На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
Я К . С Т Р А Ж Е J A J I O J M M f К ним 1Ф4Г г Щ 'Ш 1 Н ( 2 K # Ко Дню Военно-Морского Флота Военно-Морские Силы СССР Сооруженные Силы Советского Союза, соотав- ■Э ной и неразрывной частью которых «ляю тсн Фоенно-Морскме Силы, — детище великого Сталина. Товарищ Ворошилов писал: „Нельзя отделить историю и строительство во оруженных сил Советского государства от товарища Сталина. Нельзя говорить и писать о Сталине, чтобы не говорить и не писать о героической истории и героических битвах Красной Армии так же, как , нельзя говорить н писать о Красной Армии, чтобы Iне говорить и не писать о Сталине, который, в i тесном содружестве с Лениным, ковал ее устои.. ★ ★ ★ У колыбели советского Балтийского флота Весной 1919 года Юденич на ступал на Нетреград. Его поддер живали иаеервенты. В Финском заливе появнжя вражеский мони тор с 15-дюймовой артиллерией, 7 крейсеров, 12 няоносцев, 8 подводных лодок, авианосец, тор педные катера м другие корабли. Их задачей) было ударить по Пет рограду в моря. Контрреволюция в Петрограде подняла голову. Троцкисты и зиновьевцы намети ли сдачу Петрограда врагу ж по топление части кораблей Балтий ского флота. | Положение создалось критиче ское. Партия отправила в Петроград, товарища Сталию. Товарищ Сталин быстро добил ся коренного улучшения положе ния и лично возглавил операции Красной Армии и Флота. Морской участок фронта при этом он счи тал одним из важных. Вопреки линии Тогдашнего Главкома, пытавшегося под раз личными предлогами, в том чис ле — под предлогом недостатка топлива, ослабить боеспособность флота, товарищ Сталин активи зировал боевые действия флота и '24 мая 1919 года сообщил в Мо скву по прямому проводу: «Сегодня мне показали предпо ложение Главкома о сокращении флота в связи с топливным кри зисом. Я имел по этому поводу совещание со всеми нашими мор скими работниками и пришел к убеждению в совершенной непра вильности предположения Главко ма. Мотивы:' первое — крупные единицы в случае, если они будут превращены в пловучие плоты, лишатся возможности привести в действие орудия, то-есть последние просто не будут стрелять, так как между движением корабля и дей ствием пушки имеется прямая связь. Второе— неверно, что у нас нет крупных снарядов... Третье— топливный кризис проходит, ибо мы сумели уже накопить четыре ста двадцать тысяч пудов угля, не считая мазута, причем ежедневно получаем по поезду угля. Четвер тое— я убедился, что наш флот... превращается в действительный флот в дисциплинированными ма кросами, ротовыми защищать Пет роград всеми силами. Я не хочу неречислять здесь количество уже готовых боевых единиц, но! считаю своим долгом сказать, что налич ными морскими силами мы могли бы с честью оборонять Петроград от каких бы то ни было покуше ний с моря. Ввиду всего этого я, как и все питерские товарищи, настаиваем на отклонении предло жения Главкома. Затем считаю абсолютно нообиодиюм довести подвоз угля до двух поездов еже дневно, в продолжении трех-четы- рех недель, это даст, по уверению наших морских работников, пол ную возможность нашему флоту подводному и надводному оконча тельно стать на нога». Этот исторический документ— яркое свидетельство того, как с (первых же лет Советской власти 'заботился об укреплении Балтий ского флота товарищ Сталин. Благодаря его заботам Балтий ский флг» vбыстро стал на но ги и успешно отразил все попыт ки врагов прорваться к Петрогра ду с моря. Товарищ Сталин лично руково дил операцией Балтийского фло та по ликвидации контрреволю ционного мятежа на форту «Крас ная горка». Здесь он преподал балтийским морякам предметный урок того, какими смелыми, ак тивными, решительными должны быть всегда действия советского флота, преподал предметный урок марксистского подхода к военной науке. «Красная горка», вопреки утверждениям морских специали стов того периода, была взята од новременным ударом балтийщев с моря и с суши. В период своего пребывания в Петрограде товарищ Сталин по стоянно и настойчиво активизи ровал действия балтийских мо ряков, закаляя и сплачивая их в боях с врагами. После того, как наступление Юденича было отбито, товарищ Сталин, говоря о роли сохранен ного и укрепленного им флота в этой победе, писал летом 1919 года: «...Нельзя не приветствовать, что Балтийский флот, считавший ся погибшим, возрождается самым действительным образом... Еще более отрадно, что балтийские ма тросы вновь нашли себя, оживив в своих подвигах лучшие тради ции русского революционного флота». Балтийский флот, благодаря руководству и заботам товарища Сталина, быстро рос в креп и вскоре стал не только могучим флотом, но и базой для развития Черноморского и для создания Тихоокеанского и Северного фло тов, на которые Балтика дала не мало кораблей и кадров. Й. В. Сталин ва крейсере «Червона Украина». „Б ыл на крейсере „Черв. Украина " . Присут- ствовална вечере самодеятельновти. Обшеевпечат - ление: замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на все ради нашего общего дела. Приятно иметь дело с такими товарищами. При ятно бороться с врагами в рядах таках бойцов " . И. СТАЛИН. Сталин и судостроители Один из судостроителей" так описывает встречу с товарищем Сталиным цри обсуждении вопро сов строительства боевых кораб лей флота: «Вот товарищ Сталии поднялся со своего места, осторожно, не же лая мешать говорившему. Прошел ся по комнате, выпил воды, набил табаком свою трубку. Речь шла о сроках закладки, о конструкции и строительстве крупных военно-морских единиц. Вопросы эти ^ыли специ альные, технические. Яосиф Виссарионович, как бы проверяя собственные мнения, задал не сколько вопросов тов. Тевосяну. конструкторам, судостроителям, инженерам. Немного подумав м как бы взвешивая все услышан ное, товарищ Сталин высказал свою точку зрения о конструк циях кораблей, о размещении их на строительстве. Мы поразиясь: когда успевает этот человек, за груженный тысячами дел большо го государственного значения, так глубоко вникать в «мелочи», интересоваться специальным су достроением? Ведь есть десятки видов кораблей, и все эти виды товарищ Сталин превосходно знает. Яосиф Виссармоновнч товары о судостроении в разных странах мира, сравнивал наши об’екгы с иностранными, и все это с такой простотой и четкостью, что мы, люди, строящие корабля, многому научились у вето тогда. О чем бы ни шла речь — о качестве ли отдельных частей, о толщине ли брони, — Иосиф Виссарионович вставлял деловые, глубоко верные замечания. После каждой реплики он подробно рас спрашивал об интересующем его предмете, советовался, вниматель но выслушивал мнения других. Оп как бы мыслил вслух, никому не навязывая своего мнения, ни чего ве предрешая... Особенно чутко и внимательно относился товарищ Сталин ко всем новшествам, к любой ини циативной мысли, направленной иа укрепление могущества совет ского Военно-Морского Флота. Услышав свежее предложение, Иосиф Вмссариодавич оживлялся, одобрительно кивал головой, под бадривал, вдохновлял. Такое от ношение окрыляло нашу коллек тивную мысль. В это памятное мне заседание родилось много но вого и оригинального в области специального судостроения». НД ЧЕРНОМ МОРЕ В 1918 году часть кораблей Чермоморомого флота, чтобы не сдавать ях врагу, была, оа приказу Хеннна, потоплена наши-* ми морянами, $ часть уведена иж тервентами в Бизерту. Южная морская граница оказав лась незащищенной. Товарищ Сталин, будучи в то время членом Реввоенсовета Юж ного фронта, после разгрома Деникина, в октябре 1919 года, е приближением частей КраснейJip- мки к побережью Азовского и Чер ного морей потребовал от Главко ма принятия срочных мер по ор- гаиизацн на побережье береговой обороты,' по доставке катеров, гидропланов, мин для постанова заграждений н снабжения портя» морской артиллерией. Телеграмма об этом товарища Сплина Глав кому датировав 5 января 1920 года. 7 марта 1920 года т о в а рш ^ р Сталин отдает приказ по Юго-За падному Фронту, в котором гово рится: «В виду необходимости срочно го укомплектовании морских сии Черного и Азовского м рей п р и к а з ы в а я : Откомандировать в распоряже ние Командующего Морскими си лами Югзапфронта всех, без исключения моряков, состоящих как в действующих сухопутных частях, так и штабах, управле ниях и учреждениях, за исключе нием бронечастей; выделение мо ряков из последних произвести по согласовании этого вопроса Адми- нистративного Управления Штаба фронта с подлежащими началь ствующими над бронечастямн п А цами... К откомандированию военморов приступить неиедленно по полу чении сего приказа и закончить его не позже 10 нарта сего года. Списки откомандированных од новременно с отправкой военморов препроводить: 1 экзенпляр в Штаб Коморскюгзап в г. Николаев, 1 экземпляр в штаб Юго-Запад ного фронта и 1 экземпляр коман диру соответствующего флотского полуэкипажа. Приказ ввести в действие п» телеграфу». Так, волею товарища Сталина было положено начало возражде- няю Черноморского флота. В дальнейшем товарищ Сталин продолжает неослабно следить за восстановлением и строительствои Черноморского флота. В 1929 году товарищ Сталин посещает корабли флота, в той числе крейсер «Чернова Украи на». Моряки возрожденного и ук репленного товарищей Сталиным Черноморского флота в годы Ве ликой Отечественной войны по крыли себя немеркнущей славой. В 1942 году наш вождь и учи тель дал высокую оценку защит никам Севастополя. Товарищ Сталин тогда писал: «Самоотверженная борьба сева стопольцев служит примером ге роизма для всей Красной Армии и советского народа».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz