На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
Н м о м Ш ? г«* Л Ж ( Ш 4 ) I A W f * М l A f l M H F Ь Я Ко Дню Военно-Морского Флота детище великого Сталина н я ТИХОМ ОКЕАНЕ / В последние годы перво# пяти летки ЦК ВКЩб) и лично товарищ Сталин поставили задачу— быст ро укрепить Советский Дальний - Восток, прикрыть его морское по бережье. По поручению товарища Сталина, в 1931 году на Дальний Восток приехал товарищ Вороши лов. Ои посетил Владивосток и другие пункты. В апреле 1932 г., по ини-? цнатнве товарища Сталина, при нимается решение о строительстве Тихоокеанского флота. С Балтики и Черного моря пар тия и правительство, по указа» ниям товарища Сталина, направ ляют на ТихнЙ океан ш сячи опытных моряков, явившихся 90-' новным костями будущего фло та. В сентябре 1933 года ветунает в строй первая советская подвод-* ная лодка на Дальнем Востоке* В 1936 году во Владивосток приходят Северным морским путем эсминцы «Сталин» и «Войков». Флот начинает пополняться непрерывно и в 1939 году насчи тывает у*е более 100 единиц. 23 декабря 1935 года товарищ Сталин, товарищи Молотов, Воро шилов и Орджоникидзе принимали в Кремле делегацию младших командиров Тихоокеанского флота. Вот что рассказывает об этой встрече один из членов делега ции — тов. Бердников: «...Я и сейчас ощущаю радости ное волнение от пережитого в ту минуту. Мы выстроились в не большом зале Кремля. Вдруг из боковой двери появляется товарищ Сталин, вместе с ним — товарищи Молотов, Ворошилов, Орджоникид зе. Вошел товарищ Сталин и тут же у двери остановился. Оглядел нас н улыбнулся так тепло, так приветливо, что от моего волне ния сразу и rjroirn не осталось. Началась беседа i Великим вождем, простая, задушевная бесе да. Товарищ Ворошилов предста вил меня Иосифу Виссарионовичу, как подводника. Он обратился ко мне с вопросом: — Как наши лодки? — Хорошие, — говорю, — лодки, товарищ Сталин. Но ему не это хотелось от меня услышать. Он сразу стал задавать вопросы о конструкциях и дета лях подводной техники. Он инте ресовался моторами, электропри борами, удобством размещения команды. Я был поражен тем, как глубоко Иосиф Виссарионович знает наши подводные корабли, как заботлив он к тому, чтобы каждая лодка была совершенна не только боевыми качествами, но н бытовыми удобствами для подвод-» ников. Товарищ Сталин стал спраши вать, как мы живем, возвратив шись из морских походов в базу, как кормят нас. Он интересовало! нашим хозяйством, бытом, семьей, как удовлетворяются наши куль турные запросы. Он не только спрашивал, но раз’яснял, давал советы. Во’ всем ярко проступала величайшая сталинская забота, горячая любовь к людям». ПО ВОЛ Е С ТАЛ И Н А выехали в Мурманск.-1 На буксире «Буревестник» они вышли в рейт вдоль побережья Копското за г а м Товарищ Сталин, Ворошилов и Киров расположились иа «Буре вестнике» впереди капитанского мостика. Отсюда они осматривали в бинокли берега м губа залива, делая пометки па карте, разост ланной перед ними на столике. Товарищ Сталин и « о соратники намечали места будущих баз и батарей. На обратном пути в Мурманск «Буревестник» вошел в Екате- • рининскую гавань. Товарищ ИГО 5 д Г “ *" ” ">W5“ 53™ ■ Северной флэте » .щ и „ „ " ' I f™ * инициатором и вдохновителем строи, тельстяа большого флота, морских вооруженных сил Советского Союза, так же как инициатором и вдохновителем всех наших дел, больших £ ма лых. всех наших успехов и побед в разрешении за- ™ r ° u » eM L F z Hz : ac я А. ЖДАНОВ. Сталинская забота о моряках «Мы строим корабли для слав ных советских моряков-красно- флотцев, командиров и политра ботников Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Проекты наших новых кораблей, утверждаемые правительством и лично товарищем Сталиным, предусматривают не только самый быстрый ход, самое лучшее вооружение, самое совер шенное управление кораблем» но и самые лучшие условия для на ших советских моряков, которые будут жить и работать на корабле. На кораблях старого, царского флота и на современных иност ранных кораблях создавались и создаются удобства и комфорт для офицерского состава. Что же ка сается размещения рядового со става, те здесь даже не считаются с санитарными нормами. При проектировании и строи тельстве советских кораблей уде ляется особое внимание вопросам размещения и создания нормаль ных условий для работы и жизни всего личного состава. Забота о человеке, о советском моряке стоит всегда иа переднем плане при проектировании и строитель стве кораблей. В конце 1937 года, при рас смотрении проекта одного из бое вых кораблей, была отмечена вы сокая температура в машинных отделениях, что создавало тяже лые условия для работы команды. Товарищ Сталин подверг суровой критике проект и предложил ис править его и произвести необхо димые переделки на строящихся кораблях. Задание товарища Сталина было выполнено путем усиления вентиляции и подвода свежего воздуха. Теперь на кораб лях этой серии в машинных отде лениях обеспечены нормальные условия работы даже в самые жаркие дни. Команды наших кораблей раз мещаются в просторных, хорошо оборудованных кубриках, с хоро шей вентиляцией, стационарными койками и необходимыми удобст вами. На кораблях имеются клу бы, красные уголки, кабинеты для занятий, библиотеки, механи зированные прачечные, душевые помещения, механизированные электрифицированные камбузы для приготовления пищи и холо дильники для хранения продук тов питания. Даже на небольших кораблях, команда которых со стоит только из 30 человек, обо рудуются звуковые кинопере движки. Такие боевые надводные ко рабли строит наша страна». (Из статьи тов. Тевосяна к Дню Военно-Морского Флота вСвР. а 1939 г.). Северный флот был создан 14 лет тому назад по инициативе и по прямым указаниям товарища Сталина, лично посетившего нер- вые корабли нового флота и места их будущего базирования: Об этби всегда напоминает североморцам мемориальная доска, установлен ная в Главной базе флота, на ко торой начертано: «Здесь был 22 т м я 1933 года основатель и создатель Северного флота великий Стаями». ...18 мая 1933 года небольшая эскадра кораблей Балтийского флота — миноносцы, сторожеви ки, подводные лодки — со сняты ми мачтами и вооруженней ошвартовалась у Адмиралтейской набережной Ленинграда. На кораб ли, по поручению товарища Сталина, прибыл товарищ Воро шилов. . Оп тепло напутствовал корабли — ядро будущего Север ного флота — в путь по только что построенному Беломорско- Балтнйскону каналу. 20 пюля 1933 года ' корабли, вышедшие из Балтики и пришед шие в Белое море, были уже го товы к уходу в море от стенки Сорокекого порта. На кораблях вног.ь установили мачты, пушки, торпедпые аппараты. Ожили ме ханизмы. 21 июля па корабли прибыли товарищи Сталин, Ворошилов и Киров. Товарищ Ворошилов произ нес перед моряками краткую при ветственную речь. Затем высту пил товарищ Киров, говоривший о будущем Севера и об охране его границ. Выступил перед североморцами и товарищ Сталин. Его слова о за дачах флота, его благодарность личному составу за успешную проводку кораблей глубоко запали в сердца военных моряков. Товарищи Сталин, Ворошилов н Киров посетили корабли, где бесе довали t личным составом, а за- ★ i й ИЮЛЯ 1945 ГОДА, подводя в День Военно-Морского Флота СССР итоги боевой деятельности флота против фашистской Германии, товарищ Сталин в своем приказе X* 371 отмечал: ' «В Великой Отечественной войне евветоигв народа против фашистской Германии Военно-Морском Фявт нашего государства был верным помощником Красной Армии.,. На Балтийском, Черном и Барит оном морях, ка Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Фиот до конца выполнил свой до>г перед советской Радиной». Одновременно с этим товарищ Сталин поставил перед всем советский народом и перед советскими военными морякани новые большие задачи, дал боевую программу дальнейшего строительства и укрепления флота: «Совотсний народ хочет видеть свой фиот ем* белее сильным и могучим. Наш народ создает дли фиота новые боевые корабли и новые базы. Задача флота заключается в тем, чтобы неустанно го товить и совершенствовать кадры моряков, полностью освоить бое вой опыт Отечественной войны, еще выше подвить морскую куль туру, дисциплину и организованность в своих рядах». Указания товарища Сталина напцн конкретное выражение в Законе о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1960 годы. Вот что сказано в Законе: «Всемерно развивать отечественное судостроение, увеличить судостроение в 1950 году вдвое по сравнению с 1940 годом. Обе спечить строительство в СССР сильного и могучего фявта. Построить дия советского флота новые корабли и новые морение базы». Ныне советский народ я советские военные моряки, не покла дая рук, борются за выполнение сталинских указапий, самоотвер женно работая над созданием еще более могучего морского и океан ского флоп. Сталии внимательна осмотрел бе рега бухты и наметил, где создать город Полярное—будущую Глав ную базу флота. Через две недели, 5 августа 1933 года, боевые корабли нового флота — Северного флота — во шли в Мурнанский порт. В местах, указанных товарищем Сталиныи, началось строитель ство. В короткий еров северомор цы создали здесь базы, поставили батареи, построили на скалах свой заполярный город. С тех пор нинуло 14 лет Флот, созданный товарищем Огвяшыа, пополняясь из года в год новыии кораблями, непрерыв но рос и превращался в мощную силу. Когда грянула Великая Отече ственная война, на Северный флот легла ответственнейшая задача— не только помочь Советской Ар м а непосредственно в Заполярьи, но н обеспечить бесперебойное действие наших внешних морских кониуникацнй. Северный флот с честью выполнил это сталинское задание. Североморцы проявили в боях мужество, героизм и мастер ство. Товарищ Сталин в своих приказах трижды отмечал в 1944 году вместе с сухопутными вой-< скани и Северный флот. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz