На страже Заполярья. 1947 год. Май.
НА С Т Р АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я 22 мая 1947 г., № 117 (2308) Командир БЧ~ воспи татель своих подчиненных В первомайском п р и т е >1 21 Миииэтр Вооруженных Оил Союза ССР еще раз отметил, .что офицеры должны «совершенствовать свои военные ^наития и еще больше и лучше рабо тать о подчиненными, учить их и воспитывать в духе безупречного рыполнения воинского долга». , Эти задачи огромной важности должны успешно решаться каждым командиром боевой чести на корабле. Многие командиры боевых частей правиль но пошили свою роль командирам спитателя и, пользуясь своими правами единоначальника, руководят всеми формами учебы и воспитания матросов в старшин. ^ На» Краснознаменном эсмянце «Валериан Куйбышев» умелыми и энергичными организа- торами боевой учебы в политического воспита ния личного состава в боевых частях за рекомендовали себя старший лейтенант Раге* ков и лейтенант Потапов. Оба эти офицера хорошо проводят учебу по специальности, до» биваясь от матросов отличного знания , боевой техники. Боевую учебу они сочетают с поли тическим воспитанием матросов. Глубоко вникая в жизнь партийной и комсомольской органи заций, они учат агитаторов, как проводить с матросами беседы, добиваются, чтобы все мат росы и старшины знали, чем живет ваша стра на, были в курсе политических событий за рубежом. Лейтенант Потапов хорошо разбирается в политико-воспитательной работе и сам активно участвует в ней. Чагсто он проводит с матроса* ми беседы на политические темы. За последнее время нм были проведены беседы по итогам сессии Совета Министров Иностранных Дел, по постановлению февральского Пленума ЦК ВШ(б) я ряд других. В своей работе он опи рается на агитаторов — коммунистов и ком сомольцев своей боевой части, ставит перед ними задачи, подсказывает, что нужно, прове сти, помогает подготовиться к беседе, подо брать необходимую литературу. Большую по мощь видят от своего командир? коммунисты- старшины Сивков, Молчанов, комсомольцы—мат. росы Карпенко и Юшков. Они являются хоро шими агитаторами потому, что офицер Потапов следит за их политическим ростом и помогает в работе с людьми, где нужно — подскажет, поможет советом, сам поприсутствует на беседе. Офицер Потапов вникает в работу комсо мольской организации, часто выступает с до* кладами на комсомольских собраниях. Требова. тельный и чуткий к своим подчиненным, он умеет использовать все формы воспитания. | Когда комсомолец Артюшев нарушил дисцяпл®. ну, командир не ограничился только наложе нием на него взыскания, а предложил комсо мольской организации разобрать проступок Арпошева на собрании, и недостойное поведе. иве матроса было осуждено всеми комсомоль цами. У старшего лейтенанта Ратькова военное обучение личного состава (также неотделимо от шшгппмгвоспитателъной райюты. Зная, что политзанятия являются основной формой поли тического воспитания матросов я старшин, тов. Ратьков заботится, чтобы эти занятия проходи ли на высоком идейном уровне, чтобы матросы и старшины хорошо усваивали материал по темам. Но не все офицеры правильно понимают свою (роль командира-восшгателя. (Взять, к примеру, офицера Лукина. Он не имеет доста точного опыта в организации партийно-полпти- ческой работы в боевой части, ему требуется помощь. Однако многое зависит « от самого т. Лукина. Дело в том, что в ходе службы он да коммунистов и комсомольцев не опирается, в гаолштиво-восшштательной работе активности не проявляет. Недавно на комсомольском собра* *нии стоял вопрос об авангардной роли комсо мольцев в боевой подготовке и дисциплине. Тов. Лукин сделал доклад и тут же покинул собра* ние, не считая нужным послушать, о чем же будут говорить комсомольцы. А ведь он должен бит дать направление обсуждению вопроса, по мочь принять правильное решение, направ ленное на улучшение боевой подготовки и ук репление воинской дисциплины. Слабо вникает в вопросы политического воспитания личного состава н офицер хозяй ственного подразделения т. Лавров. Свою работу он ограничивает лишь тем, что требует от под- чиненных выполнения служебных обязанностей, а воспитанием личного состава совершенно не занимается. В результате, здесь имеют место серьезные недостатки в сохранении социалисти ческой собственности, нет нужной заботы о снабжении матросов и старшин. Командир боевой части — полновластный хозяин своего подразделения, он же организа" тор и руководитель политико-воспитательной работы среди матросов и старшин. И именно поэтому ему необходимо - систематически по вышать свои военные и политические знания и в то же время приобретать опыт политиче ского воспитания. Только в этом случае он б у дет успешно выполнять свои обязанности. Капитан-лейтенант Вас. ЛЕНИН. Вечерок в матросском кубрике корабля Н. НА СНИМКЕ: старший матрос Обуосов читает товарищам свемсий номер газеты. Фото В. Палвй. К чему ведет незнание устава Недавно лейтенант медицин ской службы Московченко вре менно остался за командира под разделения. Случилось так, что дежурный по подразделению лейтенант Оидякин совершил проступок. (Московчейко немед ленно снял лейтенанта Сидя- кина с дежурства и наложил на него серьезное дисципли* нарное взыскание. Но. на" кладывая ото взыскание, Москоа. ченко поспешил. Он не прочитал в уставе 14 статью о правах вре менных начальников, которая гласит: «При временном испол нении должности, когда об этом об’явлено в приказе, начальник пользуется дисциплинарной властью но временно исполняет мой должности». Приказа о том, что Москов- ченко остался за начальника, не было. Стало быть, правами в отношении наложения взысканий на офицеров ои не пользовался- Нарушение устава было яв ным, и поэтому лейтенант Сидя- кин подал жалобу на имя офи цера тов. Гапон. В жалобе он изложил свои сомнения о право” МОЧИЯ 1 Х Московченко и просил раз'яснить, имел ли он право наложить на офицера взыскание. Московченко, в свою очередь, написал рапорт на нмя тов. Гапон е довольно странной гросьбой: «Считаю, что моих прав(??) к лейтенанту Сидяки- ну мало, и прошу Вас принять более строгие меры». Офицер тов. Гапон яа рапорте т. Московченко написал: «На лейтенанта медицинской службы Сидякина (за такой-то проси" пок) и ра личное обращение с незаконной жалобой (?!) ко мне накладываю (такое-то) взыска-^^- ние». Взыскание было болеЛ ' ~Щ р " строгим. А жалобщику заявил, что Московченко прав и с жало бой к нему (Гаипну) обращаться не положено. К кому же тоцда было обра щаться жалобщику? Статья 97-я Дисциплинарного устава гово рит: «Жалоба заявляется непос редственному начальнику того лица, действия которого обжа луются». Офицер тов. Гапон я является непосредственным па- чальникомт- Кроме того, жалоба была совершенно законной. (В чем же дело? А в том, что тов. Московченко яе знал устава, а той. Гапон непродуманно отнесся п к уста ву я к жалобе. Старший лейтенант И. ЗИНОВЬЕВ. Плавать без аварий и поломок Никогда нп одна авария, по. ломка или проясшеснвие не про* исходят сами по себе, в каждой из пих обязательно виновны люди. Разбирая случаи аварий и по ломок, приходишь к определенно му выводу: причина аварий и поломок кроется, главным об разам, в нарушении уставов, на ставлений, правил и инструк ций. Эти нарушения чаще всего происходят нзчза недостатков в организации службы или из- эа невежества в вопросах екс* плоатации. В части П Корабельного уста»* ва, в статье 411 говорится: «(Клапаны, запирающие паро проводные трубы, ведущие к котлам, трубопроводу и т. п., у которых производятся работы, должны быть постоянно закры ты, завязаны и, кроме того, снабжены доской с отчетливой надписью: «Нэ открывать». «Жизнеопасно». Трудно найти старшину груп пы или командира отделения. который не знал бы этой статьи. Но на одном из миноносцев пренебрегли уставом. Разо брав маневровый клапан в кор мовой машине с целью ремон та, не завязали и не снабдили остальные пересекающие клапана надписями, требуемыми Уста вом. При сообщении пара на испаритель сообщили его и на разобранный маневровый кля пан, у которого в это время ра ботали люди. При изучении при чины выяснилось, что, будь выполнена 411 статья Устава, этого не произошло бы. В дан ном случае имело место явное невежество в вопросах засталоа- тации и халатное отношение к выполнению уставного требова ния. Правила обслуживания паро вых котлов и котельных устано вок на кораблях и вспомога тельных судах требуют: «Прежде, чем зажечь топливо в тонко котла, необходимо убе диться в наличии достаточного количества воды в нем, проду вая водомерные стекла и от крывая пробные краны». Это — азбучная истина для любого котельного машиниста. Однако на одном из миноносцев произошел следующий случай: после смены в котле водогрей-, ных трубок необходимо было произвести выпаривание котЛа. Выпаривание производилось па ром от другого котла. При до стижении конденсата до уровня разводки нужно было разжечь котел, поднять в нем давление и продуть его полностью. Командир отделения котельных машини стов, видя, что конденсат в кот ле достиг половины водомерно го стекла, с разрешения старши ны грушы разжег котел. Но че рез 15 минут в котле лопнула водогрейная трубка. При осмотре обнаружено: характерный запах подожженного котла, верхние части водогрейных трубок нака лены докрасна, часть трубок провисла п покрыта слоем ока лины. При выяснении причин выявлено: а) правая водомерная колонка была выключена из-за неисправности и не йаменена запасной; б) левая водомерная колонка была забита сальни ковой набивкой; в) водомерные краники для проверки наличия воды в котле не использовались; г) котел был зажжен при от сутствии воты в паровом кол лекторе. Видимый уровень воды в водомерной колонке получился от конденсации пара при выпа ривании; д) командир котель ного отделения хорошо знал правила обслуживания котлов, но при приготовлении котла к действию водомерные колонки не продувал и краники не откры вал. Этот пример говорит лишь об одном: организация службы в БЧ-V была поставлена плохо. Командир отделения нарушал правила, а старшина группы, разрешивший разжечь котел, не проверил правильность действий комацщь отделения и его под чиненных. В инструкции прогревания главного паропровода сказано: «Главный паропровод прогре вается в течение 15— 20 ми нут при всех открытых клапа нах продувания паропровода». Однако на одном из кораблей, ло вине старшины вахты, паро провод прогревался только пять минут при одном открытом кла пане продувания. Когда дали пробные обороты, произошел гидравлический удар. Вот во что обходится несоблюдение только одного пункта инструкции! Поучительный случай про изошел со старшим матросом Олейниченко. На вахте Олейни- ченко заметил, что корпус турбо- цяркулящионно . конденсатшого насоса неожиданно сильно за дрожал. Матрос Олейниченко бросился закрывать клапан све жего пара, но маховик клапана слетел со штока и упал иод паелы. Тогда Олейпиченко при нял весьма неразумное решение: он вВял и закрыл находящийся рядом клапан отработанного па ра. Турбинное отделение начало быстро заполняться паром. Этот случай свидетельствует об очень низкой практической подготовке старшего матроса Олейниченко и о низком качестве периодиче ских осмотров материальной ча сти. В практике бывали и такие случаи. Масло, поступающее на подшипники линии вала, пере полнило сточную систерну и ста до вытекать в трюм.' Вследствие «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz