На страже Заполярья. 1947 год. Июнь.

ПА С Т Р А Н Е З А ПОЛ Я Р Ь Я 5 тоня 1947 г., 16 129 (2820). На рейде. Ф ото В. Хохлова. Перед летними плаваниями 0 штурманском разборе походов Теоретическая подготовка лич­ ного состава штурмапокиг бое­ вых частей) всегда должна за­ крепляться практическим ш ш - нием, так как Тал;нею та походе осуществляются потное взаимо­ действие всех составных элемен­ тов штудамтшой части, провер­ ка знаний личного состава. Ре­ зультаты похода должны разби­ раться самым тщательным обра­ зом - Правильню проводилась такие разборы в Нчжюм подразделении. Корабли этого 'подразделения со­ вершали дальние переходы в сложных навигационных и гиг- рометеорюлияйчейкнх условиях, наплавали большое (количество миль з проделали большую ра­ боту по очистке от мин Барен­ цева моря. Организованно прошел штур­ манский пиход и раобор ва ко­ рабле .капитан-лейтенанта Элкс- нина. Участвующие в походе командиры я помощники коман­ диров решали астрономические гадачи, определяли места радио­ навигационными спосюбаога, де­ лали зарисовки отдельных при­ метных мест на побережье, вхо- |ов в бухты, зарисовывали при­ чалы, производили промеры глу­ бин. Все эта материалы послу 4 Кат справочным материалам при Дальнейших плаваниях. Одаако в этом походе выели место и надоюгаткп. Не было ■Ьредтюмотреото развертывание Дополнительных постов прохлад­ ой, 71 штурманских 1 (приборов Создавалась ненужная 'скучен­ ность офицеров, которые мешали друр лругу в райрте. На это бы­ ло утазаио на разборе. Разбор следует приводить сра­ зу же «осле похода с (Привлече­ ние» всего личного состава по группам: офицеры-штурманы, рулевые, штурмапгше электри­ ки. Руководить разбором первой группы должен штурман, второй и третьей — жо'маНдиры боювык частей, а на малых корабля® — помощник 'командира. Разбор с офицорамн-штурмана- miit и помощниками комайадиров, которые исполняют обязанности «командиров Б'Ч-1, следует про­ водить в два этапа. На мре^ва- ритеивноч зтгпе штурманы пред­ ставляют Bice материалы похода руководителю: карты, навигаци­ онный журнал, радноиавигащг оняый журнал (Я т. д. Руково­ дитель разбора должен тщатель­ ным «бравом проверять цревлщ- ку по (прокладке флагманского корабля или навигационному журналу, а также правильность ведения навигационного (журна- После проверки прокладки устанавливаются вероятные причины ошибок с раибинкой их (do труппам: а) ошибки приборов: каша* са, лата, несоответствий оборо­ тов машин — ияборосш; б) ошибки от неуюта гадоо* логических и гидрометеорологи­ ческих факторов, ахвающнх на игутеснйсление; в) личные опгибш и цроаихи лица, ведущего прокладку. Проверяется точность радив- вавнпащиоиных определений я определений места. Причем осо­ бое внимание в этих случаях надо обратить на правильность раотетов. умение выбирать тот или иной способ определения места в каждом койкретном слу­ чае. Затем утстаиавлйваеЬгся ве­ личина ' Ьпгибжя обсервации, проверяется точность астровеми- чеюких определений места, вы­ числения <в журнале, устанав­ ливается величина ошибки п ,*выводятся допустимые нормы ее. Особое внимание щи разборе следует обращать на аккурат­ ность работы штурмана, на умение им использовать радио- пелентаторные и другие уста­ новки в целях обеспечения (ко­ раблевождения. •Все (собранные и обработанные материалы должны быть тща­ тельно проанализированы и све­ дены дли большей налвддности в отдельные графики и таблицы. В них должны отражаться такие вопросы, (как выполнение норма­ тивов оо прокладке, маневриро­ ванию, астрономическим л ра­ дионавигационным шределеншю, количество решенных задач. После этого необходимо дать ос­ новные выводы, особо отмени я качество руководства боевой частью и органшапщш) штурман­ ской службы на 'походе. Окончателгный этап разбора имеет целью сообщение штурма­ нам результатов похода и основ­ ных выводов- с наглядным пока­ зом графиков н таблиц. Руководитель разбора кратки Мклатыйает фактический обра­ ботанный материал, дает оцен­ ки. (В докладе должны быть вскрыты ошибки и проанализи­ рованы причины их. Одновре­ менно (надо дать конкретные удавами. как взбежать (Повто­ рения Э 1 Ш шшюок 9 будущем. Разбор 1 о рулевыми и штур­ манскими электриками прово­ дится, как правило, командиром боевой части, а на малых Ко­ раблях — <• помощником коман­ дира. Перед Маналом разбора .руко­ водителю необходимо проверить правильность ведения докумен­ тации: журналов, метеанаблю- дений, проверни судовых часов, работы элещинавитлционяьпх приборов, сделать стой замеча­ ния а а м ц и , еелл есть (не­ обходимость, повторить правила ведения документация. На разборе должны быть ос­ вещены следующие вопросы: а) Как проходила? подготовка боевой чают» х походу; б) как неслась вахта на по* ходе (показать лучших я отста­ ющих матросов); в) какие вмялись веисгаравно- спи и тУвреидеиия материальной части и как они устранялись яичным составом; г) выполняете нормативов ру* левыми, штурмяношии электри­ ками. Наглядно показать курсо- граммы, — как выдерживал курс тот или иной рулевой. Оценить умение лроизводать гадеометеороиоогичесвив наблюде­ ния. измерение глубин ньелотам, механическим лотом, ручным лоном. Особое внимание при разборе следует обращать яа организа­ цию службы, деидашдау, вы- нолиение уставных требований, инструкций и наставлений, те аргаяизованноеть и дисциплину отделения и в целом боевой ча­ сти. Яа походе лиршый состав штурманской чаши давен про­ являть особую наблюдательность за Исправностью средств нави­ гационного оборудования па те­ атре: каяками, огнями, знаками, предостерегатесгйпъвги средства­ ми, работойрадаемаяюпв, итрав- ностью ограждения. О всех за­ меченных яаиаправаистях я не­ достатках над*» докладывать штурману. Это <*аст возможность своевременно принять меры к устранению (недостатков и обес­ печить беэотейюсть плавания. Тщательный р?лбор похода с глубоким анализом ошибок и успехов новыоит боевую подго­ товку боевой часта я азорабля в целом. Капитан-лейтенант В. ЖИГАЛОВ- I НЕРУШИМАЯ ДРУЖБА СОВЕТСКОГО НАРОДА РАССКАЗ ОТПУСКНИКА Недавно общеетвеняглите* ратурный илдккщвроваяный ежемесячник «Украина» посвяг тел много места той большой повесив^, которую оказывают трудящиеся города Левина воз­ рождающейся «всесоюзной ко­ чегарке». В журнале приво­ дится иного интересных дан­ ных об этой помощи. В своей статье главный конструктор ленинградского завода «Элек­ тросила»' т. Е. Комар пишет: «Если перевести все цифры яа явык сравнений, то выйдет, что за эти' годы восстановления Донбасса иы дали ежу отерге* тйче 1 сиив мощности, равняю­ щиеся мощности генераторов Днепрогэса». «Если размотать весь ка­ бель, изготовленный за послед" ние 30 месяцев «Сеичсабедаем» для Доябасса, то этимкабелем можно было бы несколько раз покрыть расстояние от Ленин­ града до Сталино,— пишет ди­ ректор Завода «Оевкабель» тов. А. Козловский. Рассказывая своим товари­ щам, что он видел, ваходясь в отпуску, Александр Иваницкий вынул из чемодана журнал «Украина» и ппредал! его моря" огам. С большим вниманием раз­ глядывали они фотографии, чи­ тали надписи к ним. Журнал нагл'яцно иллюстрирювал прос­ той и правдивый рассказ отпускника. С интересом слушай морят [ки ракхказ ко»м 1 униста Ива­ ницкого о переписке и сорев­ новании между горняком одной ®з шахт города Сталино и лег ни:?градским рабочим. Донецкий шахтер Насых Фахитов в пе­ риод Ветикой Отечественной войны был активным участни­ ком обороны Ленинграда. Сле­ сарь-сборщик загаода сПиевг мотива» Алексей Новикда в днй .войны был командирам орудия, дрался за осво­ бождение Донбасса от не­ мецких захватчиков. Между Фахнтовым я Новиковым суще­ ствует теплая товарищеская переписка, они соревнуются, стремясь достойно встретить 30-летие советской власти. Собирая отбойные молотки дли донецких шахтеров, Нови­ ков систематически выполняет по 2— 3 нормы. Не отстает от него в шахтер Фахитов. Прот- J рамму первого кг>аргалл 2 года пятилетки он выполнилдосроч­ но. Эшелон угля сверх плана добыл шахтер-натриотв пода­ рок городу-гераю. ...Долго длилась беседа иоря- кош с товарищем, вернувшимся из отщуша. .Она наполнила их сердца щндостыо аа нашу ве­ ликую Родину, за нерушимую ддужбу пародов. Кровью окреп’ лепа дружба л^чгшнлрадцов я допбассовнев, русского и укра­ инского народов. Плечом к ■плечу они отстаивал® город Ленина, освобождали Донбасси Украину. А сегодня в горячих боях, но уже на трудовом фрон­ те, — эта дружба крешгт и становится еще теснее. Старший лейтенант Р. ЛЕВИТ. С каждого корабля,' из каж­ дой части вжегоДО пифосы, старшины и офицеры, получая краткосрочный отпуск, раз’ез- жаются во все концы Совет* скоро Союза. Кто еррет в Моск­ ву, в Ленинград, кто в солнеч­ ную Грузию, &it) ва Харьков» пшну, кто в Донбасс. Вешка ш: оеоб’ятиа наша Родина. От Карпатских гор до Курильской гряды, от Ою:рмого Ледовито­ го океана до гор .Средней Азии — вйюду в промышленности и на транспорте, на шахтах я подах страны кипит созида­ тельный труд. Не жалея сил своих, трудятся советские лю­ ди но восстаповлшшю и цаль* иеншему развитию народало хозяйства нашей страны. Вот почему личный оостав кораб­ ля щш части всегда с боль­ шим интересом слушает рас­ сказы отпускников. I^ Когда в Н-ской части из or пуска вернулся старшина 2 статьи Иваницкий, его обету* пили товарищи. Посыпались (вопросы, просьбы рассказать о ввдеином. До службы во флоте Алек* оащр Иваницкий жил в горо­ де Сталино. Там Же он работал па металвдшшеском заводе. В период войны Нймел& 0 "фа 1 пист- ские захватчики нанесли боль­ шие разрушения городам и се­ лам Донбасса. Но еще шли жаркие бои на нолих Украины, а в Донбассе начали восстанав­ ливать разрушенные шахты, заводы н фабрики. Воздвига­ лись школы, больницы, жилые дома. С каждым месяцем эта работа ширялась. В день побе­ ды над гитлеровской Германи­ ей многие шахты ужо" дали первый уголь на-гора, зарабо­ тали цеха многих заводов. В восстановлении «всесоюз­ ной кочегарки» активное уча­ стие принимала и принимает вся отчюиа. Достойный пример в этом показывают Ленингра д• цы. Более 70 заводов Лсянн- пвда участвуют в техничес­ ком Оснащении Донбасса. Посетив в г. Сталино свой родной завод, североморец Ива­ ницкий побеседовал со многими рабочими. Некоторые из них провожали его в свое время на флот по призыву. Бывшие то­ варищи по работе рассказали ему, как они восстанавливали свой родной завод, какую пег мощь оказали ш в этом 'ленин­ градцы. Змвдя в турбинный цех заво­ да, Иваницкий обратил внима­ ние на мемориальную девку около одного из агрегатов. Зо­ лотыми буквами там было написано: сТурбагенератор в (5 тысяч киловатт. Построен в Ленин­ граде в Период блокады го­ рода. Смонтироваи на месте электростанции, взорванной оккупантами в сентябре 1943 года». Эта короткая надпись о мно­ гом говорила, каждое слово на­ долго запомнил Иваницкий. Оп долго стоял около турбины. «Ленинградка» — так любов­ но называют машину рабочие. Эта турбина шла в Донбасс френтовымп дорогами...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz