На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
24 июля 1947 г.. Кг 171 ( 2862 ) Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Ко Дню Военно-Морского Флота Строительство Военно-Морских Сил СССР воюз боветскнх Социалистиче ских Республик — держава не только сухопутная, но н морская. Из 65 ООО километров границ на шей Родины — 48.000 километров с лишним составляют границы морские. 14 морей омывают наши берега. Экономическое и военно-поли тическое значение приморских районов, подступы к которым при крывает флот, — огромно. Совет ская Украина, Крым, Кубань и богатейшие районы Закавказья выходят прямо к Черному и Азоз- скому морям, а Донбасс располо жен в непосредственной близости от этих морей. На Балтике откры ваются подступы с моря к Ленин граду, прибалтийским республи кам и Калининградской области. На берегах Баренцова моря расположена Печенга, богатейшие районы Кольского полуострова лежат в непосредственной близо сти от моря; здесь же проходит большая океанская дорога во многие страны — дорога, которая в годы войны сыграла такую боль шую роль. Тихоокеанский флот стоит на морских подступах к Со ветскому Приморью, Хабаровске* му краю, Сахалину, Колыме, Кам чатке и Чукотке, богатства кото рых неисчислимы. Естественно, что с первых же дней Советской власти большеви стская партия, Ленин и Сталин неустанно заботятся о том, ч>обы обеспечить крепкую, надежную охрану морских границ социали стического государства. Восстановление и затем, в дальнейшем, строительство фло та требовало громадных усилий всего советского народа, большой организаторской работы партии, ее вождей, неустанного внимания и заботы Центрального Комитета партии и Советского правитель ства. В период с 1925 пд 1928 год и в первые годы сталинской пятилет ки на Черноморском и Балтийском флотах были модернизированы все линейные корабли, достроены и отремонтированы крейсера, мино носцы, подводные лодки и кораб ли других классов и был^э прис- туплено к строительству новых кораблей на реконструирующихся советских заводах. ♦ # • Руководимый большевистской партией и товарищем Сталиным, советский народ самоотверженно боролся за осуществление сталин ской программы великих социали стических преобразований, начер танной в первом пятилетием пла не. Ьтрана была покрыта лесами единой всенародной стройки. Со вершался гигантский револю ционный переворот в деревне, ко торый товарищ Сталин характери зовал, как равнозначный по своим последствиям революционному пе ревороту в октябре 1917 года. Империалисты всех стран, видя крах своих надежд на гибель Со ветской власти, искали случая, чтобы сорвать социалистическое сгроительство, не дать укрепить ся Советскому Союзу. Партии большевиков было ясно, что только мощные вооруженные силы, оснащенные передовой тех никой и воспитанные в духе рево люционных традиций, в духе люб ви к Родине, в духе беззаветной преданности делу Ленина — Сталина, смогут оградить нашу страну от нападения извне. И пар тия, следуя указаниям товарища Сталина, мобилизует советский народ на укрепление Красной Ар мии и ее верного помощника — Военно-Морского Флота. За первую и вторую пятилетки советское судостроение дало фло ту около 500 современных кораб лей, построенных по последнему слову современной техники. Это в 4 раза больше по количеству и в 3 раза больше по тоннажу, чем дало судостроение царской Рос сии за 10 лет перед первой миро вой войной. Если царский флот оснащался механизмами, изготов ленными за границей, то советские корабли были целиком, от слож ных агрегатов до последней* за клепки, сделаны на наших, совет ских заводах. . По указаниям товарища Сталина строятся новые судостроитель ные предприятия и реконструиру ются старые. Воссоздается и быстро растет наш Черноморский флот, который товарищ Оталин посетил в 1929 году. В 1932 году ' по инициативе товарища Сталина кладется нача ло созданию мощного Тихоокеан ского флота, который к 1939 го ду, всего через 7 лет, насчитывает в своем составе уже более 100 боевых единиц. В июле 1933 года товарищ Сталин вместе с товарищами Ворошиловым и Кировым посетил первые корабли, которые должны были положить начало Северному флоту, и гор. Полярный, ставший главной базой самог^) молодого из флотов Советского Союза — Се верного , флота, созданного по прямым указаниям товарища Сталина. «Почти Все моря я океаны зем ного шара, — писал в 1939 году адмирал флота И. Исаков, — ви дят наш военно-морской флаг. В прошлом году отряд небольших советских кораблей прошел из Ленинграда во Владивосток через Панамский канал. В этом году (1939 г. Ред.) во Владивосток пришел отряд небольших кораблей из Севастополя через Суэцкии канал, а другая группа сейчас (июль 1939 г. Ред.) повторяет маршрут через Атлантику, Панам ский канал. Тихий океан, идя на Дальний Восток». Это были корабли, построенные на советских судостроительных заводах. Корабли такого типа не предназначены для больших оке анских походов, однако, несмотря на тяжелые условия плавания, они с честью выполнили задание, бле стяще выдержав испытание морем и штормом. Офицеры и матросы советских кораблей показали себя достойными сынами своей великой социалистической Родины и от личными мореходами, подлинными знатоками своего дела. Строительство флота See эти годы было предметом неослабно го внимания партии, правительства и товарища Сталина. * * * Сталинские пятилетки преобра зовали нашу страну. Неизмеримо поднялось экономическое могуще ство социалистического государ ства. Был создан заново целый ряд важнейших отраслей промыш ленности. Страна социализма пре вратилась в могучую индустриаль ную державу. Партия вырастила и воспитала замечательные, беззаветно предан ные великому делу Ленина — Сталина кадры рабочего класса и советской интеллигенции, создала многочисленные научные учреж дения, в которых советские уче ные успешно решали важнейшие проблемы дальнейшего прогресса народного хозяйства. Партия большевиков, руковод ствуясь указанием товарища Сталина, что техника без людей, овладевших ею, мертва, и что техника в надежных руках может сделать чудеса, наряду с техни ческим оснащением флота, неус танно заботилась о его пополнении высококвалифицированным, ор ганизованным, дисциплинирован ным личным составом, беззаветно преданным Родине, обладающим высокой политической сознатель ностью щ готовым ве вся деда Ленина — Сталина не пощадить ни сил, ни самой жизни. Ряды специалистов флота ■сире- рывно пополнялись выпускниками высших воемно-мореких, военно- морских инженерных, авиацион ных, авиационно-технических, гид рографических и других училищ, выпускниками Военно-Морской академии, специальных курсов командного состава. В высших военных и военно-морских учеб ных заведениях готовились кадры политработников. Судостроительная промышлен ность, ее рабочие, ев конструктор ские и руководящие кадры в про цессе создания подводных сил Со ветского государства, малых ко раблей и ледоколов, в процессе восстановления и модернизации старых кораблей и достройки за ложенных приобрели богатый опыт. Таким образом, за время двух сталинских пятилеток, благодаря осуществлению мудрой сталин ской политики большевистской партии и усилиям героического со ветского народа, стало возможным приступить к реализации гранди озной задачи, выдвинутой товарищем Сталиным, — к строи тельству большого советского флота. В январе 1938 года, на I сессии Верховного Совета СССР первого созыва, большевистская партия устами товарища Молотова зая вила: «Мы должны считаться с тем, что страна наша большая, что она омывается морями на громад ном протяжении, и это нам всег да напоминает о том, что флот у нас должен быть крепкий, сильный. Об этом же нам на поминают и капиталистические державы тем, что за последние годы они развернули громадное военно-морское строительство... ...У могучей Советской держа вы должен быть соответствую щий ее интересам, достойный нашего великого дела, морской и океанский флот». Сессия Верховного Совета СССР приняла решение о созда нии большого морского и океан ского флота СССР. Это решение исходило вз инте ресов Советского государства. Оно было направлено к тому, что бы оградить нашу страну от воз можного нападения агрессоров с моря; к тому, чтобы закрыть на крепкий замок морские границы Советского Союза, ибо лучшей гарантией мира и безопасности на шей Родины, лучшей гарантией от угрозы нападения извне является боевое могущество Вооруженных Сил как на суше и в воздухе, так и на море. • * * Строительство большого мор ского и океанского флота осу ществлялось по программе, ут вержденной правительством и раз работанной под непосредственным руководством товарища Сталина. Создать мощный флот означало: во-первых, построить мйого ко раблей и притом таких, которые превосходили бы корабли вероят ных противников по основным тактико-техническим данным и, во-вторых, иметь суда всех клас сов, от мелких до гигантов- линкоров, причем — в нужном ко личестве. Строительство советского боль шого флота, в отличие от всех ос тальных флотов мира, связано и с еще одной весьма важной и зна чительной особенностью. Особен ность эта заключается в том, что проекты новых советских кораб лей, утверждаемые правительст вом и лично товарищем Сталиным, предусматривают не только самый быстрый ход, самое лучшее воору жение, самое современное управ ление кораблем, но и самые луч шие условия д м советских моря ков, которьш предстоит жить и работать на корабле. Большевистская вартия и товарищ Сплин нредлривдшают целый ряд мер к тому, чтобы на меченная программа строительства большого флота успешно выпол нялась и перевыполнялась. В 1939 году устанавливается ежегодное всенародное празднова ние Дня Военно-Морского Флота. В строительстве мощных Военно- Морских сил Советской державы должна актнйно участвовать вся страна! — под этим лозунгом от мечают в предвоенные годы День флота народы Советского Союза. В результате предпринятых пар тией и правительством мер по вы полнению указаний товарища Сталина, Советский Военно-Мор ской Флот начинает расти все бо лее быстрыми темпами. В 1939 году в строй вступили 112 надводных кораблей, а 5 1940 году — 163, что означает по срав нению с 1939 годом рост на 50 процентов. Подводный флот в 1940 году вырос по сравнению с 1939 годом на 300 процентов. Рост надводного флот* шел в 1940 голу главным образом за счет крупных единиц. Выросла также береговая обо рона и морская авиация. * » • В годы восстановления и строи тельства Военно-Морского Флота СССР большевистская партия за ботилась не только о том, чтобы флот был оснащен самой пере довой, самой совершенной техни кой. Партия руководствовалась и другими указаниями товарища Сталина, — о том, что наши кад ры необходимо воспитывать и за калять идейно, политически. «Красноармеец и краснофло тец,—говорил товарищ Калинин в 1940 году, развивая это указа ние вождя советского народа в применении к нашей армии и флоту, — прежде всего, должен ' хорошо знать, что оя готовится к борьбе за огромные человече ские ценности, за свою великую социалистическую Отчизну, за жизнь н счастье своего народа, за свободу и лучшую долю мил лионов своих братьев ио классу. Только эти идеальные цели, только убежденность в правоте дела могут вселить в красноар- - мейцев и краснофлотцев способ ность проявлять то, что мы на зываем героизмом». По прямым директивам партии в Военно-Морском Флоте была соз дана стройная система политиче ского воспитания матросов и стар шин и марксистско-ленинского об разования командных и политиче ских кадров. Большие средства были выделены на создание клу бов, Домов флота, библиотек, в которых перед войной было свыше 3,5 миллионов книг, на создание ежедневных флотских газет и га- б з т соединений, на широкое раз вертывание всех форм политико- росветительной работы. * Политические органы и создан ие во всех частях и подразделе ниях флота партийные и комсо мольские организации являлись проводниками линии партии, осу ществляли ее волю, борясь за про ведение 3 жизнь ее директив. Они сплачивали личный состав вокруг партии и товарища Сталина, моби лизовывали его иа освоение техни ки, ца повышение боевой готовно сти флота. Коммунисты и комсо мольцы правдивым большевист ским словом и личным примером помогали командирам укреплять дисциплину и организованность и решать успешно сложные задачи боевой подготовки. Воспитательная работа на флоте гелась партией непрерывно и была *ой силой, которая сплотила воен ных моряков в одни мощный бое вой кулак, который был нанесен врагу м один сокрушительный удар. Партия большевиков воспитала матросов, старшин л офицере*- беззаветно преданными Р о д и » воинами, в которых высок насту* нательный дух и боевая актевноетб и политическая сознательность ко торых позволила им глубоко осоз нать как свои благородные цели, так и высокое назначение создан ных партией и великим Сталиным Военно-Морских сил СССР — военного помощника Советской Армии. • * *■ Тая большевистская партия я товарищ Сталин создавали и ук репляли достойный нашего вели кого дела морокой и оквавеккй флот в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне. Тая они {растили и восЗигываля юадры советских военных моря ков, прививая им большевистские качества — храбрость, мутжестио, незнаядае страха в баю, готов ность до конца биться вместе с шроцром за великое дало Леонид —Сташлна. Жизнь показала, пай далеко вперад осмотрел тов&рвд Сталин, ставя эецдачу строительства могу чего Советского флота. Когда вемевдко-фащистскяе орды 22яоня 1941 года вероломно напали иа m aty Родину, Военно-Морской Флот, советские моряки, воспи танные паршей в товарищем Сталиным, плечо к плечу с Со ветской Армией, грудью еггэли & защиту Родяяы и нанесли врагу сокрушительные |ушяры. В жесто ких боях с врагом Советский флот и советские моряки стойко и на дежно обеспечивали чриморскив фланги сукооушых войск и быж достойными гюмоццяиквми Совет ской Армия. Ни одва приморская крепость, от сирин приморский город не были взяты врагом с моря — флот зорко стоял на страже морских подступов. Воен но-Морские силы СССР вписали немало героическгёй стриниц в ле топись побей советсюого народа над ивмецко-фашиеггскими . зах ватчиками и японскими империа листами. В годы Великой Отечесгоаншй войны советские моряки, Совет ский военншй флот эаедзкжюлн высокую оценку товарища Сталина, высказанную им в приказе ко Дню Военно-Морского Флота в июле 1945 года. * * * Советский Союз вышел нз Ве ликой Отечественной войны еще более крепким и сильным. Укре пились и его морские позиции. Со- бетское государство, в результате изменения границ с Финляндией, возвращения Печенги, Южного Сахалина и Курильских островов, в результате расширения морской границы в Баренцевом море, а также получения области Кениг сберга, аренды Порккала-Удд и договора с Китаем о совместном использовании Порт-Артура, — утвердилось на своих исконных рубежах. Это сыграло большую роль в повышении могущества СССР как великой морской дер жавы, в расширении морских свя зей социалистического государст ва. Военио -Морские еялы СССР — детшйе партии большевиков я товарища Сталина, детище совет ского народа, — (ныне, в «юале- воедоиый период, зорко стоят на страже морских рубежей социали стического государства. Лячшлй состав флота, эьйкхйняя указания великого Сталина, неутомимо тру дится над повышением боевого мастерства, сохраняя постоядатую бовву.ю готовность, чтобы по пер вому же зову партии дать сокру- шитгелыньш отшор любым прои скам международной реакции, меч тающей <\ новых военных аван тюрах «против Советского Союза
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz