Орлов, Лапин и Пав лов часто оставались на занятиях во впе- ботад. Запорный клапан был открыт пол ностью, давление пара превышало уста новленное, но насос продолжал оставаться без движения. Тогда по инициативе стар шины комапды были отделены друт от дру га и расхожены вручную паровая п гид- „ равличрская части. После сборки насос ра- нпю изучаемых предметов. Молодые на- б т т В1тотае но1И1алШ0. тросы Королев, Орлов, Лапш и Павлов в Раг6щ)яя т 1ШШШПШЫЙ ш . чссть 30-летия светской власти па «от- ЖПЧИКЗМИП1 (« 'ЯГЛ11Л его так; в Ночь, лично» сдали задачи и сейчас допущены предшествующую запуску, было резкое к несению вахты. Мичман Ф. ЦИБИН. похолодание со свежим ветром, который проникал в машинное отделение чпрез пло- стонов и различных систем. Пар обогре вает арматуру, предупреждает появление льда, иноща забивающего магистрали. С наступлением сильных морозов следует пе риодически, пе менее двух раз в педелю, осматривать через горловину внутренние полости турбины. При появлении отпотева ния необходимо сейчас же провентилиро вать турбину. Последнее достигается вводом шланга от переносного вентилятора в горловину тур бины. Вентиляцию надо продолжать до полного устранения отпотевания. Сейчас заблаговременно нужно принять меры к отеплению машинного отделения, плотно подотнать к своим местам раструбы, проверить состояние люков и дверей, при вести в порядок паровые грелки. Следует помнить, чго во врамя аильных морозов ни в коем случае нельзя допускать темпера туру малинного отделения ниже 2 граду сов тепла. Во время морозов большую опасность представляет вода, находящаяся в плоско стях турбин, магистралях и трубопрово дах. Замерзая, она будет рвать магистраль. Удаление воды ив трюмов и различных пу стот— первое мероприятие во время моро- подпгипника. Поэтому рекомендуется за I зов. Полезно вести график т°мплоат\^)ы 2 — 3 часа до запуска начать обогрев масла машинного отделения, записывая темпера- через систему змеевиков. Обогрев желатель- j туру 3 раза в день. График следует зано- но продолжать до тех пор, пока масло не достанет 15— 18 градусов тепла. В про цессе работы машин не нужно чрезмерно переохлаждать масло. Не лшипим будет использование обогре ва клшкетов, приемных п отливных кинг- сить в журнал мапгинпого отделения. Своевременное выполнение всех профи лактических работ исключит возмолотость аварий и порчи мехамзмох ъ условиях зимней зкеплоатации. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz