На страже Заполярья. 1947 год. Май.
25 мая 1947 г., J6 120(2811) НА С Т Р А Н Е З А П О Л Я Р Ь Я л / г р о с с к и в ч / r e u B i s B СНЕЖНЫЕ ЗАРЯДЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Среди природных явлений, с каторьгмн часто пригодится сталкиваться на Севере, одно из главны х мест принадлежит снежным зарядам. На Мурманском побережье и в Баренцевом море осадки выпада ют преимущественно при севера иых ветрах. Бывает, дождь вег воя и осенью чередуется со сне. гом (так называемые «морены» —ветер с моря) иди снежными зарядами. ^ Что же Этакое заряды? Снежные заряды -— один из интенсивных ливневых видов осадков, характерных для побе режья Мурмана. При северных ветрах надвигается с моря мощ ная иучево-доскдевая масса обла ков. Она сопровождается шкваль ными ветрами, выпадением сне га, снега с дождем или снежной крупы. Продолжительность за рядов колеблется от нескольких минут до нескольких часов. За прошедшим зарядом, как прави ло, наступает кратковременное улучшение погоды: ветер ослабе вает, облачность уменьшается, видимость резко улучшается, по сле чего следует новый заряд, и картина повторяется, пока не произойдет переход ветра к юж ной половине горизонта. Хотя заряды относятся в осад* вам типа конвекции, они по своей форме и интенсивности зн?. читеяьно отличаются от осадков Вонвеквдги над континентом. Не случайно поэтому они получили и специальное название «заря* дс«в». На материв в глубь Кольского полуострова 'заряды распростра няются до 200— 300 километров, они пайлвдаются в точение «се го года, ?а исключением июля— августа. Влияние заредов г ш и а г т а вак на ичный состав, так ■ на материальную часть. Наличие снежных зарядов затрудняет мореплавание, осо бенно в районах, изобилующих навигационными опасностями, заставляет снижать сирость хода ига становиться на яюорь. Для авиации сплошной заряд исключает возможность валета и посадки, в полете заставляет или продолжать полег над обла ками, или возвращаться назад, или исКаггь места для вынужден ной посадки. Воздушна* разведка и ишольэование оружия с само летов при зарядах обычно труд новыполнимы, за исключением случаев, когда заряды временно прекращаются или ослабевают. С рцругой стороны, заряды бы вают полезны мэрским силам уця скрытного разрешения цеиого ряда задач — я длд атаки, и для уничтожения частей сил цро- тивника, раз’единенных зарядами. Какие причины вызывают образование снежных зарядов Кал (известцр, вся тепловая энергия, получаемая ззмным шаром, (излучается солнцем. По верхность земли на экваторе получает значительно больше тепловой энергии, чем полярные «бласти. Над еквагором теплый воздух стремится подняться вверх, а над полюсами—опустить ся вниз. Воздух движется от областей высокого давления к низкому. Поэтому наблюдаются воздушные течения от полюсов к экватору, а па больших высотах — от экватора к полюсам. Истин ная картина этих перемещений необычайно сложна, т. в. на движущийся поток воздуха ока зывают влияние различные силы. Всяпшй раз, вогда в соседстве оказываются неодинаково нагре тые районы, сейчас, же (при прочих одинаковых условиях) воздух начинает перемещаться. Гак, разность в нагреве между континентом и океаном зимой и леюм вызывает ветры, которые зимой дуют с континента, а яс" том с моря. Циркуляцию воздуха надо рассматривать, как непрерывную борьбу различных течений —хо лодных и теплых, сухих и влаж ных. Каждое из этих течений создается воддушной массой; об ладающей определимыми свой ствами. В атмосфере существуют три воздушных массы. Арктиче- ский воздух — формируется в лодный и прозрачный на земле. Тропический воздух — форми руется в субтропиках. Полярный воздух — это воздушная масса умеренных широт. По своим свойствам полярный воздух зани мает промежуточное наложение между арготическим и тропиче ским. Воздушные массы, прохо дящие над морем, получают много влаги и называются мор скими, проходящие над сутей,— континентальными. Если в течение некоторого вре мени над районом лежала одна из таких воздушник масс, а затем ей на смену лряала дру* гая, *го (понятно, что характер погоды совершенно изменится. Вместо ясной погоды может на ступить пасмурная, с осадками. Однако главной причиной обра зования зарядов является про хождение холодного арктического воздуха too пути в югу от по лярного бассейна. Воздушные массы движутся над морем, неся в себе много влаги. £ поднятием на высоту влага образует мощ ны? кучево-дождевые облака, из которых выпадают крагпюовремен- ные осадки в жидком или твер дом состоянии. Осадки могут выпадать в любое время года и, в зависимости от температуры нижнего слоя воздуха, они могут быть в вате дождя, снега, ледя ной крупы. Арктический воздух приходит арктическом бассейне, самый хо- * из полярного бассейна, форми руется в районе Гренландии в Шпицбергена и проходит до вольно длительный путь над от крытым морем. Проходя над теплыми моракими течениями, арктический воздух успевает прогреться и в него попадает значительное количество водяно го (пара. 'Поэтому при вторжении на побережье Мурмана осенью и весной он оказывается сильно неустойчивым. В нем в днев ное время образуются заря довые осадки (дождь со снегом, сиег хлопьями, крупа), а так как весной и осенью (континент еще нагрет солнцем, то неустой чивость морского арктического воздуха увеличивается еще боль ше. В зимнее й? 1 >омя морской арк тический воздух сохраняет свою неустойчивость обычно только в первый день своего вторжения на континент, при образовании облачности. С движением возду ха над (сушей облака рассеивают ся и небо становится ясным, по года тихая. При этом резко по нижается температура, образует ся туман. Как правило, при высоком давлении заряды бывают мепее интенсивными и более кратко временными, чем при низком давлении. После прохожде ния оси гребня повышен ного давления и отхода вет ра к южным румбам заряды пре кращаются, в то время, кав в области пониженного давления отдельные заряды могут еще наб людаться в течение нескольких часов. Заряды разделяются па четыре основных типа: 1) Северо-западный циклопи ческий (морской арктический воздух поступает с северо-запада в тыловую часть циклопа, рас положенного в центре Баренцева моря). 2) Северо-восточный циклони ческий (морской арктический воздух поступает с севзро-восто- ка). 3) Северо-западный антици- клонический (антициклон своим гребнем выходит с юго-запада и находится над морем при северо- западных ветрах). 4) Северо-восточный антици- влонический (антициклон своим гребнем вторгается на сушу с северо-запада). Плавание боевых кораблей, по леты самолетов в районе, заня том (морским арктическим возду хом, сопряжены с большими трудностями. Необходимо учиты вать неустойчивость воздушной массы и не обманываться прояс нениями, наблюдающимися в 'пе риоды между очередными заря дами. Возможны случаи, когда все наблюдаемые пункты, ин формирующие о состоянии пого ды по району или маршруту, перед походом или вылетом ока жутся в районагс прояснений и сообщат о хорошей погоде в мо мент наблюдения, тогда как за рядовая деятельность может егае продолжаться. Знание условий, при которых пояшяются заряды, умение сво". нремеппо их предсказывать, эпа- , ние характера зарядов — все это значительно облегчает пла вание и полеты в условиях заря довой погоды и помогает исполь зовать заряды в своих цепях щи проведения ¥ех или иных он:* раций. Характер 1 зарядовой погоды н£ побережье (Мурмана определяет ся обыкновенно состоянием неба; —ясно оно или покрыто мощно- кучевыми или кучево'дождевыми облаками. Как образуются облака Известно, что тейлый воздух легче холодного я поднимается с теплой водной поверхности. На его место течет более тяжелый, холодный арктический потов. Поднимаясь вверх," теплый воз дух уносит с собою водяные па ры. На высоте температура зна чительно ниже, и воздух начина ет охлаждаться. Водяные пары переходят в жидкое или твердое состояние, образуя дождь или спет. Так появляются облака. Облака переносятся северным ветром до Тех нор, пока они до стигнут определенного размера и веса, после чего начинается выпадение осадков. Испарение происходит непрерывно, поэтому непрерывно и образование об лачности и выпадение осадков. Если па пути теплого воздуха встречается холодный поток, ко торый быстро прогревается, то водяные пары •растворяются в разреженном теплом воздухе и осадки не образуются, чем, соб ственно, и об’ясняется ясная, безоблачная погода. Зная, в каком состоянии на ходится воздух, окружающий вас (его температура, влажность, плотность, направление и ско рость движения); можпо заранее рассчитать погоду на ближайшее время, т. е. (предсказать ее. Допустим, что ветер резво из менил свое направление п уси лился, стал дуть с моря при на личии яа. небе облачности, то метеорологи говорят! скоро будут заряды. Если наоборот, погода установилась тихая и ветер ото. шел к южному горизонту (ветер дует с суши), метеорологи гот варят: зарядов не будегг. Другим наиболее расщшстраг неиным на Севере явлением природы является туман. Тума" ном называется сгущение (вои- Денсащия) водяных паров в н аг земном слое воздуха, вызывающее ухудшение видимости иногда до 0 . Основной причиной сгущения водяных паров является охлаж дение воздуха более холодной подстилающей поверхностью или жо перемешивание двух различ ных по температуре п, следова тельно, свойствам, масс воздуха. Туман образуется внутри одщю" родных воздушных масс при движении теплого воздуха на холодную поверхность земли (ре же — при движении воздуха на более теплую поверхность) — это так называемый туман ад векции (натекания). Туман мо" жот возникнуть также вслед ствие излучения тепла землей (охлаждение земли) — туман ра диации. Туман адвекции, как правило, занимает большие шьощади, вер тикальная мощность которых — несколько сотен метров. АдвеяС ■пивные туманы устойчивы я более продолжительны по време ни. Они могут возникнуть в лю бое время года. Радиационные туманы наблю даются обычно над почвой, по крытой густой растительностью, особенно после дождя или в сырых местах вечером и ночью 1 при ясной, тихой погоде и рас стилаются густой белой пеленой. Туманы этого типа вданвфшй' вследствие церенасыщййаостн воздуха влагой (водяными пара ми). Радиационные туманы ча ще всего образуются весной и осенью, т. е. в те времена года, когда почва бывает наиболее влажной и теплой. Туманы затрудняют морепла вание, особенно в районах, изо билующих навигационными опас ностями. Для авиации сплошной туман исключает возможность взлета и посадки, усложняет технику пилотирования. Ясно поэтому, как важно знать при роду туманообразования, уметь по тем или иным признакам оог ределять близость ухудшения погоды, чтобы не быть застиг нутым врасплох. Признаки появления тумана: а) понижение температуры при безветрии и отсутствии на небе облачности после теплого, ясно го дня (вероятность образования радиационного тумана); б) прохождение теплого воз духа над охлажденным морем, заливом. Отсюда следует, что тумап летам — преимущественно мор ское явление, а зимой — кон тинентальное. Из вышеизложенного видно, какое огромное значение (имеет водяной пар в атмосфере. Посту пление водяного пара в воздух •происходит под действием сол нечного луча. Моря и океаны, нагреваемые солнцем, испаряют воду в находящийся над ними воздух, воздух, насыщенный па рам, переносится воадумными точениями па континент, где принесенная влага выпадает из воздуха в виде осадков. Часть выпавших осадков просачивается в почву, питая растения, попол няя родники, реки, озера, часть выпавших осадков выиосится ре ками обратно в моря и оксапы, часть испаряется и возвращается в воздух. Такой круговорот осадков по стоянно происходит в природе. В атмосфере всегда имеются те или иные запасы влаги, которые все время расходуются и вновь пополняются. Капитан Ф. СВЕТЛИЧНЫЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz