На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1 октября 1947 г., № 230 (2921) Плавание в темное время Радист 2 класса старшина 2 статьи М. Толстое является отличником боевой и политической подготовки. Хорошо вла дея специальностью, он всегда ведет прием и передачу без малейших искаже нии, перевыполняя нормативы. Фото Н. Новикова, На перископной глубине • П0Д90ДНИКИ СДАЮТ КУРСОВУЮ ЗАДАЧУ • Подводная лодка вышла в море сдавать курсовую задачу. Поход должен 6ш пока зать, чему научились матросы, старинны н офицеры в период летнего плавания. Пе ред выходом каждый еще раз проверил свое заведыванпе п теперь нес ходовую вахту на боевом посту так, как бы дейст вовал в боевой обстановке. Сигнальщики своевременно докладывали io всем обнаруженном. • — Силуэт, справа, градусов.,. — четко доложил гвардии старшина 2 статьи Рябов. — Срочное погружение! — скомандовал вахтенный офицер гвардии капптан-лен- тенант Иванов. Лодка .быстро ушла па перископную глубину. Командир приказал взять курс на «противника». По отсекам прозвучала команда: «Торпедная атака!». Весь личный состав быстро занял свои места. Маневрируя, командир атаковал круп ный ^неприятельский» транспорт. Лодка начала отрываться от «противника», ког да серия взрывов глубинных бомб обру шилась па пее. 1 Гз отсеков Начали посту пать доклады о «пОврёЖдбтМХ». Из строя вышло освещение, в кормовом отсеке — «пробоина». Девствовать падо было в полной темноте, обеспечивая шц- водпые хода. Об’явлепа аварийная тревога. Личный состав приступил к заделке «пробопны». JIa центральный пост поступали доклады о «повреждениях». — Заклинило рули, — доложил боцман . Николаев. Командир приказал управляться кормо вым горизонтальным рулем. Боцман удерживал лодку па ровном киле одними рулями. Пз аккумуляторных отсеков поступают доклады о повреждении элементов, в дру гом отсеке от взрыва глубинных бомб начался «пожар». Личный состав в акку муляторных отсеках под руководством гвардии старяпшы 2 статьи Охапкина и гвардия матроса Ефремова приступил к ликвидации пожара. Быстро перевели пи- тапио группу, менее пострадавшую. Действовать надо было быстро и чет*ко, ни одного лншпего движения. Личный состав отсека иод руководством старшины 2 статьи Охапкина приступил к выводу пострадавших элементов группы и успешно справился с задачей. Трениров ки, проводимые па учениях, дали свои результаты. На центральный пост поступило донесе ние: «Пробоина заделапа, аккумуляторная батарея введена в строй». Корабли «про тивника», преследовавшие лодку, потеря ли ее. Командир отошел в безопасный paiion I! принял решение всплыть. При пуске дизеля мотористы получили вводную: «Вышла из строя циркуляционная помпа охлаждения правого дизеля». Мотористы, руководимые старшим ма тросом Гурьевым, правильно решили ввод ную, перейдя на охлаждение дизеля от дру гой помпы. Пуск производился в полной темноте. Лодка получала ход и ушла пз опасного района. Выл дан отбой аварийной тревоге. Лич ный состав приступил к ликвидации «пов реждений», полученных в результате бом бежки кораблями «противника». Поверяющий остался доволен действия ми личного состава по борьбе с пожарами it вод»»Гг в подводном положении. Задача была принята с оценкой «хорошо». Гвардии старший лейтенант С. СИДОРЕНКО. С наступлением полярной ночи п осен не-зимних штормовых погод значительно затрудняется плавание на наших северных морях. Этот период времени сопровождает ся также значительным ухудшением гид рометеорологических условий — преобла данием свежих ветров, штормов, туманов, ограниченной мглистой видимости и повы шенным волнением. Период темного времени, главным обра зом зимний, сопровождается увеличением количества дней с большим значением земной редакции, наличие* полярных сияний п магнитных бурь, что усложняет работу штурманов, требует от них высокой ' выучки, большого опыта. Прет плавании в условиях сильного вол нения моря таким кораблям, как мппонос- цы, ттшмцикн и более Мелкие, у которых период собственной качки несколько се кунд, может наступить гибельный резо нанс. Эго обстоятельство нужно постоянно Иметь в виду командирам кораблей, <Ыг*н- но прп выборе курса. Явления земной рефракции, обуслав ливающиеся, как известно, разностью тем ператур воды и воздуха на поверхности моря, -особенно сильно проявляются в зим ний период.'Достаточно сказать, что при разности этих температур в 7 градусов значение аетгной рефракции достигает уже 7,6 минут. Неточно учтенная рефракция значительно уменьшит точность астрономи ческих определении места корабля и мо жет ввести в заблуждение. Это обстоятель ство нужно постоянно сметь в виду каждо му штурману при плавании в осенне-зим ний период.- У нас на Севере земная реф ракция зимой достигает больших размеров и подчас искажает (приподнимает) берего вую черту настолько, что даже при хоро шем знании местности она становится не узнаваемой, а отдельные береговые предме ты бывают видны с расстояний в 2 — 3 раза больше, чем при нормальных усло виях. V Полярные сияния к магнитные бури, ха рактерные для зимнего периода времени, как показал опыт плавания кораблей нз Севере, оказывают значительное влияние на использование радиопеленгаторов п магнитных компасов, искажая их показа ния. Этого также не следует забывать, особенно молодым штурманам. Все перечисленные'особенности, харак терные для темного времени, требуют от нггурмайов й командиров кораблей постоян ного внимания к вопросам кораблевожде ния в этот период вреаюяя. Кораблевожде ние в сложных павигадаойных условиях может быть безопасным только при усло вии натренированности личного состава (рулевых, штурманских электриков и штурманских радистов); поддержания в постоянно# «справиостя всех без исклю чения штурманских приборов; хорошего знания театра штурманом корабля. Штурман обязан использовать все имеющиеся в его распоряжение приборы и всеми доступными для пего способми наиболее часто определять свое место в морс. Подготовка штурманских боевых частей к плаванию в условиях темного времени заключается d подготовке материальной части и в тренировке личного состава по ‘обслуживанию приборов и управлению ко раблем в Штормовых условиях. Нужно уже сейчас тщательно проверь исправ ность всех мореходных инструментов и приборов. надежность освещения компасов и запастись необходимым количеством за пасных частей. Особенное внимание нужно Уделить подготовке лотов всех имеемых на корабле систем, не исключая и ручного, который должен быть постоянно готов к использованию. Трепировкп личного соста ва падо проводить на умелое использо вание материальной части в шторцевых условиях, выносливость ч точное держатгил курса корабля при качке. Пе следует за бывать также необходимость привития личному составу навыков быстрого исправ ления повреждений приборов. Подготовка штурмана к плаванию должна быть постоянной заботой командира корабля. Подтотовку к плаванию нужно целеустремтпъ на тщательную корректуру всех штурманских пособий (особенно опи саний огней п знаков), детальное изучение района плавания, навигационного обеспе чения, гидрометеорологического режима и навигационных опасностей. При подготовке к походу рекомендуется нанести па карты круги Дальностей видимости маяков и ог ней для своего корабля, «поднять» (за штриховать карандашом) навигационные опасности, находящиеся вблизи предпола гаемых курсов маршрута плавания. В нача ле плавания штурмап обязан лично убе диться в псправпой работе всех приборов. При плавании в темное время необходи мо особенно точно вестп прокладку, произ водить все штурманские расчеты н чаще определять место корабля всеми возможны ми способами. Здесь уместно напомнить о необходимости тщательного учета течений и особенно дрейфа, которые в штормовых условиях могут давать значительные ошиб ки при плавании. При подходе к берегу или плавании вблизи навигационных опасностей следует измерять глубины, а прп неуверенности в своем месте — уменьшать ход. Серьезное внимание должно уделяться опознаванию маяков и отпей. Только после проверки характеристики огня по секундо меру, а не «на-глаз» можно уверенно ими пользоваться. Выбор курса плавания в ночное время рекомендуется производить с достаточным запасом безопасности от навигационных преград, учитывая возможный снос ко рабля течением и дрейфом. Все повороты на новый курс обязательно предварять расчетом поворотной точки по оборотам машин, лагу и секущему пеленгу, прибли женному к месту поворота, маяка или огня. Совпадение всех трех элементов (вре мя, отсчет лата и пеленг) будет служить надежной гарантией, что корабль пришел в точку поворота. После каждого поворота штурман обязан немедленно убедиться путем нескольких обсерваций, что корабль идет по избранному курсу. При пользовании пловучим навигацион ным ограждением (буй, вехи) не нужно за бывать, что они в условиях частых осен них птрмовых погод могут быть снесены со своих штатных мест и поэтому пе рекомендуется слепо им доверять, а тем более «резать» вплотную при плавании. Серьезную опасность при плавании в условиях темного времени представляют плавающие мины. Организацию наблюде ния на походе за плавающими минами па каждом корабле нужно уже сейчас основа тельно продумать. Прп плавании в темное время и в шторм штурман корабля обязан постоянно нахо диться на мостике или в штурманской руб ке, лично производить все расчеты, пи в коем случае не доверять их другим н не пользоваться пеленгами, взятыми другими офицерами или вахтенным офицером, как иногда практикуется на некоторых ко раблях. Прп малейшем сомнении в своем месте штурман обязан доложить командиру корабля, чтобы своевременно принять предупредительные меры для из бежания аварии. Проверка готовности кораблей к выходу в морс по состоянию штурманских боевых частей в период темного времени должна j стать основной задачей штурманов соеди нений. Нельзя выпускать в море вн один корабль, если на нем хоть одни пггурман- ский прибор неигправеп или девиационвые работы не производились в течение пс- сюольких месяцев. Особое внимание штурманов должно быть обращено на своевременное получение прогнозов погоды перед выходом в море и на приемку их в море. При посылке малых кораблей в море нужно пользоваться более продолжительными прогнозами, а также учитывать погоду за предыдущие одип — два дня. Приближающийся период темного време- пи и штормовых погод требует от коман диров и штурманов кораблей серьезно на думать над вопросами предупреждения навигационной аварийности в этот ответ ственный период. Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ. Письмо демобилизованного воина-североморцатоварищам Педавпо командиры отделений старши на 2 статьи Копасов и матрос Лукичев получили письмо от демобилизованного матроса, бывшего отличника боевой и политической подготовки, тов. Сергеева. Он сообщал матросам боевого поста, на котором недавно служил, следующее: «После продолжительной и почетной службы в рядах Военно-Морского Флота мне приходится вспоминать и лучше осваивать гражданскую стгеггпальяот. И должен сказать вам, боевые друзья, что это не так легко дается, требуется много и настойчиво учиться. В августе 1947 года я сдавал экза мен за весь курс сельскохозяйственного техникума — 75 процентов диплома защитил перед государственной комис сией Главного Управления землеустрой ства Мопшстерства сельского хозяйства СССР. А сейчас приступил к работе в сельском хозяйстве. Дорогие товарищи, надеюсь, что в со вершенствовании своих знаний по изу- чешпо корабельной техники и боевых механизмов вы добьетесь новых успехов. Нага боевой пост был и должеп быть всегда впереди и отлично выполнять поставленные задачи па всех учениях». Обсудив письмо бывшего североморца Сергеева, матросы боевого поста старши ны 2 статьи Конасова и матроса Луки- чева написали ответное письмо Сер гееву. Пм есть чем порадовать демоби лизованного воина. Исправно несут сейчас службу и са мостоятельную вахту матросы отделения старшины 2 статьи Копасова, они не имеют дисциплинарных взысканий. Немало пришлось поработать командиру отделения Лукичеву с молодыми матро сами Шумовым и Громовым. Он помогал им личным примером осваивать спе циальность. Сейчас ошг стали отлични ками учебы. . Матрос Цикаридзе в дни летних пла ваний содержал в отличном состоянии заведывание, образцово нес вахту, точно соблюдал инструкции и наставления. За успехи в боевой учебе он имеет несколько благодарностей п сфотографи рован у развернутого кормового флага корабля. Матросы боевого поста старшины Ко пасова и командира отделения Лукпчева на летних учениях заслужили похвалу командования. С высокими показателя ми в учебе приходят они к всенародно му празднику — 30-летию Октября. Мичман Г. БАРЫГИН. |5Я Радуемся успехам земляков-колхозников Недавно мы узнали о том, что кур ские колхозники, колхозницы, работники МТС, совхозов и специалисты сельского хозяйства обратились с письмом к вели кому вождю пародов товарищу Сталину, в котором от всей души благодарят вож дя за отеческую заботу о колхозном кре стьянстве. Колхозники рапортуют товарищу Сталину о выполнении взятых обязательств по повышению урожайности и дали слово выполнить годовой план хлебозаготовок за 1917 год пе к 7 нояб ря, как они обещали воспой этого года, а к 30 сентября. Колхозники обещают к 15 октября сдать сверх плана 2,5 мил лиона пудов зерна государству. Ефрейтор Четверст’ков, солдаты Ко робкой, Дегтярев, Чередниченко, Теслев и остальные бойцы подразделения е ра достью слушали рапорт курян. Они вос хищены успехами земляков-тмлхознгиюв, которые преодолели последствия засухи и достигли столь высоких показателей в труде. В ответ на достижения колхозников Курской области солдаты и сержанты (нашего подразделения дали слоно чест но и доброечестно нести службу, зорко охранять завоеванный мир и созидатель ный труд советских людей, добиты 1 я еще более высоких показателей в боевой уче бе. Младший сержант И. БОГАЧЕВ. и с т о р и и Отважный матрос Артемов В годы войны немало было примеров. когда отдельные товарищи в трудную минуту боя заменяли выбывших из строя комавдпров и принимали «а себя коман дование подразделением. Па долю матро са ссверомориа Александра Артемова вы пала эта большая честь. Это было 25 сентября 1941 года. Военврач, осматривая рану, пожурил Артемова, за то, что он слишком поздно обратился в санитарную часть. — Не знал, случайно заметил, товарищ военврач,— виновато об’яснил матрос.— Прилет отдохнуть и что-то левоагу плечу больно стало. Тут-то я и понял, что ра нен. — По с тех пор, судя по ране, не сколько суток прошло, — заметил воен врач. — Я помню, когда осколком мкгны лицо поцарапало, т я сразу почувствовал, а нот про эту рану*, в самом деле, не знал. Да и некогда было, в разгаре боя разве все уиомшшп». Уже в первых боях матрос Артемов командовал взводом. Песмотря па ураган ный огонь противника, матросы взвода Артемова смело шли вперед. В момент, когда североморцы приблизи лись к фашистским окопам, противник открыл бешеный Огонь из минометов. Но это не остановило смельчаков. Отт стали короткими перебежками двигаться впе ред, упорно наседая на врага я сокру шая его метким огнем. тиск врата и организовали вынос ране ных товарищей. Метким огнем и грапа- тами они уничтожили не один десяток фашистских солдат. Много раз Артемов попадал во враже ское окружение, но умелым маневром п смелыми действиями всегда находил сно- cc-j перехитрить врага и выйти победи телем. Однажды при наступлении взвод Ар темова находился в головном дозоре. Враг, пропустив его в глубь своего рас положения, отрезал от основных сил. Тог да командир выслал в разведку матроса Маклака. Под сосредоточенным огнем | минометов и пуломегов Маклюк внима тельно следил за действиями противника и о всем замеченном докладывал своему командиру. Перед началом атаки пуле- метчии Митрофанов и Анциферов вы двинулись вперед п пулеметным огнем прикрывали действия взвода. По коиаеде «В атаку!» матросы все, как один, дружно поднялись и пошли на врата. Схватка была ожесточенной, В бою был ранен командир отделения Гул кой. Оп получил два ранения, по пе по кинул поля боя. Осколком мпны ранен и командир взвода, мо он также продол жал действовать, воодушевляя личным | j гримером своих подчиненных. Враг не выдержал удара во фланг. У него началось замешательство. Геройски сражавшийся взвод Артемова с боем вы шел пз окружения и, примкнув к своим, вновь пошел в атаку. В разгаре боя ра нило комапдира роты. Матрос Артемов, Противник подтянул «ивую си у , пе- ; к зя тыМ къ, принял т м ц о т т ротой на себя и смело повел ее в атаку. После этого боя пришлось выдержать еше не одно испытание. А когда было завершено выполнение задачи и подраз деление заняло линию обороны, комапдир роты — старшина 1 статьи Алек сандр Артемов — почувствовал боль в плече. Тогда-то он и обратился в сап- пупкт с просьбой извлечь осколок мины. — Перевязывайте лучше и плотнее, * чтобы в бою помехи не было, — говорит он военврачу'. — Да п лечите кан мож но быстрее. Время сейчас дорого. Я дол жеп быть там, в боевых рядах. Меня ждут мои товарищи. Так выполнял свой воинский долг пе регруппировал огневые средства и по шел в контратаку. Тогда Артемов поднял ся и, увлекая за собой бойцов, повел взвод в атаку. Противник дрогнул и с больши ми потерями откатился налад. Три раза пытались фашисты прорвать пашу обо рону на этом участке. Трижды поднимал Артемов свой взвод и смело водил ого навстречу врагу. И каждый раз, когда бойцы открывали огонь, пускалп в ход гранаты — враг отступал. В то время, когда требовалось пе^>е- груттпроиать своп силы и прочно при крыть правый фланг, командир роты приказал Артемову с несколькими бой цами удерживать занятые позиции. От важный североморец с честью справился *| с трудпым заданием. Образцы мужества , I показали при этом матросы Пикитип и ред Родиной старшина 1 статьи Артемов. || Осколков, которые смело отражали на- I Т. ЗАХАРОВ. Лучшая бригада Больших успехов при ремонте корабель ных механизмов добилась бригада комсо мольца Давыдова. За короткий промежуток времени она выполнила задание на 120 процентов. Первая работа, которую падо было вы полнить, — ремонт котельного турбовен- тплятора — требовала высокой техннче- ской грамотности, исключительной внима тельности. Давыдов требовал от специали стов культуры труда. Когда матрос Хч- мишин начал зубилом рубить гайки, Да выдов сделал ему замечание п предупре дил, что работать скоростными темпами надо умело, а портить детали зубилом не допустимо. Справившись с земонтажем, бригада встретила затруднение с притиркой уголь ных уплотнений. Притереть угольные сег менты падо как можпо точнее, чтобы во время работы механизма не пробивал пар. Уголь сам по себе очень хрупок, прп не осторожном обращении постоянно ломается, особенно во время притирки. За ато дело Давыдов взялся сам. Большое терпение и старание приложил молодой матрос и зада ние выиолпил. Зазоры, промеренные конт рольными приборами, не разошлись со стандартом. Большую помощь бригаде оказывал де лом и советом опытный моряк старшина 2 статьи Трубаевский. Вентилятор в установленный срок был собран и поставлен на место. Матрос Давыдов пользуется большим авторитетом в своей бригаде, товарищи ча сто обращаются к нему за советом. Бригада Давыдова служит примером и в дисциплине. Она точно по сигналу начи нает работ)*, никто нз матросов никогда не опаздывает на службу. Это помогло Да выдову вывести свою бригаду в число луч ших. Идя навстречу 30-й годовщине Ок тября, матросы Давыдов, Мирошниченко прочно удерживают за собой первенство, с каждым днем добиваются успехов в работе. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. Н чему приводит зазнайство Эскадренный миноносец уходит о морс на учения. Фото М. Бугакова. Старший матрос Рогожкпп был отлпчпп- ком боевой и политической подготовки. Матросы учились у него осваивать специ альность, равнялись по нем в дисциплине. Было приятно слышать, когда па комсо мольских и строевых собраниях в числе других комсомольцев-отличников называ лась и его фамилия, когда в нашей флот ской газете рассказывали о его хорошей работе. Родным т. Рогожкина было послано пись мо, в котором командование сообщало им о хорошей, примерной службе сына. Для тпгх эта весть с корабля явилась большой радостью, они гордились и гордятся свопм сыном. Но успехи вскружили голову тов. Ро- гожкппу, он зазнался, стал нарушать дис циплину. Педавпо перед строем был зачи- тап приказ об исключении старшего матро са Рогожкина из списков отличников бо евой и политической подготовки. Почему так получилось? Рогожкин должеп был высоко держать 1ч^сть комсомольца-отличпнка. По он пе сумел этого сделать. Упоенный первыми утехами, незаметно для себя оп стал по- , низать требовательность к себе,- перестал I глубже осваивать специальность. — Как вы пзучаето специальность? — спрашивают Рогожкина. — Я свою специальность знаю, — от вечает оп и добавляет: — Ее изучать нечего. Это была грубейшая ошибка, п надо от метить, что старшина отделения тов. Ни- зовцев пе указал ему па это. Ослаблепис требовательности к себе при вело Рогожкипа к тому, что оп на заме чания старших не стал обращать внима ние. Когда ему указывали па недостатки, он отвечал: «Это мне известно, учить ме ня пе нужно». Однажды в журнале корабельных заме чаний появилась запись: «Очень плохо нес вахту старший матрос Рогожкин. При тре бовании павести порядок па посту, Рогож- кип вступил в пререкания». Вскоре Рогожкин вновь совершает гру бейшее нарушение воинской дисциплины— вступает в пререкания с командиром от деления. Все это привело к тому, что стар ший матрос Рогожкин лишился почетного звания отличника боевой и политической подготовки. Зазнайство ни к чему другому привести пс могло. Старшина 2 статьи С. ПЕТРОВСКИЙ. ■ *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz