На страже Заполярья. 1947 год. Май.
I t * . З А . п о л я р ь я 30 Щй 1947 г., № 124 (2815) Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов ■'■■■ ■■ ■ ....... . ........... —— --------------------- ——— —— —— --------------------------- - Учитель североморских истребителей Сегодня исполняется. пять лет со дня героиче ской гибели прославленного североморского летчика дважды Героя Советского Союза гвардии подполков ника Борис* Феоктистови ча Сафонова). Нш этого замечательного русского богатыря бесконечно доро го каждому летчику нашей морской авиации. Оно жи вет и вечно будет жить в сердцах советских людей, защищавших » Советское Заполярье. ?в* % Борис Сафонов с начала Великой Отечественной войны выделился среди летчиков Северного флота, как талантливый истреби тель и первоклассный ма стер воздушного боя. в первого же своего боевого вылета, в котором он одер жал победу над врагом, на третий день войны Сафо нов стал учителем десятков лег чиков-истробителей. Из своего первого боя Сафонов сделал вывод, что немцев легче бить поодиночке, что надо преж де разбить вражескую грушу, расчленить ее. — Нужен сильный первый валит. Такой залш, которого не выдетавивали бы нервы фаши стов. Нужно, чтобы в самом на чале боя ненцы впадали в страх при встрече с нами, — поучал Сафонов. Так родилась у Сафонова мысль о первом залпе, которая в то время, когда противник имел преимущество в силах, бы ла решающей для тактики се вероморских истребителей.^ Блайт даря тому, что Сафонов*и его боевые соратники смело осуще ствила эту мысль, благодаря мужеству и отваге наших лет чиков, сафоновцы выигрывали неравные бои, которых им приш лось провести немалое количе ство в тяжелом 1941 году. Будучи непосредственным уча стником почти каждого вовдупг ного боя, Сафонов накапливал все больше личного опыта и де лал выводы го боев своих това рищей. Чей больше ои задумы вался над проведенными боями, тем яснее перед ним вырвеовы- вались! их законы, тем яснее ста новились тактические приемы и действия, которыми необходимо руководствоваться истребителю и без которых ве может быть достигнута победа. Первый залп блестяще оп равдывал себя и в последующих . сражениях. Поэтому Сафонов I учил своих летчиков: «Всегда нападать на врата первым и атаковывать дерзко и внезапно*. It хотя в дальнейших воздуш ных боях Сафонов встретился с многим новым, правило «напа дать па врага первым®» стало Законом сафоновской' тактики. Благодаря этому правилу не только сам Сафонов, но впослед ствии и его лучшие ученики Сгибнем, Орлов, Покровский, Ко- заленко, Адошсин и многие дру гие не знали поражений и вы ходили победителям® м нерав ных боев. Б. Ф. Сафонов. Летчик-истребитель обязан хорошо знать тактику врага и на каждое новшество со стороны противника отвечать своим нон- шеством. Надо всегда удивлять врага. «Удивить — победить»,— повторял Сафонов. Следуя этому, Сафонов считал, что в воздуш ных боях не может быть шаб- лониш приемов, что всякий шаблон неизбежно приводит к поражению. Первый залп всегда оставался характерной особенно стью сафоновских действий. Од нако ото не значит, что Сафо нов я в последующих боях про изводил его точно так же, выхе" дя один вперед. В каждом бою этот залп производился по-но вому, так, как этого не ожидали немцы. / Летчик-истребитель oft®ан хорошо знать обстановку н* ао- ле боя и всегда уметь правиль но ее использовать в ^" воейс ин тересах. Этому качеству Сафонов придавал исключительное значе ние. Дапитан Макемович, уче ник и воспитанник Сафонова, рассказывает об одном поучи тельном бое летчиков-сафоноЕ- цев, в котором небольшая груп" па советских истребителей одержала победу над численно превосходящим противником бла годаря правильному использова нию обстановки яа поле боя. Несколько «И-16» во главе с Сафоновым несли барраж над линией фронта. В районе были кучевые облака до 8 баллов. На ши летчики находились вод кромкой облачности, вниматель но следя за воздухом. Вскоре ими были обнаружены группа «ГО-87», идущая встречным курсом ниже облаков, и группа «М-109», идущая в том же направлении, но выше облачно сти. Сафонов, до этого никогда не водивший летчиков в облака, принял решение пробить облач ность и, маскируясь ею, минуту продолжал /полет в облаках. За тем он выскочил в «окно» и оказался в выгодпом положении, вблизи вражеских бомбардиров щиков. Атака была исключитель- но удачной. Пример этот убедительно го ворит сам за себя. Знание об становки на поле бои и умение ею воспользоваться — не пременные качества истре бителя. Борис Сафонов об ладал этими качествами и прививал вх летчикам. Летчик-истребитель обя зан хорошо видеть, всегда первым обнаруживать про тивника. Без бтого невоз- й о к н о напасть на врата первым, без этого невоз можно нанести врагу смер- тельный удар. Сафонов кропотливо и упорно обу чал своих истребителей осмотрительности, он при давал огромное значение качеству истребителя — все видеть, подчеркивая при этом одну важную особенность, необходимую советскому истребителю в бою, — взаимную выручг ну. 16 сентября 1941 года капитану Борису Сафонову было присвоено зва ние Героя Советского Союза. В тот же день зна мя полка, в котором воевал С?Фонов. украсилось боевой на градой — орденом Красного Зна мешг. Несколькими днями поз же Сафонов назначается командиром вновь сформирован' ного поли истребителей. В осенних боях Борис Сафонов довел свой боевой счет до 19 сбитых им лично немецких са молетов. В этих боях прекрас ных успехов добились и ученики Сафонова — ветераны заполяр ной истребительной авиации Ко валенко, Покровский, Орлов, Сзмевенко, Бокий, Адонкин, Мак симович. В январе 1942 года сл#вный полк ветеранов истреби телей одним из первых полков флотской авиации удостоился гвардейского звания. 30 мая 1942 года не вернулся из боевого полета учитель севе роморских истребителей — рус ский богатырь Борис Феоктисто вич СафоКов. Большое горе пере жили в тот день североморские летчики. Среди них не стало то го, кто учил их бцть немцев, кто своими подвигами прославил североморскую авиацию, кто был таким близким и родным. О бессмертном _ героическом подайте Бориса Сафонова вскоре узнала вся Отчизна. Советское правительство высоко оценило этот подвиг, присвоив посмертно Сафонову звание дважды Героя Советского Союза. Пять лет нет с нами Бориса Феоктистовича Сафонова. Но все эти годы его имя, как символ победы^ живет в наших серд цах. Вдохновленные его героиче скими делами, североморские летчики беспощадно громили ненавистного врага на суше, в воздухе и на море, добили нем цев на Севере и встретили ра достный праздник полной победой над врагом. Достойные преемни ки сафоновских боевых тради ций—североморские истребители в «ирных условиях изо дня в день совершенствуют свое боевое мастерство, надежно стоят на страже северных рубежей со ветской Родины. Капитан Н. ДУБИНИН. Летчик-новатор Для Сафонова не было препятствий в достижении постав, лепной цели. Оп никогда не считался с отдыхам, мужественно преодолевая трудности боевой жизни. Сафонов полностью отдавался делу борьбы с врагом, был требователен с себе и к своим под- чинепным. Сафонов непрерывно учился сам ж настойчиво учил сшовх летчиков, был высокодпсциплинировавным и этогэ же тре бовал от летчиков. Сафонов не любил косности в тактике ведения воздушного боя. Он был новатором. Когда началась Отечественная война, немцы па Севере имели численное превосходство в самолетах. Между летчиками пошел разговор, что на встречных вурсах драться с «Ме*110» без» реаультатно, потому что на нем установлено впереди летчика бронестекло. Сафонов стал эалшматФя расчетами, в какой степени это стекло может предохранить летчика. Он привлек к этим рас четам инженера по вооружению, который произвел полный анализ пробиваемости стекла и провал «занятие с летчиками. Оказалось, что бронестекло предохраняет летчика, по не во всех случаях. Чтобы доказать это, Сафонов послал летчиков Еу* хар.нко и Сипева яа самолете на одно из озер, где лежал' сбитый «Ме-110», чтобы снять с него бронестекло. При испытании бро нестекла летчики наглядно убедились, что оно пробивается на дистаищии 100 метров под углом 10— 15 градусов. Мне 'вспоминается случай, когда (в одпп из первых б-оега Сафонову не удалось сбить «Юшщ>с- 88 ». Прилетев, он рассказал, что был на -малой дистанции (и разрывы были шидны в фюэелвже, а «Юнкере» все-таки ушел. После этого улучая Сафоиоа швял описание «Юнкерса» и внимательно стал изучать, где, кав и какая броня установлена на самолете, что предохраняет летчика. Кроме того, техники ему принесли бронеспинки со сбитых еа'мметов противника, и Сафонов лично испытывал их, стреляя с разных дистанций, под разным углами. В результате Сафонов пришел к выводу, что «Юнкерса» легче сбить, поразив сначала стрелка, а потом стрелять по моторам ибензобакам. Сафонов пришел к выводу, что пуля, проходя через ряд перегородок и доходя до бронеспинки, значительно теряет силу. Так учился Сафонов, так, на конкретных примерах учил он датчиков. Установлено, что Сафонов является основоположником тактики (ведения воздушных боев на Север1, что его приемы использовались в период войны и используются сейчас, в мирных условиях, для обучения молодых летчиков. Как могло случиться что Сафонов на самолетах, уступающих в тактическом отношении немецким, в первый период войны, за сравнительно короткий срок, добился таких побед над врагом, что прославил свое имя яе толнко на Северном флоте, по и по всей нашей Родине? Эти успехи стоили Сафонову больших трудов не только с точки зрения напряжения физических сил* (Сафонов делал по 5 — 6 боевых вылетов в сутки), но и с точки зрения самостоятельной учебы. Когда Сафонов практически убедился, что дошагь «Юнкерс- 88 » невозможно, а можно только преследовать при перехвате противника, он тщательно изучал 'маршруты подхода немцев к нашим об’ектам, наносил на карпу эти маршруты я делал расчеты. Если самолеты противника будут отходить в одном ваираш)ении, то с какой точки и в каком месте можно перехва тывать их, где можно заранее встретить противника. Этими расчетами он пользовался в полетах. В первые дни войны, когда самолеты противника избрала тактику вапесения ударов но нашему аэродрому с заходом с севе ро-сашгада я уходом после пикирования на малой высоте полета ва северо-восток с последующим выходом в jsope, Сафонов на' .основании произведенного расчета сделал вывод, что самолетам, взлетавшим с шозданием для отражения атака 'Противника на подходе к аэродрому, выгоднее сразу уходить наперехват в район, Где вражеские -самолеты проходят на низких высотах, благодаря чему советские истребители, маскируясь на фоне солок <и пролетая между ними, могут атаковывать противника, оставаясь незамечен^ ными. Это положение вполне оправдалось жизнью, и нашими лег чеками именно в этом районе было сбито больше десятка само летов противника. Необходим» отметить, что некоторые наши летчики иногда недооценивают в процессе боевой подготовки значения пристрел ки •оружия. Борис Феоктистович Сафонов, бмучи командиром Ча сти, никогда не передоверял техникам пристрелку оружия своего самолета, а в тех случаях, когда пристрелка производилась без вето, юн все же находил время и проверяя пристрелку фактиче ской стрельбой по мишени. < Приведенные факты говорит нам о том, что Борис Фооктпсто- вич Сафонов постоянно стремился1- совершенствовать свое мастер ство, искать повое на основе опыта. «Воевать яе числом, а уме яием», — таков был девиз Сафонова. Нашим молодым летчикам нужно очень многому и напря женно 'учиться, чтобы быть похожими на Сафонова. Чтобы быть настоящим летчиком-истребителом, необходимо воспитывать в себе (качества, которыми обладал Сафонов. Среди этих качеств главное—горячая любовь к своей Родине, к своему народу, велнжишу Сталнцу. Майор П. РЕДКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz