На страже Заполярья. 1947 год. Май.
21 мая 1947 г., К 122 (281S) И З Б О Е В О Г О О П Ы Т А Воздушная разведка дорог Большинство дорог и» вашем вввернам тваяре проходит над беэорисигирной местностью, сре“ дн гояш сопок и болот. Поэтому Е.ря «мгетах на разведку сухо" «утлых коммуникаций против ника усложнялась ориентщювка то местности, особенно щ в *авн>" них полетах на разведку дорог. На папюм театре противни* имел большое количество постов ВНОС, локатарных установок, целую сеть малокалиберных и крупнокалибзрных батарей перед целями. Вояыпе ®cesro быта опас* ва приаэродромнан сеть отоевых точек противника , назначение* ■которой было защита аэродромов и сухопутных коммуникаций. В ряде мест маршрут разведчика проходил между аэродромами, расположенными друг от друга в 40 километрах. Для акрытаоютж и безопаонюкя® подход* к ц е л е е , обходимо было грамотно выби рать профиль шмгета. Чтобы скрытно подойти к целя, мало обойти крупные населенные пункты или посты ВНОС. Луч шей мерой противодействия обна ружению локаторными уставов* каш противника служил бронь щйй полет, умело выполняющий" ся над гористой местностью. Профиль полета над целью (доро гаага) зашясит от состояния погоды в -данном районе. Как шжазал опыт, лучшей доя безо пасности полета я .просмотре дорог была малая высота. В сл осиных метеоусловиях, когда облачность закрывал» сопки, полет выполнимся за облаками. Наивыгоднейшей .высотой для производства разведки дорог яв ляются небольшие высоты. При наличия солнечной погоды еле" дует удалиться от дорог в споро, ну солица. Небольшая высота и удаление позволяют хорошо просматривать идущие по ' д <г рогам колонны войск и а®, тосюшич, сбозы и обешечйЬают внезапность появления над про- тивннком, а также и безопас ность полета, благодаря гористо му характеру местностя. В своем большинстве дороги на Севере проходят в ущельях, среди солок. Для ш ш ю про смотра .их требуется непосредст венный полет над целью. Колон” ны автомашин и даже отделшые автомашины ва дорогах легко обнаруживаются на значитель ном удалении. Направление их движения определяется на близ ком расстоянии по силуэту авто” машин пли пыли от них. На боигее далеких расстояниях нужно выбрать ориентир и опре делить движение автомашин от '1 носительно него. Определять ха рактер трува »» автамашишх трудно даже с бреющего полета, так как большинство военных v,ангин—крытые. Определение гаражей и загаравочных площа* Л-ок. на дорогах, .проходящих по голвдм сопкам, не представляет трудностей. Гаражи и заправочные пло щадки на дорогах, проходящих в лесу, обнаруживаются весьма трудно из-за маскщювкя их естег ственнымя срсцствамм. Просдат- рнвать их удается лань под уг лами, близкими к вертикальным. Демаскирующие признаки гаража я заправочной площадки — ско пления автомашин (даже не У на селенного пункта), расширение дороги у отдельных зданий. Обыч- во гаражи имели противовоздуш ную «борону в виде мелких зе- янтаеПнулвметных точек (круп ные гаражи — до двух батарей 76-мм. врудкй). Зачастую ops полете над скоплением машш экипаж рае* ведчика подвергался неожиданно му вушечно-пунеметвому обстре лу, им давало основание су дить о местонахождении гаража противника. Проходящие по доро гам «повы е и штабные маши” ны, ори наличие у разведчика времеда, обычно расстрелива лись. Ток, вацрнмер, летчики Калейншвов, Воробьев, Аминев и Леонов имели на своем счету по 5—6 уничтоженных, только лег ковых в штабных мотпи. Штурмовка иш ем и и , прохо дящих вблизи населенных пунк тов, дм рц к И ш ы опасна. За* частую он бывал обстрелян зе нитной артиллерией. Так было осенью 1944 года с экипажем капитана Воробьева, который вел разведку дорог и решил цроштур" мювать машины, цреходящве у населенного пункта К. Самолет Воробьева был внезапно обстре лян пуле*етны* огнем и имц повреждения. При всех случаях неожиданного обстрела невинной артиллерией самюлеграоведчик, находясь ва Высоте 300—400 метров, может резво перейти на бреющую высоту, маневрируя по иурсу. При наличии низкой облачно сти уход в облака нецелесообра" зеп: гористый характер местно сти делает полет в облаках опас” пьем . Дороги, проходящие по равнинной местности, лучше все го разведывались периодически* пересечением их «змейкой». Придорожные населенные пункты при разведке дорог щюсмапрИва" лись с высоты бреющего по лот . Колонны войск, проходящие по дороге, обнаруживаются леГ ко, необходимо просматривать я обочины дорог, ибо войска пе редвигаются в целях маскировки именно по обочинам. Направле ние движения колонны опреде лить трудно. Как правило, в та ких случаях противник высыла ет дозоры. Они предупреждают войска, которые сразу же изме няют направление движения, стремясь обмануть разведчика. В этом случав самолетуразведчиьу следует вначале пройти стороной прямым курсом (будто им ничего не обнаружено), а затем через 20—30 минут вернуться и по стараться определить, в какую сторону противник продвинулся. Если вместе с колоннами войск следуют обозы, которые ва малый промежуток времени гаюходшт незначител!ьное расстояние, — направление их движения опреде ляется но вацдолению движения колонны. Войска на отдыхе (как это было во время операции у дороги к Танафворцу) легко опознаются по множеству дыхов от костров н кухонь. Обычно они распола гаются у естественных водоемов. При внезапном появлении над противником разведчики, как правило, обстреливали его с од ной первой атаки. Последующие заходы невыгоден, так как ко лонны войск раосредотачиваются я оказывают сильное противо действие оружейно-пулеметным огнем. При выходе из атаки стрелки на самолете также дава ли несколько коротких очередей. Разведчики Леонов и Аминев, нацрвмер, в один день произво дившие разведку дорог, уничто жили около ста солдат противни ка. Однако этим ие следует увле каться, боезапас необходимо экономить на случай возможных атак с воздуха. Скопление войск и техники противника должно быть зафиксировано фотоаппара тами. ч Некоторые участки дорог, про ходящие в лесистой местности, противник прикрывал маскиро вочными сетями. В этих случаях дорога просматривалась с брею щей высоты. Участки дорог, проходящие среди голых сопок, немцы обставляли досками, сэ всех сторон (дорога Раннефиорд— Гястранд). Участки эти были длиной 20— 25 километров. P a r ведать их можно было толькч на выходлх, т.е. в местах начала маскировочных укрытий, про сматривая входящие и выходя щие автомашины, колонны войск п прочее. Возвращаться с задания по прежнему маршруту над дорогой (для более тщательного просмот ра ее) нецелесообразно, так как противник может навести ва раз ведчика своих истребителей. _ .. I При выполнении задания на разведку дорог летчик должен обладать хорошей техникой пило тирования, уметь пилотировать стмолег На бреющем полете, ве сти ориентировку над малоори- ентнрвой местностью, энать тактику наземных войск и мас кировочных средств противни ка. Полет на разведку без наличия отличной связи с землей немы слим. О всех крупных скопле ниях войск и техники' противни ка и о всех изменениях на разве дываемом участке экипаж не медленно обязал доносить no ра дию. В остальных случаях раз” ведчик должен сохранить полное радиомолчание. Радиограмма о возвращении после выполнения задания дает ся разведчиком тогда, когда поза” ди оставались опасные районы, встречи с истребителями против" ника. Все остальные данные лет” чяк-разведчик доносит комащова” яию после посадки. Лейтенант В. ЛОССОВСНИЙ КРЕПИТЬ ДИСЦИПЛИНУ- ДОЛГ КАЖДОГО КОММУНИСТА НА Па судоремонтных предприя тиях с польшим нод’емом тру дятся передовые рабочие, доби- вяяюь увеличения производи тельности труда. Бригада т. Бе дова. получив заказ произвести РЕМОНТЕ КОРАБЛЕЙ сборку паросекций и коллекто ров для корабля, успешно спра вилась с работой, закончив вы полнение заказа на два два раньше срока. Выполняя заказ, коллектив бригады т. Русок ежедневно в два раза и более перевыполняет дневные нормы. Старшина 1 статьи М. ДЕШИН. Высокая воинская двеципли- аа — основ* успеха в боевой и политической учебе: Именно по. этому оказание повседневной но- мощи пиоапдовапию в деле ук. решения дисциплины среди лич ного состава является первоете. пенной задачей каждой партий ной организации. '* Когда к нам прибыли молодые матросы, коммунисты окружили молодых бойцов вниманием, ознакомили их с боевой историей, рассказали об учебе в послевоенный период. По заданию партийного бюро офицещковедгаист Кудрявцев проводи нного бесед с бойцами. На конкретных примерах он по казывал, чгго от крепкой диецнп. лины зависит боеспособность частя. Его беседы помогли сол датам лучше понять значение воинской дисциплины и с первых же дней службы строго . ооблю. дать воинский оорадок. Не слу чайно, что в подразделении лей тенанта Кудрявцева почти нет нарушений дмецнвлшы. Большую работу по воспита нию личного состава проводят и многие другие члены и каедидд. ты партии. Коммунисты тт. Аяи- сенкюв, Недореэов, Загорский я Матюликин в своих подразделе ниях провели беседы на темы: «Воинская дисциплина — осно ва боеспособности части», «Кто нарушает ааканы военной жизни, тот подрывает мощь советского государства». Коммунисты тт. Че- пурной и Харламов помогают командирам подразделений в ук. решении дисциплины. Они про водят читки отдешывых статей из газет, художественной и воен ной литературы. Кандидат ВКП(б) т. Харламов организовал с личным ооста/вом чтение книги А. Фадеева «Молодая гвардия». Бойцы остались довольны и про сили его чаще к ним приходить на беседы. Тов. Харламов умеет оказы вать влияние на солдат. Когда комсомолец рядсиой Марченко получил взыскание За плохое несение караульной службы, тов. Харламов много с ним беседовал. На комсомольском собрании о Марченко говорили, как о недис циплинированном бойце. По со- _____ ______ вегу Харламова Марченко висту- , ,~лвтгчвсьой кдегогаяки еанесен тридцать один человек. В их число коммунисты — старшие ержаиты тт. Трифопов и Кузин, ния уставов, наставлений ж ян* струкций, коммунист Лапекни заботятся ь воспитании ленно го состава, умеет побеседовать с солдатами, что называется, по душам. Старательных по службе он поощрит, позаботится, чтобы о них звала вся часть. в воспитании личного состава офицер Л am евин широко исполь зует метод общественного воз действия. Вопросы о состоянии дисциплины он ставит ва обсуж дение общих собраний личного состава, выступает с докладами на сюбранвях партийной л ком сомольской организаций, ставит перед н аш задачи, учит своих подчиненных правильно приме нять дисциплинарные права. Партийное бюро быстро реаги рует яа вое случаи нарушения днецишины- Когда коммунисты сверхсрочники сержанты Баку лин а Суровцев нарушили две' цивиину, партийное бюро провело с «ишувистиин . сверхсрочни ками собрание с вопросом «Сверхсрочник должен быть са мым лучшим специалистом, са мым дисциплинированным, соз нательным я культурным .вой ной». На этом собрании после 1 доклада, сделанного секретарем партийного бюро частя, коммуни сты сверхсрочники осудили по ступки стих товарищей и обме нялись опытом воспитательной работы с солдатами. По поручению партийного бюро коммунист Кольцов сделал для коммунистов младших коман-' диров доклад на теЬву. «Младший командир — непосредственный воспитатель своих подчиненных». Он рассказал о роли и ответст венности младших командиров в воспитании своих подчиненных, о той, что высокая требователь ность командира должна соче таться с глубоким раз’яснением задач, которые поставлены сей час перед каждым воинам Совет ской Армии \ Авангардная роль коммуни стов в политической подготовке благотворно сказалась на итогах инспекторской проверки полити ческих занятий — одна треть личного состава получила оценку «отлично», а в целом часть по лучила оценку «хорошо». На доску отличников боевой и пил, осудил свою ошиаюу и дал слово серьезнее относиться к учебе, службе, в совершенство освоить специальность. Свое ело- ндаредгаддьцы ^ Богусловец, Бо- во т. Марченко сдержал, ъеигаас —— п -------- v ___ __ ______ ол примерно несет службу. Умело строит свою работу коммуниогофицер Ланскин. Он не оставляет без внимания ма” лейшее отступление от уставного порядка. Требуя твердого зна- черов, Смирнов, Легчиков и мно гие другие. Все эти товарищи, добросовестно неся службу, яв ляются опорой командира в вое. витании личного состава. \ Младший лейтенант И. КЛЕНИН. Дисциплинарная практика младшего сержанта Клешневэ Младший сержант Клешней прибыл к нам в подразделение летом 1946 года. С первых дней пребывания (в части Клешне® по казал себя примерным младшим командиром. Являясь командиром отделения, младший сержант Клешнею требует от своих подчи. не-нных несения Службы соглас но уставу и сам показывает при мер в этом. Младший сержант Клешней строго следует правилу — поощ рять достойных и наказы вать нерадивых. Однажды боец ого отделения Болтунов появился в подразделе, нии не по форме одетым, без ремня, за что полечил от коман дира взыскание. Другой богц, Ячмевцов, который добросовестно относится к службе, имеет от своего командира ряд Поощрений. Такова дисциплинарная практн. ка младшего сержанта Жлелшева, В. ШКАПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz