На страже Заполярья. 1947 год. Июнь.
22 июня 1947 г.. № 144 (2835) Я1 Б Ш 1 £ ЗХПОЛЯРБ* тя A / P P O C C K 1 I B 1. Гольфштрем Баре&сцовсУ море ограничено яа северо-западе островами- Ш ищ . берген, на северовостоке— остро вами Земли Франца-Иосифа, с во стока.—двойным островам Новая Земля и с юга — Скаидипвавским' полуостровом и Мурманским п о .; бережьем. По своему режиму , северная часть -моря резко отличается от. ■южной Об’яюняется это посту плением мощного потока теиплыя вод Атлантического океана в Баренцево море, который служит как бы барьером, преграждаю щим движение на юг арктических льдов. Течение это носит яаэва/ таие Гольфштрем и впервые оно было открыто в XVIII -веке зна менитым угсеным Вениаминам , Франклинам. Исследования по казали, что главная вешь это- го течения выходит из Мексикан ского залива, благодаря чем|у оно и было названо Гольфштрем (гольф — залив* стрем» — тече ние). Но родиной Гольфштрема, является Амтилыйккэе море. Пройда путь от Мексиканского залива до берегов Европы дли ною 6.000 километров в течение пяти месяцез, Гольфштрем по степенно теряет свое тешло. Если в районе Нью-Фаундлея- ской мели температура воды ’+ ^ 0 °, то у наших берегов — всего + 3 ° . Тем не менее эта три градуса окай-ьпзаюгг регаггсяцее влияние на климат Мурманского побережья, на ^жизнь животного и растительного мира Баренцева моря. 2. Растительный и животный рлир Жизнь животных организмов и растений в воде зависит от гид рографически» факторов, к кото, рым откосятся: соленость, темпе ратура, растворентные в воде веще ства и газы. Интересно отметить, что полярные моря (каким; являет., ся и Баренщово море) более згь селеиы растительным и живот ным :М 1 иром, чем тропические. Много различных видов рыб и жи вотных. П|о своим питательным, качествам рыба Баренцева моря несравненно выше рыб иооюных морей. Об’яйсняетоя это тем, что северные рыбы гораздо богаче витаминами, чем рыбы остальных морей. Самый лучший рыбий жир вырабатывается из печени север, иой рыбы — трески. Треска и пикша ралтей весной приходит к Мурману с Лофотенских остро, вов и движется дальше на вс- сток. В июле— августе она появ. ляется у Канина Носа и Колгуе ва. Здесь рыба откармливается на обильных пастбищах, а с на ступлением холодного времени направляется вновь к Лофогген. ским островам, где она зимой, мечет икру. 1 3. Возникновение моря Известно, что э&яаап кора с самого начала своего образоваж», не оставалась неизменной В различные периоды она подвер галась значительным горизон тальным напряжениям», воледст. вне которых матбриковые масси вы приходили в движение и в наиболее слабых местах надви гались друг на дру.га, сбразовы. вая гигантские складки или ра?. рьоаьй. Ученые считают, что по добные горизонтальные на.- пряжения огромной силы земная кора иопыггала в тре тичный период, когда были обра зованы такие горные цени, как Альпы, Гималаи и Кавказ. Кру той 1 и местами отвесный берего вой склон М урмана и Финмаркена является плоскостью разрыва земной коры, вдоль которой ойус- . тилось современное мйо Баренце ва моря. Геологические исследовав БАРЕНЦОВО МОРЕ кия показало, чтI это случйлюсь, • • примерно, отло Ю0 тысяч лет тс- -Капитан 3 ранга М. АЛПАТОВ. му назад, причем явление это со. вершалоюь в течение длителыного периода. Сейчас установлено, что уровень дрешюго моря был вы ше современного яа 100 метров в Варангерском « (Мютавскам зали- иа 60 ветров в Тернберке и на 20 метров в Иокяньге. Это дрещлюиюакение оааовдно на на. лнчш аеюколькжх усггумов ла ост рове Кнльщна в полуострове ft*- бач-ай. Образование их нельзя ж- чем аб’асиить, кроме как воздей ствием деорц, которое вмело рва» личный уровень. В устьях рек Лица, Ура* Воронья * др. можно .видеть ло обеим сторонам берега, на различных высотах равные песчаные ллрщддки, которые, пс- -видимому, являюсь когда-то дрешгвей осупйюой. TYvHto уровень древнего меря цроходит ие вез де н& Одинаковой высоте*, сваде- тельютиует о поднятии материка. Следы сравнительно недавнего поднятий были обнаружены так же на 'Норой Земле на высоте 300 метро®. Дно теперешнего Бареицова моря поднималось и Спускалось. В то {время когда Баренцево мо ре бььло глубже, доступ в него теплых вод Гольфпгтрема) из Ат лантического океана был более сЕободагый. Предполагают, что тогда большая часть теплого те чения у наших берегов устремля лась ш восток и только незаваяи- телынал ветвь отклонялась иа север к Шпицбергену, поете- ляу .море было теплее •иа 1— 2 градоущ, чем сейчас. Эта подтвер ждается каысайаннями угаеных, которые, изучая древних живот ных,, сохранившихся в отложе- киях »а берегах!, нашли сред» них более теплолюбивые формы. Поднятие морского дна уменьши ло приток теплых аиламтических вод, и Баренцево море несколько похолодело. Движения земной коры вызвали (громадные изменения и в климат те. Нагаашо современного четвер тичного периода характеризует ся оледенением Северной Европы, западной части GCCP до Дана и Днепра. Ледяной щит имел тол щину в несколько километров. Та. кое скопление макэс воды иа зем>. ной поверхности понизило уровень •океана на 100 метров. Подсчита. но, что современный ледниковый покрав Гренландии, имея м^ш- пюсть два киломелра, при таянии может подмять уровень океана ва 8 метров^ Под влиянием своей тяжести лед медленно диигашея ш юг. Повсюду на Мурмане оста лись следы этого сползания в •виде как бы отполировашиых скал, «эбороиоденнььх царатйнами в направлении движения. Ледни. ии играли важ 1 щую роль в обра зовании фиордов на Мурманском берегу к, в частности, Кольского залива. Надо» полагать, что русла рек Колы и Т(ушомы представлю, ли собою ложе леднмка. Имеют ся данные, что по руслам губ Сайда, Тювы, Средней, Оленьей спускались боковые ледники. После того, как ледниковый пок ров растаял, многочисленные уг лубления я котлованы- ншолни. лись водой и дали иачало оэе. рам, из которым многие в «настоя щее в,рем 1 я исчезли и преврати лись в болюгга и т^рфжпжи. 4. Кто был Баренц? В старину БареИцово море на зывалось иначе. На всех найыих и иностранных картаж XVII века это море -называлось Мурман ским: Кто оке был Баре&ад н по чему его именем бквдо ншваяо Мурмаиское море? : В 1594 году на средства гол ландских купцов быйш ейаряже. «ы четыре корабля с целью уста новления торговых сиоюений с Индией и Юпаем севере»* пу тем. Двумя кораблями ксмандо. вади Корнелий Пай я Брандт Тетгалес. В Карское коре сии решили следовать вдним *з про. лйвов у Вайпача. Корабль «Мер. куря&» п промысловая щ/вопка под напаялстврш Виллема Барен ца избрали путь fe Карское море *вокд^уг северной оюонетоюсти Но вой Земли. Встретившись » оеве^ ру <уг Новой Земля с яеврокоди- •мыася льдаж. Баренц, поверил на юг и у острова Долчжх> соеда- (нилюя с Корнелием 'Наем я Тет- гашеоам, которые, «промдл Югор ский Шар, вышла в 'Карское мо ре и у устья реки >К)ары повер нули об|ратао. Прибьвэ в Голлан дию^ морешваштелн широко реки лавировали свое пуггешестаие и многим показалось тощд что -проход в Индаю я Китай севера [ньгм путем открыт. Под впечат лением этого в 1595 году было снаряжено уже шесть" кораблей с участием Баренца. Достигнув Югорского Шара, экспе-дадая Юц, нуждена была остановиться, так как пролив был забит ипыдом. Позиинее голландцы вш или в (Кар. ское море; (но дальше острова Местного (Мясного) пройти не удалось, ^котедицгая вовврагто* ласъ в Европу. Позднее галлами,. ское пргдательство Назначило нремшо в 25 тысяч гульденов ва открытие северо-восточного пути в Китай, (и амстердамские куоцы тотчас снарядили третью экспе дицию в составе дауос юудоо. Командиром одного был Як;-?ишь, другого — Яков веп-Гемзкерк, у которого Баренц зэейял долж ирсть старшего штурмана^ «о в дейст вительности Баренц шлялся ду\. .июй всего предяриеггия и факти ческое руководство было b его рушх. » 10 ш 1596 гош корабли выш ли из Амстердама к взяли iqyipc на север. 9 ( нйоия мораьлйвателя «увадели нензвеспвьв& острт. около которого ода убили перв*?- го белого медведя и в память этого события остров был дазшн: «МеЩ)вежий>. Имя это сомриит. лось за островом по сюе Е^емя. Продолжая плыть дальше аа се вер, Ш июня они гаювь встрети ли землю — это был Шпнцбери гея. Попытка обошуть Шпицбер ген с севера оказалась тщетной. Корабли повернуши \на кг и по дошли вторично к острслзу Мед вежий. Здесь емда разделились, так wane Баренц считал, что 1цуть в .Китай лежит вокруг Новой Земли, а Риил намеревался до- стипнуть дели путем обхода Шпи 1 ц)бергейа с севера. 19 августа Баренц прошел крайний северс-оосточный мыс Новой Земли, названный им мы сом Желания. 21' августа корабль, теснимый льдоч, вынужден быш зайти в яебЬльшую бухту, где и был окшчаггелыяо затерт льдом. На следующее шето голландцы на единственной уцелевшей боль, нгай шлюшке йоссшду-ли леицяш|ую гашаяь. К этому времени Баренц был тяжела болен ив «пути умер. С большими труд 1 ностями остав шиеся в «сдаьсх голлавдды добр^ лись J & Колье. Несо 1 мненпо. Ба ренц был ОДШФ! ш выдающикси йосигеиосвггелей Севера. iBor по чему то море* в которое ххп со- вершил свои пл!ашюя И в ведах которого нашел себе могшзд быи ло шаовадо его наденем. 5. Первые поселения на Мурмаме СМю М(урагон проислюдит' от слоза -HopMaiH. Та 1 к назвали себя •новгородские слав!яне, когда они вышли на пЮбережъе теперешппг- го Мурманского^ берега*. Колпн^- зацил Мурманского кран или ияа^ че — Лапландии ® ошосвиом про. иэоцшьа мириым путем. Труддю сказать, откуда впервые сюда, пришли славяне — может быть прямо из Новгорода или Белого моря, или с устьев рек Эльбы, Одера и Западной Двины;.. Во всяком случае с морским делом они были уже знакемгы и по достоинству оценили- здешний «рай, изобиловавший рыбой,иушщ. ньам и морским зверем* и 'Прекрас-, ньши екггес,твенимми гаванями*. Заселение края происхс|дишо ие везде раинзмерио.. Пабережауе Ва- рангераи Кольского залива боль ше привлекало ншгорздцев-, чем- восточный Мурман, где и расти тельный покров бедиее и’ уд оби. иьпх защищенных гаваней меньше.. Са№ё драное носеление славян, <впервь 5 е «>тг.омчшаемое в летописи 1264 гкхцац — город Кола. Здесь' когда-то был центр всей торговой деятельности Мурмана. Этот ста*, ринный город> имеет героическое прошлое. В 1590 году шведы, коц торые враждебно с^тотрели та уттверж 1 дение русских -на запад ном Mypveacie^ предприняли воен ный поход иа Колу с целью пре дать ее. огню и мечу. Но дело поверц{уитось так, что вместо богатых трофеев • шведы, потеряв все' яаграбл-еяное добро, вынуждены были отступишь и три этом их воевода Кафти жи телями Кольв был взят в плен. При Петре I в 1704 году была построена деревянная четырегх- уголытвая крапость с баглгпягли, в которой в 1706 rdry ^гта'яовилн 59 пушек. Кола дважды подвергалась инападениям англи. чан. Первый раз — в 1809* го ду, когда к Мурманскому берегу подошел английский; военный нийota. Корабль не рискнул при близиться к городу, а остановил ся у Кильдона, выслал две шлюп ки с 35 солдатами под комадаой офицера. Так касс крепость еще при Павле I была разр]ушена>, то гор£д. быш совершенно не адркшособлен к обороне и весь его парнгаон состоял из 50 человек внутренней- стражи Тем не менее это не смутило защитников города. Они организовали отряд ополченцев из 300 человек. Во время Крымской войны Ко ла вторично подверглась напа дению англичан^ Командир корве та «Миралда», приблизившись к Коле, потребовал безогаворэч. ной капитуляции, угрожая в противном случае судовой ар тиллерией разрушить город. На чальник гарнизона категорически отверг это- требование. Жители готовы были пожертвовать своим имуществом и жизнью, чтобы не допустить неприятеля в город. На другой день английский кор вет, вплотную приблизившись к Коле, открыл ожесточенииый огонь из 16 орудий и пьггалая высадить десант, ио безуспешно^ 6. Печенгский монастырь Вторьйм историческим дре*яним поселением славян является по селенгие ма берегу Варангерско го залива. Здесь еще в XVI столетии был построен при устье рекм Печенга мона стырь. Деятельность монастыря заключалась не столько в совершении религиозных обрядов, сколько в том, что монахи зани мались морские торговым и прэ- мышлеошым делом. Монастырь содержал большое количеотво мастеровьвх люотей, ореди «сотс- рьпх были мельтаки, солевары, зверолооы, корюиьики « судо строители. В устьях Печесяги и Пазреки монастырь строил для перезоэки своих грузов и замор ской торговли небольшие промы- олювые ода . В XVII столетни Печеггскнй мсаьастырь поставлял на внутренние ;рьшки России до 40 тьгаяч пудов соли, 1 »*ел -во всех главных пуийгтах от Архан гельска до Москвы свои но* деарыя аля склада товаров. Уоттешная торговая и «промыв словая деятельность моюастьфя не яравилась лЕРведам Поэтому! оив с целью вытеснения руосйсих •с Варвигерского яюмерья трижды разоряли русащуло колонию, а в четвертый раз — в 1691 году сожгли монастырь, у|би/ю 116 м^зосав. 7. Города Полярный и Мурманск Со временем и Кола и Печени* га утратили езое значение, как П 1 )-нкты оживлен.ной про'мысловой и торговой деятельности русских на Мурмане. Развитие парового флота и судоходства на Севере поставило Россию перед необхо димостью открытия морского порта и города на Мурмане. В 1896 году были начаты работы по строительству порта в Екате- риштиской гавани. В течение следующего года сооружались причалы и городские здания, а 24 июля 1899 г. состоялось от крытие нового портовото%города, названного Александровском. . Сюда были перевезены из Колы все уездные апм<инистратив»ные учреждения. Однако Алексакд- ровск не превратился в торго вый и промышленный цен*р) вследствие своей оторванности от населенгпь! 1 Х п|угтктов. Мьгслъ о создании железной дороги, соединнйощей Мурман с общей сетью железных дорог, созрела задолго до основаняя порта Александрове^ Первая империалистическая война, когда внешняя торговля через иаши балтийские и черноморские пор ты закрылась, послужила толч ком к сооружению железнойно- роги на Мурман. К работам при ступили в марте 1915 года, а полная укладка пути протяжени ем 1086 километров была за кончена в ноябре 1916 года. Та кая скорость постройки не име ла примеров в истории желеэнс- додожного строительства, осо бенно если учесть технические трудности по сооружению доро ги. В процессе строительства ко нечную стангдию из Крлы пере несли на 12 километров севернее в бухту Семеноэскую. Сюда мог ли подходить большие океанские суда со строительным лесом из Архангельска и техническим обо рудованием. 21 сентября 1916 года здесь, на конечной остановке Мурма®* ской железной дороги-, был зало* жеч город, получивший потом название — Мурманск. Из .не большого поселка за короткое время Мурманск вырос в порт союзного значения. Отт вписал не’ ojipw славную страншу я исто рию Велйхой Отечественной войны. * * * : Много увлекательных страши^ мЙжно написать о Барешцовом мо^ ре. Особенно большие перспек тивы по освоению М'урмана я Барегщова М 1 оря открываются пя* тилетним планом восстазкголения и развития народного хозяйства СССР: увеличивается в три раза траловый флот, будет . создан спени?ль,чый флот rto авылоюу сельди, вырастут новые предприя тия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz