На страже Заполярья. 1947 год. Октябрь.
3 октября" Т5Г4Т г;, Ш ТП (2923V.. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 Корабль Н. в учебном плавании. Отличный рулевой старший • матрос И. Зайнг.гов на вахте. Рядом — капитан • лейтенант Н. Дербонев. Фото Н. Новикова. Д р у ж б а с книг ой Достойно встретим славный юбилей Приближается 25-летне шефства ком сомола над Военно-Морским Флотом. Моря ки корабля JI. деятельно готовятся к этой знаменательной дате. Редколлегия выпустила стенную газету, в которой рассказывается о боевой и политической учебе комсомольцев. Состоялось комсомоль ское собрание, поевящениое подготовке к юбилею. Капитан-лейтенант Левченко рас сказал матросам п том, как комсомол по сылал своих лучших сыпов |для пополне ния рядов Воеино-Морского Флота. Он привел ряд примеров, как бывшие комсо мольцы выросли до больших командиров, и призвал всех комсомольцев отметить 25-летие шефства новыми успехами в бое вой и политической подготовке. По докладу выступило песколько чело век. Комсомолец Хвостов в своем высту плении заверил своих товарищей, что оп придет к юбилею с новыми успехами в учебе и службе. «Это будет мой лучший подарок празднику». — сказал он. Матрос Н. ЯСИНСКИЙ. Примерный комсомолец Старший матрос Андреев работает ко ком. В дни его дежурства па камбузе всег да образцовый порядок. Котлы, бачки и вся посуда моются горячей водой, продук ты перед закладкой тщательно обрабаты ваются. Образцово выполняя обязанности кока, тов. Андреев много уделяет внимания по литической учебе и самообразованию. Он хорошо успевает па политических заняти ях в изучепии биографии товарища Сталппа, регулярпо посещает кружок по изучению Устава ВЛКСМ, в свободное вре мя читает художественную литературу. Недавно тов. Андреев подал заявление и был принят в ряды лепппско-сталипского комсомола. Высокое зваппе комсомольца обязывает его еще лучше нести службу и неустанно повышать свои политические знания, быть всегда и во всем передови ком. Матрос Н, МОРОЗОВ. ЛЕКЦИЯ О СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Для офицерского состава лппкора «Ар хангельск» па-днях была прочитана инте ресная лекция: «30 лет советской литера туры». Лекцию читал кандидат филологи ческих паук Меринский. Офицеры проплу тали лекцию с большим интересом. имеет глубоко иаучпое обоснование. Теорс- ашг.ской основой политики марксистско- ленинской партии является диалектиче ский материализм. Каждое положение диалекпгческого материализма, каждая черта марксистского диалектического ме тода и марксистского философского мате- рпал!гзма имеет огромное значение для практической деятельности партии. Первая черта материалистической диа лектики состоит в утверждении, что в при роде и в обществе все явления связаны (друг с другом и обусловливают друг друга. , А пз этого следурт, что каждое явление оЗ- ;•щгственпой жизни тгужпо рассматривать не 'с точки зрения «клкой-либо предвзятой идеи», а с точки зрепия тех условий, кото рые его породили п от которых зависит его существование и дальнейшее развитие. Та кой копкретпо исторический подход к яв лениям жизни общества дает нам возмож ность понять их историческую необходи мость и закономерность. 3 папие причин и всех условий возник новения и осуществления того или иного явления делает возможным активное воз действие па это явление с целыо ето из менения. Так марксистская наука установила, что причиной деления обще ства на классы и причинеи экшлоатацпи человека человеком является частная соб ственность па средства производства. Зна чит, чтозы уничтожить эксилоатацию и ликвидировать классы, необходимо уничто- жпть частпую собственность на средства производства и установить общественную с<м'Зтвевностъ. В этом именно направлении действует коммунистическая партия, и в Р зультато проводимой ею политики в Со- впехозг Союзе ликвидирована частпая соб ственность на средства производства и, как след-тр.ие этого, уничтожены экенлоатанпя г ^сплоататорские классы. Руководствуясь учением материалисти ческой диалектики о взаимосвязи и взаи мообусловленности явлений, товарищ В этот же день вечером была прочита на лекцпя для старшин и матросов на те му: «Писатели — лауреаты Сталинских премий». (Наш корр.). Сталин вскрыл взаимозависимость всех сторон воины и показал, какие факторы решают судьбу войны. Учение товарища Сталина о постоянно действующих факто рах войны явилось теоретической основой стратегии «и тактики Советской Армии и сыграло чрезвычайно важную роль в побе де советского оружия. Если каждое явление следует рассмат ривать с точки зрения ето необходимых существенных взаимосвязей, если все сави- сит от обстоятельств места и времени, то j in этого следует, что всякое теоретическое | положение имеет смысл л будет правиль ным лишь в данных конкретных условиях и но отпошепию <к даппым явлениям и фактам. Иначе говоря, «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», — говорит диалектика. Взять хотя бы вопрос о (госу дарстве. Сохранится ли государство при коммунизме? На этот вопрос нельзя дать правильного ответа без учета конкретных условий. Только копкретпый исторический подход дает правильное решение этого во проса. «Да, сохранится,— говорит товарищ Сталин, отвечая на поставленный вопрос,— если пе будет ликвидировано «капиталисти ческое окружепие, если пе будет уничто жена опасность воеппых нападений извне». С ликвидацией же капиталистического ок ружения п с победой коммунизма во всем чире государство отомрет. Таким образом, вопрос о государстве при 'коммунизме, рав но и всякий другой вопрос, решается конкретно, в зависимости от реальных условий. Или -взять, например, марксистское по ложение о невозможности победы социализ ма в одной стране, являвшееся правиль-» ным с условиях домонополистического ка.шгалнзха. Но когда капитализм вступил в стадию * империализма, это положение устарело и перестало быть правильным. Конкретный под ход к эпохе империализма, апализ новых взаимосвязей явлепий обще ственной жгсти, новых закономерностей, Вечер. В библиотеку начинают сходить ся матросы и старшины, чтобы взять ин тересный роман, повесть, хорошую ктгигу и прочесть в свободные часы. Старшина 2 статья Хмелевский большой любитель книг. Он прочел почти все нали чие художественной литературы. Сейчас он интересуется новинками. Оп первым подходит в библиотекарю: — Что можете порекомендовать мне прочесть? Библиотекарь предлагает «Молодую гвардию» Фадеева. — Я уже читал это. Что еще есть? — Читали книгу Верпшгоры «Люди с чистой совестью»? Прекрасная вещь. Со ветую прочесть. Хмелевский берет рекомендова/нную кни гу. За короткий срок он прочел ее и, придя в библиотеку, попросил дать ему еще что- либо о партизанах. Коротко рассказав сю жет, библиотекарь посоветовал прочесть «Записки партизана» Игнатова. Библиоте карь матрос Книжник заботливо выбирает шиги для каждого читателя, учитывая его общий уровень, начитанность, вкус. В период войны библиотечный фонд ко рабля был весьма скуден — иехватало книг. Желание же почитать хорошую книзу у моряков было очень велико. На стойчиво и кропотливо, иногда по одной книге, собирали матросы и старшины от дельные экземпляры художественной и по литической литературы. Прошел небольшой срок, и сейчас на корабле насчитывается более 4000 кшгг. Педавпо библиотека получила книги «Хождение по^мукам» А. Толстого, «Уг рюм-река» В. Шишкова, «Молодая гвар дия» А. Фадеева, «Люди с чистой сове стью» П. Вершзггоры и ряд других произве дений советских писателей. Произведения Толстого, Фадеева, Всршигоры, Шишкова пользуются большим успехом среди чита телей крейсера. Их читают вслух, обсуж дают в каждом кубрике. Большая часть лпчпого состава является активными чи тателями. С целью пропаганды книги библиотека и комсомольская организация корабля орга низовали выступление активных читателей у микрофона. Одна из читательских кон ференций была посвящпна роману А. Фа теева «Молодая гвардия». Читатели собра лись на палубе. Прослушав короткий до клад о творчестве А. Фадеева, выступили матросы, которые рассказали о своих лто- 7 мых героях — о комсомольцах Краснодо на, прочли отдельное выдержки пз рома на. Роман «Молодая гвардия» стал люби мым произведением матросов, и каждый хо тел обязательно прочесть это произведение. По кппг было мало. И здесь пришла на по- мотаь радиогазета, которая организовала читку романа по радио. Одновременно ком- Опыт работы библиотеки крейсера „Мурманск1 оомольцы провели читку по кубрикам, опи вернули в библиотеку ряд интересных Периодические выступления актива чита- книг, которые моглп бы вскоре притти в телей перед микрофоном с рассказами об негодность. интересных книгах, о героях литературных произведений увеличили стремление матро сов к чтению. Книги не только помогают расти в куль турном отношении, но они помогают лучше познать свою специальность, выйти в пе редовые. Трюмный машинист старший матрос Л. Булатов — большой любитель книг. Он много работает над повышением своего идеЕно-политического уровня, над расши рением своего кругозора. Он читает книги вдумчиво, глубоко. После прочтения обя зательно выписывает отдельные цитаты, высказывания в специальную тетрадь. По стоянное чтепие книг помогло ему окон чить школу партийного актива на «отлич но». Работая самостоятельно над изучением биографии товарища Сталина, Булатов взял из библиотеки «Краткий курс пстории ВКП(б)», «Сталин и Хашим», «Сталин в Потийском порт}'», ' «Сталинградская бит ва» и все имеющиеся статьи, .раскрываю щие величие вождя и полководца. Одно временно он работает над глубоким изуче нием ослов марксизма-ленинизма. Если в процессе работы над книгой у него появ ляются неясности, он обращается к по литработникам за раз’яснением. Интересная статья, факт, лекция, поме щенные в газете пли журнале, не оста нутся без внимания. У Булатова есть папка вырезок, куда он собирает статьи научно- популярного цикла, политические, истори ческие, справочный материал, статьи «В помощь изучающим историю ВКП(б)». Эту панку оп начат вести еще в 1944 году. За это время у него накопилось мпого цен ного, п в процессе работы оп пользуется этой папкой. Недавно оп начал подбор ма териалов о жизни и творчестве Николая Островского. — Книги помогают мне в службе и идейном росте, — говорит Булатов. Вокруг библиотеки сколочен читатель ский актив пз 12 человек, которые пропа гандируют новинки художественной лите ратуры, проводят громкие читки в кубри ках, добиваются, чтобы новая книга дошла до каждого матроса. Старшина 2 статьи Занозин, старший матрос Булатов, матрасы Коваленко и Папылев пе только актпвпые читатели библиотеки, аю и организаторы громких читок книг и газет в кубриках. Матросы душой болеют за сохране ние книжного фоща библиотеки, сами клеют книги, обложки которых потрепа лись, следят за аккуратным обращением п своевременным возвратом взятой литера туры. Много книг уже привели в хорошее состояние старшие матросы Булатов, Сюзев и матрос Марко©кдн. Этим Немалую работу в помощь читателю про вела и сама библиотека. Периодически ор ганизовываются витрины новых изданий художественной и политической литерату ры, ведется книта отзывов на прочитанные книги. Библиотекарь матрос В. Книжзпгк аккуратно разложил по'литерам и полкам всю литературу. В специальном разделе находится литература для групповодов по литических занятий, литература к 30-ле- тию Великой Октябрьской социалистиче ской революции и к выборам в местные Советы. Па корабле чувствуется большой спрос на учебники. Матросы, занимаясь спе циальной подготовкой, не забывают и о по вышении общеобразовательного уровня, стремятся закончить прерванную учебу в школе. Матрос Коваленко пришел на ко рабль с семиклассным образованием, сейчас он заочно учится в 9 классе. Ус пешно учатся и старший матрос Сизов, матрос Коваль и другие. Библиотека помо гает им в учебе. Недавно получили учеб ники для неполной и полной средней шко лы. Чтобы этих книг хватило всем и ими мог бы пользоваться каждый, библиотека организовала коллективное пользование учебниками и строго следит за тем, чтобы они не залеживались. Клуб совместно с редакцией радиогазе ты периодически проводит трансляции по радио, которые называются «Литератур ным часом». Программа этих передач тща тельно подбирается п утверждается. «Ли тературный час» ставит своей целью по пуляризацию классиков русской литерату ры и советских писателей. Последние ра диогазеты были посвящены А. Чехову, М. Горькому, В. Маяковскому, Н. Остров скому, А. Фадееву. В литературную пере дачу включается короткий очерк о жизни и творчестве писателя, зачитываются от дельные отрывки пз произведений, магоосы рассказывают о прочитанном. Пропагандируя книгу, клуб и библиоте ка заботятся и о привитии музыкального вкуса матросам. Не так давно была орга низована музыкально-литературная пере дача о композиторе Глинке. Моряки услы шали небольшой рассказ о жизни и твор честве композитора Глинки, о его произ ведениях. Рассказ о творчестве великого композитора пополнялся ариями и ро- мапсами, которые передавались по грамза писи. Такая же передача была организована 'Х о композиторе Чайковском. Правильная постановка повседневной воспитательной работы, прпвптие любви к литературе привели к тому, что библиотека стала любимым местом матроечв крейсера. Гвардии капитан Г. ГРИГОРЬЯН. ОРГАНИЗАТОРЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ Недавно в нашем подразделении на от крытом комсомольском собрании обсуждал ся вопрос об участии комсомольцев в культурно-просветительной работе с лич ным составом. Офпцер Хобспский высту пил с докладом. Оживленно проходили прения. Рядовой Барабаш рассказывал о том, что из-за от сутствия электросвета личный состав не имеет возможности в вечернее время по читать газету пли книгу. Ефрейтор Орлен* ко говорил о том, что в подразделении нет настольных игр, не всегда во-время достав ляются газеты и журналы. Младший сер-' жант Расщеппй отметил слабую работу комсомольцев в организации коллективной читки художественной литературы п ве черов по обсуждению прочитанных произ ведений. Говорилось и о многих других не достатках. Собрание обязало каждого комсомольца лично участвовать в организации куль турного досуга молодежи. Каждому было дано конкретное поручение. Сейчас всюду проведено электрическое освещение, имеются в достаточном количе стве газеты и журналы, приобретены ша шки, шахматы, Домино. По вечерам с лич ным составом проводится коллективная читка художественной литературы. Уже закончена читка таких произведений, как А. Толстого «Хождение по мукам», Верши- горы «Люди с чистой совестью». Всю эту работу ведут комсомольцы. Рядовой С. КУТЬКИН. После вмешательства бюро Кандидат партии старшина 2 статьп Малеев слабо работал над изучением «Краткого курса истории ВКП(б)», пе чи тал художественной литературы. — Занят по службе, не имею времени читать книги, — оправдывался он. Несостоятельность такого об'яснепия была яспа. Было решено заслушать т. Малеева па партийном бюро, чтобы узнать, сложившихся при империализме, привели Ленина к противоположному утверждению: в эпоху империализма возможна победа со циализма сначала в одной, отдельно взятой стране, и невозможна победа социализма одновременно во всех странах. Известно, какую огромную роль сыгрз.та эта новая ленинская теория пролетарской революции в истории пашей партии. Она дала партии правильную ориентацию в новых истори ческих условиях и, руководствуясь ею, партия привела рабочий класс к победе в октябре 1917 г. Заменяя устаревшие теоретические по ложения новыми, отражающими реальную действительность, марксизм узвивается дальше в соответствии с развитием самой жизни. Это, однако, ни в какой мере пе затрагивает незыблемости основных прин ципов марксистского мировоззрения и яв ляется выражением их жизненности и дальнейшего развития. Вторая черта марксистской диалектики состоит в утверждении, что, как в природе, так и в обществе, постоянно происходит процесс отмирания старого и рождение но вого, т. е. происходит процесс развития. Стало быть, всегда в жизни новое перепле тается со старым; в старом есть зародыш пового, а в новом имеются остатки старого. Новое, как утверждает диалектика, всегда побеждает, происходит, таким образом, об новление природы п общества. По из этого следует, что каждое явление нужно рассматривать в развитии: в его возникновении, гомепенпи о уничтожении. А так как каждое явление таит в себе эле менты будущего, то познать явление это значит вскрыть заложенные в нем возмож ности, определить тенденцию его дальней шего развития. Определение тенденции | развития какого-либо явления делает воз можным научное предвидение, что являет ся необходимой предпосылкой правильного руководства практической деятельностью ю отношению к этому явлению. «Руково дить — значит предвидеть», — говорит \ почему оп халатно относится к повыше нию своего идейно-политического уровня. Товарищи справедливо критиковали его. Ему было указано п? недостаточную работу над собой ц предложено изучать историю партии регулярно, систематически читать политическую и художественную литера туру. товарищ Сталин. Мудрость сталинского ру ководства деятельностью партии и Совет ского правительства основана на научном предвидении дальнейшего хода событий. Руководя социалистическим строитель ством в нашей стране, большевистская партия всегда уделяла исключительно большое внимание задаче укрепления обо роноспособности социалистической Родины. Внимание вопросам обороны об'ясняется тем, что партия Ленина — Сталина, во оруженная марксистско-ленинской наукой об обществе, предвидела возможность воен ного нападения империализма па социали стическое государство. Сталинские пяти летки настолько укрепили нашу страну в военно-экономическом и политическом от ношении, что она оказалась в состоянии преодолеть во время Великой Отечественной войны такие трудности, перед которыми пе устояло бы ни одно самое крупное ка питалистическое государство. Таким обра зом, диалектический материализм, помогая партии видеть далеко вперед, является теоретической основой ее политического руководства. Раз новое в конце концов побеждает, и ему принадлежит будущее, то это обязы вает партию ориентироваться в политике всегда на новое. Так паша партия и посту- паег. Вся ее деятельность направлена на то, чтобы обеспечить победу во всех обла стях жизпп новому, прогрессивному, поэто му ее политика и имеет успех. По найти в старом ростки нового и увидеть за этими ростками будущее — дело очень сложное, | по чрезвычайно важное для правильной ориентации в политике. «Чувство ново го, — драгоценное качество каждйго большевистского работника», — говорит товарищ Сталин. Это чувство означает слособность видеть элементы будущего и делает человека сознательным борцом за победу нового. Изучение диалектического материализма, утверждающего пегзбрж- пость победы пового, развивает н обостря ет это чувство Критика товарищей помогла. Малеев осознал свою ошибку и дал слово испра виться. Сейчас он регулярно занимается самообразованием. Так партийное бюро помогло молодому коммунисту тов. Малееву серьезно взяться за учебу. Старшина 2 статьи В. КУДЯВНИН. Когда в 1918 г. возникло новое движе ние в рабочем классе— коммунистические субботники, Ленин увидел в нем зародыш великого будущего коммунистического тру да и горячо поддержал ото движение. Бла годаря этому субботники положили начало повому отношению к труду: возникло и раз вилось социалистическое соревнование, за тем стахановское движение. Товарищ Сталин увидел в стахановском движении, когда оно только еще возникло, ростки великого будущего, наиболее жиз ненное и непреодолимое движение совре менности. Поэтому большевистская партия и Советское правительство оказывают все мерную поддержку этому движению, а ус пехи стахановского движения подтверж дают правильность положения марксист ско-ленинской диалектики о неодолимости нового. Раз каждое явление содержит в себе за родыш пового, которому принадлежит бу дущее,.™ это обязывает нас всегда птги вперед н никогда не успокаиваться на до стигнутом. Всякое достижение в любом де ле содержит предпосылки новых, еще бо лее высоких достижений. Прекратить дви жение вперед, значит отстать от жизни, которая пикогда пе зпает покоя. В военном деле особенно опасно успокаиваться на до стигнутом, как бы значительно ни было это достижение. Военная техника и воен ное искусство развиваются настолько бы стро, что самое малейшее усиокоение чре вато значительным отставанием, которое очень дорого обходится па поле боя: отста лых, как пзвестпо, бьют. Третья черта марксистской диалектики говорит о том, что развитие в природе и в обществе совершается путем перехода «мед ленных количественных изменений в бы стрые и внезапные качественные измене ния». Из этото закона диалектики сле дует: что-все «революционные перевороты, совершаемые угнетенными классами, пред ставляют совсншепно естественное, и неиз- За два месяца один киносеанс Прошло два месяца, как мы прикоман дированы к части, где офицером старший лейтенант Коваленко. За этот срок нам кое-как показали один кино фильм. Картину обещают привезти лишь тогда, когда мы выстроим кинобудку. Но дело не в будке, — картину можно показывать и без пее. Вся загвоздка в киномеханике, который весьма халатно относится к своим обязанностям и не хочет возиться с аппа ратурой. Если киномеханик старшина Ива нов захочет, .то картина будет. По так как оп никогда нь хочет, то у него и ап паратура неисправна, — не работает дви жок, нет звука или еще что-либо. Младший лейтенант Г. ИВАНОВ. ~ I В столовой нет ложек В части, где старшиной тов. Орлов, яет должного порядка в столовой личного со става. Матросы и старшины пищу прини мают прямо пз мисок, ибо ложек всего три да и те ржавые, сломанные. Старшина Орлов «успокаивает» тем, что ложек скоро совсем пе будет. Неужели нам придется еше долго ку шать без ложек из-за беспечности стар шины Орлова? Матрос ТОМИЛОВ. бежпое явление». Иначе говоря, социаль ная революция — закон развития обще ства. Только через революцию происходит смена форм общественной жизни, только социалистическая революция приводит к победе социализма. Маркс назвал револю цию локомотивом истории. Следовательно, марксистско-ленинская партия должна быть партией революции, а не партией реформ. «Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а пе реформистом» (П. Сталин). Большевистская партия, вооруженная марксистской тео рией, с момента своего возникновения ориентировалась на революцию, готовила к ней рабочий класс и привела ето в победе. Марксистская диалектика учит, что раз витие в природе и в обществе есть движе- пие по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему. Прогресс общества совершается -путем отрицания старых, отживших форм жизни, новыми, прогрессивными Формами. Прогрессивное в конце концов побеждает, — говорит диа лектика. Руководствуясь этим положением диа лектического материализма, партия Ленина — Сталина никогда не теряет перспективы победы, как бы тяжело для нее ни сложи лись обстоятельства. В мрачные годы реакции, после поражения революции 1905 — 1907 гг., когда меньшевики утверждали, что революция потерпела полное и окон чательное поражение, большевики сохра няли свои революционные позиции и уве ренно смотрели вперед: они готовили мас сы к повому под’ему революционного дви жения, который должен неизбежно насту пить, ибо революция, к которой партия готовила массы, несла новый, демократиче ский, прогрессивный общественно-полити ческий строй, а поэтому победа ее рано пли поздно была неизбежна. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz