На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

2 Н А С Т Р А Ж Е 3 A Г?9Л Я Р Ь ff 30 июля 1947 г., Hi 176 (2867) На у ч е н и я х СИГНАЛЬЩИКИ СДАЮТ ЗАДАЧУ В отделении старшины 2 ста­ тьи Изкетова есть и опытные, и молодые сигаалыцики. Но все они одинаково старательно при­ водят в порядок флаги, сема­ форные флаги, ' осматривают и проверяют световую сигнализа­ цию, повторяют Наставление по наблюдению и связи, знание ин­ струкции. Завтра — выход на учение, завтра— сдавать задачу. И вот — корабль в море. По­ дошли к району учения. Тревога! Па мостике — отделение сиг­ нальщиков в полном составе. Все заняты наблюдением. Старшин матрос Авдеев первым обнаружил самолет, буксирую­ щий конус. Послышался отчет­ ливый! доклад: — Справа 15 градусов, угол места... самолет «противника»! Вахтенный офицер лейтенант Шаховцев проверил данные, со­ общенные сигнальщиком. Все точно, замечаний нет. Поступают вводные. По ним сигнальщики передают и прини­ мают семафоры и светограммы, показывают изменение хода ко­ рабля. Отлично действовал на учении старший матрос Юдин. Он — опытный сигнальщик. Ему не раз поручали замещать команди­ ра отделения, и Юдин всегда справлялся с обязанностями старшины, успевал поддерживать связь с катерами, отдавать 'при­ казания о под’еме нужных сигна­ лов и записывать в журнал вхо­ дящие й всходящие семафоры. Старший матрос Юдин за свою работу на учениях и на этот раз получил высокую оценку прини­ мающего задачу. Хорошо' действовал в течение всего похода старший матрос Дмитриев. Имея большую прак­ тику, он ничего не пропустил в своем секторе. Дмитриев успе­ вал следить одновременно и за кораблями, и за самолетами. Его доклады поступали без задержки и были точны. Молодой матрос Голубев впер­ вые нес самостоятельную вахту на походе. Он тщательно подготовился к выходу в море и его действия не снизили обще|й оценки отделения. Голу­ бев показал твердые знания спе­ циальности сигнальщика: наблю­ дал он бдительно, сигналы под­ нимал правильно и быстро, свое­ временно и безошибочно показы­ вал ход корабля. Хорошо подготовил старшина 2 статьи Бекетов отделение к учению. Хорошо подготовился и сам. Он руководил сигнальщика­ ми на мостике, четко отдавал приказания, держал беспрерыв­ ную связь с берегом. Слаженные действия отделения сигнальщиков на учении полу­ чили заслуженную похвалу. За­ дача была принята с отличной оценкой. Гвардии напитан Т. ЗАХАРОВ. Похвшли тебя— работай еще лучше На разборе учения командир говорил о двух орудийных расче­ тах. Он отметил хорошую строп - бу и слаженные действия равчо* та старшего матроса Худякова и указал на педостаточнунГ"натре- ннрованность наводчиков расчета старшины 2 статьи Буркова. Старшина 2 статьи Бурков внимательно разобрал с матроса­ ми все ошибки, допущенные на стрельбе, и тренировками поста­ рался устранить недостатки. Старший матрос Худяков вос­ принял похвалу командира, как признание законченности подго­ товки расчета. Первый уопох успокоил матросов. Онш загорди­ лись перед товарищами. Худлввв на тренировках стал снисходи­ тельным к промахам матросов, понизил требовательность. Прошло несколько дней. Ко­ рабль снова вышел в море. Снова расчет старшины 2 статьи Бур­ кова сдавал огпевую задачу. На этот раз матросы действовали четко и слаженно. Наводчики Но'- вицкий и Блохин приложили все усилия к тому, чтобы не повто­ рить прошлых ошибок. И цель была поражена несколькими зал­ пами. Расчет Худякова на очередных задачах допустил несколько су­ щественных ошибок. Горизон­ тальный наводчик матрос Зен- т п о производил наводку точно, М вертикальный наводчик ма­ трос Кровнов взял упреждение на скорость цели в обратную сторо­ ну. Хотя пристрелочная очередь прошла ниже цели и сразу можно было определить, в чем ошибка, Кровнов снова неправильно ввел корректуру, и ■щюсса опять от­ стала от цели. Без достаточного упреждения были и остальные очереди. Расчет Худякова огневую дачу не выполнил. Худякову и всем, у кого цопал кружится голова, хороший урок. Люди этого чета позабыли одно золотое пра­ вило. Тебя поругали — добейся, чтобы похвалили. Тебя похвали­ ли, — а ты работай еще лучше. Тогда в бою тебе враг не будет страшен: ты его одолеешь. В каждой похвале и награде— две стороны: одна — спасибо за то, что сделал, другая— которую надо, как говорят, отработать. А Худяков, видимо, забыл это и ре­ шил, что похвала —* это только опасибо за то, что сделал. Старшина 2 статьи Ю. ЛИСИЦЫН. за- от дан рас- Траление нучет особенностей театра Серьезная и « п и я в к а м ш- ш ял т вяяя явлиш ав морские дата стоит перед ц м щ и — буж и бочки. Вврсяю вехи можно флота по очистке наивго татра исмш>зшэт& только я районах со от мшт противника. ОбеспечитБ слабый течением и небольшими безопасное плавание кораблей* [глубинами (до 30— 40 метров),. транспортов и промысловых судов — такова конечная « д о этой большой работы. Внполнепие этой задачи сопряжено с боль­ шими трудностями, которые возникают из-за течешЦ кратко­ временности благоприятной пого­ ды с хорошей видимостью и сла­ быми ветрами, удаления отдель­ ных районов от береговых нави­ гационных ориентиров ва предел видиности, разнообразия характе­ ра глубин и наличия банок. Эти особенности заставляют особенно тщательно готовиться к каждой тральной операции и, в первую очередь, — штурман­ ским боевым частях. Для дости­ жения необходимой точности тра­ ления каждая операция требует специального гндрграфическо- навитационЕОГо обеспечения, даю­ щего возможность штуриану точ­ но держать корабль на тральном галсе и исключающего пропуски при тралении. Достаточно, напри­ мер, сказать, что для достижения необходимой точности штурман должен определять свое место че­ рез каждые 5— 8 минут. Лучшими способами определения места ко­ рабля надо считать: по двум уг­ лам, по трем пеленгам и углу, и, в крайнем случае, по двум пелен­ гам. Необходимо, чтобы три, в крайнем случае, — два навига­ ционных ориентира со всех точек трального района были хорошо видны и. чтобы штурманские приборы имели тщательно опре­ деленные поправки. Гидрографы совместно со нггурианом тралящего подразде­ ления должны выбрать на берегу навигационные знаки, хорошо ви­ димые с района траления. Для улучшения видимости выбранных знаков и лучшего опознавания их штурманами, гидрография должна их поднять (нарастить, сделать топовые фигуры, окрасить). Если существующих берего­ вых знаков будет медоетаточио для определения по дву* углам, или район распространяется за предел их видимости, навигаци­ онные ориентиры устанавливают­ ся на воде в виде пловучето ог­ раждения (буи, веха* бочки). Перед гидрографами стоит задача — непрерывно поддерживать, жи­ вучесть шговучего ограждения и I постоянно проверять его координа­ ты. Для этой цели в районе тра­ ления должен быть гидрографи­ ческий корабль с запасныш средствами ограждения и мощным под’емным устройством. В качестве навигационных ориентиров на, воде могут быть использованы также вспомога­ тельные корабли и аэростаты, устанавливаемые на надежных якорях. Их преимущество и том, что. они обладают значительна большей, дальностью видимости, чей буи и бочки. Существует два метода опре­ деления неста: первый — опреде­ ление места непосредственно с корабля по береговым или плову- чим ориентирам, второй — опре­ деление места тральщика с бере­ га точными инструментами (ме­ тод засечек) и передача коорди- пат на корабль. Выбор мет:та за­ висит от расположения райопа траления относительно берега, от величины течения и глубины. Наличие течений во всех тральных районах представляет значительную трудность для обеспечения точности траления. Ввиду этого галсы следует распо­ лагать по господствующему на­ правлению течений в данном районе. Кратковременность хорошей погоды требует хорошей органи­ зации при тралении, заключаю­ щейся в повышении скорости траления и сокращении времени на переход тральщиков от места отстоя к району траления. Повы­ шения скорости кораблей во вре­ мя траления можпо достичь ис­ пользованием попутного течения. Для этого, в зависимости от вели­ чины подлежащего тралению' района и скорости тральщиков, следует выбрать, длину галса та­ кой, чтобы плавание по нему !совпало со временем течения в годном направлении, и начать !траление с началом попутного течения. Такой выбор галса повы­ сит скорость тральщиков на два Пловучие ограждения подверже - 1 — три узла. Если выбрать такой - 1дайны галсы невозможно; нужно дг-лать их короче, чтобы совер- ны сносу течением. Опыт прове денного траления показывает, что наиболее живучиии и устойчивы- шать одинаковое число галсов по течению и против него. В этом •лучае будет исключено влияние течения на быстроту траления. Учитывая разнообразный ха« раычф глубин и наличие бонов,- усложняющих траление, целеео- оадано выделить участи • ка-* ш в глубинами и банками для траления их с меньшей) оттяжкой мябины или катерными траль­ щиками. Успех траления зависит от работы штурманов кораблей. Прокладку на головном траль-, щяке желательно вести на план­ шете с гониометрической сеткой. Масштаб этих планшетов надо увязать с шириной общей про­ траливаемой полосы на одном галте. На головном (ведущем)' тральщике прокладку следует вести штурману подразделения совместно с корабельным штур­ маном. На остальных кораблях трального подразделения про­ кладку ведут корабельные штур* малы па крупномасштабной кар­ те. Подготовка штурманов к тралв* ной операции должна быть сосре-1 доточена на изучении гидроме­ теорологического режима района, ,еге> навигационного ограждения, на приобретении навыков в поль­ зовании гониометрическим план­ шетом, на трепировке в измере­ нии углов секстаном, на тщатель­ ной выверке штурманских прибо­ ров. Протралепную полосу на каж­ дом галсе при глубинных райо­ нах до 50— 70 м. желательно отмечать тральными вешками, ко­ торые ставить специально выде^ .тснным тралыциком-вехоставом* Вехи сносятся течением, а по­ этому их положение обязательно ' контролируется обсервациями на следующем галсе. Мастерство рулевых отражает­ ся на точности траления. Они должны все время держать траль­ щик точно на курсе. Эту особен­ ность надо раз’яснить рулевым, и о т должны еще до выхода иа траление приобрести необходимые навыки точного держания на кур­ се. Офицеры-гидрографы и гидро­ метеорологи должны проявить максимум творческой инициати­ вы и постоянно помнить, что они в значительной степени способст­ вуют успеху траления. I Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ. ЗНАКОМИТЬ С ОПЫТОМ ПЕРЕДОВИКОВ ШИРОКИЕ МАССЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА У микрофона—отличник Недавно курсант Учебного от­ ряда т. Гирмап выступил у мик­ рофона радиоузла с рассказом о том, как он добился высоких по­ казателей в 6oeB(jfs и политиче­ ской подготовке. Он говорил об уроках, на которых надо всегда внимательно слушать каждое слово, рассказал о консиектпро- вании изучаемого материала и самостоятельной работе над учеб­ ными пособиями. Родителям т. Гирмана комсо­ мольское бюро послало письмо, в котором рассказывает о том, как достойно выполняет их сып во­ инский долг. Г. СПИРИДОНОВ. Значение обмена опытом в до­ стижении высоких показателей боевой подготовки очень велико. Нельзя сказать, «п* в частях воздушных сил нашего флота этого не попинают илн ничего в этой области не делают. Но мне кажется, пришло время подумать о том, чтобы обмену опитом уде­ лить больше внимания. Есть острая необходимость организации более широкого распространения опыта передовиков бееэок учебы. Такие товарищи есть в каждом подразделении, в каждой части, но о них знают лишь у себя. Что же касается методов, путей, кото­ рыми достигли они высоких пока­ зателей, то не все даже в той ча- (ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ) . сти. знают, каковы эти пути и методы. Лучших летчиков и штурманов одной части желательно направ­ лять в другие части для практи­ ческого показа достижений и рассказа о их методах, которые дали возможность им добиться хороших результатов в боевой подготовке. В войну ведь каждый новый тактический прием, приме­ ненный одним летчиком, быстро становился известным всем. По­ чему же не делается это сейчас? Разве не ясно, что такой путь распространения опыта передови­ ков — через личное общение п показ— даст хорошие результаты? Не должны замыкаться в рам­ ках только своей части и штаб­ ные офицеры. Им также необхо­ дим обмен опытом работы. Перед штабными офицерами частей м подразделений стоят задачи пла­ нирования боевой учебы с учетом комплексирования полетов, в их руках вся организация боевой под­ готовки, все ее обеспечение. Зна­ комство с методами работы пере­ довых штабпых офицеров поможет поднять культуру планирования, укрепит организацию боевой под­ готовки. Капитан А. ГУЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz