На страже Заполярья. 1947 год. Ноябрь.
I 16 ноября 1947 г., № 268 (2959). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я О Л О А Я Г В А Р И Я“ Н о в а я п о с т а н о в к а т е ★ а т р а ★ * С е в е р н о г о ф л о т а ПО СЛ Е С П Е К Т А К Л Я 1 Быть такими, Щ как они! Во время Вейкой Отечественной войны а узнал о подвигах комсомольцев Красно дона и вскоре прочел роман «Молодая гвардия», а недавно посмотрел и пьесу, написанную по этому роману. На всю жизнь запомнились образы ком мунистов Валько и Шульгп, которых не смогли сломить никакие пытки и истяза ния палачей, — они до последней минуты оставались верными партии большевиков и социалистической Роднне. Образы пре красных сынов партии являются примером для нашей молодежи. Эти образы ярко по казаны в спектакле театра Северного фло та. Па примере жизни а борьбы героев Краснодона мы учимся жить, бороться и побеждать. Никогда я не забуду образы молодо З а м е ч а т е л ь н ы й п о д а р о к з р и т е л ю Ещ« гремели раскаты великой битвы, а отрывки из нового романа Александра Фа деева «Молодая гвардия» уже печатались на страницах наших газет и журналов. Пи сатель шел в йогу со своим народом. Он славил боевые подвига и героизм простых советских людей, звал к борьбе и победе, он пел гимн жизни п молодости. Советская литература обогатилась еще одним большим, художественным произве дением о нашей советской молодежи. Роман Фадеева «Молодая гвардия» за воевал широкую популярность в стал так же, как роман Николая Островского «&ак закалялась сталь», любимой шитой совет ской молодежи, да и не только советской, iio и всей демократической молодежи ми- pi. Каждый юноша, каждая девушка нахо ди в нем живые образы героев, близких /по нраву и характеру. Олег Кошевой, ^ рдейцев, их подвиги, пх любовь к Ро- i ^ля Громова, Сережа Тюленин, Люба Шев- е. Всегда и всюду они будут путеводной звездой для меня. Матрос Д. ЛЕКСАШОВ. Комсомольцы Ведано я смотрел постановку «Молодая гвардия» в Доме флота. Герои-молодогвар- дейцы навсегда запечатлелись в моей па- мята. Я их никогда не забуду. СЬготркшъ и думаешь: «Вот ото действи тельно настоящие комсомольцы!». „ __ ________ _ ...В зале гаснет свет. Поднимается за- Мы, моряки страны Советов, гордимся ; такими людьми и всей душой чувствуем г „ V , п j , ч _ Берег реки. Яркое солнце эолотит прн- себя вместе с ними. Наша задача — оди* * „ тетано охранять лирный созидательныйj 6 Ре®ный п«ок. На водяной глада покоится И они без тени сомнения вступают в жестокую борьбу с фашистскими захватчи ками, в борьбу не на жизнь, а насмерть. Советская школа и комсомол приучали их к чувству коллектива и великой вере в си лу организации. И вот от одиночных дд- верслонных актов, подрывающих военную мощь неагцев. ребята переходят к органи зованной борьбе с ними. Во главе организа ции встает Олег Кошевой. Артист Пуговкпн сумел дать правдивый жизненный образ организатора и вожака краснодонской молодежи. Безупречно чест ный, полный горячего юношеского роман тизма глубоко уважающий своих товари щей, решительный в борьбе и зрелый в своих действиях руководитель организации — таков образ Кошевого в исполнении Пу- говкина. Нежность любящего сына и непримиримую беспощадность борца-рево- люцпонера впдит в этом образе зритель. Мягкими лирическими красками рисует сущности здесь две роли: «Любка-артист- ка» — озорная, взбалмошная, отчаянны сорви-голова п в то же время умная, полная кипучей энергии, осторожная радистка- подпольщица, прекрасный конспиратор. Артистка Тпунова дала цельный образ. Даже тогда, когда Любка морочит голову немлам, зритель видит в ней всю нена висть, все презрение к врагам. Пужно боль шое чувство меры и умение артиста, что бы не раздвоить этот образ мехаиичесяж. Тиунава справилась с задачей. Шевцова, безусловно, один из самых обаятельных образов в спектакле. Прекрасно выполнил свою задачу артист Макеев, играющий Сергея Тюленина. Юно ша, почти мальчик, он хочет казаться взрослым, хочет быть таким, как герой Чкалов. В его поступках детское переме жается с взрослым. В исполнении Макеева Тюленин — это сама жизнь. Именно таким представляешь его, шда читаешь роман артистка Сидорова образ Ульяны Громовой, души и совести организации. Однако ли-. Фадеева* смелым до дерзости, всей душой цова я многие другие герои романа чудесны каждый в своей индивидуальности, соеди ненные в единой щее, в едином действии. . ^ За два ммчща перс* тридцатой годшщн-1РИЧяостьУлл в виш нева Сидоровой эго ненавидящим врагов своей Родины, полным ной Великой Октябрьской социалистической пе кш^ я * * * “ «™™птг“ - У » и- о т ш в м а яююшостаоста. по любит своих товарищей, она застеич». . G m j .” "*' образы болыпевпксв-богатыреи ва, добра к ним и в то же время страстно, старт* поколения дали артисты Хлопо- пневно ненавидит врагов. Сцена, в которой i Т0Б (Дщгрсй Валько) и Кобец (Матвей немлы отправляют в Германию Ваяю Фила-!Шульта). Сцена в тюрьме поистняе эпич- револкщпи коллектив театра Северного Флота решил осуществить постановку «Мо лодая гвардия» на своей сцене. Напря женный труд всего коллектива театра при нес свои плоды, и в дни великого прздаи- ка флотский зритель смотрел большой, глу боко волнующий спектакль. тову, ярко подчеркивает эти черты Ули. Большой успех вывал на долю артистки Тиуновой, исполняющей роль Любы Шев цовой. Роль слолан^я уже потому, что в на. Перед лицом неминуемой смерти они жалеют только об одном, что лишены воз можности и дальше вести борьбу. Артисты Хлолотов и Кобец своей ИДОЙ показывают труд советских людей. Военный моряк должен не щадить ни крови, ни самой жизни для блага народа и своей страны. Он доджей быть смел и храбр, как Олег Кошевой, Сергей Тюленин и их друзья. Надо, чтобы каждый североморец обяза тельно посмотрел эту замечательную по становку, имеющую огромное воспитатель ное значение. Матрос В. ОСТОУШКа Мы учимся у них С искренним удовлетворением мы смот рели пьесу ^Молодая гвардия». Бак нам близки образы героев-молодо гвардейцев! Они выросли в нашей стране, прожили короткую, но прекрасную жизнь. Они горячо любили свою Отчизну и всей душой ненавидели врагов. Их героизм, пх решимость бороться с ненавистными ок купантами являются прекрасным образцом для нас, и мы учимся у них. Образы героев Краснодона Олега Кошевого, Ульяны Гро мовой, Ивана Туркенича и других молодо гвардейцев запомнятся на всю жизнь. Такими должны быть и мы — горячо любящими свою Родину и ненавидялшми врагов. Все силы и умение мы отдадим делу служения нашей любимой Родине! Старший матрос С. 'ВАСИН, матросы Н. ГОРШКОВ и Р. ИППОЛИТОВ. Слава бессмертным героям! На всю жизнь вошел в мою память са моотверженный и мужественный образ 17-летнего юноши-комсомольца Олега Ко шевого, возглавившего подполыциков-мо- лодогвардейцев в шахтерском городке Краснодоне. Не щадя своей жизни , оп су мел поднять на борьбу с немецкими за хватчиками таких же юношей п девушек, как и он сам. Их беззаветная преданность ’ своему народу, коммунистической партии помогала в борьбе. Они помнили, что взра стила и воспитала их советская власть, за которую они и отдали свои молодью льИЗНИ. Мужественно вел себя Олег перед пала чами гестапо. Ничто не мотло сломить его. Это светлое имя я ставлю себе в пример. Слава бессмертным героям! Матрос М. КОВАЛЕНКО. нежная лилия. Вся природа дышит чистой радостью. Взволнованно любуются цвета ми девушки из донецкого поселка Красно дон. И сами они светлы и чисты, как этот солнечный день. Так начинается спектакль. Эта первая сиена рисует иам кусоч» чудесной, не тронутой войной жизни. И вдруг в эту прекрасную, нежную, полную лирики картину врывается грохот бомбо вых разрывов, напоминая о том, что неумо- ::мый железный сапог врага уже топчет чсты прекрасной жизни Эта сцена под черкнутыми контрастами как бы симво- ;изирует переход от светлого дня счаст- /пвой жизни к тяжелым «дням войны. Проходит через Краснодон вереницы бе женцев, движутся воинские части. Враг вплотную подкатывается к поселку. Сцена переправы через реку сделана с большим режиссерским и постановочным ■астерством. Несмотря иа свою массовость, •на не только не затупи*ывает, не раство ряет в себе, а, наоборот, подчеркивает, по могает зрителю познакомиться с многими •данными действующими лицами. Здесь и директор шахты Андрей Валько, и Олег кошевой, и Ульяна Громова, и Люба Шев цова и многие другие. Прорыв немецких танков. Путь к отходу отрезан. Ребята вынуждены возвращаться в поселок. Кругом немцы. Как жить даль ше? Разбрестись и попрятаться по норкам? Покориться? Пи за что! Мужественными, смелыми, свободолюбивыми воспитала пар тия советскую молодежь. Бороться! И 'олько бороться! Встреча Андрея В а л ь к о я Матвея Шульгя в фашистском застенке. Рис. Г. Григорьяна. О ГЕРОИЧЕСКАЯ ДРЯМЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ Он любил жизнь Я с гордостью произношу пмя Сергея Тюленина, который с первого дня немец кой оккупации города не пал духом, не остался бездеятельпым. Еще пе зная, есть ли в городе люди, оставшиеся для подпольной работы, оп решил мстить вра гу. И с этого дня, где бы оп ни был, каких бы это ни стоило трудностей, оп до конца своей жизнп боролся, как герой. Сережа умел ненавпдеть врага. Он лю бил жизнь, ибо он только что начинал Советский народ с величайшей любовью чтит память героев Краснодона. Молодежь 'трапы социализма берет их в пример и :тарается походить на них. Роман лауреата Сталинской премии Александра Фадеева «Молодая гвардия», справедливо назван ный поэмой о советской молодежи, стал любимой книгой советских читателей. С большим удовлетворением узнали се вероморцы о готовящейся театром Северно го флота постановке инсценировки Г. Гра кова «Молодая гвардия» по роману А. Фа деева. Постановка этой героической драмы в дни всенародного торжества явилась до стойным подарком коллектива театра Се верного флота к 30-й годовщине Великого Октября. Темой драмы, как и романа Фадеева, являются героические подвили советских людей, советской молодежи в годы Великой Отечественной войны. В образах молодогвардейцев пьеса в убе дительной форме показывает особенности советского патриотизма, показывает «ат- жить. и поэтому презирал смерть. Оп шел на бессмертные подвиги, стремясь как рП(щхзм людей, защищающих социалисти- можно дороже, если это потребуется, от* ческое общество. За годы советской власти дтгь свою молодую жизнь. В исполнении артиста театра Северпого флота П. Макеева образ Сережи Тюленина ярпо запоминается и волнует. Мне искренне хочется быть похожим на Сергея Тюленина. Матрос В. ПЕТЕРЕНКО. воспиталось новое поколение людей с са мыми возвышенными идеалами, с самой вывешенной моралью. Это — люди глубо кой идейной убежденности, до конпа чест- выс и бескорыстные, для которых свое личное я не может быть поставлено выше общсстьешшх интересов. Никто их спе циально не готовил к партизанеквй борьбе и подпольной деятельности, но молодые патриоты, поставленные лицом к лицу с врагом, сразу же «брели черты той поли тической сознательности, которой требовала от них суровая обстановка. Одет Кошевой собирает верных ребят, Люба Шевцова, искусно маскируясь, становится разведчи цей, Сергей Тюлещин добывает оружие, Иван Туркенич взрывает здание с немец кими солдатами. Каждый ищет свой путь к активной борьбе против ненавистных захватчиков. Советская молодежь — герои драмы — цельные натуры. У них слова не расходят ся с делом. Если кто-нибудь из лях гово рит, что он готов вылолшгть любое поруче ние, это он делает, какой бы риск ни гро- .301 ему. Перед лицом врага они н« расте рялись, не впали «в панику, не разбрелись по углам, н« стали искать выхода для спа сения своей жизни. Подлинно советски** люди, они нашли правильный путь и соз дали подпольную организацию «Молодая гвардия». Герои драмы — живые люди. Каждый из них живет и своей личной жизнью, лич ными интересами. Пскоторые из молодых людей по-серьезному влюблены в своих боевых подруг. Олег — нежный, любящий старость своей матери. У каждого из них ость своя мечта о будущем. По все личное подчинено общей цели — делу борьбы. Этой целью определяется все поведение ге роев, их мораль. — Партизан никогда пе дорожит своей личной жизнью, — говорит Олег. — Он никогда не ставит свою жизнь выше сча стья Родины. И еслп надо выполнить долг перед Родиной, он никогда не пожалеет своей жизпп. И сн никогда не продаст и не выдаст товарища. Для Олега и его товарищей — это идеал поведеяия советского человека. Они свято соблюдают этот закон, выполняя боевые задания — взрывая биржу, упичтиская предателей, с риском для жизни собирая сведения для Красной Армии, распростра няя листовки со сводками Совлнформбюро. Известно, что героическая борьба парти зан, развернувшаяся в ненецком тылу, бы ла организована и руководилась больше вистской партией, ее Ценгральпым Комите том, товарищем Сталиным. Эго руководство партии партизанским движением показало в образах пр^расных, закаленных в боях, бесстрашных большевиков Андрея Валько (арт. А. Хлолотов), Матвея Шульгп (арт. В. Кобел) и Ивана Проценко (арт. Лукц- вов). Они — представители старой боль шевистской гвардии, идейно возвышенные люди, для шгх дело партии, дело социализ ма превыше всего. Это у>ждеиные леннл- цы-сталинпы, морально безукоризненные, стойкие до предела, мужественные безтра- сын. Люба мечтает о будущем, о том, как ппчно. Идя иа смерть, опи знают, что дело с окончанием войны она устроится рабо- партии — правое дело, и победа будет за тать радисткой п обеспечит спокойную памп. истоке еялы молодогвардейцев. Ведь имен но такие люди, как Валько в Шульта, уеда ло любви к Родине, ненависти к врагам и борьбе молодое поколение нашей страны. Нет возможности дать исчерпывающую характеристику каждому исполнителю в этом огромном по количеству участников спекта-кле. Можно смело сказать, что каж дый актер и весь коллектив с честью вы полнили трудную задачу. Несомненно, что успехом спеитакля театр во многом обязан главному режиссеру М..П. Троянскому, сумевшему создать здоровую творческую обстановку* объединить и вдох новить коллектив. Режиссер Троянский творчески, самостоятельно решает замысел пьесы. Несмотря на известную дроблен- ность спектакля, обусловленную большим количеством материала, воспринимается оп как единое целое. Много знаний, театрального пскуства, изобретательности и труда вложили в тех нику оформления Троянский, Александров i Г>тиацкий. Спектакль идет слаженно и хорошем темпе. Деюорадая мешается по разитзльно быстро. Великолепно техниче ски сделана сиена слушания но радио речи товарища Сталина. Речь вождя н «го образ вызывают у зрителей чувство глубокого волнения. Хорошо удались массовые едены. Некоторые условности в разрешении ряда элементов спектакля оправданы его разма хом, они подчеркивают я усиливают общую выразительность и, не снижая реалистич ности, вызывают высокие эмоциональные ощущения. Большим, здоровым оптимизмом проник» пут весь спектакль. Даже в тропической сцене расстрела зритель водит моральную победу наших людей. Замученные, полу живые молодогвардейцы ие сломлены. Вез тени жертвенности отдают они свои жиз ни за правое дело, «ад ними ие нависает отчаяние. Несмотря па глу%кий трагизм этой сцены, у зрителя остается чувство большого лодема, вызванного великой гор достью за высокую дудок ?/ю силу вашей молодежи. Не сломили немцы ©они комсо мольцев, ие победили! Заключительная сцена клятвы эпически величественна, она как бы духовно объеди няет зал с тем, что происходит иа сцене. Это ощущение единства усиливается тем, что, когда Иван Проценко (артист Лукинов) обращается с призывом почтить намять по гибших молодогвардейцев вставанием, зри тели все,7ш одни, поднимаются со своих мест. Зритель знает, что герои пьесы ие вымышлены, они жили, боролась и умерли ва великую победу вашего народа, за ту светлую жизнь, ло пупа’ которой мы ядом сегодня. Есть, конечно, некоторые недостатки в епэкташле. Они вполне устранимы, и кол лектив театра путем критической опенки своей работы это сделать сможет. Успех «Молодой гвардии» в театре Се верного флота есть результат большой, на пряженной творческой работы всего теат ра — от главного режиссера до рабочего сцены. Л флотский зритель по достоинству оценил этот замечательный подарок в день тридцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции. Подполковник С. САМОЙЛОВ. Сцена в тюрьме является идейной и драматической вершиной всего спектакля. Валько л Шульта идут та смерть гордые своим превосходством перед врагом, счаст ливые сознаяием того, что вся их жизнь отдана Родине, народу, что они боролись в рядах партии Ленина — Сталина. Они не жалеют о прожитой жизни, не сетуют на свою судьбу и, доведись ям вырваться из лап гестапо, они снова так же боролись бы за дело партой, если бы даже авали о том, что снова првдется перенести все му чения фашистского застенка. Такой же ре шимости исполнены и молодогвардейцы в свои последний смертный час. Карпина., показывающая, когда юноиги п девушки, глубоко потрясенные вестью о казни, произносят свою знаменитую клят ву под развевающимся красным знаменем, — один из наиболее величественных и трогательных моментов спектакля. Кажет ся, что сама Родина осеняет знаменем мо лодых г<»реев, благословляя их ж емерт- пую борьбу с врагами. Откуда эта стойкость у иолодопц рдей- цев? Что дало им селу перенеся нечелове ческие страдания? Источник их иеввдн- пой стойкости — в силе болыневистеких идей, в силе идей партии Ленина — Сталина. Их сила — в идеологии советско го человека. Вот что служило асновой их мужества. Флотский зритель учится ни образах молодогвардейцев большевистской идейно сти, железной выдержке, сталинской стой кости в борьбе с врагом. Капитан Г. КАРЕН, П О СЛ Е С П Е К Т А К Л Я Таких людей победить нельзя Роиан А. Фадеева «Молодая гвардия» произвел на меня сильное впечатление. Особым моим уважением пользуется Лю бовь Шевцова, ее бесстрашие при выпол- , лении сложных поручений молодежной подпольной оргашгшда. Артистка Л. Тиу- нова хорошо сумела долести до зрителя облик этой славной герошш. Люба Шевцо ва запоминается ярко. > Любовь в своей Родпне, безграничная вера в правоту нашего дела давали ей му жество и псключительпую изобретатель ность в достижении благородных целей. Замечательный путь прошла Люба Шев цова, молодая советская патриогка. Р.в не нависть к врагам восхищает меня. Сотни н тысячи наших молодых юношей и деву шек стремятся быть такими же смелыми и инициативными в достижении успеха, как и опа. А подвиги молодых героев Красно дона продолжзгот сейчас труженики по слевоенной сталинской пятилетки, такие, как Марпя Волкова, Матросов и тысячи других, с честью выполняющих народно хозяйственный план. Они борются за пре- ТЕоренпе в жпзтть того, за что славно бо ролись герои «Молодой гвардаи». Таких людей победить нельзя. Старший матрос В. МАРТЫНОВ. Прекрасная пьеса Весь личный состав нтшего подразделе ния тепло встретил новую постановку театра Северного флота «Молодая гвардия». Сильные и смелые комсомольцы, их жизнь и борьба против гитлеровцев в глубоком тылу, героизм, любовь к Родине— вот ее тема. Часто по вечерам или в свободное от службы время ваши матросы и старшины делятся впечатл^пнями об этой постановке. Всем очень понравились Олег Кошевой, Сер гей Тюленин и другие герои-молодогвар* дейцы. Да, у них есть чему поучиться вам. Таким, как герои-молодогвардейцы, дол жен быть каждый из нас. Артисты нашего театра хорошо порабо тали и сумели воспроизвести образы героев ярко и доходчиво. Паше пожелание, чтобы коллектив арти стов театра Северного флота и впредь ста вил такВе же сильные и хорошие спектак ли, имеющие большое воспитательное зна чение. Матрос М. ИЛЮШИН. Их воспитал комсомол Па-днях я смотрел пьесу «Молодая гвардия» в постановке театра Северного флота. Спектакль волнует изображением героической борьбы молодых советских патриотов против немецко-фашистских захватчиков. Восштанниш партии и комсомола Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюле- imn, Любовь Шевцова, старые большевики Валько и Шульга, — это герои наших дней, творцы социалистического общества. Некоторым членам «Молодой гвардии» удалось бежать из лап палачей и перейти линию фронта, чтобы продолжать борьбу с. ненавистным врагом. Жора Арутюпянц закончил артиллерий ское училище и стал прекрасным воспита телем молодых солдат. Шустрый, юркий, расторопный мальчуган — молодогвар деец Радик ГОркин ныне моряк-офицер и служит на Тихом океане. Валя Борц — студентка института иностранных языков. Они отдают все силы воспитанию нашей молодежи на славных традициях членов «Молодой гвардии». Их образы служат для нас нрекракрым выражением преданности и любви в своей Родине. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Они будут вечно жить в наших сердцах йогда смотришь сцепы из романа «Моло дая гвардия», перед глазами встают живые образы молодогвардейцев — верных воспи танников леиилско^сталииского комсомола* Сколько силы, героизма в их действиях, в их жнзпн, борьбе. Смотришь и пережи ваешь вместе с ними. Их жизнь — шипа жизнь, их дела —•наши дела, их мечта— наша мечта. Глубоко запечатлелись в памяти сеемые образы прекрасных патриотов. На в;ю жизнь запомнил я их. Никогда нг забудем мы их имена. Па героизме молодогвардей цев будет воспитываться вся наша моле- дежь. Их образы учат нас любить свой народ, оберегать его труд и счастье гак, как онм боролись за честь, свободу и независц.. мост* любимой матери-Родины, Старший матрос Ф, ТРОЯН, t
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz