На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
П А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я " П 'в ктябр * 1947 г , * 944 (292*!). Обучение и тренировка орудийных расчетов Современный морской бой характер#»! скоротечностпи событий и малым временем боевого соприкосновения с противником. В Отечествонную войну артиллерийское ору жие кораблей в большинстве случаев игра ло решающую роль в исходе боя чс мор- сптч. береговым о воздушным про тивником. Артиллерия кораблей, об ладая наибольшей универсальностью, дальнобойностью и точностью стрель бы, попрежнему является главным оружием морского боя. Состояние приборов управления огнем корабельной артиллерии в настоящее время позволяет оралу же от крыть опшь нн поражена*» цели. во его отнюдь не уменьшает роли личного елетлвд в обслуживании боевой техники, а. наобо рот, пред’являет еще большие требования к артиллеристам кораблей. Как показывает боевой опыт, быстрота открытия огня ■ успешность стредьбь в УСЛОВИЯХ сложного маневрирования В боль- иих скоростей пели в стреляющего кораб ля во многом зависят от степепи боевой вы* учки и натренированности личного состава артиллерийской части. Высокая боевая вы учка не приходит сразу, а достигается сорт делений и длительной системой одиночно го обучения, тренировммц, проводимыми В стропе-А последовательаоетя на основе действующих методик. При этом обязатель но учитывается боевой опыт корабля или части в шшьзовании данных артиллерий ских установок в приборов, изучается все положительное, в также недостатки, чтобы ■х больше не допускать. В атом отношении весьма поучительна систем* Лос*о| пвдготоэвд орудяяных р*> четов палуоной артиллерии на краснозна менном корабле Н. Еще задолго до лет ней кампании на корабле началась учебе артиллеристов, причем делался упор на одиночное обучение и тренировку орудийных расчетов главного ядЗибра я зенитной ар* тиллереди, Вомаедяр БЧ-11 мадшв -Лейте нант Леонов, руководствуясь действующи» ми методиками я указаниями фла«маяского артиллериста, поставил перед старшинами команд главного клл&ра « зенитоой aprat* щ т задачу обучить я подготовить в выходу корабля на боевую подготовку каж дый номер и каждый орудийный (автомат ный) расчет, в целом действовать слажен но и правильно в любых условиях, в днев ное я ночное время. Старшина команды главного калибра мичман Валянский —» ве теран »корабля, участник Великой Отечест венной войны. — получив указания от {ОШЩ'Л боевой части, ваветид i ши по следовательного ОДИНОЧНОГО обучения и тренировок оруийдад расчетов, В плане вреду ома гривалось; 1) Сбучение ш тренировка одиночных номеров орудийного расчета и нх боевых заместителей. 8) Обучение н тренировка всего орудий ного раечета для самостоятельных дейст вий, включая н матросов, приходящих иа друтах б>евых частей. 3) Обучение н тренировка всех орудий ных расчетов данного калибра в совмест ных действиях, отработка единства нрие* нов тактического использования своего орудм. Хорошо понимая, что в успешной оди ночной подготовке орудийного расчета глав ным липом является командир орудия, стар шина команды прежде всего занялся обу чением командиров орудий. К каждому командиру орудия мичман Валянский имел свой подход. Командиры орудий гтаршины 1 етвтьв ЕпнФапоь. Дорофеев. К«стеряч — быдоые воины, не раз проводили боевые стрельбы по немдам, имели хорошие командные перыки в опыт. Но были и мо лодые старшины, как. например, старшина 2 статьи Медведев. С которым пришлось особенно много поработать. Прежде всего мичман Валянский потре бовал от командиров орудий личной дисцип линированности. тшательвой подготовки к занятиям и учениям. Для того, чтобы учить других, нужно в совершенстве зпать самому, — таков был принцип. Командиры орудий, особенно етартниа 1 статьи Когте- ] рин, все свободное время посвящали само стоятельной подготовке, изучению бопвой тсхдыад Я правил ее боевого использования Занятия и тренировки орудийных расчетов проводились регулярно, независимо от того, находился ли корабль в плавании, у стен ки или в ремонте. Старшина команды главного калибра контролировал и направлял деятельность команшров орудий, отнюдь не сковывая их самостоятельность и инициативу. К каждо му занятию командиры орудий тщательно готовились: -составляли плаН'Часовик. пе речень водных, которые намечалось после изучения отработать непосредственно на орудиях. Особое внимание в начальный пе риод обучения было обращено на подбор и проверку личного состава. Надо было про верить, соответствует ли данный матрпг по своим ьачегтв&м занимаемому по блнво* му расписаяя» «вегу В орудийном расчете Практика показывает, что. например, наводчиками орудия должны быть матросы, не то,ц*и обладающие хорошим зрением, но обязательно расторопные и сообразитель ные ;комещоры. Такими оказались матросы Пехуряи, Сахаров. Пономарев, Становов и Ф ггие. Особые требования приходилось прсд'являть к замочному номеру. Помимо вышеуказанных качеств он должен обла дать также командирскими навыками, так как он является первым заместителем командире РРУДНЯ. Именно поэтому команхиры орудий старшины 1 статьи До рофеев, Еоетерин приложили немало тру да, чтобы подготовок своих помощников— , матросов Сергачева и Кузьмина. Такое же внимание было уделено подбору и рассга- повке матросов в командах заряжания и подачи, причем наиболее сильные и вынос ливые матросы были назначены снарядны ми. После прохождения теоретического *кур- са ао специальности н подготовительных учений отдельных номеров начался вто рой втан обучения орудийных расчетов. В основу было взято требование новой мето дики подготовки орудийных расчетов — учить подчиненных тому, что им нужно будет в бою. Каждого матроса-«о- вичка командир орудия прежде всего обу* чал. как нужно действовать у механизма, пробора, а затем уже занимались шх жгу- чешеем. С первых же шагов одиночной под готовки на орудиях отрабатывалась кру говая взаимозаменяемость — каждый снялся в тренировался заменить любой но мер орудийного расчета, а замочный в на водчики готовились к замещению команди ра орудия в случае выхода последнего из строя. Для сохранения элемента внезапности, для приближения обстановки к боевой вводные давались без особых команд, что дало огромную пользу, особенно при устра нении задержек и неисправностей матери альной части. Обучение и тренировки на водчиков проводились ежедневно. Большую пользу наводчикам дала тре нировка в наводке на «приборе Крылова* не по мишени с черной крестовиной, а 00 мишеням с различными рисунками силуэ тов кораблей, с искусственным фоном не ба, горизонта и видимости, наиболее встре чающимися на данном театр*, Кроме того, командиры орудий всегда стремились ис пользовать для тренировок наводчиков про ходящие мимо корабля, катера я летающие самолеты. Замочные, номера тренировались, чтобы почти автоматически правитхло вставлять 8 апвдъяую трубку как в днев ное, так и в ночное время. Отличная под готовка таких замочных номеров, как ма- троеы Сергачев в Кузьмин, обеспечила нх орудиям стрельбу без пропуекон, с макси мальной скорострельностью. Обучение с тренировка команд подачи н заряжапня — важные влементы в системе одиночного обучения. Охним из необходи мых условий успешности тренировки ■команды заряжания является присутствие всех расписанных но боевому расписанию матросов из других боевых частей. Трени ровки проводились регулярно, обычно ут ром, перед началом работы и занятий, а затем днем в .специально отведенное для тренировок время. Количество заряжаний сначала бралось небольшое, ватем посте пенно увеличивалось до половины боеком плекта. Учения ва станке заряжания про водились в присутствии старшины коман- ш , командное боевой части или кого-либо из артиллерийских офицеров. После каждого тренировочного учения командир орудия выстраивал расчет к производил тщательный разбор учения, указывал на допущенные ошибки, ана лизировал нх. после чего д ави опенку (балл) работе команды заряжания и по дачи дантхго орудия я погреба. Достигну тые результаты учения по данному уп ражнению фиксировались командиром ору дия в журнале одиночной подготовки, а старшина команды вычерчивал их на гра фике, вывешенном в кубрике. Таким обрз- зом, наглядно виден был уровень подго- товлеиноста каждого орудийного расчета. В конце каждого месяца на специаль ном учении в присутствии командира бое вой ча»ти производилось снятие норматив ных показателей каждого орудийного рас чета с одновременным опросом знания бое вой инструкции. Результаты заносились в карточку готовности орудни. По достигну тым результатам в ж д е т р е д д о с п и в на - 1 водке, по проценту подготовленности л и ч - » ного состава по первому в второму заме стительству давалась оценка подготовлен-. ностн данного орудийного расчета. Так це» леустремлеиная в последовательная систе ма одиночной подготовки позволила ору дийным расчетам вашего краснознаменного корабля во всеоружии встретить летнюю кампанию. Все практические артиллерийские стрель бы были проведены на высоком уровне. Корабль неоянократяо удостаивался благо дарности флагмана за отличную етрехьбу. Личный состав артиллерийской части, осо бенно главного калибра, с честью справил- ся с поставленными задачами. Орудийные расчеты старшин 1 статья Дорофеева п Костерина по праву считаются лучшими не солько на корабле, но и в со единении. Успех артиллерийских стрельб корабля явился прямым следствием отлич ной выучки в натренированности орудий ных расчетов адрабельной артиллерии, правильной методики одиночного обучения матросов. Капитан-лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. Н А Л А Д И Т Ь С Л УЖ Б У КО РАБЕЛЬНЫ Х Н АРЯ ДО В Оглтшт боевой щ политической вдаго» товкв старший л#*теивит М. Гудмв. фото Н. Новикова. Совещание старшин На нашем корабле состоялось совещание етаршвв корабля по вопросу: «Обмен опы том старшинского состава в обучении н руководстве евоямн подчиненными». После краткого выступления младшего лейтенанта тов. Нвдояко слово взял комаютр первого машинного отделения старшина 2 стать! тов. Тртубоя, ко торый подробно рассказал о тон, как, будучи еще молодим матросом, оп ввд- мателыао наблюдал за старшими, ста райся во всем вм подражать. «Следова тельно. — заключил тов. Трегубое, — личный пример старшин сыграл важную роль в формировании моего сознания. Л до ’.их пор помню первых воспитателей и стараюсь быть похожим на них и поэто му придаю самое важное значение личному примеру старшины во всем». После тов. Трегубова выступили другие стартнигы. Они обмелялись опытом раЛоггы и вскрыли ряд существенных недостатков в практике обучения п воспитания подчи ненных. Большинство этих недостатков явилось результатом ослабления требова тельности, неумелого использования дис- пиплинарных прав. В заключение младший лНЬенанг Ива ненко прговал старшин мобилизовать весь личный состав на борьбу за повыв успехи в боевой в политической подготовке, чтобы встретить 30-ю годовщину Великого Ок тября высокими показателями в дисципли не, учебэ я работе ив вгех постах. Главстаршина М. БОГУСЛАВСКИЙ. Служба корабельных нарядов имеет за дачей. в первую очереяь. поддержание на значенной боевой ротовногти корабля, обес печение внутренней п внешней безопасно сти, контроль за точным выполнением лич ным составом установленного рзспорядка дня и т. д, К лицам, прсущпм вахтенную п дежурную службу, пред’являются боль шие требования К сожалению, на корабле Н. не все ли па суточного наряда в точности выполня ют требования Корабельного устава. Неко торые матросы и старшины забывают о своих обязанностях и, находясь на вахте пли дежурстве, допускают ряд промахов, заслуживающих самого серьезного осуж дения. Старшины недостаточно инструкти руют своих подчиненных и мирятся с та ким положением, когда люди на развод являются неряшливо одетыми, нетвердо знают уставпыо обязанности. Па инструк таже слабо проверяются знание инструк ций, командные слова, прием и репетова- нне сигналов дудками. Несерьезное отно шение к инструктажу порождает недостат ки в самой службе. Дежурные по подразделению и дежурные по яййам подчас не считают нужным наво дить порядок в жилых и служебных поме щениях. не проверяют их, при приеме де журства не производят обходов своих об*- ектпв. Особенно грешит в этом отношения старшина 1 статьи Пивень. Он настолько халатно относится к выполнению обязан ностей, что даже не замечает беспо рядка. который наблюдается во время ; его дежурства. Когда дежурит Пивень. в поме щениях всегда грязь. Так было на-днях, когда поверяющий обнаружил целый ряд недостатков. Матрасы рассужтают обычно так: «Сегодня дежурным Пивень — значит порядки наводить необязательно». Это ли не доказательство того, насколько старши на Пивень безответственно отн«»сится к вы полнению поруч'-нпого лму дела? Не сделал соответствующих выводов и дежурный по кораблю офицер Самко. Во время обхода он впдрл беспорядок в помещениях, но мер никаких не принял. Только после тре бования офппера Павлова была произведе на приборка. Грубое нарушение воинских уставов до пускает матрос Дергачев. Являясь дежу> иьгм санитаром, он не выполняет самых здемешириых правил: в в о д а» врс*я спит, закрываясь в приемной врача. Не однократно случалось, чге поверяющим Приходилось продолжительное время сту чаться в дверь, чтобы разбудить дежурно го. Несмотря на ш принятых мер, Дерга» чев попрежнему продолжает нести службу в таком же духе. Матрос Барзеиков часто стоит дневальным по умывальнику. Лич ный состав высказывает законное недо вольство Барзенковым, который совершен но не следит за порядком. Чтобы не произ водить лишний раз приборку, дневальный попросту уходят, н его не сразу можн» найтн. Мимо внимания дежурной службы про* ходит и такой случай, когда на кормовом гидро-посту с позволения старшины 1 статьи Гапонова устраивается «ночлеж ка». В одну из ночей там был обна ружен спятцям матрос Кузнецов. Вокруг вето валя лись грязная миска, грязное и незаправ ленное обмундирование, окуркн, спички я многое другое. Не прочь дригл сюда по спать и сам Гапонов. Это привело к тому, что ответственное служебное поирпгние превратилось в каюту для отаыха. Между тем, доступ в это помещение могут иметь только определенные липа. Дежурные же по подразделению не обращают на это ни какого внимания. ' Подобные елучаи происходят потону, что отдельные старшины не требуют от своих подчиненных строгого соблюдения требований Корабельного уетава. допуска ют поблажки. Вместо решительной борьби е нарушителями дисциплины еня исполня ют роль фиксаторов всех этих нарушений. Вывод напрашивается одни: необходима принять меры к налаживанию ватт»нчо| и дежурной служб. Это — (зЛязашогт* нежного коиадоира. Старшивскнй состав должен тщательно изучить «Правила служ бы корабельных нарядов», памятуя, чгв отличное знание этих правил и четде вы полнение их помогут искоренять сущест в у ю т ^ недостатки. Младший вейтвнаит А. ШТОПОРОВ. Перед ночными стрельбами Первые золотые нашивки Приближается всенародный прдзтик 30-летне советской власти. Моряки Нхво ро подразделения отмечают праздник но выми успехами в учебе н труде. Моряки Черняк. Орлов, Моржавикюв и Со рокин в подразделении считаются передо выми, дисциплинированными воинами. Свой богатый опыт они умело передают то варищам по службе. За отличные успехи в учеб* ва-даях каманащюы часгн тт. Чзрняку, Орлову, Моржавикоеу и Со рокину присвоено звание «старший матрос». Старшина 1 статьи М. ДЕШИН. Однажды во время практических трени ровок командир орудия старший матрос Ту.топов дал вводную: — Произошло даклинение. Замковый матрос Черенков осмотрел свое заведывание и быстро устраши поврежде ние. Учеба в орудийном расчете продолжа лась. Успешно проходят занятия я в расчете, которым командует старший матрос Гуме- нюк. Здесь также каждое занятие прово дится на высоком уровне, исключаются всякие условности. Однако некоторые матросы еще не ус воили того, что ' халатное отношение к учебе может пагубно сказаться на резуль татах Стрельб. В этом отношении ярким примером служит недостойный поступок матроса Обливач. Qh при ночном учении не наводил орудия на цель, не освешал нить. А без освещения нити, как известно, стрелять нельзя. Недавно согтоялось комсомольское со брание. Оно было поивящено подготовке и проведению артиллерийских стрельб в ноч- пых условиях. Докладчиком был старший лейтенант Леонов. Он поставил перед ком сомольцами задачу окончательно ликвиди ровать упрощенчество в боевой учебе и призвал комендоров усиленно готовиться к сдаче задачп. Старший лейтенант Леонов сказал: Встретим аиму во всеоружии Особенности зкеплоащин механизмов в зимнихусловиях Прежде че>м пускать (какую-либо ттеро- вдрхг поле вую установку , устащовлегиную на Наступающее нимне* время года требует ОТ вкто эюяшжа вораЛля и* в олобсяаиглл ет личного соетвва алевтромеханической боевой части е^рьеаной я ^кропотливой под готовке в доях обеспечения бесаереЛо&ной работы всех энергетических средств в ях вкишюагаоив при яиових температурах- Особого внимания к се<6е иребуют мехаиж*- ыы п с ю т а ы . расположены* т верхней палубе и В iaeuTWJW*e*WX помещениях. Прежде вгеге необходимо вееиу личному составу глубоко взутагь существующие Ешгфулзии против размораживания раз личных механизмов, устройств и систем трубопроводов, д изучив —- строго ВЫПОЛ НЯТЬ их. Но ни одва «вструяии не пожег преду смотреть все случаи размораживания. Ружно обратиться к правтичнкому опыту етартаии и матрогое. накопленному аа вре мя их мдаолетией службы, вдуапвве я но хоаякиья проявить азбогу « своему за- ведыванию. г высоким созданием своего воинского долга. |**епечш*'ть и безграм 1 *тность могут по* ц е ч ь аа собой ее только иаггириалшый ущерб, но и еще более тяжкие последствия В смысле неспособности корабля выпол нять боевые задания. П р и м у весВОДЬКО ЩИИефОВ. которые щели место на ваших ворагия» в дни Ве ликой Отечественной войны. £го было В январе 1945 года. Стоял двадпа п спр ады й норой. Корабль только что вфиулсл изз бое вого по.идо и встал к стенке, чтобы ио- волетить запасы мазута, воаы. боепрпвпасов, дать команде короткий отдых. Корабль дожал ддачасшу» т о м и т ь , поэтому решили пцнглъ держать в прогретом со стоянии. Цо клапан обопрева < 1 ыл чуть приоткрыт, поетоиу свежий пар поступал в цилиндры в очень малом количестве, что, естественно, едособствовало при сильном морозе быстрой конддесании пара. А так как шпилевая маигиш находилась в неотапливаемом ме сте. иод церяш-З палубой, где тем-пература держала*:ь ниже нуля, то конденсат в ци линдре замерз л в результате блок разор вало. Do существу корабль вышел из строя, так как иагоаовлеияе (нового блока потре бовало бы продолжительного времени. Хотя в случае острой необходимости корабль мог бы выйти в море, но отсутствие шпилевого устройства сковало бы его маневры, лишая возможности постановки корабля на якюрь в открыл* море, вблиад берега или на рейде. А разве нельзя было этого избежать? Что стоило ответственному за шпилевую машину матросу Васильеву отдать крышки цилиндров, вынуть саливйяьовую лабивку штока пнливдюв и золотниковых плеч, ко торые поставить на место — дело одной минуты, или если необходимо было дер жать шпили в постоянной готовности, от крыть ш п а н ы свежего пара ш полную и открыть продувание в трюм, тем самым д о ех ать с ш и е ш кгадеасата в цилин драх? Здесь явно имела место халатность и со стороны (командира отделения старшины 2 статьи Киоельдоковя который не прове- ,ом состоянии механизма, что правело к серьезным последствиям. Не менее поучительный случай произошел на сциом из миноносцев, который после очередной операции встал к стенке на пятисуточный планово-предулредитель- ньгй ремонт. По приказанию командира электромеха нической части рулевую машину постави ли частично на зимнюю (консервацию. Но по невнимательности одоого из матросов, который принимал участив в вднеедааищ машины, в по халатности старшины отде ления старшего матроса Гусева, который не проверил качества работы, оказался от крытым краник продувания, который сооб щался с магистралью отработанного пара. Разобщительный клапан на малистралчг отработанного пара был плохо притерт и пропускал пар, в результате чего паровой цилиндр рулевой машины постепенно на полнялся паром, пар сразу же конденсиро вался и в конце концов замерз. В резуль тате крышку цшгащра оторвало. При постановке буксирной лебедки ва зимнюю консервацию все было сделано со гласно инструкции, но спустить воду из колодца упорного* подшипника, которая предназначалась для его охлаждения при работе, забыли, и в результате подавши# разорвало. А что ст> обствовало этому? Недосмотр, халатность. Часто подобного рода недосмотры пряво дят к тяжелым последствиям. Поэтом: каждый матрос, каждый старшина додже** ни аа -минуту не забывать о личной ответ ственноi-ти за сохранность вверенной ему материальной часта, аа поддержание бое способности корабля. Не должна оставаться в стороне ваятеннад и дежурная служба, которая в большой стекши неоет о т в е т - « веиноегь за правильное лшольэооание тех нических средств. Дневальный по машинному отделению ней лалуб^ или в неоташ.тнваямом матрос Куракин хорошо помнил один то шенпп, нужно ее п^ключителнио тпватадь- пунктов внетфушпи, который обязывает пршготовить. Паю время от времени «следить, чтобы клапан на магистрали обо- пе только проворачивать механизмы, чтобы грева юшЕпстона эатоплзния был открыт»., стронуть вал с места, и равномерно распре- Так он и сделал. Клапан свежего пара от- Делить смааку в по.тпмпниках, а в первую крыл, но не полностью, а на самую малую очередь опустить конденсат в цилиндрах и долго, поэтому пар поступал в корпус юинг- магистралях свеже-го и отработанного пара, стона еле-еле и, естественно, под гидравлические удары в пилпн- влияпвем низкой температуры заоортнон «ОД * 1 т менее опасны, чем сила расшире- воды конденсировался. Б тому же Р11Я ®#ДЬ 1 при замерс<аиип. корабль стоил на мелком месте у берега,) Таким образом, только после тшатель- забитого льдом, что помогло копден- ядро проворачпвавил машины вручную при сату замер:шуть. j 0TRpbITbri пратувания, а иногда В трюм машинного отделения стала по - 1 „ ........... ...... ...... , „ и при отцанпых сальпиковых Агулках, ступать вота. К счастью, приемная решет -1 ^ ка (кингстона была забита мелюпм льдом,' DOcaf! Т0Г0, 'К£>гдл вы Цедитесь в том. что что я воспрепипствоваао обильному проник- конденсат спущен цолностью, можно при- НПв'ШЮ воды внутрь корабля и позволило своевременно принять нужные меры, иначе корабль, будучи на швартовых, мог бы за тонуть. Но менев • поучительным является случай, когда змеевик обогрева нефти в сигтерне в результате отсутствия свое временной подготовки материальной части к зиме не был продут, п оставшийся в нем конденсат, может быть ^ще с прошлой зи мы, с наступл<’нием морозов замерз и п стушпъ к прогреванию машины паром. В моей практике был такой случай, ког да кораблю, стоявшему на рейде, потребо валось срочно подобрать якорцепь, так как его сильным ветрам стало тащить к берегу. Матрос Лопатин, желая скорее пустить шпилевую машину, открыл клапан свежего 1 пара, в результа те чего получился гидравлический удар в цилиндре такой силы, что пробило прогклагку крышки цилиндра, а рвал змеевик. Здесь опять налицо хал?т- имнниковую ялбивку штока поршня выбн* чое отношезие к службе: эткрыл кла пан—и ладно, а что дальше —викому д*ла чет. И вот результат: выход из строя лавных паросиловых установок и матери альный ущерб. Это все ложится ва налгу совесть, на совесть матросов и старшин, «непосредствен- е э несущих вахту у механизмов. Не нужно забывать и о некоторых о<х>мнностя.ч эксплоатацин механизмов в аямних уело ВИЯХ. ло полностью. П что же? Вместо той), тгобы пустить шпиль в действие, гг "г*1 w;ь за ново наЛлвать сальники, подяи&наггкрьпп- ку цистиндра. пик как образовывалось зна чительное парение, что «ггвяло гораздо больше времени, чем приготовление машины к действию с соблюдением правил, которые я перечислил выше. То же самое нужно делать и при включе- •гаи паровых магистралей, которые прохо- лят пад подволоком вфшмй палубы. Здесь — Близится ведики# праздник веете со* ветекого народа — 30-летие Великой Ок тябрьской социалистической революция. Это—большое событие в жшин нашей лю бимой Родины. Мы обязаны встретит* праздник высокими показателями в боевой и политической подготовке. Предстоящая артиллерийская стрельба в ночных услог виях подведет мтог всей летней учебе я явится боевым экзаменом ш каждого нз нас. Нужно яспользовать каждую минуту, чтобы отлично выполнить поставленную командованием задачу и достойно встретить 30-летне Великого Октября. Старший лейтенант Л«гнев отменяя безупречную службу я учебу члепея ВЛКСМ гг. Козырева, Гуменюка я других. На собрании критиковалось недостойное поведение во время учебы матросов Обли вач и Сосунова. Матрос Сосунов по боевой тревоге выбежал на боевой пост с грязно! винтовкой, а Обливач был невнимателен на учениях. Комсомольцы потребовали от нерадивых мзтроеов улучшения службы я добросовестного, честного отношения к уче бе. „ Артиллеристы прилагают все усилия я тому, чтобы отлично провести стрельбы и ночных условиях и достойно встретить славную 30-ю годовщину Великого Октября. Старшина 1 статьи П. ПОЛЗУШКИН. порядок прогревания магистралей мажет быть самый рапнообразный. Известно, что следует сначала откры вать клапан отработанного пара, а затея уже клапан свежего пара. Если нарушить установленный порядок, могут быть серьезны* последствия. Магистраль к паровой машине был» очень длинная, с множеством изгибов, а выходом иа главную п верхнюю палубы. Когда открываем клапан свежего пара (при открытом клапане отработанного п а ра), происходят сильные гидравлические удары, конденсат прессует, образуется течь в соминениях. не исключена возможность разрыва магистрали. Преимущественно наблюдается та/вое явление при действия вспомогательной хллотальной устаяюввн. Тогда я, чтобы не допустить этого, подо рвал клапан свежего пара, потом, через некоторое время, приоткрыл его больше с целью равномерно как бы поджать «он* денсат свежим паром. После этого подорвал клапан отработанного пара, чтобы дать конденсату. скопившемуся в магист рали, плавный, равномерный выход в главную магистраль отработанного пара. Затем опормл ва полоборота клапан све* жего пара в вслед за днм — отработанного I т. д. Причем ее» эту операцию необходимо было делать при открытом перепускном клапане, сообщающем магистраль свежего пара с магистралью отра 1 ботанпого. помимо паровой машины. И я убедился, что при та-* ком порядке прогревания магистралей гид равлических ударов почти не было. Вот так. при кропотливом и доброеовест- ном отношении к делу мы сможем избежать аварий и поломок, поддерживая материаль ную часть в исправности, в состоянии цо* стоянной готовности. _ Гямиыб атаршин) Л. ЗЕЛЕНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz