На страже Заполярья. 1947 год. Июнь.

Я А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 17 июня 1947 i г., № 139 (2 8 3 0 ) . Записки бывалых моряков о боевом опыте Недавне щкЛ&еден с4бор стар- ег® приизанию быш пущены шин — участников Отечест­ венной войны, посвящейный боевому опыту, яашшннаму старшинами в годыВеликой Оте­ чественной войны. В течение нескольких дней старинны со­ ставляли запаси своих еоюпкши- наний, которые, несомненно, сыграют серьезную роись в деле освоения молодыми кадеамй бое­ вого опыта и окажут неоцени­ мую помощь старшинах и офи­ церам при обучении и вослита* или подчиненных. Многие старшины в своих за* писках уделили особое внимание необходимости всемерного повы­ шения воинской дисцяшшш, укрепления организованности и порядка, — вааж (главных усло­ вий, обеспечивающих достижение боевого успеха. «Хорошо плавать, тахтда врвп- <&о сколочен и опаян экипаж, югда каевдый увереи в своем товарище и знает, что ни­ кто не подведет в бою», — пишет в. своих затюкан стар­ шина 1 статьи Денисов и приво­ дит пример, показывающий, как недисциплинированность одного человека может свести на-пет усилия целого экитвка и, боль­ ше того, поставить экипаж и корабль под серьезную yipoay. Недисциплинированные 1лмди, как правило, обычно самые неор­ ганизованные и неаккуратные в своей службе. Эта неорганизован* ноеть и неатюуратность в усло­ виях боевей обстановки создает, серьезную угрозу экипажу. «В одром из боевыхшхюдов,— пишет старшина 2 статьи Ле­ онтьев,— нам пришлось устранять повреждение в моторах. Работа была выполнена хорошо, и яич­ ный состав боевой части полу­ чил от командира благодарность. Все как будто было в порадке. Однако одип из мотористов до* пустил в своей работе небреж­ ность, которая потом свела на­ вет работу всех. Этому мотористу to время е’емки я постановки крышки дизеля понадобился шкерт. Недолго думая, он отвя­ зал конец, которым был закреп­ лен ящик с инструментом, и употребил 10ГО В дело, а потом, когда надобность в штерте мино­ вала, он, полешясь снова закре­ пить ящик, бросил колец в инструмент. Через несколько дней мы встретились с противни­ ком. Команда пришли решение иття На пересечение курса ира* жеским /кораблям. И Koiga по дизеля, то один к них начал работать рынками, то сбавляя, то увеличивал обороты. Кинулись выяснять тротилу. В отсеке, где находился ящик с ин­ струментом, увидели _ сильно бьющую из магистрали струю со­ ляра. Сразу стало ясно, в чем дело. Незакрепленный ящик при пацеппи перебил магистраль. Такова цена неряшливости». О том, как крепко выручает четкая, слаженная работа экипа­ жа в сложных боевых условиях, рассказывает в своих записях гвардии старинна 2 статьи Гав' рюшии- «В одном из походов, — пи­ шет «в, — мы попали на минноз поле. Еж только был услышан скрежет касания корпуса кораб­ ля о минреп, было немедленно доложено на центральный пост, и через несколько мпновенийвесь личный состав (уже стоил на бое­ вых постах, был застопорен эжниромотор, задраены все пере' борки. Экипаж был готов встре­ тить опасность». «Мы много раз ходили в бое­ вые походы, -— продолжает т. Гаврюшин, — и потопили не­ сколько кораблей противника. Но ни одна из побед не приходила сама. Врага приходилось настой­ чиво и упорно искать и бить его, опираясь на мастерство, на дисциплинированность, на орга­ низованность. Я ла корабле про" служил шесть лет н из своей личной службы убедился, что без дисциплины, порядка и органи­ зованности нельзя добиться по­ беды. Уходя в долгосрочный от­ пуск, я бы хотел сказать моло­ дым матросам, Ставшим вместо •нас на боевые посты: храипте, товарищи, добытую славу, вс<г мерно укрешля&ге вокпекую дис­ циплину и порядок». Значительное место старшины в своих записках 'уделили вопро­ сам бдительности, необходимой при несении верхней ходовой вахты. «Быть веевда на-чеку — вот чему учит войнаморяка, — го' ворит в своих; записках старинна 1 статьи Фомагип. — Заступая •на сигнальную вахту, нужно (все силы, все старание отдавать де­ лу обеспечения безопасности ща- вания корабля, обеспечения бог вого успеха. Если сигнальщик своевременно обнаружит против­ ника и точно доложит командиру, что он ©одиТ и оде, то комавдир сумеет принять быстрое и вер­ ное решение». «Однажды мы шли ночью в море, — тфиводит пример тов. Фомагин, — в один из наших сигнальщиков заметил (мгновен­ ный проблеск света впереди. Сигнальщик немедленно доложил об этом командиру. Был ускорэп ход, и через некоторое время пе­ ред нами появился силуэт тран­ спорта противника. Тран­ спорт был нами потоплен». О примерах высокой бдительно­ сти рассказывает в своих запис­ ках старшина 2 статьи т. Мара- ховокий. «Во время воины, ■— пишет он, — • мы дважды (выходили из тяжелого 1положения благодаря бдительности верхней вахты. В одном из походов нам приш­ лось проходить местом, вде обыч­ но находились на позиции пе- Отлитавк боевой и поидаггяч еской дсдготомси командир ору­ дия старшина 2 статьи Артюшов адрогаодит занятия по опецн- эльиост Фото М . Бугакова. КОМАНДИР И КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Предстоитвыход гэ«оре. У офи- мещьи-о подводаыо лодки. При Сщгзтлааа, как, и у каждого встуиьлшпл *в апа)злыйра>июина- жомаодщра в тавой момшт, много пги «едгнальщийи усилили ллйлао- Цуящд обесштать, чтобы денис, и ©ш>ре старшина^1 ста- каждый лдотрос, старгоша и офи* тки Лисин ваметил^вдрюый след цед знал цели я задачи лахюда, торп-еды. Вахтенный офшвдр не* был готов R выпадению зада­ емедлшно отдал тауЕНные коашды, •и корабль, ошшщрщюш®, уткшо- Б^еда с секретарю» коисооюль- нился от удара. В доугой^ раз CK()g организации о том, Что тре- во время шторма наш корабль буется от комсомольцев во время также оказался под угрозой. Но, похода,— первое, с чего начи- несмотря на сложность обстала»” иает т Светлов свои дела. Этой кн и трудности наблюдения, вах' попятно. Большинство экипажа теипый офицер т. Козин сумел — комсомольцы, и от того, как среди кипящих волн различить они будут выполнять свои обя- Ес-сремя торпедный след и отер- занности, зависни (yienex. нуть корабль от удара». В заключение т. Мараховский совершенно правильно замечает, что от несения ходовой вахты не­ редко зависит и успех вьгпо.т- Так быто и на этот раз. Секре*- тарь комсомольской организации старший матрос Чепрасов после беседы с командиром созвал нения боевого задания, судьба оче2юДнос заседание бюро по воп- корабля и всего экипажа. «О подготовке к выходу в Большое гёшжтие в своих за- МО|^>0 и задачах комсомольского ппска^ старшины уделили ак’1®в‘а>>‘ составлен и ут- шюпросам боевого мастерства 'Е‘аР®Д£Н план работы! па этот пе- и необходимости любовного ухода за механизмами' Все совещании комсомольского вывиды старшин по различ" аК1Ша выступил командир- Рас- ным вопросам работы личшого скаоа® 0 целях выхода в море и состаша во тремя боевых походов вставив перед активистами Ков- исключительно убедительны, нбо вфзтнЫ'в за^ачя> оп У®3323 на яс" они покоятся на твердом фушда- Д(>стаа®л в работе коысомоль- мотте множества приведенных примеров. Записки старшин наг сыщоны большим фактическим матераалом, который (представ* ской органиоации во время пре­ дыдущих (плаваний. Бюро поручило членам ВЛКСМ тт. Рулену, Рыжкову, Нискуно- ляет интерес дли старшин и офицеров. матросов, ву, Софьину и другим провести телями-ютсомольцами узнал, что у н и ©сть ряд невыясненных вопросов. Собрав всех слушате­ лей, он провел собеседование, tlo его инициативе также были про­ верены консультации но истории партии. Беседы командира много пожили кюмсомальцам-актнвИ' стам. Проявляя постожную забоек об 'дагор'йтете козвсюмольской о ^ ганшации, капитан-лейтенапт Светлов требует этого и от коман­ диров боевых частей. Офкцережий состав корабля следует првмфу своего команди­ ра. Одно «время в работе комсо­ мольской о(ргалшзации БЧ-2 был сер 1 >еаяый недостаток — бюро ие контролировало выполнение решений комсомольских собраний и отдельных поручений» Коман­ дир боевой части лейтенант Са­ харов в беседе с секретарем ком- сомо.тьюкого бюро старпим вгап> росом Мукосеевым .указал ему па это и тут жо посоветовал, как выправить положение. Дело пош* ло па лад. Сейчас в этой боевф •части удовлетворительно ш ■ ма а комсомольская ра^тта. За последнее время здесь нет на­ рушений воинской дисципли­ ны, комсомольцы занимают веду­ щую роль в боевой учебе. На одном из совещаний офипе* ров т. Светлев редко крити- 1>у у \^1РфЬШС US а н Л» FWD л. —*--- беседы на тему: «В походедейст-Jковал комавдира БЧ-5 т. Зай- Скоро наступает горячая пора вешать так, как в боевой сбста- боевой подготовки в море. Надо, | Вся работа была направ­ лена ла то, чтобы мобилизовать молодежь на успешное выполн:- чтобы бозвой опыт, изложенный в записках старшиа— участников войны, стал достоянием северо­ морцев и был учтен л йснользо- »пе задач, стоящих перед ко­ ван в ходе бо'вой подготовки во раблем. время ле:пил плавании. Г. ПЕТРОВ. ЭЛЕКТРИКИ НА ПОХОДЕ Перед личным составом была составлена ответственная зада­ ча: обеспечить безаварийную работу всея электронекализмяв на походе. Когда был дан сигнал: «Ко* рабль к походу изготовить», старшины и матросы с большим воодушевлением готовили свои заведыванкя, тщательно прове­ ряя их, еще раз убеждаясь в исправности механизмов. Старинна отделения комму­ нист старший матрос Ивашов является отличником боевой и политической подготовки. Под его руководством были хорошо тельные телеграфы, рулевые указатели и телефонная связь боевых постов. Эти механизмы работали на походе безотказно. Комсомольцы старший матрос Волков и матрос Яадохпн четко репетовали приказания и докла­ ды по телефону. ^Комсомолец старший матрос Васильев за время службы па корабле имеет пятнадцать поощ­ рений, является отличником бое* вой и политической подготовки. Он со всей серьезностью отнесся к подготовке заведываемой матег риалыной части к походу. Ходо­ вую вахту Васильев нес отлично. , Молодые матросы комсомольцы подготовлены машшшыо л ко-1Обидных, Ишаев, Молчанов и Накануне выхода в море каж­ дый ®з команды знал, какие зада­ чи должен выполнить корабль, что следует делать для того, что- Борепьков впервые стали па са- Успешно их РаШш,1Ъ- Коман- мостаятвльную валету. Сознавая Д®Р лично пэбсседовал с комс<г свою ответственность, они вни- мольдами тт. Бабичевым, Гвозд- мательяо готовили свои заведы- ковьгм, Гетманским л другими, вааия к походу. Ксыапдпр дал высокую оценку их работе па походе. За отличную работу на походе об’явлены благодарности юемму- нистам старшим матросам Ивано­ ву, Баянову, Равумову, Салищу, комсомольцам старшим матросам Васильеву, Волкову, Журину, Гуюарилу я матросам Хатнюк, Обидных, Молчанову, Миляеву и Кораньйову. Старшина 1 статьи Коммунист Светлов интересует­ ся деятельностью комсомольской организации постоянно. Он часто .выступает с докладами на ком­ сомольских I сабраиияд, присут­ ствует ш заседаниях бюро, нередко бывает ла собраниях в боевьих частях, интересуется тем, как комсомольцы повышают свой идейно-ашшшческий уро­ вень;. Как-то незадолго перед экзаме­ нами в школе партийного актива В. ЧЕРЕДОВ. Гт. Светлов в беседе со слуша- цева, который недооценивая роль «ммсожшской организа­ ции, не опирался па нее. Офицер Зайцев даже не знал, чем занимаются комсомоль­ цы. В ботвой части была низкая дисциплина, многие матросы от* ставали в своейподготовке. После критики командира! т. Зайцев заметно приблизилсяк комсомольской организации. Это сказалось на ее деятельности. В боевой части повысилась аван­ гардная роль «имоомоаьцев. Комсомольцы этого Корабля — передовая часть молодежи. Лич­ ный состав равняется на отлич­ ников боевой и политическойпод­ готовки членов ВЛКСМ Бабичева, Пискунова, Карасева, Селезнева, Гвоздтава и других. Авторитет комсомои'ьякюй организации за­ метно вырос. Это — результат .тесного контакта с командиром корабля, результат действенного партийного руководства. Лейтенант И. ЖЕМЧУЖИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz