На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
'12 онтиАри 1947 г ., П 240 (2931). 4 И А С Т Р А Ж Е К Д П О Л Я Р Б Я « К 25-летию шефства комсомола над флотом ■ v РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ФЛОТА Страницы героической истории * 1 9 2 1 Посла победы над интервентами и бе- логвардайшиной Военно-Морской Флот нашей Родины находился в тяжелом со стоянии. На Черном море часть кораблей была уведена интервентами, а часть быпа затоплена в 1918 году советскими морянами по приказу В. И. Ленина, когда эти косабпи пытались захватить немец кие интеовенты. Не защищенными были северные морские границы. Подорван ными оказались и силы Балтийского флота: в годы гражданской войны все его моряки ушли на сухопутные фронты. Запушенные, безжизненные стояли в Кронштадтсной военной гавани линейные корабли, эскадренные миноносцы, кано нерские лодки, вспомогатяльные суда. Кубрики и каюты кораблей согревались печами-времянками, трубы от которых выводились в иллюминаторы. Лишенные повседневного ухода, механизмы и ору дия ожавели, портились... Десятый с'езд РКП(б) принял реше ние: «...в соответствии с общим положе нием и матеоиальными ресурсами Со ветской республики принять меры к воз рождению и укреплению Красного Воен но-Морского Флота». По предложению Ленина и Сталина на ленинский комсомол возлагается важ нейшая задача — дать кадры для флота. 1 9 2 2 Выполняя указания партии. Россий ский Коммунистический Союз Молодежи направляет на флот первые две тысячи комсомольцев. Триста комсомольцев командированы специально в военно- морские учебные заведения. Осенью это го же года комсомол посылает на флот еще три тысячи человек. 16 октября 1922 года заседавший в Москве V Всероссийский с'езд комсомола по предложению Ленина и Сталина при нимает решение о шефстве над Военно* Морским Флотом. В обращении с'езда н молодежи и личному составу флота ска зано: «...Учитывая ту колоссальную роль, которую играет Красный Военный Флот в деле обороны подступов к Совет ской рэспублике, и считая необходимым взять на себя основную работу в деле возрождения боевой мощи морских сил Советской России, V Всероссийский с'езд РКСМ постановляет принять шеф ство над Красным Военным флотом рес публики». Ячейки, укомы, горкомы и губкомы РКСМ приступили н отбпру доброволь цев во флот. В ряды ВМФ посылались самые проверенные, самые стойкие ком сомольцы, Из 202 человек, посланных Петроградской организацией РКСМ, аб солютное большинство принадпежз'-о к антиву — секретари и члены бюро ячеек. • Комсомолъсние организации давали своим посланцам наказ: стойко перено сить все тяготы военной службы, быть передовиками в боевой и политической учебе. Так, Курская организация РКСМ в своем напутствии писала: «Стойте твердо у берегов рабочей рес публики. Бейте по рукам е г ~ " т о . кто посмеет посягнуть на право трудящих ся... Готовьтесь стать из комсомол! цсо коммунистами! Тот, кто нарушит наказ там, во фготе, пусть не возвращается в нашу семью. Мы его ке примем». На основании решения с’ езда во флот посылаются тысячи лучших, наиболее стойких членов комсомола. Шефство комсомола над флотом яви лось одним из тех решающих рычагов, с помощью которых партия решала задачу во ^ прж чения и укпепления Военно-Мор ских Сил нашей Родины. 1 9 2 3 По пешению большевистской партии в писаре этого года проводилась «Неделя флота». Центральный Комитет партии прида вал большое значение «Неделе флота». Секретарь ЦК тов. Куйбышев в цирку лярном письме областным и губернским парторганизациям писал: «ЦК РКП(б), придавая неделе Крас ного флота крупное значение, предлага ет Вгм оказать местным органам РКСМ и ПУР’а при проведении этой кампании всяческое содействие и активную под держку». Когсомолыжие организации ведут ак тивное ознакомление широких масс ра бочей и крестьянской молодежи с Крас ным Флотом, его ролью в революционном движении, раз’ ясняют роль и задачи флота в системе Вооруженных Сил, зна комит с бытом и условиями службы мо ряков. Е Комсомол всегда стоял у нас в первых ■ — - ...... ♦ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ ТОМУ НДЗЯД Рассказ напитана 1 ранга то*. А. Баринова радов, которые в годы тмгчавоших ислыта* ний мужественно аащищад свободу я не зависимость нашей Родины. Вот перед моими глазами трое друзей — курсанты Саша Шмелев, Паша Колчпн, Алеша Журавихин. Они всегда были вме сте. Их роцнила среда, го которой они вышли. Все трое были дета иваноэо-эозне- сетских потомственных текстильщиков. Это были настоящие рабочие парни. Они прекрасно учились н в подготовительвом училище, и впоследствии в училище име ни Фрунзе. К началу Великой Отечествен ной войны все трое были уже видными офицерами. А. Шмелев и П. Колчин воевали с врагом здесь, в Заполярье. В той заслу женной славе, которую завоевал наш Се верный флот в Великой Отечественной вой не, немалая заслуга и бывших воспитанни ков Петроградского Военно-Морского подго товительного училища, бывших иваново- вознесенских ткачей, А. Шмелева н П. Кол- чина. Летом 1944 года, выполняя ответст венное задание командования, смертью храб рых попиб капитан 1 рант Александр Шме лев. В Заполярье, на Черном море, на Бал тике, на кораблях н в морской пехоте, всю* ту можно было в годы войны встретить бывших участников первого комсомольского призыва во флот. Все они показали себя, как смелые, волевые командиры, как вер ные сыны Родины. Все они храбро сража лись с врагом и оказались достойными того высокого доверия, которое оказали им со ветский народ, большевистская партия, ленинский комсомол. Связь комсомола и флота крепла с каж дым днем, с каждым годом. Отав военными моряками, мы по заданию командования вели большую агитчщионно^нрооагашйяст’ скую работу среда рабочей молодельи, по пуляризировали Военно-Морской Флот на шей страны, часто выступали вв собра ниях ^рабочей молодежи с докладами о Военно-Морском Флоте. Мы были страст ными агататорвми эа службу во флоте. Хочется отметить еще одну характер ную деталь: многие участники первого комсомольского призыва свою горячую лю бовь к флоту передали в своим детям. 25 лет тому назад пришел во флот В. И. Пла тонов — ныве вице-адмаграл, командующий Северным флопом. Сейчас на одном из ко раблей служит лейтенант Виталий Плато- нецие решепия V с’езда комсомола дать нов, сын вашего командующего. Таких флоту действительно достойное пополне- j фактов немало. В ваши дни на многих ко- рядах наших бойцов. (И. Сталин). ТЯК ВОЗРОЖДАЛСЯ И УКРЕПЛЯЛСЯ ФЛОТ Расснаа капитана 1 ранга тов. А . Виноградова Капитан 1 ранга А. Баринов. Л Л д Никогда не забуду комсомольское собра ние на механическом заводе имени Карла Маркса в Петрограде, где я тогда работал подручным токаря. Молодые рабочие с за таенным дыханием слушали доклад пред ставителя Выборгскою райкома комсомола о решении V с езда РКСМ принять шефство над Военно-Морским Флогом. По разверстке Губкома мы должны были выделить во флот двух наших товарищей. Сердце мое радостно забилось, когда про изнесли мое имя. Вторым назвали моего товарища Владимира Лось. Мне было тогда 17 лет. Я уже несколько лет работал на заводе, выполнял различные поручения комсомольской организации. Активистом был и т. Лось. Через несколько дней нас вызвали в Смольный. У меня было торжественное, приподнятое состояние. Приоделся я в этот день особенно тщательно. Вызов в Смоль ный был большим событием. Здесь, в одном из его коридоров, столпилось много молодых ребят. В Смолыпом заседала специ альная комиссия по отбору. В кабинет вызывали по одаму. Отбор был самый строгий. Речь шла о том, чтобы во испол На службу в Военно-Морской Флот я пришел по путевке комсомол». Мне при шлось не только видеть, как возрождался и укреплялся флот, но и самому активно участвовать в этом большом и трудном де ле. Исключительно большие заслуги в вос становлении и укреплении Военно-Морско го Флота Советского государства принадле ж а ленинско-сталинскому комсомолу. Чтобы правильно понять п оценить эта за слуги. нужно вспомнить обстановку, в ко торой оказались наша страна и наш флот к концу гражданской войны. Шел 1921 год. Полки Красной Армии еще ц>адись с японскими захватчиками, бандами атамана Семенова и барона Унгер- ра на востоке, с белофинскими интервен тами в Карелии. По историческая победа советского парода в гражданской войне была уже одержана. Страна напрягала все свэи силы, борясь за восстановление раз рушенного народного хозяйства. Враги вы жидали благоприятного момента для нового нападения. Нужно было поэтому укреп лять границы молодой Советской республи ки. Ее сухопутные рубежи надеакно при крывала Красная Армия. После победы над интервентами п белогвардейпамп Военно- Морской Флот находился в тяжелом состоя нии, и морские рубежи молодой Совет ской республики были по существу безза щитными. На Черном море основная часть военных кораблей была затоплена в 1918 году советскими моряками по приказу В. И. Ленина, когда эти корабли пытались захватить немецкие интервенты. Па Балтике Кронштадтскую военную га вань старые моряки с горечью называли тогда кладбищем кораблей. И это название отвечало действительному положению. За пущенные и безжизненные, беспорядочно стояли здесь на якорях и приткнувшись к стенкам корабли всех классов. Па каж дом из них находилась лишь команда в не сколько человек для охраны. На Дальнем Востоке имелось всего не сколько устарелых кораблей, экипажи ко торых действовали на суше вместе с пар тизанами и Красней Армией, очищая При- Кзпнтан 1 раита А. Виноградов. д д д номеров больше, и в таких ботинках при шлось ходить несколько месяцев. В помеще нии, где мы занимались, и в общежитии всегда стоял холод. Питались мы тоже пло хо. Но все эти трудности переносили стой ко и не падали духом. Уже в то время комсомольские органи зации на кораблях и в училищах полъоова- лисъ большим авторитетом. ■Командование на них опиралось при решении любых за дач. Если кто из матросов в чем провинит ся, то его разбирали на бюро РКСМ или на комсомольском собрании. Оттуда он выхо дил красный и потный и давал зарок: ни когда больше не допускать проступков. Много уделялось внимания изучению политграмоты. Каждый комсомолец чувст вовал большую ответственность за свою политическую учебу. Комсомольцы были подлинными проводниками идей в решений партии и правительства во флоте. Она нетерпимо относились ко всем ежороси- пие, которое могло бы с успехом решить раблях флота служат сыновья тех, кто 25 задачу его оздоровления и дальнейшего строительства. Сегодня, когда от того дня меня ощеляет четв°рть века, я уж не помню в деталях характер вопросов, которые мне эздаваг лпсь, как не помню в точпости п ответы свои. Помню лишь, что комиссия интере совалась моей работой на заводе, участием лет тому назад с путевкой комсомола при шел во флот. Так рабочие семьи породни лись с флотом, та» служба в Воешо-Мор- | ском Флоте стала традицией в рабочей сре де. Многие современные моряки могут по- 1 праву именовать себя потомственными мо ряками. Шефство комсомола над флотом, пршя- в pai 5 ore комсомолакой организации, моими ™е V с есцом комсомола по инидиатшл взглядами па жизнь, здоровьем. Видно, произвел я неплохое впечатление. Боль шую роль сыграла и характеристика ком Ленина и Сталина, явилось исторически- актом, сыгравшим исключительную роль i дальнейшем развитии Военно-Морских Сил сомольсвой оргашрапии. Я был припят в нашей Родины. Комсомол считал заботу t ряды Военно-Морского Флота и, как и мпо- , Ф50™ пюлм кровным делом. С помощью север- корье от японских а а х в а т™ . Открыты- i * “ »• слУчвйво в военных моряков, мешали делу его вое* становления и укрепления. Флот оживал. Помню, как осенью 1922 года из Кронштадтекой военной гавани в Балтийское море вышло иа маневры не сколько боевых кораблей. Это была боль шая победа. Два года спустя, осенью 1924 рода, мяв пришлось принять участие в первом загра ничном плавании. Крейсер «Аврора» и гие другие, пачрчвлеп в Военно-Морское , комсомола возрождался, рос я развивался наш Военно-Морской Флот. Комсомольцы- моряки были первыми помощниками коман дования во всех проводимых мероприятиях. подготоглггельпое училище. Сотни ребят 16 — 17-летнего возраста съехались сюда со всех концов Советского Союза. Уральцы, москвичи, иваново-возне- сенцы. В ср промышленные центры страны были представлены здесь. Опять тачался отзо-р, строгий, требова тельный. Многие приуныли, то по коридо рам передавался нерадостный слух — всего 300 мест, а приехало 800 человек. Я if па этот раз оказался в числе приня тых. П вот началась моя слулсба во флоте. К сведению тех молодых моряков, которым служба па корабле кажется сейчас суровой, трудной, я должеп сказать, что тот режим, с которым мы столкнулись в Воеяпо-Мор- ском подготовительном училище, был очень строгим. Нас с первого же дня стали при учать к суровой флотской жизни, начали готовить к службе па корабле. Пусть товарищи, которые читают эти ‘ггроки, вспомнят, что это был 1922 год, Мы, курсанты, лично участвовали в ремонте учебных кораблей «Аврора», «Комсомолец», «Трефолев», на которых проводили ежегодно свою трехмесячную летнюю практику. Комсомольцы, которые пришли сразу не в училище, а па корабли, самоотверженно трудились в кочегарках, в орудийных башнях, боевых рубках, разби рали и очищали от ржавчины механизмы, орудия, приборы, поднимали со дна моря потопленные в годы империалистической войны корабли. Для ремонта кораблей не- хватало деталей, инструментов — их иска ли в складах портов, снимали с кораблей, предназначенных к слому. Так, например, краснофлотцы, восстанавливавшие крей сер «Коминтерн», приезжали из Севастопо ля в Кронштадт за частями механизмов. Большую роль в восстановлении кораблей сыграли комсомольцы судоремонтных заво дов. по существу первый мирный год молодой республики Советов. Всюду и во всем ощу- комсомола перед Военно-Морским Флотом, шались еще трудности,* порожденные дол- Основная заслуга ВЛКСМ в том, что под гимн годами войны и интервенции. Трудно ; руководством большевистской партии ос было учиться. Но никто пе сдавал- воспитывал пополнения флота в духе безза ветной предаиноств родной спине, в духе лежнеднггаддпеких идей, ь духе совет- скогг патриотизма. Именно в этом идей ное воспитании заключается основа того героизма, мужества и самоотверженности, которые проявляла флотская молодежь и в годы строительства флота, к в годы Вели- ми и незащищенными оставались ные морские рубежи. Большевистская партия, учитывая ог ромное значение флота для защиты мор ских рубежей молодой Советской республи ки, на X с’езде вынесла решение — при нять меры к возрождению и укреплению Краевого Флота. Возродить флот в то время значило, прежде всего, влить в него свелсую кровь — кадры, отремонтировать, очистить от ржавчины и грязи машины, орудия, при боры, поднять и ввести в строй затоплен ные корабли. Нужно было обучить эта кадры, воспитывать их. Решение этой большой задачи — дать флоту кадры — партия возложила на ком сомол. Воплощая в жизнь эти указания •артии, в феврале месяце 1922 года, ком сомол направил во флот первые две тыся чи комсомольцев, в числе которых был и я. Часть нз этих посланцев комсомола по шла в экипажи, на корабли, часть— в учеб ные заведения. Я был послан в Военно- Морское подготовительвов училище. Это — памятное событие в моей жизни. Ведь в то время попасть служить во флот было нелегко. Желающих было так мпо го, что иа каждое место подавались десят ки заявлений. Комсомольские организации, тогда ячейки, укомы и губкомы посыла ли па флот в первую очередь участников гражданской войны п активистов. Радушны и трогательны были проводы. Помню, как па вокзале, перед тем, как сесть в вагон, нас окружили товарищи. Слушая их напутственныо слова, мы нани мали, что впереди нас ждут большие труд ности. Но мы не страшились их, шли во флот с желанием учиться и настойчиво овладевать знаниями морского дела. Осенью 1922 года, по инициативе Ленина п Сталина, на V Всероссийском с езде РКСМ было официально оформлено шефство комсомола над Военно-Морским Флотом. С’езд выст упил с призывом к учебный корабль «Комсомолец» вышли из Лм.шмтадтской гавани. Им предстояло со вершить большой рейс с эаяодом во многие заграничные порты. Я находился на учеб ном корабле «Комсомолец», носившем это название в честь шефства комсомола над Военно-Морским Флотом. Пройдя Балтийское море, корабли обо гнули берега Норвепвя и взяли курс на се вер. Плавание было длительное. Корабли посетили несколько заграничных портов, побывали в Мурманске, Архангельске п вернулись на свою базу в Кронштадт. Это плавание вооружило нас, моло дых моряков, ботышгмп практическими знаниями морского дела. Каждому из нас приходилось нести вахты, наблюдать дей ствия механизмов и приборов во время ма неврирования корабля. К 1927 гол , благодаря повседневной заботе партии, правительства и активного участия комсомола, восстановление и мо- пространенная среди краснофлотцев пар- дернизация кораблей были в основном за- вого комсомольского призыва, вы я ви в Страницы j героической истории I 1 9 2 3 П§ всей стране проходит обор й о д ных средств, продуктов и материале для флота. Рабочие отчисляют 2 — В процентов своей заработной платы в фонд строительства Военно-Морокого Флота. Петроградские комсомольцы пе редали Балтийскому флоту 400 тыым рублей деньгами, большое количестве сун на, обуви, мыла. Комсомольцы Турке стана отправили для флота большур партию скота. Комсомольцы Москвы типографские машины. Моряки получили от своих шефов огромное количестве ли тературы, музыкальных инструментов Напряженная работа личного ceei флота во главе с коммунистами и к* мольцами вскоре начала давать положи тельные результаты. Корабли оживали. Осенью 1922 года в Финском заливе би ли проведены первые маневры. Несколь ко боевых кораблей вышло из гавани. Это была первая крупная победа в борь бе за возрождение Военно-Мореного Фла та. 1 мая 1923 года на Черном море т* шел в строй крейсер «Номинтерн». В 1924 году совершил переход из Мурмаи- •ка во Владивосток «Боровский». 1 9 2 4 В первое заграничное плавание вькпр крейсер «Аврора» и учебный кораб» «Комсомолец». Военные моряки этих ю - раблей с достоинством и честью п р * несли флаг военного флота Севетенаге государства в заграничных водах и пар тах. 1 9 2 5 Михаил Васильевич Фрунэе дает щ#- сокую оценку роли комсомола в восста новлении Военно-Морского Флота* В своем выступлении на IV Вееооюаией ионференции ВЛКСМ ои говорил: «В лице нашего морского флота мы сейчас имеем хороший, крепкий, воору женный кулан, могущий быть надеж ным оплотом Советского Союза. И этим, повторяю, мы в значительной степени обязаны вам, обязаны тем десяткам ты сяч членов союза, которые были влиты вами в морские контингенты и которые сумели создать там /м моральный и ма териальный перелом». 1 9 2 6 В запас уходят краснофлотцы, подав ляющее большинство которых прибыя* во флот по первой комсомольской моби лизации. За годы службы во флоте ени выросли идейно, получили большие зна ния. Несмотря на исключительную пе регрузку работой, связанной с toocTI* новлением кораблей и занятиями по спе циальности, комсомольцы находили вре мя повышать свой политический и обще образовательный уровень. Анкета Полит» управления Черноморского флота, рас- ся, никто не жаловался. Каждый сознавал, что оп пришел сюда по путевке комсомола, что ему оказано большое дове рие, что комсомольская честь обязывает его оправдать это доверие. Комсомол горячо откликнулся на призыв партии. Он послал во флот своих лучших питомцев из числа рабочей молодежи, к то- Отечественной войны, му времени уже прошедшей определенную школу жизни, закалившейся в пролетар ском котл^ За 25 лет слулаш во флоте из первого комсомольского пополнения вырос* ло немало прославленных офицеров и адмп- п ______ комсомольцам и всей трудящейся молоде- ля;- 1 ! заслуги ленинско-сталинского jj-д помогать Красному Военному Флоту и его морякам. Сразу после окончания с'езда местные комсомольские организации посла ли во флот еще 2500 лучших своих пред ставителей. * В январе месяце 1923 года по решению партии проводилась «Неделя флота», в ко торой комсомол принимал самое активное участие. Местные организации проводили субботники, делали отчисления от зарпла ты, собирали добровольно денежные сред ства. Все это передавалось флоту. А мы в его время уже учились и реаль- Дело чести нашей современной флотской во ощущала эту помощь. Вначале было молодежи — быть верной традициям пер- трудно. Обмундированы мы бы л плоао. вых комсомольцев флота, отличной службой Верхнее платье и обувь выдавались чет- и учебой, крепкой воинской диспиптииой вертой, пятой категории носки. Помню, как умножать славт. жягчго Флота. I мне первый раз вьадали ботинки на пять вершены. По комсомол продолжал держать шефство пад флотом н в последующие го ды. Особенно рос н укреплялся Военно- Морской Флот в годы сталинских пятиле ток. К началу Великой Отечественной вой ны он представлял собою грозную воен ную силу. Еще больше окрепла связь ленинско- сталинского комсомола с Военно-Морским Флотом в годы Великой Отечественной вой ны. Согни и тысячи комсомольцев шли добровольцами во флот, на корабли И в боях показывали пример мужества и стой кости. Многим морякам-комсомольцам, про славившим себя в этих боях за Родину, присвоено высокое звание Героя Совет ского Союза, тысячи награждены пра вительственными накградими. Комсомольцы тыла неослабно следили за боевыми делами моряков, радовалась их успехам, собирали средства па постройку новых боевых ко раблей. За 25 лет шефства комсомола заек Воен но-Морским Флотом ленинско-сталинский комсомол много сделал для ею восстановле ния я укрепления. Молодые комсомольцы, недавно пришедшие во флот, должны про должать славные традиции своих стерпнп товарищей. Отлично учиться, вестовчзво овладевать званиями морского дела, не устанно крепить дисциплину — долг каж дого военного моряка-комсомольца. % что 99,8 процента из них являются постоянными читатвлями газет, 7$ про центов — активные общественники, 1 9 2 7 В основном заканчивается воестаиа»- ленне м модернизация старых кораблаЦ. Пятилетие шефства ленинско-сталиискв- го комсомола над Военно-Морским Фло том отмечается новым большим притоиам комсомольцев в ряды ВМФ. 1 9 2 9 Товарищ Сталин посещает иорабли флота, в том \ числе крейсер «Чарвона Украина». Вождь народа даат высокую оценку морякам: «Был на крейсере «Черв. Украина». Присутствовал на вечере самодеятельно сти. Общее впечатление: замечательные люди, смелые, культурные' товарищи, готовые иа все ради нашего общего де ла. Приятно иметь дело с такими това рищами. Приятно бороться с аратами в рядах таких бойцов».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz