На страже Заполярья. 1947 год. Июнь.

Любите море и морскую службу Я нисколньо lie <Sfteeto*»cb, что очень « в о т читателя этой insvrbH, саявавшяв адвйадй свои йудабу о «орем ■ кораблем, с 1грустью, о глубшаи — у ^ ш м ш т д м , i тюрей я смахнув ! украдкой навернувшуюся слезу, I покидал® корабль, на котором провели не один год, на котором избороздили немало даль в самое равйое время. Норе не раз бра ло их в переделки, яе рае ста­ ралось сыграть с ними горькую пгутку, ш пи разу ее плакалось >оно посетителем, конда против него выступали настоящие ляг • ди— подлинные советские граж­ дане, подлинные моряки великой : ■социалистической страны, иол* ные волн к победе, мужества, бесстрашия, обладатели широ­ тах знаний и всестороннего опыта, знающие, как свои пять пальцев, коварные повод* КИ МОРС.КОЙ стихии. Корабль был дотом таких м <г рякдв, товарищи на корабле ■— их семьей, дружной семьей со­ ветских людей, самоотверженно делающих свое дело с мыслью о Родине. И никогда из вашей памяти, товарищи моряки, не изгладятся ни радостные, ни трудные и горькие дни плавания за время .вашей службы. Эти ,воспоминания всегда будут до* роли (вам. Я знаю это и по себе н по 'многим дружеским беседам с молодыми и старыми моряка­ ми. . Кто пережил такие мииуты волнения перед тем, как послед, ний раз опуститься по трапу или сойти по сходне с родаото корабля, чтобы перейти на дру­ гой корабль, или даже обосно­ ваться на берегу, у моря после многих лет походов, кто проит&д черев штормы, бури и опасно­ сти, тот навсегда любит я море, н свой корабль, тот дорожит честью и славой . своего ©ораб■ ля. его экипажа. 1 Кто однажды вступил ’ под сень советского военнотморскюго флага, кто твердо избрал про­ фессию военного моряка, . тот , должен знать, что его ждет не только романтика моря, но и тяжкий порою труд, опасности, огорчения и неудачи, что путь его не будет ровным, гладким и проторянным, вж не бывает вечного штиля яа море. Тот должен знать, что без труда, без освоения многолетнего опыта поколений славных мореходов ему не быть настоящим . моря­ ком. И в море, и на стоянке— Контр- адмирал П. М И Х А Й Л О В i т - да®* . Вегудовм^рительюой ор­ ганизации службы, неверной оценке обстановки, незнанию ус­ ловий якорных стожок и пре­ небрежению к прогнозам погоды корабли срывались е якорей, бочек, швартовых. Следовательно, морж должен уметь бороться со стихией не только в норе, океане, но и при стоянках па закрытых и открьг ТЪЕХ рейдах. В 1939 году подравдеДОвие кораблей стояло в бухте Н. Это одна из удобных и спокойных бунт, закрытая почти оо всех сторон севками. И вот одавды днем, при отличном прогнозе и хорошей погоде, вдруг налетел сильный шквал. Корабли стали дрейфовать на берег. И только благодаря готовности кораблей к шторму и отличной выучке командиров и личного состава, была предотвращена серьезная авария. Окажу между прочим, что некоторые командиры этих кораблей только в 1939 году наплавали более 25000 миль, пройдя три океана и 14 морей, как, например, офинеры тт. Ко­ шка/рее и Соколов Ясно, что у них был уже солидный опыт и поэтому шквал не застал их врасплох. будь на-чеку! Моряки, служащие на кораб­ лях, часто встречаются с опас­ ностями при плавании в море. Но бороться со стихией им при­ ходится не только в море. Иног­ да это происходит и при стоян­ ке у стенки, па рейдах и в га­ ванях. Каждый опытный мо" 1 хяк это прекрасно знает. Ведь пе напрасно рекомендуется тра* вить якорь-цепь при постановке на якорь не менео трех глубин и, как дополнение, с полубака выбрасывать балласгину, несмот­ ря на штиль. Мне известны случаи из практики, под* твержтзютиле истину, что тот, кто пренебрегал готовностью ко* рабля к борьбе с ветром, волной, особенно яри внезапном измене­ нии погоды, — ставил свой ко­ рабль под угрозу серьезной ава­ рии. Былое случаи, когда благо* Любовь к морю приходит не сразу Ошибочно предполагать, что море любит только физически сильных. Физическая: аила, вы­ носливость, бесспорно, яужны моряку. Но эти качества долж­ ны обязательно сочетаться с рядом других необходимых ка честВ,- и, в первую очередь, необходима любовь в морю, к своему кораблю, как частице своей отчизны. Необходимо иметь морской опыт, морской глазомер, уметь правильно оце* пивать обстановку. Из практики известно, что когда на корабле в качествепас сажирав находятся не моряки, но физичеоки сильные люди, то они, пережив шторм, морскую болезнь, не желают без нужды повторять подобное путешест­ вие и говорят: «Хотя и далеко, но лучше проехать по суше». Об этом надо знать молодым морякам с самого начала, чтобы не сокрушаться недостатком фи­ зической силы. Я знаю очень многих отличнейших моряков, при взгляде на которых никак не подумаешь, что их не сломят в море никакие невзгоды и труд­ ности. Очень большое значение имеет привычка к морю, знание его капризов, постоянная готов­ ность к отпору его напалкам и неожиданностям. Эти качества даются практикой. похотами. Больше будь в море, .изучай его, покоряй его, и ты будешь па нам хозяином, действующим уверел- но, как в своем даме. Стало быть, дело иногда ле только в силе и выносливости, но и в привычке, натренирован­ ности, в любви к морю, в ма­ стерстве. Сочетание смелости с морским опытом, с умением еде* пивать обстановку дает возмож­ ность успешно выполнить по­ ставленную задачу в любых сложит целоеиях — м и м , аря ■ирт— ой погоде, при плохой вдормоеш. Это сочетание я дает VJ красоту вявевра корабля, вы­ полненного о той или иной об­ становке, которой всегда восхи­ щаются коряки. Чем можно об’ясиить, что пит рабль иногда терпит аварию, связанную с посадкой ва мель, или при «швартовке бьет себе корму? Смелости у всех командиров кораблей достаточно для того, чтобы итти на больших скоро­ стях в условиях плохой видимо­ сти или ятти на полном ходу црк отпваргевке кормой к стен­ ке. Но вот морского опыта, мор* ежого глазомера, умения оценить правильно обстановку у моло­ дых моряков еще мало. Поэтому они иногда основательно попа­ дают впросак, если их прямые начальники, находясь на кораб­ ле, не исправят во-врежя ошиб­ ку молодого командира. Любовь к кораблю, мюрю, смелость, опыт прививают­ ся, начиная co шгашпой скамьи — в училищах, ' шко­ лах, экипажах, во Матрос А. Швецов имеет отлтгаыё показатели по боевое и юолитнчезхсй иющгогговке. Свое эаведавание ои содврскит в абы разцовам состоянии. НА СНИМ КЕ: маггрос А. Швецов на бое» вом посту во время учений. Фото М . Вугжова. ДЕНЬ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ И СТРЕЛЬБ Лето в Заполярье вступает в свои права. У летчиков-истреби- телей настала страдная шора. Сегодня У истребителей осо- время |бенио насыщенны® упражнения- практики на кораблях флота. Но |ми летный день. В синеве без- 14-ательно они развиваются облачного неба, в зонах и над ъ при службе моряков иа корабле, в составе его экипажа. Плавание в море в штиль, шторм, хюрошую и плохую (ВЕ­ ДОМОСТЬ лучше всего повышает морской опыт, сколачивает эки­ паж корабля, делает его готовым в любых условиях умело и сисе* ло выполнить поставленные за*- дачи, прививает любовь в морю. Один-два шторма, пережитые моряком, или другие трудности, пережитые на первых порах в море, не дадут закалку л опыт, не сразу привьют уважение к морю и любовь к кораблю. Пе* режитые трудности борьбы со стихией в первое время мопут вызвать у некоторых товарищей как бы боязнь моря, тайное стремление уйти от этих труд­ ностей, покинуть корабль. Эти мысли появляются только на первых порах, при отсутствии опыта, морской закалки и ебьртло в ' самые рискованные моменты. Но как только шторм утих, молодому моряку становит­ ся самому стыдно своих мыслей. Анализируя обстановку действия своих стзлнгих товарищей, пове­ дение корабля во время шторма, опыт плавании других кораблей и опыт своего плавания, ои на­ чинает правильно оценивать об­ становку и старается действо­ вать так ревностно, будто его затаенные мысли пртчли товари­ щи и надо перед ними оправ­ даться. И такой момент опытпый командир не упустит. Он скажет молодому товарищу, что и сме­ лость, и любовь к кораблю и морю пргаходкгт ле сразу, а ук­ репляются пястепепно, от похода к походу, попа но станут проч­ ными, [постоянными, органиче­ скими, благодаря влиянию опыт­ ных товарищей и начальников. Полюбив море, корабль, моряк легче осваивает свою трудную службу. Смелость становится пеот’емлемой частью его жизни и ш море, и на суше. Он со­ вершает героические дела во имя своей Родины, во имя своего парода, во имя славных морских традидаа. Продолжение следует. iаэродромом кружатся истребите* ли. Вот командир сосредоточил свое внимание на паре истреби­ телей летчиков Поп/вкина и Напалкина, которые вели воз* душный «бой». Он вдруг увидел, как один самолет ни с того, ни с сего начал пикировать. Коман­ дир ощенил обстановку воздуш­ ного «боя» этой пары и пришел к выводу, что потеря высоты лет­ чиком _Наталкиным, излишнее его стремление в пикированию в процессе воздушного «боя» ни­ чем не вызваны, не обоснованы, а сам воздушный «бой» прохо­ дил вяло. Вскоре самолеты, управляе­ мые летчиками тт. Поповкиным и Наташиным, зашли парой на посадку и, снизившись, косну* лись колесами земли. Когда лег чики освободились от парашют, ных лямок и вышли ив кабин, вомагат,ир подозвал их к себе и вместе с ними разобрал воздуш­ ный «бой» и весь полет. Но этим командир не ограни­ чился. Перед вторым вылетсм он приказал построить летчиков. После раз’яспепия норя.жа вы­ полнения упражнений он расска­ зал б воздушном «бое» Пспоики- на и Напалпшта, проанализиро­ вал ошибку Напажипа, преду­ предил летчиков, к чему может привести ненужная потеря высо­ ты в боевой обстановке. Тут же он назначил т. Напалкину вто­ рой полет. Летчики разошлись по самолетам. Быстро запускаются моторы, и истребители, вырулив на старт, попарно взлетают. Наблтс- дая за взлетом, командир остал­ ся доволен действиями летчиков. Теперь в воздухе находились старшин лейтенант т. Калекин, старший лейтенант Алферов, летчики тт. Савченко и Напал- кин. В этом полете энергичным и грамотным пилотажем в воз* душном «бою» отличилась naipa Калекип— Алферов. Каждый эле­ мент полета был ими осмыслен, каждый метр полета — рассчи­ тан. В воздушном бою они пока­ зали высокий класс пилотажа. Направил свою ошибку в этом полете и летчйк т. Напалкий. После воздушного «боя» звено стреляло по конусу. Стрельба проходила на папутно-лересекаю* щикся курсах. Буксировщик ко­ нуса летчик Тангелов точно вы­ держивал заданный курс, и это облегчало выполнение упражне­ ния стреляющим. Когда конус был сброшен на аэродром, в нем оказалось много пробоин. Летчи* ки тт. Калекин, Алферов, Сав­ ченко, Наиалкин воздушные стрельбы выделили па «хоро­ шо» и «отлично». Полет эвена завершился отра­ боткой групповой скетанности. В заключение истребители про­ шли плотным и красивым стрсг ем над аэродромом и по сигналу ведущего ;разошлись для посад­ ки. Расчет на посадку они по­ строили правильно. В третьем полете принял уча* стно сам командир. Он шел веду.- щим звена, а его ведомыми лет­ чики тт. Поповкин, Савченйо и Епифанов. Истребители провел! кптизидуалгный воздушный «бой», отстрелялись по конусу, отработали полет строем. Высо­ кую оценку командира заелужкл в этом вылете старший лейте­ нант т. Поповкин. Воздушный «бой», стрельба из1 . Егулемет* и стрельба по конусу проведены им отлично. Остальные летчик* выполнили упражнения на «хо рошо» и «отлично». Сам коман­ дир в этом полете показалвыел* кие результаты воздушной стрельбы, отличился высоким классом в технике пилотрава* ния. Депь воздушных «боев» н стрельб прошел в подразделшли с бл.тт^ ой пользой дли всего летпого состава. Все упражнения плановой таблипы выполнены полностью. Своими успехами в боевой учебе летчики-истребители в значительной степени- обязаны техническому составу. Механики и вооруженны сержант т. Пес- сен, старшипа т. Рудаков, млад­ ший сержант т. Цветков, механик по вооружению т. Колесников, младший техник -лейтенант т. Пермеловский своевременно и высококачественно подготовили материальную часть к полету. Моторы и вооружение иа земле и в воздухе работали безотказно- (Наш корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz