На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f *т .Й р ГТМ 7 К УЬ 235 (292В). Обучать матросов аварийных партий без условностей В КоргИгльтюм уставе говорится: «Под­ готовка личного состава к борьбе за живу­ честь корабля должна стоять наравне с огневой ПОДГОТОВКОЙ я является одним из основных видев подготовки всег* личного состава, проводимым под непосредственным руковлд*ггвом командира корабля». К сожалению, не все командиры бое­ вых постов и аварийных партий достаточно ясно приставляют важность этого указа­ ния и в результате допускают грубые нарушения элементарных правил борьбы за живучесть корабля. Бывает часто так, что личный состав изучает боевые инструкции ж неплохо знает их, но на деле не всегда хорошо выполняет свою обязанности. Почему это происходит? Потому, что командиры бое­ вых постов не придают должного значения воспитанию своих подчиненных. Иной раз можно наблюдать, когда после об’ явлршгя учебно-боевой тревоги иллю­ минаторы в жилых и служебных помеще­ ниях задраены неплотно, пропуская свет, а это ведь означает, что и водопелрождае­ мость таких помещений обеспечена плохо. Опыт Отечественной войны показал, к каким серьезным последствиям может при­ вести подобная небрежность в приготовле­ нии поста к бою. Однажды корзбль в ре­ зультате попаданий артиллерийских сна­ рядов получил ряд повреждений корпуса в подводной части, вследствие чего во внутрь корабля стала проникать вода, затем обра­ зовался значительный крен. Корабль имел водоотливные средства большой мощности, но не мог удержаться на плаву из-за на­ рушения уставных требований и несоблю­ дения боевых инструкций личным соста­ вом. Впоследствии выяснилось, что большая часть иллюминаторов была задраена плохо, а отдельные из них вовсе не закрыты. При создавшемся крене корабля отверстия иллюминаторов коснулись уровня воды и она хлынула в корпус. Корабль потерял остойчизость из-за перемещения центра тяжести и с увеличенным креном сел на грунт. Вывод ясен. Если бы на этом корабле были соблюдены элементарные правила борьбы за живучесть, то, безусловно, ко­ рабль шбежал бы таких серьезных послед­ ствий. Надежному обеспечению водонепрони­ цаемости смежных отсеков у нас также мало уде.тяется внимания. Приведу при­ мер отлого учения по борьбе за живучесть корабля. Па боевой пост, которым командует старшина 2 статьи Гузин, поступила вводная: «Авиабомба разорвалась в жи­ лой палубе. Имеются осколочные пробои­ ны в борту и в палубе, расположенной под кубриком нефтяной систерны. В кубрике пожар. Горят мазут, вытесняемый заборт­ ной водой, и электропроводка. Па месте разрыва авиабомбы образовался завал из «развороченных» коек и рундучков». Средства имитации повреждений яви­ лись весьма наглядными я поучительными, о которых следует сказать несколько слов. Имитация пожара в кубрике производилась посредством поджога пропитанной мазутом и керосином пакли. Это создало большой очаг «пожара», который заставил приме­ нить для тушения разнообразные противо­ пожарные средства в большом количестве. Горяптая электропроводка имитировалась замкнутой секцией освинцованного кабеля, включенной в силовую сеть. Здесь необхо­ димо было принять все меры предосторож­ ности, с соблюдением правил тушения электрических проводов под током. И, наконец, «завал» представлял собой загромождение прохода в кубрике желез­ ным ломом и трубами, прикрепленными к палубе и связанными между собой электро­ сваркой. На КП аварийной партии начали посту­ пать грамотные и своевременные доклады. Их принимал мичман Гришин. Он мог с предельной ясностью принимать меры по ликвидации повреждений, отдавать прика­ зания боевым постам и передавать после­ дующие доклады на главный командный пункт. Так и было сделано. Командир боевого поста старшина 2 статьи Космали получил приказание ту­ шить «пожар» на верхней палубе. Стар­ ший матрос Майоров и матрос Давыдов бросились вооружать шланги, а матрос Огарик оделся в асбестовый костюм, вклю­ чил кислородный аппарат и приступил к тушению «пожара». Тем временем иомавдир боевого поста старшина 2 статьи Гузин с матросами Ма­ кеевым и Стешенво получили приказание тушить электропроводку в кубрике. Там сквозь плотную пелену едкого дыма жже­ ной резины пробивалось с шипением и треском желтое пламя, с которым требова­ лось бороться. Действия партии были правиль­ ными. Первым долгом старшина 2 статьи Гузин поставил перед собой задачу обесто­ чить горящий участок электропроводки, хотя на командный пункт и поступил до­ клад о происшедшем, где должны были рас­ порядиться о снятия питания непосред­ ственно на распределительном щите. Гу­ зин в резиновых перчатках, вооружившись сильными ножницами, перекусил кабель и тем самым обесточил район «пожара». Тем временем, никого не дожидаясь. Макеев и Стешенко действовали утлекис- лотными огнетушителями, причем действо­ вать им пришлось почти вслепую, т. к. дым был настолько плотным, что ничего во­ круг на расстоянии вытянутой /руки не было видно и к тому же дым ел глаза и затруднял дыхание в такой степени, что тушившим пожар матросам пришлось одеть противогазы. Эффект обеих имита­ ций позволил дать полное представление настоящих пожаров. Необходимо подчеркнуть значение ис­ пользования имитационных средств на учениях, в особенности по борьбе за живу­ честь корабля и технических средств. Большое значение имеет наглядность. Во- первых, личный состав имел возможность увидеть в данном случае, какие могут быть пожары и как они выглядят в дей­ ствительпостп. Во-вторых, личный состав па практике приобретает яеру в силу и надежность тех средств, которые он при­ меняет в отдельных случаях, и уж если действительно возникнет пожар на кора­ бле, матросы не испугаются и не расте­ ряются, а будут действовать грамотно и уверенно. Когда оба «пожара» были потушены, мпчмап Гришин отдал приказание присту­ пить к заделке «пробоин» в палубе кубри­ ка и подкреплению палубы подпорами. Его приказание умело выполняли матросы, а затем приступили к ликвидации «^ва­ ла». Застучали пневматические молотки, электрорезчик зажег ослепительную дугу электрода, загремели удары кувалд и ломов Все шло организованно. Но вот флагман­ ский специалист дает дополнительную вводную: — Подпоры не выдержали, палуба да­ ла продольную трещину. Кубрик быстро затапливается. Вода достигла уровня пол­ метра... Метр... Видя, что при таком «повреждении» течь приостановить невозможно, мпчмап Гришин принимает правильное решение и дает команду личному составу: — Покинуть помещение! Задраить во­ донепроницаемые двери на носовой и кор­ мовой переборках. Подкрепить двери и пе­ реборки извне. Последнее приказание при надлежащей организации и точном соблюдении инструк­ ции можно было бы не отдавать, но вся беда была в том, что указанные двери своевременно не были, как положено, за­ драены и, хуже того, одна из них была настежь открыта, т. к. сквозь нее был протянут воздушный шланг к пневматиче­ скому молотку, который успешно можно было пропустить через верхнюю горловину люка. Такая небрежность в приготовлении по­ ста к бою и оплошность при вооружении пневматического инструмента способство­ вала тому, что смежные отсеки успели «принять» в себя большое количество во­ ды, которая, естественно, способствовала уменьшению запаса пловучести корабля. А Корабельный устав указывает, что «за­ пас пловучести есть запас жизненной силы корабля». И этот важный фактор в воспи­ тании и обучении личного состава аварий­ ных партий мы часто упускаем из виду. Этот отстающий участок в боевой под­ готовке аварийных партий не является частным случаем. В этом я смог убедить­ ся, будучи свидетелем подобных явлений нз одном из кораблей, где положение об­ стоит хуже в том смысле, что отступление от уставных правил делается сознательно, в силу отсталости и безграмотности отдель­ ных старшин. После учений, на которых я присутствовал в качестве посредника, там было обнаружено, что люки в артиллерий­ ские погреба и другие нижние помещения по боевой тревоге никто не задраил, моти­ вируя тем, что в этих помещениях нахо­ дится личный состав: сак же в таком слу­ чае помещение можно задраивать? — А вдруг элеватор выйдет из строя и придется вооружать независимую подачу боезапаса? — Тогда нужно кому-то отдраивать люк, а специально расписанного человека на этот случай у нас нет, — возразил на мое замечание один старшина. Неудивительно, что подчиненные та­ кого старшины не будут знать основных элементов борьбы за живучесть корабля и тем более выполнять пх. Отсюда вытекает ряд других ошибок и нарушений уставных правил. Небрежная постановка подпор, недоста­ точное применение тех пли иных средств при решении вводных — все это является результатом несерьезного подхода к делу. — Что же нам подпоры портить по пу­ стякам? Ведь воды-то нет. Вот, если будет действительно пробоина, тогда и будем подгонять подпоры как следует, — говорят некоторые матросы. И здесь, оказывается, условность встает поперек дороги, сбивая личный состав с пути приближения учений к обстановке боевой действительности. Все эти недостатки в методике обучения и ошибки в практических действиях яв­ ляются серьезным препятствием в подго­ товке грамотных, умелых воинов. Главный старшина Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. Отличники боевой и политической подготовки сигнальщик» 3 класса стар­ ший матрос В- Фоминых и матрос Е. Платонов на занятиях. * Фото Н . Николаева. . ю т п ы й ш . ж : р , ХОРОШИЙ АГИТАТОР Отделены комсомольца видшего сер-» жанта Белова счжтается лучшим в части. И это не случайно. Младший сержант Белов всеца и во всем является примером для своих подчиненных. Тов. Белов пришел в часть в 1946 году рядовым матросом. За короткое время упор­ ной учебы он на «отлично» ов^дел спе­ циальностью кабелыцпжа-монтажппка. Всегда дисциплинированный, подтянутый, он был одним из лучших. Активное участ­ ите тов. Белов принимает и в комсомоль­ ской работе, будучи агитатором отделения. иак примерного матроса, командование части в марте 1947 года ряттравпло тов. Белова в школу младших командиров. Школу он окончил ва «отлично», и еогу былэ присвоено звание младшего сержанта. Приняв отделение, т. Белов поставил за­ дачу — добиться, чтобы оно было лучшим в части, чтобы все матросы отлично освои­ ли специальность кабелыцика-монтажнвка. В свободное от работы время он проводил дополнительные занятия по специальности, технические совещания, практическую пайку кабелей, зарядку баксов и т. д. В результате упорной и кропотливой работы с отделением тов. Белов добился того, что матросы Гарулин и Володских допущены к самостоятельной работе. Из б человек в от­ делении трое — отличники боевой и поли­ тической подготовки. Матросы отделения младшего сержанта Белова не имеют пи одного дисциплинарно­ го взыскания. За отличную работу, высо­ кую боевую и политическую подготовку п воинскую дисциплину все матросы имеют не 3 п более поощрений от командира взво­ да и роты, а командование части им всем предоставило краткосрочные отпуска. Тов. Белов много работает и над идеоло­ гическим воспитанием своих матросов. Яв­ ляясь агитатором взвода, он постояпно про- пптпт брееты. оказывает помощь отстаю­ щим в политнятиях. Младший лейтенант /МИДЕ. Т О Ч Н О В Ц Е Л Ь Успешные торпедные стрельбы—результат высокой выучки В БЧ-Ш капптап-лейтепапта Казанцева служит опытный командир отделения старшина 2 статьи Зеленин. За время службы на корабле оп подготовил многих молодых матросов, которые являются сей­ час мастерами своего дела, отлпчпымн торпедистами. На недавно проведенной торпедной стрельбе его боевой пост получил отлич- пую оценку. Все рапее проводимые стрель­ бы также выполнены боевьгм постом стар­ шины Зеленина на «хорошо» и «отлично». Эти опенки не случайны, они являются результатом упорной, кропотливой работы старшины со своими подчиненными. Сейчас Зелепип — командир 1-го боево­ го поста БЧ-Ш. В его пост входят молодые матросы, недавно прибывшие па корабль. Много пришлось поработать Зеленину с ними в летнюю кампанию, чтобы обучить их специальности, привить любовь к ко­ раблю, воспитать добросовестное отноше­ ние к порученному делу. Зеленпн регулярно занимался с матроса­ ми по специальности, добивался от них твердого усвоения пройденного материала. К каждому занятию тщательно готовился сам. Теоретические знания матросов он всегда закреплял тренировками на боевом посту. При изучении торпеды старшина 2 ста­ тьи Зеленин индйвидуа.тьпо подходил к каждому подчиненному. Например, матро­ сы Безруков и Еричев — старательные, дисциплинированные бойцы, они быстро схватывают и запоминают все, о чем го­ ворит командир, а вот матросы Сахаров и Ананьев труднее усваивали материал. За­ метив это с первых дней, Зеленин пасто" чиво учил Сахарова и Апаньева, помогал им разбираться в сложных деталях, в пра­ вилах приготовления торпеды к выстрелу. В этом старшине помогал опытный, хсрошо подготовленный торпедист-наводчик стар­ ший матрос Жестянпиков. В результате Сахаров и Ананьев хорошо подготовились и изучили свою специальность. Недавно боевая часть сдавала задачу по ториеапой стрельбе. Стрелял ооевоп пост старшины 2 статьи Зеленила. На этот раз матросы-торпедисты в полной мере пока­ зали свое боевое мастерство, продемонстри­ ровали то, чему они научились за период летпей кампании. Па подготовку материальной части старшипа обратил самое серьезное внима­ ние. Торпеду готовили старший матрос Жестянпиков и матрос Еричев. Они про­ верили упаковку клапанов высокого и низ­ кого давления, работу приборов, подачу во­ ды и керосина в подготовительный аппа­ рат, заливали масло и керосин, готовили инструменты. Торпеда была приготовлена точно по инструкции. Так же тщательно готовился торпедный аппарат к стрельбе. Матрос Безруков обеспечил телефонную связь с командным пунктом. Когда корабль вьппел в море, сигналь­ щики зорко смотрели в бинокль, наблюдая за горизонтом. Вскоре они обнаружили «противника». Прозвучал сигнал боевой тревоги. Стремительное движение по па­ лубе сменилось быстрыми докладами о го­ товности боевых постов. С командного пункта боевой части по­ ступила команда о торпедной атаке. Коман­ дир боевой части дает целеуказание — миноносец «противника». — Вижу класс и тип корабля! — до­ кладывает наводчик. Затем поступает приказание с команд­ ного пункта начать наводку. Боевой пост готовится к торпедной атаке. — Аппараты товсь! ' f * » ' * ’ Ревун. Торпеда рванулась вперед, отделилась от аппарата п пошла к цели> «Противник» был торпедирован. Поверяющий высоко оценил стрельбу. Боевой пост старшины 2 статьи тов. Зеле­ нина получил отличную оцеяку. Мате­ риальная часть работала безотказно. Гвардии капитан Т. ЗАХАРОВ. Личная ответственность советского воина за защиту своей Родины Ск^ро исполняется тридцать лет, как г наитий стране победилз Великая Октябрь­ ская сощгалистическая революция и уста­ новлена советская власть. С этого дня был положен конец господству помещиков и капиталистов, которые использовали го- судареггеннуго власть в целях угнетения трудящтгхея. С победой советской власти в корне из­ менило^* отношение широких слоев народа к своелгу сСщ^твстлтогу и государствен­ ному долит. Советская власть ликвидиро- пала эпснлпгтаторские классы и передала в сс*5ств*тг >с.ть парода все богатства стра­ ды. Он? уничтожила всякого родз гнет и сделала всех равноправными гражданами с,граны. У нас нет эксплоататоров и угне­ тателе», нет чаггной собственности на ору­ дия и гртетва производства, нет враждую­ щих классов. Основой нашего общества стааа социалистическая система хозяйства, соггалп» тическая собственность, являю­ щаяся достоянием всего народа. Рабочий класт. колхозное крестьянство и совет­ ская интеллигенция крепко спаяны между союй уиами сотрудничества на благо Ро­ дины. «Люди работают у нас не на экспло- атат^ров, пе для обогащения тунеядцев, а на себя,., па свое, советское общество...» (Сталин1). На этом основывается полное совпат*кие общегражданских интересов со­ ветуют людей, их моральночполитическое единство. Советская власть — подлинно народная власть. Советские люди являются хозяева­ ми своей страны, своей судьбы. Каждый гражданин Советского Союза считает своим первейшим долгом всемерно укреплять мо­ гущество своего государства, аащищать и оберегзгь ето интересы. У советского человека нет более высоко­ го призвания, чем беззаветная преданность интересам Советского государства. И он всегда готов отдать все свои силы и знания па благо Отечества. Великая жизненная сила социалистического уклада состоит также и в том, что общественные интересы советского народа целиком совпадают с личными интересами каждого гражданина. Главнейшая цель нашего государства — оберегать интересы и благополучие наррда. Важнейший долг каждого советского граж­ данина — всемерно укреплять могущество своего государства, защищать и оберегать ею интересы. В этом великая непреобори­ мая сила Советского Союза. Вот почему воинская обязанность является у лас по­ четной. а дело защиты Родины и упрочения советскою строя каждый советский чело­ век воспринимает, как свое кровное дело. «Защита отечества, — гласит статья 133 СтапгнскоГг Конституции. — есть священ­ ный долг каждого гражданина СССР». Бла­ городные идеи защиты социалистического Отечества вдохновляли советских воинов на великие подвиги в годы Отечественной войны. Это чувство руководит воинами и теперь, в дни мирной учебы. Советский воин гордится своей принад­ лежностью к Вооруженным Силам социали­ стического государства. Ни перед одной армией мира никогда не стояли такие воз­ вышенные и благородные цели, какие стоят перед нашей Созетской Армией. Подобно тому, как наш- советский строй является совершенно новым, самым передовым, са­ мым прогрессивным общественным строем, та^. и созданная им армия является армией I нового, высшего типа. Советсщй общест­ венный' и государственный’ строй определил; формы ее строительства и развития, ее цели и задачи, ее моральный облик. С момента своего зарождения Советская Армия вела только справедливые и освободительные войны — войны за сохранение и упроче­ ние самого справедливого в мире общест­ венного порядка, за торжество самых пере­ довых общественных идей — марксизма- ленинизма. Ей пе свойственны, органиче­ ски чужды какие-либо захватнические це­ ли, цели порабощения с угнетения других народов. Ее знамя — знамя благородных, возвышенных идей свободы и братства на­ родов. Со всей наглядностью она доказала это в годы Великой Отечественной войны, освободив многие народы Европы от нена­ вистного фашистского ига. Все это являет­ ся неиссякаемым источником высоких мо­ рально-боевых качеств советских воинов, источником их величайшей самоотвержен­ ности при выполнении воинского долта. Благородные освободительные задачи Во­ оруженных Сил СССР полностью соответ­ ствуют интересам советского народа. Ни­ когда еще в истории человеческого обще­ ства не было такой армии, которая бы и по своему личному составу, и по своему на­ значению была так глубоко народна и так полно, всеоб’емлюще отражала интересы всего многомиллионного и многонациональ­ ного парода страны, как наша Советская Армия. Поэтому каждый солдат глубоко со­ знает свою личную ответственность перед народом за вверенное ему дело защиты Ро­ дины. В этом одно из величайших преиму­ ществ Советской Армии перед армпями ка­ питалистических стран. В самом деле, о каком личном долге и .личдоЗ ответственности солдат империали­ стических армии перед народом может пттп речь, если эти армии являются орудием угнетения и подавления трудящихся? Цель всякой империалистической армии — слу­ жить не народу, а господствующему в стране классу капиталистов для укрепле­ ния их власти, для зашиты их богатств от покушений капиталистов других стран или для завоевания новых земель в угоду тем же капиталистам. II как бы пи стзрались офицеры буржуазных армий одурманивать солдат, скрывать от нтгх истинное назначе­ ние капиталистических армий, в конце кон­ цов правда свое берет. Да и сам солдат, придя в армию, не перестает чувствовать на себе тот же классовый гнет, который оп испытывал до призыва, — только тогда от хозяина, а теперь от офицера, являющегося выходцем из господствующих классов. Советский солдат, наоборот, всегда и везде чувствует, что он является не только солдатом, но и гражданином великой со­ циалистической страны, которая является образцом государственного устройства для всего передового человечества. Каждый наш солдат прекрасно сознает, что он является воином армии, служащей опорой свободы и независимости народов. Он высоко держит свою воинскую честь, понимая, что его личная честь и достоинство неотделимы от чести Советской Родины. Наш социалистический строй, паша ве­ ликая партия Ленина — Сталина дали со­ ветскому воину не только первоклассную военную технпку, но и вооружили его са­ мой передовой воеипой наукой, самой пере­ довой идеологией, самым передовым учени­ ем марксизма-ленинизма. И чем полнее со­ ветский воип познает эту пауку, чем выше будет его политическое сознание, тем в большей мере укрепляется в дгм чувство личной ответственности за судьбы своет-) государства, за защиту Советской Родины. ! Это великое чувство .тачного долта, личной , ответственности перед Родиной стало в аж -; пейшеп чертой могильного оптика совет-! ского воина. Из этого вытекают все лучшие стремления советского воина, его честь, доблесть и мужество. Этим обуславливает­ ся особая крепость советской воинской дис­ циплины, которая является важнейшим за­ логом всех наших успехов. «Воинская дис­ циплина, — гласит Дисциплинарный устав, — основывается на сознании каждым во­ еннослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины— Союза Советских Социалистических Рес­ публик». В своих приказах Министр Вооруженных Сил СССР не раз указывал на то, что все •командиры и начальники, неослабно у к ­ репляя дисциплину, обязаны повседневно воспитывать у подчиненных высокое чув­ ство воинского долга а личной ответствен­ ности за дело защиты Родины. К чему же обязывает солдата в мирных условиях его личная ответственность за защиту Родины? Сознательный воин— это, прежде всего, политически бдительный воин. Проявляя везде и во всем высокую бдительность, каждый советский воип должен всегда быть г боевой готовности, не кичиться старыми ..а с лугами, а двигаться вперед,'добиваться новых, более высоких успехов в боевой и политической подготовке. Этого требуют от нас упрочение мира и обеспечение безо­ пасности социалистического государства. Товарищ Сталин неоднократно указывал, что военное дело не стоит на месте, а с каждым днем развивается и усложняется. Неустанно повышать свое военное мастер­ ство, глубоко изучать опыт войны, в со­ вершенстве владеть боевой техникой — в этом сейчас главная задача советских вои­ нов. Достигнуть этого можно только путем упорной и напряженной учебы. При этом никогда пе следует забывать, что руково­ дящим принципом боевой подготовки было п остается—учиться тому, нужно на г.ойяе, и так, как это бызает-на войне. По­ этому на занятиях по боевой подготовке нельзя допускать никаких условностей. Надо действовать па учебном поле, как в бою. Это потребует от солдата полного на­ пряжения сил, по в этом — самый вер­ ный путь к тому, чтобы стать настоящим, закаленным воином. Воинский долт и личная ответственность воина за защиту своего Отечества состоят, далее, в том, чтобы каждый солдат неус­ танно воспитывал в себе необходимые бое­ вые и моральные качества. На полях сра­ жений Отечественной войны советские воины показали непревзойденные образцы стойкости, героизма и отваги, продемонст­ рировали величайшую самоотверженность со имя достижения победы. Высокая поли­ тическая сознательность, глубокое понима­ ние государственных интересов нашей страны дают каждому солдату ясную пер­ спективу движения вперед, вселяют бод­ рость в борьбе за новые успехи, помогают правильно осмыслить те требования, кото­ рые пред’являет ему современная обстанов­ ка. Социалистическое сознание умножает источники силы и могущества советского общества, закаляет дух солдата, помогает ему глубже осознать свою личную ответст­ венность за защиту интересов Советской Родины. Не:трерывпо повышать свою поли­ тическую сознательность — долг каждого советского воина. Только тот стветский воин сможет до конца выполнить свой патриотический долг, кто будет строго претворять в жизнь все требования воинской дисциплины и отда­ вать все свои силы и знания па благо Оте­ чества, кто своими личными успехами бу­ дет крепить великое всенародное дело — военную мощь нашей страны. В этом и со­ стоит личная ответственность солдата за защиту своей Родины. Этого требует от нас воизехий долг. Подполковник П. ССЧЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz