На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
2 Н А С Т Р А Ж Е 3 A Г?9Л Я Р Ь ff 30 июля 1947 г., Hi 176 (2867) На у ч е н и я х СИГНАЛЬЩИКИ СДАЮТ ЗАДАЧУ В отделении старшины 2 ста тьи Изкетова есть и опытные, и молодые сигаалыцики. Но все они одинаково старательно при водят в порядок флаги, сема форные флаги, ' осматривают и проверяют световую сигнализа цию, повторяют Наставление по наблюдению и связи, знание ин струкции. Завтра — выход на учение, завтра— сдавать задачу. И вот — корабль в море. По дошли к району учения. Тревога! Па мостике — отделение сиг нальщиков в полном составе. Все заняты наблюдением. Старшин матрос Авдеев первым обнаружил самолет, буксирую щий конус. Послышался отчет ливый! доклад: — Справа 15 градусов, угол места... самолет «противника»! Вахтенный офицер лейтенант Шаховцев проверил данные, со общенные сигнальщиком. Все точно, замечаний нет. Поступают вводные. По ним сигнальщики передают и прини мают семафоры и светограммы, показывают изменение хода ко рабля. Отлично действовал на учении старший матрос Юдин. Он — опытный сигнальщик. Ему не раз поручали замещать команди ра отделения, и Юдин всегда справлялся с обязанностями старшины, успевал поддерживать связь с катерами, отдавать 'при казания о под’еме нужных сигна лов и записывать в журнал вхо дящие й всходящие семафоры. Старший матрос Юдин за свою работу на учениях и на этот раз получил высокую оценку прини мающего задачу. Хорошо' действовал в течение всего похода старший матрос Дмитриев. Имея большую прак тику, он ничего не пропустил в своем секторе. Дмитриев успе вал следить одновременно и за кораблями, и за самолетами. Его доклады поступали без задержки и были точны. Молодой матрос Голубев впер вые нес самостоятельную вахту на походе. Он тщательно подготовился к выходу в море и его действия не снизили обще|й оценки отделения. Голу бев показал твердые знания спе циальности сигнальщика: наблю дал он бдительно, сигналы под нимал правильно и быстро, свое временно и безошибочно показы вал ход корабля. Хорошо подготовил старшина 2 статьи Бекетов отделение к учению. Хорошо подготовился и сам. Он руководил сигнальщика ми на мостике, четко отдавал приказания, держал беспрерыв ную связь с берегом. Слаженные действия отделения сигнальщиков на учении полу чили заслуженную похвалу. За дача была принята с отличной оценкой. Гвардии напитан Т. ЗАХАРОВ. Похвшли тебя— работай еще лучше На разборе учения командир говорил о двух орудийных расче тах. Он отметил хорошую строп - бу и слаженные действия равчо* та старшего матроса Худякова и указал на педостаточнунГ"натре- ннрованность наводчиков расчета старшины 2 статьи Буркова. Старшина 2 статьи Бурков внимательно разобрал с матроса ми все ошибки, допущенные на стрельбе, и тренировками поста рался устранить недостатки. Старший матрос Худяков вос принял похвалу командира, как признание законченности подго товки расчета. Первый уопох успокоил матросов. Онш загорди лись перед товарищами. Худлввв на тренировках стал снисходи тельным к промахам матросов, понизил требовательность. Прошло несколько дней. Ко рабль снова вышел в море. Снова расчет старшины 2 статьи Бур кова сдавал огпевую задачу. На этот раз матросы действовали четко и слаженно. Наводчики Но'- вицкий и Блохин приложили все усилия к тому, чтобы не повто рить прошлых ошибок. И цель была поражена несколькими зал пами. Расчет Худякова на очередных задачах допустил несколько су щественных ошибок. Горизон тальный наводчик матрос Зен- т п о производил наводку точно, М вертикальный наводчик ма трос Кровнов взял упреждение на скорость цели в обратную сторо ну. Хотя пристрелочная очередь прошла ниже цели и сразу можно было определить, в чем ошибка, Кровнов снова неправильно ввел корректуру, и ■щюсса опять от стала от цели. Без достаточного упреждения были и остальные очереди. Расчет Худякова огневую дачу не выполнил. Худякову и всем, у кого цопал кружится голова, хороший урок. Люди этого чета позабыли одно золотое пра вило. Тебя поругали — добейся, чтобы похвалили. Тебя похвали ли, — а ты работай еще лучше. Тогда в бою тебе враг не будет страшен: ты его одолеешь. В каждой похвале и награде— две стороны: одна — спасибо за то, что сделал, другая— которую надо, как говорят, отработать. А Худяков, видимо, забыл это и ре шил, что похвала —* это только опасибо за то, что сделал. Старшина 2 статьи Ю. ЛИСИЦЫН. за- от дан рас- Траление нучет особенностей театра Серьезная и « п и я в к а м ш- ш ял т вяяя явлиш ав морские дата стоит перед ц м щ и — буж и бочки. Вврсяю вехи можно флота по очистке наивго татра исмш>зшэт& только я районах со от мшт противника. ОбеспечитБ слабый течением и небольшими безопасное плавание кораблей* [глубинами (до 30— 40 метров),. транспортов и промысловых судов — такова конечная « д о этой большой работы. Внполнепие этой задачи сопряжено с боль шими трудностями, которые возникают из-за течешЦ кратко временности благоприятной пого ды с хорошей видимостью и сла быми ветрами, удаления отдель ных районов от береговых нави гационных ориентиров ва предел видиности, разнообразия характе ра глубин и наличия банок. Эти особенности заставляют особенно тщательно готовиться к каждой тральной операции и, в первую очередь, — штурман ским боевым частях. Для дости жения необходимой точности тра ления каждая операция требует специального гндрграфическо- навитационЕОГо обеспечения, даю щего возможность штуриану точ но держать корабль на тральном галсе и исключающего пропуски при тралении. Достаточно, напри мер, сказать, что для достижения необходимой точности штурман должен определять свое место че рез каждые 5— 8 минут. Лучшими способами определения места ко рабля надо считать: по двум уг лам, по трем пеленгам и углу, и, в крайнем случае, по двум пелен гам. Необходимо, чтобы три, в крайнем случае, — два навига ционных ориентира со всех точек трального района были хорошо видны и. чтобы штурманские приборы имели тщательно опре деленные поправки. Гидрографы совместно со нггурианом тралящего подразде ления должны выбрать на берегу навигационные знаки, хорошо ви димые с района траления. Для улучшения видимости выбранных знаков и лучшего опознавания их штурманами, гидрография должна их поднять (нарастить, сделать топовые фигуры, окрасить). Если существующих берего вых знаков будет медоетаточио для определения по дву* углам, или район распространяется за предел их видимости, навигаци онные ориентиры устанавливают ся на воде в виде пловучето ог раждения (буи, веха* бочки). Перед гидрографами стоит задача — непрерывно поддерживать, жи вучесть шговучего ограждения и I постоянно проверять его координа ты. Для этой цели в районе тра ления должен быть гидрографи ческий корабль с запасныш средствами ограждения и мощным под’емным устройством. В качестве навигационных ориентиров на, воде могут быть использованы также вспомога тельные корабли и аэростаты, устанавливаемые на надежных якорях. Их преимущество и том, что. они обладают значительна большей, дальностью видимости, чей буи и бочки. Существует два метода опре деления неста: первый — опреде ление места непосредственно с корабля по береговым или плову- чим ориентирам, второй — опре деление места тральщика с бере га точными инструментами (ме тод засечек) и передача коорди- пат на корабль. Выбор мет:та за висит от расположения райопа траления относительно берега, от величины течения и глубины. Наличие течений во всех тральных районах представляет значительную трудность для обеспечения точности траления. Ввиду этого галсы следует распо лагать по господствующему на правлению течений в данном районе. Кратковременность хорошей погоды требует хорошей органи зации при тралении, заключаю щейся в повышении скорости траления и сокращении времени на переход тральщиков от места отстоя к району траления. Повы шения скорости кораблей во вре мя траления можпо достичь ис пользованием попутного течения. Для этого, в зависимости от вели чины подлежащего тралению' района и скорости тральщиков, следует выбрать, длину галса та кой, чтобы плавание по нему !совпало со временем течения в годном направлении, и начать !траление с началом попутного течения. Такой выбор галса повы сит скорость тральщиков на два Пловучие ограждения подверже - 1 — три узла. Если выбрать такой - 1дайны галсы невозможно; нужно дг-лать их короче, чтобы совер- ны сносу течением. Опыт прове денного траления показывает, что наиболее живучиии и устойчивы- шать одинаковое число галсов по течению и против него. В этом •лучае будет исключено влияние течения на быстроту траления. Учитывая разнообразный ха« раычф глубин и наличие бонов,- усложняющих траление, целеео- оадано выделить участи • ка-* ш в глубинами и банками для траления их с меньшей) оттяжкой мябины или катерными траль щиками. Успех траления зависит от работы штурманов кораблей. Прокладку на головном траль-, щяке желательно вести на план шете с гониометрической сеткой. Масштаб этих планшетов надо увязать с шириной общей про траливаемой полосы на одном галте. На головном (ведущем)' тральщике прокладку следует вести штурману подразделения совместно с корабельным штур маном. На остальных кораблях трального подразделения про кладку ведут корабельные штур* малы па крупномасштабной кар те. Подготовка штурманов к тралв* ной операции должна быть сосре-1 доточена на изучении гидроме теорологического режима района, ,еге> навигационного ограждения, на приобретении навыков в поль зовании гониометрическим план шетом, на трепировке в измере нии углов секстаном, на тщатель ной выверке штурманских прибо ров. Протралепную полосу на каж дом галсе при глубинных райо нах до 50— 70 м. желательно отмечать тральными вешками, ко торые ставить специально выде^ .тснным тралыциком-вехоставом* Вехи сносятся течением, а по этому их положение обязательно ' контролируется обсервациями на следующем галсе. Мастерство рулевых отражает ся на точности траления. Они должны все время держать траль щик точно на курсе. Эту особен ность надо раз’яснить рулевым, и о т должны еще до выхода иа траление приобрести необходимые навыки точного держания на кур се. Офицеры-гидрографы и гидро метеорологи должны проявить максимум творческой инициати вы и постоянно помнить, что они в значительной степени способст вуют успеху траления. I Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ. ЗНАКОМИТЬ С ОПЫТОМ ПЕРЕДОВИКОВ ШИРОКИЕ МАССЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА У микрофона—отличник Недавно курсант Учебного от ряда т. Гирмап выступил у мик рофона радиоузла с рассказом о том, как он добился высоких по казателей в 6oeB(jfs и политиче ской подготовке. Он говорил об уроках, на которых надо всегда внимательно слушать каждое слово, рассказал о консиектпро- вании изучаемого материала и самостоятельной работе над учеб ными пособиями. Родителям т. Гирмана комсо мольское бюро послало письмо, в котором рассказывает о том, как достойно выполняет их сып во инский долг. Г. СПИРИДОНОВ. Значение обмена опытом в до стижении высоких показателей боевой подготовки очень велико. Нельзя сказать, «п* в частях воздушных сил нашего флота этого не попинают илн ничего в этой области не делают. Но мне кажется, пришло время подумать о том, чтобы обмену опитом уде лить больше внимания. Есть острая необходимость организации более широкого распространения опыта передовиков бееэок учебы. Такие товарищи есть в каждом подразделении, в каждой части, но о них знают лишь у себя. Что же касается методов, путей, кото рыми достигли они высоких пока зателей, то не все даже в той ча- (ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ) . сти. знают, каковы эти пути и методы. Лучших летчиков и штурманов одной части желательно направ лять в другие части для практи ческого показа достижений и рассказа о их методах, которые дали возможность им добиться хороших результатов в боевой подготовке. В войну ведь каждый новый тактический прием, приме ненный одним летчиком, быстро становился известным всем. По чему же не делается это сейчас? Разве не ясно, что такой путь распространения опыта передови ков — через личное общение п показ— даст хорошие результаты? Не должны замыкаться в рам ках только своей части и штаб ные офицеры. Им также необхо дим обмен опытом работы. Перед штабными офицерами частей м подразделений стоят задачи пла нирования боевой учебы с учетом комплексирования полетов, в их руках вся организация боевой под готовки, все ее обеспечение. Зна комство с методами работы пере довых штабпых офицеров поможет поднять культуру планирования, укрепит организацию боевой под готовки. Капитан А. ГУЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz