На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 октября 1947 г., № 237 (2928). Ш 5 > : |Щ Ц В | Н Н Й Ш После учебного похода — в родную базу. Фото Н. Новикова В БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ Поставленная перед личным составом I пламени вырываются из трюма, в темноте задача преследовала цель проверить бое -1 казавшиеся особенно грозными; шум воды, вую вьгучку личного состава, его умение поступающей через «пртбонну»; свист пара бороться за живучесть технических из «поврежденных» трубопроводов; быстро средств, вооружения и непотопляемость бегущая струйка дыма «горящей» электро- кор'рля. Личный состав БЧ-V, которому в проводки; «убитые» и «раненые», распла- рещ^ип этой задачи отводилась осповная ставшиеся па палубе. Имитационные роль, добросовестно подготовился к уче- средства, остроумно приспособленные и нию. Главное внимание было обращено введенные в действие одновременно, созда­ на т^нирзвки на боевых постах д частные лп впечатление подлинно боевых условий. учения. Самый придирчивый глаз не мот бы за- В холе учений командиры боевых по- • метить до вводной ни спрятанной в стов, умело -используя накопленный опыт, трюме пакли, предназначенной для изобра- смело усложняли обстановку, настойчиво жешгя горящего мазута, ни аварийного добивались безукоризненной отработки ящика, ни бикфордова шнура, незаметно каждого элемента задачи. Старшины Ко- закрепленного па панели. стаев, Хрулев. Пепгеров па каждом частном учении совершенствовали имитационные средства, предельно насыщали ими каж­ дую тренгровку, применяя их внезапно. Ипиппативные действия отдельных матро­ сов потвер^алигь детальному анализу па частных разборах. Наиболее ценные при­ меры использовались при проведении оче- — Стоп машина? — командует старший матрсс Хрулев. — Включить аварийное освещение! П, повинуясь властному голосу команди­ ра боевого поста, старший матрос Седанов, матросы Щетинин и Конев бросились вы­ полнять приказание по выводу из действия редньгх тренировок. Так, коща старший агрегата. В этп время старший матрос Ге- ства!» — поступило матрос Гера^тгмов при заделке заклепоч­ ных отвррстий применил хлопчатобумаж­ ную обертку на пробках, что значительно сократило время на ликвидацию «повреж­ дения» и повысило качество работы, этот способ стал достоянием других боевых по- На верхней палубе бушевал «пожар»— "орели моторный катер и шлюпки. Командир аварийной группы старшина 1 статьи Ки- чев выслал для ликвидации пожара матро­ сов Карпенко и Фомина. Едкий густой дым от зажженной дымовой шашки, имитиро­ вавшей пожар, плотной завесой окутал ко­ рабль. Работающие вентиляторы нагнетали его в котельное отделение, которое момен­ тально заполнилось дьгмом. Старший ма­ трос Коновалов, замещавший вомандирз боевого поста, нашел правильный выход из этого трудного положения. — Одеть противогазы! — скомандовал он. — Остановить один трубный вентиля­ тор! Потоком воздуха действовавшего трубо- вентилятора дым был через открытую шах­ ту вытеснен из котельного отделения. Вскоре «тгожар» был ликвидирован, н на­ добность в остановке механизма отпала. Прямым попаданием «авиабомбы» выве­ дено из строя действующее котельное от­ деление. «Применить аварийные сред- из стов. Командиры аварийных грутш старшины тып агрегат выводится в темноте из дейст- Бабании и Кичев при проведении учений вия так же быстро, как п при нормаль- ирименяли различные варианты расстанов- ном освещении. ки личного состава, добиваясь взаимоза - 1 — Заделать пробоину! Включить во­ при казание командного пункта в аварийную партию. По команде старшины 1 статьи Кичева ма­ троны Фомин. Карпенко, Чернышев факти­ чески выполняли вводную, а КН-1 быстро произвел переключение котлов, оставшихся Старший матрос Хрулев приказывает в действии, и корабль не уменьшил хода, включить аварийные фонари. Турбозубча- расттуов догладывает о «повреждениях» па командный пункт. — Аварийное освещение не работает! — получает доклад командир боевого поста. Котельное отделение «затоплено», на по­ верхности воды горит мазут. Клубы дыма вырываются из помещения, подтверждая достоверность вводной. Матросы Чернышев и Карпенко фаготически включают в дей- меняемого боевых номеров. Это помогло д(н>тдтга1И средства! — скомандовал ттГушстгг с верхней палубы. Че- им вы1рать паиболее эффективный способ старнпги матрос Хрулев, и по его знаку использования людей для быстрого выпол- ыатросы R ohpb и Чирков побежали выпол­ нения вводных. Кроме того, устранялись нять приказание. «Эжекторы включены!» условности в действиях матроеов, так как каждый выполнял пе заранее определен­ ные функции, а в равной гт^ени участво­ вал в лгквидашш «повреждений» всех вп — вскоре доложил старший матрос Седа­ нов. «Ликвидировать пожар!» — последо­ вала команда. Матросы Щетинин и Чирков, на лету подхватив приказание, быстро во- дов. Достигалось, таким образом, развитие 0ружилп протпвопожарные средства н при- всестогущних навыков личного состава вели пх в действие. Электрик старшина 2 статьи Козлов пе­ реключил размагничивающее устройство, передал нагрузку на дизельгенератор, а затем приступил к ликвидации «пожара» горядц°й электропроводки. Не дожидаясь П<**ле отработки отдельных элементов к0^ анды< старший матрос Седанов нсправ- затачп па боевых постах и частных учений лял «повреждение» трубопровода. аварийных групп. Все подготовительные учения п тренировки проводились па ходу короля, что позволяло аварийные пере­ ключении механизмов и систем производить фактически. веек боевой части было проведено несколь­ ко общекорабельных учений. Прррд выходом на корабль прибыл по­ средник пнж°нрр-капитан 3 рапта Шам- рттпкий. Проверив представленпые доку-. „ м-нты по задаче в признав а щ и в и ч - ' ®т _га* _б™ ми, оп выяснил расположение и характер имитационных средств, предполагаемые способы их применения и, убедившись в безупречной подготовке, отдал приказание начать учение. Корабль снялся с якоря и вышел в море. Учебно-боевая тревога. Личный со­ став быстро занял своп места по боевому В трудных условиях работали матросы К опрв и Чирков. Пз «пробоины» в отсеке аварийного ящика под сильным напором хлестала вода. Доступ к ним затрудняла густая сеть трубопроводов. Характер «про- и разнооб- вала особого способа заделки разных приспособлений. Однако матросы Щетинин и Чирков действовали быстро и умело. Вскоре стенка аварийного ящика покрылась подушками, пластырями, пробками и короткими распо­ рами. Доступ воды значительно ослабел, а затем только легкие струйки просачива- рез некоторое время дым прекратился. «Пожар потушен!»— доложили команди­ ру боевого поста. Но угроза не миновала. Вода, затопившая помещение, дает о себе знать. «Деформирует переборку», — поступает донесение на КП. «Переборку крепить упорами!»— прика­ зывает командир. При тусклом свете ава­ рийных фонарей завязалась напряженная борьба 9 а непотопляемость отсека. Проник­ новение воды в отсек представляет боль­ шую опасность. В единоборство с этим грозным врагом броспл старшина Кичев лучших матросов аварийной группы. Быстро подан аварийный материал, матро­ сы Камнев и Фадичев точно рассчитанны­ ми приемами подхватывают его, а Суббо­ тин, Морозов и Чернышев умело приспо­ сабливают на место и кренят. За короткий промежуток времени поставлено 10 упоров, переборка надежно подкреплена. Поверяю­ щий офицер положительно оценил действия .личного состава по подкреплению перебор­ ки. Но он отметил допушенную услов­ ность — переборка, смежная с котельным отделением, где был сильный «пожар», не охлаждалась водой. А это грозило возгора­ нием краски. Принимающий задачу флагманский спе­ циалист дал внезапную вводную: «Вьгшла из строя телефонная связь!». Старшина Пауков отключил питающий аккумулятор. Это не застало врасплох командиров боевых постов. Машинисты старшины Пехцеров и расписанию. Корабль вступил в боевое соприкосновение с миноносцами «против -1 лксь ТП"Т101 i /'*TWvr»Tft поставленных и за­ пила» и подвергся атаке пикирующих бом- крепленных аварийных приспособлений. бардкровщиков. Залпы корабельной артпл- «Пожар ликвидирован! — доложил . __ _______ ^ _ лерип делают боевую обстановку весьма « „ * . xe<kumam' l “ utay,1,|” “ ! ~ Г алкион. С боевых нос™, на к р а й н и й матрос * " " ■ ~ Пробошш заделаны!, ПР®°Р°В ПРРешли ш пункт начитают поступать доклады о <шо- Во« бывает!». Действительно, уровень связи — переговорные трубки, по которым вр°ж»де«иях». Пнжрнер-катгган-леитенапт Б°ДЫ понижался. передавали донесения на командн . Аналогичным спосооом они связались с ко­ тельным отделением. Командиры аварийных групп осущест­ вляли связь с постом энергетики через выделенных посыльных. Вводная была решена правильно. На КП поступило последнее донесение от старшего матроса Хрулева: «Машина может дать ход!». — Повреждения ликвидированы, в действии все машины! — докладывает на главный командный пункт корабля инже­ нер-капитан-лейтенант Сойгин. Корабль вышел из «боя». На юте, у обреза, собрались перекурить матросы. Идет возбужденный обмен впе­ чатлениями. Сегодня есть чем поделиться — учение было содержательным и интерес­ ным. «Задача принята с оценкой «отлично», т— зафиксировал в журнале боевой подго­ товки флагманский специалист. W wmwto -лейтенант В. ДЕМЕНТЬЕВ. Сойпин уверенно управляет работой энер- Старший матрос Хрулев, управляя дей- гетггческои установки. Он принимает до- ствиямн личного состава боевого поста, клады с боевых постов, отдает приказания успевал непрерывно информировать об об- о переключениях технических средств, до- становке командный пункт БЧ-У. носит о возникших «повреждениях» на „ п - гл гш ии командный пункт, руководит Старшина 2 статьи Козлов ставил сро- борь^й за непотопляемость корабля. Докла- стки ,1а ,с“ лов>'ю 1 осветительную нагн- ды непрерывно поступают на командный Серенными, рассчитаяшш дви- I жениями крепил оп концы сростка. Чувст- п* : вовалось, что выполнял он привычную ра- Вэт снаряд «противника» пробил борт’ боту. Не пропали даром часы упорных тре- ниже ватерлинии и разорвался в машин- шгровок. Сростки поставлены, нагрузка с ном отделении. Поврежден подшипник тур- дизельгенератора передана на турбодинамо. бозубчатого агрегата, выведено из строя ,5^ процентов мощности введено в строй. „ „ „ т .™ ; Присутствовавший прп этом инженер-ка- большинство вспомогательных механизмов. 0 „ г ____ питап 6 рапга Шамрицкии дал высокую разрушена систерна. Возник, «пожар / в оценку выучке и энергичным действиям трюме, затапливает помещение, горит командира мевого поста старшего матроса электропроводка, часть личного состава Хрулева и его подчиненных. Особое удов- б<нвпгч> поста вьгшла из строя, в помеще- ^ р е о т е оп выразил по поводу проду­ манного применения средств имитации, ко- нги погас свет. , то?ые д^уаспли личный еогтав в условая, Прибы-зшему на боевой п- w иоверя- близкие к Соевой обстановке. Хороший юшему лидеру представилась у^едигеяь- отзыв гшучп.ти действия т м ш н в ная каотина *шщ>а*дезП!!Й»: отблески 2 статыг Козлова. Тан должен править службу юмсомолец-моряк Когда матрос Пашичев впервые ступил и а палубу боевого корабля, его поставили дублирующим па один из артиллерийских постов, на котором нес службу прослу­ живший много лет на флоте ветерап Оте­ чественной войпы матрос Бушин. Вскоре Бушин ушел в долгосрочный от­ пуск. Передавая пост молодому матросу, оп наказал ему повседневно совершенствовать боевую выучку п всеми силами поддержи­ вать традиции своего подразделения. Матрос Пашичев,- пе жалея сил и энергии, усиленно тренировался в управ­ лении боевыми механизмами, изучал свою специальность до тонкостей, и, когда по­ дошло время проверить его знания, оп чет­ ко и яспо отвечал на все вопросы поверяю­ щих и безукоризненно выполнял все тре­ бования инструкций. Не только отличная оценка, но уверенные и продуманные действия говорили о том, что Пашичев со всей серьезностью подошел к освоению сложной техники. В прошедших летних учениях орудий­ ный расчет, в котором состоял Пашичев, получил отличную оценку командования как за слаженную работу расчета, так и за безотказную работу материальной ча- : сди. Три благодарности получил за этот период матрос. Сейчас комсомолец Пашичев при необ­ ходимости может заменить любой номер в орудийном расчете. Комсомолец Пашичев не стоит в стороне и от культурно-политической жизни лично­ го состава. Он изучает устав и историю ВКП(б), биографии Ленина и Сталина. Глубоко интересуясь международной поли­ тикой и всем тем, что происходит в нашей стране, он регулярно читает газеты сам и помогает матросам быть в курсе собы­ тий. В связи с подготовкой к 25-летию шеф­ ства комсомола над флотом Пашичев про­ водит беседы с товарищами о Воепно-Мор- ском Флоте, о первых посланцах комсомола на флот, выросших до адмиралов и генера­ лов, о героических подвигах советских моряков. Недавно тов. Пашичеву — отличнику боевой в политической подготовки — был предоставлен краткосрочный отпуск. Матрос В. КОРШУНОВ. ДЕЖУРНАЯ СЛУЖБА- БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДНА Повседневная служба корабельного на­ ряда обуславливается точным и неуклон­ ным выполнением распорядка дня, а также соблюдением установленных правил во всех жилых и служебных помещениях ко­ рабля. Для несения службы во внутренних помещениях ежедневно назначается обще- корабельный наряд, которым руководят дежурный по низам. Обязанности дежурно­ го по визам строго определены Уставом п пнетрулщей. На нашем корабле многие молодые стар­ шины сейчас несут дежурную службу по низам, но ис-ва недостатка опыта у неко­ торых из пих наблюдаются серьезные упу­ щения. Приведу несколько примерев из практи­ ки своей службы. Осенью 1946 года пне было присвоено звание старшины 2 статьи, после чего я стал выполнять обязанности вахтенного у сходни, а немного спустя— и дежурного по низам. Теоретически я хоро­ шо знал, как нужно править службу, но практики еще нехватало, поэтому в са*«й начале допускал ошибки. Принимая дежурство от сменяющегося старшины, я самоуверенно понадеялся на свои знания и не расспросил его, как нуж­ но выполнять службу, с чего начинать свои обязанности дежурного по низам, и в результате не реагировал, например, когда матросы, не ожидая перерыва, уходили на перекур, ходили без форменных воротнич­ ков, с заправленными в сапоги брюками. После дежурства на слабую требователь­ ность мне указал помощник командира ко­ рабля. Он потребовал от меня еще раз изу­ чить инструкцию дежурного по низам и обязанности, указанные в Корабельном уставе. Когда я вторично заступал в на­ ряд дежурным по низам, он вызвал меня, проверил знания и обязанности и указал из недостатки, которые в практике службы все еще допускают дежурные по низам. Только тотца я понял, что значит дежур­ ная служба и как нужно выполнять свои обязанности. Па следующий раз я уже принимал дежурство строго по инструкции Трюмный машинист корабля Н. стар­ ший матрос Максимов, отличник бое­ вой и политической подготовки. Фото М. Бугакова. и доложил по всем правилам дежурному по кораблю. В точности старался выполнять указания помощника командира корабля и коренным образом изменил отношение к дежурной службе. Теперь я уже больше требовал от личного состава, строго выпол­ нял распорядок дня. В своей службе я опирался на старшин групп и командиров отделений, которые также помогали мне в несении службы дежурного по низам. О всех нарушениях личного состава быстро доводилось до сведения старшин, непо­ средственных воспитателей матросов. Однажды матрос Михальчишин не во­ время ушел с занятий и курил в неположен­ ном месте. Заметив это нарушение, я при­ казал матросу Михалъчнпшну вернуться на занятия и доложить старшине 2 статьи Щербинину. Матрос выполнил мое прика­ зание, а старшина Щербинин сделал ему на первый 1 раз замечание, после чего за Михальчипшным никогда пе замечалось нарушений. Матрос Калитан часто нарушал форму одежды, за что неоднократно получал за­ мечания от дежурных по низам. Об этом узнал ого непосредственный начальник старший боцман корабля Черемисян, ко­ торый потребовал от Калитана не допу­ скать нарушений формы одежды, п ма­ трос вскоре вспраендся. Соблюдения чистоты и порядка требовал я от дневальных по помещениям и кубри­ кам корабля, постоянно проверял все тем­ ные уголки и руководил приборками, кото­ рые проводили магросы. Вместе с этим, я наблюдал за несением службы суточного наряда и требовал от дневальных, чтобы они точно и правильно репетовали все сигналы, подаваемые с вахты. Следует отметить образцовую службу дневального старшего матроса Королева. Он всегда требовательно относится к своим обязанностям. Приятно смотреть на поме­ щение, когда дневальным стоит Королев,— там всюду чистота, бушлаты и шинели за­ правлены, нигде не найдешь пылинки — все прибрано, уложено на свои места. В момент несения вахты старшему матросу Королеву не приходится делать замечаний, все неисправности и нарушения ои видит сам и на ходу исправляет их. Совершенно обратное можно сказать о службе матроса Малыгапова, который пло­ хо несет вахтенную службу дневального, недобросовестно выполняет свои обязанно­ сти и нередко получает замечания за без­ деятельность. Недавно Малытанов без разрешения де« журного по низам оставил св^й пост «по­ вального— ушел в кубрик. Дежурный по кораблю старшина 2 статьи Петровский, проверяя дежурство и несение вахтенной службы по низам, обнаружил это. Замеча­ ние дежурного на дневального Малыганоьа не подействовало, и в результате 8 а свою провинность он был строго наказан. За укрепление воинской дисциплины должны бороться не только командиры — воспитатели личного состава, но также « дежурная служба. Дежурный по низам яв­ ляется первым блюстителем порядка и дис­ циплины. Он обязан требовать строгого выполнения распорядка дня и соблюдения установленных правил на корабле. Недавно дежурный по низам старшина 2 статьи Гришаев потребовал от дежурного БЧ-V старшины 1 статьи Бойкова навести должный порядок в боевой части. Но Бой­ ков, старший по званию, счел себя вправе вступить в пререкания с дежурным по ни­ зам, вместо того, чтобы выполнить его указания. Вопрос этот разбирался на со­ вещании етарпгин, где помощник коман­ дира корабля отметил неправильные дей­ ствия старшины 1 статьи Войкова и дал необходимые указания по укреплению воинской дисциплины старшинам отделе­ ний и грутш. После совещания старшин на нашем корабле заметно укрепилась воинская .дис­ циплина среди личного состава, сократи­ лось число проступков н дисциплинарных взысканий. Наладилась также и яезкурная служба на корабле. Дежурные по низам научились хорошо выполнять свои обязан­ ности, и теперь мы уже не имеем тех не­ достатков, которые наблюдались раньше. Старшина 2 статьи С. ЗУБАРЕВ. Город подготовки морских кадров В Риге, этом прекрасном зеленом го­ роде, всюду ощущается близость моря. Есть много неуловимых признаков, говорящих о том, что Рита — город- порт, и судьба его крепко связана с мор­ скими просторами Балтики, с широкой полноводной -красавицей-рекой Даугавой. Но особенно видно это на шумных рижских улицах, где чуть ли не каж­ дый третий подросток и юноша носит морскую форму. Только опытный глаз может найгги разницу между нахимовцем и парень­ ком из школы юнгов, между матросом военного флота и студентом мореходного училища. Рига — город подготовки морских кадров. На бульваре Кронвальда, отра­ жаясь в спокойной воде городского кана­ ла, высится огромное, красивой архитек­ туры здание. Здесь помещается одно из старейших в России Рижское мореходное училище. Оно готовит специалистов для торгового флота. Училище имеет отделения штурманов, механиков, радистов и гидротехников. Занятия в нем ведутся в русской п ла­ тышской группах. Среди курсантов можно встретить москвичей, ленинградцев, юношей из Архангельска, из рыбачьих поселков и городов Латвии. В Задвинье — так называются рай­ оны Риги, расположенные на левом бе­ регу Даугавы, — находятся речной тех­ никум и школа мореходного обучения. В эту шкоду принимаются подростки з юз- раств от *$6 ю- Г 8 jbt 7$ т а ш г е aWs лет она готовит из них матросов 1 -го класса, кочегаров, машинистов и мотори­ стов. Летом нынешнего года состоялся пер­ вый выпуск. Молодые моряки пошли на суда Латвийского морского пароходства. Они уже ходили в далекое плавание, н старые опытные капитаны остались до­ вольны своими молодыми командами. Две специальные школы готовят юнг для судов морского п речного паро- ходгтв. Помимо этого, в Риге есть несколько морских судоремонтных и судостроитель­ ных ремесленных училищ. Об одном из пих — 1 -м морском ремесленном учили­ ще — стоит рассказать подробнее. Здесь готовят судоремонтников — лю­ дей, которые будут ремонтровать суда, выдержавшие длительные п суровые бои со штормами, арктическими льдами, бешеными ветрами Бискайского залива. 700 ребят в возрасте от 14 до 16 лет обучаются в уютных классах и про­ сторных цехах ремесленного училища 1. Они изучают математику, физику, русский и латышский языки, черчение, технологию, металловедение и затем, в зависимости от группы, обучаются про­ фессиям слесарей - судоремонтников, токарей, столяровчкраснодеревцев, элек­ тромонтеров, автослесарей. После двух лет учебы из стен учи­ лища выходят квалифицированные, гра­ мотные п культурные рабочие. В середине июля РУ-1 впервые вы­ пустило 273 ученика. 200 из них ра­ ботают ва Ртаюком суюр?модтном за* воде, сстальяБге — с 1ивпайсшг, ваг» техгилсском и Рижском портах. В училище — своя отличная библио­ тека, насчитывающая 8.000 томов по­ литической, художественной п техниче­ ской литературы, свой духовой оркестр, две спортивные площадки. Физкультурный коллектив РУ-1 счи­ тается лучшим в республиканском уп­ равлении трудовых резервов. Свыше трехсот воспитанников состоят в добро­ вольном спортивном обществе «Трудовые резервы». Ребята активно участвуют в различных секция!. Физкультура здесь подлинно массовая. Коллектив выдвинул из своей среды способных ребят, завое­ вавших почетное звание чемпионов н рекордсменов. Выпускник Петр Черпинский — уча­ стник всесоюзных соревнований в Баку — является чешшоиом республики в легком весе по боксу среди юношей. Вик­ тор Огелте — чемпион республики по бегу на 100 метров. Волейбольная и баскетбольная команды держат первен­ ство в республиканском спортивном об­ ществе «Трудовые резервы». Ежегодно из стен рижских училищ и пгкол выходят сотни молодых моряков различных специальностей и судоре­ монтников. ...Когда ходишь по красавице Риге—* в ее парках, у кинотеатров и пз бульва­ рах видишь много молодых ррбят в бес­ козырках или форменных фуражках, в обдаательной сине-белой полосатой мор­ ской тельняшке, выглядывающей из- под бушлата ш д стаей морской рубаш­ ки. А РОЗАНОВА. • г. РЕГА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz