На страже Заполярья. 1947 год. Май.

В А С Т Р АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я 27 мм W 7 г. , № Щ ( Mt t ) , Подготовка кпоходу акустических средств наблюдения Известно, какую огромную роль играют гидроакустические средства наблюдения на подвод* teoS лодке. При нахождении пад- лодки под водой, акустик являет­ ся ушами и, до некоторой сте­ пени глазами корабля. Во врем Великой Отечественной дойны с ; помощью акустики обнаружива­ лись' вражеские корабли. Если хорошо работай в поао- , де акустики, то корабль, как ^ правило, возвращался в базу с победными выстрелами. Для то­ го, чтобы хорошо работала аку­ стическая аппаратура в походе, ее необходимо хорошо подгото­ вить в бабе. Как правило, перед походом акустик должен вместе с боцманом проверить вею над­ стройку так, чтобы в ней ве осталось посторонних предметов, чтобы все лючки и листы палу­ бы были натлухо закреплены и прп погружении лодки в над­ стройке ничего яе стучало и не гремело. Если в надстройке останется незакрепленным какой" либо лючок, или лист, или просто посторонний предает, то при движении лодка под водой он будет создавать стук или шум, который будет сильно ме­ шать при! прослушивании в де­ маскировать корабль. После осмотра' надстройки акустик должен проверить -со­ стояние аппаратуры и ее работу, запасти и приготовить' расход­ ный материал — ветошь, бен­ зин, вазелин, предохранители и т. п. Основное, за чем должен сле­ дить акустик в походе, это — 5а чистотой коллелторной пли­ ты компенсатора и чистотой кол­ лектора умформера. Если загряз­ нится коллекторная плита ком­ пенсатора. то при вращении ручки компенсатора в ту идя другую сторону в телефонах бу­ дет слышен треск и шорох. Для устранения этого шороха следует вскрыть компенсатор, прочит стить коллекторную плиту и щеточки, скользящие по ней, спиртом и смазать легчайшим слоем химически чистого вазе­ лина. При 'загрязнении коллектора умформера! в телефонах будет слышеп постоянный треск, кото­ рый заглушит все Остальные шумы. В втом случае необ***** мо прочистит, коллектор умфор­ мера мелкой стеклянной шкур­ кой, Протереть чистой ветошью я проверить, хюрошо ли притер" ты щетки. В одном из боевых походо?. подводная лодка пришла ва по­ зицию к берегам противника. Была «открыта акустическая ванта. Примерно через два часа, после открытия вахты акустик услышал в телефонах легкое ши­ пение, которое он привял за корабли противника. Прослушав весь горизонт, он убедился, что шум этот не пеленгуется, т. е. слышен по всему горизонту одинаково, и быстро усиливает­ ся. Черев 10 — 15 минут аку­ стику стало ясно, .что шум вой- ник из-за неисправности уста­ новки, так как к этому времени в телефона®, кроме постоянного гудения и треска, ничего не было слыпгво. Акустик спросил разрешение закрыть вахту для устранения неисправности. Раз­ решение было получено, но где же искать повреждение? Проверив усилитель, компен­ сатор, выпрямитель, акустик неисправности не обнаружил. Тогда он решил проверит, ум* формер. Когда он вскрыл умфор­ мер, то обнаружил, что кодлекг тор полностью обгорел. Окаьалось, что перед походом аппаратура была’ осмотрена поверхностно, невнимательно. __ ' Пришлось Снимать умформер и чистить коллектор, притирать ноты© щетки. Эта работа заняла мното времени, и корабль, есте­ ственно, был лишен ^приборов подводного наблюдений. Этот случай говорит о том, что аппа­ ратуру необходимо тщательно проверять в базе. Сейчас молодым акустикам необходимо изучать опыт ухода, сбережения и эксплоатации меха- низяюв, который был приобретен в годы Великой Отечественной войны, использовать каждый учебный выход в море для под" готовки себя к боевым делам. Главный старшина И. КРУГЛОВ. В о б с т ан о вк е , приближенной к б о ев ой Артиллеристы сдают курсовую задачу Артиллеристам капитана Пав­ лова предстояло сдать очеред. ную групповую задачу в слож" ных усяовияя ведения боя с морским противником. Подготов­ ке этой задачи была посвящена вся деятельность личного соста­ ва: отрабатывались одиночные действия бойца, отделения и подразделения в целом. Условия тренировок и учений с каждым днем все усложнялись. • Заключительным этапом под­ готовки к сдаче задачи явилось учение с участием посредников. Сложность этого учения заключа­ лась в том, что надо бьш про. вести бой с морским протввииг ком ттрл одновременном отраже­ нии налета авиации. К зачетному учению был хо­ рошо продуман п составлен плата, были предусмотрены выносные корректировочные в наблюда­ тельные посты. Такая подготовка к зачетно­ му учению предопределила ус­ пешность сдачи курсовой Задачи артиллеристами. Капитан Павлов об’явил бое" вую тревогу. Все пришло в два. жение. Четко поступают доклаг ды на командный пункт. В par боте отличается личный состав боевого взвода лейтенанта Кня­ зева. ЗДесь нет никаких услаа. ностей. Все номера орудийных расчетов действуют правильно, быстро. Хорошая работа личного состава — результат ежедневных тренировок, проводимых старши­ ной пруппы комендоров сержан­ том Ерепинским и командирами орудий сержантами Юхименко, Гольгшевым и Калининым. Ус­ пешно оправлялись Cv, своими Пршр показывают комунисты я комсомольцы Много предстояло таработать личному составу нашего подраз­ деления но оборудованию жи- лшц к помещений, где хранится боевая техника. Партийная и комсомольская организации энеришчно взялись помогать командиру. Каждый коммунист и комсомолец получил определен­ ную задачу. В короткий срок был улучшен быт личного состава, Обеспечено надежное сохранение материаль­ ной части. Над этим много по­ трудились офицеры гг. Абрамов я Бровченко, старший матрос т. Колоколов и другие. * Когда пришли к нам молодые матросы, мы сразу же присту­ пили к напряженной боевой уче* бе. В результате за короткий период мы сумели подготовить грамотных штатных специали­ стов. Многое из молодых явля­ ются сейчас знатоками своих заведываний. Е. ТЕПЛИЦКИЙ. Летают молодые летчики Утро. Техники, механик! я младшие авиаспециалисты у са­ молетов. Офицеры Карлышев и Сидоров во главе с инженером части т. Новиковым осматривают боевые машины. Плавно покачиваясь, один за | другим (выруливают на старт тя­ желые самолеты. Первым излета­ ет офицер Грицай. За ним офице­ ры ЧЫсенко, Гордеев и другие. Взлет проходит организованно. Несмотря еа плохую погоду, хорошо провезти воздушные стрельбы летчики Гордеев и Мар- тынов. Следует «Ьметить недостаточ" ную радаодигащшшу отдельный летчиков. Лишняя болтОвия но радио во время полета затрут идет управление самолетами в вовдутае, демаскирует по" лет. Поэтому именно сейчас важ­ но приучить летный Состав в par диодисциплИне. На проведенном после полета раэборе командир подразделения указал летчикам яа отдельные ошибки и дал практические сове­ ты по их устраяевйю. Капитан Д. ПЕТРОВ. обязанностями и пулеметчики сержант Трушкин, младший сер­ жант Шевченко я старший мат­ рос Горобойский. Подготовке к бою посредники дали хорошую оценку. ДаЛ!а вводная: _ обнаружено движение кораблей противника. I f , Дальномерные посты сержанта Труппиша начали измерения диг станции. Заработали приборы. Жерла орудий устремились в мо" ре. — По голодному кораблю... Прицел... Азимут... Онарад... — командует офицер Зябиюв. Четко к слаженно работают в централь­ ном посту все номера под ру­ ководством старшего матроса Горобовского. Исходные данные поступили аа приборы. * Лейтенант Князев командует: «Поставить ва залп...» — Залп! Дается новая вводная. Управ" ляющяй огнем переходит на поражение. Точно выдерживает время дачи ревунов личный со­ став центрального поста. На ' В ягаверпш классах школы Нхосой базы идут весенние экзамены. У всех школьников приподнятое цраад- яичное настроение. Усевшись 8 а парты, учен и и ожидают экзаменационную комиссию. В класс входят председатель комиссии Зоя Михайловна Чес- тикова, член комиосин вера" фима Ивановна Семенова Я руководитель класса Муза Ва­ сильевна Ладыгииа. __ Экзамен по русскому языку начался. К экзаменационному столу подходит ученица Нина Тыдень. На ее лице заметно волнение. Она остановилась возле стоив, на котором были аккуратно разложены билети­ ки е вопросами, смело протя­ нула руку, взяла маленький листочек я отчетливо прочла: «Билет № 35». — Все ли тебе попятно?', — спрашивает девичку пред. седатель экзаменационной ко* миссии Зоя Михайловна Чести* кова. — Все! — решительно отвю- чает школьница, ознакомившись с содержанием билета. Поправив красный пионер-• ский гатстуй, Нива подняла руву в знак того, что она го­ това к опвету, я пошла * доске. Ее подруга Пина. Михайлова внимательно следит за каждым ее движением. В голосе отве­ чающей по билету школьницы звучала уверенность. Четко, без запинки дает она ответы на все вопросы. В списке эк­ заменующихся напротив ее фа­ милии появилась отметка 5. Нина Михайлова и Нина Ты­ день — пионеры. За одной партой они просидели весь учебный год. -Вместе учили строки, памКиаля друг другу, J экзамен часто р выходные дни прово­ д и н щемя н поэтому вполне понятно, что вш сейчас, 6 а экзаменах, волновались Й#г за друга. Серьезная подготовка к экзаменам дала воамоягаостъ обеим получить отличные оценки. К экзаменационному столу подходили Нее новые и новые ученики. Полупив билеты, одни готовились, другое бойко отве­ чали по вопросам грамматики или Читали наизусть стихи А. С. Пушкина, рассказы А. П. Чехова, басни И. А. Кры­ лова—вое, что требовалось по экзаменационным билетам. У школьника Коли Михайлова в экзаменационном билете, стоя­ ло: «Прочесть вапамять Гимн Советского Союза». Он вышел на середину класса и чекаяйо прочитал его. Но ве Только у школьников этот деш. был знаменательным. Оп был знаменател^ым я для руководителя класса Музы Ва­ сильевны Ладыгиной. Она впервые проводила экзамены я также волновалась. Плоды (упорной работы были налицо. Из 25 учеников 8 получили отличные оценки, И хоро­ шие. Отличные оценки получи­ ли Вили Гладченко, Люся Федина, Боря Панченко и доушие. Не отставали от учеников четвертого класса «А» я ре­ бята Четвертого класса «Б». Из них многие получили от­ личные оценки, как, пнаример, Лариса Левина, Эрнест Белан, Карина Зось, Виктор Рыбаков, Юрий Захаров, Виктор Семаш­ ко и другие. Сегодня школьнйви четвер­ тых классов сдают экзамены по арифметике. Пожелаем им новых успехов! Лейтенант К. РУДЕНКО. По следам наших выступлений „Факир из детского сада" 'Под таким заголовком в газете «На строже Заполярья» № 83 был жшещен маленький (Ьел\>егон старшего лейтенанта' В .' Kyrfia. Кагнтн Кобцев сообщил редж» циж «Факты, излаженные b фель­ етоне, при проверке подтвершэ» лись. В результате незаконных действий завещающая детсадом орудиях посредники дают одну за другой вводные по выходу из строя материальной части, от­ дельных номеров огневого расче* та. — Самолеты противника, кур* сом на батарею, — поступил доклад наблюдателей. (Воздушная тревога... Средства ПВО пришли в движение. Ар. тиллеристы, не снижая темпа, ведут бой с кораблями «против­ ника». О появлением самолетов обета, новка усложнилась, слышны взрывы бомб, возникли «пожа­ ры». Одев защитную одежду, ар* тиллеристы работают с предель­ ной нагрузкой сил, без суеты, слышны только команды. 'Корабли «противника», не вы­ держав мощного огня артилле­ ристов, начали ставить дымо" вую завесу. На несколько ми­ нут огонь по кораблям прекра­ тился. (1 получением данпых с выносных наблюдательных и корректировочных постов, . ар­ ■рдаадаяка Белозерцева нанесла материальный ущерб госоиарству ч сумме 3867 рублей 84 копейки. За з/*ху(потрвблевая по службе гражщанка Белозерцева от .работы отстранена и привлекается к от» ветстведвоспи с возмещением на­ несенного ею материального ущерба государству». тиллеристы открыли огонь по невидимой цели. Каждая свободная секунда напряженного боя испольЗуетс! для ликвидации повреждений и последствий нападения. Быстро был сделан перепад на запасную линию связи, проложенную зара­ нее старшиной Лялиным. Коман, да пожарников успешно справи­ лась с ликвидацией пожара. Попытка «противника» про­ рваться с моря к обороняемому об’екту при комйинированнол ударе с воздуха' была сорвана меткой стрельбой артиллеристов. Закрывшись дымовой завесой, корабли «противника» скрылись в море. После учения был произведен тщательный разбор. Принимаю­ щий задачу дал хорошую оцен­ ку действиям личного состава, его высокой боевой выучке f натренированнююти. Одновремен­ но была поставлена новая зада-, ча. Майор И. МАНТУЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz