На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

4 ВА СТРАЖЕ З АПОЛЯРЬЯ # МИЛЯ 1947 г., М 182 (2M 3 J СовещаниеМинистровИностраныхДелСССР, Франци иАнглии ПАРИЖ. 30 нюня. (ТАСС). Сегодня на совещании трех ми­ нистров Бевш* внес предложение, представляющее собой простое, хотя н более краткое, повторение предыдущего предложения Бндо, против которого сразу же высту­ пила советская делегация. В проекте Бевина, как в в прежнем французском проекте, главное внимание отводится созданию «руководящего комитета для со­ ставления программы восстанов­ ления, координирующей нужды европейских стран в течение бли­ жайших четырех лет». Предла­ гается, таким образом, чтобы Ве­ ликобритания, Франция и Совет­ ский Союз взяли на себя инициа­ тиву составления всеоб’емлющей экономической программы для всех европейских стран с тем, что­ бы эта программа была затем представлена Соединенным Шта­ там, которые, по заявлению Бе­ вина н Бндо, не согласны без это­ го рассматривать вопрос о креди­ тах для европейских государств. Что означает такое желание составить экономическую прог­ рамму для всей - Европы руками трех держав,,хотя бы и с участи­ ем некоторых других европейских государств? Это, конечно, не оз­ начает, что Великобритания или Франция хотят поставить под контроль других европейских го­ сударств британскую или фран­ цузскую экономику. Но они, как видно, непрочь сговориться об установлении контроля над дру­ гими европейскими странами н через так называемый «руководя­ щий комитет» сделать попытку приспособить г экономику этих стран к своим потребностям и же­ ланиям, а также к требованиям, которые пред’являются в этом отношении Соединенными Штата- Пи Америки. Как известно, большинство ев- оопейских стран не имеет какой- *ибо общегосударственной эконо­ мической программы. Советский Еоюз со своим пятилетним пла- Юм занимает, как известно, осо­ бое место. Не имеют общегосу­ дарственной экономической про­ граммы ни сама Великобритания, *и Франция, поскольку реклами: ковавшийся некоторыми кругами «план Монне» во Франции су- Иествует скорее только на бума­ ге. Лишь немногие из европейских стран приступили теперь к пла- |ированию своего народного хо­ зяйства и имеют общегосударст­ венные экономические программы со сроком в два, три н пять лет. При таком положении составле­ ние общеевропейской программы с претензиями на координацию эко­ номического развития многих стран Европы не имеет под собой солидной почвы. Если, однако, разговоры об об­ щеевропейской экономической программе больше служат для украшения, то создание «руково­ дящего комитета» с такого роца широкими целями может вметь вполне определенное значение. Создание такого «руководящего комитета» предназначено для то­ го, чтобы заставить европейские государства отчитываться в име­ ющихся у них экономических ресурсах и в их использовании, с тем, чтобы принудить эти госу­ дарства проводить такую эконо­ мическую политику, которая вы­ годна Англии и Франции, а так- 5ке Соединенным Штатам Амери­ ки, хотя бы это и не отвечало интересам развития национальной экономики этих государств. Как средство нажима, хотят использо­ вать американские кредиты, сде­ лав их приманкой для малых го­ сударств. ' Немало пышных фраз говорится сейчас для того, чтобы изобразить проект Бевина — Бндо как благо­ деяние для европейских госу­ дарств. Между тем, цель втого проекта проста — имеющиеся эко­ номические затруднения б Вели­ кобритании в Франции хотят ле­ чить не за свой счет, когда приш­ лось бы задеть кошелек своих богатых классов, а за счет «малых сих», т. е. за счет малых евро­ пейских госудррств. Англо-фран­ цузская позиция в этом случае, видно, совпадает с политикой за­ атлантической республики. Теперь немало говорится и о том, что англо-французское пред­ ложение об общеевропейской эко­ номической программе вовсе не направлено на вмешателвство во внутренние .дела европейских го­ сударств и не затронет их сувере­ нитет. Однако надо знать, что в таких случаях слов и обещаний не жалеют. Если же судйть на основании фактов, то дело об­ стоит совсем иначе. Недавно было опубликовано греко-американское соглашение. Это соглашение также начинает­ ся со слов о признании грече­ ского суверенитета. А в действи­ тельности после греко-американ­ ского соглашения от суверените­ та Греции осталось только воспо­ минание; хозяином же в .Греции стала американская миссия.. Не так давно было опубликова­ но содержание соглашения ©пре­ доставлении Австрии кредитов со стороны Соединенных . ШтатоЗ Америки. И в данном случае пра­ вительство Австрии попадает в зависимость от американских контролеров, хотя американские представители немало произно­ сят речей с выражением заботы о независимости Австрии. Все это делает понятным, по­ чему - советская делегация не согласилась с проектом Бевина—- Бндо. Вместо проекта создания «ру­ ководящего комитета» с целью составления всеоб’емлющей эко­ номической программы для Евро­ пы, советская делегация сделала другое предложение. Она от­ вергла план выработки экономи­ ческой программы для европей­ ских стран, ведущей к навязыва­ нию отдельным государствам во­ ли некоторых сильных держав Европы и означающей вмешатель­ ство во внутренние дела малых стран со стороны сильных дер­ жав. . Советская делегация предложи­ ла создать Комитет содействия с участием трех великих держав и нескольких малых стран. По ее проекту Комитет содействия должен был бы выяснить потреб­ ность европейских стран в аме­ риканской экономической помощи и оказать им содействие § полу­ чении этой помощи, поскольку в известном заявлении Маршалла 5 июня предусматривалась воз­ можность оказания американской экономической помощи европей­ ским странам. боветский проект исключает возможность вмешательства силь­ ных держав во внутренние дела малых е§ропейских государств. Он рассчитан на тот случай, если Соединенные Штаты действитель­ но имеют в виду оказание эконо­ мической помощи европейским странам в целях восстановления национальной экономики " этих стран. Именно это предложение в наибольшей мере содействовало бы ускорению экономического восстановления европейских го­ сударств и отвечает подлинным интересам народов Европы. 2. В этой нрограммё будет ука­ зано: а) в какой мере она может быть осуществлена путем увели­ чения производства самих евро­ пейских стран в обмена между имеющимися в наличви ресурса­ ми; б) в какой помощи извне нуждаются европейские страны. Эта помощь будет предоставле­ на в форме капитального оборудо­ вания, чтобы дать ДОзможность увеличить производство, а также в форме основных товаров, как-то: продовольствие и уголь, для поддержания экономической жиз­ ни Европы в период увеличения внутреннего производства. 3. Руководящий комитет будет состоять из представителей Фран­ ции, Соединенного Королевства и СССР, а также представителей не более, чем четырех других стран. Он будет поддерживать связь с правительствами всех ев­ ропейских стран (за исключением Испании), с организацией Объеди­ ненных наций ■ с любыми други­ ми соответствующими междупра- внтельствеиными организациями. Любые консультации в отноше­ нии Германии будут осущест­ вляться через посредство главно­ командующих. 4. Руководящий комитет будет, в соответствии с предложением г-на Маршалла, стремиться к по­ лучению дружественной помощи qo стороны США в деле разработ­ ай программы. 5. Будут созданы также под­ комитеты для представления докладов руководящему комите­ ту по следующим вопросам: 1. Продовольствие и сельское хозяйство. виды топ- 2. Уголь и другие лява: и энергии. 3. Железо и сталь* 4. Транспорт. Подкомитеты будут состоять" из яеболыйого числа чжюв о? стран, ямболее веаюсредстшеяш заинтересованных в каждом от­ дельном случае. Вопросы о пла­ тежном балансе н сырье должны рассматриваться самим руководя­ щим комитетом. 6 . Руководящий комитет и подкомитеты долооды нотагпь ра­ боту немедленно и за к он ч у ее 15 августа. Доклад руководящего комите­ та после его принятия зайнтере- оованными европейскими страна­ ми явится той программой, со­ ставление которой было предло­ жено г-ном Маршаллом, и бу­ дет ватем направлено правитель- зенных Штатов. ству Соедин Предложение В. М. Молотова на совещании трех министров ПАРИЖ, 30 июня. (ТАСС). Как нам стало известно, Мини­ стром Иностранных Дел СССР В. М. Молоковым внесено на Парижском совещании трех ми­ нистров следующее предложение: Совещание Министров Ино­ странных Дел Франции, Велико­ британии и СССР признает важ­ ность згааяення задачи ускоре­ ния восстановления н дальней­ шего развития нарушенной вой­ ной национальной экономики ев­ ропейских стран и считает, что выполнение этой задачи было бы облегчено предоставлением со стороны Соединенных Штатов американской экономической по­ мощи, о которой государствен­ ный секретарь США г-н Маршалл сделал заявление 5 июня. Совещание считает, что в его задачу ее входит составление всеоб’емипощей акодомической программы для европейских стграв, так как составление такой экономической программы для всей Европы тремя великими дер­ жавами, хотя бы и при участии некоторый других стран, неиз­ бежно довело бы к навязыванию воли сильных европейских дер­ жав другим европейским странам, представляло бы собой вмеша­ тельство во внутренние дела этих государств и нарушение их суверенитета. Попытки состав­ ления такой всеоб’емлющей эко­ номической программы для Евро­ пы тем более недопустимы, что они довели бы к нарушению су­ ществующих экономических от­ ношений между европейскими странами и породили бы бЬльшие трешя в их взаимоотношениях, что затрудняло бы столь необко- димое дальнейшее (развитие эко­ номического сотрушшичества между странами Европы. В соответствии с изложенным совещание трех Министров Ино­ странных Дел считает целесооб­ разным: 1. В целях выявления потреб­ ностей европейских стран в аме­ риканской экономической помо­ щи, выяснения возможного предо­ ставления такой помощи от США и содействия ее получений евро­ пейскими странами создать Ко­ митет содействия в составе представителей Франции, Велико­ британии и СССР с дальнейшим пополнением его состава предста­ вителями некоторых других ев­ ропейских государств. 2. При Комитете содействия создать следующие подкомитеты: а) по продовольствию, в) *по топливу, с) по оборудованию. В состав подкомитетов долж­ ны входить, кроме представите­ лей СССР, Великобритании! и Франции, также представители двух особо заинтересованных в работе данного подкомитета евро­ пейских держав из числа стран, которые подверглись германской оккуВации и окааашя помощь об* щему делу союзников в победе над врагам*. Бывшие вражеские сграиьг мо­ гут привлекаться подкомитетами для консультации. Вопрос о Германии кюдлфжш рассмотрению четырех держяз: Великобритании, Франции, СССР, США. 3. Задачами Комитета содейст­ вия являются: а) получение заявок от евро- иейских стран на. логребную им эмерикансядую экономическую по­ мощь; в) составление на основе этих заявок сводной программы с учетом, что ©• первупо очередь’ должны быть предусмотрены нуж^ы стран, пострадавших от германской агрессии и внесших свой вклад в дело Яобеды союз­ ников; с) выяснение возможностей предоставления соответствующей экономической помощи со сторо­ ны США. 4. Комитет содействия уста­ навливает взаимоотношение с Ев­ ропейской Экономической Комис­ сией (ООН) в соответствии с возложенными ер него задачами. Английские предложения ПАРИЖ, 30 июня. (TACG). Здесь известно, что английский Министр Иностранных Дел Бевин направил В. М. Молотову и Ж. Бидо текст английских пред- дожений относительно экономи­ ческой помощи европейским стра­ нам. Предложения английской деле­ гации таковы: 1. Будет немедленно создан руководящий комитет для состав­ ления программы восстановления, координирующей нужды европей­ ских стран в течение ближайших четырех лет, которая будет рас­ смотрена правительствами евро­ пейских стран и представлена Соединенным Штатам. Об американских комментариях к совещанию трех министров ПАРИЖ, 30 нюня. (TACG). бреди появившихся в печати за последние дни много­ численных официальных и по­ луофициальных выступлений во­ круг Парижского совещания Министров Иностранных Дел СССР, Франции и Англии не ос­ тались незамеченными два выска­ зывания: речь американского пос­ ла в Лондоне Дугласа, произне­ с еш ь 26 июня, и комментарии и Парижскому совещанию, данные в официальном бюллетене посоль­ ства США в Париже. Оба эти документа в какой-то степени от­ ражают точки зрения официаль­ ных кругов США, так как в пер­ еем случае реяь Идет о выступле­ во втором — об органе американг ского дипломатического предста­ вительства. Нужно отметить* что и реяь Дугласа ■ бюллетень парижского посольства США исходят из одной общей установки, как выразился Дуглас. Однсм из факторов европейской «реконст­ рукции» является осознание Евро­ пой ее ответственности за фор­ мирование «координированной и всеобъемлющей программы». Идущий по стопам Дугласа бюллетень парижского посоль­ ства США от 27 июня в ульти­ мативном тоне требует от^ евро­ пейских наций, принимающих план Маршалла», не только раз­ работать совместно программу нии американского дипломата, а Странные обвинения гаветы ,,Монд“ экономического сотрудничеству но даже «об’единнть свои ре­ сурсы, ушиятоокить экономические барьеры и исчислить свои пот­ ребности на континентальной ос­ нове». Разработанная таким об­ разом программа «должна» быть 1 представлена на рассмотрение Соединенных Штатов. Неизвестно, что полшает Дуг­ лас под широко вещательными словами «европейская реконст­ рукция», но, во всяком случае, вполне очевидно, что Парижское совещание не приасваао занимать­ ся составлением каюих-лчбо вое- об’емшющих планов экономическо­ го восстановления ЕароЛьи Для этого существуют верше; причи­ ны. ПАРИЖ, 30 июня. (ТАСС). Парижская газета) «Монд» 30 ию­ ня выступила с обвинением но ад­ ресу советского агентства ТАСФ в том, что TACG, якобы, «про­ явил нескромность» и нарушил соглашение о неразглашении ма­ териалов Парижского совещания трех министров, опубликовав 29 июня изложение советской пози­ ции на Парижском совещании. Это обвтение против ТАСС является ничем иным, как попыт­ кой свалить вину с больной го­ ловы на здоровую. Дело в том, что утром 28 июня парижская га­ зета «Оба*, прикрываясь ссылкой на английское агентств Рейтер, Сложила все существенное, что со­ держалось в ре'^н и предложениях французского' Министра Иностран­ ных Дел Бидо на первом заседа­ нии трех министров. В тот же день упомянутая выше газета «Манд», выходящая вечером, да­ ла такую же корресшнденцию об этом выступлении Бидо. В то же время как газета «Об», так и га­ зета «Монд» ии словом не упо­ мянули о советской позиции, за- яьленяой на том же заседании, а сообщения многих французских га­ зет изображали позицию совет­ ского правительства в явно извра­ щенном виде. При таком положении агентство ТАСС не могло пройти мимо того, что фактически французские га­ зеты и английское агентство Рей­ тер не соблюдают соглашения о неразглашении материалов Париж­ ского совещания к было вынуж­ дено деть точную информацию о действительном характере и со­ держании советской оозиции. * * * ПАРИЖ, 1 июля. (ТАСС). Сегодня на совещании 3-х мини­ стров Бидо внес второе предло­ жение, которое по существу не отличается от первого француз­ ского предложения и от британ­ ского проекта, опубликованного советской печатью первого июля. После выступления Бидо ми­ нистры решили прервать заседа­ ние для ознакомления с фран­ цузским проектом. Следующее заседание состоится 2 июля. Ответственный редактор А. ДИВАВИН. ГМ 240152, Заказ № 633.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz