На страже Заполярья. 1947 год. Ноябрь.
2 2 м г 8 ? я 1 9 4 7 г.. гГ. : : : ;:::■»)• ИД С Т Р А Ж Е з а п о л я р б л В каюте полтггико-просветительной 'работы на линкоре «Архаягсльск». Стар, шив матросы Хачатурьян, Кузьмин я Колыханов за чтением свежих газегт. Фото В. Моннна. ф КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОЮВИТСЯ К ВЫБОРАМ Комсомольская организация подводной лодки. по заместителем секретаря старший матрос Бондаренко, деятельно готовится к выборам в местные Советы депутатов тру дящихся. С опубликованием Указа Прези диума Верховного Совета РСФСР здесь ЕрГЕУП открыв комсомольское собрапне <ПЛетой дня: «Задачи комсомольской орстаяизшии в подготовке и проведении выборов». Па комсомольском собрании при сутствовала вся молодежь корабля. Со*ол иве прошло организованно, при высокой асгоявноети комсомольцев п молодежи. Бы ло й^ирято конкретное решение. Каждый комсомолии знал, что ему предстояло де лать в ближайшее время. По решению комсомольского собрания комсомолец-агитатор старшина 2 статьи Балуев провел с молодежью беседы: «Сталинская Конституция — самый демо кратический закон в мире» и «Природные богатотна нашей Родины». Эта беевд про ходила у карты. Агитатор подробно расска зал о богатствах сонюных республик. - | Вомсоиолец-а 1 гитао>ор старшина 2 статьи Егоров в беседах с молодежью раз* яс е н , что тайм)® всеобщее, прямое и равное ввбмратеиъвое право. Заместитель секрета ря комсомольской организации тов. Бодда- ревко установил, что на подводной лодке есть ютросы, которые будут голосовать впервые. Он поручил комсомольцу Аверки ну провести с ними специальную беседу. Апггапххр подробно рассказал молодежи о порядке и технике голосования,*о состав лении списков избирателей, раз’яснил она/чеиге выборов. Другой комсомолец — Бирюков ознакомив беспартийных ма тросов Заворогнего, Шпака, Волтерпых с био(прафи*‘й кандидата в депутаты област ного Совета. ■'ода послевоенной пятилетки», выпустили п еппую газету, посвященную подготовке к выборам. Сейчас они гоЛвят витрину ноь тему: «Боевые походы корабля». Член ок ружной иябнратлльной комиссии комсомо* лец лейтенант Атяпин тщательно проверил списки избирателей, провел ряд бесед с мо лодыми избирателями. Па-днях на заседании бюро были вд- слуптаны комсомольцы Бирюков и Королев о их работе по подготовке к выборам. Чле ны бюро подсказали Бирюкову и Королеву, пад чем работать, помогли делкггыми сове тами. Комсомольская организация лохм тесно связана с песоюзной моло дежью, приобщает ее к общественной работе. Так, после просмотра постанов ки театра Северного флота «Молодая гвар дия» на подлодке была проведена чита тельская конференция, посвященная рома ну А. Фадеева «Молодая гвардия*, в кото рой приняли участив не только комсомоль цы, но и вся молодежь корабля. Укрепле ние связи с молодежью сказалось на работе организации. В члены комсомола недавно были приняты матросы Юрлов и Волтер- иых. Матросы Шпак и Залоротний усилен но готовятся к вступлению в члены BJLKCM. Ход подготовки к выборам вызвал боль шой под’ем активности матросов корвбоя. Военные моряки горят желанием встреть день выборов отличными показателям в боевой и политической подготовке. Моло дые матросы Лапин, Коваленко и Савоспин яа короткий срок изучили устройство под водной ложи и сдали зачеты на «хорошо» а «отлично». Значительно повысилась дИс аяшиша среди комсомольцев и молодежи. Образы, вдохновляющие на подвиги Артисты театра ★ Северного флота о своей работе над спектаклем ★ ★ 59 Бесстрашная дочь народа Создать образ Любы Шевцовой —■для актрисы очень внтереевая I сложная ра бота. Роль Любы состоят нз двух рою т противопололгаостей: это — девушка, от природы одаренная артистическим талан том, еше не успевшая в жвям найти any применение, кажется внешне легкомыслен ной н озорной, мщ у своей жизнерадостно сти, во главное — вте подливая патриот- ка своей Родины, которая во ш ее сча стья отдала свою и ш ь . Моя задача была не показать Любу озорной, ради ооорства, что снизило 5ы ценность н цельность образа, и превратить геронто-подполыциду, смелую разведчицу просто в легкомысленную девчонку. Я хо тела показать не только, что Люба талант ливо использует свое дарование актрисы на пользу дела Родины в вашей партии, с необычайной смелостью в риском обманы вал фашистов, чтобы выведать у них воен ные таЬлы, но показать в другую ее сторо ну, раскрывающую перед вами обаятель ный облик простой русской девушки, пре красного и чуткого товарища в коллекти ве, любимую дочь в советской рабочей семье, — натуру глубокую и ышучую. Насколько мое это удалось, пусть судят зрители. Артистка Л. ТИУНОВА. Так комсомольцы подводной лодки, где заместителем секретаря комсомольской ор- До иготциативе комсомольцев тт. Короле- •ганизации тов. Бондаренко, готовятся к ва и Балуева жилые кубрики оформлены ВЬВ 50 р1а:м в местные Советы депутатов lpyr наглядной агитацией. Комсомольцы напи сали лозунги, оформили витрлну: «Итоги Выполнения плава 3-го квартала второго дящихся. Лейтенант П. КОЗЛОВ. Волнующая роль Воплотить на сцене образы героевчкрес- водонцев, которые стали лобимейпими образами нашего народа, — трудная, яо почетная задача, с которой нам , хотелось как можно лучше справиться. Хотелось показать на сцеве Олега Кошевого, Ульяну Громову, Сережу Тюленина, Жору Арутю- нявца в других молодогвардейцев такими, чтобы наш зритель желал бы ом сохра нить, гордился бы вх бесстрашием, учил ся бы у них беззав^тав любить нашу пре красную Родину. Мне в этом спектакле была поручена роль Жоры Арутянянца, которому в числе немногих молодогвардейцев удалось спа стись от рук немецко-фашистских банди тов. Я старался, чтобы он получился у меня тагам же смельас, чесаным, страстно любящш свою Родину юношей, каким его знают ц любят читатели замечательного романа А. Фадеева «Молодая гвардия». » » И теперь, когда спектакль выпущен и получил положительную оценку зрителя, нрвдтво сознавать, что я мое участке в этой работе в качестве ассистента режиссе ра и актера помогло театру создать спек такль, нужный вашему флоту, нашему зрителю. Б. ХОТЯНОВ. Я 30-ягппо Великой Октябрьской социалистической революции театр См ирного флота проподнес зрителю замечательный подарок, поставив спектакль «Мо лодая гвардия» по одноименному роману лауреата Сталинской премии писателя Александра Фадеева. Постанови» «Молодой гвардии» иа сцене нашего театра яв ляется большим событием в идейной жизни флота. Спектакль имеет большое воспитательное значение, он вызывает стремление у зрителя подражать молодогвардейцам, стойким и бесстрашным сынам и дочерям советского народа, отдавшим свои жизни за счастье ощиалжстической Родины. Сценические образы, исполненные артистами, близки и дороги каждому мо ряку: в них воплощены благородные черты молодого советского человека, воспи танного в сталинскую эпоху, беззаветно любящего родную большевистскую пар тию и ненавидящего врагов Отечества. Повсеместно спектакль тепло встречей и пояучил у зрителя высокую оценку. Артисты театра Северного флота рассказывают, как они работали над воплощени ем образов краснодонцев, с каким волнением и радостью они готовили постановку. Спектакль о любви к Родине И капля крови твоей горячей, как ■скры вспыхнут во мраке жизни и сотнв смелых сердец зажгут-. , М. ГОРЬКИЙ. (Надпись иа могите молодогвардейцев). ___ I Пожалуй, нет более популярного произ ведения советской художественной литера туры сейчас, чем роман А. Фадеева «Мо лодая гвардия». И то, что роман стал ма териалом для создания ейепеггаклей совет ского театра о героической молодежи — вполне понятно и закономерно. Писателю А. Фадееву жизнь предложила материал беспримерной драматической силы, и обра- цни, что победы молодогвардейцев — это зы молодогвардейцев, воссозданные его победы всего поколения борющейся совет- талантом, ныне возрождаются в жизни j ской молодежи и ее народа, средствами театрального искусства. Уже Работая над созданием образов красно- трудно назвать крупный советский город Не желая опускать эти обобщения, театр искал способы ях подачи на спеве. Так вошла в ткань спектакля песня о красно донцах, возившая на фоне народной беды в дни тяжелого отступления. Нам хотелось, чтобы зритель, взволно ванно в неотрывно следящий за судьбой героев романа, все время ощущМ бы, что через облик краснодонцев раскрывается то, что типично для вашего народа, ддя совет ских людей, защищавших завоевания Ок тября против фашизма, что беда отступле ния была общей бедой, что горе угоняемой в Германию Вали Филатовой — общее горе советских людей в дня временной оюкупа- где бы не встречались зрители с допцев, внимательно и бережно стараясь Олегом 1 показать их моральный облик, их мысли Кошевым и его друзьями, где бы не зву- и мечты, мы стремились создать сложный чали со сцены гордые слова их клятвы. ; коллективный образ большевистской под- Театр Северного флота к 30-летию Be- ‘ вольной организации молодежи, преданной дакоЙ Октябрьской социалистической рево- идеям Ленина — Оголена. Создание тако- люнии решил готовить этот спектакль как го образа вам казалось одной из главных свой праздничный подарок флотскому зри; наших задач в работе над этим спектаклем телто. о советском патриотизме, который делает Коллектив театра понимал всю слож- наш народ непобедимым. * ность работы над этим прекрасным нроиз- j Трудно сказать, насколько удалось нам ведением. Мы знали о популярности обра- реализовать наши желания. Трудно театру зов, которые создавали, знали, что стоит соревноваться с замечательной книгой открыть занавес, как зрительный зал будет А. Фадеева, но мы надеемся, что те, кто торопиться узнать в действующих лицах прочел и полюбил роман, еще ярче и ощу- любимых героев, и каждый исполнитель тпмее почувствовали связь оною с ее ге- поннмал ту огромную ответственность, ко* роями, а те, кто еще не прочел книги, — торая паллет на него. В основу своей работы театр положил инсценировку, сделанную драматургом прочтут ее л будут по ней учиться жить. Спектакль приготовлен. Он начал свою жизнь. Его смотрят с интересом и внпма- Г. Граковым, расширив ев аа счет ясполь- j нием. Успех, которым он пользуется, мы эования рада сцен в текстов из романа j ни в коем случае не приписываем только А. Фадеева. Работая над своим сценическим вариан том «Молодой гвардии», мц стремились нашей работе. Успех его законен потому, что в зале сидят сверстники ‘Краснодонцев, вместе с советским народом прошедшие как можно ярче и шире показать процесс |весь путь от временных неудач к победам внутреннего нарастания сил советской мо лодежи в дни оккупация для отпора за- нашей Родины над фашизмом, вложивших и свои силы в дело победы, — люди, кото- хватчи^ам, показать, как от стихийного рым близки и понятны герои «Молодой протеста переходят молодогвардейцы к ор- гвардии», ганиэованоой борьбе с врагом за вашу нравду, как эта борьба закаляет молодежь, готовит ее ® подвигу. Роман Фадеева, прекрасный своей взвол- И если спектакль, содержание пьеск, игра актеров, музыка, декорации, — вое средства театрального искусства сумеют натолкнуть нашего зрителя на мысли о нованностью за судьбу изображаемых своем месте в огромных делах нашей Ро- героев, раскрывает нс^ просто судЫ>у ма- даны, в общей бор^е и труде, мы бу»* ленЬкого отряда молодогвардейцев. Это дем считать, что выполнили свою задачу. произведение с широким эпическим охва том темы борьбы советских людей за Роди ну поднимается до широких обобщений. Постановщик спектакля «Молодая гвардия» главный режиссер театра Северного флота М. ТРОЯНСКИЙ. Молодая гвардия* ★ Мой скромный труд Большое волнение охватило весь Юй* леггив театра, когда мы узнали, что руке» водство театра приняло к постановке «М<*» лодую гвардию». Мне была поручена роль Сергея Тюлешна. Работая над этим великолепным образов, я старался как можно полнее и ярче пере дать характер общего любимца молодо гвардейцев, инициативного мстителя, бое вого начальника штаба, шустрого шахтер ского паренька, очень простого я левого, которого теперь знают миллионы, которому тысяче молодых людей хотят подражал. Еслн кие хоть сколько-нибудь удаюсь в рамках театральной инсценировки пере дать характер Сережи Тюленина, если, ухо дя со спектакля, молодой зритель будет стремиться подражать моему герою, — Ш буду считать, что мой скромный труд оря* нес пользу общему делу. ' Артист н. М акеев . Чувство радости Ромав «Молодая гвардия» А. Фадеев* Произвел на меня большое впечатление. Каждая страница этой книги наполняла чувством огромной гордости за нашях со ветских людей, за наш великий народ. Когда театр поручил мне роль Ули Гро мовой, я страшно волновалась: меня трогала и в то же время пугала та задача, которая встала пере-до мной, — верно, лю бовно передать замечательный образ героя- нп-комсомо.тли, отдавшей свою жизнь во У имя счастья, во имя Родины. Я боялась, что образ Улн будет туск лым в спектакле. Пришлось думать вад каждым движеппем, над каждым словом в мыслью, чтобы в скупых, маленьких сце пах, в вторых она участвует, постараться передать се чистоту, героизм и любовь к людям, ее беспредельную ненависть в врагам человечества. /■ Хотелось, чтобы эти черты волновали ВВШих зрителей — защитников морских • рубежей Советского Заполярья. ". Артистка А. СИДОРОВА, 3 \ НА СУД ЗРИТЕЛЯ * * Начиная работать сразу над двумя об разами в спектакле—пад ролью предателя Игната Фомина и генерала Клер, я по нимал, как важно верно показать врагов в этом спешклс, показать пх коварство и нпзоств. Задача была усложнена тем, что надо было создать в одном спектакло две не схожие фигуры, отражающие типичные черты представителя гермапской военщины в генерале Клере'п то тупое, звериное, что могло характеризовать предателя н убийцу нашпх советских людей, — в быв шем кулаке Игнате Фомине. 'Насколько мпн это удалось, пусть су« дят зрители сами. Артист А. МИХАЙЛОВ. 1*5 Л аур г аты Сталинской пиемии ПЕТР ПАВЛЕНКО Первые рассказы Петра Андреевича Павленко появились в печати в 1927 го ду. Это были впечатления молодого писа теля о Турции. Книжка называлась «Азиатские рассказы». Вскоре вышли пз печати его повесть «Пустыня» и книга «Баррикады». Эти произведения П. Пав ленко не были замечены массовым читате лем и не принесли ему пи славы, ни проч ного имени в литературе, ч Первым крупным произведением П. Пав ленко, принесшим ему широкую извест ность, был написанный в 1934 году ро ман «На Востоке». Писатель рассказывал в этом романе о строительстве Советского Дальнего Востока, о замечательных совет ских патриотах, преодолевших все труднос ти, встречавшиеся па их пути. Павленко— писатель-патриот — сталкивает в своем романе представителей двух миров: мир строителей повои жизни на Дальнем Востоке, советских людей, и мир империа листических хищников, зарящихся па при родные богатства советской державы, и их наемников из числа белогвардейской нечи сти, вышвырнутой советским народом за пределы родной земли. Писатель настора живал советских читателей, показывал им ту серьезную опасность, которую пред ставляет советской державе капиталисти ческое окружеппе. Уже тогда Павленко правильно оцепил т^ огромные творческие возможности, ко торые открывает перед писателем кино. По ч ’ччму сЯа Востоке» в 1937 году был соз- 1 зн V ’л!»*: *Па Дальнем Востоке», открыв ший зрителю мир простых советских лю дей, совершающих героические дваа. Это было значительное достижение советского кино. Огромный успех принесла П. Павленко его вторая работа в области кино сценарий кинофильма «Александр Невский», напи санный им совместно с режиссером С. Эй зенштейном. За кинофильм «Александр Невский» Петр Андреевич Павленко в 1940 году был впервые удостоен звания лауреата Сталинской премии. Тогда же у писателя созрел вамысел создания большого кинопроизведения о том, как советский народ под руководством ком мунистической партии, великого Сталина претворяет в жизнь заветы Владимира Ильича Ленина, о том, как впервые в ис тории человечества построен социализм на одной шестой части земного шара. — Задумавшись еще до войны над те мой «Клятва», — рассказывает сам Петр Андреевич, — мы с М. Э. Чиаурели рас сматривали ее как начинание, партийное в первую очередь. «Клятва» была для нас явлением жизни, и мы никогда не думали о ней, как о теме историко-революционной;. Пет, она была явлением народной жизни, в котором и мы сами принимали личное уча стие. Войпа помешала осуществлению первого замысла. С первых дней войны П. Павлен ко уходит па фронт в качестве корреспон дента «Красной Звезды», пишет очерки и рассказы о героических защитниках Роди ны. В это же время вынашивался, созда вался и отшлифовывался сценарий фильма «Клятва». Вспомипая об этой большой и плодотворной раооте, М. Чпаурели писал, характеризуя роль Павленко в создании фильма: «Работа вад фнлввов «Клятва» требо вала особенно тесного творческого сотруд ничества режиссера с писателем. Соавтор ство с П. Павленко оказалось весьма пло дотворным. Писатель обладает искусством глубоко и образно рисовать характеры, ма стерски строит диалог, он умеет находить выразительные детали, раскрымвнек духовный внр героев». Кинофильм «Клятва» широко известен советскому зрителю. Рабочие в колхозни ки, воины и интеллигенция с огромным волнением смотрели ату прекрасную кар тину о советских людях, вьшолишпех под руководством товарища Сталина вели кую клятву, данную ив от еменв партия и народа над гробом Владимира Ильича. В фильме создан образ гениального человека нашего времени — товарища Сталина, показаны те огромные любовь и доверие, которые питает к нему советский народ. Фильм с огромной силой воспроизводит величественную картину всенародной клят вы на верность делу великого Ленина. Зритель видит, как Рузаев не сводит глаз с товарища Сталина и говорят подоспевше му Баклану: — Это Сталин... Клятву дает... Мы то же дадим. Сергей снимает с себя шапку в говорят, волвуясь: *- Клятву дают... Ольга тоже устремило!» вперед в тоже шепчет: — Клянусь! — Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам держать высоко н храниъ в чистоте великое звание члена партия. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью вы полним эту твою заповедь... Клянемся...— поднял он руку. — Клянемся... — И эхо ста влв двух- сот тысяч клятв, клтбамн мереного пара восходит над Красной площадью, как са лют, и долго остается в воздухе, медленно замирая. Рузаев на дфевянной ноге высоко над головой держпт партийный билет, но уз бек не поднимает руки. “ Ты что же, дружшце! — растерян но спрашивает его Рузаев. — А! — Клятву дал, жизнь отдал, — шепчет Тургунбаев. — Не знаю сам, есть сила, нет сила... не коммунист я, неграмотный. — Клянись! Ты да я, да все с нами — тебе й упасть некуда. За кадром слышен голос Сталина: — Русские и украинцы, башкиры и бе- лоруссы, грузины и азербайджанцы, армя не н дагестанцы, татары и киргизы, узбеки и туркмены, все эти народы избавят пашу республику Советов от козней и вылазок врагов рабочего класса своей беззаветной преданностью республике Советов. — Уходя of нас, товарищ Ленин заве шал нам укреплять п расширять Союз республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним и ®ту твою за поведь... Клянемся! — Клянемся! — прокатывается волной по Красной площади. И узбек страстно поднимает* руку: — Жизнь отдаю! — гром 1 ко восклицает он. Кинофильм рассказывает о всенародной глубочайшей любви к Ленину, о том, как И. В. Сталин стал законным наследником этой народной любви, стал живым вопло щением образа великого Ленина. Варвара Михайловна Петрова принесла письмо по гибшего в боях сына, адресованное Ленину. Ленина нет в живых, но есть Сталин — верный продоллитель дела Ленина — н Варвара Михайловна идет через многоты сячную толпу, чтобы отдать заветное пись мо Сталину. Зрители видят, как Варвара протягивает ему прострелянное и окровавленное пись мо, на котором крупными буквами написа но: «ЛЕНИНУ». Сталин посмотрел па письмо, на Варва ру, па парод, п вся Красная площадь про тянула руки, как бы говоря: «Возьми... Это письмо адресовано тебе... Сегодня ты — наш Ленин». 9 Фильм рассказывает о том, как клятва Сталина стала символом веры всего наро да, программой его жизни, о том, как со ветский народ, проникнутый непреклонной ленинской решимостью во что бы то ни стало добиться того, «чтобы Русь переста ла быть убогой и бессильной, чтобы опа стала в полном смысле слова могучей п обильной», поборол вековую отсталость страны, сделал нашу Родину могучей соци алистической державой. «Клятва» — это фильм о великом Сталине, являющем пример героической жизни, посвященной народу. Появление на экранах этого фильма вызвало горячие, восторжеппые отклики у рабочих, колхоз ников, интеллигенции, советских воинов. Посмотрев фильм, Герой Социалистическо го Труда тов. Токарев сказал: «Глядя на экран, каждый советский че ловек узнает себя, свою судьбу. В этой жизненной правдивости—колоссальное зна чение фильма... Мне приходилось встре чаться с товарищем Сталиным, присутст вовать на приемах в Кремле, и когда в фильме передо мной прошли сцены встре чи народа с товарищем Сталиным в Крем ле, мне показалось, что все это происходит в жизни, а не на экране: так живо и вер но была передана волнующая торжествен ность и вместе с тем простая атмосфера этих приемов». Высокие идейные достоинства картины, правдивое изображение людей сталинской эпохи, с их целеустремленностью и сме лостью, с их горячей любовью к родной земле, с их прочным чувством товарище ства н дружбы создали ей блестящую сла ву и всеобщее прпзнанпе. Авторам сцена рия П. Павленко и М. Чпаурелп присужде на Сталинская премия первой степени. В этом году П. Павлепко закончил боль шой роман «Счастье», который напечатан в 7 и 8 помере журнала «Знамя». Роман. «Счастье» — это книга о послевоен ном Крыме, где советские людп, пар тийные и непартийные большевики, раз вернутым фроптом борются за движение вперед, за рост, за дальнейший расцвет Советского Юга. Во? что пишет об этой кштге «Литературная газета»: «...Ромап об’емеп, историчен, в нем есть простор ветров и широкие горизонты буду щего. Павлепко думает о своей стране Я ее людях в больших, международных масштабах, оп сравнивает, сопоставляет нашу культуру, паш строй с Западом так, как это подобает писателю, страстно любя щему свой парод, золотых cooetosnx лю дей». Ромап о послевооппых событиях в био графии бывшего полковника Bjjponaeea я людей, сопутствующих ему на страницах «Счастья», воспринимается, как правдива® повесть о нас самих, о величии и красоте советского человека. Книга волнует, хватьгвает, учит, воспитывает читателя, Роман «Счастье» входит в число лучнтяв пропзведений, созданных советской лите ратурой в последнее время. П. Павлепко — писатель-болыпевик не удовлетворяется достигнутым. Он совместно с М. Чиаурели сейчас занят напряженной работой над созданием снепария о военно- политической катастрофе фашистской Гер мании и взятии Советской Армией Берли на. Пм обдуман и подготовлен роман о юно шестве. Советское правительство высоко оценило заслуги Петра Андреевича "явленко, на градив его орденами Лепила, Красного Зна мен* и Красной Звезды. * Капитан Г. КАРЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz