На страже Заполярья. 1947 год. Ноябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я М ивяСря 1Г4? г.*. № 279 (2370). С о о б щ е н и е Чрезвычайной Государственной Комиссий по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских ззхватчиноз и их сообщников (о 6 . Н ЕМ ЕЦ КИ Е ФОТОСНИМКИ О- Сжзцп'игьогая комиссия раоачогрела пред- ст«тлс«ные свидетелями немецкие фото снимки. Фотограф Уклеевакий Явчуш, работавший в фотографии Злотнешкой в гороие Дем- блгие:, цред:лавял 65 снимхоз. В своем по казании он сообщил, что немцы проноси ли в фотографию ленты пленок для лроян- ленэя в печатания. Больше всего снимков Приносил немецкий унтер-офицер Царлбг-цл, который говорил, что ас посылает снимки своей океие в Гермазпаю, чтобы показать, сколько ода убивают советских воеяшго- плегшык, приносил снимки также рядовой немацкий со.щзт Больмоо л др\тио. Илу- бнцв предупреждал свидетеля «под страхом сгтрсгюзЛшего наказания, чтобы, о снимках он нихому» вне рэсск^ывол. 8 снимков были представлены свидетелем Марчаюом Вольдемаром. Сзягмки сделаны его братом Клеменсом, работавшим в фэто- графегн д я т Сгозмкпг приносил в фотоны- | Чрезвычайная Государственная Комиссия фию немецкий офицер, фамилию которого считает виновниками преступлений, совер- 3) » самом городе Сесшгвщё. 4 На основании материалов расследова нии, раскопок мест захоронения, опроса свидететей установлено, что немцы в оераг- од с осени 1941 года по осень 1942 года згяхзучили и истребили в этих лагерях око ло 52 тысяч советских военнопленных. Чрезвычайная Государственная Комиссия устанавливает, что в четырех бывших не мецких лагерях: в «Фроигтгпалаге № 307> в Домнине (бывшем Иван-городе), и «Штялгпе № 316» в Сухожебрах, в «Штс1- лаге № 333» в дер. Острувек-Венгруэскин и в городе Седлеце немецкие захватчики замучили и истребили в течение 1941— 1942 го job более 132 тысяч советских воекно- олезшыас. К СУРОВОМУ ОТВЕТУ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ На Лондонской сессии Совета Министров Иностранных Дел О подготовке германсного мирного договора ЛОНДОН, 27 ноября. (ТАСС). На сегод няшнем заседании Совета Министров Иностранных Дел председательствовал Д. Маршалл. Министры приступили к об суждению пункта повестки дня, который гласят: «Подготовка германского мирного договора. Границы. Процедура». Выступление Ж. Бидо свидетель не знает. На одном из снимков и зо б р а ж е н m om csit, к о г д а немцы сталкивают еще жилого советского военнопленного в могилу (для захоронения!. На всех пред*явленных немецких фото снимках изобгушены картины гсуштельягого пребьгичия советских воегпноплечных в лл- гере Дсм'Злигп, горы трупов паппбнжех заклю ченных, перевозка раздетых догола трупов на стозозкш и иселезнодорожнык платфор м а . расстрелы заключеггяых и т. д. На многих снимках фигургтрглют немецкие па- Sja^i — охранники в лагере Демблин. Фотоон глхгс были пр' 1 д’явле<}'ы «р-тту сви детелей, в том числе Туркевичу Казягмиру, Вжххвнской Ядэиге, Пажичеку Станисла ву, Ярославскому Брониславу, Неска Петру к другим. Все они подтверлили, что нво- брижевмя да снимках в точности соответ ствуют тому, что происходило в лагере, и св:|тетельеллттогг о злодеинмях немцев. Таким образом, сами гитлеровцы в этих фотосижкак разоблачили себя; как убийц и палачей советских военнопленных в «Фроншгталаге М* 30(7» в крепости Дем- блини Советская и польская комиссии с участи ем Седлецкой окрутжгюй комиссии по рас следованию немецких злодеяний в составе: председатели Седлецкого окружного суда Зс®славе Л[укашевича, прокурора Седлец кого окрл^кного суда Георгии Мацезского и оуййбно-м^-отвннского эксперта док^опа Мечислава 'Пиотровского произвели тгяо* е расследование цоеступлений гитлепозцез над советскими военнопленными в бывали немецких лагерях в районе города Седлс- цае 1) в «Шталате К? 316» бЬиз дер. Сухо- жебры, 2) в «Штащаге № 200» в дер. Острувек- ВагрувскШ , шейных над советски\ш военнопленными в вышеупомянутых лагерях, следующих не мецко-фашистских захватчиков: комендан та де*з5ли;рской крепости до ноября 194.1 г. капитана РаЛс, коменданта Дем- блинской крепости с ноября 1941 года до весны 1943 года майора Ляш, заместителя коменданта крепости манора* Хоенбергер, помощника коме^анта по хозяйственной части капитана Штифенхофер, шефа адвер. бюро капитана К пах, его помощника, ве давшего агентурной работой, обер-лейте- чанта Клаузе, помощника Краха капитана Руйп, помощника Краха капитана Маер, старшего ввача обев лейтенанта Хайнбер- гер, обер-пальмейстера обер-лейтенанта ольп, о5ео плльмейстера •лейтенанта Фордсмайер, лейтенанта Кисслер, заведую щего офицерской столовой старшего лейте нанта Тандгофер, капитана Вернер, капи тана Цинке, старшего лейтенанта Грот, лейтенанта Гайгер, оберлейтенанта Шмаус, начальника пекарни вахмистра Линке, Kow narra «ЯНталз™ № 316» (|до се’гтября 1941 года) майора Рохель, комен данта лагеря (сменившего Ротеля) майора Ваховского, начальника полиции и СС в г. Седлеце Дубе, коменданта лагерей (в контте 1941 год?) подткхтковника Язей, по мощника коменданта мя^ооа Шплетшус. сер, пггурмшарфюрера Ройтер, начальника охраны лагеоей командира оехотиого ба тальона капитана Зоммер, начальника охра ны лагерей командира «гяйдбатальона» 'гфпрг’ча Айт. переводчика Ланге Вилли, когитана Кпук, обеп.лейтенанта Эриха ^пспс, лейтенанта Фукс, фельдфебеля Герлех. Точку зрения французской делегации из ложил Вида Он сказал, что ограничится замечаниями о границах Германии, по скольку французская делегация считает, что подготовка германского мирного до говора должна быть начата с изучения именно этого вопроса. Бидо отметил, что французская делегация позднее вернется к вопросу о процедуре подготовки мирного договора. Далее Бидо сказал, что французская де легация еще на Московской сессии Совета Министров Иностранных Дел изложила свое мнение о будущих германских грани цах. По мнению французской делегация, сейчас настало время приблизиться к раз решению этого вопроса. — Что касается восточной границы Гер мании, то, — продолжал Бядо, — точка зрения французского правительства по это му вопросу известна. В связи с админи стративными изменениями на Востоке, про изведенными согласно тешетгго Потсдам ской конференции, а также в связи. с тем, что массовое перемещение населения уже осуществлено, трудно себе представить, чтобы можно было вернуться к прошлому. Однако французское правительство считает необходимым, чтобы при любых дальней ших изменениях границ массовое переме щение германского населения больше ие производилось. •Перейдя к вопросу о Сааре, Бидо вы сказался за поли+ическое отделение этого района ог Германии и за эконолитческое присоединение его к Фоаннин По заявле нию Бадо, выборы, произведенные недавно в Саарской области, гюттвердили желание саарского населения достигнуть такого ре шения вопроса. В этом же духе, замечает Бидо, высказалась и саарская ассамблея, избранная для того, чтобы выразить свое мнение о принципах, принятых французским правительством. Что касается проблемы Рурской и Рейнской областей, то фоаицуэская делега ция считает необходимым рассмотреть ее в свяэв с вопросами, касающимися обеспе чения всеобщей безопасности. Внесенные французским правительством предложения о некоторых второстепенных изменениях франко-германской границы Бидо рекомендовал передать на рассмотре ние заместителям юышетрое. Он высказал ся за то, чтобы «уже на нынешний день было принято решение об изменениях границ Германии с Бельгией, Чехословакией, Люксембургом и Голландией. Бадо повторил уисе приводившиеся им нз Московской сессии Совета Министров рассуждения о «перенаселенности Герма нии» и о том, Нго в таком увеличении плот ности германского населения французская делегация усматривает опасность для не посредственных соседей Германии, а также для всеобщего мира. Формулируя предложения французской делегации, Бидо свел их к следующим четырем пунктам: 1 ) территориальные тре бования соседей Гермзнии должны быть переданы д^тя уточнения экспертам; требо вания, требующие более тщательного рас смотрении, должны быть переданы замести телям министров с тем, чтоб^г последше представили свой доклад об этих требова ниях следующей сессии Совета Министров; 2 ) дальнейшие перемещения германского населения должны быть приостановлены, что же касается переселения, производимого на основе потсдамских решений, то в той чг-сти, в какой оно еще не осуществлено, это переселение может быть прекращено с согласия заинтересованных правительств; 3) окончательное переселение перемещен ных лтш па германской территории не должно быть попущено, их возвращение на родину или поселение вне пределов Гер мания должно быть ускорено; 4) должна быть организована по согласованию с международной организацией по делам бе- исенцев и перемещенных лпц эмиграция германского населения. Отсутствие ясного ответа по этому во просу поможет только германским реван шистам яз лагеря германских милиггарн. стоэ, которые хотели бы взять в свои руки идею единства Герчанни и иаполъзокггъ ее для того, чтобы восстановить старую агрессивную Германию, чего мы решили не допустить, когда принимали решения в Ялте и в' Потсдаме. Мы должны помочь тем германским демократам, которые стре мятся к созданию миролюбивой демократи ческой Германии, соединяющей герман ский народ в едином государстве. Теперь разрешите перейти к тому, что советская делегация считает наиболее важ ным и неотложным. Прошло два с половиной года со времеш! капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Прошло уже больше двух лет со времени капитуляции Японии и оконча ния второй мировой войны. Несмотря Иа это, до сих пор не начата' подготовка ни мирного договора с Герма нией, 3 SH мирного договора с Японией. Между тем, установление прочного всеоб щего мира невозможно без того, чтобы не было осуществлено мирное урегулирование как для Германии, так и для Японии. Руководствуясь ранее принятыми совме стными решениями наших правительств. Совет Мшаистров Иностранных Дел дол жен признать згеотложность, поскольку это касается Европы, необходимости при ступить к подготовке мирного договора с Германией и рассмотреть при этом как вопросы, относящиеся к процедуре подго товки мирного договора с Германией, так и основные вопросы самого мирного до говора. ЛУП- Советская делегация пред.~?гает, чтобы Совет Микистроз Иностранных Дел в первую очередь рассмотрел следующие основные вопросы, относящиеся к подго товке мирного договора с Германией: а) об образовании обгцегерманского демократ*, ческою правительства; б) о Мирной кон ференции для рассмотрения проекта ного договора с Германией; в) об oci ных директивах для выработки мирного договора. В езязи с этим советская делега. ция вносит следующие предложеяня: I) Признать безотлз*гате. 7 М»мм обоазопе-нне общегермансколо демократического права, тельства в соответствии с гонениями Пот сдамской конференнни 2) Установить, что ка Мирной конференции правительству Германии будет предоставлена возмож ность «зло:кить срое мноние в отношении мирного договооа. 3) Ми*>ный договор дол. жен быть подписан германским правитель, ством и представлен иа ратификацию гер манского парламента. 4) Мирная конферен. ция будет состоять нз представителей Ве. ликобритаигги. Советского Союза, США, Франции. Китая я подставителей союзных соседних с Геом^нией государств, а также союзных государств, которые участвовала своими вооружвнчыми силами в обтпей борьбе против Германии, а именно: Алба нии. Австралия. Бельгии. Белорусской Со ветской С'чтиалиеттг**екой Республики, Бразилии Канады Чехословакии. Дании, Греции. Индии. Люксембурга, Нид*рлая-^ дов, Новой Зеландии Норвегии, Польши, Украинской Советской Социалистической Республики, Южно-Африканского Союза я Югославии. 5) В основу мирно-о договора Германия положить реитения Ялтинской и Потсдамской конференций. Выступление Д. Маршалла Выступление Э. Бевина По мнению британской делегации, сказал Бевин, прежде чем будет заключен мир ный договор должно быть создано герман ское правительство, способное выполнять Все они должны быть преданы суровому •обязательства, зафиксированные в потсдам- суду за совершенные преступления над со ветскими военнопленными. О------------------ К вопросу о падгэтэзиэ мирного дэгомра с Японией 1в ноября Министром Иностранных Дет СССР В. М. Молотовым была подучена через китайское посольство в СССР нота Ми«стра Иностранных Дел Китая г-на Ван Шннцзе от. 17 ноября с. г. следующего содержания: 11 июля Соединенные Штаты Америки сделали предложение о созыве н р ^- твзги - тельной Мирной конференции по вопросу о Японии. Одьаако это орсалож-снме не полу чило согласия всех держав, с которыми ко наультаровалпсь. Учитывая необкодимость скорого вос- чттюз.тения ми,ра» га нормальных (условий ш Дальне^ Востоке и принимая во взима ние возникшие но этому поводу рзехожпе- нпя, китайское правительство придержи вается той точки зрения, что нредзаритель- азг .I Ми^лгая) конферезгют не доткчз о-кто- пяться от принципов, которые определя ют состав и процедуру Дальневосточной ксмиссиг и которые были приняты всеми од;пнашргыо членами этой комиссии. Не хотя из этого, китайское правительство выдвигает следующие предложения отно сительно состава н «процедуры предвари тельной Мцриой коифегенции для Япо пи: а) Предварительная конференция в со ставе в.ех членоз Д^ли^восгоъ.оГг комис сии будет созвавэ в скором в>мсни, кото рое б, пет определено но aarono-veHHO-'TH меяззу правительствами Сосднге---т-ого Ко ролевства, Согзетэкого Союза, Соединенных Штатов Ажг;:пжн и Китая ~ целью прист^г- шгть к составлению миргного догозора и к ретпетпио во п р о со в , касающихся созыва окончательной Мирной ко;гфсрен;ин. б) Все решения конфгренции должны прн.й.зсаться болшшяктвом голосов госу дарств — участии-:оз конферешили, вг'тто- чая совпадающие голоса Соединенного Ко. сам послевоенного мирного урегулирования. Это нашло свое отражение в Каирской юкларации, в решениях Ялтинской конфе ренции и Потсдамской {декларации. При этом, решением Потсдамской конференций! проведение необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию было возложено ва Созет Мизннстров Иностран ных Дел, участие в котором Китая имело в визу именно вопросы мирового урегулиро вания на Дальнем Востоке. После окончания войны с Японией Сое диненные Штаты, Великобритания и Совет ский Союз, а также присоединившийся Китай усыновили в декабрьском соглаше нии 1915 года в Москве, что именно эти четырз страны участвуют в Союзном Сове те для Японии и что Датшеэосточнвя воо- гис^ия в Ва!’тингтоне принимает свои реше ния при обязательном согласия предста вителей четырех указанных держав, чем бы та подтверждена особая заинтересован ность этих государств в вопросах после- военно'о положения Японии. 0 ^:тоз 1 Г>аясь ш эти'* решениях, совет ское правительство в своих ногах от 22 нгсая и 29 авг': сга сего года уже выска- залось о нео”>хотимости рассмотрения а '-нжглгпее время вопроса о мирном урегу лировании для Японии на Совете Мини стров Ннострпнных Дел в составе предста- ~.,тП-ей Китая, США, СССР и Великобри тании. Изложенное в Вашей ноте предложение о процедуре мирного урегулирования для Японии также исходит из признания особой -:'ичт~о"соваиноети четырех указанных д^р-кав. поскольку оно предусматривает принятие всех решений по вопросам мирно го урс-.гулгпо-’ания для Японии с обязатель- окххм соглашении. Во впемя Московской сессии британская делегация уже указы вала, яа какие стадии, по ее мнению, слето вало бы разделить работу по созданию германского правительства. Прежде всего. ская делегация продолжает счягать, что создание такой комиссии явилось бы боль- пшм шагом вперед в разрешении вопроса о правильном расселении немцев в пределах новых германских границ. Бевин напомнил также, что британская делегация в Москве предлагала создать комиссию для 313учения вопроса о будущих германских границах. Эта комиссия выслу шала бы взгляды заинтересованных прави ло мнению британской делегации, следует |тельств и представила бы свои рекомеида- устаиовять характер германского прави- j ЦШ1 Совету Министров Иностранных Дел. тельства, решить, какими методами оно будет избрано и какой властью будет обладать. Если эти факторы не будут совершенно ясно определены, сказал Бевин, то мы Он предложил немедленно создать такую комиссию. Бевин подтвердил неизменность позиция британской делегации в вопросе о Сааре, дав тем самым понять, что он одобряет рискуем создать в Германии марионеточное предложение французской делегации об правительство. Британская делегация хоте- отделении Саара от Германии. Что же ла бы также знать, какого рода контроль касается территориальных претен*нй к Д. Маршалл начал свое выступление с капомнгааяия о том, что ва Московской сессии Совета Министров американская делегация предложила создать особую ко- ’исснто для рассмотрения вопроса о поль. ' ко.германской границе. Маршалл заявил, что сейчас американская делегация пред- тагает поручить этой же комиссии изуче ние предложений, связанных с границами Германии. Американская делегация поддерживает требования французской делегации об эко номическом об’единении Саара с Фран цией. Что касается политического статута Саара, то, по мнению американской деле гации, он должен основываться ка принци пах политической автономии и местного самоуправления. Вернувшись к вопросу о лольско-герман- ской границе, Маршалл сослался на ре- uierafe 'Потсдамской конференции. При этом он оспаривал ту общеизвестную истину, что правительства четырех держав взяли на себя определенные обязательства в отно шении западной границы Польши. Маршалл призывал «иметь в виду важность поль- ско-германской границы с точки зрения тельством и представлен им wa ратибика, экономической я политической стабильно- цню германского парламента. Что касается — Американская делегация «е готова к детальному обсуждению предложений, вте. сенных британской делегацией. — сказал Маршалл. — Она такж* не голова к де. тальному обсуждению предложений совет, ской делегации. Сделав такую оговорку. Маршалл, одяоь ко, высказал в предварительном порядке «ряд замечаний по поводу советских пред. ложений». Он заявил, тпо американская де легация считает возможным принять пер вый пункт этих предложений, в котором признается необходимость безотлагатель ного образования обше^еэманского демо* крэтического правительства в соответствия с решениями Потсдамской конференции. По мнению американской делегации, было бы нетрудно притти к соглашению и по второ . му пункту советских тюедложений о том, чтобы предоставить прачител»^тву Герма нии возможность изложить на Мирной кон. феоенпин свое мнение в отношении мирного договора. Американская делегация со гласна я с третьим пунктом советских предложений о том. что мирный договор должен быть подписан германским гтоавн- будет установлен над деятельностью гер манского правительства. Германии со стороны других соседей Гер мании, то они, по мнению британской деле- •Необходимо обеспечить в Германии сво. гации, должны быть переданы на изучение боду передвижения, свободу слова, органи- 1 экспертов с тем, чтобы в дальнейшем их зовать выборы на правильных началах и j рассмотрела ]Ми 1 ршя конференция. . который v _________ ________ ________ _ создать консультативный аппарат мог бы ш л ^ ^ ^ е н н е г ^ м ^ с к о ^ j польско.германской границе. Од- леиия по вопросам выработки конститу- ^ _______ . гт ._ .__ ~ -L ___ _____ ции. Мы прогиб такой централизации гер- м-а^сой власти, ксгопая мог.та бы п очень короткое время привести к диктатуре в Германия. Это угрожало бы безопасности всех наших стран, которые и так уже должны были вынести испытание двух войн. Бенин утверждал, что предложения, вне сенные ф итанюкоЗ детегалией на Москов ской сессии Совета Министров по вопросу о создании германского правительства, являются наилучшими. Он сказал, что 6р«_ ^ т с я ^ э т ^ ^ д ^ ж ^ ^ Г а н ^ апреде. ско-гермаяской т^ницы, 'б^ а _ _ ___ __ • ____ ______ „ Г апаишги установлена в Потсдаме. Сам Бевян, вы ступая в палате общин 4 июня 1947 года, сказал: «Это письмо подтверждало, что в Характерно, что Бевин ничего не сказал о.г ан нако. включив Польшу в число стран, территориальные претензии которых к Гермаш?н подлежат рассмотрению предла гаемой нм комиссии, Бевин тем самым по казал свое стремление уклоняться от вы полнения потсдамского решения по этому вопросу. Между том, британское прави тельство, как известно, не только участво вало в принятии потсдамского решения о польско-германской границе, но, кроме того, особым письмом к польскому прави тельству еще в 1944 году заявило, что оно будет поддерживать ту самую линию поль- ролевствз, Созетского Сокхза, Соединенных со-ласия представителей Китая, США. Шпатов Америки и Китая. Аналогичные гюты, содержащие эти предложения, направляются правительст вам Сседсаненгххго ^лоролсвсгва и Соети- нс.#| 1 лх Штатов Америки. Если Союз Совет ских Соц^залистнческБпх Республик и два других заинтересованных правительства согласятся с вышеизложен:!ыми предложе ниям!, то предлагается, кроме того, ч:обы после устшоэлеи:эя даты созыва п.ед' зарн- тел:иой конфере:щ15и к правптельству Создииегшшх Штатоз Америки обратились с просьбой разослать осшльны'м членам Ддльнезосто'гнои комиссии приглашение от четьрех держав, а именно: Соеди- нетэ.юго Королевства, Советского Союза, Соединимых Штатов Алгертгчи и Китая. Правительство Китая было бы благотарно подучить в скором времени ответ прави тельства Сотоса Советских Социалнсгиче- екппх Респ>т5лик. 27 но^,\я Мищ^стром Иностратгных Дет СССР В. М. Молотозьвм через Временного Позере-вного з делах СССР в Китае Н. Г. Федоренко направлен следующий ответ не ногу г-на Ван Ши*-цзе: В ответ 1 за Вешу ноту от 17 ноября с. г. по воггрэсу о подготовке мирного урегули- poBCtiHH для Яполш 1 ?’.гсю честь по поруче нию советского правительства сообщить нижеследующее: Извесшо, что четыре державы — Китай. Соедикекьгые Штаты Америки, Советский С.о:аз и Великобритания, вынепцие глав- н'.ю тяжесть войны и обеспечившие свои ми вооруженными силами победу над Япо нией. еще в ходе войны достигли межтч сс 'о *1 опрсдетезгмх соглсшеннй но ьопро- С.ССР и Beлико'питании, хотя в Вашей ноте предлагается созыв для этой цели особой предварительной конференции, что, однако, но предусматривалось какпми- лгбо п^жними решениями указанных дер- п »»тп Hav^jK^cn в протитюречни с потсдамским решением о создании Совета Министров И 1 то''ТР',нных Дел и может лишь •^пдоп^ять госстзновление мира на Даль нем Востоке. Поэтому, в интересах скорейшего вос- стзтю',л‘а,’,ия мир *1 на Дальнем Востоке и п*>есостав•тения Я^о’гти и ее народу соот- ветств'гюших услозий мирного развития, советское поазнтельство предлагает со- т ’Зт:- t ячва.'Н' «^48 года специальную сес- CV»- Ссп^та Ми^истроп Иностранных Дел р нт>едставителей Китая США, г г,ш »j В^лтт^о^питннии для рассмотрения т о -титовке мирного урегулиро- Н', "П Я дпя Японии Ука-^гную сессию Совета Министров И«/>страш 5 ЫХ Дет предлагается созвать в' Китае, если китайское правительство бу дет считать это желательным. Я б’ч’л бч тг-нча-етен Вам за скорый »тпет пра.рртельства Китая по этому вопро- -у для то^о. «попы, в случае согласия ки- —'Грк^го правительства и двух других за- инте^есо^анных правяпельств с изложен- т»ь»\» рьгп'а пг-г»" т.ао, л<е,’ 1 !-ем, возможно скорее принять меры по подготовке. Аналогичное предложение мной направле- •’о также правите тнетвам Соедине 1 лси:ч Мтатов Америки и Великобритании. (ТАСС). ленного политического строя в Германии, установлена по мнению британской делегации повлечет за собой и восстановление экономики, которая приноровится к вновь созданным политическим условиям. Перейдя к вопросу о плотности населе ния Гегмании, поставленнсрту’ фрапщузской делегацией, Бевин подчеркнул, что значи тельным вкладом в разрешение этого во проса явилось бы предоставление немцам свободы передвижения по всей Германии. Бевин напомнит, что во втемя Моекопекой сессии британская делегация предложила назначить немецкою комиссию по перерас пределению в пределах Германии беженцев и переселенцев и предоставить такой комиссии свободу передвижения, возложив на нее выполнение ее собственных рекомен даций. Комиссия должна действовать под наблюдением Контрольного Совета. Британ- вопрос» о западных границах Польши пра вительство его королевского величества считает, что Польша должна иметь право расширить свою территорию до лввш Оде ра, включая паргг Штеттин..>. Отметив, что при том полаженш, кото рое имеется в Германии, перед союзниками по существу стоит задача создания нового государства, Бевян указал, что германская проблема должна рассматриваться по ста диям. В опросы политические, экономиче ские. вопросы собственности и другие должны разрешаться в последовательном порядке. «Не следует разрешать все вопросы сра зу, сразмаху, — сказал Бевин. — Эти во просы следует решать один за другим». сти Европы вообще», не расшифровывая этого туманного выражения. — Никакая граница не смажет полно стью удовлетворить все желания соответ ствующих пародов, — продолжал Мар шалл. — Пол 1 ШЗ вправе ожидать компен сации за ущерб, понесенный ею во время войны, но нужно стараться провести такую границу, которая свела бы к минимуму вся кие последующие требования об изменении этой границы. Кроме того, «Маршалл сказал, *то на территории, принадлежавшей Германии и находящейся ныне под управлением Поль ши, имеются ресурсы, важные не только •»ля одной страны, но и для экономики Европы. Перейдя к территориальным требованиям ряда государств — соседей Германии, Мар шалл сказал, что американская делегация рекомендует создать две пограничные ко миссии из представителей четырех держав и представителей заинтересованных госу дарств. Эти комиссии должны были бы ра ботать по директивам заместителей мини стров я обладать достаточным авторите том. чтобы изучать все предложения к во просу о будущих германских границах я представить своп рекомендации Совету Министров Иностранных Дел. * ★ четвертого п^кта cow * tcvhx предложений — о составе М ирной конференции, то Мар. тпалл заявил, что этот пункт «требует уточнения и анализа», поскольку по данно му вопросу солггская топка зрения расхо дятся с точкой зрения США относительно того, какие тчу'у'тяпства следует пригла сить «а конференцию. Как известно, яа Московской сессии Со- &ета М и н и с т р о в американская делегация предлагала пригласить на М и р н ую конфе ренцию все государства об’явивг^ие войну Германии. Ппян<ние такого предложения привело бы к т о м у . **70 в «п^ло приглашен ных попали бы и такие которые в течение ягoff всйры со^ттюлялн (Ьормал*-«о нейтра литет, фактически помогали Г ермании в -■б’яптли ей во й н у яа несколько нелель, *r»_e*~rt, cavrvfl капда-»ч»л<тпией ГepMi- рги. Видимо, делегация США собирается я дальше настаивать на этом предложения. По поводу пятого пункта советских пред ложений — относительно того, что в осно ву мирного договора с Германией должны быть положены решения Ялтинской и Пот сдамской конференций, Маршалл ничего не сказал. В заключение Маршалл повторял, что создание германского правительства яв ляется срочным делом. Выступление В. М. Молотова Советская делегация, заявил Молотов, считает вопрос о границах Германии од ним из важных вопросов мирного договора с Германией. Известно, что решениями Потсдаьрской конференции были определены лишь восточные границы Германии. К это му решению правительств — США, Вели кобритании и Советского Союза — впо следствии присоединилась франция. Вопрос о границах Германии с другими государ ствами. кроме Польши, не рассматривался Потсдамской конференцией. По этому во просу не было принято решений и Советом Министров Иностранных Дел. Между тем, Совет имеет заяглечнл соседчягх с Герма нией союзных государств, содеткащие тер риториальные претензии к Германия, а именно — со стороны Фргттин, Бельгия, просы, когда займемся отдельными частями проекта мирного договора. Когда мы говорим о Гермагап:, мы имеем в виду, как это очевидно, ту территорию, •на которую распространяется юрисдикция Контрольного Совета Германии. Слеугова- тельио, никакой неясности в этом отноше нии не имеется, если даже сегодня мы не решим всех вопросов, относящихся к во просу о границах с Германией. Советская делегация разделяет мнение британской делегации, что подготовка мир ного договора с Германией делает необхо димым решение вопроса о соз>зании обкце- германского правительства. При этом мы должны ясно сказать, стоим ля мы sa Заслушав заявление •других делегатов, Бидо в раздраженпой форме заметил, что. по его мнению министры отклоняются от повестки дня. Он дал понять, что француз ская делегация считает целесообразным решить прежде всего вопрос о германских границах. Маршалл снова поставил вопрос о соз дании одной или нескольких комиссий по вопросам германской границы. Молотов заметил: — мне кажется, что мы обсуждаем не вопрос о создания той или иной комиссии, а вопрос о подготовке германского мирного договора. Нельзя свести это дело к созданию комиссии по какому-либо одному вопросу. Я не отри цаю права британской делегзши вносить предложе:сия о создании той или вшой ко миссии, но за нами остается право выска зать свое мнение по поводу такого предло жения. Бидо говорил, что его интересует в данный момент только один из вопросов, связанных с подготовкой мирного догово ра. Это, конечно, его право — интересо ваться тем или иным отдельным вопросом подготовки мирного договора, но за нами остается •право интересоваться не только этим вопросом. Молотов с удовлетворение»! отметил, что американская делегация поддержала ряд Г олледгдии, Люксембурга и Чехословакии, сударстве. Советская делегация понимает стремле. Что касается Советского Союза, то мне ние французской делегации поставить пе. остается вновь сказать: надо твердо ре. ред настоящей сессией Совета вопрос о шить. *ло единство демократической Гер. границах. Этот вопрос должен быть внима. мании необходимо Отсутствие ясного от- тельно рассмотрен Советом. Но эта про- вета по этому вопросу могут понять тоже блема связана с рядом других важных j как ответ, но только в другом смысле, в проблем, относящихся к германскому до- смысле отрицания единства германского говору. Мы должны рассмотреть эти во. государства. единство демократической Германия или за пунктов советского предложения, по край- ликвидапято единого общегерманского го- ней мере в предварительном порядке Это лишний раз говорит за то, что те предло жения, которые были здесь сделаны, в частности, советской делегацией, а также британской делегацией, должны быть изу чены. Я полагаю, что нам следует заняться изучением внесенных предложений, а так же тех предложении, которые еще могут быть внесены по вопросу о подготовке гер. I майского мирного договора. Бетон снова вепнулся к своему предло. женпю о создания к^мн^сни для изучения германской границы. Он заметил, что такая комиссия, по мнению британкой делега. ции. облегчилл бы работу Совета Мини стров Иностранных Дел. Ня этом основа нии оч настаивал на немедленном создания подобной комиссии. Молотов вновь указал, что все четыре делегзпии. изложившие свою точку зре. иия по вопросу о германских границах, считают этот вопрос весьма важным. В частности, такого чтения придерживается советская делегация. Однако все делега ции. кроме одной, высказались не только по в о п р о с у о границах я лаже, главным образом, не по вопросу о границах. Очевид но. что. по крайней мере, 3 делегации при знают наличие других не менее важных вопросов при подготовке германского мир. ного договора Это не означает, что ука. заштыо 3 делегации не хотят рассматри вать те или иные еще не решенные вопро. сы, но сейчас необходимо изучить все предложения, которые уже были сделаны п которые еше могут быть внесены. Толь ко тогда обмен мнениями будет пло дотворным. Обсуждение вопроса о созда. нии комиссии по внесенным предложениям о границах Германии советская делегация считает преждевременным. Продолжение обшей дискуссия по вопро су о подготовке германского мирного до. говора перенесено на следующее засе дание. Зам. ответственного редахтэрд Е. САБЛИН. ГМ £4i^i9. 3jaa3 № 1.0Э9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz