На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
T t вктябрл 1947 r , Jft 239 <2930)u И A С Т Р А Ж Е 1 А П 0 П Я Р 6 Я Выступление А. Я, Вышинского по греческому вопросу на заседании 1-го комитета Генеральной Ассамблеи 6 октября 1947 г. (Продолжение. Начало ас. в № 238.) Таким обрапом, можно констатировать, что работа членов, которых называют боль- шииствоо! комиссии, как в отношении со- брэагыс им» данных, так и в отношении вт очевитюгти, а тем более выводы, кото рые комиссия сделала на основе этих дан ные, являются совершенно неудовлетвори- т елизыми. Она не дает никакой возможно- Яки сделать заключение, которое, однако, ^ш и л а с ь сделать американская делегация, внеся свои предложения о какой-то вооб ражаемой утрозе со стороны Албании, Болгарии и Югославии политической неза- вк< имости и территориальной целостности Греции. Какие выводы из сказанного напраши ваются сами собой? Первый вывод. Метод, которым пользо валась в своей работе комиссия, «е обес печил об’ектиэного подхода к аелу и при вел к тому, что комиссия действовала не кок следственный орган, а как орган обви нения. Второй вывод. Условия, в которых пр.о- изводились расследования, не позволяли делать заключений, покоящихся сна здо ровых юридических принципах», как со вершенно правильно констатирует фран цузский представитель. Иначе говоря, в работе комиссии не было соблюдено ос новных требоз-зииц, преа’являемьтх ко вся кому доброкачественному расследованию, требования, чтобы факты был» представле ны точно и полно, без извращений и без политической предвзятости. Третий вывод. Данные, приведенные ко миссией, не дают оснований дли тех выво дов в отношении Югославии, Болгарии и Албании, к которым пришло так называе мое большинство комиссии. Оно, это боль шинство комиссии, кроне того, сознательно умалчивает о фактах, изобличающих грече ское правительство, как виновника создав шегося внешнеполитического положения на Балканах. Эти три вывода должны был» бы приве сти большинство комиссии к четвертому выводу, а именно к выводу о том, что обвинения, пред’явленные греческим прави тельством и поддержанные с такой, заслу живающей лучшего применения энергией, как это делают представители США, Ве ликобритании, Бельгии, — не подтвержде ны и не дают оснований для пред*явления к правительствам Албании, Болгарии и Югославии каких-либо претензий. Наобо рот, имеется достаточно данных, чтобы пред’явить обвинения греческому прави тельству. II. Гражданская вскна в Греции и Соединенные Штаты Америки соответствующие меры, чего, однако, о нем «никак нельзя сказать. Комиссия не могла отрицать и того фак та, что болгарское правительство еще весной 1946 года, то-есть почти полтора года тому назад, выразило свою готовность снова привести в действие греко-болгар ское пограничное соглашение от 1931 г., действие которого было прервано войной, и обратилось к греческому правительству с лоосьбой выполнить этот протокол, хотя бы и с необходимыми изменениями. Одна ко греческое правительство не ответило на это поедложение, сославшись на отсут ствие между двумя странами дипломатиче- Делегации СССР и Польши пришли имен но к такому заключению. Советская делегация считает, что основным факто ром, вызвавшим напряженное положение в северных «ограничных районах Греции, используемое греческой военщиной для провокационный действий против Югосла вии, Болгарин и■Албании, является внут реннее положение в Греции, острая борьба меилду греческими демократическими и ан тидемократическими силами, сгруппировав шимися вокруг грече:кого правительства, ^поддерживаемого реакционными кругами Лккоторьпх иностранных государств. Соз- даклееся в северных -районах Греции поло жение является в значительной степени следствием этого иностранного вмешатель ства во внутренние дела Греции. Это вме шательство используется антидемократиче скими ситами Греции, соединившимися вокруг элементов, скомпрометировавших себя сотрудничеством с фашистскими ок- купаеггаоги, что затруцняет установить нормальные отношения меомду Грецией и сссодними с ней государствами. К такому выводу приводят многие фак ты. известные всему миру, факты, которые без труда могла бы представить Генераль ной Ассамблее комиссия по расследованию инцидентов на гречеочих «границах, если бы она действительно стремилась к об’ектив- ности и беспристрастию. Но при всем своем стремлении замять эти факты и предста вить положение на греческих границах в не выгодном для Югославии, Болгарии и Ал бании свете, комиссия этого не смогла сде лать, ибо, вопреки ее тенденциозному отно- шенио к делу, на кгчждом шагу она натал кивалась на такие данные, которые говорят сами за себя и совершенно игнорировать которые не было никакой возможности. Эти факты оказались настолько вопию щими, что'комиссия вынуждена была в ответ на греческое обвинение по поводу многочисленных пограничных инцидентов признать необоснованность таких обвине- j репствовал в Греции тогда и сви- ляются основным двигателем греческой политики». Сейчас положение в этом 1 отношении стало еще более острым. Американские власти взяли ка себя с 1 сентября снабже ние греческой армии, жандармерии и поли ции. Происходят непрерывные совещания греческих властей с участием представите лей американских и английских военных мис сий, американских экспертов по военным н другим вопросам. Митястерством наци ональной экономики командует американ ский эксперт Лоуисон. Он же является председателем смешанной комиссии по вопросам внешней торговли. Без его ведо- танских войск в Греции небито иное, как участие этих войск в гражданской войне на стороне цалдаристской клики? Это г-н Спаак называет законной по мощью законному правительству, но это-* явное, грубое, незаконное вмешательство вутый комитет по иеАкшателъству а испанские дела. Известно, что на деле этот комитет превратился в орган, задачей ко торого было не мешать Гитлеру и Муссо лини вмешиваться во внутренние дела Испании, героически сражавшейся против во внутренние дела Греции. Вот как г-н фашистской военщины во главе с мятеж- Спаак защищает принцип помощи всякому ным генералом Франко. «законному» правительству. История повторяется, хотя и с некого- Но как обстояло дело с этим принципом, рыми изменениями. Тот факт, что фашист- когда шла борьба законного республикан- , ский мятеж шел против законного прави- ского правительства Испании — Кабалье- тельства, не беспокоил и не волновал ро тг Негрина, поддерживаемого испан- : героев невмешательства, которое яспользо- иости, ни прогрессивности этого прави тельства, — чтобы вновь направить огонь против сил демократии, против народа. Направляются все силы в призываются ва помощь все адвокаты, чтобы оправдать помощь «законному» правительству Цалда- риса в его борьбе с демократическим дви жением в Греции, чтобы оправдать антина родные блоки и коалиции. Такое, с божьей помощью, поворот. Но нужно сказать, что при всем различии под хода к вопросу о праве правительств Испа нии и Греции на помощь со стороны дру- ским народом против фашистских мятеж- вано было Гитлером и Муссолини претив I гих государств здесь есть нечто общее: ных сил генерала Франко? Тогда это дей- сил демократии и испанского народа. Те- ствитсльно законное правительство не перь хватаются за различные доводы фор- только не получило никакой поддержки, мально-юридического характера, вроде , Тогда усилиями Лиги наций, где г-н Спаак ссылок на законность правительства, — что j подлинной демократии, ьот где источник играл немалую роль, был создан пресло- вовсе, однако, не означает ни демократии- »гнева. это страх перед неукротимым ростом обще- вроде ст»енны* сил. стремящихся к укреплению V. Ному мешает государственный суверенитет народов окнх отношений. Разве это обстоятельство ма греки не имеют права производить не свидетельствует о миролюбивом стрем лении болгарского правительства по отно шению к Гвеции и, наобЬрот, о таких стре млениях Греции по отношению к болгар скому правительству, которые мало поло жи на миролюбизые? Поэтому совершенно не соответствует действительности заявление г. Цалдариса, что «мир и спокойствие в Греции будут восстановлены лишь тогда* когда будет положен конец атакам с севера». Атаки про- «икаких закчтлок за границей. Государст венным казначейством командуют амери канские эксперты: Рознен — по бюджет ным вопросам и Спенсер — по вопросам Несколько слов о государственном су веренитете. После легкого кавалерийского налета, предпринятого Макнейлом против государственного суверенитета, враги госу дарственного суверенитета ввели в дело более солидное орудие, рать которого должна была сыграть речь г-на Спаака. Идею государственного суверенитета Спаак обстрелял такими эпитетами, как «полити ческое покрывало», «старая, вышедшая из моды идея», «старая реакционная идея». Но артиллерийской атаки все же не полу чилось, хотя шума и треска было немало. Ни настоящего «снаряда», ни одной новой мысли г-ну Спааку выпустить не удалось, ибо все, что он говорил, уже до него (и нужно прямо сказать —лучше его) было сказано теми противниками государственно го суверенитета, которые вот уже двадцать лет проповедуют эту подозрительную руководством Дюги и выступления и другие меры против ино странного капитала. Пробуждающиеся к на циональному самосознанию народы стре мятся использовать те средства и способы для своего экономического и политическо го освобождения, какие сам капитализм им дал в процессе борьбы ^за свое господство. Выдвигается идея создания единого на ционального, независимого суверенного го сударства, которое должно предотвратить эксплоатацию своего народа капиталистиче скими пришельцами из чужих стран. Но странам, стремящимся к экономическому господству, к расширению сферы своего экономического и политического влияния? мешает государственный суверенитет дру гих стран. Стремление к монополиям не вяжется с грессивному» движению империализма, шествующему по миру с широко раскрыто* пастью и с протянутыми далеко вперед хищными лапами. Г-н Спаак говорил, чти государственный суверенитет «вышел из моды». Г-н Спаак неточен, эту идею хотят вывести из моды, т. к. сильные капитали стические страны больше в ней не нужда ются, эти страны нуждаются в обратном: в уничтожении как идеи суверенитета, так и самого суверенитета других государств. Государственный суверенитет—знамя не зависимости н борьбы многих и многих стран против хищнических аппетитов капи талистических монополий. Призыв г-на Спаака отбросить «все атрибуты националь ного суверенитета» может служить пре красной иллюстрацией только-итг> гчаз* 1 - доктрину под зарплаты и штатов государственных учре- | других юристов, вроде Морелле, Жор- ждеинй. Увеличивается греческая армия. «а жа Сселля, Луи Лефюр, впоследствии 30 тысяч человек за счет американских •оказавшегося коллаборационистом. от- субсидин. Подготавливаются мероприятия по I кровенно защищавшего в своем «Курсе ряжаются в поход против идеи государст организации так называемой национальной 1 международного права» правомерность венного суверенитета, в котором уже не такими принципами, как государственный h om v . Это в интересах крупных капитали- суверенитет, являющийся могучим нрепят- ; стн*геских монополий, мечтающих о миро- ств*«еч к осуществлению таких стремлений, вом господстве. Естественно, г-н Спаак и Отсюда попытки покончить с государст венным суверенитетом. Ученые — юристы, экономисты, дипломаты, политика — сна- гвардии, причем американцы сашсциоицро- вали набоо в гвардию 50 тысяч человек. тив правительств® Цалдариса идут по всей Разрабатываются меры по «полному уничто- стране. Гражданская война в Греции идет на всей греческой территории, охватывая наиболее удаленные от северных границ районы, такие, как 'Пелопоннес и острова. Эта во&ц, является главной причиной беспорядка в северной Греции, об’ясняю- щегося ненормальным внутриполитически» положением в этой стране. Факт диких наследований национальных меньшинств и политических оппозиционных групп греческим, правительством не подле- женипо повстанцев». В Совете националь ной обороны, кроме греческих министров, обязательно участвуют начальники аме риканских и английских военных миссий: Лавсей, СтакенЗерг, Ролинс, Тальбот, Грон, Цикхэм. Полным ходом идет под руковод ством американцев так называемая подго товка по очистке государственных учреж дений. Таким образом, от самостоятельности и суверенитета Греции ничего не осталось. жиг никакому сомеению. Это была выиуж- Завершился окончательный переход грече- деш нршиАть комкеня, указавшая га- скоЯ правительственной машины под пол- «атмосферу ожесточенности и возмездия» ный контроль США_ я Греции, что в действительности означает г разгул фашистского террора, который сви- ннй. В выводах комиссии го этому поводу говорятся, что ей «не б^ло представлено убедительных доказательств, которые бы указывали на то, что нарушения) границ, не связанные с действиями партизан, умыш ленно провоцировались правительствами северных стран, или что имела мссто систе ма провокаций с каждой сторбны или, что инциденты сами по себе являются доказательством агрессивного намерения той или иной страны». Разве этот вывод комиссии не опроверга ет обвинения в том, что Югославия, Алба ния и Болгария повинны в пограничных ин цидентах? Разве комиссия при всех труд ных условиях своей работы, которые глав ным образом характериз-утюг политическую обстаноЕку, не сказала, что не представлены убедительные данные того, будто Югосла вия, Албания и Болгария проводили меро регкгп*ует сейчас и в котором следует ви деть подлинные дричшш того угрожающе го положения, в котором оказалась Греция. Оказало ли это сколько-нибудь благоде тельное влияние на экономическое положе ние Греция и материальное благосостояние греческого народа, как это обещали покро вители греческого правительства, прокри- интервенции, Политиса, Женэ, р-мери- , нуждается развитая капиталистическая си^ канца Томаса Финлеттера, открозенно от- | стемз, алчущая и жаждущая все иовых и стаивающего необходимость организации новых рынков и господства. Теперь шею «сверхгосударства», первым шагом к чему государственного суверенитета нужно дя- должна быть, по его мнению, отмена госу- ; скредятировать как «старое политическое дарственного суверенитета. Это старые пе- покрывало», как «вышедшую из моды», как репевы Лиги наций, ораторы, руководите ли и основные деятели которой выдвигали, при самом зачатии этого мертворожденного младенца, идею «сверхгосударства» или «надгосударсгва». И это имеет свои причины. Развитие ка- «реакционную идею». Все, что сказал здесь по поводу государ ственного суверенитета г-н Спаак, отвечает требованиям капиталистической системы, достигшей такой степени развития, когда государственный суверенитет других стран питализма и, особенно, вступление капита- :оказывается преградой на пути осуществле- лизма в свою высшую стадию — в эпоху ния экспансионистских планов, ^когда он империализма—несет стремление к господ- ' сам встал поперек дороги всяким экспан- ству и к аннексиям. Но это вызывает рост сиям. Г-н Спаак говорил, что государствен*- сопротивления в народах, пробуждающихся к национальному самосознанию. Это сопро- ный суверенитет — это реакционная идея. О, да, государственный суверенитет — тивление легко может вырасти в опасные реакционная идея, ибо он мешает «про- все, кто с ним, не могут согласиться с по зицией представителей тех государств, ко торые отклоняют всякие попытки при по мощи всевозможных комиссий л комитетов ограничить государственный суверенитет, как это согласна по нужде сделать, на пример, Греция, от государственного суве ренитета которой остались действительно рожки да ножки. Когда римляне хотели знать, чьим интересам, кому служит какое- либо дело, они спрашивали: «Кому на пользу?». Не ясно ля, что проповедь отрицания го сударственного суверенитета, о чем так старательно хлопочет г-н Спаак, служит не интересам миролюбивых народов, их свобо де, их независимости, их благу, — она слу жит прямо противоположным интересам. Ни одно государство, уважающее свою незави симость и национальную самостоятель ность, не может согласиться с такой враж дебной его интересам проповедью. Эти бесспорные факты, свидетельствующие j давшие на весь мир, что после речи прези дента США об оказании Греции помощи на Грецию посыпятся всякие блага, как из рога изобилия? Из речи бывшего замести теля государственного секретаря США Ачесона известно, что из всей суммы аме риканской помощи 60 млн. долларов были выделены для армии, остальные — на вос становление экономики и приобретение предметов потребления. Но практика вос становительных работ, об’явленных главой американской миссии в Греции Грисуолдом, касается лишь /переоборудования портов Пирея, Салоник, Волоса, а также некото рых аэродромов. Таким образом, дело идет по существу о превращении Греции в воен ную базу США, а не о восстановлении о внутреннем кризисе, переживаемом Гре цией. несомненно, достаточны для того, что бы именно здесь, в сфоре греческих внут риполитических осложнении, искать сред ства к разрешению греческого кризиса. Нет сомнения, что этот кризис был бы уже давно и полностью преодолен и гре ческий народ .мог бы в полную меру своих моральных и материальных сил отдаться делу послевоенного восстановления своей страны, если бы этому не мешало иностран ное вмешательство — вмешательство бри танских вооруженных сил, которым на смену теперь идет вмешательство амери канских вооруженных сил. Так называемый рречеекпгй вопрос —- это приятия подобного рота и что. слеаоза- гораздо более широкий и важный вопрос, э к о ^ и к и * Можно УонсТа™7о- гельноц инпнлмггы. котопьт ипатка™ «я чем вэггр0с о пограничных инцидентах или гРеческон экономики, можно констатиро т , цидент , рые возник ли на границе, не свидетельствуют об агрессив ных измерениях этих стран? Что остается в таком случае от этого широко разре кламированного обвинения Югославии, Бол даже об отношениях между Грецией и ее вать' 470 33 и с клю чаем некоторого коли- севериыми соседями. Греческий вопрос — чества американского зерна другой помо- это вопрос большой политики, решение ко- Щ1Г нет- н ° эта ‘ Помощь* сказалась, на- торого связано с проблемами мирового зна- пример, в повышении индекса розничных гарии и Албании в поддержке каких-то чения, и это, главным образом, вследствие иен на ввозимые продовольственные това- агрессизных нг-мерении, направленных про- того, что Греция сейчас :ге принадлежит -Ры на 20—35 процентов выше соответст- тив Греции? Ничего. сама себе, что не греческое правительство вуюших цен в 1946 году. Цены на некото- Нуишэ при этом отметить, что как раз и не те общественные н политические Рие предметы первой необходимости, кото- подазляющее большинство пограничных ин- группы, которые стоят за его плечами, оп- рые, впрочем, как правило, все более исче- цндентов не связано с действиями парти зан. Однако даже и эти, не имеющие по литического характера, инциденты могли бы быть в значительной мере предотвра щены, если бы греческие власти произвели леделяюг греческую политику. В июле это го года английский журнал «Экономист» в статье «Греция нз острие ножа» должен зают из магазинов, поднялись, как, напри мер, на рис, в 8 раз в течение двух меся- цез. Да это и неудивительно, так как рис, был признать, что «стодцерноивая преческую . сахар, масло, мучные изделия — все это в экономику и вооружение, способствуя o 6 v- I р\ках спекулянтов, перекупщиков п макле- чеиию греческой армии, США теперь яв- ров. IV. Защитники антинародных блоков Я доажен остановиться на речи г-на Спаака, который приложил все свое ора торское искусство к тому, чтобы обвинить Югославию, Болгарию и Албанию во всех смертных грехах, с одной стороны, и что бы изобразить правительство Цалдариса в виде некоего ангела мира, — с другой. Оче видно, для того, чтобы легче было спра виться со своими противниками, г-н Спаак не имеют права вмешиваться во 1 внутренние дела какого-либо государства и даже кри тиковать его политику. Но почему же, в таком случае, г-н Спаак проявляет такую непоследоватсл 1 ность, когда берется го ворить, например, об американском или британском вмешательстве в греческие де ла, о британских войсках ь Греции? Прав или проходить через нее, иначе, как в си лу закона». Поскольку такого закона в Греции не издано, пребывание иностранных войск на территории Греции является не законным, как бы ни сочувствовали этому делу г-н Спаак и другие почтенные адво каты правительства Цалдариса. Кстати, нельзя не подчеркнуть специфи ческий характер британских методов наве дения в Греции порядков, о котором гово VI. Нто. действительно угрожает независимости и территориальной целостности Греции ( да, г-н Спаак посвятил этому несколько развертывает спор вокруг таких вопросов, ! слов, но он сделал это так мягко и осто- которые при любом на них ответе имеют рожно, почти извиняясь за свою дерзость, ! рил г-н Спаак. Это заслуживало бы спе- малое отношение к основному вопросу, j едва прошептав слова о некоторой неотри- . циального внимания, ио из-за недостатка стоящему перед комитетом. Так, г-н Спаак I цаемоЙ степени американского вмешатель- времени я вынужден ограничиться только пускается в рассуждение о том, является . Ства во внутреннюю политику Греции, и тут ответом на заявление г-на Спаака о том, ли греческое правительство законным или же добавил, что он далек от того, чтобы что ничто не может позволить заявить о незаконным, и изощряется в доказательст- утверждать, что это заслуживает похвалы, , том, что присутствие британских войск в вах, что греческое* правительство законное, но уверен, что эти замечания не вызовут Греции является причиной гражданской хотя и признает, вместе с тем, что сушест- упреков ни правительства США, ни прави- воины. О причине гражданской войны я в у е т тенденция рассматривать . греческое тельства Великобритании. Можно успо- буду говорить ниже. В этой связи я хотел правительство незаконным и что эта тем- коить г-на Спаака на этот счет. Его «неко- сослаться на свидетельство такого авто- денния с каждым днем находит все боль- торая неотрицаемая степень» критики и ритетного мастера сих дел, Уинстона Чер- шее распространение. ег0 примерное неведение в этом вопросе чилля (см. «Лайф» от 23 апреля 1947 г.). о Это верно Все больше и больше стано- могут вызвать лишь полное одобрение и чем здесь уже напомнил югославский пред- вится здравомыслящих людей, признающих, j похвалу со стороны упомянутых им вьгео- ставнтель, говоря о телеграмме г-на Чер- что правительство Софулиса — Цалдариса ! ких покровителей. Ведь все, что сказал чилля генералу Скоби, действительно является незаконным. Жаль, г-н Спаак, не оставляет сомнения, что он ! «Раз поздно ночыо, в это время, — гд- ; что г-н Спаак не попытался проанализиро- одобряет вмешательство американцев и ворит по этому поводу У. Черчилль, — я .пять причины такой все распространяю- англичан во внутренние дела Греции, дока- составил телеграмму нашему генералу щейся тенденции — считать правительство зывая к тому же, что это не противоречит Скоби, который прибыл п Афины с 3.000 »Софулиса—Цалдариса незаконным - и не принципам устава ООН. j человек, чтобы помочь вытеснению немцев, л?л ответа на вспрос также о том, чем но как быть все-таки со статьей второй что он не должен считать себя нейтраль- сб’ясняотся, что эта тенденция, как он вы- ' пуНкта 7 , о которой так красноречиво рас- ным в борьбе греческих партий, но. наобо- разился, становится все более распро- пинается г-н Спаак? Впрочем, у г-на Спаака рот, должен поддерживать премьера Па- страненной. Между тем это безусловно на этот вопрос ответ готов. Ведь каждое | пандреу и are колебаться стрелять по на- имеет сьои, и достаточно веские, основания. ' правительство может просить другое пра- i падающим коммунистам. Этот приказ был Но не будем задерживаться на этом вопро- j вительство помочь ему в поддержании ми- j послан около 2 часов утра 6 декабря 1944 сэ. поскольку, как известно, правительство ра „ порядка. Это верно, но для таких слу- года. Он поспел как раз во-время. Бриггаи- Софулиса—Цалдариса, неся свою ответст венность за гражданскую войну в Греции, не играет, однако, решающей роли в гре че кем вопросе, не является решающим фактором ь этом деле, и потому нет необ ходимости тратить на разговоры о грече ском правительстве много времени. Г-н Спаак затронул вопрос о статье 2-й пункта 7 устава ООН, доказывая, что ор ганизация Об’единенных наций и ее члены чаев в конституциях государств тоже установлен определенный порядок. Он установлен и в конституции Эллин ского государства от 1911 года, и это подтверждено Эллинской консти- ские войска небольшими подразделениями двинулись вперед и открыли огонь по ата кующим коммунистам...». Вот какой порядок поддерживают в Гре ции британские войска по приказу бри- туцией 1927 года, где соответствен- , тайского премьер-министра к одобряется •но в статьях 99 и 113 устанавливается, что бельгийским представителем. «иностранные армии не могут допускаться Пусть ответит же калсдый добросовест на службу в Эллинском государстве и не ный и беспристрастный человек, но озна- могут пребывать на греческой территории, 1 чает ли так называемое присутствие брн- Уже никто не оспаривает нежизнеспособ ности и коррупции нынешнего греческого правительства. Этого не оспаривают в той или иной форме или в той или иной степе ни даже тс, кто поддерживает это прави тельство. Ненависть к этому правительству все более растет в народе. Это должны признать даже консервативные круги я от ражающие их мнение органы печати, бью щие тревогу по поводу того, что полигикз греческого правительства и греческой жан дармерии, чрезвычайные законы в Греции, лишившие народ гражданских свобод, все ухудшающееся экономическое положение в стране об’ясняют рост таких настроений широких народных масс, которые, как это констатирует уже цитированная мною статья «Экономиста», «обращают свои взо ры к партизанам, как единственной надеж де против коррупции и тирании правитель ства». Между тем, Греция дошла до последней степени отчаяния. Это вынужден констати ровать Поль Портер, бывший глава амери канской миссии в Греции, в своей статье «Требуется чудо в Греции», помещенной в журнале «Кольере» 20 сентября 1947 г. Портер, конечно, дает рецепты в соответ ствии с нынешней американской внешней политикой. Но и он вынужден признать, что положение в Греции характеризуется «глу боким чувством национального отчаяния». Портер требует «чуда» для Греции, но все, что он понимает под чудом, не идет даль ше реорганизации греческой администра ции и греческого правительства по амери канскому рецепту. Однако, что представляет собой это пра вительство? Послушаем Портера. «На сколько я мог представить, — пишет Пор тер, — греческое правительство не имело эффективной политики, за исключением об ращений о предоставлении помощи из-за границы, чтобы удержаться у власти. По моему мнению, оно н а м е р е н о * использовать инсстранную помощь для сохранения за со бой агзвеепда призитегий небольшой бан ковской и торговой клики, которая обра зует невидимую силу в Греции». Портер не скрывает, что эта «невидимая сила Греции» — эта клика — «полна реши мости оградить, прежде всего, свои финан совые прерогативы любой ценой за счет экономического здоровья страны», что «члены этой клики желают сохранить ту систему налогообложения, которая даст им фантастические выгоды.. Они никогда не подумают о том, чтобы вложить эти при были в дело восстановления их страны». Господин Спаак очень доволен этим «за конным» правительством. А что говорит человек, который был послан для того, чтобы помочь этому правительству, Поль Портер, глава американской миссии, но ко торый оказался не в состоянии скрыть того, что увидел там собственными глазами? По’ словам Портера, эти качества ны нешнего греческого правительства умело использовали англичане в своих целях я интересах. «Англичане, —- пишет Портер,— на компетентность которых в таких вопро сах можно вполне положиться, в таких случаях всегда пользовались формулой сотрудничества с местными правящими классами, покупая их, поддерживая под тверждением их прав эксплоатиров?ть мас сы и опираясь на них для подавления наро да при помощи жандармерии и кнута». Это не мои слова, это не «московская пропаганда». Это пропаганда «Кольерса», американского журнала, напечатавшего в номере от 20 сентября 1947 г. статью Поля Портера. Таково положение в Греции, оказавшее ся в рука$ клики банковских и биржевых дельцов, торгующих своей страной, готовых распродать ее оптом и в розницу тем, кто больше заплатит, дельцов, стяжавших себе в Греции народную ненависть, что не мо гут не признать даже такие официальные лица, как Поль Портер, бывший руководи тель американской миссии в Греции. Будут ли это отрицать Цалдарис, или Джовсси, или Макнейл, или Спаак? Будут ли они попрежнему делать вид, что дело не во внутриполитическом кризисе, в кризи се, созданном раньше всего греческим пра вительством, не пользующимся доверием греческого народа, а в коварных кознях северных соседей Греции? Не циничны ли крики Цалдариса и ком пании, если говорить об угрозе политиче ской независимости и т. п. Греции со сто роны Югославии, Албании, Болгарии, когда именно руками Цалдариса и К 5 полити ческая независимость Греции и была пору гана? Поругана и попрана во имя инте ресов той клики банковских и биржевых дельцов, которая поработила греческий народ, ввергнув его в нищету и бесправие. Здесь пытаются утверждать, что юго славское и болгарское правительства под держивают путем пропаганды и других сил движение, имеющее целью отторжение от Греции Македонии к включение ее в со став Югославии. Ничего смехотворнее таких утвержаений нельзя было бы и придумать, настолько все они шиты белыми нитками и их натяну тость и искусственность бросается в глаза. Нз что опираются эти ^гверокдения? Они опираются: 1. На несколько цитат из выступлений югославских и болгарских политических деятелей и па несколько цитат из старых •газет; 2. На несколько показаний о каком-то мифическом «Эгейском бюро» под руковод ством 20 -летнего юнеши и о македонской организации (ВМРО). Греческое правительство и большинство комиссии ссылаются на несколько цитат h i выступлений вице-председателя юго славской национальной ассамблеи Влахова. прсг*ьео-министра югославской Македон ской республики Колишевского и марша ла Тито, а также на статьи, опубликован ные а югославских газетах «Борба» и «Нота Македония*. Важно отмстить, что эти выступления относятся к октябрю 1946 г. и к более ран нему периоду, т. е. к тому времени, копда Совет Министров Иностранных Дел и Па рижская мирная хоафепеиция обсуждали проекты мирных договоров н когда в сэязн с'этим во мгюпгх странах дискуссирова лись различные аспекты территориального и других зочросов, связанных с мирным урегулированием. Но что же это за выступления? Какие же юридичесхие идеи был» высхазаиы в этих выступлениях? Оказывается, в заяв- леньи Влахова, сделанном для француз ской прессы в сентябре 1946 п , было ска зано, что македонский народ ожидает своего полного освоб:окдения и политиче ского о5’единення, что будет достигнуто под эгидой Македонской республики в со ставе Югославии. В другом выступлении Влахов заявил, что «Греция не имеет пра ва на эгейскую Македонию ни с какой точки зрения: географической, этнологиче ской, исторической, политической или э*в- номической». • Подобные же мысли были высказаны Колишевскнй, а также заместителем главы югославской делегации на Парижской мир ной конференции М. Пьяде и некоторыми другими. В газете «Борба» от 26 августа 1946 г. содержались заявления, что «Юго славия не может оставаться безразличной в отношении уничтожения нашего народа в Греции или в отношении его прав и требо ваний нз самоопределение и присоединение к своим братьям в Югославии». Вот, оказывается, в чем и заключаются эти покушения Югославии на территори альную целостность Греции—покушения, против которых американское правительство требует поивести в действие 7-ю главу устава ООН, предусматривающую, как из вестно, принудительные меры воздействия. Но ведь устав ООН специально говорит в ст. 1 . п. 2 об уважении принципа само- олоеделения народов, как одной из важиыч целей организации Об’единенных наций, но ничего плоу^ го п упомянутых выше ре чах и не содержится. В подкреи-кч.пс утверждения о наличии покушений Югославии на территориальную целостность Греции греческое правительст во сослалось также на речь мзршала Тито, произнесенную им в Скопле И октября 1946 года, и на интервью «маршала Тиго от 1S октября 1946. года. На этих «доказатель ствах» стоит остановиться, т. к. они пред ставляют пример свидетельских показании, которые в юридической науке называются «препариерте цеуген»— препарирование, т. е. фальсифицирование доказательства. Так, в речь от 11 октября была встазлена, ка- гюимер, целая фраза: «Мы примем меры к об'единенню всех македонцев», которой'» подлинной речи hci1, т. к. она не была про изнесена. С другой стороны, из указатшои речи выброшена фраза: «Это является од ним из наших принципов» и заменена сло вами, которых тоже не было в речи: «Мы лрнмем меры». Фальсифицирован и текст интервью мар шала Тито от 16 октября 1946 г., изложен ный Цалдврисом в Совете Безопасности 12 декабря. Г-н Цалдарис. достиг этой фальсификации при помощи очень простого приема* он из’ял из текста интервью одну фразу и вместо нее поставил другую, кото рой в речи премьер-министра Югославии в действительности не было. Маршал Тито сказал: «Что касается шагов, которые мы предпримем перед организацией Об’ гди- ненггых наций, я не могу' сказать, в чем они будут заключаться, но ясно, что мы пред примем определенные шаги». В тексте, цитированном в Совете Безо пасности 12 декабря 1946 г. Цалдарисом, фраза искажена и превращена в следую щую фразу: «Я не могу сказать, какие меры мы примем, но мы, конечно, примем меры, чтобы положить конец террору, которому подвергаются в Греции меньшинства, осо бенно меньшинства в эгейской Македонии». Фальсификация явная. Оперируя такими же фальсифицирован ным:! «доказательствами», большинство ко миссии берет на себя смелость заявить, что Югославия разжигает чаяния славяно- македонцев в Греции в отношении авто номной М а ке з о и т С такими же, с позволения сказать, до казательствами нас здесь призывают, за крыв глаза, утвердить доклад комиссии, на- полненный не оправданными и не осно- вснными ни на каких данных требованиями. (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz