На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
4 ВА СТРАЖЕ З АПОЛЯРЬЯ # МИЛЯ 1947 г., М 182 (2M 3 J СовещаниеМинистровИностраныхДелСССР, Франци иАнглии ПАРИЖ. 30 нюня. (ТАСС). Сегодня на совещании трех ми нистров Бевш* внес предложение, представляющее собой простое, хотя н более краткое, повторение предыдущего предложения Бндо, против которого сразу же высту пила советская делегация. В проекте Бевина, как в в прежнем французском проекте, главное внимание отводится созданию «руководящего комитета для со ставления программы восстанов ления, координирующей нужды европейских стран в течение бли жайших четырех лет». Предла гается, таким образом, чтобы Ве ликобритания, Франция и Совет ский Союз взяли на себя инициа тиву составления всеоб’емлющей экономической программы для всех европейских стран с тем, что бы эта программа была затем представлена Соединенным Шта там, которые, по заявлению Бе вина н Бндо, не согласны без это го рассматривать вопрос о креди тах для европейских государств. Что означает такое желание составить экономическую прог рамму для всей - Европы руками трех держав,,хотя бы и с участи ем некоторых других европейских государств? Это, конечно, не оз начает, что Великобритания или Франция хотят поставить под контроль других европейских го сударств британскую или фран цузскую экономику. Но они, как видно, непрочь сговориться об установлении контроля над дру гими европейскими странами н через так называемый «руководя щий комитет» сделать попытку приспособить г экономику этих стран к своим потребностям и же ланиям, а также к требованиям, которые пред’являются в этом отношении Соединенными Штата- Пи Америки. Как известно, большинство ев- оопейских стран не имеет какой- *ибо общегосударственной эконо мической программы. Советский Еоюз со своим пятилетним пла- Юм занимает, как известно, осо бое место. Не имеют общегосу дарственной экономической про граммы ни сама Великобритания, *и Франция, поскольку реклами: ковавшийся некоторыми кругами «план Монне» во Франции су- Иествует скорее только на бума ге. Лишь немногие из европейских стран приступили теперь к пла- |ированию своего народного хо зяйства и имеют общегосударст венные экономические программы со сроком в два, три н пять лет. При таком положении составле ние общеевропейской программы с претензиями на координацию эко номического развития многих стран Европы не имеет под собой солидной почвы. Если, однако, разговоры об об щеевропейской экономической программе больше служат для украшения, то создание «руково дящего комитета» с такого роца широкими целями может вметь вполне определенное значение. Создание такого «руководящего комитета» предназначено для то го, чтобы заставить европейские государства отчитываться в име ющихся у них экономических ресурсах и в их использовании, с тем, чтобы принудить эти госу дарства проводить такую эконо мическую политику, которая вы годна Англии и Франции, а так- 5ке Соединенным Штатам Амери ки, хотя бы это и не отвечало интересам развития национальной экономики этих государств. Как средство нажима, хотят использо вать американские кредиты, сде лав их приманкой для малых го сударств. ' Немало пышных фраз говорится сейчас для того, чтобы изобразить проект Бевина — Бндо как благо деяние для европейских госу дарств. Между тем, цель втого проекта проста — имеющиеся эко номические затруднения б Вели кобритании в Франции хотят ле чить не за свой счет, когда приш лось бы задеть кошелек своих богатых классов, а за счет «малых сих», т. е. за счет малых евро пейских госудррств. Англо-фран цузская позиция в этом случае, видно, совпадает с политикой за атлантической республики. Теперь немало говорится и о том, что англо-французское пред ложение об общеевропейской эко номической программе вовсе не направлено на вмешателвство во внутренние .дела европейских го сударств и не затронет их сувере нитет. Однако надо знать, что в таких случаях слов и обещаний не жалеют. Если же судйть на основании фактов, то дело об стоит совсем иначе. Недавно было опубликовано греко-американское соглашение. Это соглашение также начинает ся со слов о признании грече ского суверенитета. А в действи тельности после греко-американ ского соглашения от суверените та Греции осталось только воспо минание; хозяином же в .Греции стала американская миссия.. Не так давно было опубликова но содержание соглашения ©пре доставлении Австрии кредитов со стороны Соединенных . ШтатоЗ Америки. И в данном случае пра вительство Австрии попадает в зависимость от американских контролеров, хотя американские представители немало произно сят речей с выражением заботы о независимости Австрии. Все это делает понятным, по чему - советская делегация не согласилась с проектом Бевина—- Бндо. Вместо проекта создания «ру ководящего комитета» с целью составления всеоб’емлющей эко номической программы для Евро пы, советская делегация сделала другое предложение. Она от вергла план выработки экономи ческой программы для европей ских стран, ведущей к навязыва нию отдельным государствам во ли некоторых сильных держав Европы и означающей вмешатель ство во внутренние дела малых стран со стороны сильных дер жав. . Советская делегация предложи ла создать Комитет содействия с участием трех великих держав и нескольких малых стран. По ее проекту Комитет содействия должен был бы выяснить потреб ность европейских стран в аме риканской экономической помощи и оказать им содействие § полу чении этой помощи, поскольку в известном заявлении Маршалла 5 июня предусматривалась воз можность оказания американской экономической помощи европей ским странам. боветский проект исключает возможность вмешательства силь ных держав во внутренние дела малых е§ропейских государств. Он рассчитан на тот случай, если Соединенные Штаты действитель но имеют в виду оказание эконо мической помощи европейским странам в целях восстановления национальной экономики " этих стран. Именно это предложение в наибольшей мере содействовало бы ускорению экономического восстановления европейских го сударств и отвечает подлинным интересам народов Европы. 2. В этой нрограммё будет ука зано: а) в какой мере она может быть осуществлена путем увели чения производства самих евро пейских стран в обмена между имеющимися в наличви ресурса ми; б) в какой помощи извне нуждаются европейские страны. Эта помощь будет предоставле на в форме капитального оборудо вания, чтобы дать ДОзможность увеличить производство, а также в форме основных товаров, как-то: продовольствие и уголь, для поддержания экономической жиз ни Европы в период увеличения внутреннего производства. 3. Руководящий комитет будет состоять из представителей Фран ции, Соединенного Королевства и СССР, а также представителей не более, чем четырех других стран. Он будет поддерживать связь с правительствами всех ев ропейских стран (за исключением Испании), с организацией Объеди ненных наций ■ с любыми други ми соответствующими междупра- внтельствеиными организациями. Любые консультации в отноше нии Германии будут осущест вляться через посредство главно командующих. 4. Руководящий комитет будет, в соответствии с предложением г-на Маршалла, стремиться к по лучению дружественной помощи qo стороны США в деле разработ ай программы. 5. Будут созданы также под комитеты для представления докладов руководящему комите ту по следующим вопросам: 1. Продовольствие и сельское хозяйство. виды топ- 2. Уголь и другие лява: и энергии. 3. Железо и сталь* 4. Транспорт. Подкомитеты будут состоять" из яеболыйого числа чжюв о? стран, ямболее веаюсредстшеяш заинтересованных в каждом от дельном случае. Вопросы о пла тежном балансе н сырье должны рассматриваться самим руководя щим комитетом. 6 . Руководящий комитет и подкомитеты долооды нотагпь ра боту немедленно и за к он ч у ее 15 августа. Доклад руководящего комите та после его принятия зайнтере- оованными европейскими страна ми явится той программой, со ставление которой было предло жено г-ном Маршаллом, и бу дет ватем направлено правитель- зенных Штатов. ству Соедин Предложение В. М. Молотова на совещании трех министров ПАРИЖ, 30 июня. (ТАСС). Как нам стало известно, Мини стром Иностранных Дел СССР В. М. Молоковым внесено на Парижском совещании трех ми нистров следующее предложение: Совещание Министров Ино странных Дел Франции, Велико британии и СССР признает важ ность згааяення задачи ускоре ния восстановления н дальней шего развития нарушенной вой ной национальной экономики ев ропейских стран и считает, что выполнение этой задачи было бы облегчено предоставлением со стороны Соединенных Штатов американской экономической по мощи, о которой государствен ный секретарь США г-н Маршалл сделал заявление 5 июня. Совещание считает, что в его задачу ее входит составление всеоб’емипощей акодомической программы для европейских стграв, так как составление такой экономической программы для всей Европы тремя великими дер жавами, хотя бы и при участии некоторый других стран, неиз бежно довело бы к навязыванию воли сильных европейских дер жав другим европейским странам, представляло бы собой вмеша тельство во внутренние дела этих государств и нарушение их суверенитета. Попытки состав ления такой всеоб’емлющей эко номической программы для Евро пы тем более недопустимы, что они довели бы к нарушению су ществующих экономических от ношений между европейскими странами и породили бы бЬльшие трешя в их взаимоотношениях, что затрудняло бы столь необко- димое дальнейшее (развитие эко номического сотрушшичества между странами Европы. В соответствии с изложенным совещание трех Министров Ино странных Дел считает целесооб разным: 1. В целях выявления потреб ностей европейских стран в аме риканской экономической помо щи, выяснения возможного предо ставления такой помощи от США и содействия ее получений евро пейскими странами создать Ко митет содействия в составе представителей Франции, Велико британии и СССР с дальнейшим пополнением его состава предста вителями некоторых других ев ропейских государств. 2. При Комитете содействия создать следующие подкомитеты: а) по продовольствию, в) *по топливу, с) по оборудованию. В состав подкомитетов долж ны входить, кроме представите лей СССР, Великобритании! и Франции, также представители двух особо заинтересованных в работе данного подкомитета евро пейских держав из числа стран, которые подверглись германской оккуВации и окааашя помощь об* щему делу союзников в победе над врагам*. Бывшие вражеские сграиьг мо гут привлекаться подкомитетами для консультации. Вопрос о Германии кюдлфжш рассмотрению четырех держяз: Великобритании, Франции, СССР, США. 3. Задачами Комитета содейст вия являются: а) получение заявок от евро- иейских стран на. логребную им эмерикансядую экономическую по мощь; в) составление на основе этих заявок сводной программы с учетом, что ©• первупо очередь’ должны быть предусмотрены нуж^ы стран, пострадавших от германской агрессии и внесших свой вклад в дело Яобеды союз ников; с) выяснение возможностей предоставления соответствующей экономической помощи со сторо ны США. 4. Комитет содействия уста навливает взаимоотношение с Ев ропейской Экономической Комис сией (ООН) в соответствии с возложенными ер него задачами. Английские предложения ПАРИЖ, 30 июня. (TACG). Здесь известно, что английский Министр Иностранных Дел Бевин направил В. М. Молотову и Ж. Бидо текст английских пред- дожений относительно экономи ческой помощи европейским стра нам. Предложения английской деле гации таковы: 1. Будет немедленно создан руководящий комитет для состав ления программы восстановления, координирующей нужды европей ских стран в течение ближайших четырех лет, которая будет рас смотрена правительствами евро пейских стран и представлена Соединенным Штатам. Об американских комментариях к совещанию трех министров ПАРИЖ, 30 нюня. (TACG). бреди появившихся в печати за последние дни много численных официальных и по луофициальных выступлений во круг Парижского совещания Министров Иностранных Дел СССР, Франции и Англии не ос тались незамеченными два выска зывания: речь американского пос ла в Лондоне Дугласа, произне с еш ь 26 июня, и комментарии и Парижскому совещанию, данные в официальном бюллетене посоль ства США в Париже. Оба эти документа в какой-то степени от ражают точки зрения официаль ных кругов США, так как в пер еем случае реяь Идет о выступле во втором — об органе американг ского дипломатического предста вительства. Нужно отметить* что и реяь Дугласа ■ бюллетень парижского посольства США исходят из одной общей установки, как выразился Дуглас. Однсм из факторов европейской «реконст рукции» является осознание Евро пой ее ответственности за фор мирование «координированной и всеобъемлющей программы». Идущий по стопам Дугласа бюллетень парижского посоль ства США от 27 июня в ульти мативном тоне требует от^ евро пейских наций, принимающих план Маршалла», не только раз работать совместно программу нии американского дипломата, а Странные обвинения гаветы ,,Монд“ экономического сотрудничеству но даже «об’единнть свои ре сурсы, ушиятоокить экономические барьеры и исчислить свои пот ребности на континентальной ос нове». Разработанная таким об разом программа «должна» быть 1 представлена на рассмотрение Соединенных Штатов. Неизвестно, что полшает Дуг лас под широко вещательными словами «европейская реконст рукция», но, во всяком случае, вполне очевидно, что Парижское совещание не приасваао занимать ся составлением каюих-лчбо вое- об’емшющих планов экономическо го восстановления ЕароЛьи Для этого существуют верше; причи ны. ПАРИЖ, 30 июня. (ТАСС). Парижская газета) «Монд» 30 ию ня выступила с обвинением но ад ресу советского агентства ТАСФ в том, что TACG, якобы, «про явил нескромность» и нарушил соглашение о неразглашении ма териалов Парижского совещания трех министров, опубликовав 29 июня изложение советской пози ции на Парижском совещании. Это обвтение против ТАСС является ничем иным, как попыт кой свалить вину с больной го ловы на здоровую. Дело в том, что утром 28 июня парижская га зета «Оба*, прикрываясь ссылкой на английское агентств Рейтер, Сложила все существенное, что со держалось в ре'^н и предложениях французского' Министра Иностран ных Дел Бидо на первом заседа нии трех министров. В тот же день упомянутая выше газета «Манд», выходящая вечером, да ла такую же корресшнденцию об этом выступлении Бидо. В то же время как газета «Об», так и га зета «Монд» ии словом не упо мянули о советской позиции, за- яьленяой на том же заседании, а сообщения многих французских га зет изображали позицию совет ского правительства в явно извра щенном виде. При таком положении агентство ТАСС не могло пройти мимо того, что фактически французские га зеты и английское агентство Рей тер не соблюдают соглашения о неразглашении материалов Париж ского совещания к было вынуж дено деть точную информацию о действительном характере и со держании советской оозиции. * * * ПАРИЖ, 1 июля. (ТАСС). Сегодня на совещании 3-х мини стров Бидо внес второе предло жение, которое по существу не отличается от первого француз ского предложения и от британ ского проекта, опубликованного советской печатью первого июля. После выступления Бидо ми нистры решили прервать заседа ние для ознакомления с фран цузским проектом. Следующее заседание состоится 2 июля. Ответственный редактор А. ДИВАВИН. ГМ 240152, Заказ № 633.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz