На страже Заполярья. 1947 год. Май.

НА С Т Р АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я 22 мая 1947 г., № 117 (2308) Командир БЧ~ воспи татель своих подчиненных В первомайском п р и т е >1 21 Миииэтр Вооруженных Оил Союза ССР еще раз отметил, .что офицеры должны «совершенствовать свои военные ^наития и еще больше и лучше рабо­ тать о подчиненными, учить их и воспитывать в духе безупречного рыполнения воинского долга». , Эти задачи огромной важности должны успешно решаться каждым командиром боевой чести на корабле. Многие командиры боевых частей правиль­ но пошили свою роль командирам спитателя и, пользуясь своими правами единоначальника, руководят всеми формами учебы и воспитания матросов в старшин. ^ На» Краснознаменном эсмянце «Валериан Куйбышев» умелыми и энергичными организа- торами боевой учебы в политического воспита­ ния личного состава в боевых частях за­ рекомендовали себя старший лейтенант Раге* ков и лейтенант Потапов. Оба эти офицера хорошо проводят учебу по специальности, до» биваясь от матросов отличного знания , боевой техники. Боевую учебу они сочетают с поли­ тическим воспитанием матросов. Глубоко вникая в жизнь партийной и комсомольской органи­ заций, они учат агитаторов, как проводить с матросами беседы, добиваются, чтобы все мат­ росы и старшины знали, чем живет ваша стра­ на, были в курсе политических событий за рубежом. Лейтенант Потапов хорошо разбирается в политико-воспитательной работе и сам активно участвует в ней. Чагсто он проводит с матроса* ми беседы на политические темы. За последнее время нм были проведены беседы по итогам сессии Совета Министров Иностранных Дел, по постановлению февральского Пленума ЦК ВШ(б) я ряд других. В своей работе он опи­ рается на агитаторов — коммунистов и ком­ сомольцев своей боевой части, ставит перед ними задачи, подсказывает, что нужно, прове­ сти, помогает подготовиться к беседе, подо­ брать необходимую литературу. Большую по­ мощь видят от своего командир? коммунисты- старшины Сивков, Молчанов, комсомольцы—мат. росы Карпенко и Юшков. Они являются хоро­ шими агитаторами потому, что офицер Потапов следит за их политическим ростом и помогает в работе с людьми, где нужно — подскажет, поможет советом, сам поприсутствует на беседе. Офицер Потапов вникает в работу комсо­ мольской организации, часто выступает с до* кладами на комсомольских собраниях. Требова. тельный и чуткий к своим подчиненным, он умеет использовать все формы воспитания. | Когда комсомолец Артюшев нарушил дисцяпл®. ну, командир не ограничился только наложе­ нием на него взыскания, а предложил комсо­ мольской организации разобрать проступок Арпошева на собрании, и недостойное поведе. иве матроса было осуждено всеми комсомоль­ цами. У старшего лейтенанта Ратькова военное обучение личного состава (также неотделимо от шшгппмгвоспитателъной райюты. Зная, что политзанятия являются основной формой поли­ тического воспитания матросов я старшин, тов. Ратьков заботится, чтобы эти занятия проходи­ ли на высоком идейном уровне, чтобы матросы и старшины хорошо усваивали материал по темам. Но не все офицеры правильно понимают свою (роль командира-восшгателя. (Взять, к примеру, офицера Лукина. Он не имеет доста­ точного опыта в организации партийно-полпти- ческой работы в боевой части, ему требуется помощь. Однако многое зависит « от самого т. Лукина. Дело в том, что в ходе службы он да коммунистов и комсомольцев не опирается, в гаолштиво-восшштательной работе активности не проявляет. Недавно на комсомольском собра* *нии стоял вопрос об авангардной роли комсо­ мольцев в боевой подготовке и дисциплине. Тов. Лукин сделал доклад и тут же покинул собра* ние, не считая нужным послушать, о чем же будут говорить комсомольцы. А ведь он должен бит дать направление обсуждению вопроса, по­ мочь принять правильное решение, направ­ ленное на улучшение боевой подготовки и ук­ репление воинской дисциплины. Слабо вникает в вопросы политического воспитания личного состава н офицер хозяй­ ственного подразделения т. Лавров. Свою работу он ограничивает лишь тем, что требует от под- чиненных выполнения служебных обязанностей, а воспитанием личного состава совершенно не занимается. В результате, здесь имеют место серьезные недостатки в сохранении социалисти­ ческой собственности, нет нужной заботы о снабжении матросов и старшин. Командир боевой части — полновластный хозяин своего подразделения, он же организа" тор и руководитель политико-воспитательной работы среди матросов и старшин. И именно поэтому ему необходимо - систематически по­ вышать свои военные и политические знания и в то же время приобретать опыт политиче­ ского воспитания. Только в этом случае он б у дет успешно выполнять свои обязанности. Капитан-лейтенант Вас. ЛЕНИН. Вечерок в матросском кубрике корабля Н. НА СНИМКЕ: старший матрос Обуосов читает товарищам свемсий номер газеты. Фото В. Палвй. К чему ведет незнание устава Недавно лейтенант медицин­ ской службы Московченко вре­ менно остался за командира под­ разделения. Случилось так, что дежурный по подразделению лейтенант Оидякин совершил проступок. (Московчейко немед­ ленно снял лейтенанта Сидя- кина с дежурства и наложил на него серьезное дисципли* нарное взыскание. Но. на" кладывая ото взыскание, Москоа. ченко поспешил. Он не прочитал в уставе 14 статью о правах вре­ менных начальников, которая гласит: «При временном испол­ нении должности, когда об этом об’явлено в приказе, начальник пользуется дисциплинарной властью но временно исполняет мой должности». Приказа о том, что Москов- ченко остался за начальника, не было. Стало быть, правами в отношении наложения взысканий на офицеров ои не пользовался- Нарушение устава было яв­ ным, и поэтому лейтенант Сидя- кин подал жалобу на имя офи­ цера тов. Гапон. В жалобе он изложил свои сомнения о право” МОЧИЯ 1 Х Московченко и просил раз'яснить, имел ли он право наложить на офицера взыскание. Московченко, в свою очередь, написал рапорт на нмя тов. Гапон е довольно странной гросьбой: «Считаю, что моих прав(??) к лейтенанту Сидяки- ну мало, и прошу Вас принять более строгие меры». Офицер тов. Гапон яа рапорте т. Московченко написал: «На лейтенанта медицинской службы Сидякина (за такой-то проси" пок) и ра личное обращение с незаконной жалобой (?!) ко мне накладываю (такое-то) взыска-^^- ние». Взыскание было болеЛ ' ~Щ р " строгим. А жалобщику заявил, что Московченко прав и с жало­ бой к нему (Гаипну) обращаться не положено. К кому же тоцда было обра­ щаться жалобщику? Статья 97-я Дисциплинарного устава гово­ рит: «Жалоба заявляется непос­ редственному начальнику того лица, действия которого обжа­ луются». Офицер тов. Гапон я является непосредственным па- чальникомт- Кроме того, жалоба была совершенно законной. (В чем же дело? А в том, что тов. Московченко яе знал устава, а той. Гапон непродуманно отнесся п к уста­ ву я к жалобе. Старший лейтенант И. ЗИНОВЬЕВ. Плавать без аварий и поломок Никогда нп одна авария, по. ломка или проясшеснвие не про* исходят сами по себе, в каждой из пих обязательно виновны люди. Разбирая случаи аварий и по­ ломок, приходишь к определенно­ му выводу: причина аварий и поломок кроется, главным об­ разам, в нарушении уставов, на­ ставлений, правил и инструк­ ций. Эти нарушения чаще всего происходят нзчза недостатков в организации службы или из- эа невежества в вопросах екс* плоатации. В части П Корабельного уста»* ва, в статье 411 говорится: «(Клапаны, запирающие паро­ проводные трубы, ведущие к котлам, трубопроводу и т. п., у которых производятся работы, должны быть постоянно закры­ ты, завязаны и, кроме того, снабжены доской с отчетливой надписью: «Нэ открывать». «Жизнеопасно». Трудно найти старшину груп­ пы или командира отделения. который не знал бы этой статьи. Но на одном из миноносцев пренебрегли уставом. Разо­ брав маневровый клапан в кор­ мовой машине с целью ремон­ та, не завязали и не снабдили остальные пересекающие клапана надписями, требуемыми Уста­ вом. При сообщении пара на испаритель сообщили его и на разобранный маневровый кля пан, у которого в это время ра­ ботали люди. При изучении при­ чины выяснилось, что, будь выполнена 411 статья Устава, этого не произошло бы. В дан­ ном случае имело место явное невежество в вопросах засталоа- тации и халатное отношение к выполнению уставного требова­ ния. Правила обслуживания паро­ вых котлов и котельных устано­ вок на кораблях и вспомога­ тельных судах требуют: «Прежде, чем зажечь топливо в тонко котла, необходимо убе­ диться в наличии достаточного количества воды в нем, проду­ вая водомерные стекла и от­ крывая пробные краны». Это — азбучная истина для любого котельного машиниста. Однако на одном из миноносцев произошел следующий случай: после смены в котле водогрей-, ных трубок необходимо было произвести выпаривание котЛа. Выпаривание производилось па­ ром от другого котла. При до­ стижении конденсата до уровня разводки нужно было разжечь котел, поднять в нем давление и продуть его полностью. Командир отделения котельных машини­ стов, видя, что конденсат в кот­ ле достиг половины водомерно­ го стекла, с разрешения старши­ ны грушы разжег котел. Но че­ рез 15 минут в котле лопнула водогрейная трубка. При осмотре обнаружено: характерный запах подожженного котла, верхние части водогрейных трубок нака­ лены докрасна, часть трубок провисла п покрыта слоем ока­ лины. При выяснении причин выявлено: а) правая водомерная колонка была выключена из-за неисправности и не йаменена запасной; б) левая водомерная колонка была забита сальни­ ковой набивкой; в) водомерные краники для проверки наличия воды в котле не использовались; г) котел был зажжен при от­ сутствии воты в паровом кол­ лекторе. Видимый уровень воды в водомерной колонке получился от конденсации пара при выпа­ ривании; д) командир котель­ ного отделения хорошо знал правила обслуживания котлов, но при приготовлении котла к действию водомерные колонки не продувал и краники не откры­ вал. Этот пример говорит лишь об одном: организация службы в БЧ-V была поставлена плохо. Командир отделения нарушал правила, а старшина группы, разрешивший разжечь котел, не проверил правильность действий комацщь отделения и его под­ чиненных. В инструкции прогревания главного паропровода сказано: «Главный паропровод прогре­ вается в течение 15— 20 ми­ нут при всех открытых клапа­ нах продувания паропровода». Однако на одном из кораблей, ло вине старшины вахты, паро­ провод прогревался только пять минут при одном открытом кла­ пане продувания. Когда дали пробные обороты, произошел гидравлический удар. Вот во что обходится несоблюдение только одного пункта инструкции! Поучительный случай про­ изошел со старшим матросом Олейниченко. На вахте Олейни- ченко заметил, что корпус турбо- цяркулящионно . конденсатшого насоса неожиданно сильно за­ дрожал. Матрос Олейниченко бросился закрывать клапан све­ жего пара, но маховик клапана слетел со штока и упал иод паелы. Тогда Олейпиченко при­ нял весьма неразумное решение: он вВял и закрыл находящийся рядом клапан отработанного па­ ра. Турбинное отделение начало быстро заполняться паром. Этот случай свидетельствует об очень низкой практической подготовке старшего матроса Олейниченко и о низком качестве периодиче­ ских осмотров материальной ча­ сти. В практике бывали и такие случаи. Масло, поступающее на подшипники линии вала, пере­ полнило сточную систерну и ста­ до вытекать в трюм.' Вследствие «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz