На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
За нашу Советскую Podunyt ПЯРЬЯ ! № 240 (2931). Воскресенье 12 Ежедневная газета Северного флота 1 '| октября 1947 г. Гоя юления 11-й С е г о д н я Б. ЮйплаЛОпш. — Псртый корабль ре волюции (1 сир.). Инжедер -ю сш тав-ле&геядр г Г . Ф р уж ю н . — Готовить корабли к зиме (2 стр.). М. Кузнецов. — Старшина 1 стагьв Ковалевко. (2 стр.). М еждународны й обзор (2 стр.).' На заре развития советского флота! в н о м е р е : Капитан 1 ранга А , Баринов. — Д в зд да ть пять лет том у назад. Капитан 1 пзнгл А . Виноградов. — К а к возрождался в укреплялся флот. (3 стр.). Беспримерное нарушение п р тщ п п а в я правил ООН . (4 стр.). М атросские д о с у ги (4 стр .). I Везде и всегда хранить честь советского воина Большой, всенародной любовью и уваже нием пользуется советский военный моряк. Всюду, где бы он ни появился, на него смотрят, как на представителя славных героических Военно-Морских Сил социали стического государства, передового, куль турного и сознательного человека. Совет ские люди видят в лице военного моряка образец дисциплины, подтянутости, при мер вежливости и аккуратности. Таким уважением моряк пользуется прежде всего потому, что он принадлежит r числу ззщитнпков своей великой Роди ны, потому, что он является воином Во оруженных Сил Союза Советских Социали стических Республик. Форма, которую но сит советский военный моряк, пятиконеч- 1 ная ззезда па его бескозырке, погоны на шинели, надпись на ленточке — обязы вают его везде и всегда помнить об ответ ственности за свое поведение, свято хра нить честь и достоинство советского вои на. После напряженной боевой учебы и службы на корабле матросы и старшины получают разрешение уволиться на берег, чтобы отдохнуть, культурно развлечься. Высокая , дисциплина и организован ность в часы увольнения требуются от каждого моряка не в меньшей, а даже в большей степени, чем в любое другое вре мя. Пе спроста дисциплинированные, при мерные воины со всей серьезностью гото вятся к увольнению на берег. С особой тщательностью онп приводят в порядок свое обмундирование, уделяют много внимания своему внешнему виду. Созна ние того, что предстоит появиться на улицах города или в обществен ных местах, среди гражданского насе ления, заставляет моряка подтянуться, по казать пример аккуратности и опрятности. По дело не только во внешнем виде. Мо ряк, заботящийся о сохранении tчести и достоинства советского воина, в часы увольнения п внутренне собран, оп подает пример вежливости в обращении с людь ми, ведет себя, как подобает передовому советскому человеку — культурно п так тично. Такое поведение военного моряка в ча сы увольнения присуще подавляющему большинству наших старшин и матросов. Нечего и говорить, что моряки, соблюдаю щие эти необходимейшие требования воин ской дисциплины и порядка, пользуются вполне заслуженным авторитетом и уваже нием. О них всегда говорят, как о людях, с которых следует брать пример. Матросы я старшины, дисциплинированные и на корабле, и па берегу, — на лучшем счету и у командования, и среди экипажа. Попадаются, однако, среди матросов п старшин флота люди, которые своим не достойным поведением на берегу роняют честь и достоинство советского воппа. Пх— незначительное число, но вред онп наносят большой делу укрепления воинской дисцип лины. Забывая о своей ответгтвешго- стп, о высоких обязанностях советского воина, отдельные недисциплинированные матросы, а подчас и старшины позволяют себе поступки, несовместимые с воинским этикетом, с требованиями наших уставов. Что может быть позорнее недостойного по ведения матроса! Однако иной раз на ули цах города или в общественном учрежде нии можно столкнуться с фактами подоб ного рода. Нзрушптелп воинской дисцип лины из среды несознательных матросов, нисколько пе смущаясь, выражаются не цензурными словами, толкаются в прохо дах, грубят, а то п учиняют дебош. Только возмущение и отвращение вы зывает у окружающих такой матрос. На него смотрят, как на урода в здоровой семье, как на человека, который иотерял совесть и честь, пе дорожит пи своим до стоинством, пи достоинством своего кораб ля и флота. Болес того, такой матрос, на рушая требования дисциплины, хочет он этого или не хочет, своими недостойными поступками наносит ущерб делу укрепле- -------------------О пия боевого могущества флота, ибо важ нейшей основой этого являются высокая дисциплина, организованность и порядок. Решительно бороться за примерное, об разцовое поведение матросов на берегу в часы увольнения — повседневная задача каждого офицера, партийной п комсо мольской организаций. В воспитании дис циплины нельзя сбрасывать со счета та кое важное дело, как поведение личного состава вне корабля или части. Между тем, па некоторых кораблях флота об этом непростительно забывают, совершенно не интересуясь, как ведут себя матросы и старшины, находясь па берегу. Отправляя людей на увольнение, командиры пе про веряют их внешний вид, не напоминают о правилах поведения па берегу, подчас да же не интересуются, кто куда намерен пой ти, как предполагает провесги свободное время. Надо прямо сказать, что подобное без участное отношение, в большинстве своем, и приводит к фактам недисциплинирован ности и распущенности отдельных ма тросов. Совершенно неправильной надо считать практику, когда увольнение личного со- стаьа на берег происходит, как чисто фор мальный акт: командиры отделений пред ставляют списки, командир БЧ их утверж дает, и этим, собственно, ограничивается вся забота командования об увольняющих ся. Как на пример, достойный подражания, можно сослаться на работу партийной ор ганизации, где секретарем младший лейте нант т. Белов. Партийная и комсомоль ская организации этого корабля взяли на себя инициативу быть организаторами до суга и отдыха матросов в часы увольне ния. На корабль заблаговременно достав ляют билеты в зрелищные предприятия и время от времени устраивают экскурсии пли коллективные посещения клуба, про гулки. На этом корабле четко выполня ются уставные положения порядка увольнения на берег. Перед тем, как сойти с корабля, все увольняющиеся выстраи ваются па палубе, командиры осматривают их внешний вид, требуя подтянутости, на путствуют, как вести себя на берегу, а прп возвращении интересуются, кто как провел время, где был и чем занимался. Строгая дисциплина увольнений в сочетании с той работой, которую проводят партийная п комсомольская организации, воспитывает у матросов чувство ответственности за свое поведение на берегу. Надо, чтобы поведение каждого матроса в часы увольнения было предметом по стоянной заботы командиров, политработ ников, партийных п комсомольских орга низации. Это вовсе не «второстепенное де ло», как думают некоторые командиры. Матрос, пе умеющий вести себя вне сво его корабля или части, пе молит быть примерным и на службе, у него явно не благополучно с воинской дисциплиной. Та кой матрос нуждается в серьезном воспита нии, ибо его недисциплинированность па берегу не может пе отражаться п нз вы- иоллешш служебного долга. Против нарушителей порядка и дисцип лины, позорящих своим недостойным пове дением почетное звание советского воина, надо вести беспощадную борьбу, в корпе пресекая проступки, как невыполнение тех высоких обязанностей, которые возло жены на военнослужащего нашими уста вами. Грубость, некультурность, развяз ность и тем более пьянство — все это чуждо советскому воину и является не чем иным, как признаком мелкобуржуазной распущенности — качества, не имеющего пичего общего с моральным обликом совет ского военного моряка. Везде и всегда свято хранить честь и достоинство советского воина, оберегать свои авторитет — обязанность каждого военнослужащего, его долг перед пародом, перед социалистической Родиной. Слово шахтеров— нерушимое слово Не шея товарища Сталина продолжают поступать письма от советских горняков, в которых они берут на себя новые, повы шенные обязательства, лают слово встре тить праздник 30-летия советской власти тысячами тонн сверхпланового угля. Боль шие обязательства взяли горняки Сталин ской области. Шахтеры треста Снежнян- антрацит обязались выдать в этом году 100.000 тонн сверхпланового угля, треста Зуевантрацит — 60.000 тонн угля сверх плана, треста Рутченковуголь — 70.000 тонп, треста Макеевуголь — 20.000 тонн, треста «Сталкнуголь» — 10.000 тоян, треста* Чистя»ковантрацит — 33.000 тонн. «Мы клянемся перед Вами, наш друг и учитель, Иосиф Виссарионович, — пишут шахтеры Сталинской области, — т о в кратчайший срок преодолеем отставание всех трестов, шахт и участков и встретим 30-ю годовщину Великого Октября новы ми трудовыми победами. Мы добьемся вы полнения и перевыполнения заданий по добыче угля и подготовительным работам. Это будет нашим лучшим ответом на сталинскую заботу о горняках». Рабочие, работницы, инженерно-техниче ские работники и служащие предприятий угольной промышленности Средней Азин в своем письме к товарищу Сталину рапорту ют, что свое обязательство— выдать на-гора сверх 10 -месячного плана 80.000 тонн угля — они выполнили досрочно, к 15 августа. Горняки Средней Азии обязуются выполнить годовой план угледобычи 15 декабря 1947 г. и дать в текущем году сверх плана 125.000 тонн угля. Они обя зались также ввести в экеялоатапию в ок тябре— ноябре 1947 г. две новые шахты на Ангрене и в г. Кизил-Кия мощностью по 300 тысяч тонн угля в год. Среднеазиатскими горняками взяты также следующие обязательства: выпол нить годовой план по основным подготови тельным работам на 104 процента; ввести дополнительно в работу до конца года 15 очистных забоев; повысить про^бводаель- ность труда рабочих эксплоатацин против плана на 8 процентов; довести производи тельность врубовых машин до 2400 тонн в месяц; снизить зольность угля на 0,5 про цента; снизить себестоимость угля; отгру зить до конца года сверх плана для нужд транспорта и промышленности 100 эшело нов угля. Шахтеры комбината Хабаровскуголь обя зались дать сверх годового плана 60.000 тонн угля; обеспечить к 1 января 1948 г. запасы угля, подготовленные к выемке, в > количестве полмиллиона тонп; Командир отделения моторветов гвардии старшина 1 статьи В. Фролов. Его отделение — передовое на корабле. Фото М. Бугалова. ------------------------------------ ♦--------------------------------- Образцово освоил свою специальность Когда Иван Терехов уходил пз дому служить на флот, мать дала ему напут ственное слово: «Служи, сынок, честно пашей любимой Родине. Не опозорь моих седпп п боевых заслуг отца на войне. Будь всегда примерным». Внимательно выслушав на/каз матери, он заверил ее, что будет исправно нести службу ц станет отличным моряком. С честью оправдал эти слова Терехов. С отличными оценками окончив школу, он прибыл па корабль. Тепло встретили мо- повьзеить лодых моряков старослужащие матросы и производительность труда на 5 процентов охотно приняли пх в свою боевую семью, против плана; снизить себестоимость угля Вскоре после ознакомления с кораблем на 2 процентз; снизить зольность на 0,5 Терехов получпл заведывание. Командир процента против стандарта. Они обязались отделения старшппа 2 статьп Перфпльев также подготовить свыше 1000 человек ознакомил его с расположением сложных различных квалификаций — машинистов экскаваторов и их помощников, машини стов паровозов, взрывщиков, горных и до рожных мастеров. «Перед лицом всето советского народа,— пишут шахтеры комбината Хабаровек уголь, — мы даем Вам, Иосиф Виссарионович, свое крепкое шахтерское слово с честыо механизмов, показал, (как пужно обра щаться с нимп. С большим желанием слушал на заняти ях н тренировках матрос Терехов своего командира. Что трудно было запомнить, он записывал в свой блокнот и стара тельно чертпл схемы боевых механизмов своего заведывапия. Много работал оп са- выполнить взятые на себя обязательства», мостоятсльно в свободное время. Часто (ТАСС). уточнял па механизмах то, чему учил его командир отделения теоретически. Благо даря такой кропотливой работе, матрос Те рехов хорошо изучил заведывание и сдал зачеты на штатного специалиста. Старшина 2 статьи Перфильев всегда ставит в пример другим отличника учебы матроса Терехова. В период летней кампании Терехов са мостоятельно обслуживал механизмы, за что получил несколько благодарностей от командира отделения и командира боевой части. Сейчас матрос Терехов — штатный специалист машинной группы БЧ-V. Он отлично знает свое дело и помогает дру гим матросам освоить специальность. Командир отделения старшипа 2 статьи Перфильев доверяет матросу Терехову во всем п часто дает ему сложные задачи, < которые тот успешно выполняет. Много работает Терехов над своим поли тическим образованием: читает художест венную п политическую литературу, изу чает псторию пашей партии и биографии ье.тикпх вождей товарищей Лепила п СтаЛипа. Старшина 1 статьи Н. ШАВРИН. = » К 25-летию шефства = = = комсомола над флэтом Беседы, доклады, витрины На собрании комсомольцев корабля Н. секретарь комсомольской организации старшина 1 статьи Княжев сделал до клад о 25-летии шефства комсомола над Военно-Морским Флотом. Вслед за ним выступил комсомолец Сухарев. Он напомнил о тех, кто отдал свою жизнь за Советскую Родину. И в памяти участников собрания воскресли имена героев корабля — матросов Горде ева, навечно занесенного в еппекп лич ного состава, и Сергейченко, погибших смертью храбрых в неравном бою с вра гом. — Их воспитала наша комсомольская организация, — сказал Сухарев. — Они для всех нас— пример служения Родине. Будем же свято хранить п множить славные боевые традиции корабля. Комсомольцы Михайлов, Чернышев и другие, выступая на собрании, дали сло во встретить юбилей новыми успехами в боевой и политической подготовке, от личным освоением своей специальности. О личным составом другого корабля старший матрос Ножин провел беседу: «Историческое значение шефства ком сомола над флотом». Тов. Ножин назвал фамилии комсомольцев корабля— участ ников Отечественной войны старши ны 2 статьи Громова, матроса Алек сандрова и других. Эти товарищи и сей час, в мирное время, являются отличны ми моряками. В гвардейской подразделении 'кораб лей принимает праздничный вид каюта политико-просветительной работы. Под руководством мгтроса Нехаенко оформ ляются витрины: «Комсомольцы — от личники боевой и политической подго товки», «Комсомол и Военно-Морской Флот». В витринах будут отражены ге роические подвиги гвардейцев подразде ления в годы Отечественной войны, напряженная учеба в послевоенное вре мя. В комсомольской организации, где секретарем старшина 1 статьи Кузнецов, к юбилею готовится концерт матросской художественной самодеятельности. Комсомольские организации, где сек ретарями старшина 1 статьи Малышев и младший лейтенант Михайлов, посла ли на родину комсомольцев-отличников письма. В .кают-компании одного из кораблей прикреплена небольшая бронзовая доска с надписью: «Построен на средства комсомольцев, пионеров и школьников Хабаровского края в 1944 г.». Комсо мольцы этого корабля послали комсо мольцам и молодеяга Хабаровского края письмо, в котором рассказывают о слав ном боевом пути корабля, об успехах в учебе, которыми они встречают 25-ле- j тле шефства ленинско-сталинского ком сомола над флотом. Капитан Н. ЛОГИНОВ. Начались занятия в заочных вузах Начался новый учебный год в заочных вузах страны. Приступили к занятиям 3450 человек, обучающиеся на факультете усовершенст вования недавно организованного Всесоюз ного заочного энергетического института. Продолжается прием студентов на другие факультеты, готовящие инженеров 11 спе циальностей. В Ленинграде, Свердловске и Киеве открыть’ филиалы института. Вуз рассчитан на 10 тысяч заочников. Втрое увеличилось по сравнению с прош лым годом количество студентов Москов ского заочного института металлопромыш ленности. На пяти его факультетах обу- чгются 3660 будущих атециалистов по тех- работать вечерние отделения гаститута на ряде крупнейших заводов страны. 1500 студентов — в полтора раза боль ше, чем в прошлом году — зачислил Все союзный заочный индустриальный инсти тут. За 20 лет своего существования этот вуз подготовил и опубликовал- более ЗОО учебников, учебно-методических пособий » специальных .протралим. Заочное обучение ведется в 16 специаль ных высших учебных заведениях и 372 от делениях вузов страны. Они готовят 215 тысяч специалистов различных отраслей При заочных высших учебных заведениях Москвы и Ленинграда организована аспи рантура. Сотни лиц с высшим образованием готозятся без отрыва от основной работы нологшг мзгтгилостэоения, автсмапганострое- ; к научно-исследовательской деятельности, нию, тракторостроению, паровозо-вагоно- : защите диссертаций на соискание ученых строению. В новом учебном году начали ! степеней и званий. (ТАСС). Первый корабль революции На Неве, напротив старинного здания Горного института, стоит трехтрубный крейсер. Это первый корабль рево люции— «Аврора». По сходням, ведущим от гранитной набережной па борт кораб ля, поднимается группа людей в штат ском. Заместитель командира крейсера Д. И. Бабурин встречает очередную экс курсию ленинградцев, рассказывает боевую биографию «Авроры». ...Крейсер был заложен полвека назад — в 1897 году — на одной из верфей Петербурга. Три года спустя корабль со шел со стапелей, а еще через три года па нем был поднят русский военно-мор- ской флаг. Первый дальний поход в составе эс кадры Балтийского флота «Аврора» со вершила незадолго до русско-японской войны. Во время войны крейсер пересек три океана и, обогнув Европу, Африку и Азию, направился в один пз русских дальневосточных портов. В Цусимском проливе десять крупных японских кораб лей заставили «Аврору» принять нерав ный бой. Огнем неприятеля корабль был сильно поврежден, но, несмотря на это, он вырвался из окружения. После русско-японской войны «Авро ра», вновь вернувшаяся в состав Бал тийского флота, совершила несколько дальних рейсов — побывала в Среди земном море, в Индийском океане. В го ды первой мировой войны она вела ус пешную борьбу с немецким флотом, уча ствовала в ряде крейсерских операций, отражала попытки немцев овладеть Риж ским заливом. В 1916 году крейсер стал на капи тальный ремонт. После Февральской ре волюции команда корабля избрала судо вой комитет. Па июльскую демонстра цию авроровцы вышли с большевист скими лозунгами. В ночь на 25 октября 1917 года команда крейсера получила предписание привести корабль в боевую готовность. «Аврора» поднялась по Неве до ближай шего к заливу моста. По условному вы стрелу с Петропавловской крепости крейсер должен был открыть огонь из 6 -дюймового бакового орудия по Зимнему дворцу, где находилось тогда Временное правительство. Сигпал раздался, и «крей сер «Аврора» громом своих пушек, на правленных на Зимний дворец, возве стил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической револю ции» («Краткий курс истории ВКП(б)»). Во время Октябрьской оеволюцин с «Авроры» был высажен дсс^и* моряков на берег. Отряды балтийцев с падппсью «Аврора» на ленточках бескозырок мож но было видеть прп захвате телефонной станции п других стратегических об’- ектов. Поезда увозпли революционных моряков, ехавших на помощь москвичам, в Могилев — для ликвидации вражеско го мятежа в ставке Духонина, в разные концы молодой республики — для борь бы па сухопутных фронтах гражданской войны. Ь августе 1918 года последняя группа матросов покинула обезлюдевший корабль, и оп был поставлен на консер вацию в Кронштадтскую военную га вань. - В ..день пятилетия советской власти питерские рабочие- с радостью увидели возрожденный к жизни крейсер на том самом месте, откуда прозвучал историче ский выстрел по Зимнему. В августе 1923 года ЦИК Союза ССР принял шефство над крейсером, а 7 но ября 1927 года — в десятилетие Ок тябрьской революции — Президиум ЦИК СССР, наградил крейсер «Аврора», как отдельную войсковую часть Красного Флота, отличившуюся в дли Октября, орденом Красного Знамепп. В последующие годы краснознамен ный крейсер совершал учебные плава ния с будущими офицерами советского Военно-Морского Флота, которые прохо дили па корабле морскую практику. Не задолго до Отечественной войны «Авро ра» стала в очередной капитальный ре монт. В первые же военные дни красно флотцы ушли па сухопутный фронт обо ронять Ленинград от немецкого нашест вия. Авроровцы не посрамили традиций прославлелного крейсера, они самоот верженно дрались на суше, героически защищая город Ленина в отрядах мор ской пехоты. После ожесточенных нале тов вражеской авиации корабль был сильно поврежден. Его орудия былп пе реставлены на бронепоезда... Советский народ решил навеки сохра нить первый корабль революции. В день 30-летия Великой Октябрьской социали стической революции краснознаменный крейсер снова бросит якорь напротив на бережной Красного Флота, где в память исторического выстрела «Авроры» уста новлен гранитный обелиск с барельефом корабля. Позже корабль-памятник будет пе реведен на другую стоянку — на Боль шую Певку при слиянии ее с Невой. Здесь, на набережной, высится красное здание, построенное в честь двухсотле тия осиования Петербурга. По обеим сто ронам входа расположены морские пуш ки. Надпись на мраморной доске гласит, что в здании помещается Ленинградское военно-морское нахимовское училище. «Аврора» станет учебной базой для его воспитанников. Старые авроровцы не забывают род ного корабля. Недавно в гости к команде пришел участник первых боевых похо дов кройсера и Цусимского боя Апдрей Павлович Подлеспый. Бывает здесь быв- шпй председатель судового комитета и первый комиссар «Авроры» Александр Викторович Бельппев, работающий па одном пз ленинградских приборострои тельных заводов. Заходит член судового комитета 1917 года Тимофей Пваповпч Липатов. Частый гость на крейсере — бывший мичман «Авроры», зафиксиро вавший в вахтенном журнале историче ский выстрел, Лев Андреевич Поленов, ныне один пз руководителей нахимов ского училища. Е. КАПЛАНСНИЙ. ЛЕНИНГРАД. л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz