На страже Заполярья. 1947 год. Май.

25 мая 1947 г., J6 120(2811) НА С Т Р А Н Е З А П О Л Я Р Ь Я л / г р о с с к и в ч / r e u B i s B СНЕЖНЫЕ ЗАРЯДЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Среди природных явлений, с каторьгмн часто пригодится сталкиваться на Севере, одно из главны х мест принадлежит снежным зарядам. На Мурманском побережье и в Баренцевом море осадки выпада­ ют преимущественно при севера иых ветрах. Бывает, дождь вег воя и осенью чередуется со сне. гом (так называемые «морены» —ветер с моря) иди снежными зарядами. ^ Что же Этакое заряды? Снежные заряды -— один из интенсивных ливневых видов осадков, характерных для побе­ режья Мурмана. При северных ветрах надвигается с моря мощ­ ная иучево-доскдевая масса обла­ ков. Она сопровождается шкваль­ ными ветрами, выпадением сне­ га, снега с дождем или снежной крупы. Продолжительность за­ рядов колеблется от нескольких минут до нескольких часов. За прошедшим зарядом, как прави­ ло, наступает кратковременное улучшение погоды: ветер ослабе­ вает, облачность уменьшается, видимость резко улучшается, по­ сле чего следует новый заряд, и картина повторяется, пока не произойдет переход ветра к юж­ ной половине горизонта. Хотя заряды относятся в осад* вам типа конвекции, они по своей форме и интенсивности зн?. читеяьно отличаются от осадков Вонвеквдги над континентом. Не случайно поэтому они получили и специальное название «заря* дс«в». На материв в глубь Кольского полуострова 'заряды распростра­ няются до 200— 300 километров, они пайлвдаются в точение «се­ го года, ?а исключением июля— августа. Влияние заредов г ш и а г т а вак на ичный состав, так ■ на материальную часть. Наличие снежных зарядов затрудняет мореплавание, осо­ бенно в районах, изобилующих навигационными опасностями, заставляет снижать сирость хода ига становиться на яюорь. Для авиации сплошной заряд исключает возможность валета и посадки, в полете заставляет или продолжать полег над обла­ ками, или возвращаться назад, или исКаггь места для вынужден­ ной посадки. Воздушна* разведка и ишольэование оружия с само­ летов при зарядах обычно труд­ новыполнимы, за исключением случаев, когда заряды временно прекращаются или ослабевают. С рцругой стороны, заряды бы­ вают полезны мэрским силам уця скрытного разрешения цеиого ряда задач — я длд атаки, и для уничтожения частей сил цро- тивника, раз’единенных зарядами. Какие причины вызывают образование снежных зарядов Кал (известцр, вся тепловая энергия, получаемая ззмным шаром, (излучается солнцем. По­ верхность земли на экваторе получает значительно больше тепловой энергии, чем полярные «бласти. Над еквагором теплый воздух стремится подняться вверх, а над полюсами—опустить­ ся вниз. Воздух движется от областей высокого давления к низкому. Поэтому наблюдаются воздушные течения от полюсов к экватору, а па больших высотах — от экватора к полюсам. Истин­ ная картина этих перемещений необычайно сложна, т. в. на движущийся поток воздуха ока­ зывают влияние различные силы. Всяпшй раз, вогда в соседстве оказываются неодинаково нагре­ тые районы, сейчас, же (при прочих одинаковых условиях) воздух начинает перемещаться. Гак, разность в нагреве между континентом и океаном зимой и леюм вызывает ветры, которые зимой дуют с континента, а яс" том с моря. Циркуляцию воздуха надо рассматривать, как непрерывную борьбу различных течений —хо­ лодных и теплых, сухих и влаж­ ных. Каждое из этих течений создается воддушной массой; об­ ладающей определимыми свой­ ствами. В атмосфере существуют три воздушных массы. Арктиче- ский воздух — формируется в лодный и прозрачный на земле. Тропический воздух — форми­ руется в субтропиках. Полярный воздух — это воздушная масса умеренных широт. По своим свойствам полярный воздух зани­ мает промежуточное наложение между арготическим и тропиче­ ским. Воздушные массы, прохо­ дящие над морем, получают много влаги и называются мор­ скими, проходящие над сутей,— континентальными. Если в течение некоторого вре­ мени над районом лежала одна из таких воздушник масс, а затем ей на смену лряала дру* гая, *го (понятно, что характер погоды совершенно изменится. Вместо ясной погоды может на­ ступить пасмурная, с осадками. Однако главной причиной обра­ зования зарядов является про­ хождение холодного арктического воздуха too пути в югу от по­ лярного бассейна. Воздушные массы движутся над морем, неся в себе много влаги. £ поднятием на высоту влага образует мощ­ ны? кучево-дождевые облака, из которых выпадают крагпюовремен- ные осадки в жидком или твер­ дом состоянии. Осадки могут выпадать в любое время года и, в зависимости от температуры нижнего слоя воздуха, они могут быть в вате дождя, снега, ледя­ ной крупы. Арктический воздух приходит арктическом бассейне, самый хо- * из полярного бассейна, форми­ руется в районе Гренландии в Шпицбергена и проходит до­ вольно длительный путь над от­ крытым морем. Проходя над теплыми моракими течениями, арктический воздух успевает прогреться и в него попадает значительное количество водяно­ го (пара. 'Поэтому при вторжении на побережье Мурмана осенью и весной он оказывается сильно неустойчивым. В нем в днев­ ное время образуются заря­ довые осадки (дождь со снегом, сиег хлопьями, крупа), а так как весной и осенью (континент еще нагрет солнцем, то неустой­ чивость морского арктического воздуха увеличивается еще боль­ ше. В зимнее й? 1 >омя морской арк­ тический воздух сохраняет свою неустойчивость обычно только в первый день своего вторжения на континент, при образовании облачности. С движением возду­ ха над (сушей облака рассеивают­ ся и небо становится ясным, по­ года тихая. При этом резко по­ нижается температура, образует­ ся туман. Как правило, при высоком давлении заряды бывают мепее интенсивными и более кратко­ временными, чем при низком давлении. После прохожде­ ния оси гребня повышен­ ного давления и отхода вет­ ра к южным румбам заряды пре­ кращаются, в то время, кав в области пониженного давления отдельные заряды могут еще наб­ людаться в течение нескольких часов. Заряды разделяются па четыре основных типа: 1) Северо-западный циклопи­ ческий (морской арктический воздух поступает с северо-запада в тыловую часть циклопа, рас­ положенного в центре Баренцева моря). 2) Северо-восточный циклони­ ческий (морской арктический воздух поступает с севзро-восто- ка). 3) Северо-западный антици- клонический (антициклон своим гребнем выходит с юго-запада и находится над морем при северо- западных ветрах). 4) Северо-восточный антици- влонический (антициклон своим гребнем вторгается на сушу с северо-запада). Плавание боевых кораблей, по­ леты самолетов в районе, заня­ том (морским арктическим возду­ хом, сопряжены с большими трудностями. Необходимо учиты­ вать неустойчивость воздушной массы и не обманываться прояс­ нениями, наблюдающимися в 'пе­ риоды между очередными заря­ дами. Возможны случаи, когда все наблюдаемые пункты, ин­ формирующие о состоянии пого­ ды по району или маршруту, перед походом или вылетом ока­ жутся в районагс прояснений и сообщат о хорошей погоде в мо­ мент наблюдения, тогда как за­ рядовая деятельность может егае продолжаться. Знание условий, при которых пояшяются заряды, умение сво". нремеппо их предсказывать, эпа- , ние характера зарядов — все это значительно облегчает пла­ вание и полеты в условиях заря­ довой погоды и помогает исполь­ зовать заряды в своих цепях щи проведения ¥ех или иных он:* раций. Характер 1 зарядовой погоды н£ побережье (Мурмана определяет­ ся обыкновенно состоянием неба; —ясно оно или покрыто мощно- кучевыми или кучево'дождевыми облаками. Как образуются облака Известно, что тейлый воздух легче холодного я поднимается с теплой водной поверхности. На его место течет более тяжелый, холодный арктический потов. Поднимаясь вверх," теплый воз­ дух уносит с собою водяные па­ ры. На высоте температура зна­ чительно ниже, и воздух начина­ ет охлаждаться. Водяные пары переходят в жидкое или твердое состояние, образуя дождь или спет. Так появляются облака. Облака переносятся северным ветром до Тех нор, пока они до­ стигнут определенного размера и веса, после чего начинается выпадение осадков. Испарение происходит непрерывно, поэтому непрерывно и образование об­ лачности и выпадение осадков. Если па пути теплого воздуха встречается холодный поток, ко­ торый быстро прогревается, то водяные пары •растворяются в разреженном теплом воздухе и осадки не образуются, чем, соб­ ственно, и об’ясняется ясная, безоблачная погода. Зная, в каком состоянии на­ ходится воздух, окружающий вас (его температура, влажность, плотность, направление и ско­ рость движения); можпо заранее рассчитать погоду на ближайшее время, т. е. (предсказать ее. Допустим, что ветер резво из­ менил свое направление п уси­ лился, стал дуть с моря при на­ личии яа. небе облачности, то метеорологи говорят! скоро будут заряды. Если наоборот, погода установилась тихая и ветер ото. шел к южному горизонту (ветер дует с суши), метеорологи гот варят: зарядов не будегг. Другим наиболее расщшстраг неиным на Севере явлением природы является туман. Тума" ном называется сгущение (вои- Денсащия) водяных паров в н аг земном слое воздуха, вызывающее ухудшение видимости иногда до 0 . Основной причиной сгущения водяных паров является охлаж­ дение воздуха более холодной подстилающей поверхностью или жо перемешивание двух различ­ ных по температуре п, следова­ тельно, свойствам, масс воздуха. Туман образуется внутри одщю" родных воздушных масс при движении теплого воздуха на холодную поверхность земли (ре­ же — при движении воздуха на более теплую поверхность) — это так называемый туман ад­ векции (натекания). Туман мо" жот возникнуть также вслед­ ствие излучения тепла землей (охлаждение земли) — туман ра­ диации. Туман адвекции, как правило, занимает большие шьощади, вер­ тикальная мощность которых — несколько сотен метров. АдвеяС ■пивные туманы устойчивы я более продолжительны по време­ ни. Они могут возникнуть в лю­ бое время года. Радиационные туманы наблю­ даются обычно над почвой, по­ крытой густой растительностью, особенно после дождя или в сырых местах вечером и ночью 1 при ясной, тихой погоде и рас­ стилаются густой белой пеленой. Туманы этого типа вданвфшй' вследствие церенасыщййаостн воздуха влагой (водяными пара­ ми). Радиационные туманы ча­ ще всего образуются весной и осенью, т. е. в те времена года, когда почва бывает наиболее влажной и теплой. Туманы затрудняют морепла­ вание, особенно в районах, изо­ билующих навигационными опас­ ностями. Для авиации сплошной туман исключает возможность взлета и посадки, усложняет технику пилотирования. Ясно поэтому, как важно знать при­ роду туманообразования, уметь по тем или иным признакам оог ределять близость ухудшения погоды, чтобы не быть застиг­ нутым врасплох. Признаки появления тумана: а) понижение температуры при безветрии и отсутствии на небе облачности после теплого, ясно­ го дня (вероятность образования радиационного тумана); б) прохождение теплого воз духа над охлажденным морем, заливом. Отсюда следует, что тумап летам — преимущественно мор­ ское явление, а зимой — кон­ тинентальное. Из вышеизложенного видно, какое огромное значение (имеет водяной пар в атмосфере. Посту­ пление водяного пара в воздух •происходит под действием сол­ нечного луча. Моря и океаны, нагреваемые солнцем, испаряют воду в находящийся над ними воздух, воздух, насыщенный па­ рам, переносится воадумными точениями па континент, где принесенная влага выпадает из воздуха в виде осадков. Часть выпавших осадков просачивается в почву, питая растения, попол­ няя родники, реки, озера, часть выпавших осадков выиосится ре­ ками обратно в моря и оксапы, часть испаряется и возвращается в воздух. Такой круговорот осадков по­ стоянно происходит в природе. В атмосфере всегда имеются те или иные запасы влаги, которые все время расходуются и вновь пополняются. Капитан Ф. СВЕТЛИЧНЫЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz