На страже Заполярья. 1947 год. Июнь.
Любите море и морскую службу Я нисколньо lie <Sfteeto*»cb, что очень « в о т читателя этой insvrbH, саявавшяв адвйадй свои йудабу о «орем ■ кораблем, с 1грустью, о глубшаи — у ^ ш м ш т д м , i тюрей я смахнув ! украдкой навернувшуюся слезу, I покидал® корабль, на котором провели не один год, на котором избороздили немало даль в самое равйое время. Норе не раз бра ло их в переделки, яе рае ста ралось сыграть с ними горькую пгутку, ш пи разу ее плакалось >оно посетителем, конда против него выступали настоящие ляг • ди— подлинные советские граж дане, подлинные моряки великой : ■социалистической страны, иол* ные волн к победе, мужества, бесстрашия, обладатели широ тах знаний и всестороннего опыта, знающие, как свои пять пальцев, коварные повод* КИ МОРС.КОЙ стихии. Корабль был дотом таких м <г рякдв, товарищи на корабле ■— их семьей, дружной семьей со ветских людей, самоотверженно делающих свое дело с мыслью о Родине. И никогда из вашей памяти, товарищи моряки, не изгладятся ни радостные, ни трудные и горькие дни плавания за время .вашей службы. Эти ,воспоминания всегда будут до* роли (вам. Я знаю это и по себе н по 'многим дружеским беседам с молодыми и старыми моряка ми. . Кто пережил такие мииуты волнения перед тем, как послед, ний раз опуститься по трапу или сойти по сходне с родаото корабля, чтобы перейти на дру гой корабль, или даже обосно ваться на берегу, у моря после многих лет походов, кто проит&д черев штормы, бури и опасно сти, тот навсегда любит я море, н свой корабль, тот дорожит честью и славой . своего ©ораб■ ля. его экипажа. 1 Кто однажды вступил ’ под сень советского военнотморскюго флага, кто твердо избрал про фессию военного моряка, . тот , должен знать, что его ждет не только романтика моря, но и тяжкий порою труд, опасности, огорчения и неудачи, что путь его не будет ровным, гладким и проторянным, вж не бывает вечного штиля яа море. Тот должен знать, что без труда, без освоения многолетнего опыта поколений славных мореходов ему не быть настоящим . моря ком. И в море, и на стоянке— Контр- адмирал П. М И Х А Й Л О В i т - да®* . Вегудовм^рительюой ор ганизации службы, неверной оценке обстановки, незнанию ус ловий якорных стожок и пре небрежению к прогнозам погоды корабли срывались е якорей, бочек, швартовых. Следовательно, морж должен уметь бороться со стихией не только в норе, океане, но и при стоянках па закрытых и открьг ТЪЕХ рейдах. В 1939 году подравдеДОвие кораблей стояло в бухте Н. Это одна из удобных и спокойных бунт, закрытая почти оо всех сторон севками. И вот одавды днем, при отличном прогнозе и хорошей погоде, вдруг налетел сильный шквал. Корабли стали дрейфовать на берег. И только благодаря готовности кораблей к шторму и отличной выучке командиров и личного состава, была предотвращена серьезная авария. Окажу между прочим, что некоторые командиры этих кораблей только в 1939 году наплавали более 25000 миль, пройдя три океана и 14 морей, как, например, офинеры тт. Ко шка/рее и Соколов Ясно, что у них был уже солидный опыт и поэтому шквал не застал их врасплох. будь на-чеку! Моряки, служащие на кораб лях, часто встречаются с опас ностями при плавании в море. Но бороться со стихией им при ходится не только в море. Иног да это происходит и при стоян ке у стенки, па рейдах и в га ванях. Каждый опытный мо" 1 хяк это прекрасно знает. Ведь пе напрасно рекомендуется тра* вить якорь-цепь при постановке на якорь не менео трех глубин и, как дополнение, с полубака выбрасывать балласгину, несмот ря на штиль. Мне известны случаи из практики, под* твержтзютиле истину, что тот, кто пренебрегал готовностью ко* рабля к борьбе с ветром, волной, особенно яри внезапном измене нии погоды, — ставил свой ко рабль под угрозу серьезной ава рии. Былое случаи, когда благо* Любовь к морю приходит не сразу Ошибочно предполагать, что море любит только физически сильных. Физическая: аила, вы носливость, бесспорно, яужны моряку. Но эти качества долж ны обязательно сочетаться с рядом других необходимых ка честВ,- и, в первую очередь, необходима любовь в морю, к своему кораблю, как частице своей отчизны. Необходимо иметь морской опыт, морской глазомер, уметь правильно оце* пивать обстановку. Из практики известно, что когда на корабле в качествепас сажирав находятся не моряки, но физичеоки сильные люди, то они, пережив шторм, морскую болезнь, не желают без нужды повторять подобное путешест вие и говорят: «Хотя и далеко, но лучше проехать по суше». Об этом надо знать молодым морякам с самого начала, чтобы не сокрушаться недостатком фи зической силы. Я знаю очень многих отличнейших моряков, при взгляде на которых никак не подумаешь, что их не сломят в море никакие невзгоды и труд ности. Очень большое значение имеет привычка к морю, знание его капризов, постоянная готов ность к отпору его напалкам и неожиданностям. Эти качества даются практикой. похотами. Больше будь в море, .изучай его, покоряй его, и ты будешь па нам хозяином, действующим уверел- но, как в своем даме. Стало быть, дело иногда ле только в силе и выносливости, но и в привычке, натренирован ности, в любви к морю, в ма стерстве. Сочетание смелости с морским опытом, с умением еде* пивать обстановку дает возмож ность успешно выполнить по ставленную задачу в любых сложит целоеиях — м и м , аря ■ирт— ой погоде, при плохой вдормоеш. Это сочетание я дает VJ красоту вявевра корабля, вы полненного о той или иной об становке, которой всегда восхи щаются коряки. Чем можно об’ясиить, что пит рабль иногда терпит аварию, связанную с посадкой ва мель, или при «швартовке бьет себе корму? Смелости у всех командиров кораблей достаточно для того, чтобы итти на больших скоро стях в условиях плохой видимо сти или ятти на полном ходу црк отпваргевке кормой к стен ке. Но вот морского опыта, мор* ежого глазомера, умения оценить правильно обстановку у моло дых моряков еще мало. Поэтому они иногда основательно попа дают впросак, если их прямые начальники, находясь на кораб ле, не исправят во-врежя ошиб ку молодого командира. Любовь к кораблю, мюрю, смелость, опыт прививают ся, начиная co шгашпой скамьи — в училищах, ' шко лах, экипажах, во Матрос А. Швецов имеет отлтгаыё показатели по боевое и юолитнчезхсй иющгогговке. Свое эаведавание ои содврскит в абы разцовам состоянии. НА СНИМ КЕ: маггрос А. Швецов на бое» вом посту во время учений. Фото М . Вугжова. ДЕНЬ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ И СТРЕЛЬБ Лето в Заполярье вступает в свои права. У летчиков-истреби- телей настала страдная шора. Сегодня У истребителей осо- время |бенио насыщенны® упражнения- практики на кораблях флота. Но |ми летный день. В синеве без- 14-ательно они развиваются облачного неба, в зонах и над ъ при службе моряков иа корабле, в составе его экипажа. Плавание в море в штиль, шторм, хюрошую и плохую (ВЕ ДОМОСТЬ лучше всего повышает морской опыт, сколачивает эки паж корабля, делает его готовым в любых условиях умело и сисе* ло выполнить поставленные за*- дачи, прививает любовь в морю. Один-два шторма, пережитые моряком, или другие трудности, пережитые на первых порах в море, не дадут закалку л опыт, не сразу привьют уважение к морю и любовь к кораблю. Пе* режитые трудности борьбы со стихией в первое время мопут вызвать у некоторых товарищей как бы боязнь моря, тайное стремление уйти от этих труд ностей, покинуть корабль. Эти мысли появляются только на первых порах, при отсутствии опыта, морской закалки и ебьртло в ' самые рискованные моменты. Но как только шторм утих, молодому моряку становит ся самому стыдно своих мыслей. Анализируя обстановку действия своих стзлнгих товарищей, пове дение корабля во время шторма, опыт плавании других кораблей и опыт своего плавания, ои на чинает правильно оценивать об становку и старается действо вать так ревностно, будто его затаенные мысли пртчли товари щи и надо перед ними оправ даться. И такой момент опытпый командир не упустит. Он скажет молодому товарищу, что и сме лость, и любовь к кораблю и морю пргаходкгт ле сразу, а ук репляются пястепепно, от похода к походу, попа но станут проч ными, [постоянными, органиче скими, благодаря влиянию опыт ных товарищей и начальников. Полюбив море, корабль, моряк легче осваивает свою трудную службу. Смелость становится пеот’емлемой частью его жизни и ш море, и на суше. Он со вершает героические дела во имя своей Родины, во имя своего парода, во имя славных морских традидаа. Продолжение следует. iаэродромом кружатся истребите* ли. Вот командир сосредоточил свое внимание на паре истреби телей летчиков Поп/вкина и Напалкина, которые вели воз* душный «бой». Он вдруг увидел, как один самолет ни с того, ни с сего начал пикировать. Коман дир ощенил обстановку воздуш ного «боя» этой пары и пришел к выводу, что потеря высоты лет чиком _Наталкиным, излишнее его стремление в пикированию в процессе воздушного «боя» ни чем не вызваны, не обоснованы, а сам воздушный «бой» прохо дил вяло. Вскоре самолеты, управляе мые летчиками тт. Поповкиным и Наташиным, зашли парой на посадку и, снизившись, косну* лись колесами земли. Когда лег чики освободились от парашют, ных лямок и вышли ив кабин, вомагат,ир подозвал их к себе и вместе с ними разобрал воздуш ный «бой» и весь полет. Но этим командир не ограни чился. Перед вторым вылетсм он приказал построить летчиков. После раз’яспепия норя.жа вы полнения упражнений он расска зал б воздушном «бое» Пспоики- на и Напалпшта, проанализиро вал ошибку Напажипа, преду предил летчиков, к чему может привести ненужная потеря высо ты в боевой обстановке. Тут же он назначил т. Напалкину вто рой полет. Летчики разошлись по самолетам. Быстро запускаются моторы, и истребители, вырулив на старт, попарно взлетают. Наблтс- дая за взлетом, командир остал ся доволен действиями летчиков. Теперь в воздухе находились старшин лейтенант т. Калекин, старший лейтенант Алферов, летчики тт. Савченко и Напал- кин. В этом полете энергичным и грамотным пилотажем в воз* душном «бою» отличилась naipa Калекип— Алферов. Каждый эле мент полета был ими осмыслен, каждый метр полета — рассчи тан. В воздушном бою они пока зали высокий класс пилотажа. Направил свою ошибку в этом полете и летчйк т. Напалкий. После воздушного «боя» звено стреляло по конусу. Стрельба проходила на папутно-лересекаю* щикся курсах. Буксировщик ко нуса летчик Тангелов точно вы держивал заданный курс, и это облегчало выполнение упражне ния стреляющим. Когда конус был сброшен на аэродром, в нем оказалось много пробоин. Летчи* ки тт. Калекин, Алферов, Сав ченко, Наиалкин воздушные стрельбы выделили па «хоро шо» и «отлично». Полет эвена завершился отра боткой групповой скетанности. В заключение истребители про шли плотным и красивым стрсг ем над аэродромом и по сигналу ведущего ;разошлись для посад ки. Расчет на посадку они по строили правильно. В третьем полете принял уча* стно сам командир. Он шел веду.- щим звена, а его ведомыми лет чики тт. Поповкин, Савченйо и Епифанов. Истребители провел! кптизидуалгный воздушный «бой», отстрелялись по конусу, отработали полет строем. Высо кую оценку командира заелужкл в этом вылете старший лейте нант т. Поповкин. Воздушный «бой», стрельба из1 . Егулемет* и стрельба по конусу проведены им отлично. Остальные летчик* выполнили упражнения на «хо рошо» и «отлично». Сам коман дир в этом полете показалвыел* кие результаты воздушной стрельбы, отличился высоким классом в технике пилотрава* ния. Депь воздушных «боев» н стрельб прошел в подразделшли с бл.тт^ ой пользой дли всего летпого состава. Все упражнения плановой таблипы выполнены полностью. Своими успехами в боевой учебе летчики-истребители в значительной степени- обязаны техническому составу. Механики и вооруженны сержант т. Пес- сен, старшипа т. Рудаков, млад ший сержант т. Цветков, механик по вооружению т. Колесников, младший техник -лейтенант т. Пермеловский своевременно и высококачественно подготовили материальную часть к полету. Моторы и вооружение иа земле и в воздухе работали безотказно- (Наш корр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz