На страже Заполярья. 1947 год. Май.

21 мая 1947 г., К 122 (281S) И З Б О Е В О Г О О П Ы Т А Воздушная разведка дорог Большинство дорог и» вашем вввернам тваяре проходит над беэорисигирной местностью, сре“ дн гояш сопок и болот. Поэтому Е.ря «мгетах на разведку сухо" «утлых коммуникаций против­ ника усложнялась ориентщювка то местности, особенно щ в *авн>" них полетах на разведку дорог. На папюм театре противни* имел большое количество постов ВНОС, локатарных установок, целую сеть малокалиберных и крупнокалибзрных батарей перед целями. Вояыпе ®cesro быта опас* ва приаэродромнан сеть отоевых точек противника , назначение* ■которой было защита аэродромов и сухопутных коммуникаций. В ряде мест маршрут разведчика проходил между аэродромами, расположенными друг от друга в 40 километрах. Для акрытаоютж и безопаонюкя® подход* к ц е л е е , обходимо было грамотно выби­ рать профиль шмгета. Чтобы скрытно подойти к целя, мало обойти крупные населенные пункты или посты ВНОС. Луч­ шей мерой противодействия обна­ ружению локаторными уставов* каш противника служил бронь щйй полет, умело выполняющий" ся над гористой местностью. Профиль полета над целью (доро гаага) зашясит от состояния погоды в -данном районе. Как шжазал опыт, лучшей доя безо­ пасности полета я .просмотре дорог была малая высота. В сл осиных метеоусловиях, когда облачность закрывал» сопки, полет выполнимся за облаками. Наивыгоднейшей .высотой для производства разведки дорог яв­ ляются небольшие высоты. При наличия солнечной погоды еле" дует удалиться от дорог в споро, ну солица. Небольшая высота и удаление позволяют хорошо просматривать идущие по ' д <г рогам колонны войск и а®, тосюшич, сбозы и обешечйЬают внезапность появления над про- тивннком, а также и безопас­ ность полета, благодаря гористо­ му характеру местностя. В своем большинстве дороги на Севере проходят в ущельях, среди солок. Для ш ш ю про­ смотра .их требуется непосредст­ венный полет над целью. Колон” ны автомашин и даже отделшые автомашины ва дорогах легко обнаруживаются на значитель­ ном удалении. Направление их движения определяется на близ­ ком расстоянии по силуэту авто” машин пли пыли от них. На боигее далеких расстояниях нужно выбрать ориентир и опре­ делить движение автомашин от '1 носительно него. Определять ха­ рактер трува »» автамашишх трудно даже с бреющего полета, так как большинство военных v,ангин—крытые. Определение гаражей и загаравочных площа* Л-ок. на дорогах, .проходящих по голвдм сопкам, не представляет трудностей. Гаражи и заправочные пло­ щадки на дорогах, проходящих в лесу, обнаруживаются весьма трудно из-за маскщювкя их естег ственнымя срсцствамм. Просдат- рнвать их удается лань под уг­ лами, близкими к вертикальным. Демаскирующие признаки гаража я заправочной площадки — ско­ пления автомашин (даже не У на­ селенного пункта), расширение дороги у отдельных зданий. Обыч- во гаражи имели противовоздуш­ ную «борону в виде мелких зе- янтаеПнулвметных точек (круп­ ные гаражи — до двух батарей 76-мм. врудкй). Зачастую ops полете над скоплением машш экипаж рае* ведчика подвергался неожиданно­ му вушечно-пунеметвому обстре­ лу, им давало основание су­ дить о местонахождении гаража противника. Проходящие по доро­ гам «повы е и штабные маши” ны, ори наличие у разведчика времеда, обычно расстрелива­ лись. Ток, вацрнмер, летчики Калейншвов, Воробьев, Аминев и Леонов имели на своем счету по 5—6 уничтоженных, только лег­ ковых в штабных мотпи. Штурмовка иш ем и и , прохо­ дящих вблизи населенных пунк­ тов, дм рц к И ш ы опасна. За* частую он бывал обстрелян зе­ нитной артиллерией. Так было осенью 1944 года с экипажем капитана Воробьева, который вел разведку дорог и решил цроштур" мювать машины, цреходящве у населенного пункта К. Самолет Воробьева был внезапно обстре­ лян пуле*етны* огнем и имц повреждения. При всех случаях неожиданного обстрела невинной артиллерией самюлеграоведчик, находясь ва Высоте 300—400 метров, может резво перейти на бреющую высоту, маневрируя по иурсу. При наличии низкой облачно­ сти уход в облака нецелесообра" зеп: гористый характер местно­ сти делает полет в облаках опас” пьем . Дороги, проходящие по равнинной местности, лучше все­ го разведывались периодически* пересечением их «змейкой». Придорожные населенные пункты при разведке дорог щюсмапрИва" лись с высоты бреющего по­ лот . Колонны войск, проходящие по дороге, обнаруживаются леГ ко, необходимо просматривать я обочины дорог, ибо войска пе­ редвигаются в целях маскировки именно по обочинам. Направле­ ние движения колонны опреде­ лить трудно. Как правило, в та­ ких случаях противник высыла­ ет дозоры. Они предупреждают войска, которые сразу же изме­ няют направление движения, стремясь обмануть разведчика. В этом случав самолетуразведчиьу следует вначале пройти стороной прямым курсом (будто им ничего не обнаружено), а затем через 20—30 минут вернуться и по­ стараться определить, в какую сторону противник продвинулся. Если вместе с колоннами войск следуют обозы, которые ва малый промежуток времени гаюходшт незначител!ьное расстояние, — направление их движения опреде­ ляется но вацдолению движения колонны. Войска на отдыхе (как это было во время операции у дороги к Танафворцу) легко опознаются по множеству дыхов от костров н кухонь. Обычно они распола­ гаются у естественных водоемов. При внезапном появлении над противником разведчики, как правило, обстреливали его с од­ ной первой атаки. Последующие заходы невыгоден, так как ко­ лонны войск раосредотачиваются я оказывают сильное противо­ действие оружейно-пулеметным огнем. При выходе из атаки стрелки на самолете также дава­ ли несколько коротких очередей. Разведчики Леонов и Аминев, нацрвмер, в один день произво­ дившие разведку дорог, уничто­ жили около ста солдат противни­ ка. Однако этим ие следует увле­ каться, боезапас необходимо экономить на случай возможных атак с воздуха. Скопление войск и техники противника должно быть зафиксировано фотоаппара­ тами. ч Некоторые участки дорог, про­ ходящие в лесистой местности, противник прикрывал маскиро­ вочными сетями. В этих случаях дорога просматривалась с брею­ щей высоты. Участки дорог, проходящие среди голых сопок, немцы обставляли досками, сэ всех сторон (дорога Раннефиорд— Гястранд). Участки эти были длиной 20— 25 километров. P a r ведать их можно было толькч на выходлх, т.е. в местах начала маскировочных укрытий, про­ сматривая входящие и выходя­ щие автомашины, колонны войск п прочее. Возвращаться с задания по прежнему маршруту над дорогой (для более тщательного просмот­ ра ее) нецелесообразно, так как противник может навести ва раз­ ведчика своих истребителей. _ .. I При выполнении задания на разведку дорог летчик должен обладать хорошей техникой пило­ тирования, уметь пилотировать стмолег На бреющем полете, ве­ сти ориентировку над малоори- ентнрвой местностью, энать тактику наземных войск и мас­ кировочных средств противни­ ка. Полет на разведку без наличия отличной связи с землей немы­ слим. О всех крупных скопле­ ниях войск и техники' противни­ ка и о всех изменениях на разве­ дываемом участке экипаж не­ медленно обязал доносить no ра­ дию. В остальных случаях раз” ведчик должен сохранить полное радиомолчание. Радиограмма о возвращении после выполнения задания дает­ ся разведчиком тогда, когда поза” ди оставались опасные районы, встречи с истребителями против" ника. Все остальные данные лет” чяк-разведчик доносит комащова” яию после посадки. Лейтенант В. ЛОССОВСНИЙ КРЕПИТЬ ДИСЦИПЛИНУ- ДОЛГ КАЖДОГО КОММУНИСТА НА Па судоремонтных предприя­ тиях с польшим нод’емом тру­ дятся передовые рабочие, доби- вяяюь увеличения производи­ тельности труда. Бригада т. Бе­ дова. получив заказ произвести РЕМОНТЕ КОРАБЛЕЙ сборку паросекций и коллекто­ ров для корабля, успешно спра­ вилась с работой, закончив вы­ полнение заказа на два два раньше срока. Выполняя заказ, коллектив бригады т. Русок ежедневно в два раза и более перевыполняет дневные нормы. Старшина 1 статьи М. ДЕШИН. Высокая воинская двеципли- аа — основ* успеха в боевой и политической учебе: Именно по. этому оказание повседневной но- мощи пиоапдовапию в деле ук. решения дисциплины среди лич­ ного состава является первоете. пенной задачей каждой партий­ ной организации. '* Когда к нам прибыли молодые матросы, коммунисты окружили молодых бойцов вниманием, ознакомили их с боевой историей, рассказали об учебе в послевоенный период. По заданию партийного бюро офицещковедгаист Кудрявцев проводи нного бесед с бойцами. На конкретных примерах он по­ казывал, чгго от крепкой диецнп. лины зависит боеспособность частя. Его беседы помогли сол­ датам лучше понять значение воинской дисциплины и с первых же дней службы строго . ооблю. дать воинский оорадок. Не слу­ чайно, что в подразделении лей­ тенанта Кудрявцева почти нет нарушений дмецнвлшы. Большую работу по воспита­ нию личного состава проводят и многие другие члены и каедидд. ты партии. Коммунисты тт. Аяи- сенкюв, Недореэов, Загорский я Матюликин в своих подразделе­ ниях провели беседы на темы: «Воинская дисциплина — осно­ ва боеспособности части», «Кто нарушает ааканы военной жизни, тот подрывает мощь советского государства». Коммунисты тт. Че- пурной и Харламов помогают командирам подразделений в ук. решении дисциплины. Они про­ водят читки отдешывых статей из газет, художественной и воен­ ной литературы. Кандидат ВКП(б) т. Харламов организовал с личным ооста/вом чтение книги А. Фадеева «Молодая гвардия». Бойцы остались довольны и про­ сили его чаще к ним приходить на беседы. Тов. Харламов умеет оказы­ вать влияние на солдат. Когда комсомолец рядсиой Марченко получил взыскание За плохое несение караульной службы, тов. Харламов много с ним беседовал. На комсомольском собрании о Марченко говорили, как о недис­ циплинированном бойце. По со- _____ ______ вегу Харламова Марченко висту- , ,~лвтгчвсьой кдегогаяки еанесен тридцать один человек. В их число коммунисты — старшие ержаиты тт. Трифопов и Кузин, ния уставов, наставлений ж ян* струкций, коммунист Лапекни заботятся ь воспитании ленно­ го состава, умеет побеседовать с солдатами, что называется, по душам. Старательных по службе он поощрит, позаботится, чтобы о них звала вся часть. в воспитании личного состава офицер Л am евин широко исполь­ зует метод общественного воз­ действия. Вопросы о состоянии дисциплины он ставит ва обсуж­ дение общих собраний личного состава, выступает с докладами на сюбранвях партийной л ком­ сомольской организаций, ставит перед н аш задачи, учит своих подчиненных правильно приме­ нять дисциплинарные права. Партийное бюро быстро реаги­ рует яа вое случаи нарушения днецишины- Когда коммунисты сверхсрочники сержанты Баку­ лин а Суровцев нарушили две' цивиину, партийное бюро провело с «ишувистиин . сверхсрочни­ ками собрание с вопросом «Сверхсрочник должен быть са­ мым лучшим специалистом, са­ мым дисциплинированным, соз­ нательным я культурным .вой­ ной». На этом собрании после 1 доклада, сделанного секретарем партийного бюро частя, коммуни­ сты сверхсрочники осудили по­ ступки стих товарищей и обме­ нялись опытом воспитательной работы с солдатами. По поручению партийного бюро коммунист Кольцов сделал для коммунистов младших коман-' диров доклад на теЬву. «Младший командир — непосредственный воспитатель своих подчиненных». Он рассказал о роли и ответст­ венности младших командиров в воспитании своих подчиненных, о той, что высокая требователь­ ность командира должна соче­ таться с глубоким раз’яснением задач, которые поставлены сей­ час перед каждым воинам Совет­ ской Армии \ Авангардная роль коммуни­ стов в политической подготовке благотворно сказалась на итогах инспекторской проверки полити­ ческих занятий — одна треть личного состава получила оценку «отлично», а в целом часть по­ лучила оценку «хорошо». На доску отличников боевой и пил, осудил свою ошиаюу и дал слово серьезнее относиться к учебе, службе, в совершенство освоить специальность. Свое ело- ндаредгаддьцы ^ Богусловец, Бо- во т. Марченко сдержал, ъеигаас —— п -------- v ___ __ ______ ол примерно несет службу. Умело строит свою работу коммуниогофицер Ланскин. Он не оставляет без внимания ма” лейшее отступление от уставного порядка. Требуя твердого зна- черов, Смирнов, Легчиков и мно­ гие другие. Все эти товарищи, добросовестно неся службу, яв­ ляются опорой командира в вое. витании личного состава. \ Младший лейтенант И. КЛЕНИН. Дисциплинарная практика младшего сержанта Клешневэ Младший сержант Клешней прибыл к нам в подразделение летом 1946 года. С первых дней пребывания (в части Клешне® по­ казал себя примерным младшим командиром. Являясь командиром отделения, младший сержант Клешнею требует от своих подчи. не-нных несения Службы соглас­ но уставу и сам показывает при­ мер в этом. Младший сержант Клешней строго следует правилу — поощ рять достойных и наказы­ вать нерадивых. Однажды боец ого отделения Болтунов появился в подразделе, нии не по форме одетым, без ремня, за что полечил от коман­ дира взыскание. Другой богц, Ячмевцов, который добросовестно относится к службе, имеет от своего командира ряд Поощрений. Такова дисциплинарная практн. ка младшего сержанта Жлелшева, В. ШКАПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz