На страже Заполярья. 1947 год. Ноябрь.

I 16 ноября 1947 г., № 268 (2959). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я О Л О А Я Г В А Р И Я“ Н о в а я п о с т а н о в к а т е ★ а т р а ★ * С е в е р н о г о ф л о т а ПО СЛ Е С П Е К Т А К Л Я 1 Быть такими, Щ как они! Во время Вейкой Отечественной войны а узнал о подвигах комсомольцев Красно­ дона и вскоре прочел роман «Молодая гвардия», а недавно посмотрел и пьесу, написанную по этому роману. На всю жизнь запомнились образы ком­ мунистов Валько и Шульгп, которых не смогли сломить никакие пытки и истяза­ ния палачей, — они до последней минуты оставались верными партии большевиков и социалистической Роднне. Образы пре­ красных сынов партии являются примером для нашей молодежи. Эти образы ярко по­ казаны в спектакле театра Северного фло­ та. Па примере жизни а борьбы героев Краснодона мы учимся жить, бороться и побеждать. Никогда я не забуду образы молодо З а м е ч а т е л ь н ы й п о д а р о к з р и т е л ю Ещ« гремели раскаты великой битвы, а отрывки из нового романа Александра Фа­ деева «Молодая гвардия» уже печатались на страницах наших газет и журналов. Пи­ сатель шел в йогу со своим народом. Он славил боевые подвига и героизм простых советских людей, звал к борьбе и победе, он пел гимн жизни п молодости. Советская литература обогатилась еще одним большим, художественным произве­ дением о нашей советской молодежи. Роман Фадеева «Молодая гвардия» за­ воевал широкую популярность в стал так же, как роман Николая Островского «&ак закалялась сталь», любимой шитой совет­ ской молодежи, да и не только советской, iio и всей демократической молодежи ми- pi. Каждый юноша, каждая девушка нахо­ ди в нем живые образы героев, близких /по нраву и характеру. Олег Кошевой, ^ рдейцев, их подвиги, пх любовь к Ро- i ^ля Громова, Сережа Тюленин, Люба Шев- е. Всегда и всюду они будут путеводной звездой для меня. Матрос Д. ЛЕКСАШОВ. Комсомольцы Ведано я смотрел постановку «Молодая гвардия» в Доме флота. Герои-молодогвар- дейцы навсегда запечатлелись в моей па- мята. Я их никогда не забуду. СЬготркшъ и думаешь: «Вот ото действи­ тельно настоящие комсомольцы!». „ __ ________ _ ...В зале гаснет свет. Поднимается за- Мы, моряки страны Советов, гордимся ; такими людьми и всей душой чувствуем г „ V , п j , ч _ Берег реки. Яркое солнце эолотит прн- себя вместе с ними. Наша задача — оди* * „ тетано охранять лирный созидательныйj 6 Ре®ный п«ок. На водяной глада покоится И они без тени сомнения вступают в жестокую борьбу с фашистскими захватчи­ ками, в борьбу не на жизнь, а насмерть. Советская школа и комсомол приучали их к чувству коллектива и великой вере в си­ лу организации. И вот от одиночных дд- верслонных актов, подрывающих военную мощь неагцев. ребята переходят к органи­ зованной борьбе с ними. Во главе организа­ ции встает Олег Кошевой. Артист Пуговкпн сумел дать правдивый жизненный образ организатора и вожака краснодонской молодежи. Безупречно чест­ ный, полный горячего юношеского роман­ тизма глубоко уважающий своих товари­ щей, решительный в борьбе и зрелый в своих действиях руководитель организации — таков образ Кошевого в исполнении Пу- говкина. Нежность любящего сына и непримиримую беспощадность борца-рево- люцпонера впдит в этом образе зритель. Мягкими лирическими красками рисует сущности здесь две роли: «Любка-артист- ка» — озорная, взбалмошная, отчаянны сорви-голова п в то же время умная, полная кипучей энергии, осторожная радистка- подпольщица, прекрасный конспиратор. Артистка Тпунова дала цельный образ. Даже тогда, когда Любка морочит голову немлам, зритель видит в ней всю нена­ висть, все презрение к врагам. Пужно боль­ шое чувство меры и умение артиста, что­ бы не раздвоить этот образ мехаиичесяж. Тиунава справилась с задачей. Шевцова, безусловно, один из самых обаятельных образов в спектакле. Прекрасно выполнил свою задачу артист Макеев, играющий Сергея Тюленина. Юно­ ша, почти мальчик, он хочет казаться взрослым, хочет быть таким, как герой Чкалов. В его поступках детское переме­ жается с взрослым. В исполнении Макеева Тюленин — это сама жизнь. Именно таким представляешь его, шда читаешь роман артистка Сидорова образ Ульяны Громовой, души и совести организации. Однако ли-. Фадеева* смелым до дерзости, всей душой цова я многие другие герои романа чудесны каждый в своей индивидуальности, соеди­ ненные в единой щее, в едином действии. . ^ За два ммчща перс* тридцатой годшщн-1РИЧяостьУлл в виш нева Сидоровой эго ненавидящим врагов своей Родины, полным ной Великой Октябрьской социалистической пе кш^ я * * * “ «™™птг“ - У » и- о т ш в м а яююшостаоста. по любит своих товарищей, она застеич». . G m j .” "*' образы болыпевпксв-богатыреи ва, добра к ним и в то же время страстно, старт* поколения дали артисты Хлопо- пневно ненавидит врагов. Сцена, в которой i Т0Б (Дщгрсй Валько) и Кобец (Матвей немлы отправляют в Германию Ваяю Фила-!Шульта). Сцена в тюрьме поистняе эпич- револкщпи коллектив театра Северного Флота решил осуществить постановку «Мо­ лодая гвардия» на своей сцене. Напря­ женный труд всего коллектива театра при­ нес свои плоды, и в дни великого прздаи- ка флотский зритель смотрел большой, глу­ боко волнующий спектакль. тову, ярко подчеркивает эти черты Ули. Большой успех вывал на долю артистки Тиуновой, исполняющей роль Любы Шев­ цовой. Роль слолан^я уже потому, что в на. Перед лицом неминуемой смерти они жалеют только об одном, что лишены воз­ можности и дальше вести борьбу. Артисты Хлолотов и Кобец своей ИДОЙ показывают труд советских людей. Военный моряк должен не щадить ни крови, ни самой жизни для блага народа и своей страны. Он доджей быть смел и храбр, как Олег Кошевой, Сергей Тюленин и их друзья. Надо, чтобы каждый североморец обяза­ тельно посмотрел эту замечательную по­ становку, имеющую огромное воспитатель­ ное значение. Матрос В. ОСТОУШКа Мы учимся у них С искренним удовлетворением мы смот­ рели пьесу ^Молодая гвардия». Бак нам близки образы героев-молодо­ гвардейцев! Они выросли в нашей стране, прожили короткую, но прекрасную жизнь. Они горячо любили свою Отчизну и всей душой ненавидели врагов. Их героизм, пх решимость бороться с ненавистными ок­ купантами являются прекрасным образцом для нас, и мы учимся у них. Образы героев Краснодона Олега Кошевого, Ульяны Гро­ мовой, Ивана Туркенича и других молодо­ гвардейцев запомнятся на всю жизнь. Такими должны быть и мы — горячо любящими свою Родину и ненавидялшми врагов. Все силы и умение мы отдадим делу служения нашей любимой Родине! Старший матрос С. 'ВАСИН, матросы Н. ГОРШКОВ и Р. ИППОЛИТОВ. Слава бессмертным героям! На всю жизнь вошел в мою память са­ моотверженный и мужественный образ 17-летнего юноши-комсомольца Олега Ко­ шевого, возглавившего подполыциков-мо- лодогвардейцев в шахтерском городке Краснодоне. Не щадя своей жизни , оп су­ мел поднять на борьбу с немецкими за­ хватчиками таких же юношей п девушек, как и он сам. Их беззаветная преданность ’ своему народу, коммунистической партии помогала в борьбе. Они помнили, что взра­ стила и воспитала их советская власть, за которую они и отдали свои молодью льИЗНИ. Мужественно вел себя Олег перед пала­ чами гестапо. Ничто не мотло сломить его. Это светлое имя я ставлю себе в пример. Слава бессмертным героям! Матрос М. КОВАЛЕНКО. нежная лилия. Вся природа дышит чистой радостью. Взволнованно любуются цвета­ ми девушки из донецкого поселка Красно­ дон. И сами они светлы и чисты, как этот солнечный день. Так начинается спектакль. Эта первая сиена рисует иам кусоч» чудесной, не тронутой войной жизни. И вдруг в эту прекрасную, нежную, полную лирики картину врывается грохот бомбо­ вых разрывов, напоминая о том, что неумо- ::мый железный сапог врага уже топчет чсты прекрасной жизни Эта сцена под­ черкнутыми контрастами как бы симво- ;изирует переход от светлого дня счаст- /пвой жизни к тяжелым «дням войны. Проходит через Краснодон вереницы бе­ женцев, движутся воинские части. Враг вплотную подкатывается к поселку. Сцена переправы через реку сделана с большим режиссерским и постановочным ■астерством. Несмотря иа свою массовость, •на не только не затупи*ывает, не раство­ ряет в себе, а, наоборот, подчеркивает, по­ могает зрителю познакомиться с многими •данными действующими лицами. Здесь и директор шахты Андрей Валько, и Олег кошевой, и Ульяна Громова, и Люба Шев­ цова и многие другие. Прорыв немецких танков. Путь к отходу отрезан. Ребята вынуждены возвращаться в поселок. Кругом немцы. Как жить даль­ ше? Разбрестись и попрятаться по норкам? Покориться? Пи за что! Мужественными, смелыми, свободолюбивыми воспитала пар­ тия советскую молодежь. Бороться! И 'олько бороться! Встреча Андрея В а л ь к о я Матвея Шульгя в фашистском застенке. Рис. Г. Григорьяна. О ГЕРОИЧЕСКАЯ ДРЯМЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ Он любил жизнь Я с гордостью произношу пмя Сергея Тюленина, который с первого дня немец­ кой оккупации города не пал духом, не остался бездеятельпым. Еще пе зная, есть ли в городе люди, оставшиеся для подпольной работы, оп решил мстить вра­ гу. И с этого дня, где бы оп ни был, каких бы это ни стоило трудностей, оп до конца своей жизнп боролся, как герой. Сережа умел ненавпдеть врага. Он лю­ бил жизнь, ибо он только что начинал Советский народ с величайшей любовью чтит память героев Краснодона. Молодежь 'трапы социализма берет их в пример и :тарается походить на них. Роман лауреата Сталинской премии Александра Фадеева «Молодая гвардия», справедливо назван­ ный поэмой о советской молодежи, стал любимой книгой советских читателей. С большим удовлетворением узнали се­ вероморцы о готовящейся театром Северно­ го флота постановке инсценировки Г. Гра­ кова «Молодая гвардия» по роману А. Фа­ деева. Постановка этой героической драмы в дни всенародного торжества явилась до­ стойным подарком коллектива театра Се­ верного флота к 30-й годовщине Великого Октября. Темой драмы, как и романа Фадеева, являются героические подвили советских людей, советской молодежи в годы Великой Отечественной войны. В образах молодогвардейцев пьеса в убе­ дительной форме показывает особенности советского патриотизма, показывает «ат- жить. и поэтому презирал смерть. Оп шел на бессмертные подвиги, стремясь как рП(щхзм людей, защищающих социалисти- можно дороже, если это потребуется, от* ческое общество. За годы советской власти дтгь свою молодую жизнь. В исполнении артиста театра Северпого флота П. Макеева образ Сережи Тюленина ярпо запоминается и волнует. Мне искренне хочется быть похожим на Сергея Тюленина. Матрос В. ПЕТЕРЕНКО. воспиталось новое поколение людей с са­ мыми возвышенными идеалами, с самой вывешенной моралью. Это — люди глубо­ кой идейной убежденности, до конпа чест- выс и бескорыстные, для которых свое личное я не может быть поставлено выше общсстьешшх интересов. Никто их спе­ циально не готовил к партизанеквй борьбе и подпольной деятельности, но молодые патриоты, поставленные лицом к лицу с врагом, сразу же «брели черты той поли­ тической сознательности, которой требовала от них суровая обстановка. Одет Кошевой собирает верных ребят, Люба Шевцова, искусно маскируясь, становится разведчи­ цей, Сергей Тюлещин добывает оружие, Иван Туркенич взрывает здание с немец­ кими солдатами. Каждый ищет свой путь к активной борьбе против ненавистных захватчиков. Советская молодежь — герои драмы — цельные натуры. У них слова не расходят­ ся с делом. Если кто-нибудь из лях гово­ рит, что он готов вылолшгть любое поруче­ ние, это он делает, какой бы риск ни гро- .301 ему. Перед лицом врага они н« расте­ рялись, не впали «в панику, не разбрелись по углам, н« стали искать выхода для спа­ сения своей жизни. Подлинно советски** люди, они нашли правильный путь и соз­ дали подпольную организацию «Молодая гвардия». Герои драмы — живые люди. Каждый из них живет и своей личной жизнью, лич­ ными интересами. Пскоторые из молодых людей по-серьезному влюблены в своих боевых подруг. Олег — нежный, любящий старость своей матери. У каждого из них ость своя мечта о будущем. По все личное подчинено общей цели — делу борьбы. Этой целью определяется все поведение ге­ роев, их мораль. — Партизан никогда пе дорожит своей личной жизнью, — говорит Олег. — Он никогда не ставит свою жизнь выше сча­ стья Родины. И еслп надо выполнить долг перед Родиной, он никогда не пожалеет своей жизпп. И сн никогда не продаст и не выдаст товарища. Для Олега и его товарищей — это идеал поведеяия советского человека. Они свято соблюдают этот закон, выполняя боевые задания — взрывая биржу, упичтиская предателей, с риском для жизни собирая сведения для Красной Армии, распростра­ няя листовки со сводками Совлнформбюро. Известно, что героическая борьба парти­ зан, развернувшаяся в ненецком тылу, бы­ ла организована и руководилась больше­ вистской партией, ее Ценгральпым Комите­ том, товарищем Сталиным. Эго руководство партии партизанским движением показало в образах пр^расных, закаленных в боях, бесстрашных большевиков Андрея Валько (арт. А. Хлолотов), Матвея Шульгп (арт. В. Кобел) и Ивана Проценко (арт. Лукц- вов). Они — представители старой боль­ шевистской гвардии, идейно возвышенные люди, для шгх дело партии, дело социализ­ ма превыше всего. Это у>ждеиные леннл- цы-сталинпы, морально безукоризненные, стойкие до предела, мужественные безтра- сын. Люба мечтает о будущем, о том, как ппчно. Идя иа смерть, опи знают, что дело с окончанием войны она устроится рабо- партии — правое дело, и победа будет за тать радисткой п обеспечит спокойную памп. истоке еялы молодогвардейцев. Ведь имен­ но такие люди, как Валько в Шульта, уеда­ ло любви к Родине, ненависти к врагам и борьбе молодое поколение нашей страны. Нет возможности дать исчерпывающую характеристику каждому исполнителю в этом огромном по количеству участников спекта-кле. Можно смело сказать, что каж­ дый актер и весь коллектив с честью вы­ полнили трудную задачу. Несомненно, что успехом спеитакля театр во многом обязан главному режиссеру М..П. Троянскому, сумевшему создать здоровую творческую обстановку* объединить и вдох­ новить коллектив. Режиссер Троянский творчески, самостоятельно решает замысел пьесы. Несмотря на известную дроблен- ность спектакля, обусловленную большим количеством материала, воспринимается оп как единое целое. Много знаний, театрального пскуства, изобретательности и труда вложили в тех­ нику оформления Троянский, Александров i Г>тиацкий. Спектакль идет слаженно и хорошем темпе. Деюорадая мешается по­ разитзльно быстро. Великолепно техниче­ ски сделана сиена слушания но радио речи товарища Сталина. Речь вождя н «го образ вызывают у зрителей чувство глубокого волнения. Хорошо удались массовые едены. Некоторые условности в разрешении ряда элементов спектакля оправданы его разма­ хом, они подчеркивают я усиливают общую выразительность и, не снижая реалистич­ ности, вызывают высокие эмоциональные ощущения. Большим, здоровым оптимизмом проник» пут весь спектакль. Даже в тропической сцене расстрела зритель водит моральную победу наших людей. Замученные, полу­ живые молодогвардейцы ие сломлены. Вез тени жертвенности отдают они свои жиз­ ни за правое дело, «ад ними ие нависает отчаяние. Несмотря па глу%кий трагизм этой сцены, у зрителя остается чувство большого лодема, вызванного великой гор­ достью за высокую дудок ?/ю силу вашей молодежи. Не сломили немцы ©они комсо­ мольцев, ие победили! Заключительная сцена клятвы эпически величественна, она как бы духовно объеди­ няет зал с тем, что происходит иа сцене. Это ощущение единства усиливается тем, что, когда Иван Проценко (артист Лукинов) обращается с призывом почтить намять по­ гибших молодогвардейцев вставанием, зри­ тели все,7ш одни, поднимаются со своих мест. Зритель знает, что герои пьесы ие вымышлены, они жили, боролась и умерли ва великую победу вашего народа, за ту светлую жизнь, ло пупа’ которой мы ядом сегодня. Есть, конечно, некоторые недостатки в епэкташле. Они вполне устранимы, и кол­ лектив театра путем критической опенки своей работы это сделать сможет. Успех «Молодой гвардии» в театре Се­ верного флота есть результат большой, на­ пряженной творческой работы всего теат­ ра — от главного режиссера до рабочего сцены. Л флотский зритель по достоинству оценил этот замечательный подарок в день тридцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции. Подполковник С. САМОЙЛОВ. Сцена в тюрьме является идейной и драматической вершиной всего спектакля. Валько л Шульта идут та смерть гордые своим превосходством перед врагом, счаст­ ливые сознаяием того, что вся их жизнь отдана Родине, народу, что они боролись в рядах партии Ленина — Сталина. Они не жалеют о прожитой жизни, не сетуют на свою судьбу и, доведись ям вырваться из лап гестапо, они снова так же боролись бы за дело партой, если бы даже авали о том, что снова првдется перенести все му­ чения фашистского застенка. Такой же ре­ шимости исполнены и молодогвардейцы в свои последний смертный час. Карпина., показывающая, когда юноиги п девушки, глубоко потрясенные вестью о казни, произносят свою знаменитую клят­ ву под развевающимся красным знаменем, — один из наиболее величественных и трогательных моментов спектакля. Кажет­ ся, что сама Родина осеняет знаменем мо­ лодых г<»реев, благословляя их ж емерт- пую борьбу с врагами. Откуда эта стойкость у иолодопц рдей- цев? Что дало им селу перенеся нечелове­ ческие страдания? Источник их иеввдн- пой стойкости — в силе болыневистеких идей, в силе идей партии Ленина — Сталина. Их сила — в идеологии советско­ го человека. Вот что служило асновой их мужества. Флотский зритель учится ни образах молодогвардейцев большевистской идейно­ сти, железной выдержке, сталинской стой­ кости в борьбе с врагом. Капитан Г. КАРЕН, П О СЛ Е С П Е К Т А К Л Я Таких людей победить нельзя Роиан А. Фадеева «Молодая гвардия» произвел на меня сильное впечатление. Особым моим уважением пользуется Лю­ бовь Шевцова, ее бесстрашие при выпол- , лении сложных поручений молодежной подпольной оргашгшда. Артистка Л. Тиу- нова хорошо сумела долести до зрителя облик этой славной герошш. Люба Шевцо­ ва запоминается ярко. > Любовь в своей Родпне, безграничная вера в правоту нашего дела давали ей му­ жество и псключительпую изобретатель­ ность в достижении благородных целей. Замечательный путь прошла Люба Шев­ цова, молодая советская патриогка. Р.в не­ нависть к врагам восхищает меня. Сотни н тысячи наших молодых юношей и деву­ шек стремятся быть такими же смелыми и инициативными в достижении успеха, как и опа. А подвиги молодых героев Красно­ дона продолжзгот сейчас труженики по­ слевоенной сталинской пятилетки, такие, как Марпя Волкова, Матросов и тысячи других, с честью выполняющих народно­ хозяйственный план. Они борются за пре- ТЕоренпе в жпзтть того, за что славно бо­ ролись герои «Молодой гвардаи». Таких людей победить нельзя. Старший матрос В. МАРТЫНОВ. Прекрасная пьеса Весь личный состав нтшего подразделе­ ния тепло встретил новую постановку театра Северного флота «Молодая гвардия». Сильные и смелые комсомольцы, их жизнь и борьба против гитлеровцев в глубоком тылу, героизм, любовь к Родине— вот ее тема. Часто по вечерам или в свободное от службы время ваши матросы и старшины делятся впечатл^пнями об этой постановке. Всем очень понравились Олег Кошевой, Сер­ гей Тюленин и другие герои-молодогвар* дейцы. Да, у них есть чему поучиться вам. Таким, как герои-молодогвардейцы, дол­ жен быть каждый из нас. Артисты нашего театра хорошо порабо­ тали и сумели воспроизвести образы героев ярко и доходчиво. Паше пожелание, чтобы коллектив арти­ стов театра Северного флота и впредь ста­ вил такВе же сильные и хорошие спектак­ ли, имеющие большое воспитательное зна­ чение. Матрос М. ИЛЮШИН. Их воспитал комсомол Па-днях я смотрел пьесу «Молодая гвардия» в постановке театра Северного флота. Спектакль волнует изображением героической борьбы молодых советских патриотов против немецко-фашистских захватчиков. Восштанниш партии и комсомола Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюле- imn, Любовь Шевцова, старые большевики Валько и Шульга, — это герои наших дней, творцы социалистического общества. Некоторым членам «Молодой гвардии» удалось бежать из лап палачей и перейти линию фронта, чтобы продолжать борьбу с. ненавистным врагом. Жора Арутюпянц закончил артиллерий­ ское училище и стал прекрасным воспита­ телем молодых солдат. Шустрый, юркий, расторопный мальчуган — молодогвар­ деец Радик ГОркин ныне моряк-офицер и служит на Тихом океане. Валя Борц — студентка института иностранных языков. Они отдают все силы воспитанию нашей молодежи на славных традициях членов «Молодой гвардии». Их образы служат для нас нрекракрым выражением преданности и любви в своей Родине. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Они будут вечно жить в наших сердцах йогда смотришь сцепы из романа «Моло­ дая гвардия», перед глазами встают живые образы молодогвардейцев — верных воспи­ танников леиилско^сталииского комсомола* Сколько силы, героизма в их действиях, в их жнзпн, борьбе. Смотришь и пережи­ ваешь вместе с ними. Их жизнь — шипа жизнь, их дела —•наши дела, их мечта— наша мечта. Глубоко запечатлелись в памяти сеемые образы прекрасных патриотов. На в;ю жизнь запомнил я их. Никогда нг забудем мы их имена. Па героизме молодогвардей­ цев будет воспитываться вся наша моле- дежь. Их образы учат нас любить свой народ, оберегать его труд и счастье гак, как онм боролись за честь, свободу и независц.. мост* любимой матери-Родины, Старший матрос Ф, ТРОЯН, t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz