На страже Заполярья. 1947 год. Июнь.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 29 июня 1947 г ., № 1 5 0 ( 2 8 4 1 ) . Свое заведыванме—знать назубок Чтобы подготовить технически грамотных старики, умешх вос* шпателей личяото состжвз, тре" дуется повседневна» и кропотли’ ш работа. В порву* очередь етарвшаа должен хорошо энать те снсте НЫ В « I «Шхы , которыми ев непосредственно наведывает. Не" Правильно в совершенно не ну® по делать вз старшин «всезнс< ек», знающих всего понемногу и ничего основательно. Надо до биваться, чтобы старгошы были требовательными и волевыми командирами, подлинными ма­ стерами своего дела. Старшина 2 статьи Богданов ДОбрОСОВеСТНО ОТНОСИТСЯ1в своим обязанностям командира отдате* ния, хорошо знает тактиво-тех" нические яанные своего заводы' вания. Но он ие смог ответить на вопрос: «Бак разобдать гвд равлпческий сальник турбоцирку- ляционного насоса». Между тем, ешо в бытность рядовым матро" сом тов. Богданов этот механизм вмел в непосредственном заведыг ванив. В чем же причина? В т^и, что мы не всегда обучаем ■матросов и старшин тому, что требует жизнь, с чем им прихо* дится сталкиваться в правтичег ской работе. Сами же старшины, особенно молодые, в силу отоут" ствия опыта ве могут сосватать того главного, над чем нужно работать. Подготовкой старшин со всей серьезностью должны защищать­ ся командиры боевых частей, офицеры, имеющие богатый опыт эксплоатации я ремонта материальной части. Наиболее полезными формами обучения старшин надо считать занятия на боевых постах* Недавно инженер*лейгенант т. Жмак провел занятие по уст" ройству а зкаплоатации турбокон* денсатного насоса. Занятие про" водилось в машине у насоса. За” нятиго предшествовала тщатель­ ная подготовка. Кроме разбора основных устройств и деталей насоса, был привлечен ряд до‘ полпительных материалов из опыта эвеплоатацин и ремонта тиггичиых механизмов. Богатый опыт эвеплоатацин материальной О подготовке старшин иа корабле части бых преподаесен ие вооб* ще, а црнменнтвл'ьио к раебира емому вопросу. После деталь- вето раэбора устройства вас оса, возможных случаев неисправно­ стей и поломок старшины про” изводили практический иусв на­ соса. Старшина 2 статьи Мол ев допустил ряд ошибок, на кото' рые ему тут же было указано, сделан анализ возможных послед­ ствий нарушения технической инструкции по запуску мехшиг- ма. Такие же заиятин были орга низованы в подоавделении офи- цера т. Бесноясова. Можно с уверенностью сказать, что эти занятия чвиаесли боль, шую пользу макросам и старши­ нам. * Нецелесообразно планировать «всеоб’емлющие» занятия, «от да за два часа хотят рассказать обо всем, что есть гаа боевом посту. После таких занятий у слушателей не остается должных знаний. Надо брать иебольшой воцрос и добиваться его отлич­ ного усвоения. Кроме занятий, проводимых со старшинским составом офи­ церами, надо научить старшин самостоятельно работать над ма­ териалом. С этой целью целесо­ образно на ощ>еделениый пе* рвод времени давать индивиду' альиые задания по определенно­ му кругу вопросов. Выполняя ин­ дивидуальные задания, старшина разбирает вопрос непосредствен­ но у механизмов, пользуется чер тежами и литературой, по вешг нятным вопросам получает кон­ сультацию у офицера. Старшине следует цри этом составлять конспект, который проверяется офицером, давшим задание. Кроме проверки жонтежТа офи­ цер должен выделить время на собеседование по дайной теме. Такой метод учебы дает возмож ность офщеру ближе познако­ миться со старшиной, с его ин­ дивидуальными способностями. Особое внимание следует уде» лять тому, как старшины прово" д#т занятая с личным составом. Неподготовленное эаиятяе — на" орэеная фата (времени. ветерееао вдовел занятие по устройству питательного насос* старшина 2 статьи Бзбешко. По­ советовавшись с командиром под­ разделения!, старшина продумай и составил содержательный пти-коншект, в котором быно предусмотрено: общая учебная цель занятия, краткое содержа­ ние излагаемого материала, вре­ мя на вопросы слушателей, вен­ тральные вопросы. Занятие вро- водилось в котельном отделении. Из запасных частей, имеющихся па корабле, бьш*ввитазоаотниво* вая коробка питательного насо са. Для ’лучшего усвоения уст­ ройства клапаинюй коробки па- соса были вскрыты смотровые лиочш. Здесь же, у васоса, ви села грифельная доска, на кото рой схематически была изобра­ жена принципиальная схема ра* боты насоса 'двойного действия. Завершением занятия бш прак­ тический пуск Механизма. Заня" тие заинтересовало матросов и, безусловно, дало хорошие павы кн в методике проведения заня­ тий старшине. При проведении частных уче­ ний на боевых Постах неплохо давать задание старшинам на разработку учения но отрабаты* ваемой задаче. Такие задания дисциплинируют старшину, обес почивают проведение полноцен­ ных учений. - Корабельный усташ1требует от старшинского состава: «Знать во всех деталях материальную часть своего подразделения и следить за правильным ее ис­ пользованием и содержанием; уметь втравишь повреждения материальной части своего заве* дквания». Совершенные формы обучения старшинского состава, повседнев­ ный контроль за их дзятельно- стью помогут в короткие сроки воспитать молодых старшин пол­ ноценными специалистами, на­ дежными помощниками офицер* ского состава, ответивших треб:- ваниям Корабельного устава. Ивженвршапитак-лейтенант Г. ФРУМСОН. Матрас* И. Плотицйн к€* даняо был удостоен боль, алого доверия. Его назна­ чила командирам отделения. По (всем .покдааггелетм. боевой гз политической подготовки Плс. тивдн имеет отличные и хоро­ шие оценка. Фото М . Бугакова. Отличный штатный специалист Старший дорос Пушив елг жит в нашем подразделении ее* давно, но и за короткий срок оя показал себяпримерных штатным специалистом. Хорошо изучив IСпециальность, он повседнеаю Повышает свои звания и помога­ ет товарищам стать такими же •мастерами своего дела. Тов. Пушкин— отличник бое. » *- вой и политической подготов* Ьи. За ход службы o«i получил от командира одиннадцать благо. Дарностей. Сейчас Пушкин выд- Ьшгут на должность командира 'отделения. Он активно басту­ ет и в комсомольской работе. Недавно старший матрос Пушкин избран секретарем комсомольской организации подрЙДелеиия. Младший лейтонант Г. ИВАНОВ. -— о — РОДИТЕЛЬСКОЕ СПАСИБО Матрос Заборский — &* личник боевой и политической подготовки, кандидат в1 члены ВКП(б). Командар корабля по­ слал письмо родителям Забор' ского, в котором благодарил их за воспитание сына и сооб­ щил о его примерной службе. Недавно было получено ответ­ ное письмо родителей, в ко* тором они пишут: «Горячо благодарим за хо* роший отзыв о нашем сынз Владимире. Передаем Вам ро­ дительское, спасибо за заботу о изм, за отличное воспитание его. Надеемся, что и и даль­ нейшем ВладиМ'ир будет та" ким же примерным матросом. Мы воспитываем еще двоих сыновей. Огараемся вложить в их воспитание все лучшее, вырастит!, их выносливыми, подготовить их хорошими за" щитниками Родины. Желатель­ но нам, чтобы отри призыве и они, как Володя, пошли в наш сланный флот. Желаем успеха и вдоровтй. С уважением к Вам М. И. Заборский, • У. Д. Заборсйая». На этом же корабле Служит молодой матрос электрик Вла* двмир Мицкевич. За короткий срок он хорош# усвоил свою специальность, успешно сдал зачеты по устройству корабля. Об образцовой службе и прг- мерной дисциплинированности Владимира Мицкевича было сообщено ого •йгггери Марии Леонтьевне. Вот что она пишет: «Получив Ваш:; письмо, я была несказанно рада за успе­ хи моего сына Владимира. Больпгтгг.^шцда^отасйбоШм, товарищи, за ралоспное ' tidifif- щенгие. Я счастлива тем, что Володя является примерным матросом, настоящим £злщити~ ком нашей Родины».- Оба письма были Зачитаны па общем собрании экипажа корабля. (Наш корр.). ПОТЕРЯННЫЙ АВТОРИТЕТ Старшина 1 статьи Томилий — командир носового зенитного орудия— облокотившись на ста­ нину пушки, задумчиво смотрел перед собой. Видно было, что он •озабочен какими-то невеселыми думами. Дело в том, что вчера он был серьезно скомпромети­ рован своим подчиненным матро­ сом Новожиловым, — заряжаю­ щим в расчете зенитного орудия. — Позор! — мысленно бранил Томилин матроса Новожилова. — ’ Как подвел (всех! В тот злополучный; для Ново­ жилова день, «когдабыло объявле­ но артиллерийское учение, он, как всегда, занял свое место по боевому расписанию и ждал команды зарядить орудие. Он был уверен В самом себе, в свс* их ч1ейких и отработанных двчт жения*х и поэтому не волновался, тем tfawe, что и учение-то пред* полагалось самое обычное, хоро­ шо знакомое Новожилову. Однако артиллерийское учение пошло несколько иначе, чем ду- нал Новожилов. Представитель штаба, проводивший проверку, подготовлегшости орудийного рас* чета к самостоятельным действи ям в сложной обстановке, решил проверить знание матросами мг- териальной части артиллерийской установки. — Горизонтальный наводчик вышел из строя. Новожилову за менять паводчика! — послыша­ ась вводная проверяющего. Новожилов занял место павод* чика и уверенно стал развора­ чивать штурвал наводки. — Корпус досылатедя не удер* Ж]гвается сререй защелкой то взводениом положении. Новожг* лов, устраните иеясправность. Шесть пар матросских глав впились в своего товарища, ожи* для его быстрых и уве^оинык действий. От работы Новожилова, от его быстроты и ловкости, от знания им материальной части зависели сейчас престиж всего расчета, оценка его слаженности. «Новожилов не подведет, — ду­ мали матросы. — Он сейчас по­ кажет класс работы». Но Новожилов растерялся. Он смущенно смотрел на проверяю-, щего и молчал. — Что же вы молчите? Дейст* вуйтл! Что нужно делать для устранения неисправности? Or чего корпус досылатсля может не удерживаться средней защел­ кой во .взведенном положении? Сбивчиво я путапно начал отеечат^на вопросы Новожилов. Нервно, неуверенно он хватался руками то за один, то за другой механизмы, и было видно, что неисправности ому не устранить. Новожилов не только растеря.’-* ся: он попросту не знал, где ну­ жно было искать повреждение и какего нужно было устранять. т— Плохо внаете материальную часть овоега ору|?ия,— дал спра­ ведливою оценку проверяющий:. — Поза вас придется снизить оценку всему орудийному расче­ ту. ' Затем, потеряувшись к стар' шине Томилину, проверяющий иронически заметил: — А еще доклацьгаали, чтовйе в перядке. Людей своих лучше нужно знать, товарищ старшина! Новожилов стоял у пушш, на виду у всех своих товарищей. Он боялся взглянуть в глаза матро­ сам, которым он так убедительно рассказывал о механизмах пуш­ ки, хвалился, что хорошо внаст зенитную систему и без всякого труда нсиравит любое повреждо кие. Он боялся увидеть в устрем* ленных яа неге хмурых глазах суровый приговор своим хвастли­ вым, ничем неоправданным ре чаи. Матросы, товарищи по ору­ дийному расчету, вправе бьгли сжИдать от него, от матроса Но* вожилова, отличного знания ма­ териальной части. Командир ору­ дия молча смотрел иа понуро стоявшего матроса. Было только видно, 'как играли мускулы на его лице, да от сильного волне* ния проступили на щеках розо­ вые пятна. Всю ночь после этого почтияф спал Новожилов, тяжело перово* рачиваись т койке с боку на бок. На сердце было мерзко, точ­ но он совершил какое-то очень нехорошее дело. Он и сам пе знал, как это могло все полу^ читься. Он искал себе.хоть ма­ ленькую крупицу оправдания, но ае находил ее. С огромным сожалением п го­ речью он вспоминал о том, как бегло и поверхностно изучал он материальную часть зенитной ус« тановки, как мало цридайал зна­ чения тщательной сборке и раз­ борке механизмов, как недооцеа навал необходимости ясного по' иимапия взаимодействия частей. Теперь он namai, что виноват во всем случившемся Он, Ново­ жилов. И он доажен был Иску* пить свою вину перед товарища* ми упорной я настойчивой рабо* тон по изучению зенитной уста* (НОвки. Он понимал, что восстановить лотеряипьгй авторитет, заслужить искреннее уважение свойх нова» ршцей ,— нелегкое, не шуточ* ное дело, 'для етого потребуется много н труда, и выдержки, а сил. Л. ФИЛИППОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz