На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.

3 октября" Т5Г4Т г;, Ш ТП (2923V.. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 Корабль Н. в учебном плавании. Отличный рулевой старший • матрос И. Зайнг.гов на вахте. Рядом — капитан • лейтенант Н. Дербонев. Фото Н. Новикова. Д р у ж б а с книг ой Достойно встретим славный юбилей Приближается 25-летне шефства ком­ сомола над Военно-Морским Флотом. Моря­ ки корабля JI. деятельно готовятся к этой знаменательной дате. Редколлегия выпустила стенную газету, в которой рассказывается о боевой и политической учебе комсомольцев. Состоялось комсомоль­ ское собрание, поевящениое подготовке к юбилею. Капитан-лейтенант Левченко рас­ сказал матросам п том, как комсомол по­ сылал своих лучших сыпов |для пополне­ ния рядов Воеино-Морского Флота. Он привел ряд примеров, как бывшие комсо­ мольцы выросли до больших командиров, и призвал всех комсомольцев отметить 25-летие шефства новыми успехами в бое­ вой и политической подготовке. По докладу выступило песколько чело­ век. Комсомолец Хвостов в своем высту­ плении заверил своих товарищей, что оп придет к юбилею с новыми успехами в учебе и службе. «Это будет мой лучший подарок празднику». — сказал он. Матрос Н. ЯСИНСКИЙ. Примерный комсомолец Старший матрос Андреев работает ко­ ком. В дни его дежурства па камбузе всег­ да образцовый порядок. Котлы, бачки и вся посуда моются горячей водой, продук­ ты перед закладкой тщательно обрабаты­ ваются. Образцово выполняя обязанности кока, тов. Андреев много уделяет внимания по­ литической учебе и самообразованию. Он хорошо успевает па политических заняти­ ях в изучепии биографии товарища Сталппа, регулярпо посещает кружок по изучению Устава ВЛКСМ, в свободное вре­ мя читает художественную литературу. Недавно тов. Андреев подал заявление и был принят в ряды лепппско-сталипского комсомола. Высокое зваппе комсомольца обязывает его еще лучше нести службу и неустанно повышать свои политические знания, быть всегда и во всем передови­ ком. Матрос Н, МОРОЗОВ. ЛЕКЦИЯ О СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Для офицерского состава лппкора «Ар­ хангельск» па-днях была прочитана инте­ ресная лекция: «30 лет советской литера­ туры». Лекцию читал кандидат филологи­ ческих паук Меринский. Офицеры проплу­ тали лекцию с большим интересом. имеет глубоко иаучпое обоснование. Теорс- ашг.ской основой политики марксистско- ленинской партии является диалектиче­ ский материализм. Каждое положение диалекпгческого материализма, каждая черта марксистского диалектического ме­ тода и марксистского философского мате- рпал!гзма имеет огромное значение для практической деятельности партии. Первая черта материалистической диа­ лектики состоит в утверждении, что в при­ роде и в обществе все явления связаны (друг с другом и обусловливают друг друга. , А пз этого следурт, что каждое явление оЗ- ;•щгственпой жизни тгужпо рассматривать не 'с точки зрения «клкой-либо предвзятой идеи», а с точки зрепия тех условий, кото­ рые его породили п от которых зависит его существование и дальнейшее развитие. Та­ кой копкретпо исторический подход к яв­ лениям жизни общества дает нам возмож­ ность понять их историческую необходи­ мость и закономерность. 3 папие причин и всех условий возник­ новения и осуществления того или иного явления делает возможным активное воз­ действие па это явление с целыо ето из­ менения. Так марксистская наука установила, что причиной деления обще­ ства на классы и причинеи экшлоатацпи человека человеком является частная соб­ ственность па средства производства. Зна­ чит, чтозы уничтожить эксилоатацию и ликвидировать классы, необходимо уничто- жпть частпую собственность на средства производства и установить общественную с<м'Зтвевностъ. В этом именно направлении действует коммунистическая партия, и в Р зультато проводимой ею политики в Со- впехозг Союзе ликвидирована частпая соб­ ственность на средства производства и, как след-тр.ие этого, уничтожены экенлоатанпя г ^сплоататорские классы. Руководствуясь учением материалисти­ ческой диалектики о взаимосвязи и взаи­ мообусловленности явлений, товарищ В этот же день вечером была прочита­ на лекцпя для старшин и матросов на те­ му: «Писатели — лауреаты Сталинских премий». (Наш корр.). Сталин вскрыл взаимозависимость всех сторон воины и показал, какие факторы решают судьбу войны. Учение товарища Сталина о постоянно действующих факто­ рах войны явилось теоретической основой стратегии «и тактики Советской Армии и сыграло чрезвычайно важную роль в побе­ де советского оружия. Если каждое явление следует рассмат­ ривать с точки зрения ето необходимых существенных взаимосвязей, если все сави- сит от обстоятельств места и времени, то j in этого следует, что всякое теоретическое | положение имеет смысл л будет правиль­ ным лишь в данных конкретных условиях и но отпошепию <к даппым явлениям и фактам. Иначе говоря, «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», — говорит диалектика. Взять хотя бы вопрос о (госу­ дарстве. Сохранится ли государство при коммунизме? На этот вопрос нельзя дать правильного ответа без учета конкретных условий. Только копкретпый исторический подход дает правильное решение этого во­ проса. «Да, сохранится,— говорит товарищ Сталин, отвечая на поставленный вопрос,— если пе будет ликвидировано «капиталисти­ ческое окружепие, если пе будет уничто­ жена опасность воеппых нападений извне». С ликвидацией же капиталистического ок­ ружения п с победой коммунизма во всем чире государство отомрет. Таким образом, вопрос о государстве при 'коммунизме, рав­ но и всякий другой вопрос, решается конкретно, в зависимости от реальных условий. Или -взять, например, марксистское по­ ложение о невозможности победы социализ­ ма в одной стране, являвшееся правиль-» ным с условиях домонополистического ка.шгалнзха. Но когда капитализм вступил в стадию * империализма, это положение устарело и перестало быть правильным. Конкретный под­ ход к эпохе империализма, апализ новых взаимосвязей явлепий обще­ ственной жгсти, новых закономерностей, Вечер. В библиотеку начинают сходить­ ся матросы и старшины, чтобы взять ин­ тересный роман, повесть, хорошую ктгигу и прочесть в свободные часы. Старшина 2 статья Хмелевский большой любитель книг. Он прочел почти все нали­ чие художественной литературы. Сейчас он интересуется новинками. Оп первым подходит в библиотекарю: — Что можете порекомендовать мне прочесть? Библиотекарь предлагает «Молодую гвардию» Фадеева. — Я уже читал это. Что еще есть? — Читали книгу Верпшгоры «Люди с чистой совестью»? Прекрасная вещь. Со­ ветую прочесть. Хмелевский берет рекомендова/нную кни­ гу. За короткий срок он прочел ее и, придя в библиотеку, попросил дать ему еще что- либо о партизанах. Коротко рассказав сю­ жет, библиотекарь посоветовал прочесть «Записки партизана» Игнатова. Библиоте­ карь матрос Книжник заботливо выбирает шиги для каждого читателя, учитывая его общий уровень, начитанность, вкус. В период войны библиотечный фонд ко­ рабля был весьма скуден — иехватало книг. Желание же почитать хорошую книзу у моряков было очень велико. На­ стойчиво и кропотливо, иногда по одной книге, собирали матросы и старшины от­ дельные экземпляры художественной и по­ литической литературы. Прошел небольшой срок, и сейчас на корабле насчитывается более 4000 кшгг. Педавпо библиотека получила книги «Хождение по^мукам» А. Толстого, «Уг­ рюм-река» В. Шишкова, «Молодая гвар­ дия» А. Фадеева, «Люди с чистой сове­ стью» П. Вершзггоры и ряд других произве­ дений советских писателей. Произведения Толстого, Фадеева, Всршигоры, Шишкова пользуются большим успехом среди чита­ телей крейсера. Их читают вслух, обсуж­ дают в каждом кубрике. Большая часть лпчпого состава является активными чи­ тателями. С целью пропаганды книги библиотека и комсомольская организация корабля орга­ низовали выступление активных читателей у микрофона. Одна из читательских кон­ ференций была посвящпна роману А. Фа­ теева «Молодая гвардия». Читатели собра­ лись на палубе. Прослушав короткий до­ клад о творчестве А. Фадеева, выступили матросы, которые рассказали о своих лто- 7 мых героях — о комсомольцах Краснодо­ на, прочли отдельное выдержки пз рома­ на. Роман «Молодая гвардия» стал люби­ мым произведением матросов, и каждый хо­ тел обязательно прочесть это произведение. По кппг было мало. И здесь пришла на по- мотаь радиогазета, которая организовала читку романа по радио. Одновременно ком- Опыт работы библиотеки крейсера „Мурманск1 оомольцы провели читку по кубрикам, опи вернули в библиотеку ряд интересных Периодические выступления актива чита- книг, которые моглп бы вскоре притти в телей перед микрофоном с рассказами об негодность. интересных книгах, о героях литературных произведений увеличили стремление матро­ сов к чтению. Книги не только помогают расти в куль­ турном отношении, но они помогают лучше познать свою специальность, выйти в пе­ редовые. Трюмный машинист старший матрос Л. Булатов — большой любитель книг. Он много работает над повышением своего идеЕно-политического уровня, над расши­ рением своего кругозора. Он читает книги вдумчиво, глубоко. После прочтения обя­ зательно выписывает отдельные цитаты, высказывания в специальную тетрадь. По­ стоянное чтепие книг помогло ему окон­ чить школу партийного актива на «отлич­ но». Работая самостоятельно над изучением биографии товарища Сталина, Булатов взял из библиотеки «Краткий курс пстории ВКП(б)», «Сталин и Хашим», «Сталин в Потийском порт}'», ' «Сталинградская бит­ ва» и все имеющиеся статьи, .раскрываю­ щие величие вождя и полководца. Одно­ временно он работает над глубоким изуче­ нием ослов марксизма-ленинизма. Если в процессе работы над книгой у него появ­ ляются неясности, он обращается к по­ литработникам за раз’яснением. Интересная статья, факт, лекция, поме­ щенные в газете пли журнале, не оста­ нутся без внимания. У Булатова есть папка вырезок, куда он собирает статьи научно- популярного цикла, политические, истори­ ческие, справочный материал, статьи «В помощь изучающим историю ВКП(б)». Эту панку оп начат вести еще в 1944 году. За это время у него накопилось мпого цен­ ного, п в процессе работы оп пользуется этой папкой. Недавно оп начал подбор ма­ териалов о жизни и творчестве Николая Островского. — Книги помогают мне в службе и идейном росте, — говорит Булатов. Вокруг библиотеки сколочен читатель­ ский актив пз 12 человек, которые пропа­ гандируют новинки художественной лите­ ратуры, проводят громкие читки в кубри­ ках, добиваются, чтобы новая книга дошла до каждого матроса. Старшина 2 статьи Занозин, старший матрос Булатов, матрасы Коваленко и Папылев пе только актпвпые читатели библиотеки, аю и организаторы громких читок книг и газет в кубриках. Матросы душой болеют за сохране­ ние книжного фоща библиотеки, сами клеют книги, обложки которых потрепа­ лись, следят за аккуратным обращением п своевременным возвратом взятой литера­ туры. Много книг уже привели в хорошее состояние старшие матросы Булатов, Сюзев и матрос Марко©кдн. Этим Немалую работу в помощь читателю про­ вела и сама библиотека. Периодически ор­ ганизовываются витрины новых изданий художественной и политической литерату­ ры, ведется книта отзывов на прочитанные книги. Библиотекарь матрос В. Книжзпгк аккуратно разложил по'литерам и полкам всю литературу. В специальном разделе находится литература для групповодов по­ литических занятий, литература к 30-ле- тию Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции и к выборам в местные Советы. Па корабле чувствуется большой спрос на учебники. Матросы, занимаясь спе­ циальной подготовкой, не забывают и о по­ вышении общеобразовательного уровня, стремятся закончить прерванную учебу в школе. Матрос Коваленко пришел на ко­ рабль с семиклассным образованием, сейчас он заочно учится в 9 классе. Ус­ пешно учатся и старший матрос Сизов, матрос Коваль и другие. Библиотека помо­ гает им в учебе. Недавно получили учеб­ ники для неполной и полной средней шко­ лы. Чтобы этих книг хватило всем и ими мог бы пользоваться каждый, библиотека организовала коллективное пользование учебниками и строго следит за тем, чтобы они не залеживались. Клуб совместно с редакцией радиогазе­ ты периодически проводит трансляции по радио, которые называются «Литератур­ ным часом». Программа этих передач тща­ тельно подбирается п утверждается. «Ли­ тературный час» ставит своей целью по­ пуляризацию классиков русской литерату­ ры и советских писателей. Последние ра­ диогазеты были посвящены А. Чехову, М. Горькому, В. Маяковскому, Н. Остров­ скому, А. Фадееву. В литературную пере­ дачу включается короткий очерк о жизни и творчестве писателя, зачитываются от­ дельные отрывки пз произведений, магоосы рассказывают о прочитанном. Пропагандируя книгу, клуб и библиоте­ ка заботятся и о привитии музыкального вкуса матросам. Не так давно была орга­ низована музыкально-литературная пере­ дача о композиторе Глинке. Моряки услы­ шали небольшой рассказ о жизни и твор­ честве композитора Глинки, о его произ­ ведениях. Рассказ о творчестве великого композитора пополнялся ариями и ро- мапсами, которые передавались по грамза­ писи. Такая же передача была организована 'Х о композиторе Чайковском. Правильная постановка повседневной воспитательной работы, прпвптие любви к литературе привели к тому, что библиотека стала любимым местом матроечв крейсера. Гвардии капитан Г. ГРИГОРЬЯН. ОРГАНИЗАТОРЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ Недавно в нашем подразделении на от­ крытом комсомольском собрании обсуждал­ ся вопрос об участии комсомольцев в культурно-просветительной работе с лич­ ным составом. Офпцер Хобспский высту­ пил с докладом. Оживленно проходили прения. Рядовой Барабаш рассказывал о том, что из-за от­ сутствия электросвета личный состав не имеет возможности в вечернее время по­ читать газету пли книгу. Ефрейтор Орлен* ко говорил о том, что в подразделении нет настольных игр, не всегда во-время достав­ ляются газеты и журналы. Младший сер-' жант Расщеппй отметил слабую работу комсомольцев в организации коллективной читки художественной литературы п ве­ черов по обсуждению прочитанных произ­ ведений. Говорилось и о многих других не­ достатках. Собрание обязало каждого комсомольца лично участвовать в организации куль­ турного досуга молодежи. Каждому было дано конкретное поручение. Сейчас всюду проведено электрическое освещение, имеются в достаточном количе­ стве газеты и журналы, приобретены ша­ шки, шахматы, Домино. По вечерам с лич­ ным составом проводится коллективная читка художественной литературы. Уже закончена читка таких произведений, как А. Толстого «Хождение по мукам», Верши- горы «Люди с чистой совестью». Всю эту работу ведут комсомольцы. Рядовой С. КУТЬКИН. После вмешательства бюро Кандидат партии старшина 2 статьп Малеев слабо работал над изучением «Краткого курса истории ВКП(б)», пе чи­ тал художественной литературы. — Занят по службе, не имею времени читать книги, — оправдывался он. Несостоятельность такого об'яснепия была яспа. Было решено заслушать т. Малеева па партийном бюро, чтобы узнать, сложившихся при империализме, привели Ленина к противоположному утверждению: в эпоху империализма возможна победа со­ циализма сначала в одной, отдельно взятой стране, и невозможна победа социализма одновременно во всех странах. Известно, какую огромную роль сыгрз.та эта новая ленинская теория пролетарской революции в истории пашей партии. Она дала партии правильную ориентацию в новых истори­ ческих условиях и, руководствуясь ею, партия привела рабочий класс к победе в октябре 1917 г. Заменяя устаревшие теоретические по­ ложения новыми, отражающими реальную действительность, марксизм узвивается дальше в соответствии с развитием самой жизни. Это, однако, ни в какой мере пе затрагивает незыблемости основных прин­ ципов марксистского мировоззрения и яв­ ляется выражением их жизненности и дальнейшего развития. Вторая черта марксистской диалектики состоит в утверждении, что, как в природе, так и в обществе, постоянно происходит процесс отмирания старого и рождение но­ вого, т. е. происходит процесс развития. Стало быть, всегда в жизни новое перепле­ тается со старым; в старом есть зародыш пового, а в новом имеются остатки старого. Новое, как утверждает диалектика, всегда побеждает, происходит, таким образом, об­ новление природы п общества. По из этого следует, что каждое явление нужно рассматривать в развитии: в его возникновении, гомепенпи о уничтожении. А так как каждое явление таит в себе эле­ менты будущего, то познать явление это значит вскрыть заложенные в нем возмож­ ности, определить тенденцию его дальней­ шего развития. Определение тенденции | развития какого-либо явления делает воз­ можным научное предвидение, что являет­ ся необходимой предпосылкой правильного руководства практической деятельностью ю отношению к этому явлению. «Руково­ дить — значит предвидеть», — говорит \ почему оп халатно относится к повыше­ нию своего идейно-политического уровня. Товарищи справедливо критиковали его. Ему было указано п? недостаточную работу над собой ц предложено изучать историю партии регулярно, систематически читать политическую и художественную литера­ туру. товарищ Сталин. Мудрость сталинского ру­ ководства деятельностью партии и Совет­ ского правительства основана на научном предвидении дальнейшего хода событий. Руководя социалистическим строитель­ ством в нашей стране, большевистская партия всегда уделяла исключительно большое внимание задаче укрепления обо­ роноспособности социалистической Родины. Внимание вопросам обороны об'ясняется тем, что партия Ленина — Сталина, во­ оруженная марксистско-ленинской наукой об обществе, предвидела возможность воен­ ного нападения империализма па социали­ стическое государство. Сталинские пяти­ летки настолько укрепили нашу страну в военно-экономическом и политическом от­ ношении, что она оказалась в состоянии преодолеть во время Великой Отечественной войны такие трудности, перед которыми пе устояло бы ни одно самое крупное ка­ питалистическое государство. Таким обра­ зом, диалектический материализм, помогая партии видеть далеко вперед, является теоретической основой ее политического руководства. Раз новое в конце концов побеждает, и ему принадлежит будущее, то это обязы­ вает партию ориентироваться в политике всегда на новое. Так паша партия и посту- паег. Вся ее деятельность направлена на то, чтобы обеспечить победу во всех обла­ стях жизпп новому, прогрессивному, поэто­ му ее политика и имеет успех. По найти в старом ростки нового и увидеть за этими ростками будущее — дело очень сложное, | по чрезвычайно важное для правильной ориентации в политике. «Чувство ново­ го, — драгоценное качество каждйго большевистского работника», — говорит товарищ Сталин. Это чувство означает слособность видеть элементы будущего и делает человека сознательным борцом за победу нового. Изучение диалектического материализма, утверждающего пегзбрж- пость победы пового, развивает н обостря­ ет это чувство Критика товарищей помогла. Малеев осознал свою ошибку и дал слово испра­ виться. Сейчас он регулярно занимается самообразованием. Так партийное бюро помогло молодому коммунисту тов. Малееву серьезно взяться за учебу. Старшина 2 статьи В. КУДЯВНИН. Когда в 1918 г. возникло новое движе­ ние в рабочем классе— коммунистические субботники, Ленин увидел в нем зародыш великого будущего коммунистического тру­ да и горячо поддержал ото движение. Бла­ годаря этому субботники положили начало повому отношению к труду: возникло и раз­ вилось социалистическое соревнование, за­ тем стахановское движение. Товарищ Сталин увидел в стахановском движении, когда оно только еще возникло, ростки великого будущего, наиболее жиз­ ненное и непреодолимое движение совре­ менности. Поэтому большевистская партия и Советское правительство оказывают все­ мерную поддержку этому движению, а ус­ пехи стахановского движения подтверж­ дают правильность положения марксист­ ско-ленинской диалектики о неодолимости нового. Раз каждое явление содержит в себе за­ родыш пового, которому принадлежит бу­ дущее,.™ это обязывает нас всегда птги вперед н никогда не успокаиваться на до­ стигнутом. Всякое достижение в любом де­ ле содержит предпосылки новых, еще бо­ лее высоких достижений. Прекратить дви­ жение вперед, значит отстать от жизни, которая пикогда пе зпает покоя. В военном деле особенно опасно успокаиваться на до­ стигнутом, как бы значительно ни было это достижение. Военная техника и воен­ ное искусство развиваются настолько бы­ стро, что самое малейшее усиокоение чре­ вато значительным отставанием, которое очень дорого обходится па поле боя: отста­ лых, как пзвестпо, бьют. Третья черта марксистской диалектики говорит о том, что развитие в природе и в обществе совершается путем перехода «мед­ ленных количественных изменений в бы­ стрые и внезапные качественные измене­ ния». Из этото закона диалектики сле­ дует: что-все «революционные перевороты, совершаемые угнетенными классами, пред­ ставляют совсншепно естественное, и неиз- За два месяца один киносеанс Прошло два месяца, как мы прикоман­ дированы к части, где офицером старший лейтенант Коваленко. За этот срок нам кое-как показали один кино­ фильм. Картину обещают привезти лишь тогда, когда мы выстроим кинобудку. Но дело не в будке, — картину можно показывать и без пее. Вся загвоздка в киномеханике, который весьма халатно относится к своим обязанностям и не хочет возиться с аппа­ ратурой. Если киномеханик старшина Ива­ нов захочет, .то картина будет. По так как оп никогда нь хочет, то у него и ап­ паратура неисправна, — не работает дви­ жок, нет звука или еще что-либо. Младший лейтенант Г. ИВАНОВ. ~ I В столовой нет ложек В части, где старшиной тов. Орлов, яет должного порядка в столовой личного со­ става. Матросы и старшины пищу прини­ мают прямо пз мисок, ибо ложек всего три да и те ржавые, сломанные. Старшина Орлов «успокаивает» тем, что ложек скоро совсем пе будет. Неужели нам придется еше долго ку ­ шать без ложек из-за беспечности стар­ шины Орлова? Матрос ТОМИЛОВ. бежпое явление». Иначе говоря, социаль­ ная революция — закон развития обще­ ства. Только через революцию происходит смена форм общественной жизни, только социалистическая революция приводит к победе социализма. Маркс назвал револю­ цию локомотивом истории. Следовательно, марксистско-ленинская партия должна быть партией революции, а не партией реформ. «Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а пе реформистом» (П. Сталин). Большевистская партия, вооруженная марксистской тео­ рией, с момента своего возникновения ориентировалась на революцию, готовила к ней рабочий класс и привела ето в победе. Марксистская диалектика учит, что раз­ витие в природе и в обществе есть движе- пие по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему. Прогресс общества совершается -путем отрицания старых, отживших форм жизни, новыми, прогрессивными Формами. Прогрессивное в конце концов побеждает, — говорит диа­ лектика. Руководствуясь этим положением диа­ лектического материализма, партия Ленина — Сталина никогда не теряет перспективы победы, как бы тяжело для нее ни сложи­ лись обстоятельства. В мрачные годы реакции, после поражения революции 1905 — 1907 гг., когда меньшевики утверждали, что революция потерпела полное и окон­ чательное поражение, большевики сохра­ няли свои революционные позиции и уве­ ренно смотрели вперед: они готовили мас­ сы к повому под’ему революционного дви­ жения, который должен неизбежно насту­ пить, ибо революция, к которой партия готовила массы, несла новый, демократиче­ ский, прогрессивный общественно-полити­ ческий строй, а поэтому победа ее рано пли поздно была неизбежна. (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz