На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 октября 1947 г., № 237 (2928). Ш 5 > : |Щ Ц В | Н Н Й Ш После учебного похода — в родную базу. Фото Н. Новикова В БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ Поставленная перед личным составом I пламени вырываются из трюма, в темноте задача преследовала цель проверить бое -1 казавшиеся особенно грозными; шум воды, вую вьгучку личного состава, его умение поступающей через «пртбонну»; свист пара бороться за живучесть технических из «поврежденных» трубопроводов; быстро средств, вооружения и непотопляемость бегущая струйка дыма «горящей» электро- кор'рля. Личный состав БЧ-V, которому в проводки; «убитые» и «раненые», распла- рещ^ип этой задачи отводилась осповная ставшиеся па палубе. Имитационные роль, добросовестно подготовился к уче- средства, остроумно приспособленные и нию. Главное внимание было обращено введенные в действие одновременно, созда на т^нирзвки на боевых постах д частные лп впечатление подлинно боевых условий. учения. Самый придирчивый глаз не мот бы за- В холе учений командиры боевых по- • метить до вводной ни спрятанной в стов, умело -используя накопленный опыт, трюме пакли, предназначенной для изобра- смело усложняли обстановку, настойчиво жешгя горящего мазута, ни аварийного добивались безукоризненной отработки ящика, ни бикфордова шнура, незаметно каждого элемента задачи. Старшины Ко- закрепленного па панели. стаев, Хрулев. Пепгеров па каждом частном учении совершенствовали имитационные средства, предельно насыщали ими каж дую тренгровку, применяя их внезапно. Ипиппативные действия отдельных матро сов потвер^алигь детальному анализу па частных разборах. Наиболее ценные при меры использовались при проведении оче- — Стоп машина? — командует старший матрсс Хрулев. — Включить аварийное освещение! П, повинуясь властному голосу команди ра боевого поста, старший матрос Седанов, матросы Щетинин и Конев бросились вы полнять приказание по выводу из действия редньгх тренировок. Так, коща старший агрегата. В этп время старший матрос Ге- ства!» — поступило матрос Гера^тгмов при заделке заклепоч ных отвррстий применил хлопчатобумаж ную обертку на пробках, что значительно сократило время на ликвидацию «повреж дения» и повысило качество работы, этот способ стал достоянием других боевых по- На верхней палубе бушевал «пожар»— "орели моторный катер и шлюпки. Командир аварийной группы старшина 1 статьи Ки- чев выслал для ликвидации пожара матро сов Карпенко и Фомина. Едкий густой дым от зажженной дымовой шашки, имитиро вавшей пожар, плотной завесой окутал ко рабль. Работающие вентиляторы нагнетали его в котельное отделение, которое момен тально заполнилось дьгмом. Старший ма трос Коновалов, замещавший вомандирз боевого поста, нашел правильный выход из этого трудного положения. — Одеть противогазы! — скомандовал он. — Остановить один трубный вентиля тор! Потоком воздуха действовавшего трубо- вентилятора дым был через открытую шах ту вытеснен из котельного отделения. Вскоре «тгожар» был ликвидирован, н на добность в остановке механизма отпала. Прямым попаданием «авиабомбы» выве дено из строя действующее котельное от деление. «Применить аварийные сред- из стов. Командиры аварийных грутш старшины тып агрегат выводится в темноте из дейст- Бабании и Кичев при проведении учений вия так же быстро, как п при нормаль- ирименяли различные варианты расстанов- ном освещении. ки личного состава, добиваясь взаимоза - 1 — Заделать пробоину! Включить во при казание командного пункта в аварийную партию. По команде старшины 1 статьи Кичева ма троны Фомин. Карпенко, Чернышев факти чески выполняли вводную, а КН-1 быстро произвел переключение котлов, оставшихся Старший матрос Хрулев приказывает в действии, и корабль не уменьшил хода, включить аварийные фонари. Турбозубча- расттуов догладывает о «повреждениях» па командный пункт. — Аварийное освещение не работает! — получает доклад командир боевого поста. Котельное отделение «затоплено», на по верхности воды горит мазут. Клубы дыма вырываются из помещения, подтверждая достоверность вводной. Матросы Чернышев и Карпенко фаготически включают в дей- меняемого боевых номеров. Это помогло д(н>тдтга1И средства! — скомандовал ттГушстгг с верхней палубы. Че- им вы1рать паиболее эффективный способ старнпги матрос Хрулев, и по его знаку использования людей для быстрого выпол- ыатросы R ohpb и Чирков побежали выпол нения вводных. Кроме того, устранялись нять приказание. «Эжекторы включены!» условности в действиях матроеов, так как каждый выполнял пе заранее определен ные функции, а в равной гт^ени участво вал в лгквидашш «повреждений» всех вп — вскоре доложил старший матрос Седа нов. «Ликвидировать пожар!» — последо вала команда. Матросы Щетинин и Чирков, на лету подхватив приказание, быстро во- дов. Достигалось, таким образом, развитие 0ружилп протпвопожарные средства н при- всестогущних навыков личного состава вели пх в действие. Электрик старшина 2 статьи Козлов пе реключил размагничивающее устройство, передал нагрузку на дизельгенератор, а затем приступил к ликвидации «пожара» горядц°й электропроводки. Не дожидаясь П<**ле отработки отдельных элементов к0^ анды< старший матрос Седанов нсправ- затачп па боевых постах и частных учений лял «повреждение» трубопровода. аварийных групп. Все подготовительные учения п тренировки проводились па ходу короля, что позволяло аварийные пере ключении механизмов и систем производить фактически. веек боевой части было проведено несколь ко общекорабельных учений. Прррд выходом на корабль прибыл по средник пнж°нрр-капитан 3 рапта Шам- рттпкий. Проверив представленпые доку-. „ м-нты по задаче в признав а щ и в и ч - ' ®т _га* _б™ ми, оп выяснил расположение и характер имитационных средств, предполагаемые способы их применения и, убедившись в безупречной подготовке, отдал приказание начать учение. Корабль снялся с якоря и вышел в море. Учебно-боевая тревога. Личный со став быстро занял своп места по боевому В трудных условиях работали матросы К опрв и Чирков. Пз «пробоины» в отсеке аварийного ящика под сильным напором хлестала вода. Доступ к ним затрудняла густая сеть трубопроводов. Характер «про- и разнооб- вала особого способа заделки разных приспособлений. Однако матросы Щетинин и Чирков действовали быстро и умело. Вскоре стенка аварийного ящика покрылась подушками, пластырями, пробками и короткими распо рами. Доступ воды значительно ослабел, а затем только легкие струйки просачива- рез некоторое время дым прекратился. «Пожар потушен!»— доложили команди ру боевого поста. Но угроза не миновала. Вода, затопившая помещение, дает о себе знать. «Деформирует переборку», — поступает донесение на КП. «Переборку крепить упорами!»— прика зывает командир. При тусклом свете ава рийных фонарей завязалась напряженная борьба 9 а непотопляемость отсека. Проник новение воды в отсек представляет боль шую опасность. В единоборство с этим грозным врагом броспл старшина Кичев лучших матросов аварийной группы. Быстро подан аварийный материал, матро сы Камнев и Фадичев точно рассчитанны ми приемами подхватывают его, а Суббо тин, Морозов и Чернышев умело приспо сабливают на место и кренят. За короткий промежуток времени поставлено 10 упоров, переборка надежно подкреплена. Поверяю щий офицер положительно оценил действия .личного состава по подкреплению перебор ки. Но он отметил допушенную услов ность — переборка, смежная с котельным отделением, где был сильный «пожар», не охлаждалась водой. А это грозило возгора нием краски. Принимающий задачу флагманский спе циалист дал внезапную вводную: «Вьгшла из строя телефонная связь!». Старшина Пауков отключил питающий аккумулятор. Это не застало врасплох командиров боевых постов. Машинисты старшины Пехцеров и расписанию. Корабль вступил в боевое соприкосновение с миноносцами «против -1 лксь ТП"Т101 i /'*TWvr»Tft поставленных и за пила» и подвергся атаке пикирующих бом- крепленных аварийных приспособлений. бардкровщиков. Залпы корабельной артпл- «Пожар ликвидирован! — доложил . __ _______ ^ _ лерип делают боевую обстановку весьма « „ * . xe<kumam' l “ utay,1,|” “ ! ~ Г алкион. С боевых нос™, на к р а й н и й матрос * " " ■ ~ Пробошш заделаны!, ПР®°Р°В ПРРешли ш пункт начитают поступать доклады о <шо- Во« бывает!». Действительно, уровень связи — переговорные трубки, по которым вр°ж»де«иях». Пнжрнер-катгган-леитенапт Б°ДЫ понижался. передавали донесения на командн . Аналогичным спосооом они связались с ко тельным отделением. Командиры аварийных групп осущест вляли связь с постом энергетики через выделенных посыльных. Вводная была решена правильно. На КП поступило последнее донесение от старшего матроса Хрулева: «Машина может дать ход!». — Повреждения ликвидированы, в действии все машины! — докладывает на главный командный пункт корабля инже нер-капитан-лейтенант Сойгин. Корабль вышел из «боя». На юте, у обреза, собрались перекурить матросы. Идет возбужденный обмен впе чатлениями. Сегодня есть чем поделиться — учение было содержательным и интерес ным. «Задача принята с оценкой «отлично», т— зафиксировал в журнале боевой подго товки флагманский специалист. W wmwto -лейтенант В. ДЕМЕНТЬЕВ. Сойпин уверенно управляет работой энер- Старший матрос Хрулев, управляя дей- гетггческои установки. Он принимает до- ствиямн личного состава боевого поста, клады с боевых постов, отдает приказания успевал непрерывно информировать об об- о переключениях технических средств, до- становке командный пункт БЧ-У. носит о возникших «повреждениях» на „ п - гл гш ии командный пункт, руководит Старшина 2 статьи Козлов ставил сро- борь^й за непотопляемость корабля. Докла- стки ,1а ,с“ лов>'ю 1 осветительную нагн- ды непрерывно поступают на командный Серенными, рассчитаяшш дви- I жениями крепил оп концы сростка. Чувст- п* : вовалось, что выполнял он привычную ра- Вэт снаряд «противника» пробил борт’ боту. Не пропали даром часы упорных тре- ниже ватерлинии и разорвался в машин- шгровок. Сростки поставлены, нагрузка с ном отделении. Поврежден подшипник тур- дизельгенератора передана на турбодинамо. бозубчатого агрегата, выведено из строя ,5^ процентов мощности введено в строй. „ „ „ т .™ ; Присутствовавший прп этом инженер-ка- большинство вспомогательных механизмов. 0 „ г ____ питап 6 рапга Шамрицкии дал высокую разрушена систерна. Возник, «пожар / в оценку выучке и энергичным действиям трюме, затапливает помещение, горит командира мевого поста старшего матроса электропроводка, часть личного состава Хрулева и его подчиненных. Особое удов- б<нвпгч> поста вьгшла из строя, в помеще- ^ р е о т е оп выразил по поводу проду манного применения средств имитации, ко- нги погас свет. , то?ые д^уаспли личный еогтав в условая, Прибы-зшему на боевой п- w иоверя- близкие к Соевой обстановке. Хороший юшему лидеру представилась у^едигеяь- отзыв гшучп.ти действия т м ш н в ная каотина *шщ>а*дезП!!Й»: отблески 2 статыг Козлова. Тан должен править службу юмсомолец-моряк Когда матрос Пашичев впервые ступил и а палубу боевого корабля, его поставили дублирующим па один из артиллерийских постов, на котором нес службу прослу живший много лет на флоте ветерап Оте чественной войпы матрос Бушин. Вскоре Бушин ушел в долгосрочный от пуск. Передавая пост молодому матросу, оп наказал ему повседневно совершенствовать боевую выучку п всеми силами поддержи вать традиции своего подразделения. Матрос Пашичев,- пе жалея сил и энергии, усиленно тренировался в управ лении боевыми механизмами, изучал свою специальность до тонкостей, и, когда по дошло время проверить его знания, оп чет ко и яспо отвечал на все вопросы поверяю щих и безукоризненно выполнял все тре бования инструкций. Не только отличная оценка, но уверенные и продуманные действия говорили о том, что Пашичев со всей серьезностью подошел к освоению сложной техники. В прошедших летних учениях орудий ный расчет, в котором состоял Пашичев, получил отличную оценку командования как за слаженную работу расчета, так и за безотказную работу материальной ча- : сди. Три благодарности получил за этот период матрос. Сейчас комсомолец Пашичев при необ ходимости может заменить любой номер в орудийном расчете. Комсомолец Пашичев не стоит в стороне и от культурно-политической жизни лично го состава. Он изучает устав и историю ВКП(б), биографии Ленина и Сталина. Глубоко интересуясь международной поли тикой и всем тем, что происходит в нашей стране, он регулярно читает газеты сам и помогает матросам быть в курсе собы тий. В связи с подготовкой к 25-летию шеф ства комсомола над флотом Пашичев про водит беседы с товарищами о Воепно-Мор- ском Флоте, о первых посланцах комсомола на флот, выросших до адмиралов и генера лов, о героических подвигах советских моряков. Недавно тов. Пашичеву — отличнику боевой в политической подготовки — был предоставлен краткосрочный отпуск. Матрос В. КОРШУНОВ. ДЕЖУРНАЯ СЛУЖБА- БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДНА Повседневная служба корабельного на ряда обуславливается точным и неуклон ным выполнением распорядка дня, а также соблюдением установленных правил во всех жилых и служебных помещениях ко рабля. Для несения службы во внутренних помещениях ежедневно назначается обще- корабельный наряд, которым руководят дежурный по низам. Обязанности дежурно го по визам строго определены Уставом п пнетрулщей. На нашем корабле многие молодые стар шины сейчас несут дежурную службу по низам, но ис-ва недостатка опыта у неко торых из пих наблюдаются серьезные упу щения. Приведу несколько примерев из практи ки своей службы. Осенью 1946 года пне было присвоено звание старшины 2 статьи, после чего я стал выполнять обязанности вахтенного у сходни, а немного спустя— и дежурного по низам. Теоретически я хоро шо знал, как нужно править службу, но практики еще нехватало, поэтому в са*«й начале допускал ошибки. Принимая дежурство от сменяющегося старшины, я самоуверенно понадеялся на свои знания и не расспросил его, как нуж но выполнять службу, с чего начинать свои обязанности дежурного по низам, и в результате не реагировал, например, когда матросы, не ожидая перерыва, уходили на перекур, ходили без форменных воротнич ков, с заправленными в сапоги брюками. После дежурства на слабую требователь ность мне указал помощник командира ко рабля. Он потребовал от меня еще раз изу чить инструкцию дежурного по низам и обязанности, указанные в Корабельном уставе. Когда я вторично заступал в на ряд дежурным по низам, он вызвал меня, проверил знания и обязанности и указал из недостатки, которые в практике службы все еще допускают дежурные по низам. Только тотца я понял, что значит дежур ная служба и как нужно выполнять свои обязанности. Па следующий раз я уже принимал дежурство строго по инструкции Трюмный машинист корабля Н. стар ший матрос Максимов, отличник бое вой и политической подготовки. Фото М. Бугакова. и доложил по всем правилам дежурному по кораблю. В точности старался выполнять указания помощника командира корабля и коренным образом изменил отношение к дежурной службе. Теперь я уже больше требовал от личного состава, строго выпол нял распорядок дня. В своей службе я опирался на старшин групп и командиров отделений, которые также помогали мне в несении службы дежурного по низам. О всех нарушениях личного состава быстро доводилось до сведения старшин, непо средственных воспитателей матросов. Однажды матрос Михальчишин не во время ушел с занятий и курил в неположен ном месте. Заметив это нарушение, я при казал матросу Михалъчнпшну вернуться на занятия и доложить старшине 2 статьи Щербинину. Матрос выполнил мое прика зание, а старшина Щербинин сделал ему на первый 1 раз замечание, после чего за Михальчипшным никогда пе замечалось нарушений. Матрос Калитан часто нарушал форму одежды, за что неоднократно получал за мечания от дежурных по низам. Об этом узнал ого непосредственный начальник старший боцман корабля Черемисян, ко торый потребовал от Калитана не допу скать нарушений формы одежды, п ма трос вскоре вспраендся. Соблюдения чистоты и порядка требовал я от дневальных по помещениям и кубри кам корабля, постоянно проверял все тем ные уголки и руководил приборками, кото рые проводили магросы. Вместе с этим, я наблюдал за несением службы суточного наряда и требовал от дневальных, чтобы они точно и правильно репетовали все сигналы, подаваемые с вахты. Следует отметить образцовую службу дневального старшего матроса Королева. Он всегда требовательно относится к своим обязанностям. Приятно смотреть на поме щение, когда дневальным стоит Королев,— там всюду чистота, бушлаты и шинели за правлены, нигде не найдешь пылинки — все прибрано, уложено на свои места. В момент несения вахты старшему матросу Королеву не приходится делать замечаний, все неисправности и нарушения ои видит сам и на ходу исправляет их. Совершенно обратное можно сказать о службе матроса Малыгапова, который пло хо несет вахтенную службу дневального, недобросовестно выполняет свои обязанно сти и нередко получает замечания за без деятельность. Недавно Малытанов без разрешения де« журного по низам оставил св^й пост «по вального— ушел в кубрик. Дежурный по кораблю старшина 2 статьи Петровский, проверяя дежурство и несение вахтенной службы по низам, обнаружил это. Замеча ние дежурного на дневального Малыганоьа не подействовало, и в результате 8 а свою провинность он был строго наказан. За укрепление воинской дисциплины должны бороться не только командиры — воспитатели личного состава, но также « дежурная служба. Дежурный по низам яв ляется первым блюстителем порядка и дис циплины. Он обязан требовать строгого выполнения распорядка дня и соблюдения установленных правил на корабле. Недавно дежурный по низам старшина 2 статьи Гришаев потребовал от дежурного БЧ-V старшины 1 статьи Бойкова навести должный порядок в боевой части. Но Бой ков, старший по званию, счел себя вправе вступить в пререкания с дежурным по ни зам, вместо того, чтобы выполнить его указания. Вопрос этот разбирался на со вещании етарпгин, где помощник коман дира корабля отметил неправильные дей ствия старшины 1 статьи Войкова и дал необходимые указания по укреплению воинской дисциплины старшинам отделе ний и грутш. После совещания старшин на нашем корабле заметно укрепилась воинская .дис циплина среди личного состава, сократи лось число проступков н дисциплинарных взысканий. Наладилась также и яезкурная служба на корабле. Дежурные по низам научились хорошо выполнять свои обязан ности, и теперь мы уже не имеем тех не достатков, которые наблюдались раньше. Старшина 2 статьи С. ЗУБАРЕВ. Город подготовки морских кадров В Риге, этом прекрасном зеленом го роде, всюду ощущается близость моря. Есть много неуловимых признаков, говорящих о том, что Рита — город- порт, и судьба его крепко связана с мор скими просторами Балтики, с широкой полноводной -красавицей-рекой Даугавой. Но особенно видно это на шумных рижских улицах, где чуть ли не каж дый третий подросток и юноша носит морскую форму. Только опытный глаз может найгги разницу между нахимовцем и парень ком из школы юнгов, между матросом военного флота и студентом мореходного училища. Рига — город подготовки морских кадров. На бульваре Кронвальда, отра жаясь в спокойной воде городского кана ла, высится огромное, красивой архитек туры здание. Здесь помещается одно из старейших в России Рижское мореходное училище. Оно готовит специалистов для торгового флота. Училище имеет отделения штурманов, механиков, радистов и гидротехников. Занятия в нем ведутся в русской п ла тышской группах. Среди курсантов можно встретить москвичей, ленинградцев, юношей из Архангельска, из рыбачьих поселков и городов Латвии. В Задвинье — так называются рай оны Риги, расположенные на левом бе регу Даугавы, — находятся речной тех никум и школа мореходного обучения. В эту шкоду принимаются подростки з юз- раств от *$6 ю- Г 8 jbt 7$ т а ш г е aWs лет она готовит из них матросов 1 -го класса, кочегаров, машинистов и мотори стов. Летом нынешнего года состоялся пер вый выпуск. Молодые моряки пошли на суда Латвийского морского пароходства. Они уже ходили в далекое плавание, н старые опытные капитаны остались до вольны своими молодыми командами. Две специальные школы готовят юнг для судов морского п речного паро- ходгтв. Помимо этого, в Риге есть несколько морских судоремонтных и судостроитель ных ремесленных училищ. Об одном из пих — 1 -м морском ремесленном учили ще — стоит рассказать подробнее. Здесь готовят судоремонтников — лю дей, которые будут ремонтровать суда, выдержавшие длительные п суровые бои со штормами, арктическими льдами, бешеными ветрами Бискайского залива. 700 ребят в возрасте от 14 до 16 лет обучаются в уютных классах и про сторных цехах ремесленного училища 1. Они изучают математику, физику, русский и латышский языки, черчение, технологию, металловедение и затем, в зависимости от группы, обучаются про фессиям слесарей - судоремонтников, токарей, столяровчкраснодеревцев, элек тромонтеров, автослесарей. После двух лет учебы из стен учи лища выходят квалифицированные, гра мотные п культурные рабочие. В середине июля РУ-1 впервые вы пустило 273 ученика. 200 из них ра ботают ва Ртаюком суюр?модтном за* воде, сстальяБге — с 1ивпайсшг, ваг» техгилсском и Рижском портах. В училище — своя отличная библио тека, насчитывающая 8.000 томов по литической, художественной п техниче ской литературы, свой духовой оркестр, две спортивные площадки. Физкультурный коллектив РУ-1 счи тается лучшим в республиканском уп равлении трудовых резервов. Свыше трехсот воспитанников состоят в добро вольном спортивном обществе «Трудовые резервы». Ребята активно участвуют в различных секция!. Физкультура здесь подлинно массовая. Коллектив выдвинул из своей среды способных ребят, завое вавших почетное звание чемпионов н рекордсменов. Выпускник Петр Черпинский — уча стник всесоюзных соревнований в Баку — является чешшоиом республики в легком весе по боксу среди юношей. Вик тор Огелте — чемпион республики по бегу на 100 метров. Волейбольная и баскетбольная команды держат первен ство в республиканском спортивном об ществе «Трудовые резервы». Ежегодно из стен рижских училищ и пгкол выходят сотни молодых моряков различных специальностей и судоре монтников. ...Когда ходишь по красавице Риге—* в ее парках, у кинотеатров и пз бульва рах видишь много молодых ррбят в бес козырках или форменных фуражках, в обдаательной сине-белой полосатой мор ской тельняшке, выглядывающей из- под бушлата ш д стаей морской рубаш ки. А РОЗАНОВА. • г. РЕГА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz