На страже Заполярья. 1947 год. Май.
В А С Т Р АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я 27 мм W 7 г. , № Щ ( Mt t ) , Подготовка кпоходу акустических средств наблюдения Известно, какую огромную роль играют гидроакустические средства наблюдения на подвод* teoS лодке. При нахождении пад- лодки под водой, акустик являет ся ушами и, до некоторой сте пени глазами корабля. Во врем Великой Отечественной дойны с ; помощью акустики обнаружива лись' вражеские корабли. Если хорошо работай в поао- , де акустики, то корабль, как ^ правило, возвращался в базу с победными выстрелами. Для то го, чтобы хорошо работала аку стическая аппаратура в походе, ее необходимо хорошо подгото вить в бабе. Как правило, перед походом акустик должен вместе с боцманом проверить вею над стройку так, чтобы в ней ве осталось посторонних предметов, чтобы все лючки и листы палу бы были натлухо закреплены и прп погружении лодки в над стройке ничего яе стучало и не гремело. Если в надстройке останется незакрепленным какой" либо лючок, или лист, или просто посторонний предает, то при движении лодка под водой он будет создавать стук или шум, который будет сильно ме шать при! прослушивании в де маскировать корабль. После осмотра' надстройки акустик должен проверить -со стояние аппаратуры и ее работу, запасти и приготовить' расход ный материал — ветошь, бен зин, вазелин, предохранители и т. п. Основное, за чем должен сле дить акустик в походе, это — 5а чистотой коллелторной пли ты компенсатора и чистотой кол лектора умформера. Если загряз нится коллекторная плита ком пенсатора. то при вращении ручки компенсатора в ту идя другую сторону в телефонах бу дет слышен треск и шорох. Для устранения этого шороха следует вскрыть компенсатор, прочит стить коллекторную плиту и щеточки, скользящие по ней, спиртом и смазать легчайшим слоем химически чистого вазе лина. При 'загрязнении коллектора умформера! в телефонах будет слышеп постоянный треск, кото рый заглушит все Остальные шумы. В втом случае необ***** мо прочистит, коллектор умфор мера мелкой стеклянной шкур кой, Протереть чистой ветошью я проверить, хюрошо ли притер" ты щетки. В одном из боевых походо?. подводная лодка пришла ва по зицию к берегам противника. Была «открыта акустическая ванта. Примерно через два часа, после открытия вахты акустик услышал в телефонах легкое ши пение, которое он привял за корабли противника. Прослушав весь горизонт, он убедился, что шум этот не пеленгуется, т. е. слышен по всему горизонту одинаково, и быстро усиливает ся. Черев 10 — 15 минут аку стику стало ясно, .что шум вой- ник из-за неисправности уста новки, так как к этому времени в телефона®, кроме постоянного гудения и треска, ничего не было слыпгво. Акустик спросил разрешение закрыть вахту для устранения неисправности. Раз решение было получено, но где же искать повреждение? Проверив усилитель, компен сатор, выпрямитель, акустик неисправности не обнаружил. Тогда он решил проверит, ум* формер. Когда он вскрыл умфор мер, то обнаружил, что кодлекг тор полностью обгорел. Окаьалось, что перед походом аппаратура была’ осмотрена поверхностно, невнимательно. __ ' Пришлось Снимать умформер и чистить коллектор, притирать ноты© щетки. Эта работа заняла мното времени, и корабль, есте ственно, был лишен ^приборов подводного наблюдений. Этот случай говорит о том, что аппа ратуру необходимо тщательно проверять в базе. Сейчас молодым акустикам необходимо изучать опыт ухода, сбережения и эксплоатации меха- низяюв, который был приобретен в годы Великой Отечественной войны, использовать каждый учебный выход в море для под" готовки себя к боевым делам. Главный старшина И. КРУГЛОВ. В о б с т ан о вк е , приближенной к б о ев ой Артиллеристы сдают курсовую задачу Артиллеристам капитана Пав лова предстояло сдать очеред. ную групповую задачу в слож" ных усяовияя ведения боя с морским противником. Подготов ке этой задачи была посвящена вся деятельность личного соста ва: отрабатывались одиночные действия бойца, отделения и подразделения в целом. Условия тренировок и учений с каждым днем все усложнялись. • Заключительным этапом под готовки к сдаче задачи явилось учение с участием посредников. Сложность этого учения заключа лась в том, что надо бьш про. вести бой с морским протввииг ком ттрл одновременном отраже нии налета авиации. К зачетному учению был хо рошо продуман п составлен плата, были предусмотрены выносные корректировочные в наблюда тельные посты. Такая подготовка к зачетно му учению предопределила ус пешность сдачи курсовой Задачи артиллеристами. Капитан Павлов об’явил бое" вую тревогу. Все пришло в два. жение. Четко поступают доклаг ды на командный пункт. В par боте отличается личный состав боевого взвода лейтенанта Кня зева. ЗДесь нет никаких услаа. ностей. Все номера орудийных расчетов действуют правильно, быстро. Хорошая работа личного состава — результат ежедневных тренировок, проводимых старши ной пруппы комендоров сержан том Ерепинским и командирами орудий сержантами Юхименко, Гольгшевым и Калининым. Ус пешно оправлялись Cv, своими Пршр показывают комунисты я комсомольцы Много предстояло таработать личному составу нашего подраз деления но оборудованию жи- лшц к помещений, где хранится боевая техника. Партийная и комсомольская организации энеришчно взялись помогать командиру. Каждый коммунист и комсомолец получил определен ную задачу. В короткий срок был улучшен быт личного состава, Обеспечено надежное сохранение материаль ной части. Над этим много по трудились офицеры гг. Абрамов я Бровченко, старший матрос т. Колоколов и другие. * Когда пришли к нам молодые матросы, мы сразу же присту пили к напряженной боевой уче* бе. В результате за короткий период мы сумели подготовить грамотных штатных специали стов. Многое из молодых явля ются сейчас знатоками своих заведываний. Е. ТЕПЛИЦКИЙ. Летают молодые летчики Утро. Техники, механик! я младшие авиаспециалисты у са молетов. Офицеры Карлышев и Сидоров во главе с инженером части т. Новиковым осматривают боевые машины. Плавно покачиваясь, один за | другим (выруливают на старт тя желые самолеты. Первым излета ет офицер Грицай. За ним офице ры ЧЫсенко, Гордеев и другие. Взлет проходит организованно. Несмотря еа плохую погоду, хорошо провезти воздушные стрельбы летчики Гордеев и Мар- тынов. Следует «Ьметить недостаточ" ную радаодигащшшу отдельный летчиков. Лишняя болтОвия но радио во время полета затрут идет управление самолетами в вовдутае, демаскирует по" лет. Поэтому именно сейчас важ но приучить летный Состав в par диодисциплИне. На проведенном после полета раэборе командир подразделения указал летчикам яа отдельные ошибки и дал практические сове ты по их устраяевйю. Капитан Д. ПЕТРОВ. обязанностями и пулеметчики сержант Трушкин, младший сер жант Шевченко я старший мат рос Горобойский. Подготовке к бою посредники дали хорошую оценку. ДаЛ!а вводная: _ обнаружено движение кораблей противника. I f , Дальномерные посты сержанта Труппиша начали измерения диг станции. Заработали приборы. Жерла орудий устремились в мо" ре. — По голодному кораблю... Прицел... Азимут... Онарад... — командует офицер Зябиюв. Четко к слаженно работают в централь ном посту все номера под ру ководством старшего матроса Горобовского. Исходные данные поступили аа приборы. * Лейтенант Князев командует: «Поставить ва залп...» — Залп! Дается новая вводная. Управ" ляющяй огнем переходит на поражение. Точно выдерживает время дачи ревунов личный со став центрального поста. На ' В ягаверпш классах школы Нхосой базы идут весенние экзамены. У всех школьников приподнятое цраад- яичное настроение. Усевшись 8 а парты, учен и и ожидают экзаменационную комиссию. В класс входят председатель комиссии Зоя Михайловна Чес- тикова, член комиосин вера" фима Ивановна Семенова Я руководитель класса Муза Ва сильевна Ладыгииа. __ Экзамен по русскому языку начался. К экзаменационному столу подходит ученица Нина Тыдень. На ее лице заметно волнение. Она остановилась возле стоив, на котором были аккуратно разложены билети ки е вопросами, смело протя нула руку, взяла маленький листочек я отчетливо прочла: «Билет № 35». — Все ли тебе попятно?', — спрашивает девичку пред. седатель экзаменационной ко* миссии Зоя Михайловна Чести* кова. — Все! — решительно отвю- чает школьница, ознакомившись с содержанием билета. Поправив красный пионер-• ский гатстуй, Нива подняла руву в знак того, что она го това к опвету, я пошла * доске. Ее подруга Пина. Михайлова внимательно следит за каждым ее движением. В голосе отве чающей по билету школьницы звучала уверенность. Четко, без запинки дает она ответы на все вопросы. В списке эк заменующихся напротив ее фа милии появилась отметка 5. Нина Михайлова и Нина Ты день — пионеры. За одной партой они просидели весь учебный год. -Вместе учили строки, памКиаля друг другу, J экзамен часто р выходные дни прово д и н щемя н поэтому вполне понятно, что вш сейчас, 6 а экзаменах, волновались Й#г за друга. Серьезная подготовка к экзаменам дала воамоягаостъ обеим получить отличные оценки. К экзаменационному столу подходили Нее новые и новые ученики. Полупив билеты, одни готовились, другое бойко отве чали по вопросам грамматики или Читали наизусть стихи А. С. Пушкина, рассказы А. П. Чехова, басни И. А. Кры лова—вое, что требовалось по экзаменационным билетам. У школьника Коли Михайлова в экзаменационном билете, стоя ло: «Прочесть вапамять Гимн Советского Союза». Он вышел на середину класса и чекаяйо прочитал его. Но ве Только у школьников этот деш. был знаменательным. Оп был знаменател^ым я для руководителя класса Музы Ва сильевны Ладыгиной. Она впервые проводила экзамены я также волновалась. Плоды (упорной работы были налицо. Из 25 учеников 8 получили отличные оценки, И хоро шие. Отличные оценки получи ли Вили Гладченко, Люся Федина, Боря Панченко и доушие. Не отставали от учеников четвертого класса «А» я ре бята Четвертого класса «Б». Из них многие получили от личные оценки, как, пнаример, Лариса Левина, Эрнест Белан, Карина Зось, Виктор Рыбаков, Юрий Захаров, Виктор Семаш ко и другие. Сегодня школьнйви четвер тых классов сдают экзамены по арифметике. Пожелаем им новых успехов! Лейтенант К. РУДЕНКО. По следам наших выступлений „Факир из детского сада" 'Под таким заголовком в газете «На строже Заполярья» № 83 был жшещен маленький (Ьел\>егон старшего лейтенанта' В .' Kyrfia. Кагнтн Кобцев сообщил редж» циж «Факты, излаженные b фель етоне, при проверке подтвершэ» лись. В результате незаконных действий завещающая детсадом орудиях посредники дают одну за другой вводные по выходу из строя материальной части, от дельных номеров огневого расче* та. — Самолеты противника, кур* сом на батарею, — поступил доклад наблюдателей. (Воздушная тревога... Средства ПВО пришли в движение. Ар. тиллеристы, не снижая темпа, ведут бой с кораблями «против ника». О появлением самолетов обета, новка усложнилась, слышны взрывы бомб, возникли «пожа ры». Одев защитную одежду, ар* тиллеристы работают с предель ной нагрузкой сил, без суеты, слышны только команды. 'Корабли «противника», не вы держав мощного огня артилле ристов, начали ставить дымо" вую завесу. На несколько ми нут огонь по кораблям прекра тился. (1 получением данпых с выносных наблюдательных и корректировочных постов, . ар ■рдаадаяка Белозерцева нанесла материальный ущерб госоиарству ч сумме 3867 рублей 84 копейки. За з/*ху(потрвблевая по службе гражщанка Белозерцева от .работы отстранена и привлекается к от» ветстведвоспи с возмещением на несенного ею материального ущерба государству». тиллеристы открыли огонь по невидимой цели. Каждая свободная секунда напряженного боя испольЗуетс! для ликвидации повреждений и последствий нападения. Быстро был сделан перепад на запасную линию связи, проложенную зара нее старшиной Лялиным. Коман, да пожарников успешно справи лась с ликвидацией пожара. Попытка «противника» про рваться с моря к обороняемому об’екту при комйинированнол ударе с воздуха' была сорвана меткой стрельбой артиллеристов. Закрывшись дымовой завесой, корабли «противника» скрылись в море. После учения был произведен тщательный разбор. Принимаю щий задачу дал хорошую оцен ку действиям личного состава, его высокой боевой выучке f натренированнююти. Одновремен но была поставлена новая зада-, ча. Майор И. МАНТУЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz