На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f *т .Й р ГТМ 7 К УЬ 235 (292В). Обучать матросов аварийных партий без условностей В КоргИгльтюм уставе говорится: «Под готовка личного состава к борьбе за живу честь корабля должна стоять наравне с огневой ПОДГОТОВКОЙ я является одним из основных видев подготовки всег* личного состава, проводимым под непосредственным руковлд*ггвом командира корабля». К сожалению, не все командиры бое вых постов и аварийных партий достаточно ясно приставляют важность этого указа ния и в результате допускают грубые нарушения элементарных правил борьбы за живучесть корабля. Бывает часто так, что личный состав изучает боевые инструкции ж неплохо знает их, но на деле не всегда хорошо выполняет свою обязанности. Почему это происходит? Потому, что командиры бое вых постов не придают должного значения воспитанию своих подчиненных. Иной раз можно наблюдать, когда после об’ явлршгя учебно-боевой тревоги иллю минаторы в жилых и служебных помеще ниях задраены неплотно, пропуская свет, а это ведь означает, что и водопелрождае мость таких помещений обеспечена плохо. Опыт Отечественной войны показал, к каким серьезным последствиям может при вести подобная небрежность в приготовле нии поста к бою. Однажды корзбль в ре зультате попаданий артиллерийских сна рядов получил ряд повреждений корпуса в подводной части, вследствие чего во внутрь корабля стала проникать вода, затем обра зовался значительный крен. Корабль имел водоотливные средства большой мощности, но не мог удержаться на плаву из-за на рушения уставных требований и несоблю дения боевых инструкций личным соста вом. Впоследствии выяснилось, что большая часть иллюминаторов была задраена плохо, а отдельные из них вовсе не закрыты. При создавшемся крене корабля отверстия иллюминаторов коснулись уровня воды и она хлынула в корпус. Корабль потерял остойчизость из-за перемещения центра тяжести и с увеличенным креном сел на грунт. Вывод ясен. Если бы на этом корабле были соблюдены элементарные правила борьбы за живучесть, то, безусловно, ко рабль шбежал бы таких серьезных послед ствий. Надежному обеспечению водонепрони цаемости смежных отсеков у нас также мало уде.тяется внимания. Приведу при мер отлого учения по борьбе за живучесть корабля. Па боевой пост, которым командует старшина 2 статьи Гузин, поступила вводная: «Авиабомба разорвалась в жи лой палубе. Имеются осколочные пробои ны в борту и в палубе, расположенной под кубриком нефтяной систерны. В кубрике пожар. Горят мазут, вытесняемый заборт ной водой, и электропроводка. Па месте разрыва авиабомбы образовался завал из «развороченных» коек и рундучков». Средства имитации повреждений яви лись весьма наглядными я поучительными, о которых следует сказать несколько слов. Имитация пожара в кубрике производилась посредством поджога пропитанной мазутом и керосином пакли. Это создало большой очаг «пожара», который заставил приме нить для тушения разнообразные противо пожарные средства в большом количестве. Горяптая электропроводка имитировалась замкнутой секцией освинцованного кабеля, включенной в силовую сеть. Здесь необхо димо было принять все меры предосторож ности, с соблюдением правил тушения электрических проводов под током. И, наконец, «завал» представлял собой загромождение прохода в кубрике желез ным ломом и трубами, прикрепленными к палубе и связанными между собой электро сваркой. На КП аварийной партии начали посту пать грамотные и своевременные доклады. Их принимал мичман Гришин. Он мог с предельной ясностью принимать меры по ликвидации повреждений, отдавать прика зания боевым постам и передавать после дующие доклады на главный командный пункт. Так и было сделано. Командир боевого поста старшина 2 статьи Космали получил приказание ту шить «пожар» на верхней палубе. Стар ший матрос Майоров и матрос Давыдов бросились вооружать шланги, а матрос Огарик оделся в асбестовый костюм, вклю чил кислородный аппарат и приступил к тушению «пожара». Тем временем иомавдир боевого поста старшина 2 статьи Гузин с матросами Ма кеевым и Стешенво получили приказание тушить электропроводку в кубрике. Там сквозь плотную пелену едкого дыма жже ной резины пробивалось с шипением и треском желтое пламя, с которым требова лось бороться. Действия партии были правиль ными. Первым долгом старшина 2 статьи Гузин поставил перед собой задачу обесто чить горящий участок электропроводки, хотя на командный пункт и поступил до клад о происшедшем, где должны были рас порядиться о снятия питания непосред ственно на распределительном щите. Гу зин в резиновых перчатках, вооружившись сильными ножницами, перекусил кабель и тем самым обесточил район «пожара». Тем временем, никого не дожидаясь. Макеев и Стешенко действовали утлекис- лотными огнетушителями, причем действо вать им пришлось почти вслепую, т. к. дым был настолько плотным, что ничего во круг на расстоянии вытянутой /руки не было видно и к тому же дым ел глаза и затруднял дыхание в такой степени, что тушившим пожар матросам пришлось одеть противогазы. Эффект обеих имита ций позволил дать полное представление настоящих пожаров. Необходимо подчеркнуть значение ис пользования имитационных средств на учениях, в особенности по борьбе за живу честь корабля и технических средств. Большое значение имеет наглядность. Во- первых, личный состав имел возможность увидеть в данном случае, какие могут быть пожары и как они выглядят в дей ствительпостп. Во-вторых, личный состав па практике приобретает яеру в силу и надежность тех средств, которые он при меняет в отдельных случаях, и уж если действительно возникнет пожар на кора бле, матросы не испугаются и не расте ряются, а будут действовать грамотно и уверенно. Когда оба «пожара» были потушены, мпчмап Гришин отдал приказание присту пить к заделке «пробоин» в палубе кубри ка и подкреплению палубы подпорами. Его приказание умело выполняли матросы, а затем приступили к ликвидации «^ва ла». Застучали пневматические молотки, электрорезчик зажег ослепительную дугу электрода, загремели удары кувалд и ломов Все шло организованно. Но вот флагман ский специалист дает дополнительную вводную: — Подпоры не выдержали, палуба да ла продольную трещину. Кубрик быстро затапливается. Вода достигла уровня пол метра... Метр... Видя, что при таком «повреждении» течь приостановить невозможно, мпчмап Гришин принимает правильное решение и дает команду личному составу: — Покинуть помещение! Задраить во донепроницаемые двери на носовой и кор мовой переборках. Подкрепить двери и пе реборки извне. Последнее приказание при надлежащей организации и точном соблюдении инструк ции можно было бы не отдавать, но вся беда была в том, что указанные двери своевременно не были, как положено, за драены и, хуже того, одна из них была настежь открыта, т. к. сквозь нее был протянут воздушный шланг к пневматиче скому молотку, который успешно можно было пропустить через верхнюю горловину люка. Такая небрежность в приготовлении по ста к бою и оплошность при вооружении пневматического инструмента способство вала тому, что смежные отсеки успели «принять» в себя большое количество во ды, которая, естественно, способствовала уменьшению запаса пловучести корабля. А Корабельный устав указывает, что «за пас пловучести есть запас жизненной силы корабля». И этот важный фактор в воспи тании и обучении личного состава аварий ных партий мы часто упускаем из виду. Этот отстающий участок в боевой под готовке аварийных партий не является частным случаем. В этом я смог убедить ся, будучи свидетелем подобных явлений нз одном из кораблей, где положение об стоит хуже в том смысле, что отступление от уставных правил делается сознательно, в силу отсталости и безграмотности отдель ных старшин. После учений, на которых я присутствовал в качестве посредника, там было обнаружено, что люки в артиллерий ские погреба и другие нижние помещения по боевой тревоге никто не задраил, моти вируя тем, что в этих помещениях нахо дится личный состав: сак же в таком слу чае помещение можно задраивать? — А вдруг элеватор выйдет из строя и придется вооружать независимую подачу боезапаса? — Тогда нужно кому-то отдраивать люк, а специально расписанного человека на этот случай у нас нет, — возразил на мое замечание один старшина. Неудивительно, что подчиненные та кого старшины не будут знать основных элементов борьбы за живучесть корабля и тем более выполнять пх. Отсюда вытекает ряд других ошибок и нарушений уставных правил. Небрежная постановка подпор, недоста точное применение тех пли иных средств при решении вводных — все это является результатом несерьезного подхода к делу. — Что же нам подпоры портить по пу стякам? Ведь воды-то нет. Вот, если будет действительно пробоина, тогда и будем подгонять подпоры как следует, — говорят некоторые матросы. И здесь, оказывается, условность встает поперек дороги, сбивая личный состав с пути приближения учений к обстановке боевой действительности. Все эти недостатки в методике обучения и ошибки в практических действиях яв ляются серьезным препятствием в подго товке грамотных, умелых воинов. Главный старшина Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. Отличники боевой и политической подготовки сигнальщик» 3 класса стар ший матрос В- Фоминых и матрос Е. Платонов на занятиях. * Фото Н . Николаева. . ю т п ы й ш . ж : р , ХОРОШИЙ АГИТАТОР Отделены комсомольца видшего сер-» жанта Белова счжтается лучшим в части. И это не случайно. Младший сержант Белов всеца и во всем является примером для своих подчиненных. Тов. Белов пришел в часть в 1946 году рядовым матросом. За короткое время упор ной учебы он на «отлично» ов^дел спе циальностью кабелыцпжа-монтажппка. Всегда дисциплинированный, подтянутый, он был одним из лучших. Активное участ ите тов. Белов принимает и в комсомоль ской работе, будучи агитатором отделения. иак примерного матроса, командование части в марте 1947 года ряттравпло тов. Белова в школу младших командиров. Школу он окончил ва «отлично», и еогу былэ присвоено звание младшего сержанта. Приняв отделение, т. Белов поставил за дачу — добиться, чтобы оно было лучшим в части, чтобы все матросы отлично освои ли специальность кабелыцика-монтажнвка. В свободное от работы время он проводил дополнительные занятия по специальности, технические совещания, практическую пайку кабелей, зарядку баксов и т. д. В результате упорной и кропотливой работы с отделением тов. Белов добился того, что матросы Гарулин и Володских допущены к самостоятельной работе. Из б человек в от делении трое — отличники боевой и поли тической подготовки. Матросы отделения младшего сержанта Белова не имеют пи одного дисциплинарно го взыскания. За отличную работу, высо кую боевую и политическую подготовку п воинскую дисциплину все матросы имеют не 3 п более поощрений от командира взво да и роты, а командование части им всем предоставило краткосрочные отпуска. Тов. Белов много работает и над идеоло гическим воспитанием своих матросов. Яв ляясь агитатором взвода, он постояпно про- пптпт брееты. оказывает помощь отстаю щим в политнятиях. Младший лейтенант /МИДЕ. Т О Ч Н О В Ц Е Л Ь Успешные торпедные стрельбы—результат высокой выучки В БЧ-Ш капптап-лейтепапта Казанцева служит опытный командир отделения старшина 2 статьи Зеленин. За время службы на корабле оп подготовил многих молодых матросов, которые являются сей час мастерами своего дела, отлпчпымн торпедистами. На недавно проведенной торпедной стрельбе его боевой пост получил отлич- пую оценку. Все рапее проводимые стрель бы также выполнены боевьгм постом стар шины Зеленина на «хорошо» и «отлично». Эти опенки не случайны, они являются результатом упорной, кропотливой работы старшины со своими подчиненными. Сейчас Зелепип — командир 1-го боево го поста БЧ-Ш. В его пост входят молодые матросы, недавно прибывшие па корабль. Много пришлось поработать Зеленину с ними в летнюю кампанию, чтобы обучить их специальности, привить любовь к ко раблю, воспитать добросовестное отноше ние к порученному делу. Зеленпн регулярно занимался с матроса ми по специальности, добивался от них твердого усвоения пройденного материала. К каждому занятию тщательно готовился сам. Теоретические знания матросов он всегда закреплял тренировками на боевом посту. При изучении торпеды старшина 2 ста тьи Зеленин индйвидуа.тьпо подходил к каждому подчиненному. Например, матро сы Безруков и Еричев — старательные, дисциплинированные бойцы, они быстро схватывают и запоминают все, о чем го ворит командир, а вот матросы Сахаров и Ананьев труднее усваивали материал. За метив это с первых дней, Зеленин пасто" чиво учил Сахарова и Апаньева, помогал им разбираться в сложных деталях, в пра вилах приготовления торпеды к выстрелу. В этом старшине помогал опытный, хсрошо подготовленный торпедист-наводчик стар ший матрос Жестянпиков. В результате Сахаров и Ананьев хорошо подготовились и изучили свою специальность. Недавно боевая часть сдавала задачу по ториеапой стрельбе. Стрелял ооевоп пост старшины 2 статьи Зеленила. На этот раз матросы-торпедисты в полной мере пока зали свое боевое мастерство, продемонстри ровали то, чему они научились за период летпей кампании. Па подготовку материальной части старшипа обратил самое серьезное внима ние. Торпеду готовили старший матрос Жестянпиков и матрос Еричев. Они про верили упаковку клапанов высокого и низ кого давления, работу приборов, подачу во ды и керосина в подготовительный аппа рат, заливали масло и керосин, готовили инструменты. Торпеда была приготовлена точно по инструкции. Так же тщательно готовился торпедный аппарат к стрельбе. Матрос Безруков обеспечил телефонную связь с командным пунктом. Когда корабль вьппел в море, сигналь щики зорко смотрели в бинокль, наблюдая за горизонтом. Вскоре они обнаружили «противника». Прозвучал сигнал боевой тревоги. Стремительное движение по па лубе сменилось быстрыми докладами о го товности боевых постов. С командного пункта боевой части по ступила команда о торпедной атаке. Коман дир боевой части дает целеуказание — миноносец «противника». — Вижу класс и тип корабля! — до кладывает наводчик. Затем поступает приказание с команд ного пункта начать наводку. Боевой пост готовится к торпедной атаке. — Аппараты товсь! ' f * » ' * ’ Ревун. Торпеда рванулась вперед, отделилась от аппарата п пошла к цели> «Противник» был торпедирован. Поверяющий высоко оценил стрельбу. Боевой пост старшины 2 статьи тов. Зеле нина получил отличную оцеяку. Мате риальная часть работала безотказно. Гвардии капитан Т. ЗАХАРОВ. Личная ответственность советского воина за защиту своей Родины Ск^ро исполняется тридцать лет, как г наитий стране победилз Великая Октябрь ская сощгалистическая революция и уста новлена советская власть. С этого дня был положен конец господству помещиков и капиталистов, которые использовали го- судареггеннуго власть в целях угнетения трудящтгхея. С победой советской власти в корне из менило^* отношение широких слоев народа к своелгу сСщ^твстлтогу и государствен ному долит. Советская власть ликвидиро- пала эпснлпгтаторские классы и передала в сс*5ств*тг >с.ть парода все богатства стра ды. Он? уничтожила всякого родз гнет и сделала всех равноправными гражданами с,граны. У нас нет эксплоататоров и угне тателе», нет чаггной собственности на ору дия и гртетва производства, нет враждую щих классов. Основой нашего общества стааа социалистическая система хозяйства, соггалп» тическая собственность, являю щаяся достоянием всего народа. Рабочий класт. колхозное крестьянство и совет ская интеллигенция крепко спаяны между союй уиами сотрудничества на благо Ро дины. «Люди работают у нас не на экспло- атат^ров, пе для обогащения тунеядцев, а на себя,., па свое, советское общество...» (Сталин1). На этом основывается полное совпат*кие общегражданских интересов со ветуют людей, их моральночполитическое единство. Советская власть — подлинно народная власть. Советские люди являются хозяева ми своей страны, своей судьбы. Каждый гражданин Советского Союза считает своим первейшим долгом всемерно укреплять мо гущество своего государства, аащищать и оберегзгь ето интересы. У советского человека нет более высоко го призвания, чем беззаветная преданность интересам Советского государства. И он всегда готов отдать все свои силы и знания па благо Отечества. Великая жизненная сила социалистического уклада состоит также и в том, что общественные интересы советского народа целиком совпадают с личными интересами каждого гражданина. Главнейшая цель нашего государства — оберегать интересы и благополучие наррда. Важнейший долг каждого советского граж данина — всемерно укреплять могущество своего государства, защищать и оберегать ею интересы. В этом великая непреобори мая сила Советского Союза. Вот почему воинская обязанность является у лас по четной. а дело защиты Родины и упрочения советскою строя каждый советский чело век воспринимает, как свое кровное дело. «Защита отечества, — гласит статья 133 СтапгнскоГг Конституции. — есть священ ный долг каждого гражданина СССР». Бла городные идеи защиты социалистического Отечества вдохновляли советских воинов на великие подвиги в годы Отечественной войны. Это чувство руководит воинами и теперь, в дни мирной учебы. Советский воин гордится своей принад лежностью к Вооруженным Силам социали стического государства. Ни перед одной армией мира никогда не стояли такие воз вышенные и благородные цели, какие стоят перед нашей Созетской Армией. Подобно тому, как наш- советский строй является совершенно новым, самым передовым, са мым прогрессивным общественным строем, та^. и созданная им армия является армией I нового, высшего типа. Советсщй общест венный' и государственный’ строй определил; формы ее строительства и развития, ее цели и задачи, ее моральный облик. С момента своего зарождения Советская Армия вела только справедливые и освободительные войны — войны за сохранение и упроче ние самого справедливого в мире общест венного порядка, за торжество самых пере довых общественных идей — марксизма- ленинизма. Ей пе свойственны, органиче ски чужды какие-либо захватнические це ли, цели порабощения с угнетения других народов. Ее знамя — знамя благородных, возвышенных идей свободы и братства на родов. Со всей наглядностью она доказала это в годы Великой Отечественной войны, освободив многие народы Европы от нена вистного фашистского ига. Все это являет ся неиссякаемым источником высоких мо рально-боевых качеств советских воинов, источником их величайшей самоотвержен ности при выполнении воинского долта. Благородные освободительные задачи Во оруженных Сил СССР полностью соответ ствуют интересам советского народа. Ни когда еще в истории человеческого обще ства не было такой армии, которая бы и по своему личному составу, и по своему на значению была так глубоко народна и так полно, всеоб’емлюще отражала интересы всего многомиллионного и многонациональ ного парода страны, как наша Советская Армия. Поэтому каждый солдат глубоко со знает свою личную ответственность перед народом за вверенное ему дело защиты Ро дины. В этом одно из величайших преиму ществ Советской Армии перед армпями ка питалистических стран. В самом деле, о каком личном долге и .личдоЗ ответственности солдат империали стических армии перед народом может пттп речь, если эти армии являются орудием угнетения и подавления трудящихся? Цель всякой империалистической армии — слу жить не народу, а господствующему в стране классу капиталистов для укрепле ния их власти, для зашиты их богатств от покушений капиталистов других стран или для завоевания новых земель в угоду тем же капиталистам. II как бы пи стзрались офицеры буржуазных армий одурманивать солдат, скрывать от нтгх истинное назначе ние капиталистических армий, в конце кон цов правда свое берет. Да и сам солдат, придя в армию, не перестает чувствовать на себе тот же классовый гнет, который оп испытывал до призыва, — только тогда от хозяина, а теперь от офицера, являющегося выходцем из господствующих классов. Советский солдат, наоборот, всегда и везде чувствует, что он является не только солдатом, но и гражданином великой со циалистической страны, которая является образцом государственного устройства для всего передового человечества. Каждый наш солдат прекрасно сознает, что он является воином армии, служащей опорой свободы и независимости народов. Он высоко держит свою воинскую честь, понимая, что его личная честь и достоинство неотделимы от чести Советской Родины. Наш социалистический строй, паша ве ликая партия Ленина — Сталина дали со ветскому воину не только первоклассную военную технпку, но и вооружили его са мой передовой воеипой наукой, самой пере довой идеологией, самым передовым учени ем марксизма-ленинизма. И чем полнее со ветский воип познает эту пауку, чем выше будет его политическое сознание, тем в большей мере укрепляется в дгм чувство личной ответственности за судьбы своет-) государства, за защиту Советской Родины. ! Это великое чувство .тачного долта, личной , ответственности перед Родиной стало в аж -; пейшеп чертой могильного оптика совет-! ского воина. Из этого вытекают все лучшие стремления советского воина, его честь, доблесть и мужество. Этим обуславливает ся особая крепость советской воинской дис циплины, которая является важнейшим за логом всех наших успехов. «Воинская дис циплина, — гласит Дисциплинарный устав, — основывается на сознании каждым во еннослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины— Союза Советских Социалистических Рес публик». В своих приказах Министр Вооруженных Сил СССР не раз указывал на то, что все •командиры и начальники, неослабно у к репляя дисциплину, обязаны повседневно воспитывать у подчиненных высокое чув ство воинского долга а личной ответствен ности за дело защиты Родины. К чему же обязывает солдата в мирных условиях его личная ответственность за защиту Родины? Сознательный воин— это, прежде всего, политически бдительный воин. Проявляя везде и во всем высокую бдительность, каждый советский воип должен всегда быть г боевой готовности, не кичиться старыми ..а с лугами, а двигаться вперед,'добиваться новых, более высоких успехов в боевой и политической подготовке. Этого требуют от нас упрочение мира и обеспечение безо пасности социалистического государства. Товарищ Сталин неоднократно указывал, что военное дело не стоит на месте, а с каждым днем развивается и усложняется. Неустанно повышать свое военное мастер ство, глубоко изучать опыт войны, в со вершенстве владеть боевой техникой — в этом сейчас главная задача советских вои нов. Достигнуть этого можно только путем упорной и напряженной учебы. При этом никогда пе следует забывать, что руково дящим принципом боевой подготовки было п остается—учиться тому, нужно на г.ойяе, и так, как это бызает-на войне. По этому на занятиях по боевой подготовке нельзя допускать никаких условностей. Надо действовать па учебном поле, как в бою. Это потребует от солдата полного на пряжения сил, по в этом — самый вер ный путь к тому, чтобы стать настоящим, закаленным воином. Воинский долт и личная ответственность воина за защиту своего Отечества состоят, далее, в том, чтобы каждый солдат неус танно воспитывал в себе необходимые бое вые и моральные качества. На полях сра жений Отечественной войны советские воины показали непревзойденные образцы стойкости, героизма и отваги, продемонст рировали величайшую самоотверженность со имя достижения победы. Высокая поли тическая сознательность, глубокое понима ние государственных интересов нашей страны дают каждому солдату ясную пер спективу движения вперед, вселяют бод рость в борьбе за новые успехи, помогают правильно осмыслить те требования, кото рые пред’являет ему современная обстанов ка. Социалистическое сознание умножает источники силы и могущества советского общества, закаляет дух солдата, помогает ему глубже осознать свою личную ответст венность за защиту интересов Советской Родины. Не:трерывпо повышать свою поли тическую сознательность — долг каждого советского воина. Только тот стветский воин сможет до конца выполнить свой патриотический долг, кто будет строго претворять в жизнь все требования воинской дисциплины и отда вать все свои силы и знания па благо Оте чества, кто своими личными успехами бу дет крепить великое всенародное дело — военную мощь нашей страны. В этом и со стоит личная ответственность солдата за защиту своей Родины. Этого требует от нас воизехий долг. Подполковник П. ССЧЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz