На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

2 вэттбрн 1947 г ., ГГ: 231 (2322). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я * Зима не за горами ! Все ли сделано , чтобы подготовиться к наступлению холодов? Инициатива помогла -» I С большой активностью изучают матросы и старшины Н-ского подразделения биографию великого вождя народов товарища И, В. Сталина. НА СНИМКЕ: старшина И. Чесноиов читает личному составу биогр афию вождя. Фото Н. Новикова. * Подготовка матросов и старшин к политическим занятиям Для того, чтобы каждое политзанятие проводилось па высоком идейном уровне п при активном участии всех слушателей, недостаточно хорошей подготовки лишь одного руководителя (хотя это и является основным). Для этого необходимо еще, что­ бы матросы и старшины тщательно гото­ вились к каждой очередной теме полити­ ческих занятий. Но подготовку матросов и старшие к политзанятию надо орга­ низовать, повседневно ею руководить Главная организующая роль в подготов­ ке матросов- и старшин к политическим занятиям принадлежит руководителю группы. Каждый руководитель политзаня­ тий обязан заблаговременно об’явить слу­ шателям очередную тему п организовать их подготовку по этой теме. Партийные п комсомольские организации должны все­ сторонне помогать руководителям в подго­ товке слушателей к политзанятиям. С началом нового учебного года, особеп- но Ш л е весенней инспекторской проверки, дел?11" г-подготовки • матросов и старшин к политзанятиям стало уделяться большое вниманге. На кораблях п в частях флота оа это время накопился немалый опыт работы со слушателями. В практику мно­ гих заместителей командиров по политчас­ ти, руководителей политзанятий, партий­ ных п комсомольских актпвпетов вошло систематическое накапливание п подбор литературы <г. темам политзанятий. Реко- кендуе*ьп брошюры, газетные п журналь­ ные ct3fr.iT подшиваются в специальных папках, которые паходятся в комнатах по- литико-просветптельпой работы пли в куб­ риках личного состава. Подбираются и з г о ­ товляются наглядные пособпя. Все эти ма­ териалы широко используются матросами и старшинами. Так, папрпмер, политработник П-ского подразделения младший лейтенант Гмыря к каждой теме заранее подбирает литерату­ ру, снабжает ею руководителей политза- пятпЙ п их помощников, а также наиболее подготовленных коммунистов и комсомоль­ цев, (которые в часы массовой работы про­ водят с матросами и старшинами громкие читки, помогают записывать вызоды по основным вопросам темы. Большую помощь в подборе литературы могут оказать библиотеки кораблей и час­ тей. Заведующие библиотеками всегда дол­ жны знать, какая тема изучается па по­ литзанятиях, и по каждой очередной теме заранее делать выставки рекомендуемой литературы, вести подбор брошюр, газет­ ных н журнальных статей и рекомендо­ вать их слушателям для самостоятельной подготовки к полптзапятпям. Именпо так делает заведующая библиотекой т. Волко­ ва. По (каждому разделу учебного птапа политзанятий она изготовила специальные папки, куда подшила по одпому экземпля­ ру рекомендуемых брошюр и газетпых статей. Эти папки с надписью «В помощь слушателям политзанятий» являются боль­ шим^ подспорьем пе только для слушателей — ими пользуются и руководители полпт- запятий. Постоянный подбор п пакоплеппе литературы для политзанятий является полезным делом в подготовке матросов и старшип к политзанятиям. Умело организует подготовку к очеред­ ным политзанятиям в своей группе руко­ водитель лейтепапт Сеславпн. В копце каждого занятия тов. Сеславии об'являет слушателям очередную тему, рекомендует литературу, а часто подбирает ее и сам раздает слушателям. При подготовке к политзанятию по теме «Разгром японских империалистов па Дальнем Востоке» ру­ ководитель подобрал брошюры п соответ­ ствующие газетные статьи и роздал слу­ шателям для самостоятельпого чтения. Своему помощнику Сеславип дал задание помочь всем слушателям прочитать реко­ мендованную литературу. Когда многие слушатели заиптересовалпсь географиче­ ским положеппем и природпымп богатст­ вами острова Сахалпп, топ. Сеславип до- ПЗ ОПЫТА РАБОТЫ • стал учебники географии и рекомендовал прочитать соответствующие места из учебника. Для проведения занятий Сесла­ впн сам собрал группу п провел собеседо­ вание по теме, ответил па вопросы. Руко­ водитель хорошо изучил степень подготов­ ки каждого слушателя группы и умело организует помощь слабо подготовленным, привлекая для этого отличников. При под­ готовке к занятиям Сеславпн широко ис­ пользует художественную литературу. В группе прочитаны книги «Дни и ночи», «Порт-Артур» и другие. При подготовке матросов и старшин к политзанятиям большую работу проводят многие помощники руководителей. ; Они стали больше интересоваться успевае­ мостью слушателей, помогают пм в са­ мостоятельной подготовке, во-время прихо­ дят па помощь отстающим. Вот песколько примеров. ........... *• В группе политзанятий, где помощни­ ком руководителя старшина 1 статьи Куз­ нецов, матросы Ерофеев, .Арефин п Нови­ ков пе готовились к политзанятиям, па беседе пикогда пе выступали, а на итого­ вых беседах получали плохие оценки. Тов. Кузнецов обратил виимаппе па отстающих матросов и устаповпл контроль за их уче­ бой. Готовясь к политзанятиям, Кузнецов приглашал Ерофеева, Арефипа и Новикова работать вместе, коллективно, сам чптал рекомендованную литературу, спрашивал их по прочитанному. Потом Кузнецов стал поручать матросам самостоятельно гото­ виться к политзанятиям п периодически контролировал их работу, помогал вестп записи. В результате долгой п настойчи­ вой работы т. Куэпецов добился того, что ранее отстающие матросы стали лучше готовиться к полптзапятпям и теперь пе отстают в учебе. Хорошо помогает руководителю полптза- пятпй клпптапу Зайцеву его помощник серж.чпт Федоров. Оп проводит с матросами громкие читки, беседы. Вместе с комсо­ мольцами Владимировым и Жук тов. Фе­ доров изготовляет наглядные пособия к иолптзанятиям, использует их при само­ стоятельной подготовке. Плохо то, что отдельные руководители политзанятий до сих пор недооценивают большой роли помощников, не помогают нм занять свое место в системе политзаня­ тий, а иногда даже не зпают своих по­ мощников. Большую помощь матросам п старшп- пам в подготовке к политзапятиям могут оказать и оказывают агитаторы, если за­ местители командиров но политчасти, пар­ тийные и комсомольские организации правильно организуют их работу. Положи­ тельным примером может служить работа агитатора члепа ВКП(б) Лукпчева. Оп При подготовке матросов п старшин к полптзапятпям па кораблях и в частях применяется п такая форма работы, как консультация. Консультации проводятся в часы массовой работы заместителями командиров но политчасти, руководителя­ ми политзанятий, партийными и комсо­ мольскими активистами. Систематически проводят консультации со слушателями своих групп руководители лейтенапт Во­ робьев, капитап-лейтепант Перепелкип. В назначенное время лейтенант Воробь­ ев приходит в кубрик матросов пли в компату политико-просветительной работы, куда собираются слушатели, желающие получить ответы на возппкшпе вопросы по очередной теме политзанятий. Кроме ответов па вопросы Воробьев выявляет, как готовятся матросы к занятиям, что ими наиболее слабо усвоено из пройденных тем п дополнительно раз’ясняет. В помощь матросам п старшинам при подготовке к полптзапятпям полезно прово­ дить лекции, доклады п беседы по тема­ тике учебпого плана политзанятий. Как правило, эти лекции и доклады практи­ куются накануне полптзапятия по даппой теме. Так, например, в клубе п частях П-ской базы для матросов и старшин про­ читаны лекции п доклады на темы: «Доро­ жить войсковым и флотским товарищест­ вом», «Устав внутренней службы Воору­ женных Сил СССР — нерушимый закон воинской жизни», «Преимущества социа­ листического строя перед капиталистиче­ ским», «Великая Сталинградская битва», «Партия Ленппа — Сталипа — вдохно­ витель и организатор побед советского на­ рода и его Вооруженных Сил пад врагами нашей Родпны». На корабле Н, где заместителем коман­ дира по политчасти младший лейтенапт Лаврепков, во время изучения па полит­ занятиях биографии товарища Сталина в помощь слушателям была проведена серия бесед о жизни п деятельности П. В. Сталина. Повышение идейного уровня и дейст­ венности политзанятий является прямым долгом каждой партийной п комсомольской организации. Они обязаны повседневно заботиться, чтобы все коммунисты и ком­ сомольцы занимали ведущую роль па по­ литзанятиях, оказывать помощь руководи­ телям в подготовке матросов п старшин. Именно так строит свою работу парторга­ низация, где секретарем старшин лейте­ нант т. Пьянов. Коммунисты-отличники по заданпю партийного бюро системати­ чески проводят беседы п коллектпвпые читки с матросами и старшинами по ма­ териалам очередной темы политзанятий. На партбюро периодически заслушиваются руководители политзанятий и отдельные соммунисты о подготовке к занятиям. Мпогпе матросы и старшины сампстоь- тельпо готовятся к каждой теме полптза- • Матросы и сержанты нашей части в прошлом году проделали большую работу по подготовке к зиме. На постройку жилых помещений для личного состава было отве­ дено 4 месяца, но, благодаря инициативе офицера Хамкова и дружной работе матро­ сов и сержантов, домики были отстроены па два месяпа раньше срока, и к октябрь­ ским праздникам личный состав покинул землянки. Зимовали мы в теплых и свет­ лых помещениях. К предстоящей зиме сейчас мы готовим­ ся еще лучше. Уже проделана большая ра­ бота по благоустройству общежитий, но отеплению и приведению в порядок поме­ щений. Проведен ряд воскрсспиков по за­ готовке дров, драпки и' глины для штука­ турки домов. Старательно работали все. Один из домиков был оштукатурен за два дня. Матросы Барков, Климов я Алексеев, борясь за лучшие показатели в работе, добились высокой производительности тру­ да. Другой домик обмазали глиной всего за один день. В помещениях заново сделаны печи, покрашены потолок и окна. Па койках свер­ кают белизной чехлы, окна завешаны гар­ динами. В кубрике сейчас чисто и тепло, светло и уютно. Приятно после боевой уче­ бы притги в хорошо оборудованное теплое помещение и культурно отдохнуть за чте нием свежих гаоет и журналов, за игрой в шахматы или домино . Забота о лпчттом составе, проявленная офицером Хамковым, поможет natt еще лучше справиться с задачами учебно­ боевой подготовки. Гвардии сержант ФИННЁЛЬШТЕЙН. Подготовлено просторное и теплое помещение Еще в июле в пашем подразделении на­ чалась постройка казармы для личного со­ става. Часть необходимого строительного материала была во-время доставлена на ме­ сто стройки, а среди матросов нашлось не­ мало людей, из’явивших желание построить теплое и уютное жилье. Основные работы предстояло выполнить плотникам. Две бригады их, возглавляемые младшим сержантом Калмыковым и стар­ шим матросом Патрушевым, энергично взя­ лись за дело и уже к соредиие сентября, раньше срока, определенного командовани­ ем, завершили постройку части казармы. Неблагоприятные условия погоды пе смуша- ли строителей. Опи с сознанием своего долга отлпчпо справились с порученным делом, что позволило матросам переселиться из палаток в теплое и просторное помещение Теперь им не страшна суровая п холодная зима Заполярья. Лучшие строители тт. Калмыков, Натру гаев, Павлов, Мархояос, Ульянов и другие за образцовое выполнение заданий отме­ чены командованием — всем им об’явлена благодарность. Однако в подготовке к зтае, которая вот-вот вступит в свои права, сделано не все. Постройка второй половины ка­ зармы задерживается го-ва недостатка стройматериалов. Дело только за ними, так как матросы полны решимости и желания завершить строительство быстро И хорошо. Matpoc В. ПОПОВ. В кубриках будет уютно Приближается холодная н суровая се­ верная зима, и поэтому в нашем подразде­ лении ускоренными темпами производятся работы по отсплепию жилых помещений для личного состава. Чтобы быстрее и луч­ ше завершить эту работу, командование в помошь работникам КЭЧ выделило группу бойцов. Работая с утра до позднего вечера, они успешно трудятся: заготавливают г.тину, обмазывают стены и печи, плотники заде­ лывают отверстия и утепляют двери. С большим под'емом работают тт. Пола- марчук, Метленко, Макаров, Матвеев и другие. Пх трудом подготавливаются теп­ лые и уютные кубрики. Проявляемая забота о быте своих боевых товарищей встречает единодушное одобре­ ние всего личного состава. А. ЛЕОНИДОВ. Оборудовали комнату отдыха В нашем подразделении хорошо оборудо­ вана комната отцыха для личного состава. Произведена побелка стен, комната укра­ шена портретами руководителей партии и правительства. Здесь же вывешены геогра­ фические карты, выдержки из уставов Вооруженных Сил, плакаты, имеются портреты Героев Советского Союза. Па сто­ лах лежат подшивки газет и журналов, брошюры. Есть п музыкальные инструмен­ ты: гармонь, гитара, балалайка. Большую Кладовщик всегда „занят" Па склад прибыли ботинки, бушлаты и другое обмундирование для crapittim и матросов. По, чтобы получить его, пуА&м большие усилия и много вреНепи, ибо кладовщик старшина 1 статьи Соколов «очень занят»: то он отдыхает после на­ ряда, то ему нужно готовиться в наряд, то уезжает по делам, а получатели ж * г г по песколько дней. Бушлаты лежат на складе, но их не вы­ дают, хотя кое-кто уже получил. Спросили Соколова, почему же остальным отказано? Ответ был короткий: — Ждите! Вообще Соколов работает недобросове­ стно. Матрос пришел получпть ботинки и просит 39-й размер, кладовщпк выдзет ему 43-й и предлагает уходить. Может быть, на складе требуемого размера пет? Есть, но Соколов для кого-то бережет. Начальнику интендантской службы бы­ ло неоднократно доложено о безобразиях на складе ОВС, но мер никаких не приня­ то, и кладовщик Соколов продолжает рабо­ тать в таком же стиле. ТИТОВ, ФРОЛОВ, ягоднинов . „ Я х о з я и н с т о л о в о й а Как только на должность заведующего нашей столовой вступил сержант П. Коро­ вин, здесь завелись странные порядки. Заведующий приводит прямо на кухню посторонних лиц — своих приятелей и угощает их продуктами, отпущенными для матросов. Бывает и так, — нальет банку супу и передаст в окно неизвестно кому. Иногда Коровин для работы на пищеблоке привлекает гражданских лиц, а рабочих, выделенных от подразделения, использует нз других работах. Если дежурный попы­ тается сделать ему замечание или укажет на недопустимые безобразия и нарушения, сержант Коровин грубо отвечает: «Л Хо­ зяин столовой!» Когда одернут этого зарвавшегося «хо­ зяина» и в столовой будет наведен поря­ док? Н. СТЕПАНОВ. Неному навести порядои Команда моряков пришла для приеме ппщи. Сели за столы. Обед подали, но* ха — в пей можно отдохнуть, развлечься, прочесть свежне газеты. Старшина Н. БУЛЫГИН. Недопустимая беспечность Закончив летнюю учебу, подводники вернулись на зимние квартиры. Они на­ деялись, что будут отдыхать в теплых ку ­ бриках после напряженной работы. Но па зимних квартирах ждала их печальная кар­ тина... Здания не подготовлены к зиме — через многочисленные щели в стенах и разбитые стекла в оконных рамах прони­ кает холодный осенний ветер. Па весь кубрик одна электрическая лампочкз, при свете которой читать трудно. Ремонтом зданий ведает смотритель мич­ ман Хлебнгок, но он в двухмесячном отпу­ ску, а оставшийся за него старшина 1 статьи С. Калюжный почти не интере­ суется подготовкой зданий к зиме. Вместо здании, он беспомощно разводит руками. Если же кто попытается выяснить у него, почему плохо идет ремонт зданий, — оп говорит: — Моя хата с краю, идите к большому начальству — оно вам лучше раз’ястит... По сей день не составлен план ремонта зданий, а смотритель очень «занят». Старшина 1 статьи Калюжный, как и другие хозяйственника части, аабыл, что зима надвигается, помещения не подго­ товлены и личному составу не созданы условия для отдыха на зимних квартирах. Если в кратчайший сроя не будут уто­ плены помещения, то зима застанет нас врасплох. С. ИВАНЕНКО. ------------------- г - , ------- -— ------------ | чтобы есть его, нужно большое искусство. инициативу и старание в оборудовании по- _ да камбузе нет ПоСмотриП1ь вй_ мещения проявил комсомолец Юрьев. Лич- кмгг подумаешь и начинаешь есть без пый состав доволен своей комнатой отды- круг, у ь ложкп. Неблагополучно обстоит и с обеспече­ нием заступающего наряда на кухню. Для колки дров топора нет, — его заменяет тяжелая кувалда, а пила такзя тупая, что совершенно не пригодна для пилки дров. Об этих безобразиях знает помощник командира части по снабжению капитан Кузнецов, но мер никаких ие принимает. К. НОЗДРЯКОВ. того, чтобы по-деловому взяться за ремонт По следам наших выступлений «НА БЕСПОРЯДОК СМОТРЯТ И НЕ ВИДЯТ» Офицер Бородкин сообщил редакции, что факты, изложенные в корреспонденции, напечатанной 18 сентябпа с. г. я 210 под таким заголовком, подтвердились. Для наведения порядка приняты меры. Помещение столовой оборудовано, а так­ же пополнено столами и скамейками. Кок II рабочие по камбузу обеспечены халатами и куртками. Начальнику санслужбы дана указание об усилении санитарного надзора за работой столовой. МОСКВА— ЦЕНТР НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ всегда находит время побеседовать с ма- нятий, аккуратпо прочитывают рекомеп- тросамп по пптересуюшпм их вопросам. Часто Лукпчев проводит беседы по содер­ жанию очередной темы полптзапятпй, устраивает коллективную читку рекомен­ дованной литературы, помогает вестп за­ писи. К каждой беседе тов. Лукпчев тща­ тельно готовится и проводит их па высо­ ком пдейпом уровне, доходчиво и инте­ ресно. При подготовке к политзанятию по теме: «СССР — страна великого содруже­ ства пародов» тов. Лукичев провел на эту тему с матросами беседу. На простых и яркпх примерах агитатор иодробпо рас­ сказал о великом значении дружбы паро­ дов нашей Роднпы, показал, что дружба пародов явилась могучим источником си­ лы пашей страны в Великой Отечествен­ ной воине. В беседе Лукичев рассказал о неравноправии пацпГг в катгта.тактиче­ ских государствах, о бесправном иоложе- нпп негров в США. Беседа агитатора по­ могла матросам еще лучше попять велпкче преимущества социалистического строя пепед капиталистическим. доелнную литературу, ведут конспекты. Так, папример, старший матрос комсомо­ лец Гунков тщательпо готовится к заня­ тиям по каждой теме. Как правило, Гуц- ков самостоятельпо прочитывает всю ре- комеидоваппую литературу по каждому узловому вопросу темы, записывает в тет­ радь короткие выводы, выписывает отдель­ ные слова и об'яснепия к пим. Хорошо готовится к политзапятиям главстаршипа* Мясников. Читая рекомен­ дованную литературу, он кратко конспек­ тирует ее в свою тетрадь. Мясников запи­ сывает панболее образные примеры пз прочитапиой художественной литературы. Формы работы ио подготовке матросов и старшин к полптзапятпям многообразны. На кораблях и в частях флота в текущем учебном году пакоплеп большой положи­ те.! ьнын опыт в этом отношении. Обобще­ ние и распространенна его явится хорошим средством повышения идеипого содержания политзанятий и активности, слушателей. Капитан Ф. ДЕНИСОВ. Начался учебный год. Около 30 мил­ лионов советских школьников приступи­ ли к занятиям в начальных п средних школах. 670 тысяч человек насчиты­ вает армия советских студентов. Отлич­ но подготовились к новому учебному го­ ду высшие учебные заведения столицы. Москва — это пеитр народного обра­ зования. Издавна со всей страны сюдз стремились юноши и девушки. Это стремление особенно усилилось за пос­ ледние годы, когда в Москве стало от­ крываться одно высшее учебное заведе­ ние за другим. Сейчас здесь работают 78 высших школ. Это — почти десятая часть всех институтов и академий, имеющихся в СССР. В Москве учится студентов больше, чем ио всей Англии, а это только шестая часть советского студенчества. Среди московских студен­ тов можно найти представителей всех национальностей, живущих в пашей стране. Можно встретить здесь также и студентов-иностранцев: бо.тгар, румын, поляков, венгров, жителей Югославии, Чехословакии. Студентам столичных институтов пре­ подают 0 тысяч академимв, членов- корресиеидеитов Академии наук С-ССР и действительных членов других академий. '! Нет такой области пауки, техники, куль- 1 ;гуры, искусства, в которой нельзя было бы . совершенствоваться в Москве. В ■| высших учебных заведениях столицы • случаются будущие металлурги, химики. нефтяники, энергетики, геолого-развед- чики, авиаконструкторы, специалисты по производству стали, добыче п обра­ ботке цветных и драгоценных металлов, ' писатели, музыканты, юристы, врачи, журналисты. Этот перечень можно про­ должать очень долго. Украшевпгем Москвы по праву счи­ тается Государственный университет, основанный в 1755 году выдающимся русским ученым Михаилом Васильеви­ чем Ломоносовым. Воспитанниками Мо­ сковского университета были такие зна­ менитые русские поэты и литераторы, как Лермонтов, Тютчев, Герцен, Огарев, Белинский и другое. В университете ве­ ли преподавание основоположник аэро­ динамики в России Жуковский, из­ вестный астроном Бредихин, крупнейший биолог Тимирязев, отец русской физио­ логии Сеченов. Московский университет закончил президент Академии наук СССР Вавилов, пыпенший президент Сербской академии паук Белнч. Советское государство отпускает боль­ шие средства на содержание университе­ та. Па 12 его факультетах учится более 8 тысяч студентов. В библиотеке насчи­ тывается свыше 2 миллионов томов. Специз.т 1 гст 0 в сельского хозяйства- го­ товит Академия имени Тимирязева. Еже­ годно это учреждение выпускает сотни агрономов, зоотехников, агрохимиков, селекционеров, знатоков проблемы защи­ ты растений от вредителей н т. д. Сту­ дентам-тюпгрязевпам служит примером бывший воспитанник Академии всемирно известный ученый агрохимик Прянишни­ ков, который теперь преподает в Акаде­ мии. Па весь Советский Союз прославлено одно из старейших учебных заведений столицы — Московское высшее техниче­ ское училище имени Баумана, готовящее кадры яижеперов-технолотов по важней­ шим специальностям. Среди его профес­ соров и преподавателей — 58 лауреатов Сталинской премии. Это говорит о том, как много сделал коллектив училища для разработки проблем, имеющих боль­ шое народнохозяйственное значение. Многие современные композиторы и музыканты обязаны своим образованием Московской Государственной консервато­ рии, основанной в 1866 году гениальным музыкантом Рубинштейном. Эта консер­ ватория дала миру Рахманинова, Скря­ бина, Танеева. В ее стенах росли талант­ ливые мастера искусства Гольденвейзер, Шебалин, Оборин, Гилельс, Нежданова, Ойстрах. Многочисленные театральные учили­ ща, институт кинематографии, Централь­ ный институт физической культуры и многие другие высшие учебные заведе­ ния столицы растут, крепнут, расширя­ ются благодаря неусыпным заботам го­ сударства. А. ГРИГОРЬЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz