На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

П А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я " П 'в ктябр * 1947 г , * 944 (292*!). Обучение и тренировка орудийных расчетов Современный морской бой характер#»! скоротечностпи событий и малым временем боевого соприкосновения с противником. В Отечествонную войну артиллерийское ору­ жие кораблей в большинстве случаев игра­ ло решающую роль в исходе боя чс мор- сптч. береговым о воздушным про­ тивником. Артиллерия кораблей, об­ ладая наибольшей универсальностью, дальнобойностью и точностью стрель­ бы, попрежнему является главным оружием морского боя. Состояние приборов управления огнем корабельной артиллерии в настоящее время позволяет оралу же от­ крыть опшь нн поражена*» цели. во его отнюдь не уменьшает роли личного елетлвд в обслуживании боевой техники, а. наобо­ рот, пред’являет еще большие требования к артиллеристам кораблей. Как показывает боевой опыт, быстрота открытия огня ■ успешность стредьбь в УСЛОВИЯХ сложного маневрирования В боль- иих скоростей пели в стреляющего кораб­ ля во многом зависят от степепи боевой вы* учки и натренированности личного состава артиллерийской части. Высокая боевая вы­ учка не приходит сразу, а достигается сорт делений и длительной системой одиночно­ го обучения, тренировммц, проводимыми В стропе-А последовательаоетя на основе действующих методик. При этом обязатель­ но учитывается боевой опыт корабля или части в шшьзовании данных артиллерий­ ских установок в приборов, изучается все положительное, в также недостатки, чтобы ■х больше не допускать. В атом отношении весьма поучительна систем* Лос*о| пвдготоэвд орудяяных р*> четов палуоной артиллерии на краснозна­ менном корабле Н. Еще задолго до лет­ ней кампании на корабле началась учебе артиллеристов, причем делался упор на одиночное обучение и тренировку орудийных расчетов главного ядЗибра я зенитной ар* тиллереди, Вомаедяр БЧ-11 мадшв -Лейте­ нант Леонов, руководствуясь действующи» ми методиками я указаниями фла«маяского артиллериста, поставил перед старшинами команд главного клл&ра « зенитоой aprat* щ т задачу обучить я подготовить в выходу корабля на боевую подготовку каж­ дый номер и каждый орудийный (автомат­ ный) расчет, в целом действовать слажен­ но и правильно в любых условиях, в днев­ ное я ночное время. Старшина команды главного калибра мичман Валянский —» ве­ теран »корабля, участник Великой Отечест­ венной войны. — получив указания от {ОШЩ'Л боевой части, ваветид i ши по­ следовательного ОДИНОЧНОГО обучения и тренировок оруийдад расчетов, В плане вреду ома гривалось; 1) Сбучение ш тренировка одиночных номеров орудийного расчета и нх боевых заместителей. 8) Обучение н тренировка всего орудий­ ного раечета для самостоятельных дейст­ вий, включая н матросов, приходящих иа друтах б>евых частей. 3) Обучение н тренировка всех орудий­ ных расчетов данного калибра в совмест­ ных действиях, отработка единства нрие* нов тактического использования своего орудм. Хорошо понимая, что в успешной оди­ ночной подготовке орудийного расчета глав­ ным липом является командир орудия, стар­ шина команды прежде всего занялся обу­ чением командиров орудий. К каждому командиру орудия мичман Валянский имел свой подход. Командиры орудий гтаршины 1 етвтьв ЕпнФапоь. Дорофеев. К«стеряч — быдоые воины, не раз проводили боевые стрельбы по немдам, имели хорошие командные перыки в опыт. Но были и мо­ лодые старшины, как. например, старшина 2 статьи Медведев. С которым пришлось особенно много поработать. Прежде всего мичман Валянский потре­ бовал от командиров орудий личной дисцип­ линированности. тшательвой подготовки к занятиям и учениям. Для того, чтобы учить других, нужно в совершенстве зпать самому, — таков был принцип. Командиры орудий, особенно етартниа 1 статьи Когте- ] рин, все свободное время посвящали само­ стоятельной подготовке, изучению бопвой тсхдыад Я правил ее боевого использования Занятия и тренировки орудийных расчетов проводились регулярно, независимо от того, находился ли корабль в плавании, у стен­ ки или в ремонте. Старшина команды главного калибра контролировал и направлял деятельность команшров орудий, отнюдь не сковывая их самостоятельность и инициативу. К каждо­ му занятию командиры орудий тщательно готовились: -составляли плаН'Часовик. пе­ речень водных, которые намечалось после изучения отработать непосредственно на орудиях. Особое внимание в начальный пе­ риод обучения было обращено на подбор и проверку личного состава. Надо было про­ верить, соответствует ли данный матрпг по своим ьачегтв&м занимаемому по блнво* му расписаяя» «вегу В орудийном расчете Практика показывает, что. например, наводчиками орудия должны быть матросы, не то,ц*и обладающие хорошим зрением, но обязательно расторопные и сообразитель­ ные ;комещоры. Такими оказались матросы Пехуряи, Сахаров. Пономарев, Становов и Ф ггие. Особые требования приходилось прсд'являть к замочному номеру. Помимо вышеуказанных качеств он должен обла­ дать также командирскими навыками, так как он является первым заместителем командире РРУДНЯ. Именно поэтому команхиры орудий старшины 1 статьи До­ рофеев, Еоетерин приложили немало тру­ да, чтобы подготовок своих помощников— , матросов Сергачева и Кузьмина. Такое же внимание было уделено подбору и рассга- повке матросов в командах заряжания и подачи, причем наиболее сильные и вынос­ ливые матросы были назначены снарядны­ ми. После прохождения теоретического *кур- са ао специальности н подготовительных учений отдельных номеров начался вто­ рой втан обучения орудийных расчетов. В основу было взято требование новой мето­ дики подготовки орудийных расчетов — учить подчиненных тому, что им нужно будет в бою. Каждого матроса-«о- вичка командир орудия прежде всего обу* чал. как нужно действовать у механизма, пробора, а затем уже занимались шх жгу- чешеем. С первых же шагов одиночной под­ готовки на орудиях отрабатывалась кру­ говая взаимозаменяемость — каждый снялся в тренировался заменить любой но­ мер орудийного расчета, а замочный в на­ водчики готовились к замещению команди­ ра орудия в случае выхода последнего из строя. Для сохранения элемента внезапности, для приближения обстановки к боевой вводные давались без особых команд, что дало огромную пользу, особенно при устра­ нении задержек и неисправностей матери­ альной части. Обучение и тренировки на­ водчиков проводились ежедневно. Большую пользу наводчикам дала тре­ нировка в наводке на «приборе Крылова* не по мишени с черной крестовиной, а 00 мишеням с различными рисунками силуэ­ тов кораблей, с искусственным фоном не­ ба, горизонта и видимости, наиболее встре­ чающимися на данном театр*, Кроме того, командиры орудий всегда стремились ис­ пользовать для тренировок наводчиков про­ ходящие мимо корабля, катера я летающие самолеты. Замочные, номера тренировались, чтобы почти автоматически правитхло вставлять 8 апвдъяую трубку как в днев­ ное, так и в ночное время. Отличная под­ готовка таких замочных номеров, как ма- троеы Сергачев в Кузьмин, обеспечила нх орудиям стрельбу без пропуекон, с макси­ мальной скорострельностью. Обучение с тренировка команд подачи н заряжапня — важные влементы в системе одиночного обучения. Охним из необходи­ мых условий успешности тренировки ■команды заряжания является присутствие всех расписанных но боевому расписанию матросов из других боевых частей. Трени­ ровки проводились регулярно, обычно ут­ ром, перед началом работы и занятий, а затем днем в .специально отведенное для тренировок время. Количество заряжаний сначала бралось небольшое, ватем посте­ пенно увеличивалось до половины боеком­ плекта. Учения ва станке заряжания про­ водились в присутствии старшины коман- ш , командное боевой части или кого-либо из артиллерийских офицеров. После каждого тренировочного учения командир орудия выстраивал расчет к производил тщательный разбор учения, указывал на допущенные ошибки, ана­ лизировал нх. после чего д ави опенку (балл) работе команды заряжания и по­ дачи дантхго орудия я погреба. Достигну­ тые результаты учения по данному уп­ ражнению фиксировались командиром ору­ дия в журнале одиночной подготовки, а старшина команды вычерчивал их на гра­ фике, вывешенном в кубрике. Таким обрз- зом, наглядно виден был уровень подго- товлеиноста каждого орудийного расчета. В конце каждого месяца на специаль­ ном учении в присутствии командира бое­ вой ча»ти производилось снятие норматив­ ных показателей каждого орудийного рас­ чета с одновременным опросом знания бое­ вой инструкции. Результаты заносились в карточку готовности орудни. По достигну­ тым результатам в ж д е т р е д д о с п и в на - 1 водке, по проценту подготовленности л и ч - » ного состава по первому в второму заме­ стительству давалась оценка подготовлен-. ностн данного орудийного расчета. Так це» леустремлеиная в последовательная систе­ ма одиночной подготовки позволила ору­ дийным расчетам вашего краснознаменного корабля во всеоружии встретить летнюю кампанию. Все практические артиллерийские стрель­ бы были проведены на высоком уровне. Корабль неоянократяо удостаивался благо­ дарности флагмана за отличную етрехьбу. Личный состав артиллерийской части, осо­ бенно главного калибра, с честью справил- ся с поставленными задачами. Орудийные расчеты старшин 1 статья Дорофеева п Костерина по праву считаются лучшими не солько на корабле, но и в со­ единении. Успех артиллерийских стрельб корабля явился прямым следствием отлич­ ной выучки в натренированности орудий­ ных расчетов адрабельной артиллерии, правильной методики одиночного обучения матросов. Капитан-лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. Н А Л А Д И Т Ь С Л УЖ Б У КО РАБЕЛЬНЫ Х Н АРЯ ДО В Оглтшт боевой щ политической вдаго» товкв старший л#*теивит М. Гудмв. фото Н. Новикова. Совещание старшин На нашем корабле состоялось совещание етаршвв корабля по вопросу: «Обмен опы­ том старшинского состава в обучении н руководстве евоямн подчиненными». После краткого выступления младшего лейтенанта тов. Нвдояко слово взял комаютр первого машинного отделения старшина 2 стать! тов. Тртубоя, ко­ торый подробно рассказал о тон, как, будучи еще молодим матросом, оп ввд- мателыао наблюдал за старшими, ста­ райся во всем вм подражать. «Следова­ тельно. — заключил тов. Трегубое, — личный пример старшин сыграл важную роль в формировании моего сознания. Л до ’.их пор помню первых воспитателей и стараюсь быть похожим на них и поэто­ му придаю самое важное значение личному примеру старшины во всем». После тов. Трегубова выступили другие стартнигы. Они обмелялись опытом раЛоггы и вскрыли ряд существенных недостатков в практике обучения п воспитания подчи­ ненных. Большинство этих недостатков явилось результатом ослабления требова­ тельности, неумелого использования дис- пиплинарных прав. В заключение младший лНЬенанг Ива­ ненко прговал старшин мобилизовать весь личный состав на борьбу за повыв успехи в боевой в политической подготовке, чтобы встретить 30-ю годовщину Великого Ок­ тября высокими показателями в дисципли­ не, учебэ я работе ив вгех постах. Главстаршина М. БОГУСЛАВСКИЙ. Служба корабельных нарядов имеет за­ дачей. в первую очереяь. поддержание на­ значенной боевой ротовногти корабля, обес­ печение внутренней п внешней безопасно­ сти, контроль за точным выполнением лич­ ным составом установленного рзспорядка дня и т. д, К лицам, прсущпм вахтенную п дежурную службу, пред’являются боль­ шие требования К сожалению, на корабле Н. не все ли­ па суточного наряда в точности выполня­ ют требования Корабельного устава. Неко­ торые матросы и старшины забывают о своих обязанностях и, находясь на вахте пли дежурстве, допускают ряд промахов, заслуживающих самого серьезного осуж­ дения. Старшины недостаточно инструкти­ руют своих подчиненных и мирятся с та­ ким положением, когда люди на развод являются неряшливо одетыми, нетвердо знают уставпыо обязанности. Па инструк­ таже слабо проверяются знание инструк­ ций, командные слова, прием и репетова- нне сигналов дудками. Несерьезное отно­ шение к инструктажу порождает недостат­ ки в самой службе. Дежурные по подразделению и дежурные по яййам подчас не считают нужным наво­ дить порядок в жилых и служебных поме­ щениях. не проверяют их, при приеме де­ журства не производят обходов своих об*- ектпв. Особенно грешит в этом отношения старшина 1 статьи Пивень. Он настолько халатно относится к выполнению обязан­ ностей, что даже не замечает беспо­ рядка. который наблюдается во время ; его дежурства. Когда дежурит Пивень. в поме­ щениях всегда грязь. Так было на-днях, когда поверяющий обнаружил целый ряд недостатков. Матрасы рассужтают обычно так: «Сегодня дежурным Пивень — значит порядки наводить необязательно». Это ли не доказательство того, насколько старши­ на Пивень безответственно отн«»сится к вы­ полнению поруч'-нпого лму дела? Не сделал соответствующих выводов и дежурный по кораблю офицер Самко. Во время обхода он впдрл беспорядок в помещениях, но мер никаких не принял. Только после тре­ бования офппера Павлова была произведе­ на приборка. Грубое нарушение воинских уставов до­ пускает матрос Дергачев. Являясь дежу> иьгм санитаром, он не выполняет самых здемешириых правил: в в о д а» врс*я спит, закрываясь в приемной врача. Не­ однократно случалось, чге поверяющим Приходилось продолжительное время сту­ чаться в дверь, чтобы разбудить дежурно­ го. Несмотря на ш принятых мер, Дерга» чев попрежнему продолжает нести службу в таком же духе. Матрос Барзеиков часто стоит дневальным по умывальнику. Лич­ ный состав высказывает законное недо­ вольство Барзенковым, который совершен­ но не следит за порядком. Чтобы не произ­ водить лишний раз приборку, дневальный попросту уходят, н его не сразу можн» найтн. Мимо внимания дежурной службы про* ходит и такой случай, когда на кормовом гидро-посту с позволения старшины 1 статьи Гапонова устраивается «ночлеж­ ка». В одну из ночей там был обна ружен спятцям матрос Кузнецов. Вокруг вето валя­ лись грязная миска, грязное и незаправ­ ленное обмундирование, окуркн, спички я многое другое. Не прочь дригл сюда по­ спать и сам Гапонов. Это привело к тому, что ответственное служебное поирпгние превратилось в каюту для отаыха. Между тем, доступ в это помещение могут иметь только определенные липа. Дежурные же по подразделению не обращают на это ни­ какого внимания. ' Подобные елучаи происходят потону, что отдельные старшины не требуют от своих подчиненных строгого соблюдения требований Корабельного уетава. допуска­ ют поблажки. Вместо решительной борьби е нарушителями дисциплины еня исполня­ ют роль фиксаторов всех этих нарушений. Вывод напрашивается одни: необходима принять меры к налаживанию ватт»нчо| и дежурной служб. Это — (зЛязашогт* нежного коиадоира. Старшивскнй состав должен тщательно изучить «Правила служ­ бы корабельных нарядов», памятуя, чгв отличное знание этих правил и четде вы­ полнение их помогут искоренять сущест­ в у ю т ^ недостатки. Младший вейтвнаит А. ШТОПОРОВ. Перед ночными стрельбами Первые золотые нашивки Приближается всенародный прдзтик 30-летне советской власти. Моряки Нхво­ ро подразделения отмечают праздник но­ выми успехами в учебе н труде. Моряки Черняк. Орлов, Моржавикюв и Со­ рокин в подразделении считаются передо­ выми, дисциплинированными воинами. Свой богатый опыт они умело передают то­ варищам по службе. За отличные успехи в учеб* ва-даях каманащюы часгн тт. Чзрняку, Орлову, Моржавикоеу и Со­ рокину присвоено звание «старший матрос». Старшина 1 статьи М. ДЕШИН. Однажды во время практических трени­ ровок командир орудия старший матрос Ту.топов дал вводную: — Произошло даклинение. Замковый матрос Черенков осмотрел свое заведывание и быстро устраши поврежде­ ние. Учеба в орудийном расчете продолжа­ лась. Успешно проходят занятия я в расчете, которым командует старший матрос Гуме- нюк. Здесь также каждое занятие прово­ дится на высоком уровне, исключаются всякие условности. Однако некоторые матросы еще не ус­ воили того, что ' халатное отношение к учебе может пагубно сказаться на резуль­ татах Стрельб. В этом отношении ярким примером служит недостойный поступок матроса Обливач. Qh при ночном учении не наводил орудия на цель, не освешал нить. А без освещения нити, как известно, стрелять нельзя. Недавно согтоялось комсомольское со­ брание. Оно было поивящено подготовке и проведению артиллерийских стрельб в ноч- пых условиях. Докладчиком был старший лейтенант Леонов. Он поставил перед ком­ сомольцами задачу окончательно ликвиди­ ровать упрощенчество в боевой учебе и призвал комендоров усиленно готовиться к сдаче задачп. Старший лейтенант Леонов сказал: Встретим аиму во всеоружии Особенности зкеплоащин механизмов в зимнихусловиях Прежде че>м пускать (какую-либо ттеро- вдрхг поле­ вую установку , устащовлегиную на Наступающее нимне* время года требует ОТ вкто эюяшжа вораЛля и* в олобсяаиглл ет личного соетвва алевтромеханической боевой части е^рьеаной я ^кропотливой под­ готовке в доях обеспечения бесаереЛо&ной работы всех энергетических средств в ях вкишюагаоив при яиових температурах- Особого внимания к се<6е иребуют мехаиж*- ыы п с ю т а ы . расположены* т верхней палубе и В iaeuTWJW*e*WX помещениях. Прежде вгеге необходимо вееиу личному составу глубоко взутагь существующие Ешгфулзии против размораживания раз­ личных механизмов, устройств и систем трубопроводов, д изучив —- строго ВЫПОЛ­ НЯТЬ их. Но ни одва «вструяии не пожег преду­ смотреть все случаи размораживания. Ружно обратиться к правтичнкому опыту етартаии и матрогое. накопленному аа вре­ мя их мдаолетией службы, вдуапвве я но хоаякиья проявить азбогу « своему за- ведыванию. г высоким созданием своего воинского долга. |**епечш*'ть и безграм 1 *тность могут по* ц е ч ь аа собой ее только иаггириалшый ущерб, но и еще более тяжкие последствия В смысле неспособности корабля выпол­ нять боевые задания. П р и м у весВОДЬКО ЩИИефОВ. которые щели место на ваших ворагия» в дни Ве­ ликой Отечественной войны. £го было В январе 1945 года. Стоял двадпа п спр ады й норой. Корабль только что вфиулсл изз бое­ вого по.идо и встал к стенке, чтобы ио- волетить запасы мазута, воаы. боепрпвпасов, дать команде короткий отдых. Корабль дожал ддачасшу» т о м и т ь , поэтому решили пцнглъ держать в прогретом со­ стоянии. Цо клапан обопрева < 1 ыл чуть приоткрыт, поетоиу свежий пар поступал в цилиндры в очень малом количестве, что, естественно, едособствовало при сильном морозе быстрой конддесании пара. А так как шпилевая маигиш находилась в неотапливаемом ме­ сте. иод церяш-З палубой, где тем-пература держала*:ь ниже нуля, то конденсат в ци­ линдре замерз л в результате блок разор­ вало. Do существу корабль вышел из строя, так как иагоаовлеияе (нового блока потре­ бовало бы продолжительного времени. Хотя в случае острой необходимости корабль мог бы выйти в море, но отсутствие шпилевого устройства сковало бы его маневры, лишая возможности постановки корабля на якюрь в открыл* море, вблиад берега или на рейде. А разве нельзя было этого избежать? Что стоило ответственному за шпилевую машину матросу Васильеву отдать крышки цилиндров, вынуть саливйяьовую лабивку штока пнливдюв и золотниковых плеч, ко­ торые поставить на место — дело одной минуты, или если необходимо было дер­ жать шпили в постоянной готовности, от­ крыть ш п а н ы свежего пара ш полную и открыть продувание в трюм, тем самым д о ех ать с ш и е ш кгадеасата в цилин­ драх? Здесь явно имела место халатность и со стороны (командира отделения старшины 2 статьи Киоельдоковя который не прове- ,ом состоянии механизма, что правело к серьезным последствиям. Не менее поучительный случай произошел на сциом из миноносцев, который после очередной операции встал к стенке на пятисуточный планово-предулредитель- ньгй ремонт. По приказанию командира электромеха­ нической части рулевую машину постави­ ли частично на зимнюю (консервацию. Но по невнимательности одоого из матросов, который принимал участив в вднеедааищ машины, в по халатности старшины отде­ ления старшего матроса Гусева, который не проверил качества работы, оказался от­ крытым краник продувания, который сооб­ щался с магистралью отработанного пара. Разобщительный клапан на малистралчг отработанного пара был плохо притерт и пропускал пар, в результате чего паровой цилиндр рулевой машины постепенно на­ полнялся паром, пар сразу же конденсиро­ вался и в конце концов замерз. В резуль­ тате крышку цшгащра оторвало. При постановке буксирной лебедки ва зимнюю консервацию все было сделано со­ гласно инструкции, но спустить воду из колодца упорного* подшипника, которая предназначалась для его охлаждения при работе, забыли, и в результате подавши# разорвало. А что ст> обствовало этому? Недосмотр, халатность. Часто подобного рода недосмотры пряво дят к тяжелым последствиям. Поэтом: каждый матрос, каждый старшина додже** ни аа -минуту не забывать о личной ответ­ ственноi-ти за сохранность вверенной ему материальной часта, аа поддержание бое­ способности корабля. Не должна оставаться в стороне ваятеннад и дежурная служба, которая в большой стекши неоет о т в е т - « веиноегь за правильное лшольэооание тех­ нических средств. Дневальный по машинному отделению ней лалуб^ или в неоташ.тнваямом матрос Куракин хорошо помнил один то шенпп, нужно ее п^ключителнио тпватадь- пунктов внетфушпи, который обязывает пршготовить. Паю время от времени «следить, чтобы клапан на магистрали обо- пе только проворачивать механизмы, чтобы грева юшЕпстона эатоплзния был открыт»., стронуть вал с места, и равномерно распре- Так он и сделал. Клапан свежего пара от- Делить смааку в по.тпмпниках, а в первую крыл, но не полностью, а на самую малую очередь опустить конденсат в цилиндрах и долго, поэтому пар поступал в корпус юинг- магистралях свеже-го и отработанного пара, стона еле-еле и, естественно, под гидравлические удары в пилпн- влияпвем низкой температуры заоортнон «ОД * 1 т менее опасны, чем сила расшире- воды конденсировался. Б тому же Р11Я ®#ДЬ 1 при замерс<аиип. корабль стоил на мелком месте у берега,) Таким образом, только после тшатель- забитого льдом, что помогло копден- ядро проворачпвавил машины вручную при сату замер:шуть. j 0TRpbITbri пратувания, а иногда В трюм машинного отделения стала по - 1 „ ........... ...... ...... , „ и при отцанпых сальпиковых Агулках, ступать вота. К счастью, приемная решет -1 ^ ка (кингстона была забита мелюпм льдом,' DOcaf! Т0Г0, 'К£>гдл вы Цедитесь в том. что что я воспрепипствоваао обильному проник- конденсат спущен цолностью, можно при- НПв'ШЮ воды внутрь корабля и позволило своевременно принять нужные меры, иначе корабль, будучи на швартовых, мог бы за­ тонуть. Но менев • поучительным является случай, когда змеевик обогрева нефти в сигтерне в результате отсутствия свое­ временной подготовки материальной части к зиме не был продут, п оставшийся в нем конденсат, может быть ^ще с прошлой зи­ мы, с наступл<’нием морозов замерз и п стушпъ к прогреванию машины паром. В моей практике был такой случай, ког­ да кораблю, стоявшему на рейде, потребо­ валось срочно подобрать якорцепь, так как его сильным ветрам стало тащить к берегу. Матрос Лопатин, желая скорее пустить шпилевую машину, открыл клапан свежего 1 пара, в результа­ те чего получился гидравлический удар в цилиндре такой силы, что пробило прогклагку крышки цилиндра, а рвал змеевик. Здесь опять налицо хал?т- имнниковую ялбивку штока поршня выбн* чое отношезие к службе: эткрыл кла­ пан—и ладно, а что дальше —викому д*ла чет. И вот результат: выход из строя лавных паросиловых установок и матери альный ущерб. Это все ложится ва налгу совесть, на совесть матросов и старшин, «непосредствен- е э несущих вахту у механизмов. Не нужно забывать и о некоторых о<х>мнностя.ч эксплоатацин механизмов в аямних уело ВИЯХ. ло полностью. П что же? Вместо той), тгобы пустить шпиль в действие, гг "г*1 w;ь за­ ново наЛлвать сальники, подяи&наггкрьпп- ку цистиндра. пик как образовывалось зна­ чительное парение, что «ггвяло гораздо больше времени, чем приготовление машины к действию с соблюдением правил, которые я перечислил выше. То же самое нужно делать и при включе- •гаи паровых магистралей, которые прохо- лят пад подволоком вфшмй палубы. Здесь — Близится ведики# праздник веете со* ветекого народа — 30-летие Великой Ок­ тябрьской социалистической революция. Это—большое событие в жшин нашей лю­ бимой Родины. Мы обязаны встретит* праздник высокими показателями в боевой и политической подготовке. Предстоящая артиллерийская стрельба в ночных услог виях подведет мтог всей летней учебе я явится боевым экзаменом ш каждого нз нас. Нужно яспользовать каждую минуту, чтобы отлично выполнить поставленную командованием задачу и достойно встретить 30-летне Великого Октября. Старший лейтенант Л«гнев отменяя безупречную службу я учебу члепея ВЛКСМ гг. Козырева, Гуменюка я других. На собрании критиковалось недостойное поведение во время учебы матросов Обли­ вач и Сосунова. Матрос Сосунов по боевой тревоге выбежал на боевой пост с грязно! винтовкой, а Обливач был невнимателен на учениях. Комсомольцы потребовали от нерадивых мзтроеов улучшения службы я добросовестного, честного отношения к уче­ бе. „ Артиллеристы прилагают все усилия я тому, чтобы отлично провести стрельбы и ночных условиях и достойно встретить славную 30-ю годовщину Великого Октября. Старшина 1 статьи П. ПОЛЗУШКИН. порядок прогревания магистралей мажет быть самый рапнообразный. Известно, что следует сначала откры­ вать клапан отработанного пара, а затея уже клапан свежего пара. Если нарушить установленный порядок, могут быть серьезны* последствия. Магистраль к паровой машине был» очень длинная, с множеством изгибов, а выходом иа главную п верхнюю палубы. Когда открываем клапан свежего пара (при открытом клапане отработанного п а ­ ра), происходят сильные гидравлические удары, конденсат прессует, образуется течь в соминениях. не исключена возможность разрыва магистрали. Преимущественно наблюдается та/вое явление при действия вспомогательной хллотальной устаяюввн. Тогда я, чтобы не допустить этого, подо­ рвал клапан свежего пара, потом, через некоторое время, приоткрыл его больше с целью равномерно как бы поджать «он* денсат свежим паром. После этого подорвал клапан отработанного пара, чтобы дать конденсату. скопившемуся в магист­ рали, плавный, равномерный выход в главную магистраль отработанного пара. Затем опормл ва полоборота клапан све* жего пара в вслед за днм — отработанного I т. д. Причем ее» эту операцию необходимо было делать при открытом перепускном клапане, сообщающем магистраль свежего пара с магистралью отра 1 ботанпого. помимо паровой машины. И я убедился, что при та-* ком порядке прогревания магистралей гид­ равлических ударов почти не было. Вот так. при кропотливом и доброеовест- ном отношении к делу мы сможем избежать аварий и поломок, поддерживая материаль­ ную часть в исправности, в состоянии цо* стоянной готовности. _ Гямиыб атаршин) Л. ЗЕЛЕНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz